Научная статья на тему 'К изучению религиозных процессов в мусульманских регионах Российской империи (конец XIX- начало xx вв. )'

К изучению религиозных процессов в мусульманских регионах Российской империи (конец XIX- начало xx вв. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
103
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСОВЕТСКИЙ ДАГЕСТАН / ИСЛАМСКОЕ РЕФОРМИРОВАНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РЕЛИГИОЗНАЯ ПОЛИТИКА / PRE-SOVIET DAGESTAN / ISLAMIC REFORMS / EDUCATIONAL SYSTEM / NATIONAL IDENTITY / RELIGIOUS POLICY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шихалиев Шамиль Шихалиевич, Магомедханов Магомедхан Магомедович, Баканов Александр Владимирович

Цель проанализировать вопросы развития исламской мысли в регионах Российской империи в конце XIX начале XX вв., обусловленные влиянием внешних факторов, проследить отношение государства к данному процессу. Методы: метод историзма, сравнительного анализа, описания. Результаты. Развитие исламской реформаторской мысли в пределах Российской империи в конце XIX начале XX вв. было сложным и неоднозначным явлением, детерминированным внешними и внутренними факторами. В Поволжье, Крыму и на территории Дагестана процесс этот имел ряд общих тенденций и локальные специфики. Выводы. Исламское реформаторство в общественно-политической и духовно-просветительской жизни оставалось актуальным вплоть до установления Советской власти и отразилось на многих сторонах жизни российских мусульман.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шихалиев Шамиль Шихалиевич, Магомедханов Магомедхан Магомедович, Баканов Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDYING THE RELIGIOUS PROCESSES IN THE MUSLIM REGIONS OF THE RUSSIAN EMPIRE (the end of 19th - the beginning of the 20th cc.)

The aim is analyzing the issues of the Islamic philosophy development in the regions of the Russian Empire at the end of the 19th century to the beginning of the 20th one, related to the influence of external factors, tracing the attitude of the state towards this process. Methods: the method of historicism, comparative analysis, description. Results. The development of the Islamic reformist philosophy in the Russian Empire at the end of the 19th century to the beginning of the 20th one was a complex and ambiguous phenomenon, determined by external and internal factors. In the Volga region, the Crimea and in the territory of Dagestan this process had a number of general tendencies and local specifics. Conclusions. Islamic reformism in the sociopolitical, spiritual and educational spheres remained relevant until the Soviet power establishment and affected many aspects of the Muslims’ life in Russia.

Текст научной работы на тему «К изучению религиозных процессов в мусульманских регионах Российской империи (конец XIX- начало xx вв. )»

10 ••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 4. 2018

••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 4. 2018

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Магомедханов Магомедхан Магомедович, доктор исторических наук, заведующий отделом этнографии, Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук (ДНЦ РАН), Махачкала, Россия; e-mail: mkhan@yandex.ru

Гарунова Саида Магомедхановна, младший научный сотрудник, Институт языка, литературы и искусства им. Г. Цада-сы ДНЦ РАН, Махачкала, Россия; e-mail: saida-mag@yandex.ru

Баканов Александр Владимирович, аспирант, Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, Махачкала, Россия; e-mail: mr.bakanov85@mail.ru

Благодарности: Исследование поддержано грантом Президиума РАН. Проект 1.1.24 Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Культурно-сложные общества: понимание и управление».

Принята в печать 25.10.2018 г.

THE AUTHORS INFORMATION Affiliations

Magomedkhan M. Magomedkhanov,

Doctor of History, assistant professor, the head of the Ethnography Department, Institute of History, Archaelogy and Ethnography, Dagestan Scientific Centre of Russian Academy of Science (DSC RAS), Makhachkala, Russia; e-mail: mkhan@yandex.ru

Saida M. Garunova, junior researcher, G. Tsadasa Institute of Language, Literature and Art, DSC RAS, Makhachkala, Russia; email: saida-mag@yandex.ru

Alexander V. Bakanov, postgraduate, Institute of History, Archaeology and Ethnography, DSC RAS, Makhachkala, Russia; e-mail: mr.bakanov85@mail.ru

Acknowledgements: The study was supported by the RAS Presidium grant. Project I. 1.24 Programs of fundamental research of the RAS Presidium of "Culturally complex societies: understanding and management".

Received 25.10.2018.

Исторические науки / Historical Science Оригинальная статья / Original Article УДК 39; 395.3

DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-4-10-15

К изучению религиозных процессов в мусульманских регионах Российской Империи

(конец XIX - начало XX вв.)

© 2018 Шихалиев Ш. Ш., Магомедханов М. М., Баканов А. В.

Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук, Махачкала, Россия; e-mail: shihaliev74@mail.ru; mkhan@yandex.ru;

mr.bakanov85@mail.ru

РЕЗЮМЕ. Цель - проанализировать вопросы развития исламской мысли в регионах Российской империи в конце XIX - начале XX вв., обусловленные влиянием внешних факторов, проследить отношение государства к данному процессу. Методы: метод историзма, сравнительного анализа, описания. Результаты. Развитие исламской реформаторской мысли в пределах Российской империи в конце XIX -начале XX вв. было сложным и неоднозначным явлением, детерминированным внешними и внутренними факторами. В Поволжье, Крыму и на территории Дагестана процесс этот имел ряд общих тенденций и локальные специфики. Выводы. Исламское реформаторство в общественно-политической и духовно-просветительской жизни оставалось актуальным вплоть до установления Советской власти и отразилось на многих сторонах жизни российских мусульман.

Ключевые слова: досоветский Дагестан, исламское реформирование, система образования, национальная идентичность, религиозная политика.

Формат цитирования: Шихалиев Ш. Ш., Магомедханов М. М., Баканов А. В. К изучению религиозных процессов в мусульманских регионах Российской Империи (конец XIX - начало XX вв.). // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Общественные и гуманитарные науки. 2018. Т. 12. №4. С. 10-15. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-4-10-15.

Studying the Religious Processes in the Muslim Regions of the Russian Empire (the end of 19th - the beginning of the 20th cc.)

© 2018 Shamil Sh. Shikhaliev, Magomedkhan M. Magomedkhanov,

Alexander V. Bakanov

Institute of History, Archaelogy and Ethnography, Dagestan Scientific Centre of the Russian Academy of Sciences, Makhachkala, Russia; e-mail: shihaliev74@mail.ru; mkhan@yandex.ru;

mr.bakanov85@mail.ru

ABSTRACT. The aim is analyzing the issues of the Islamic philosophy development in the regions of the Russian Empire at the end of the 19th century to the beginning of the 20th one, related to the influence of external factors, tracing the attitude of the state towards this process. Methods: the method of historicism, comparative analysis, description. Results. The development of the Islamic reformist philosophy in the Russian Empire at the end of the 19th century to the beginning of the 20th one was a complex and ambiguous phenomenon, determined by external and internal factors. In the Volga region, the Crimea and in the territory of Dagestan this process had a number of general tendencies and local specifics. Conclusions. Islamic reformism in the sociopolitical, spiritual and educational spheres remained relevant until the Soviet power establishment and affected many aspects of the Muslims' life in Russia.

Keywords: pre-Soviet Dagestan, Islamic reforms, educational system, national identity, religious policy.

For citation: Shikhaliev Sh. Sh., Magomedkhanov M. M., Bakanov A. V. Studying the religious processes in the Muslim regions of the Russian Empire (the end of 19th - the beginning of the 20th cc.). Dagestan State Pedagogical University. Journal. Social and Humanitarian Sciences. 2018. Vol. 12. No. 4. Pp. 10-15. DOI: 10.31161/1995-0667-2018-12-4-10-15. (In Russian)

Введение

Как в этническом, так и в конфессиональном отношении Россия исторически являлась одной из наиболее колоритных стран мира. Большая часть ее населения всегда осознавала себя христианами православного толка. К началу XX в. территория Российской империи, с Запада на Восток, простиралась от берегов Балтийского моря до пределов Тихого океана. Ее население по самым приблизительным подсчетам равнялось 126 миллионам человек. В его состав, помимо русских, входило множество народов. Различные верования и религии составляли конфессиональную палитру Российской империи.

Результаты исследования

В конце XIX - начале XX вв. в среде российских мусульман стало отчетливо наблюдаться оживление религиозного и национального самосознания, "отчуждение от России всего нерусского" [6, с. 15]. В связи с этим представители имперской администрации как самых высших, так и низ-

ших степеней пристально отслеживали все процессы, происходящие среди мусульманского духовенства. Особое внимание было уделено пресечению сепаратистских тенденций. В это время среди мусульман Российской империи интенсивно распространялись идеи пантюркизма и панисламизма. С учетом того, что исповедующих ислам в государстве насчитывалось порядка 16,5 млн. чел. (14 млн. принадлежало к тюркским народам) опасения царских чиновников имели под собой достаточно твердую почву и были относительно аргументированы.

В последней трети девятнадцатого столетия среди мусульманского населения Крыма и Поволжья зародилось общественно-религиозное течение, вошедшее в историографию под абривиатурой "джадидизм". Данная дефиниция образована от арабского словосочетания "ал-усул ал-джадид", что в переводе на русский означает "новый метод". Родоначальником данного течения принято считать крымского просветителя-

••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 4. 2018

••• DSPU JOURNAL. Vol. 12. No. 4. 2018

реформатора Исмаила Гаспринского (18511914 гг.) Изначально он сам и сторонники его идей ставили перед собой цель реформировать систему мусульманского образования. В дополнение к чисто теологическим дисциплинам предполагалось добавить ряд светских предметов. Однако к концу XIX в., помимо реформирования исламского образования, джадиды стали ратовать и за более активное участие мусульман Российской империи в общественно-политической и культурной жизни страны. Вместе с этим они старались предостеречь мусульман России от бездумного усвоения религиозно-политических течений исламского мира [6, с. 42]. Они настаивали на невосприятии всего того, что не вписывается в общепринятые каноны исламского культа [3, с. 44]. Исмаил Гаспринский еще в начале 80-х гг. XIX в. сформулировал тезис о том, что "рано или поздно русское мусульманство, воспитанное Россией, станет во главе умственного развития и цивилизации остального мусульманства... Если цивилизацию Востока водворили на западе римляне и арабы, то, может быть, Провидение предназначало русских и татар к водворению западной цивилизации на Востоке" [3, с. 55-58].

Рост общетюркского и общемусульманского самосознания настораживал имперские власти. Они связывали и первое, и второе явление с влиянием идей реформаторов Османской империи на умы российских мусульман. Власти старались его максимально пресечь. Однако данные попытки в основном были тщетны, и влияние продолжало оставаться весьма существенным. Следует отметить, что фактически все тенденции, которые развивались в политической и идеологической жизни османского общества, так или иначе нашли свое отражение и в жизни российских мусульман.

В конце XIX - начале XX вв. в Османской империи концепции пантюркизма и панисламизма стали приобретать совсем другой смысловой оттенок, чем это было прежде. На смену идеям о всеобщем халифате стали приходить идеи о развитии национальной идеологии, о пробуждении национального самосознания. Зия Бей в книге "Основы Тюркизма" открыто говорил о том, что панисламизм мешает развитию национальной идеологии в исламском мире. Точно таких же позиций придерживались и многие представители младотурков. Начиная с Первой мировой войны (1914-1918 гг.), а еще больше после распада Османской империи "панисламизм стал приобретать черты исламизма, а пантюр-

кизм (пантуранизм) - черты тюркизма". "Вся система общественной идеологии уже переходила от религиозной системы исламизма на национальную систему тюркизма" [11, с. 66].

В дореволюционной России не раз поднимался вопрос о всеобщем объединении мусульман империи в единую общественно-политическую организацию. Идеи данного разряда звучали как на Всероссийских съездах мусульман (первый прошел в августе 1905 г. в Нижнем Новгороде, второй - в январе 1906 г. в Санкт-Петербурге, третий - в августе 1906 г. в Нижнем Новгороде), так и в Государственной Думе Российской империи. Данные попытки не увенчались успехом. Действенная организация так и не была создана [10]. Основными центрами джадидизма, как и прежде, оставались Бахчисарай, Казань, Оренбург, Уфа, Баку, Ташкент и Бухара.

В Дагестане исламская реформаторская мысль начинает прослеживаться фактически в то же время, что и в целом по империи. К концу XIX в. теологи Страны гор имели тесные контакты с богословами Крыма и Волго-Уральского региона. Многие из дагестанских реформаторов изучали новометодную систему образования в медресе Бахчисарая, Казани и Оренбурга [5, с. 128]. Ряд интеллектуалов обучался книгопечатанию в Крыму. Там они имели прямые контакты с Исмаилом Гасприн-ским [4]. Некоторые его идеи были воспринят дагестанцами. Однако не все они нашли должную поддержку в Стране гор.

В основном это принято связывать с тем, что Дагестан исторически являлся краем весьма пестрым в этническом отношении. Тезис о всеобщем единении мусульман Российской империи, выдвинутый Исмаилом Гаспринским, выстраивался на общетюркском объединении. Данное обстоятельство никак не соответствовало реалиям Дагестана. В отличие от Волго-Уральского региона, Крыма и Центральной Азии, в нем превалировала арабографиче-ская традиция, тогда как в последних наравне с ней успешно развивалась тюркская и персидская. В Стране гор влияние арабского языка на науку было подавляющим, оно сохранялось фактически до конца 20-х гг. XX в. Деловая переписка и делопроизводство также осуществлялись при помощи данного языка. В связи с этим дагестанский джадидизм был больше схож с арабским мусульманским реформаторством конца XIX - начала XX вв. Арабский язык стал наиважнейшим компонентом

местной формы джадидизма. Ориентация на арабский мир в Дагестане была гораздо заметней, чем среди тюрок-мусульман Российской империи, в основном устремлявших свои взоры на Стамбул.

Основным вопросом, обращавшим на себя пристальное внимание джадидов Дагестана, был вопрос о том, на каком языке вести преподавательскую деятельность в ново-методных образовательных учреждениях. Среди реформаторов не было единства. Одна часть ратовала за то, чтоб обучение, как и прежде, велось исключительно на арабском языке, другая часть настаивала на внедрение тюркского языка, третья отстаивала позицию применения в данном процессе русского языка [7, с. 57-67]. Видный дагестанский просветитель и реформатор Али Каяев в этом вопросе не был согласен ни с одной из трех групп джади-дов. Он считал, что детей следует обучать на их родных языках. "Русский язык - это не язык ислама, а внедрение тюркского языка способствует включению дагестанских народов в орбиту влияния более крупных тюркских народов - турок или татар и, как следствие, - потере местной дагестанской идентичности" [7, с. 67].

Точно такую же позицию отстаивал и Абусуфьян Акаев. Он был категорически против того, что власти Российской империи разрешают дагестанцам изучать естественные науки исключительно лишь на русском языке. Ученый критиковал данное положение вещей и открыто говорил о том, что это открытая попытка русификации мусульман. Абусуфьян Акаев не раз высказывался о том, что обучение должно происходить на родных языках. По его мнению, это способствовало бы сохранению собственной идентичности [1, с. 225233]. Следует отметить, что выбор в пользу родного языка как языка обучения был преобладающим среди дагестанских реформаторов-просветителей. Также следует отметить, что ни один из них не ратовал за то, чтобы полностью заменить арабский язык каким-либо другим.

Первая мировая война (1914-1918 гг.) детерминировала кардинальные изменения на политической карте мира. Социалистическая революция в Российской империи, распад Австро-Венгерской империи на множество независимых государств, Германская революция, крушение Османской империи и прочие события изменили Европу до неузнаваемости. Вместе с изменениями политическими происходили и перемены в сознании масс. Многомерная

трансформация и модернизация затронула и мусульманские народы.

Революция 1917 г. дала жизнь новому государственному образованию под названием СССР. Теоретики коммунизма рассматривали межконфессиональные противоречия как что-то чуждое социалистическому укладу. Поскольку последние существуют в обществе лишь только тогда, когда религия укоренилась в сознании масс, для их искоренения требовалось изживание религии из жизни общества. В 1918 г. она законодательно была отделена от государства. Атеистическая пропаганда становилась наиважнейшей частью государственной политики СССР.

В марте 1917 г. в Дагестане установилась советская власть, просуществовавшая в регионе до июля 1918 г. С лета 1918 г. по весну 1920 г. Дагестан входил в состав Горской республики (объединенное государство горцев Северного Кавказа и казачества), после чего в нем вновь утвердилась советская власть. Данному, сравнительно короткому, периоду в истории "Страны гор" посвящено множество научных изысканий. С каких бы позиций ни рассматривались эти события, становится очевидным то, что как «красные», так и «белые», социалисты, коммунисты, богословы и т. д. заверяли горское общество в том, что только они действуют во благо Дагестана. Они утверждали, что им небезразлична судьба Дагестана, его обычаи и традиции, твердили, что они знают истинный путь к свободе и процветанию. Добровольческая армия генерала Деникина, XI Красная армия, В. И. Ленин, И. В. Сталин - все говорили о том, что они будут стоять на стороне дагестанской самобытности, что честь и достоинство Дагестана для них превыше всего. Об этом говорили и видные дагестанские деятели тех времен (Узун-Хаджи Салтинский, Нажмутдин Гоцинский, Али-Хаджи Аку-шинский и т. д.). Именно они в глазах горцев и являлись истинными защитниками традиционных устоев.

13 ноября 1920 г. в г. Темир-Хан-Шура был проведен "Чрезвычайный съезд народов Дагестана". На него прибыл нарком по делам национальностей И. В. Сталин, который заявил: "Дагестан должен управляться согласно своим особенностям, своему быту, обычаям. Нам сообщают, что среди дагестанских народов шариат имеет серьезное значение. До нашего сведения также дошло, что враги Советской власти распространяют слухи, что Советская власть запрещает шариат. Я здесь от имени

••• Известия ДГПУ. Т. 12. № 4. 2018

••• DSPU JOURNAL Уо!. 12. N0. 4. 2018

правительства Российской Советской Федеративной Социалистической Республики уполномочен заявить, что эти слухи неверны. Правительство России предоставляет каждому народу полное право управляться на основании своих законов и обычаев. Советское правительство считает шариат таким же правомочным, обычным правом, какое имеется и у других народов, населяющих Россию. Если дагестанский народ желает сохранить свои законы и обычаи, то они должны быть сохранены" [2; 12, с. 395-396]. Что в принципе и было сделано, однако, лишь до конца 20-х гг. XX в. В 30-е гг. в СССР начались тотальные религиозные репрессии, и к 1940 г. в Дагестане уже не осталось ни одной официально действующей мечети.

Весьма интересной в данный период оказалась и судьба исламских старо- и новоме-тодных образовательных учреждений. В 20-е гг. функционировали и те, и другие. Число обучающихся в них в разы превышало количество тех, которые учились в светских школах. После начала гонений на религию они все были официально закрыты. В помещениях и зданиях, где они находились, зачастую стали располагаться школы советского стандарта. Следует отметить, что их образовательная программа изначально была во многом схожа с образовательной программой, которая использовалась в новоме-тодных медресе. Многие из числа преподавателей, работавших в исламских образовательных учреждениях нового склада, были привлечены советским государством к преподаванию в советских школах.

Данное обстоятельство можно объяснить тем, что советская власть на этапе своего становления в Дагестане фактически не имела подготовленных педагогических кадров. В связи с этим фактически все просветители-реформаторы были задействованы советами в образовательном процессе. Многие из интеллектуалов-джадидов прошли переподготовку в советских учебных заведениях (вузы и тех-

1. Абусуфьян Акаев: эпоха, жизнь, и деятельность // Сборник статей, переводов и материалов / сост. и науч. ред. Г. М.-Р. Оразаев. Махачкала: Дагкнигоиздат, 2012. С. 225-233.

2. Газета «Советский Дагестан». № 76. 17.11.1920.

3. Гаспринский И. Русское мусульманство. Оксфорд: РИ ОИСА, 1985. 182 с.

4. Исаев А. А. Магомедмирза Мавраев -первопечатник и просветитель Дагестана. Махачкала, 2003. 239 с.

никумы). После завершения последних они направлялись в школы, где преподавали светские дисциплины. Так Мухам-мад Умари ал-Ухли (1889-1940 гг., ум. в ссылке) и Масуд ал-Магухи (1893-1893 гг., ум. в ссылке), проходившие переподготовку в аварском педагогическом училище в г. Буйнакске, стали преподавать математику, родной язык и ряд других дисциплин [9].

Ряд дагестанских реформаторов был привлечен советскими властями к работе в научных учреждениях среднего и высшего разряда. В 1924 г. в ДАССР открылся Институт национальной культуры (впоследствии ИИАЭ ДНЦ РАН). Али Каяев (Али ал-Гумуки) на протяжении ряда лет плодотворно трудился в нем.

Весьма интересна и судьба его ученика М.-С. Саидова (1902-1985 гг.). Он получил первоклассное мусульманское образование в школе, которую открыл Али Каяев в с. Кумух. После завершения учебы М.-С. Са-идов приступил к работе на поприще просвещения и журналистики. В 20-30-е гг. он прошел путь от рядового учителя до редактора газеты, выпускавшейся на аварском языке. Перу данного ученого принадлежит ряд учебников для школ, ведших образовательную деятельность на национальных языках. После получения высшего образования Саидов был направлен в аспирантуру (Институт Языка и Мышления Академии Наук СССР), которую успешно закончил, защитив диссертацию в области филологии. После этого он непрерывно трудился в ИЯ-ЛИ ДФ АН СССР [8, с. 11-12].

Заключение

В Дагестане джадизм как таковой развивался до 30-х г. XX в, до момента, пока советская власть окончательно не окрепла в данном регионе. Как только это стало реальностью, реформаторы с исламским прошлым стали не нужны. Многие из них закончили свою жизнь в ссылке, а многие были расстреляны.

5. Литературное и научное наследие Абу-суфьяна Акаева // Сб. ст. и материалов) / сост. Г. М.-Р. Оразаев. Махачкала, 1992. С. 128.

6. Мусульманская печать России в 1910 г. / под ред. В. Гюльстрема. Оксфорд, 1987. 187 с.

7. Наврузов А. Р. Джаридат Дагистан - ара-боязычная газета кавказских джадидов. М., 2012. 240 с.

8. Омаров Х. А., Шихсаидов А. Р. Каталог арабских рукописей (коллекция М.-С. Саидова). Махачкала, 2005. 328 с.

Литература

9. Полевой материал автора в с. Охли Лева-шинского р-на РД, март 2009 г.

10. Политическая жизнь русских мусульман до Февральской революции. Оксфорд: Ри ОИСА, 1987. 120 с.

1. Abusufyan Akayev: epoch, life, and activity. Collection of articles, translations and materials. Comp. and sc. ed. G. M.-R. Orazaev. Makhachkala, Dagkni-goizdat Publ., 2012. Pp. 225-233. (In Russian)

2. "Sovetsky Dagestan" newspaper. No. 76. November, 17, 1920. (In Russian)

3. Gasprinsky I. Russian Islam. Oxford, RIAA, 1985. 182 p. (In Russian)

4. Isaev A. A. Magomedmirza Mavraev, first printer and educator of Dagestan. Makhachkala, 2003. 239 p. (In Russian)

5. Literary and scientific heritage of Abusufyan Akaev. Collected articles and materials). Comp. by G. M.-R. Orazaev. Makhachkala, 1992. 128 p. (In Russian)

6. The Muslim press of Russia in 1910. Ed. by V. Gulstrem. Oxford, 1987. 187 p. (In Russian)

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ Принадлежность к организации

Шихалиев Шамиль Шихалиевич, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник, руководитель научной научной группы археографии и источниковедения, Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра Российской академии наук (ДНЦ РАН), Махачкала, Россия; e-mail: shihaliev74@mail.ru

Магомедханов Магомедхан Магомедович, доктор исторических наук, заведующий отделом этнографии, Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, Махачкала, Россия; e-mail: mkhan@yandex. ru

Баканов Александр Владимирович, аспирант, Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН, Махачкала, Россия; e-mail: mr.bakanov85@mail.ru

Благодарности: Исследование поддержано грантом Президиума РАН. Проект 1.1.24 Программы фундаментальных исследований Президиума РАН «Культурно-сложные общества: понимание и управление». Статья подготовлена при финансовой поддержке программы Президиума РАН «Памятники материальной и духовной культуры в современной информационной среде», проект «Автоматизированный цифровой архив «Восточные рукописи Дагестана».

11. Расул-заде М. Э. О Пантуранизме: в связи с кавказской проблемой. Оксфорд, 1985. 142 с.

12. Сталин И. В. Соч. Т. 4. М., 1947. 487 с.

7. Navruzov A. R. Jaridat Dagistan, an Arabic-language newspaper of the Caucasian Jadids. Moscow, 2012. 240 p. (In Russian)

8. Omarov Kh. A., Shikhsaidov A. R. Arabic manuscripts catalogue (M.-S. Saidov's collection). Makhachkala, 2005. 328 p. (In Russian)

9. The author's field material in the Okhli village, Levashinsky district of the Republic of Dagestan, March, 2009.

10. The political life of Russian Muslims before the February Revolution. Oxford, RI OISA publ., 1987. 120 p. (In Russian)

11. Rasul-zadeh M. E. Panturanism: in connection with the Caucasian problem. Oxford, 1985. 142 p. (In Russian)

12. Stalin I. V. Writings. Vol. 4. Moscow, 1947. 487 p. (In Russian)

THE AUTHORS INFORMATION Affiliation

Shamil Sh. Shikhaliev, Ph. D. (History), leading researcher, the head of the research group on Archaeography and Source Studies, Institute of History, Archaeology and Ethnography, Dagestan Scientific Center of the Russian Academy of Sciences (DSC RAS), Makhachkala, Russia; e-mail: shihaliev74@mail.ru

Magomedkhan M. Magomedkhanov, Doctor of History, assistant professor, the head of the Ethnography Department, Institute of History, Archaelogy and Ethnography, Dagestan Scientific Centre of Russian Academy of Science (DSC RAS), Makhachkala, Russia; e-mail: mkhan@yandex.ru

Alexander V. Bakanov, postgraduate, Institute of History, Archaeology and Ethnography, DSC RAS, Makhachkala, Russia; e-mail: mr.bakanov85@mail.ru

Acknowledgements: The study was supported by the RAS Presidium grant. Project I. 1.24 Programs of fundamental research of the RAS Presidium of "Culturally complex societies: understanding and management". The paper was financially supported by the RAS Presidium program "Monuments of Material and Spiritual Culture in the Modern Information Environment", "Automated digital archive "Oriental manuals of Dagestan" project.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

Принята в печать 25.10.2018 г.

Received 25.10.2018.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.