Научная статья на тему 'К итогам президентских выборов в Кыргызстане'

К итогам президентских выборов в Кыргызстане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
311
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСТАН / А. АТАМБАЕВ / Т. САРИЕВ / К. БАКИЕВ / СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТЫ / ЖОГОРКУ КЕНЕШ / "АК-ЖОЛ"

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кабулов Эгамберды

К 18 мая 2009 года 18 человек претендовало на пост президента Кыргызстана. В пятидневный срок они должны были сдать в Центральную избирательную комиссию необходимые документы, собрать не менее 50 тыс. подписей в поддержку своей кандидатуры и сдать экзамен на знание государственного языка. Уже в начале предвыборной кампании в списках значилось шесть кандидатов: действующий президент К. Бакиев, единый кандидат от оппозиции, лидер социал-демократической партии А. Атамбаев, лидер партии "Ак-Шумкар" Т. Сариев, глава Ассоциации НПО и НКО Т. Уметалиева, лидер движения "Жоомарт" Н. Мотуев и известный врач Ж. Назаралиев. В день голосования (23 июля) большинство граждан отдали свои голоса К. Бакиеву, и он был повторно избран президентом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К итогам президентских выборов в Кыргызстане»

К ИТОГАМ ■

ПРЕЗИДЕНТСКИХ ВЫБОРОВ

В КЫРГЫЗСТАНЕ

Эгамберды КАБУЛОВ

обозреватель газеты «Московский комсомолец

в Кыргызстане»

(Бишкек, Кыргызстан)

К 18 мая 2009 года 18 человек претендовало на пост президента Кыргызстана. В пятидневный срок они должны были сдать в Центральную избирательную комиссию необходимые документы, собрать не менее 50 тыс. подписей в поддержку своей кандидатуры и сдать экзамен на знание государственного языка.

Уже в начале предвыборной кампании в списках значилось шесть кандида-

тов: действующий президент К. Бакиев, единый кандидат от оппозиции, лидер социал-демократической партии А. Атамба-ев, лидер партии «Ак-Шумкар» Т. Сариев, глава Ассоциации НПО и НКО Т. Умета-лиева, лидер движения «Жоомарт» Н. Мо-туев и известный врач Ж. Назаралиев.

В день голосования (23 июля) большинство граждан отдали свои голоса К. Бакиеву, и он был повторно избран президентом.

Введение в ситуацию

Принято считать, что в Кыргызстане существует политическое противостояние между северными и южными кланами, точнее, родами. Это распространенное мнение хотя и не совсем верно, но в какой-то мере отражает реальное положение вещей. Первого президента Акаева считают «северянином», а Бакиева — «южанином». Большинство постов в нынешнем правительстве и государственных учреждениях занимают представители «южан».

Существовал прогноз, что больше всего голосов Бакиев наберет на юге страны. Так и получилось. На своей родине (Джалал-Абадская область) он набрал 78,2% голосов избирателей, тогда как в Нарынской области (север) — лишь 29,3%, что в 2,5 раза меньше.

Понятия «северяне» и «южане» относятся исключительно к коренным кыргызам; внутри общества до сих пор сохранились родоплеменные связи; место рождения и принадлежность к тому или иному роду имеют огромное значение. Некыргызу попасть в «обойму власти» очень сложно. Например, в первое правительство, сформированное Бакиевым, входили представители исключительно титульной нации.

На то, чтобы не допустить к власти представителей других народов, были направлены изменения в Конституции, принятые при Акаеве и Бакиеве. Положение об обязательном знании кыргызского языка закрывает путь «наверх» представителям других национальностей. Если раньше человек, желающий стать депутатом, мог просто выдвинуть свою кандидатуру, то теперь он должен принять «правила игры» — вступить в ту или иную партию. А учитывая, что все политические партии являются кыргызскими по составу, то становится ясно, что надо очень постараться, чтобы выдвинуться из их рядов.

Президентские и парламентские выборы всегда сопровождались «заигрыванием» с избирателями некыргызской национальности. Власти и оппозиционеры вдруг вспоминали о существовании других народов. Раздавались многочисленные обещания, заверения в приверженности духу интернационализма: ведь почти 40% избирателей не являются кыргызами. Хотя на сей раз и так было понятно, что Бакиев имеет реальные шансы на победу.

В большинстве своем избиратели нетитульных национальностей проигнорировали выборы. Например, на участках с преобладанием узбекского населения активность была низкой.

За годы независимости значительная часть некыргызов страны, особенно узбеков (20%), убедились, что выборы — мероприятие чисто кыргызское, а их итоги — продолжение скрытой националистической политики. Кыргызы, составляющие чуть больше 60% населения, в период выборов традиционно придерживаются принципа «коллективизма», особенно в сельской местности. Здесь сильны родоплеменные отношения, и в подобных мероприятиях участвуют «всем миром». Поэтому этнический фактор на сей раз проигнорировали: Бакиев был уверен, что получит необходимое количество голосов, а другие кандидаты изначально понимали, что не смогут дойти даже до второго тура. Поэтому они и не проводили традиционно агрессивные агитационные кампании и многочисленные «живые» встречи с избирателями.

Победа Бакиева не стала неожиданностью. Ее можно было предсказать задолго до начала избирательной кампании — у него не было достойного противника, и он располагал неконтролируемым административным ресурсом. К тому же оппозиция начала кампанию в «разобранном» состоянии и абсолютно не подготовилась к борьбе, хотя она и инициировала досрочные выборы.

Одной из главных причин победы Бакиева стало то, что он задолго до выборов «обескровил» оппозицию, начав судебное преследование наиболее видных ее деятелей. Так, было заведено уголовное дело на бывшего министра обороны и активного участника «тюльпановой революции» И. Исакова. Кроме того, сокрушительный удар оппозиция получила в связи с уходом с политической арены экс-министра иностранных дел Джекшенкулова. Против него также возбудили уголовное дело. Он считался координатором и «мозгом» оппозиционных сил, ему удавалось пресекать внутренние междоусобицы, сдерживая противоборствующие силы. С его уходом начался развал единого оппозиционного движения. Как считают эксперты, только Джекшенкулов смог бы направить «дикое» политическое течение в цивилизованное русло. Он ни в коем случае не допустил бы вражды между кандидатами от оппозиции Атамбаевым и Сариевым, которая была на руку Бакиеву.

Социал-демократы и коммунисты

Еще в конце прошлого года начались разговоры о возможных досрочных выборах. Социал-демократическая и коммунистическая партии, чьи фракции заседают в парламенте наряду с «Ак-жол», создавали видимость того, что не имеют коренных расхождений с позицией властей. Предметом дебатов в парламенте было обсуждение незначительных вопросов. Однако по мере развития темы о досрочных президентских выборах разногласия усилились.

Именно фракция социал-демократов инициировала рассмотрение вопроса о досрочных выборах. Расчет был в том, чтобы не дать Бакиеву времени на маневр и вынудить его вступить в «бой» неподготовленным.

Время проведения очередных президентских выборов вызывало споры среди всех оппозиционных партий. По Конституции, принятой после так называемой «тюльпановой революции» (март 2005 г.), очередные выборы должны были состояться в 2010 году. Но Бакиев стал президентом в период действия старой Конституции, согласно которой выборы должны были состояться в октябре 2009 года. Социал-демократы, заострив внимание на этом несоответствии, инициировали проведения досрочных выборов. Парламент решил передать право вынесения вердикта Конституционному суду, который, ссылаясь на новый и старый Основной закон, определил, что выборы должны состояться до 25 октября 2009 года. Точную дату должен был назвать Жогорку Кенеш (парламент).

Депутаты, большинство которых составляли члены бакиевской партии «Ак-жол», назначили президентские выборы на 23 июля. Это решение они объяснили тем, что необходимо учесть возможность проведения второго тура, что заняло бы минимум два месяца. К тому же могло понадобиться время на судебные процессы в случае обжалования результатов и вынесение решения. Дата, 23 июля, приходилась на рабочий день, что не устраивало социал-демократов, планировавших проведение выборов осенью, когда, по их мнению, недовольного властью электората должно было стать больше.

Дело в том, что примерно 10% трудоспособных граждан Кыргызстана (около 0,5 млн чел.) проживает, хотя и непостоянно, за пределами страны, в основном в России. Это трудовые мигранты. Примерно половина из них уезжает на заработки весной и возвращается осенью. По мысли оппозиции, мировой кризис должен был отразиться и на кыргызских гастарбайтерах. Действительно, большинство из них не может найти подходящую работу. Как раз они и могли составить электорат, который проголосовал бы против Бакиева.

Но и президент предвидел такой вариант развития событий. Именно поэтому его «карманный» парламент и назначил выборы на середину лета.

Ожесточенные споры вызвало их назначение на рабочий день (четверг, что также было на руку Бакиеву). Он располагал административным ресурсом, имел возможность манипулировать избирателями, находящимися на государственной службе и зависящими от него (врачи, учителя, чиновники, студенты). Отпустить их на выборы могло только начальство, которое так и сделало. «Государственные» избиратели, конечно же, проголосовали за Бакиева, а в «частном секторе» не всегда давали разрешение отлучиться с рабочего места.

Расчеты социал-демократов и оппозиции не оправдались, а Бакиев и его команда уверенно шли к победе. Этому способствовал ряд важных факторов: административный ресурс, наличие финансов, внутриполитическая обстановка и экономическая ситуация. Другие кандидаты не смогли или не захотели использовать имеющиеся у них возможности.

Фракция Коммунистической партии занимает третье место по численности в парламенте. У коммунистов не было принципиальных разногласий с партией власти, тогда как внутри самой партии «Ак-жол» они были. Когда стала известна дата выборов, коммунисты даже не объявили, будет ли их кандидат участвовать в кампании.

Уже в мае стало точно известно, что коммунисты не станут выдвигать своего кандидата. Они заявили, что поддержат Бакиева, полностью согласны с его программой, хотя ее еще не опубликовали.

Причина столь странной позиции — желание коммунистов сохранить свои места в парламенте. Они могли их лишиться, если бы не поддержали партию «Ак-жол», поэтому и предпочли не вступать в борьбу, тем более что на прошлых парламентских выборах коммунисты получили лишь 8 мест из 90. Они прекрасно понимали, что их кандидат не может претендовать даже на второе место.

Количество депутатов-коммунистов в парламенте наглядно демонстрирует расклад сил в борьбе за президентство. Во время предвыборной кампании они заняли нейтраль-

ную позицию — не агитировали ни за, ни против Бакиева, после выборов не прозвучало ни одного заявления по поводу итогов голосования. Создавалось впечатление, что на какое-то время партия коммунистов перестала существовать.

Все это позволяет предположить, что между коммунистами и партией «Ак-жол» было заключено негласное «соглашение о невмешательстве».

Шансы кандидатов

Предвыборная кампания А. Атамбаева, главного (после Бакиева) претендента на пост президента, была скучной и неинтересной, впрочем, как и у других кандидатов. Мини-сенсации в связи с отравлением кандидата или наведением порчи не произвели сильного впечатления на СМИ и не повысили интерес общества к личности Атамбаева. Журналисты и эксперты ожидали бурной избирательной кампании, но ярких событий не произошло.

Даже кандидат Н. Мотуев, всегда выступавший главным действующим лицом скандальных происшествий и автором резких высказываний, оказался не столь активен, как обычно. Вся его избирательная кампания строилась на выступлениях по телевидению согласно Кодексу о выборах, а дополнительный эфир он не оплачивал. Еще до объявления даты голосования, он заявил, что не станет бороться за кресло президента, а поддержит Бакиева.

Его соратник и бывший омбудсмен Т. Бакир-уулу объявил о своем желании баллотироваться в президенты, но вскоре отказался от этого, так как получил от властей предложение отправиться послом в одну из зарубежных стран. Одновременно Мотуев резко передумал и объявил о своих претензиях на президентский пост. Видимо, он рассчитывал, что и ему предложат выгодный пост в правительстве либо должность посла в престижной стране.

Кандидат Т. Сариев провел свою предвыборную кампанию очень тускло. Он редко выступал, иногда представители СМИ даже не могли его разыскать, так как он почти не приглашал их на свои встречи с избирателями. Ничем особым его избирательная кампания не выделялась. Правда, однажды наблюдался всплеск интереса, который был вызван тем, что его представитель Б. Жээнбеков обвинил кандидата Атамбаева в подготовке убийства Сариева. Атамбаев направил в Центральную избирательную комиссию жалобу, в которой писал, что Жээнбеков в прессе обвиняет его в организации заказного убийства. На том скандал и закончился.

Избирательная кампания кандидата Ж. Назаралиева была самой странной и эпатажной: он отказался от встреч с избирателями, предпочитая общаться с ними в Интернете, а в своей предвыборной программе заявил, что готов превратить страну в крупнейшего легального производителя опия. За тот образ, который пропагандировался на его агитационных листовках и плакатах, его прозвали «Мусоллини».

Если говорить о кандидате Т. Уметалиевой, то ее кампания была самой пассивной. Она почти до самых выборов не встречалась с избирателями, не делала громких заявлений, не вступала в перепалки с соперниками, не критиковала президента, никто не видел ее агитационных листовок и плакатов. Правда, она как-то появилась в телеэфире, но на этом все и закончилась.

Если говорить о кандидатах и их предвыборных агитационных кампаниях в целом, то и журналисты, и аналитики, и избиратели назвали их самыми бесцветными за всю историю независимого Кыргызстана. Создается ощущение, что они вовсе и не собирались бороться за кресло президента, поэтому не могли победить в принципе.

Атамбаев пошел на выборы, зная, что даже не пройдет во второй тур. Он, видимо, надеялся на возможность «сговора» с Бакиевым, чтобы получить какие-то экономические или политические преференции для себя, ближайших сторонников и родственников. А цель Сариева заключалась в том, чтобы попробовать себя в роли кандидата с прицелом на следующие парламентские, а затем и президентские выборы. Не исключено, что и он надеялся получить от Бакиева «отступные». Что двигало Назаралиевым на самом деле — понять сложно. Успешный врач-бизнесмен, не относящийся ни к южному, ни к северному кланам, эпатирующий избирателей странными заявлениями, получил не более 3% голосов. В его заявлениях говорилось о том, что попробовать стать президентом заставила его забота о стране и родном народе, но в это не слишком верится. Проще всего понять Т. Уметалиеву: она просто подтверждала и закрепляла свой имидж единственной женщины-кандидата в президенты и одного из лидеров гражданского сектора.

Неиспользованные возможности

Предвыборные кампании кандидатов в президенты почти не отличались одна от другой. Разве что Назаралиев, как мы уже отмечали, шокировал большинство избирателей, предложив сделать Кыргызстан легальным производителем опиума. По большому счету и четких программ выдвинуто не было, дело ограничилось критикой существующей власти и туманными обещаниями светлого будущего: проведение экономических реформ, создание дополнительных рабочих мест, повышение зарплат, снижение цен, соблюдение прав человека, бесплатные медицина и среднее образование и т.п.

Изначально А. Атамбаев, кандидат от объединенной оппозиции, имел больше шансов, чем его конкуренты (не считая Бакиева). Но вялая предвыборная кампания обеспечила ему лишь около 8% голосов, хотя можно было достичь лучшего результата. Есть мнение, что это произошло из-за скандалов, связанных с его именем, особенно когда он появился на встрече с избирателями то ли больным, то ли в состоянии похмелья и речь произносил из-за спин двух дюжих молодцов.

Никто из кандидатов не использовал просчеты и ошибки, которые власти допустили в прошлом году. Например, весной 2008 года стране грозил энергетический кризис — в водохранилищах, питающих мощные гидроэлектростанции, не хватало воды для выработки электричества не только на экспорт, но и для нужд населения. Был введен регулируемый государством режим экономии электричества. Даже столица страны (Бишкек) погрузилась во мрак, не говоря уже о маленьких городах и селах. Власти объясняли недостаток воды погодными условиями. Но большинство метеорологов, инженеров-вод-ников и ученых считает, что причиной всему стало неумелое управление гидроресурсами страны.

К началу предвыборной кампании население еще не забыло о проблеме с электроэнергией, которая существовала на протяжении почти 10 месяцев. Но оппозиция не стала использовать недовольство народа как козырь в политической игре.

Кандидаты не проводили нормальную предвыборную кампанию еще и потому, что не тратили деньги, считая, что это бессмысленно. Противники Бакиева могли также использовать то, что в феврале он обещал России вывести с территории республики американскую авиабазу «Манас», а затем все же решил оставить ее. За это он получил двухмиллиардный кредит на строительство гидроэлектростанций и 150 млн долл. в качестве помощи, поступившие непосредственно в бюджет.

Создается впечатление, что Кыргызстан за деньги готов стать союзником любого государства. А это никак не повышает его международный авторитет.

Ит оги

В начале предвыборной кампании бишкекская независимая социологическая служба «Норма» провела опрос избирателей. В исследовании, охватившем все районы страны, участвовало 1 500 респондентов. За А. Атамбаева в качестве будущего президента отдали голоса 7,88% от общего числа опрошенных. Его соратник и одновременно соперник по оппозиции Т. Сариев набрал 6,08%. Врач-нарколог Ж. Назаралиев устраивал как глава государства 1,5% опрошенных, а Н. Мотуев — всего 0,5%. При этом Т. Уметалиева в списках опроса вообще не значилась. Наконец, за действующего президента К. Бакиева были готовы проголосовать 61,5% избирателей, против всех — 2,8% опрошенных.

27 июля ЦИК направил в Конституционный суд страны документы о результатах выборов. Они были признаны легитимными. В голосовании приняли участие 79,1% избирателей (2 млн 329 тыс. 115 чел.). Действующий глава государства К. Бакиев получил 76,12% голосов. Такой результат смутил даже его сторонников: они прогнозировали примерно 65%.

Второе место занял единый кандидат от оппозиции, лидер социал-демократической партии А. Атамбаев — он набрал 8,41%. Его «заклятый друг», лидер партии «Ак-Шум-кар» Т. Сариев получил 6,74%. Единственная женщина-кандидат, глава Ассоциации НПО и НКО Т. Уметалиева неожиданно заняла почетное четвертое место с 1,14% голосов. Лидер движения «Жоомарт», бывший «угольный король» Н. Мотуев, не набрал даже 1% (0,93%). Последним оказался врач Ж. Назаралиев — всего 0,83% голосов избирателей.

Довольно много оказалось проголосовавших «против всех» — 4,66%.

Еще до выборов было понятно, что оппозиция попытается объявить выборы нелегитимными, организует пикеты и митинги, подаст заявление в суд об использовании Бакиевым административного ресурса. Западные наблюдатели могли выявить серьезные нарушения во время избирательной кампании.

Что будет

Согласно Конституции Бакиев не имеет права баллотироваться на следующий срок. Пока рано судить о том, каким образом он собирается сохранить за собой власть: повторит ли он политический ход бывшего президента России Путина или придумает что-то другое. Ясно одно: президент уже сейчас начнет подготовку почвы для сохранения контроля над страной после завершения своего правления. Возникает вопрос: каким образом?

Можно ожидать, что Бакиев и его окружение попытаются закрепить успех. Скорее всего, начнется постепенное наступление на гражданский сектор, правозащитные неправительственные организации и неподконтрольные государству СМИ. Усиление авторитарных тенденций будет преподноситься населению как необходимое условие выживания в условиях мирового кризиса и политической нестабильности. Одновременно начнется наступление на оппозицию. К санкциям, которые уже применялись против ее лидеров (аресты, изгнание из страны), может добавиться разгон социал-демократической партии или ее постепенное превращение в «карманную». В дальнейшем она даже может занять либеральную позицию по отношению к власти.

Другие же оппозиционные силы, объединившиеся меньше года назад в Оппозиционное народное движение (ОНД) для проведения выборной кампании, вряд ли сохранят единство и «разойдутся по домам». Наиболее радикальные из них (если сохранятся), скорее всего, попытаются создать новый, более сплоченный блок, который будет вести борьбу за места в парламенте на следующих выборах. Для этого необходимо единое противостояние репрессиям, которые наверняка начнутся после относительного поствыборного затишья.

Необходимо подготовиться и к следующим выборам в Жогорку Кенеш. Социал-демократы стали второй по численности парламентской партией, но после президентских выборов их позиции сильно пошатнулись.

До того момента, как они высказались за досрочные выборы главы государства, правящая партия их терпела и особых разногласий между ними не было, чего не скажешь о самой «Ак-жол». Теперь же, вполне вероятно, места социал-демократов займут представители другой партии.

Возможна ситуация, при которой некоторые члены «Ак-жол», якобы недовольные политикой партии, выйдут из нее и создадут новое политическое объединение, в которое войдут также некоторые малоактивные оппозиционные и либеральные организации. Это новое формирование, вероятно, заменит взбунтовавшихся социал-демократов. Реально же это будет новая, но пробакиевская «ручная» или «карманная» партия.

Другой вариант заключается в том, что место социал-демократов займет партия «Ак-Шумкар» Т. Сариева. На президентских выборах он не критиковал президента Бакиева и нынешние власти. Но, отказавшись поддержать Атамбаева в качестве единого кандидата от оппозиции и решив баллотироваться самостоятельно, он вряд ли может называться полноценным оппозиционером. Многие считают, что его низкая активность во время предвыборной кампании объясняется намерением «протащить» свою партию в парламент. Через пять лет, когда Бакиев будет вынужден уйти со своего поста, он, скорее всего, попытается стать президентом.

В любом случае Бакиев будет формировать «послушный» парламент и, что вполне возможно, не захочет уйти с поста президента. Для того чтобы сохранить контроль над страной, ему понадобятся все инструменты власти, способные помочь решить эту задачу. Вряд ли он попытается остаться президентом на третий срок — по Конституции это невозможно. Но вполне вероятно превращение Кыргызстана в парламентско-президентскую республику с наделением премьер-министра большими полномочиями. Им, видимо, и захочет стать Бакиев, а для этого нужны послушные депутаты Жогорку Кенеша.

Возможны и другие варианты сохранения власти нынешним президентом.

Судя по всему, внешнеполитический курс Бакиева не изменится. Он уже убедился, что может лавировать между сверхдержавами, умудряясь сохранять ровные отношения со всеми. Сейчас он находится в состоянии некой эйфории после удачных выборов.

На самом деле должно пройти некоторое время, чтобы понять, смирилась ли Россия с тем, что в Кыргызстане все еще остается американская база.

Какова будет реакция Китая, который продолжает вести политику невмешательства и проводит «дипломатию улыбки»? Пока это означает его толерантность и простое созерцание происходящего. Но не стоит думать, что Китаю понравилось, как Бакиев помимо России обманул коллег по ШОС, заключив новое соглашение с США о создании Центра транзитных перевозок вместо авиабазы «Манас».

Перед выборами Бакиев провозгласил курс на сохранение стратегического партнерства с Россией, поддержку добрососедских отношений с соседними государствами, особенно с Казахстаном, Узбекистаном и Таджикистаном. Конкретных высказываний по поводу взаимоотношений с Китаем и Западом пока не прозвучало. Взаимоотношения с США не комментируются, к тому же еще не определились позиции Москвы и Вашингтона.

В любом случае во внешней политике пока не стоит ожидать резких изменений. Не будет жесткой ориентации на какую-либо одну страну. Многовекторная политика представляется для властей оптимальным вариантом.

Для Кыргызстана не так важны нормальные взаимоотношения с США или Китаем, как с Россией. Идя на обман в случае с авиабазой, Бакиев рисковал, и до сих пор нельзя утверждать, что в Москве обо всем забыли. Скорее всего, когда-то за это придется ответить.

Бакиев должен учесть, что очередной неверный шаг способен привести к тяжелым последствиям, потому что непредсказуемая ответная реакция Москвы или Пекина может привести к возникновению серьезных проблем.

Не следует забывать и то, что от 30 до 40% ВВП республики составляют денежные переводы гастарбайтеров из России, а 80% внешнего товарооборота приходится на Китай. Высылка трудовых мигрантов или ограничение трансграничной торговли могут привести к экономическому и политическому коллапсу нынешнего режима. Кыргызстан, как единственный из постсоветских государств — членов ВТО, хорошо зарабатывает на транзите дешевых китайских товаров.

Отношениям с Европейским союзом кыргызские власти пока не придают особого значения, тем более что они не так хорошо развиты, как с соседними странами и Россией. Но теперь, после удачных «сделок» с Москвой и Вашингтоном, Брюссель может столкнуться с неуступчивым Бишкеком, особенно в сфере соблюдения демократических свобод и прав человека. Бакиев уже избалован тем, что Вашингтон закрыл глаза на усиление автократии и попрание демократических свобод в республике в обмен на размещение авиабазы. Поэтому Европе будут очень трудно вести переговоры с Бишкеком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.