КОНОМИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА УДК 630*652 Н.П. Чупров
Чупров Николай Прокопьевич родился в 1931 г., окончил в 1954 г. Архангельский лесотехнический институт, доктор сельскохозяйственных наук, заведующий лабораторией экономики и организации лесного хозяйства СевНИИЛХа, член-корреспондент РАЕН, заслуженный лесовод России. Имеет более 160 печатных работ в области экономики лесного хозяйства и лесной промышленности, лесопользования и лесной таксации.
К МЕТОДИКЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ И ДОСТУПНОСТИ ДРЕВЕСНЫХ РЕСУРСОВ ЛЕСА*
Предложены методика и механизм определения экономической оценки и доступности древесных ресурсов при главном пользовании лесом на рентной основе, рассчитываемой на стадиях «лесовыращивание - лесозаготовки» и «лесовыращивание -лесозаготовки - переработка древесины». Показан порядок расчета экономических показателей, необходимых для экономической оценки древесных ресурсов и их экономической доступности.
Ключевые слова: лесные ресурсы, экономическая оценка, рента, доступность.
К лесным ресурсам, как известно, относятся все компоненты, слагающие лесной биогеоценоз и имеющие потенциальное хозяйственное значение. Это разнообразные древесные и недревесные ресурсы леса, средоза-щитные, рекреационные и другие невещественные полезности леса. Особым ресурсом являются лесные земли как первооснова формирования лесных биогеоценозов.
В современных условиях надо стремиться максимально реализовать все виды лесных ресурсов (в рамках неистощительного пользования) в целях улучшения финансирования лесного хозяйства и пополнения местных и федерального бюджетов. В то же время до сих пор плата за лесные ресурсы обоснована недостаточно, часто занижена или вообще отсутствует. В условиях финансирования лесного хозяйства за счет лесных доходов необходим научно обоснованный метод оценки. В настоящее время наиболее признана экономической наукой рентная оценка природных ресурсов.
Основным ресурсом является древесина, получаемая при главном пользовании лесом. Плата за древесину на корню установлена и взимается с лесозаготовителей. Однако она весьма несовершенна, многократно индексировалась и фактически потеряла свою экономическую основу. Проблема
* В Порядке постановки.
установления научно обоснованной платы за древесину на корню находится в стадии разработки.
Оценке лесных ресурсов посвящены работы сравнительно небольшого числа экономистов [1-3, 5-8 и др.]. Разработан ряд методических предложений [2, 4, 6]. В соответствии с ними ренту, получаемую от использования 1 м3 древесины на корню (Кл.з), устанавливаемую на стадии «лесо-выращивание - лесозаготовки», рассчитывают по известной формуле [4]:
R = Цлз--С - З (1)
21л.з р Сл.з Зтр , (1)
1+^ 100
где Цлз - средневзвешенная рыночная цена 1 мз круглого леса, получаемого на участке (индивидуальная цена), р.;
Сл.з - себестоимость заготовки 1 мз древесины в круглом виде на оцениваемом участке, р.;
Зтр - затраты на перевозку древесины к потребителю, р./м3;
Рл.з - нормативная прибыль, сохраняемая за лесозаготовительным предприятием, %.
Корневая плата за 1 м3 древесины на корню (Р), по нашему мнению, должна состоять из двух частей: ренты с 1 м3 (R^) и необходимых затрат на воспроизводство лесов, приходящихся на 1 м3 древесины (Злв):
Р = ^.з + Зл.в. (2)
Первая часть общей ставки за древесные ресурсы (минимальная ставка), определяемая на рентной основе, при распределении доходов не принадлежит ни лесхозам, ни лесозаготовителям, так как формируется вследствие неравенства природных условий лесоэксплуатации. Напрямую она не связана с лесовосстановлением и целиком принадлежит государству, которое вправе распределять ее по своему усмотрению (например на муниципальные нужды, в бюджеты России, области и др.). Эта часть платы, в соответствии с действующим законоположением, может устанавливаться по утвержденной «Методике экономической оценки лесов» [2]. Однако в ней нет детального механизма оценки лесных ресурсов. Более подробно он разработан СевНИИЛХом и ВНИИЛМом в «Методических рекомендациях по экономической оценке лесов», рассмотренных и одобренных на НТС Рос-лесхоза еще в 1996 г., а изданных в 2000 г. [6], и особенно в «Методике экономической оценки лесных ресурсов и лесных земель, доступности древесных ресурсов и формирования платы за ресурсы», разработанной СевНИИЛХом в 2003 г. [4]. В них показан механизм расчетов с дифференциацией по разным видам ресурсов.
Вторая часть ставок платы за древесину на корню в зоне основных лесозаготовок (устанавливаемых субъектами РФ), должна быть такой, чтобы сумма платы по ставкам полностью возмещала затраты на весь цикл ле-совыращивания, включая лесовосстановление, охрану лесов и содержание лесной охраны. Если первую часть платы следует устанавливать на рентной основе, то вторую - исходя из потребности затрат на ведение лесного хозяй-
ства области, региона по специально разработанным нормативам и целиком направлять на лесовыращивание. Этот вопрос до сих пор не решен.
Автором предлагается простой механизм расчета второй части ставок платы за древесину на корню для районов основных лесозаготовок по формуле
я = [(I Зл.х +1 зк-IД с.с )К нп ]к н.д.с
^лв ^у , (3)
где Зл.в - требуемые средние затраты на воспроизводство и охрану лесов, приходящиеся на 1 м3 заготовляемой древесины по главному пользованию в области, регионе, р.;
£Зл.х - суммарные годовые операционные затраты на ведение лесного хозяйства в области, регионе, тыс. р.; 1Зк - капитальные годовые затраты лесного хозяйства на приобретение техники в области, регионе, тыс. р.;
1Дс.с - планируемая годовая сумма собственных средств лесного хозяйства в области, регионе, тыс. р., IV - объем заготовки древесины в расчетном году в области, регионе, тыс. м3;
Кн.п - коэффициент, учитывающий нормативную прибыль лесного хозяйства (например 1,15);
Кнд.с - коэффициент, учитывающий налог на добавленную стоимость.
Если на лесовыращивание выделяется дополнительно, кроме собственных средств лесхозов, определенная сумма средств из госбюджета или бюджета субъектов Федерации, размер второй части ставок платы на воспроизводство древесных ресурсов, используемых лесозаготовителями, может быть рассчитан по формуле
~ _ [(I Зл.х + 1 зк -1 Дс.с -1 Дб )КНП ]Кн.д.с
Зл.в IV , ^
где ХДб - планируемая годовая сумма средств, выделяемая из бюджета на ведение лесного хозяйства области, региона, тыс. р.
Выделение средств из бюджета, на наш взгляд, можно рассматривать как помощь государства лесозаготовителям путем снижения платы за используемые древесные ресурсы на корню.
В малолесных районах, где объем лесозаготовок небольшой, а затраты на ведение лесного хозяйства существенны, значительна средозащитная и рекреационная роль лесов. В этих условиях необходимо выделять больше средств из бюджетов на воспроизводство лесов или вторую часть ставок платы за вырубаемую древесину определять по специальным нормативам, учитывающим затраты на весь цикл лесовыращивания до спелости на вырубаемой площади.
Установленные по области, региону средние ставки второй части платы могут быть дифференцированы по тем же условиям и в той же пропорции, что и устанавливаемые ставки рентной части.
Таблицы общих ставок платы за древесину на корню, дифференцированных по условиям, могут быть составлены следующим образом:
1) по установленным ставкам рассчитывают средневзвешенную по области, региону рентную часть ставки за 1 м3;
2) по приведенным выше формулам определяют средневзвешенную по области, региону вторую часть ставки платы за 1 м3;
3) находят процент средневзвешенной второй части ставки от средневзвешенной рентной части ставки;
4) рентные ставки, дифференцированные по условиям (породы, группы крупности древесины, расстояния вывозки, запасы древесины на 1 га и др.), увеличивают на процент разницы средних рентных ставок и части ставок на воспроизводство древесины; в результате составляют таблицы общих средних ставок платы за древесину на корню.
Рентную часть платы за древесину на корню, которая является избыточной частью прибыли лесозаготовительного предприятия, следует изымать из его прибыли. В худших условиях лесоэксплуатации (плохой и удаленный лесосечный фонд, низкая рентабельность лесозаготовок) этой платы может не быть.
Вторая часть платы, предназначенная для воспроизводства вырубаемой древесины, должна быть установлена для всех условий эксплуатации, так как вырубленный древостой в любых условиях требует восстановления и затрат. Эта плата должна входить статьей затрат в себестоимость лесозаготовок. В результате несколько снижаются рентабельность лесозаготовок и рентная часть платы.
Часть платы за древесину на корню, установленная по данным ставкам, соответствующая ее рентной оценке, направляется в федеральный бюджет, вторая должна целиком использоваться на ведение лесного хозяйства области, региона.
Расчеты по экономической рентной оценке древесных и недревесных ресурсов - довольно трудоемкая и сложная работа. Кроме разработанных методик, требуется много исходных, как натуральных, так и стоимостных, показателей и нормативов, которые в практике лесного хозяйства большей частью отсутствуют, и расчеты с «нуля» оказываются нереальными. Необходимо разработать специальные нормативы для экономической оценки лесных ресурсов по крупным регионам страны, учитывающие весь диапазон и специфику лесорастительных и производственно-экономических условий. Для северного региона европейской части РФ они разработаны СевНИИЛХом.
Разработка и использование таких нормативов по регионам страны позволит перейти от установления современной, экономически необоснованной платы за лесные ресурсы к научно обоснованной, базирующейся на рентной оценке.
До сих пор усилия лесоэкономистов были направлены на разработку методики экономической оценки и установления платы за древесину на корню на стадии «лесовыращивание - лесозаготовки», которая взимается
только с лесозаготовителей. Однако это лишь первый этап решения проблемы. Наибольшая часть экономического эффекта от использования древесины реализуется на стадии ее переработки и обработки (целлюлозно-бумажное, фанерное, плитное, лесопильное и другие производства). Заготовка же древесины всегда была и фактически остается низкорентабельным производством в связи с низкими ценами на круглый лес. При плановой экономике нерентабельные предприятия поддерживались государством путем перераспределения прибылей. В современных условиях каждое предприятие существует за счет собственных средств. В связи с низкой рентабельностью лесозаготовок (в 2001 г. в среднем по Архангельской области 9 %) расчетная рента, а значит и рентная часть платы, оказываются низкими, выше которых лесозаготовители не имеют возможности платить. В то же время, если в западных странах плата за древесину на корню достигает 40 % и более от рыночной цены круглого леса, то в Архангельской области в последние годы она составляла 5 ... 7 %.
В связи со сказанным считаем, что целесообразно устанавливать плату за используемые древесные ресурсы не только с лесозаготовительных, но и с целлюлозно-бумажных, лесопильно-деревообрабатывающих и других предприятий, использующих древесное сырье. Для этого необходимо разработать специальную методику и нормативы. При оценке древесины на корню по кругу «лесовыращивание - лесозаготовки - переработка древесины» кроме ренты с лесозаготовителей может взиматься рента с переработчиков древесины. Она может быть рассчитана по формуле
( \
Я пер -
X Ц
пер
-X Сп
Р ^ пер
1 + —^
ч 100 /
:V , (5)
где Япер - рента, получаемая от переработки 1 м3 заготовленного и перера-
ботанного круглого леса, р./ м3;
ХЦпер - суммарная цена продукции (доход), выработанной из переработанного круглого леса, тыс. р.;
ХСпер - суммарные затраты (себестоимость) на выработку продукции из переработанного круглого леса, тыс. р.;
V - объем переработанного круглого леса, тыс. м3;
—пер - нормативная прибыль, установленная для каждого производства, %.
Часть этой ренты может быть направлена на воспроизводство лесных ресурсов и включена в расчет ставок платы за древесину на корню.
На этой же методической основе, с использованием приведенных показателей, устанавливается экономическая доступность древесных ресурсов. На стадии «лесовыращивание - лесозаготовки» она определяется из следующего условия:
Ял.з > 0. (6)
Оценка экономической доступности древесных ресурсов каждого лесного участка (лесотаксационного выдела) выполняется на основе его рентной оценки. Оценку доступности совокупности лесных участков (выде-лов) целесообразно рассчитывать на основе средневзвешенной рентной оценки, определяемой через запас древесины на этих участках.
Экономическая доступность древесных ресурсов, рассчитываемая по циклу «лесовыращивание - лесозаготовки - переработка древесины», определяется условием, когда общая рента больше или равна нулю:
Добщ > 0. (7)
По данным рентной оценки для изучаемого диапазона условий лесоэксплуатации, рассчитываемой по нормативам, можно составить шкалу, упрощающую установление экономической доступности ресурсов древесины по главному пользованию в практике и проектировании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Воронков П.Т. Экономическая оценка лесных угодий / П.Т. Воронков. -Новосибирск: Наука, 1976. - 134 с.
2. Методика экономической оценки лесов. - М.: МПР, 2001.
3. Петров А.П. Платежи за ресурсы в системе финансирования лесного хозяйства / А.П. Петров // Лесн. хоз-во. - 1996. - № 1. - С. 21-23.
4. Чупров Н.П. Методика экономической оценки лесных ресурсов и лесных земель, доступности древесных ресурсов и формирования платы за ресурсы / Н.П. Чупров. - Архангельск: СевНИИЛХ, 2003. - 45 с.
5. Чупров Н.П. Экономическая оценка лесов и лесных земель в условиях Севера / Н.П. Чупров, Е.Д. Антуфьева, Н.П. Кузнецова // Лесн. хоз-во. - 1984. -№ 6. - С. 26-28.
6. Чупров Н.П. Методические рекомендации по экономической оценке лесов / Н.П. Чупров, П.Т. Воронков. - Архангельск: СевНИИЛХ, 2000. - 34 с.
7. Чупров Н.П. Экономическая оценка лесных ресурсов и лесных земель в условиях Севера и Северо-Запада России / Н.П. Чупров, М.М. Кудряшов // Лесн. хоз-во. - 2000. - № 3. - С. 25-27.
8. Чупров Н.П. Экономическая оценка лесных ресурсов и лесных земель в рыночных условиях / Н.П. Чупров, М.М. Кудряшов, Е.Д. Антуфьева // Лесн. журн. -1995. - № 4-5. - С. 141-153. - (Изв. высш. учеб. заведений).
СевНИИЛХ Поступила 20.12.02
N.P. Chuprov
On Technique of Economic Evaluation and Accessibility of Forest Wood Resources
Technique and mechanism of determining economic evaluation and accessibility of wood resources at main felling on rental basis are proposed estimated at stages of "forest growing - forest harvesting" and "forest growing - forest harvesting - woodworking". Method of calculating economic indices necessary for economic evaluation of wood resources and their economic accessibility is shown.