Научная статья на тему 'К изучению истоков возникновения локальной цивилизации на территории правобережной Сырдарьи'

К изучению истоков возникновения локальной цивилизации на территории правобережной Сырдарьи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
265
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛОКАЛЬНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ПРОИЗВОДЯЩАЯ ЭКОНОМИКА / ЭВОЛЮЦИОННАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ЗЕМЛЕДЕЛИЕ / СКОТОВОДСТВО / РЕМЕСЛО / LOCAL CIVILIZATION / MATERIAL CULTURE / PRODUCING ECONOMY / EVOLUTIONARY TRANSFORMATION / AGRICULTURE / CATTLE BREEDING / CRAFT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Крахмаль Константин Андреевич

Приведены некоторые результаты меясдисциплинарных исследований особенностей развития материальной и духовной культуры на завершающих этапах истории каменного века на территории правобережной Сырдарьи, ставшей в последующие эпохи основой возникновения здесь локальной цивилизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE STUDY OF THE ORIGINS OF THE EMERGENCE OF A LOCAL CIVILIZATION ON THE TERRITORY OF THE RIGHT BANK OF THE SYR DARYA RIVER

The article presents some results of interdisciplinary studies of the features of the formation and development of material and spiritual culture, which in subsequent epochs became the sources of local civilization in the territory of the right bank of the Syr Darya. The region of research from ancient times is considered as an integral part of the space of Central Asia, including the territories of modern republics of Uzbekistan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Kazakhstan. Considering the fact that in the modern period there is a reassessment of intellectual, ethical, legal, aesthetic values, which to a large extent determined the dynamics of political and social-democratic transformations, an analytic study of the local geographical conditions within which the centers of ancient civilizations have arisen is of particular relevance, as the basis of modem public structural formations. Despite the limited size of the territory, the oldest monuments begin to attract the closest attention of outstanding orientalists, researchers of the history of Central Asia from the second half of the XIX beginning of the XX centuries and up to the present time inclusive. The concentration of attention to the monuments of archeology is due to the fact that they are located on the territory where, for millennia, the formation and organic formation of the spiritual and material culture of the peoples of agricultural oases, nomadic and semi-nomadic people of the steppes, mountains and highlands, development of mining and metallurgy took place. On the territory of the right bank of the Syr Darya, unique cultural and historical monuments are identified, which require a differentiated method for studying each specific habitat and human activity. This concept 171 is one of the main and primordial, it contains in itself, the features of natural conditions, their influence on human life and society, the depth and nature of their anthropogenic changes. In the process of studying the features of the development of the natural environment in the region, the main attention is focused on the definition of stable, historically formed, over a long historical period, local variants of culture, which has its beginning and the place where it first arose. However, when studying the origins of origin and the definition of the initial periods of the formation of ancient cultures, an infinite connection between their development and evolutionary transformations opens up. As a result, it becomes clear that every "beginning of the origins" is relative, and in itself is a consequence of the long previous stage of development of historical processes, a link of infinite evolution geological, biological and social. At present, it is generally recognized that on the territory of the right bank of the Syr Darya, numerous original cultures developed in the earliest periods of human history. In addition, the peoples who inhabited this region since ancient times left a vast material and spiritual heritage to the world. In the region, complicated historical processes of formation of early ethnocultural communities developed, which later played a significant role in the history of Central Asia.

Текст научной работы на тему «К изучению истоков возникновения локальной цивилизации на территории правобережной Сырдарьи»

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА

УДК 94 (571.1)

Крахмаль К. А.

к изучению истоков возникновения локальной

цивилизации на территории

правобережной сырдарьи

Приведены некоторые результаты междисциплинарных исследований особенностей развития материальной и духовной культуры на завершающих этапах истории каменного века на территории правобережной Сырдарьи, ставшей в последующие эпохи основой возникновения здесь локальной цивилизации.

Ключевые слова: локальная цивилизация, материальная культура, производящая экономика, эволюционная трансформация, земледелие, скотоводство, ремесло.

В свете глубоких изменений, происходящих в настоящее время в Центральноазиатском регионе, вполне обоснован общественный интерес к многоплановым комплексным исследованиям истории становления и развития локальных цивилиза-ционных структур на территории правобережной Сырдарьи. В процессе комплексного изучения древнейших памятников истории материальной и духовной культуры в максимальной степени учитывались кардинальные изменения в обществе, происшедшие в мире на протяжении последних столетий. В результате развития идейных воззрений существенно изменились и задачи исследования в регионе, который с древнейших времён рассматривается как интегральная часть пространства Центральной Азии, включающей территории современных Узбекистана, Киргизстана, Таджикистана, Казахстана. В конце ХХ и начале XXI столетий в глобальном масштабе произошла и происходит переоценка интеллектуальных, этических, правовых, эстетических ценностей. В этом плане особую акту-

альность представляет изучение локальных географических условий, в пределах которых возникли очаги древних цивилизаций, явившихся основой современных общественных структурных формирований.

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью изучения истоков исторического процесса возникновения и расцвета локального культурно-исторического развития общественной жизни, особенностей формирования цивилизационных структур в конкретно выделенном регионе, ограниченном пределами долины реки Сырдарьи, а также поиска критериев, которые могут способствовать развитию взаимного культурного обогащения, к устойчивости экономических изменений, социального прогресса, гражданского согласия и мира в регионе.

Материальная и духовная культура на данной территории динамично развивается с эпохи каменного века, формируя совокупность локальных традиций на протяжении всей его истории. В то же время происходило активное взаимообогащение культур Ближнего и Дальнего Востока, Индостана и Восточной Европы, открывая богатые возможности для наиболее глубокого исследования культурогенеза в целом.

В исторической литературе на протяжении ХХ в. очаги древних цивилизаций традиционно ограничивались долинами Нила, Тигра и Евфрата. Длительное время считалось, что все древние цивилизации возникали в условиях тропического и субтропического климата, и лишь спустя несколько тысячелетий зона цивилизаций стала распространяться к северу, где климатические условия не были столь благоприятны.

Данная точка зрения сформировалась в периоды, когда исторические события и явления древнейшей истории человечества оставались для науки туманными, лежащими далеко за гранью каких-либо достоверных источников. Вплоть до начала ХХ в. первобытность относилась к области гипотез и не являлась предметом подлинного исторического знания1. На протяжении XIX и ХХ вв., в периоды сложения первобытной истории как научного направления, было много неясных фактов и неисследованных проблем, существовало много условных допущений, а объективность изучения археологических комплексов порой подменялись стремлением доказать то или

1 Ларичев В. Е. Прозрение. М., 1990. С. 5-13.

160

иное априорное соображение2. В предшествующие столетия сложились представления об «отсталых», «неисторических» народах, не достигших самостоятельно стадии цивилизации, и, соответственно, не являвшихся активными участниками исторического процесса3. Открытие древнейших земледельческих и скотоводческих культур на Ближнем Востоке в зоне «плодородного полумесяца», в Египте, Иране, Индии и Китае предопределило, что именно этими центрами и ограничивается «колыбель» зарождения цивилизации Старого Света.

В течение первой половины и середины ХХ в. археологические исследования в этих районах приносили доказательства такому предположению, а сенсационные находки памятников древнего искусства, казалось, не оставляли никаких надежд на открытие столь высокой культуры в других областях в системе древневосточного мира. Открытия в Анатолии поразили научный мир фантастическим великолепием высочайшей культуры, существовавшей 10 тыс. лет назад. Многогранное искусство Хаджилара и Чатал-Гуюка явилось темой углублённого исследования истории материальной и духовной культуры международным научным сообществом. В 1929-1931 гг. на территории Белуджистана были открыты многочисленные археологические памятники эпохи становления производящей экономики.

Результаты исследований показали, что кроме огромных пустынных зон, на рубеже плейстоцена и голоцена на этой территории имелись многоводные бассейны рек и плодородные долины4. В то же самое время в долине Инда изучались Мохенджодаро и Хараппа, современники городов Шумера и Аккада5. На юге Средней Азии, в плодородных оазисах предгорий Копет-Дага изучена археологическая культура Анау и определено её место в ряду синхронных культур Древнего Востока. Эта яркая и во многом самобытная культура резко расширила ареал распространения древнейших земледельче-ско-скотоводческих племён в восточном направлении.

2 Семёнов Ю. Ф. Как возникло человечество. М., 1966.

3 Кларк Дж. Г. Доисторическая Европа: Экономический очерк. М., 1953. С. 4-98.

4 Жариш Ж. Ф. Неолит на Индоиранских границах: Мергар // Археология и история Центральной Азии в трудах французских учёных. Т. 1. Самарканд, 2014. С. 6-10.

5 Labat R, Fairservis W. The Roots of Ancient India. N. Y., 1971. P. 104-105.

В связи с этим возникла актуальная необходимость изучить локальные особенности возникновения и дальнейшего развития своеобразных цивилизационных структур в зоне правобережной Сырдарьи. Результаты многолетних исследований материальной и духовной культуры, анализ данных археологии, письменных источников, нумизматического, топонимического, этнографического и другого материала позволили определить, что регион исследований фактически являлся своеобразной физико-географической, экономической и культурно-исторической зоной.

Особенности географического положения региона обусловили разнообразие физико-географических условий и резко выраженную контрастность их сочетания между собой. Вытянутая в широтном направлении на 2 260 километров долина реки Сырдарьи включает всю гамму вертикальной зональности от высокогорных ледников Тянь-Шаня и Памиро-Алая на востоке до пустынь на западе. На востоке она располагается в пределах орогена, входящих в гетерогенную структуру Высокой Азии. На севере и на западе включает обширные пространства Туранской плиты. Эти явления обуславливают крайнее разнообразие физико-географических условий, ландшафтной зональности, растительного и животного мира и резко выраженную контрастность их сочетания между собой.

Комплексный подход в исследовании развития общества позволяет осветить многогранные и многокомпонентные аспекты исторических процессов и явлений развивавшихся на территории правобережной Сырдарьи. В процессе изучения исторически сложившейся здесь ещё в глубокой древности общности она была определена как основа локальной цивилизации. В контексте данного исследования термин «локальный» означает ограниченность конкретными пространственными и временными рамками. Локальная цивилизация правобережной Сырдарьи совпадает с физико-географическими границами территории и изучается как сложная многокомпонентная система, включающая практически все хронологические этапы развития культур каменного века и эпох раннего металла.

В результате широкомасштабных исследований на данной территории были открыты и изучены памятники древнего каменного века Сох, Чашма, Сельунгур и др. Огромный интерес представляет открытие древнейших на азиатском

континенте останков архантропов. Изучение условий залегания костных останков в стратифицированных культурных отложениях многослойного пещерного памятника Сельунгур позволило сделать ряд выводов в области истории развития окружающей природной среды, произвести геохронологические определения и отнести открытые древнейшие следы обитания предком человека на территории Ферганы к периоду ок. 1,5 млн лет назад6.

Особое внимание в комплексных исследованиях уделяется истокам истории развития материальной и духовной культуры и, особенно, эпохе окончания последнего глобального оледенения — периода, который в истории геологического развития Земли определён как «голоцен», или «совершенно новый». Специфика этой уникальной стадии развития заключается в том, что в период голоцена человек мало изменился физически, но культурная эволюция преобразила человечество, и начался исторический прогресс. Произошёл переход от присваивающего хозяйства к производящей экономике, возникли ранние социальные образования, которые в дальнейшем привели к формированию древнейших цивилизаций.

В результате проведённых комплексных археологических, историко-геологических, физико-географических и биостратиграфических исследований на территории бассейна реки Сырдарьи и прилегающих регионов определены культурно-хронологические особенности данной области в периоды позднего плейстоцена и раннего голоцена. Они заключались в том, что в зоне правобережной Сырдарьи продолжали развиваться и модифицироваться основные элементы локальных вариантов культур Сох, Чашма Кызылалма, Ов-жаз, Кольбулак и многочисленных стоянок среднего и верхнего палеолита, которые показывают культурно-историческую преемственность в развитии локальных вариантов7 каменного века, начиная с эпох эоплейстоцена, плейстоцена и голоцена8.

6 Крахмаль К. А. Древний каменный век Ферганы. Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Самарканд, 2004.

7 Крахмаль К. А. К определению хроностратиграфических рубежей раннего антропогена Узбекистана // Археология Узбекистана. 2014. № 2 (9). С. 7-20.

8 Крахмаль К. А. Новые результаты хроностратиграфических исследований раннего антропогена на территории Узбекистана // Археология Узбекистана. 2014. № 1 (8). С. 3-6.

В регионе исследований Х. А. Алпысбаевым зарегистрировано и изучено более 200 памятников палеолита9. В зоне правобережья Сырдарьи открыта Кайраккумская группа памятников каменного века10, а также Кольбулакская группа памятников, расположенная в долине р. Ангрен — правобережного притока Сырдарьи11. Памятники в долине рек Чир-чик, Обирахмат, Пальтау, Ходжикент, Пскем, Келес, Арысь и др. позволяют сделать ряд выводов об интенсивном развитии культур каменного века в регионе. В этой связи район исследований рассматривается как обширная историко-культурная общность в системе древнейших культур Евразии12.

Многолетние комплексные исследования позволили определить также локальные и региональные варианты культур мезолита. Они представлены мезолитом Восточного и Южного Прикаспия, Устюрта, Центрального Кызылкума, долины Зарафшана, Ферганской группы памятников мезолита, Вахта, Кафирнигана, Педжикента, Северного Афганистана, Ирана, Ирака. На основе изучения локальных вариантов развития культур мезолита только на территории Восточного Памира выделено четыре разновременных комплекса.

Закономерное формирование своеобразных локальных вариантов материальной культуры, новых типов ведения хозяйства в значительной степени характеризуются особыми чертами адаптации человека к процессам, происходившим в природной среде. Существенные изменения в биосфере, которые выразились в глобальном потеплении климата, изменении гидрографии, растительного и животного мира сделали несостоятельными методы добычи продуктов питания, характерные для эпохи плейстоцена, и обусловили необходимость интенсивного поиска нового способа добывания средств к существованию.

9 Алпысбаев Х. А. О локальных различиях палеолитических культур Средней Азии и Казахстана // Успехи среднеазиатской археологии. 1972. Вып. 2. С. 5-7.

10 Ранов В. А., Несмеянов С. А. Палеолит и стратиграфия антропоге-на Средней Азии. Душанбе, 1973.

11 Касымов М. Р. Многослойная палеолитическая стоянка Коль-булак в Узбекистане // Материалы и исследования по археологии СССР. Т. 7. Палеолит и неолит СССР. Л., 1972. С. 111-119.

12 Крахмаль К. А. К изучению культурно-исторических связей в Центральной Азии эпох палеолита // Материалы международной научной конференции «Кадырбаевские чтения — 2007». Актобе, 2007. С. 16-19.

Результаты комплексных исследований памятников мезолита и неолита убедительным образом показывают, что в регионе в периоды раннего голоцена впервые в истории человечества проявилась неравномерность исторического развития. В верховьях Сырдарьи развивается высокогорная охота, в районах среднего течения формируются элементы доместикации некоторых видов животных и зарождается земледелие, в низовьях и дельте существуют рыболовство, охота и собирательство.

В период голоцена отмечены также качественные изменения в ведении хозяйства и в формировании социальных структур древнего общества. Люди каменного века впервые в истории человечества, после миллионов лет жизни за счёт присвоения готовых продуктов природы, начинают осваивать земледелие, скотоводство и переходят к экономике производящего типа. Впервые в истории происходит возникновение и развитие тех способов использования природных ресурсов, с помощью которых человечество существует и в настоящее время.

Последовательное развитие культур в периоды позднего плейстоцена — раннего голоцена происходило в условиях резких и существенных экологических изменений в биосфере как в глобальном, так и региональном плане. На фоне общего потепления происходили климатические колебания значительной амплитуды13. В результате в эти периоды периодически возникали экстремальные экологические условия, что, вероятно, привело к активным миграциям людей. На основе изучения типологии каменной индустрии, открытой на памятниках археологии, относящихся к периодам голоцена, получены результаты, позволяющие проследить начальный процесс масштабного расселения человеческих популяций, когда начинают формироваться основы современной этнокультурной мозаики мира. Поэтому сопоставление археологических комплексов, открытых в районе исследований и в прилегающих регионах, также может существенно дополнить наши представления об истоках и ранней стадии этногенети-ческих процессов, их региональных и локальных особенностях в хронологической последовательности.

Дифференциация природных условий обусловлена, в основном, законами высотной зональности. В процессе иссле-

13 Палеогеография Европы за последние сто тысяч лет / Под ред. И. П. Герасимова, А. А. Величко. М., 1982.

дования было отмечено, что равнинные и горные ландшафты, относящиеся к различным геоморфологическим и физико-географическим категориям, но территориально сопряжённые, развивались в определённой генетической связи14. В настоящее время здесь открыто и исследовано свыше 200 стоянок и местонахождений, восемь пещерных памятников и два местонахождения с наскальными рисунками эпох мезолита. Ряд местонахождений с подъёмным материалом сконцентрирован группами, включающими однотипные памятники. Среди них большие группы Центральной Ферганы, местонахождения в районе Лявляканских озёр, Дарьясая и Эчкиликсая, Аякагит-мы, Центральных Кызылкумов. Особое место в мезолите восточных областей Средней Азии занимают пещера Мачай и стоянка Кушилищ, не имеющие пока прямых аналогий15.

В археологической литературе неоднократно отмечалось наличие определённых культурно-исторических и типологических особенностей развития материальной культуры, начиная с палеолита. По определению Г. Ф. Коробковой, в эпоху мезолита также продолжает развиваться своеобразие двух локальных комплексов Ферганы, которые представлены равнинно-ферганским и обиширским локальными культурно-историческими вариантами. Для ряда памятников получены радиоуглеродные датировки (Ошхона, Туткаул, горизонт 2, пещера Мачай, Учащи 131). По данным этих датировок и на основе аналогий с синхронными стратифицированными памятниками Средней Азии и Ближнего Востока, весь мезолит рассматриваемого региона укладывается в рамки 11-7 тыс. до н. э.

В территориальном и культурно-историческом плане выделяется большая группа мезолитических памятников в районе Ферганы. В ходе обследований этого региона, осуществлённых Б. С. Гамбургом и Н. Г. Горбуновой в 1958 г., Ю. А. Заднепров-ским в 1963 и 1964 гг., В. И. Тимофеевым в 1967, 1969, 1970 гг., здесь было открыто свыше 40 разновременных комплексов эпохи мезолита. Большая часть их представлена стоянками и местонахождениями открытого типа с развеянным культур-

14 Крахмаль К. А. К изучению палеогеографических особенностей развития природы и общества в периоды раннего голоцена на территории Узбекистана // Известия географического общества Узбекистана. 2015. № 45. С. 59-62.

15 Коробкова Г. Ф. Мезолит Средней Азии и Казахстана // Археология СССР. Т. 2. Мезолит СССР. М., 1989. С. 149-174.

ным слоем. Как правило, они располагались группами вдоль берегов Сырдарьи, древних озёр Дамкуль, Ащи-Куль, Иттак-Кала, Шоркуль, Узун-куль, Тайпаккуль, песчаных котловин, родников, на поверхности песчаных гряд Кзыл-Тюбинского массива песков. По количеству находок выделяются Сарык-Су, Иттак-Кала 1, Ащи- Куль, Мадьяр XI, Замбар 2, Тайпак 3.

На пещерных памятниках Обишир и Таш-Кумыр, проводились систематические археологические исследования. Пещеры расположены в долине р. Сох, правобережного притока реки Сырдарьи, на южном склоне г. Катрантау. Грот Таш-Кумыр находится на левом берегу р. Карасу, в известняках хребта Узун-Ахмата. Длина его 14,5 м, ширина 6,5 м, высота 6 м. Культурный горизонт залегает в рыхлом песке вместе с галькой и обломками костей. Шурфовка пещеры дала более 50 кремнёвых предметов, среди которых имеются выразительные изделия, близкие обиширским вариантам.

Материалы ферганской культуры сопоставляются с комплексом пещеры Дарра-Калон, расположенной в Афганистане. На основании результатов изучения фауны в пещерах Обишир 1 и 5, данным палеогеографии и функциональных определений орудий труда носители обиширской культуры были охотниками и собирателями. В целом обиширские племена были охотниками предгорий и пустынь. Количественный показатель орудий труда и всей индустрии в целом позволяет выделить среди местонахождений с подъёмным материалом и пещер долговременные стоянки или базовые лагеря (Обишир 5, Сарык-Су и др.), кратковременные стойбища сезонного типа (пункт III, Иттак-Кала 1 и др.) и пункты для разделки охотничьей добычи (Ащи-Куль, Мадьяр XI, XVI, Тайпак 3), оставленные, по-видимому, локальными охотничьими группами или общинами. Обиширская культура оказала существенное влияние на сложение и развитие местных неолитических комплексов Центральной Ферганы, продолжающих культурные традиции их мезолитических предков. Разнообразные ландшафтно-климатические условия отразилась также на материальной культуре населения, оставившего значительные вариации культурных комплексов мезолита. В целом, мезолитические комплексы обладают большой самобытностью, обусловленной разнообразием путей их формирования и развития.

Вопросы определения хозяйства мезолитических племён решались на основе палеозоологических исследований костных остатков из мезолитических слоёв, палеогеографических данных и трассологического изучения орудий. Хозяйство обитателей региона носило присваивающий характер и базировалось на охоте и собирательстве. Об этом свидетельствуют костные остатки, обнаруженные в нижних слоях. Объектами охоты служили такие дикие животные, как баран, безоаровый козёл, бык и др. Охотничьим оружием служили крупные дротики, копья и составные наконечники, оснащённые микропластинками.

Определённую роль играло собирательство, ориентированное на сбор диких растений. В производстве первостепенное значение имели обработка шкур, кости, дерева, изготовление из них орудий труда и украшений, шитьё одежды из выделанных шкур. Орудия производства представлены иглами с просверлённым ушком и шильями.

Современное состояние изученности мезолитической культуры рассматриваемого региона позволяет определить локальные варианты развития. В формировании и сложении среднеазиатского мезолита принимали участие не только местные культуры эпохи позднего палеолита. Заметное влияние на них оказывали ближневосточные контакты с населением Зарзи, Кебары, натуфийской культуры и других крупных культурных центров каменного века. История Средней Азии в эпоху мезолита представляла собой сложный процесс сосуществования ряда различных племенных групп с характерными для них особенностями в индустрии, хозяйстве и культуре.

В периоды позднего плейстоцена — раннего голоцена в истории данного региона отмечено новое качественное явление, когда люди консолидируются в социальные структуры. В результате они в меньшей степени зависят от геофизических и климатических процессов и начинают преобразовывать природу. В длительном процессе приобретения производственного опыта человек научился разбираться в съедобных растениях. В эпохи палеолита люди приобрели удивительные познания полезных свойств окружающего их растительного и животного мира. Из трёх главных веществ, необходимых для поддержания жизни (углеводов, жиров и протеинов белков), в питании преобладали и преобладают до настоящего времени углеводы, содержащиеся во многих растениях.

Начиная с этого периода, повседневная жизнь общества в производстве пищи стала зависеть уже не от удачи и ловкости охотника, а от умения человека использовать растительные ресурсы природы. С началом земледелия и скотоводства начинается долгий и сложный путь хозяйственно-культурного и социального развития человечества от раннеземледельческих общин к государственным формированиям. Открытие земледелия предопределило всю будущую историю человечества. Оно совершает гигантский прорыв от первобытности к цивилизации. Начинает формироваться качественно иной мир, который, правда, долгое время имел много связей с первобытностью. Учитывая, что переход к цивилизации осуществлялся постепенно и не равномерно, грани, отделяющие цивилизацию от первобытности в регионе исследований, не вполне определённы.

В позднем мезолите произошли заметные перемены. Среди фаунистических остатков зафиксированы кости домашних козы и овцы. Таким образом, уже в это время в рассматриваемом регионе осуществлялся переход к скотоводству. В комплексном присваивающем хозяйстве, в котором основную роль играли охота и собирательство, появились элементы перехода к экономике нового типа. Культура населения правобережной Сырдарьи в эпоху мезолита не исчезает бесследно. Она служила одним из важных компонентов в формировании неолитических культур Средней Азии.

Таким образом, на территории правобережной Сыр-дарьи определены своеобразные культурно-исторические памятники, требующие дифференцированного метода изучения каждого конкретного места обитания и деятельности человека. Это понятие — одно из главных и изначальных, оно вмещает в себя, особенности природных условий, их влияние на жизнь человека и общества, глубину и характер их антропогенных изменений. В процессе изучения особенностей развития природной среды в регионе главное внимание обращается на определение стабильных, формирующихся на протяжении длительного периода локальных вариантов культуры. Однако при изучении истоков возникновения и определения первоначальных периодов формирования древнейших культур открывается бесконечная связь их развития и эволюционных трансформаций. В результате становится ясным,

что всякое «начало» — относительно и само по себе является следствием длительного этапа развития исторических процессов, звеном бесконечной эволюции — геологической, биологической и социальной. В настоящее время является общепризнанным, что на территории правобережной Сырдарьи в древнейшие времена развивались многочисленные самобытные культуры. Кроме того, народы, населявшие этот регион в глубокой древности, оставили миру обширное материальное и духовное наследие. Здесь протекали сложные процессы формирования ранних этнокультурных общностей, сыгравших значительную роль в дальнейшей истории Евразии.

Литература

Алпысбаев Х. А. О локальных различиях палеолитических культур Средней Азии и Казахстана // Успехи среднеазиатской археологии. 1972. Вып. 2. С. 5-7. Жариш Ж. Ф. Неолит на Индоиранских границах: Мергар // Археология и история Центральной Азии в трудах французских учёных. Т. 1. Самарканд, 2014. С. 6-10. Касымов М. Р. Многослойная палеолитическая стоянка Коль-булак в Узбекистане // Материалы и исследования по археологии СССР. Т. 7. Палеолит и неолит СССР. Л., 1972. С. 111-119.

Коробкова Г. Ф. Мезолит Средней Азии и Казахстана // Археология СССР. Т. 2. Мезолит СССР. М., 1989. С. 149-174. Кларк Дж. Г. Доисторическая Европа: Экономический очерк.

М., 1953. С. 4-98. Крахмаль К. А. Древний каменный век Ферганы. Автореф. дис.

... канд. ист. наук. Самарканд, 2004. Крахмаль К. А. К изучению культурно-исторических связей в Центральной Азии эпох палеолита // Материалы международной научной конференции «Кадырбаевские чтения — 2007». Актобе, 2007. С. 16-19. Крахмаль К. А. Новые результаты хроностратиграфических исследований раннего антропогена на территории Узбекистана // Археология Узбекистана. 2014. № 1 (8). С. 3-6. Крахмаль К. А. К определению хроностратиграфических рубежей раннего антропогена Узбекистана // Археология Узбекистана. 2014. № 2 (9). С. 7-20.

Крахмаль К. А. К изучению палеогеографических особенностей развития природы и общества в периоды раннего голоцена на территории Узбекистана // Известия географического общества Узбекистана. 2015. № 45. С. 59-62. Ларичев В. Е. Прозрение. М., 1990. С. 5-13.

Палеогеография Европы за последние сто тысяч лет / Под ред.

И. П. Герасимова, А. А. Величко. М., 1982. Семёнов Ю. Ф. Как возникло человечество. М., 1966. Ранов В. А., Несмеянов С. А. Палеолит и стратиграфия антропо-

гена Средней Азии. Душанбе, 1973. Labat R., Fairservis W. The Roots of Ancient India. N. Y., 1971. P. 104-105.

Крахмаль Константин Андреевич, кандидат исторических наук, доцент (Национальный университет Узбекистана им. Мирзо Улугбека, Ташкент, Узбекистан); эл. почта: maxima-uz@mail.ru.

To the Study of the Origins of the Emergence of a Local Civilization on the Territory of the Right Bank of the Syr Darya River

The article presents some results of interdisciplinary studies of the features of the formation and development of material and spiritual culture, which in subsequent epochs became the sources of local civilization in the territory of the right bank of the Syr Darya. The region of research from ancient times is considered as an integral part of the space of Central Asia, including the territories of modern republics of Uzbekistan, Kyrgyzstan, Tajikistan, Kazakhstan. Considering the fact that in the modern period there is a reassessment of intellectual, ethical, legal, aesthetic values, which to a large extent determined the dynamics of political and social-democratic transformations, an analytic study of the local geographical conditions within which the centers of ancient civilizations have arisen is of particular relevance, as the basis of modern public structural formations.

Despite the limited size of the territory, the oldest monuments begin to attract the closest attention of outstanding orientalists, researchers of the history of Central Asia from the second half of the XIX — beginning of the XX centuries and up to the present time inclusive. The concentration of attention to the monuments of archeology is due to the fact that they are located on the territory where, for millennia, the formation and organic formation of the spiritual and material culture of the peoples of agricultural oases, nomadic and semi-nomadic people of the steppes, mountains and highlands, development of mining and metallurgy took place.

On the territory of the right bank of the Syr Darya, unique cultural and historical monuments are identified, which require a differentiated method for studying each specific habitat and human activity. This concept

is one of the main and primordial, it contains in itself, the features of natural conditions, their influence on human life and society, the depth and nature of their anthropogenic changes. In the process of studying the features of the development of the natural environment in the region, the main attention is focused on the definition of stable, historically formed, over a long historical period, local variants of culture, which has its beginning and the place where it first arose.

However, when studying the origins of origin and the definition of the initial periods of the formation of ancient cultures, an infinite connection between their development and evolutionary transformations opens up. As a result, it becomes clear that every "beginning of the origins" is relative, and in itself is a consequence of the long previous stage of development of historical processes, a link of infinite evolution — geological, biological and social. At present, it is generally recognized that on the territory of the right bank of the Syr Darya, numerous original cultures developed in the earliest periods of human history. In addition, the peoples who inhabited this region since ancient times left a vast material and spiritual heritage to the world. In the region, complicated historical processes of formation of early ethnocultural communities developed, which later played a significant role in the history of Central Asia.

Keywords: local civilization, material culture, producing economy, evolutionary transformation, agriculture, cattle breeding, craft.

Konstantin Krakhmal, Associate Professor, Candidate of Historical Sciences (National University of Uzbekistan named after Mirzo Ulugbek, Tashkent, Uzbekistan); e-mail: maxima-uz@mail.ru.

References

Alpysbaev Kh. A. O lokalnykh razlichiiakh paleoliticheskikh kultur Sred-nei Azii i Kazakhstana // Uspekhi sredneaziatskoi arkheologii. 1972. Vyp. 2. S. 5-7.

Zharish Zh. F. Neolit na Indoiranskikh granitsakh: Mergar // Arkheolo-giia i istoriia Tsentralnoi Azii v trudakh frantsuzskikh uchenykh. T. 1. Samarkand, 2014. S. 6-10. Kasymov M. R. Mnogosloinaia paleoliticheskaia stoianka Kolbulak v Uz-bekistane // Materialy i issledovaniia po arkheologii SSSR. T. 7. Pa-leolit i neolit SSSR. L., 1972. S. 111-119. Korobkova G. F. Mezolit Srednei Azii i Kazakhstana // Arkheologiia SSSR.

T. 2. Mezolit SSSR. M., 1989. S. 149-174. Klark Dzh. G. Doistoricheskaia Evropa: Ekonomicheskii ocherk. M., 1953. S. 4-98.

Krakhmal K. A. Drevnii kamennyi vek Fergany. Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. Samarkand, 2004.

Krakhmal K. A. K izucheniiu kulturno-istoricheskikh sviazei v Tsentralnoi Azii epokh paleolita // Materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konfe-rentsii "Kadyrbaevskie chteniia — 2007". Aktobe, 2007. S. 16-19.

Krakhmal K. A. Novye rezultaty khronostratigraficheskikh issledovanii rannego antropogena na territorii Uzbekistana // Arkheologiia Uzbe-kistana. 2014. № 1 (8). S. 3-6.

Krakhmal K. A. K opredeleniiu khronostratigraficheskikh rubezhei rannego antropogena Uzbekistana // Arkheologiia Uzbekistana. 2014. № 2 (9). S. 7-20.

Krakhmal K. A. K izucheniiu paleogeograficheskikh osobennostei razvitiia prirody i obshchestva v periody rannego golotsena na territorii Uzbe-kistana // Izvestiia geograficheskogo obshchestva Uzbekistana. 2015. № 45. S. 59-62.

Larichev V. E. Prozrenie. M., 1990. S. 5-13.

Paleogeografiia Evropy za poslednie sto tysiach let / Pod red. I. P. Gerasi-mova, A. A. Velichko. M., 1982.

Semenov Iu. F. Kak vozniklo chelovechestvo. M., 1966.

Ranov V. A., Nesmeianov S. A. Paleolit i stratigrafiia antropogena Srednei Azii. Dushanbe, 1973.

Labat R., Fairservis W. The Roots of Ancient India. N. Y., 1971. P. 104-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.