Научная статья на тему 'К изучению порядных Тихвинского Успенского монастыря XVII в.'

К изучению порядных Тихвинского Успенского монастыря XVII в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
275
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИИ РОССИИ XVII В / ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ / ТИХВИНСКИЙ БОЛЬШОЙ УСПЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ / RUSSIAN HISTORY OF 17-TH CENTURY / SOURCE STUDY / TIKHVIN BIG MONASTERY OF THE DORMITION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сиренов Алексей Владимирович

Статья посвящена «порядным записям» документам XVII в. из архивно-го фонда Тихвинского Большого Успенского монастыря, содержащего более 20 тысяч до-кументов с 60-х гг. XVI в. до середины XIX в. и распыленного по различным архивам Санкт-Петербурга (архив СПбИИ РАН, Отдел рукописей РНБ), Москвы (РГАДА) и Сток-гольма (Государственный архив Швеции). В результате описания архивных документов предполагается ввести в научный оборот и частично опубликовать комплекс порядных записей как источников для изучения истории России XVII в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the Study of “Porjadnaja Zapis” of Tikhvin Big Monastery of the Dormition

The article devoted to the “porjadnaja zapis” documents of 17th century from the archive collection of Tikhvin Big monastery of the Dormition contains 20000 documents from 60-th of XVI century to the middle of XIX century and lies in archives of St. Petersburg, Moscow and Stockholm. As a result we want to make popular and partly publish the complex of “por-jadnaja zapis” as sources, which are important for studying of Russian history in 17th century.

Текст научной работы на тему «К изучению порядных Тихвинского Успенского монастыря XVII в.»

ПаХаюрыаю.: еп ХРошы, еп рроаыры, еп еьбеь Выпуск 7 2017

страницы 260—271

---^Г30

Сиренов А. В.

К изучению порядных Тихвинского Успенского монастыря XVII в.

Порядные или, как их называли в делопроизводственной документации XVII в., порядные записи имеют большое значение как источник изучения крестьянства и посадского населения России XVII в. Это обстоятельство давно отмечено в научной литературе1. При рассмотрении истории Тихвинского посада в XVI -XVII вв. К.Н. Сербина привлекла комплекс сохранившихся порядных, происходящих из архива Тихвинского Успенского монастыря - всего девять документов. Сопоставив их содержание, исследовательница сделала вывод об усложнении структуры формуляра на протяжении XVII в., о появлении во второй половине столетия статей, фиксирующих новые обязанности, которые брали на себя посадские жители в связи с развитием городской составляющей Тихвина2.

В ходе работ по проекту «Монастыри Северо-Запада России: история и архивное наследие» студентами и аспирантами СПбГУ под руководством и при содействии научных сотрудников СПбИИ РАН была описана древнейшая часть архива Тихвинского Успенского монастыря, включающая документы за первую половину - середину XVII в., до 1668 г. включительно. Так, всего описано 2283 единиц хранения, содержащие 3247 документов (СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картоны 1-10). В результате сделанного археографического описания у нас есть возможность выявить все порядные, хранящиеся в этой части фонда. Оговоримся, что несколько документов не имеют к Тихвину никакого отношения. Это порядные Никольского Вяжищского монастыря. Они попали в тихвинский архивный фонд, видимо, случайно, вместе с некоторыми другими документами Вяжищского монастыря. Это произошло, можно думать, в 1925 г., когда после смерти тихвинского краеведа И.П. Мордвинова его материалы и архивные документы упраздненных тихвинских монастырей были перевезены в Новгород, в Новгородское общество древностей, а оттуда переданы в Историко- археографическую комиссию в Ленинград. Именно во время нахождения тихвинского фонда в Новгороде к нему были присоединены другие документы XVII в., не имею-

1 Дьяконов МА. К вопросу о крестьянской порядной записи и служилой кабале // Сб. ст., посвящ. В.О. Ключевскому. М., 1909. Ч. 1; Клочков М.В. Крестьяне севера XVII в. по порядным грамотам // Ученые записки Ростовского-на-Дону гос. университета. 1945. Т. 6. Вып. 3. С. 52-90; Каменцева Е.И. Условия закрепощения новопорядчиков // Труды МГИАИ. М., 1954. Т. 7. С. 129-154; Образцов Г.М. Оброчные и порядные записи Антоние-во-Сийскому монастырю ХУ1-ХУП вв. // Исторический архив. М.; Л., 1953. Т. 8. С. 80106; Прокофьева Л.С. Вотчинное хозяйство в XVII века по материалам Спасо-Прилуцкого монастыря. М.; Л., 1959. С. 147-173; Маньков А.Г. Развитие крепостного права в России во 2-й пол. XVII в., М.; Л., 1962. С. 225-231; Черкасова М.С. Порядные записи XVII - начала XVIII века из архива Николо-Коряжемского монастыря // Северо-Запад в аграрной истории России: Межвуз. темат. сб. науч. тр. Калининград, 2009. С. 20-39.

2 Сербина К.Н. Очерки из социально-экономической истории русского города. Тихвинский посад в XVI-XVIII вв. М.; Л., 1951. С. 67-69.

-"^З^0"

щие к Тихвину никакого отношения. Так, явно в Новгороде в комплект тихвинских документов попало родословие Линевых (ныне СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 3), известное по каталогу выставки Новгородского археологического съезда в 1909 г.з

Итак, если не считать вяжищских документов, в составе ф. 132, в его части до 1668 г., находится 18 порядных. Одна из них, СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 2. № 2, происходит из архива тихвинского Введенского монастыря. 14 порядных принадлежит крестьянам, поряжавшимся жить к различных деревнях, которые входили в вотчину Тихвинского Успенского монастыря. И только в трех документах идет речь о самом Тихвинском посаде. Из них К.Н. Сербиной были введена в научный оборот и опубликована одна - Порядная запись от марта 1661 г. пономаря Ивановского Волковского погоста Федора Петрова сына архимандриту Тихвинского Успенского м-ря Иосифу в тихвинские посадские люди (современный шифр - СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 6. № 212)4. Еще две не были учтены К.Н. Сербиной. Учитывая то обстоятельство, что всего за XVII в. известно девять порядных, обнаружение еще двух довольно-таки существенно увеличивает источниковую базу. Приведем данные обнаруженных порядных: Порядная от марта 1661 г. Ивана Остафьева сына, отпущенного человека Андрея Лихачева, архимандриту Тихвинского Успенского м-ря Иосифу в тихвинские посадские люди (СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 6. № 214) и Порядная от декабря 1661 г. Перфилия (Перферея) Прокопьева сына Попова архимандриту Тихвинского Успенского м-ря Иосифу в крестьяне на Тихвинский посад (СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 6. № 301).

Обратившись к тихвинским порядным, отметим, что целесообразно рассматривать в комплексе все порядные Тихинского Успенского монастыря, не выделяя специально порядные тихвинских посадских людей. Как видно из текста порядных, жители Тихвинского посада вопринимались монастырской администрацией наравне с крестьянами, проживавшими в монастырских деревнях. К тому же порядные для тех и других составлялись одними лицами - дьячками Преображенской церкви Тихвинского посада или дьяками тихвинской земской избы. В одной из порядных, от марта 1666 г., Петра Никитина сына (СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 9. № 46), подряжающийся свидетельствует: «Се яз, Петр Никитин сын, государев волной человек, а отець мой родом тихфинец...», а далее обещает «жити мне, Петру, за государем своим за архимандритом Корни-лием и за келарем старцом Иовом з братьею в дому Пречистые Богородицы вотчине во крестьянех, и впредь хто в том монастыре иные архимандриты и келарь и братья будут, где они, начальники, мне укажут жить, из-за Тихфина монастыря от государей своих начальников никуды не вытти и не езжать и за иного ни за ково не заложитца и ссуды от государей своих не снесть». Характерно, что в тексте порядной не указано, в каком населенном пункте вотчины Успенского монастыря П. Никитин подряжается жительствовать - в самом Тихвине, где он, возможно, родился, или в одной из деревень. Очевидно, это было малосущественно как для самого П. Никитина, так и для монастырского начальства. Таким образом, все порядные Тихвинского Успенского монастыря следует рассматривать как единый комплекс.

3 XV Всероссийский археологический съезд: Каталог выставки. Новгород, 1911. Отдел 1 (Древности первобытные, гражданского и военного быта, в доме дворянства на Сенной площади). С. 15-18.

4 Сербина К.Н. Очерки из социально-экономической истории. С. 444-445.

К изучению порядных Тихвинского Успенского монастыря XVII в. ---

Как отмечено выше, писцами порядных неизменно оказываются дьячки тихвинской посадской Преображенской церкви или тихвинские земские дьяки. Причем ни в формуляре, ни в терминологии порядных, составлявшихся в разных «канцеляриях», существенных отличий не наблюдается. В рассматриваемом комплексе выделяется порядная, составленная новгородским площадным подьячим - СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 10. № 205. Она датируется 1668 г. и фиксирует принятие «зарубежского выходца» Тимофея Васильева в бобыли новгородского Мостищского монастыря, который в то время был приписан к тихвинскому Успенскому монастырю. Эта порядная существенно отличается от составленных в Тихвине. Используя структуру формуляра крестьянских порядных XVII в., довольно-таки обстоятельно разработанную исследователями5, сравним статью, повествующую о неустойке в случае нарушения договора. В новгородской порядной она сформулирована так: «А будет я, Тимофей, за тем Тифина монастыря приписным Никольским Мостицьким монастырем в бобыльках по смерть свою жить не учну или из-за того монастыря за князя или за боярина или за митрополитов или за иных архимаритов, игуменов заложусь или чем ни буди стану отыматьца стрелечеством или казачеством - и что учинитца убытка и во-локиды в моей, Тимофиеве, неустойке, и ему, архимориту Ионе з братиею, или хто по нем архиморити и братия будут, взяти на мне, Тимофие, по сей порядной записи за мою неустойку денег заряд ста рублев». В порядных, составленных в Тихвине вместо формулировки «за князя или за боярина или за митрополитов или за иных архимаритов, игуменов заложусь» употребляется другая - «рядитца в княщину или в монастырьщину или в боярщину» (порядная от 22 января 1628 г.)6, «в ыные монастырьские отчины и за дворян и детей боярских в поместья не рядитца» (порядная от 11 апреля 1629 г.)7, «где на стороне во крестьяне рядитца или в ыную монастырьщину или пойду в ыную боярщину за кого ни буди жити» (порядная от 20 апреля 1629 г.)8, «где на стороне во крестьяне рядитца или в ыную монастырьшину или в бояршину пойду в ыную за кого ни буди жи-ти» (порядная от 20 апреля 1629 г.)9, «ни за кого жити не рядитца и из вотчины монастырьские никуды не выходити» (порядная от 10 октября 1630 г.)10, «ни в патриаршину, ни в княжщину, ни в митропольщину, ни в боярщину, ни за иные монастыри не рядитца» (порядная от марта 1661 г.)11, «преже сего ни за монастыри, ни за бояршины, вышед ис Корелшины, ни за кого з детми своими и с се-мьею во крестьянство, ни в бобыльство, ни в холопство не ряживался» (порядная от апреля 1661 г.)12, «поряжуся во крестьяна или въ бобыли за иной монастырь или в боярщину или за кого-нибуди» (порядная от декабря 1661 г.)13. Таким об-

5 Сводный текст крестьянских порядных XVI века / Составлен слушательницами С-Петербургских высших женских курсов. СПб., 1910; Образцов Г.М. Оброчные и порядные записи Антониево-Сийскому монастырю XVI-XVII вв. С. 181; Прокофьева Л.С. Вотчинное хозяйство... С. 147.

6 Сербина К.Н. Очерки из социально-экономической истории. С. 444-445.

7 СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 45.

8 СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 46.

9 СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 47.

10 СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 2. № 29.

11 Сербина К.Н. Очерки из социально-экономической истории. С. 444-445.

12 СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 6. № 221.

13 СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 6. № 301.

О®^*-

разом, в порядных, составленных тихвинскими церковными дьячками или земскими дьяками, прослеживается некая общая фразеология и терминология. Чем следует объяснять эту общность? Был ли в распоряжении составителей некий письменный образец или сходные формулировки бытовали в устной традиции?

В двух случаях текстологическая общность двух порядных налицо. Во-первых, это порядные Семена Борисова (СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 46) и Андрея Иванова (СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 47) на жилой участок деревни Теплухино. В обеих порядных совпадают населенный пункт (деревня Теплухино), состав послухов (земский дьяк Михаил Назарьев и дьячок Преображенской церкви Фалалей Фомин), писец (дьячок Преображенской церкви Тришка Григорьев), а также дата - 20 апреля 1629 г. Текст порядных также совпадает почти дословно (см. Приложение 3). Перед нами две порядные, составленные в один день. Очевидно, что при написании одной из них использовался текст другой, если, конечно, не предположить, что в этот день было выдано не две порядных, а больше14. Другой случай совпадения текста и формуляра порядных встречаем в опубликованных К.Н. Сербиной порядных Конона Пахо-мова от 26 декабря 1677 г. и Мелентия Трофимова от 1 мая 1678 г.15 Приведенные примеры свидетельствуют не только о том, что время от времени при составлении тихвинских порядных использовался письменный образец, но и о том, что в своем большинстве тихвинские порядные, отличающиеся и по составу статей формуляра, и по используемой фразеологии, письменных образцов не имели. В противном случае между ними существовала бы текстологическая связь, подобная той, которая устанавливается между рассмотренными выше порядными. Устный источник текста большинства порядных отражается, на наш взгляд, и в присутствии в их тексте элементов разговорной речи: «с ворами не знатцы и не водитцы» (порядная от ноября 1657 г.)16, «в моей неустойке шкоты учинитцы» (порядная от апреля 1661 г.)17, «ни за кого не рядитцы» (порядная от декабря 1661 г.)18 и др.

Исследователи неоднократно отмечали устойчивость формуляра поряд-ных19. Тихвинские порядные не отступают от этого правила. И все же составление порядных не по письменному образцу, а, по-видимому, со слов представителя монастырской администрации (вероятно, монастырского стряпчего), приводило к довольно-таки свободному обращению со статьями формуляра. Так, например, в разных порядных формулируется обещание поряжающегося примерно себя вести:

14 Подобный же случай имеется и в комплексе порядных Антониево-Сийского монастыря, опубликованных Г.М. Образцовым. Там столь же близки по тексту две порядные, составленные в один день - 19 марта 1968 г. и одна, составленная несколькими днями позднее - 26 марта 1668 г. (Образцов Г.М. Оброчные и порядные записи Антониево-Сийскому монастырю ХУ1-ХУП вв. С. 144-147).

15 Сербина К.Н. Очерки из социально-экономической истории. С. 446-447.

16 СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 5. № 23.

17 СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 6. № 221.

18 СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 6. № 301.

19 Образцов Г.М. Оброчные и порядные записи Антониево-Сийскому монастырю XVI-XVII вв. С. 88.

Порядная Текст статьи

от 11 апреля 1629 г. Макара Васильева «воровства за собою никакова не держать и приезду к себе вором не чинить»20

от 20 апреля 1620 г. Семена Борисова «вор[ов]ства никоторого у себя и питья продажного не держати»21

от 20 апреля 1620 г. Андрея Иванова «воровства никоторого у себя и питья продажного не держати»22

От 30 октября 1635 г. Кручины Иванова воровства за собою никакова не держати23

От 13 июня 1637 г. Ивана Сидорова «И жити мне Пречистые Богородицы Тихвина монастыря в вотчине у государя игумена у Герасима с братьею в деревни в Ла-зоревичах во крестьянцех с протчими крестьяне в послушании»24

От 5 марта 1654 г. Прокопия Жег-лова и др. «ни за которым воровством не ходити»25

От ноября 1657 г. Ивана Федорова по прозвищу Грош «их, властей, во всем слушати и быти в повиновении беспрекословья и не воровати и с ворами не знатцы и не водитцы»26

От марта 1661 г. Ивана Остафьева «а житии мне, Ивану, на Тихвинском посаде у государя архимарита Иосифа и у государя келаря великого старца Иона Баранова з братьею в послушании и в покорении и ни за которым воровством не водитца и вором пристани не держати»27

От 1 июня 1672 г. Кузьмы Ивановы сына Попова «ни за каким дурном не ходить и с ворами не знатцы и не водитцы»28

От 26 декабря 1677 г. Конана Па-хомова «властей своих в Тихфине монастыре во всем слушать, что оне, власти, укажут»29

От 1 мая 1678 г. Метентия Трофимова сына Зубова «властей своих в Тихфине монастыре во всем слушать, что они, власти, прикажут»30

От апреля 1685 г. Ивана Осипова «и жить мне, Ивашку, дому Пречистые Богородицы в Тихфинском посаде в бобыль-ках и у них, властей, и хто по них власти будут, в послушании.»31

20 СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 45, 47.

21 СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 46.

22 СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 47.

23 СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 2. № 29.

24 СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 2. № 53.

25 СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 4. № 14.

26 СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 5. № 23.

27 СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 6. № 214.

28 Сербина К.Н. Очерки из социально-экономической истории. С. 445.

29 Там же. С. 446.

30 Там же. С. 447.

31 Там же. С. 449.

О®^*-

В некоторых порядных тема поведения вообще не затронута, что следует объяснять отнюдь не доверием монастырской администрации к данному поря-жающемуся, а, скорее, тем обстоятельством, что при написании порядной эту тему упустили из виду. А.Г. Маньков отмечал, что в Тихвине долгое время не переходили от порядных к ссудным, хотя этого требовало Соборное уложение 1649 г.32, что, на наш взгляд, также свидетельствует в пользу устной традиции, лежащей в основе составления порядных.

Источники и литература

1. XV Всероссийский археологический съезд: Каталог выставки. Новгород, 1911.

2. Дьяконов МА. К вопросу о крестьянской порядной записи и служилой кабале // Сб. ст., посвящ. В.О. Ключевскому. М., 1909. Ч. 1.

3. Каменцева Е.И. Условия закрепощения новопорядчиков // Труды МГИАИ. М., 1954. Т. 7. С. 129-154.

4. Клочков М.В. Крестьяне севера XVII в. по порядным грамотам // Ученые записки Ростовского-на-Дону гос. университета. 1945. Т. 6. Вып. 3. С. 52-90.

5. Маньков А.Г. Развитие крепостного права в России во 2-й пол. XVII в., М.; Л., 1962.

6. Образцов ГМ. Оброчные и порядные записи Антониево-Сийскому монастырю XVI-XVII вв. // Исторический архив. М.; Л., 1953. Т. 8. С. 80-106.

7. Прокофьева Л.С. Вотчинное хозяйство в XVII века по материалам Спасо-Прилуцкого монастыря. М.; Л., 1959.

8. Сводный текст крестьянских порядных XVI века / Составлен слушательницами С-Петербургских высших женских курсов. СПб., 1910.

9. Сербина К.Н. Очерки из социально-экономической истории русского города. Тихвинский посад в XVI-XVIII вв. М.; Л., 1951.

10. СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 45-47.

11. СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 2. № 29, 53.

12. СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 4. № 14.

13. СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 5. № 23.

14. СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 6. № 214, 221, 301.

15. Черкасова М.С. Порядные записи XVII - начала XVIII века из архива Нико-ло-Коряжемского монастыря // Северо-Запад в аграрной истории России: Межвуз. темат. сб. науч. тр. Калининград, 2009. С. 20-39.

32 Маньков А Г. Развитие крепостного права. С. 230; см.: Сербина К.Н. Очерки из социально-экономической истории. С. 65.

Приложение 1. Описание порядных Тихвинского Успенского монастыря

СПбИИ РАН. Собр. П.М. Строева. ХКУ. 24. Опубл.: АЮ. I. № 195; Сербина. С. 443-444.

1628 г., января 22. - Порядная запись Гаврилы Михайлова сына Богдана властям тихвинского Успенского м-ря в жительстве его на Тихвинском посаде.

СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 45.

1629 г., апреля 11. Порядная запись Макара Васильева с. игумену Тихвинского Успенского м-ря Вассиану с братией в крестьяне монастырской вотчины на паханную землю и готовые «ушаковские хоромы» на горке в деревне Липно Воскресенского Липенского погоста Обонежской пятины Новгородского у. Подлинник. 1 сст.

СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 46.

1629 г., апреля 20. Порядная запись Семена Борисова с. игумену Тихвинского Успенского м-ря Вассиану с братией в крестьяне монастырской вотчины на жилой участок деревни Теплухино Тихвинского Пречистенского погоста Обонеж-ской пятины Новгородского у. Подлинник. 2 сст.

СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 47.

1629 г. апреля 20. Порядная запись крестьянина деревни Кимбольский остров Киврудского погоста Корельского у. Андрея Иванова с. игумену Тихвинского Успенского м-ря Вассиану с братией в крестьяне монастырской вотчины на жилой участок деревни Теплухино Тихвинского Пречистенского погоста Обонеж-ской пятины Новгородского у. Подлинник. 1 сст.

СПбИИ РАН, собр. П.М. Строева, ХЦ^ 29. Опубл.: АЮ. II. № 195; Сербина. С. 444 1635 г., декабря 29. - Порядная запись Ивана Иванова сына властям Тихвинского Успенского монастыря в жительстве его на Тихвинском посаде.

СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 2. № 29.

1635 г., октября 30. Порядная запись Кручины Иванова с сыновьями Данилом и Артемием в крестьяне деревни Стретилово Тихвинского Успенского м-ря. Подлинник. 1 сст.

СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 2. № 53.

1637 г. июня 13. Порядная запись бобыля Ивана Сидорова сына иг. Тихвинского Успенского м-ря Герасиму с братией в крестьяне на участок и готовые «хоромы» в д. Лазоревичи с предоставлением ему льготы м-рем на год от монастырских работ.

Подлинник. 2 сст.

-"^З^0"

СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 4. № 14.

1654 г. марта 5. Порядная отпущенных послуживцев софийского сына боярского Прокопия Жеглова Евтихия Макарьева с братом Диомедом, Флорильева сын с детьми Дорофеем и Яковом, Гаврила Борисова с племянником Карпом Сидоровым, с женами своими и детьми архимандриту Тихвинского Успенского м-ря Иосифу о проживании в монастырской вотчине в пуст. Кулиге в Пашском Ко-жельском пог. в бобыльском тягле. Писал тихвинского посада преображенский дьячок Марко Андреев. Послухи Иван Иванов и Игнатий Патракиев. Подлинник. 1 сст.

СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 5. № 23.

1657 г. ноября. - Порядная запись вольного человека Ивана сына Федорова прозвищем Грошь архимандриту Тихвинского Успенского м-ря Никону с братией в бобыли д. Вальдоси Пашской вол. на денежный оброк с пожалованием монастырем денег на «дворовое строение» и «животины и хлеба на семяна». Подлинник. 1 сст.

СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 6. № 65.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1660 г. январь. - Порядная пономарских детей Спасского Шинженского пог. Андрея и Аверкия Трифоновых детей келарю Тихвинского Успенского м-ря старцу Ионе в крестьяне на участок в д. Осинове Пашской Кожельской волости. Подлинник. 1 сст.

СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 6. № 212.

1661 г. март. - Порядная запись пономаря Ивановского Волковского пог. Федора Петрова сына архимандриту Тихвинского Успенского м-ря Иосифу в тихвинские посадские люди.

Подлинник. 1 сст.

Опубл.: Сербина 1951. С. 444-445.

СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 6. № 214.

1661 г. март. - Порядная запись Ивана Остафьева сына, отпущенного человека Андрея Лихачева, архимандриту Тихвинского Успенского м-ря Иосифу в тихвинские посадские люди. Подлинник (?). 1 сст.

СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 6. № 221.

1661 г. апрель. - Порядная запись выходца Корельского у. Угнимского (?) пог. Лукьяна Павлова сына с сыновьями архимандриту Тихвинского Успенского м-ря Иосифу в крестьяне на участок Аверкия Трофимова в д. Осиново в Пашской волости.

Подлинник. 2 сст.

СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 6. № 301.

1661 г. декабрь. - Порядная Перферея Прокопьева сына Попова архимандриту Тихвинского Успенского м-ря Иосифу в крестьяне на Тихвинский посад. Подлинник. 1 сст.

СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 8. № 47.

1664 г., марта 29. Порядная вольного человека Федора Иванова архимандриту Тихвинского Успенского м-ря Иосифу и старцу Ионе в том, что с 29 марта 1664 г. он будет проживать в крестьянстве за Тихвинским м-рем. Подлинник. 2 сст.

СПБИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 8. № 111.

1664 г., ноябрь. Порядная выходца из Польши Андрея Якимова, в крещении Ан-дреяна архимандриту Тихвинского Успенского м-ря Иосифу и келарю старцу Ионе в том, что он будет проживать за Тихвинским м-рем в бобылях в Воскресенском Липецком погосте. Подлинник. 1 сст.

СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 9. № 46.

1666 г. март. - Порядная запись Петра Никитина сына архимандриту Тихвинского Успенского м-ря Корнилию и келарю старцу Иову с братией в крестьяне с предоставлением ему ссуды для обустройства хозяйства. Список XVII в. 1 сст.

СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 10. № 80.

1668 г. марта 8. - Порядная запись зарубежных выходцев Ореховского у. Михаила, Микиты, Ларки и Якушки Юрьевых детей архимандриту Тихвинского Успенского м-ря Ионе в крестьяне на пуст. Минино над р. Волховым в Ладожском у. Список XVII в. 1 сст.

СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 10. № 205.

1668 г. декабря 9. - Порядная запись зарубежского выходца Тимофея Васильева архимандриту Тихвинского Успенского м-ря Ионе в бобыли в приписной Никольский Мостишский м-рь. Подлинник. 1 сст.

СПбИИ РАН. Ф. 132. 1672 июня 1. Опубл.: Сербина. С. 445.

1672 г., июня 1. Порядная запись Кузьмы Иванова сына Попова властям Тихвинского Успенского монастыря в жительстве его на Тихвинском посаде. Опубл.: Сербина. С. 445.

Приложение 2.

Новонайденные порядные тихвинских посадских людей

1661 г. март. - Порядная Ивана Остафьева сына, отпущенного человека Андрея Лихачева, архимандриту Тихвинского Успенского м-ря Иосифу в тихвинские посадские люди. Подлинник. 1 сст.

Се яз, Иван Остафьев сын, Андреевьской человек Лихачева отпущенной, порядился есме Пречистые Богородицы Тихвина монастыря государю архима-риту Иосифу и государю келарю великому старцу Ионы Баранову з братьею, житии мне, Ивану, на Тихвиньском посаде, государево и монастырское тягло тя-нути и поденшина ставити, и всякое монастырьское зделье делати, как и прочие посадцкие люди, а житии мне, Ивану, на Тихвинском посаде у государя архима-рита Иосифа и у государя келаря великого старца Иона Баранова з братьею в послушании и в покорении и ни за которым воровством не водитца и вором пристани не держати, дому Пречистые Богородицы убытков и шкоды в том не зде-лать и впредь мне, Ивану, ни за кого не рядитца и во двор в холопьство окроми сей порядной никому никоторыми делы не бить челом и не закладыватца и ни-куди не соитии и тягла и поденщины и всякого монастырьского зделья не зало-жити и никакие шкоты дому Пречистые Богородицы не учинить, в том я, Иванъ, на себя и поредную запись даль, а поредную запись писал по Иванову веленью земской дьячек Никитка Зайцовъ лета 7169-го году марта в день. (далее другим почерком: Губной Офонасей Редриков, роспрося, велел [в] книги записать)

СПбИИРАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 6. № 214.

1661 г. декабрь. - Порядная Перферея Прокопьева сына Попова архимандриту Тихвинского Успенского м-ря Иосифу в крестьяне на Тихвинский посад. Подлинник. 1 сст.

Се яз, Перферей Прокопъев сын Попов, порядился есме Пречистые Богородицы Тихвина монастыря у архимарита Иосифа да у келаря старца Ионы Баранова з братъею в дом Пречистые Богородицы во крестьяна, житии мне, Пер-филью, на Тихвинском посаде и монастырское тягло тянут и монастырское зделье делать и всякие подати давать, как и прочие посадцкие люди тягло тянут и монастырское зделье делают, и от дому Пречистые Богородицы ни за которой монастырь, ни в боярщину, нигде во крестьяна и в бобыли ни за кого не рядитцы, и от дому Пречистыя Богородицы ни которыми умыслы не отбиватца от крестьянства, житии на Тихфинском посаде в монастырском тягле, никуда не соитии. А будет я, Перфирей, не учну жить на Тихфинском посаде Пречистые Богородицы во крестьянах и мирского тягла тянуть и монастырского зделья делать, как и прочие по-садцкие люди или от дому Пречистые Богородицы поряжуся во крестьяна или в бобыли за иной монастырь или в боярщину или за кого ни буди, и им, архимариту Иосифу з братьею, или хто по них иные власти будут, по сей порядной записи вольно меня взятии на Тихфинской посад в мирское тягло, а мне, Перфирью, от дому Пречистые Богородицы ничем не отниматцы. А в чем я, Перфирей, противо сей порядной записи не устою, и на мне взятии монастырская пеня, а пеню что ар-химарит Иосифь, старец Иона Баранов з братьею скажут, а впредь ся порядная запись в запис, на то послух Иван Васильев. А порядную запись писал Преображенской дьячек Ивашко Иванов лета 7170-го декабря в день.

(на обороте другим почерком: К сей порядной записи Перфилько Проковъев руку приложил)

СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 6. № 301.

1629 г., апреля 20. Порядная Семена Борисова с. игумену Тихвинского Успенского м-ря Вассиану с братией в крестьяне монастырской вотчины на жилой участок деревни Теплухино Тихвинского Пречистенского погоста Обонеж-ской пятины Новгородского у.

Подлинник. 2 сст.

Се яз, Семен Борисов сын, Корельского уезду Воскресенского погоста с деревни з Григорьевшины, порядилься есме у Пречистые Богородицы Тифина монастыря у игумена Васьяна з братьею, жити мне, Семену, у Пречистые Богородицы у игумена Васьяна з братьею в вотчину во крестьянех в Тифинской погост в деревню на Теплухино, на жилой участок на осмину обжи. И живучи мне, Семену, у Пречистые Богородицы в той деревни с своими суседы, участки все ро-звелити, земля и угодья все черно и бело по приказу игумена Васьяна з братьею. И хоромы мне, Семену, поставити на своем участки таковы же, как у прочих су-сед поставлены. А лготы мне игумен Васьян з братьею пожаловал на два годы с нынешнего со ста тритцать седмаго году с Егорьева дни вешняго да по сто трит-цать девятой год по Егорьев же день. И в те мне два годы государева тягла с своего участка никоторых государевых податей не платити и монастырския страды не страдати и крестьянского дела ничево не делати. А как минут лготные два годы, и мне, Семену, у Пречистые Богородицы Тифина монастыря у игумена Вась-яна и у всей братьи жити в послушании, как прочим крестьяном, и живучи мне, государево тягло тянути и монастырьское всякое зделье делати и страда мона-стырьская всякая со крестьяны страдати, что игумен Васьян з братьею прикажет. А подмоги я, Семен, у Пречистые Богородицы Тифина монастыря у игумена Васьяна з братьею взял из монастырьския казны на лошади и на коровы и на дворовое строенье денег десять рублев московскую, да я же взял хлеба всякого ржи и пшеницы и ячмени и овса десять четвертей в монастырскую меру. И живучи мне, Семену, на деревни, вор[ов]ства никоторого у себя и питья продажного не держати. А не учну я, Семен, у Пречистые Богородицы Тифина монастыря у игумена Васьяна з братьею в деревни на Теплухине на своем участки по своему приговору жити или хором не поставлю таковых же, каковы у сусед поставлены, или учну где на стороне во крестьяне рядитца или в ыную монастырьщину или пойду в ыную боярщину за кого ни буди жити, и Пречистые Богородицы Тифина монастыря игумену Васьяну з братьею взяти на мне, на Семене, за денежную и за хлебную подмогу и за лготу денег тритцать рублев московская по сей рядной записи. А на то послуси: земской диячек Михайла Назарьев да Фалелей Фомин. А запись порядную писал преображенской диячек Тифинского посаду Трешка Григорьев лета 7137-го году апреля в 20 день.

СПбИИРАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 46.

Приложение 3. Тихвинские порядные от 20 апреля 1629 г.

О®^*-

1629 г. апреля 20. Порядная крестьянина деревни Кимбольский остров Киврудского погоста Корельского у. Андрея Иванова с. игумену Тихвинского Успенского м-ря Вассиану с братией в крестьяне монастырской вотчины на жилой участок деревни Теплухино Тихвинского Пречистенского погоста Обонеж-ской пятины Новгородского у.

Подлинник. 1 сст.

Се яз, Ондрей Иванов сын, Корелского уезду Киврувского погоста з деревни с Кимбоского острова, порядился есми у Пречистые Богородицы Тифина монастыря у игумена Васьяна з братьею. Жити мне, Ондрею, у Пречистые Богородицы у игумена Васьяна з братьею в вотчину во крестьяне в Тифинской погост в деревню на Теплухино на жилой участок на осмину обжи. И живучи мне, Андрею, у Пречистые Богородицы в той деревни, с своими суседы участки все роз-делити, земля и угодья все черно и бело по приказу игумена Васьяна з братьею, и хоромы мне, Ондрею, поставити на своем участки таковы же, как у прочих сусед поставлены. А лготы мне игумен Васьян з братьею пожаловал на два годы с нынешнего со ста тритцать седмаго году с Егорьева дни вешнего да по сто тритцать девятой год по Егорьев же день. И в те мне два годы государева тягла с своего участка никоторых государевых податей не платити и монастырския страды не страдати, и крестьянского дела ничево не делати. А как минут лготные два годы, и мне, Ондрею, у Пречистые Богородицы Тифина монастыря у игумена Васьяна и у всей братье жити в послушании, как прочим крестьяном. И живучи мне, Ондрею, государево тягло тянути и монастырское всякое зделье делати и страда монастырьская всякая со крестьяны страдати, что игумен Васьян з братьею прикажет. А подмоги я, Ондрей, у Пречистые Богородицы Тифина монастыря у игумена Васьяна з братьею, взял из монастырские казны на лошади и на коровы и на дворовое строенье денег десять рублев московскую. Да я же, Ондрей, взял из монастырьския житницы хлеба всякого ржи и пшеницы и ячмени и овса десять четвертей в монастырскую меру. И живучи мне, Ондрею, на деревни, воровства никоторого у себя и питья продажного не держати. А не учну я, Ондрей, у Пре-чистые33 Богородицы Тифина монастыря у игумена Васьяна з братьею в деревни на Теплухине на своем участки по своему приговору жити или хором не поставлю таковых же, каковы у сусед поставлены, или учну где на стороне во крестьяне рядитца или в ыную монастырьшину или в бояршину пойду в ыную за кого ни буди жити, и Пречистые Богородицы Тифина монастыря игумену Васьяну з братьею взяти на мне, Ондреи, за денежную и за хлебную подмогу и за лготу денег тритцать рублев московская. И вперед я, Ондрей, Пречистые же Богородицы крестьянин по сей рядной записи. А на то послуси: земской дияк Михайла Наза-рьев да Фалелей Фомин. А порядную запись писал преображенской диячек Тихвинского посаду Трешка Григорьев лета 7137-го году апреля в 20 день.

СПбИИРАН. Ф. 132. Оп. 1. Картон 1. № 47.

33 Далее ошибочно повторено у Пречистые.

271

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.