Научная статья на тему 'К кормовому поведению и питанию турухтана Philomachus pugnax в юго-восточном и центральном Казахстане'

К кормовому поведению и питанию турухтана Philomachus pugnax в юго-восточном и центральном Казахстане Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
49
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Хроков Валерий Васильевич

Второе издание. Первая публикация: Хроков В.В. 2018. К кормовому поведению и питанию турухтана в юго-восточном и центральном Казахстане // Птицы и сельское хозяйство: современное состояние, проблемы и перспективы изучения. Сочи: 356-358.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К кормовому поведению и питанию турухтана Philomachus pugnax в юго-восточном и центральном Казахстане»

бедей-кликунов с 1 и 2 птенцами. Птенцы были размером немного меньше взрослых птиц и серой окраски. Лебеди держались в западной, примыкающей к новому золоотвалу части озера, образовавшемся на месте старого золотовала из-за подтопления в связи со строительством дороги и холодного канала. Раньше этот участок был покрыт лесом, но после затопления лес погиб и местами из-под воды торчат остатки стволов. Значительная часть акватории в этой части озера покрыта густыми зарослями рогоза, по всей видимости, именно в них и были устроены гнёзда лебедей.

Находка на гнездовании на территории заказника «Сушинский Калтус» лебедя-кликуна, включённого в Красную книгу Иркутской области, говорит о необходимости сохранения этой уникальной территории, на которой также отмечено гнездование многих видов водяных птиц; здесь, помимо уток, гнездятся нескольких видов чаек, лысухи Fulica atra, чомги Podiceps cristatus и черношейной поганки Podiceps nigricollis (Саловаров, Попов 1998). Также на территории заказника во время пролёта останавливается много околоводных птиц.

Литератур а

Гагина Т.Н. 1961. Птицы Восточной Сибири (список и распространение) // Тр. Баргузин-

ского заповедника 3: 99-123. Малеев В.Г., Попов В.В. 2007. Птицы лесостепей Верхнего Приангарья. Иркутск: 1-276. Саловаров В.О., Попов В.В. 1998. Птицы заказника «Сушинский Калтус» // Охрана и рациональное использование животных и растительных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Иркутск: 192-197.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1738: 966-969

К кормовому поведению и питанию турухтана Philomachus pugnax в юго-восточном и центральном Казахстане

В.В.Хроков

Второе издание. Первая публикация в 2018*

Непродолжительные наблюдения за кормодобывательным поведением турухтана Philomachus pugnax проведены мной на озере Сорбу-лак (Алматинская область) в июле-сентябре 1979, 1980 и 1983 годов. Общее время, затраченное на наблюдения, составило около 200 мин, в

* Хроков В.В. 2018. К кормовому поведению и питанию турухтана в юго-восточном и центральном Казахстане //Птицы и сельское хозяйство: современное состояние, проблемы и перспективы изучения. Сочи: 356-358.

том числе 17 мин на хронометраж кормовой активности. Использовался 8-кратный бинокль и секундомер. Наблюдения за взрослыми особями охватили период с 12 июля до 4 августа, за сеголетками — с 20 августа до 22 сентября. В дни наблюдений стояла штилевая погода или дул слабый ветер. Птицы кормились в течение всего дня и даже в вечерних сумерках после захода солнца.

Кормовыми стациями турухтанам здесь служили урез воды и мелководье, где они неторопливо ходят на глубинах от середины цевки до брюха, иногда груди. Корм собирают с поверхности грязи, воды, из толщи воды и зондируя дно на мелководье, погружая клюв наполовину, целиком, до глаз, а нередко окуная всю голову. По литературным данным, турухтаны добывают корм на мелководье и на земле (Долгушин 1962), часто зондируют мягкий грунт, а иногда гоняются за насекомыми (Козлова 1962). Как необычный способ кормёжки отмечено следование турухтанов вместе с грачами Corvus frugilegus за плугом на полях (Jackson 1973).

Анализ 896 клевков показал, что интенсивность кормодобывания турухтанов в среднем составляет 52.7 клевка в минуту (от 29 до 92, n = 17), в том числе молодых особей — 40.9 (n = 9), взрослых — 66.0 кл./мин (n = 8). Низкая кормодобывательная активность турухтанов отмечена А.Г.Резановым (1978) — всего 17 кл./мин. Кормовые методы: зондирование и склёвывание с поверхности фиксировались примерно поровну. Иногда кулики совершали многократное зондирование с вибрацией всего тела, однажды было отмечено «зондирование-вспашка», когда птица, не вынимая клюв из субстрата, сделала несколько шагов вперёд. На мелководье за 1 мин обследуется участок 2x1 м и 3x1 м, за это же время по урезу воды кулик прошёл 2 м.

Турухтаны встречались поодиночке или по 2-3 особи вместе. Лишь однажды на Сорбулаке отмечено плотное скопление из 10 молодых птиц, кормящихся в 5-10 см друг от друга. Наблюдались и конфликтные ситуации между конспецифичными особями. Так, к одной молодой самке подошёл молодой самец и стал кормиться в 20-30 см от неё, но когда он приблизился к ней на 5 см, то самка вытянула шею и клюнула его, заставив отойти в сторону. Ещё одна молодая самка сделала несколько угрожающих шагов в сторону другой самки, когда та приблизилась к ней на полметра. Межвидовых конфликтов среди кормящихся неподалёку друг от друга (5-30 см) турухтанов, травников Trin-ga totanus, куликов-воробьёв Calidris minuta, белохвостых песочников Calidris temminckii и малых зуйков Charadrius dubius обычно не наблюдалось. Лишь в одном случае взрослый турухтан отогнал от себя кулика-воробья.

В Кургальджинском заповеднике (Акмолинская область) на осеннем пролёте в июле-сентябре 1969-1972 годов кормовыми биотопами

турухтанам служили солончаковые и грязевые берега водоёмов, мелководье, лужи, скопления отмерших водорослей и скошенные зерновые поля, куда кулики совершали массовые перелёты с берегов озёр (Хро-ков и др. 1986). На озере Есей 9 мая 2011 я наблюдал большое скопление турухтанов из 500 особей. Дул очень сильный ветер и многие кулики кормились на плаву, как круглоносые плавунчики Phalaropus lobatus, плавающие среди них. Турухтаны плавали, суетливо поворачиваясь в разные стороны, и быстро склёвывали корм с поверхности и из толщи воды.

Питаются турухтаны насекомыми (жуки, двукрылые, прямокрылые, клопы) и их личинками, моллюсками, дождевыми червями и семенами (Гладков 1951; Долгушин 1962; Козлова 1962). В исследованных 35 желудках взрослых птиц, добытых мной на Кургальджине, обнаружены корма животного и растительного происхождения, причём 80.0% проб содержали только животных, а 20.0% — только семена растений. В 37.1% желудков найдены смешанные корма. В составе кормов присутствовали следуюшие насекомые (определены Е.И.Глиняной и А.Г.Кре-славским): жесткокрылые (жужелицы Carabidae sp., быстряк Agonum sp., Amara sp., Pogonus sp., Nebria sp.; гребляки Sigara sp.; стафилины Staphylinidae sp., Stenus sp.,; долгоносики Curculionidae; плавунчики Aphodius sp.), полужесткокрылые Hemiptera, двукрылые (луговики Li-moniidae, мухи-береговушки Ephydriidae), подёнки Ephemeroptera, чешуекрылые (толстоголовка Heteropterus sp. и другие виды), муравьи Formicidae. В небольшом числе (4 желудка) найдены мелкие моллюски — катушки Planorbis planorbis. В некоторых пробах обнаружено большое количество личинок мух-береговушек (150, 200, 800 экз.), в желудке и пищеводе одной особи было 338 стафилин. В 57.1% желудков присутствовали семена водных и околоводных растений и зёрна пшеницы (до 20 шт.). Определены (М.С.Зориной) семена следующих растений: болотницы Eleocharis sp., осоки Carex sp. (до 60 шт.), рдеста Potamogeton sp., резухи Najas sp., ситника Juncus sp. (30 шт.). Гастро-литы присутствовали в 33 желудках (94.3%) в количестве от 2 до 115 штук (в среднем 29.3 шт., n = 35). Размеры камешков колебались от 0.5 до 6 мм.

Литература

Гладков Н.А. 1951. Отряд кулики Limicolae или Charadriiformes // Птицы Советского Союза. М., 3: 3-372.

Долгушин И.А. 1962. Отряд Кулики // Птицы Казахстана. Алма-Ата, 2: 40-245. Козлова Е.В. 1962. Ржанкообразные. Подотряд Кулики. М.; Л.: 1-434 (Фауна СССР.

Птицы. Т. 2. Вып. 1. Ч. 3). Резанов А.Г. 1978. Кормовое поведение и возможные механизмы снижения пищевой конкуренции куликов в период осенней миграции и зимовки // Фауна и экология позвоночных животных. М.: 59-83.

Хроков В.В., Кривицкий И.А., Волков Е.Н. (1986) 2016. Турухтан Philomachus pugnax

в Кургальджинском заповеднике // Рус. орнитол. журн. 25 (1332): 3248-3250. Jackson G. 1973. Ruffs following a plough // Brit. Birds 66, 7: 311-312.

Ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1738: 969-973

Кулики острова Кунашир (Южные Курилы)

Г.К.Матвеева, Е.Е.Козловский

Второе издание. Первая публикация в 2019*

Кунашир — самый южный остров Большой Курильской гряды. Этот остров площадью 1550 км2 вытянут на 123 км с юго-запада на северо-восток, имеет ширину 8-30 км и окаймлён сравнительно узкой литоралью с многочисленными рифами. Рельеф острова сложен пятью горными массивами (самая высокая вершина — вулкан Тятя высотой 1882 м), соединённых между собой холмистыми и низменными перемычками с высотами 100-150 м н.у.м. Более половины площади острова занимают леса. Равнины между горными массивами заняты моховыми и осоковыми болотами. В прибрежной полосе преобладают разнотравные и злаковые луга. Гористая поверхность и большое количество атмосферных осадков (1200 мм в год) обуславливают наличие густой сети рек и ручьёв. Климат на Кунашире типично морской, влажный, характеризуется отсутствием значительных морозов зимой и сильной жары летом. Самый холодный месяц — февраль (-15°С), самый тёплый — август (+18°С). Устойчивый снежный покров формируется в декабре и сохраняется до апреля (100-110 дней). Вегетационный период в разные годы варьирует от 160 до 208 дней. В местах, где отепляющее влияние вулканической деятельности сочетается с защитной ролью горных хребтов, произрастает много теплолюбивых растений и обитают представители южной фауны (Лесохозяйственный регламент 2007).

Материал, представленный в статье, собран на острове Кунашир с апреля 2016 по октябрь 2018 года на постоянных и временных маршрутах, которые охватывали практически все местообитания острова. Для анализа многолетних фенологических данных использована база данных заповедника «Курильский» и Летопись природы с 1984 года.

На Кунашире зарегистрированы 38 видов куликов. Из них для 4 видов установлено размножение, 30 посещают остров в период сезонных перелётов, 1 вид зимует, 3 считаются залётными.

* Матвеева Г.К., Козловский Е.Е. 2019. Кулики острова Кунашир (Южные Курилы) IIАктуальные вопросы изучения куликов Северной Евразии. Минск: 93-97.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.