Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ ЖУРНАЛОВ "САТИРИКОН" И "НОВЫЙ САТИРИКОН": НЕИЗВЕСТНАЯ РУКОПИСЬ Е. Л. ГАЛЬПЕРИНОЙ "МЯТЕЖНАЯ ЖИЗНЬ АЛЕКСЕЯ РАДАКОВА"'

К ИСТОРИИ ЖУРНАЛОВ "САТИРИКОН" И "НОВЫЙ САТИРИКОН": НЕИЗВЕСТНАЯ РУКОПИСЬ Е. Л. ГАЛЬПЕРИНОЙ "МЯТЕЖНАЯ ЖИЗНЬ АЛЕКСЕЯ РАДАКОВА" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
286
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕМУАРЫ / АВТОГРАФ / АРХИВНАЯ РУКОПИСЬ / АРХИВНЫЙ ЛИЧНЫЙ ФОНД / "СТРЕКОЗА" / "САТИРИКОН" / "НОВЫЙ САТИРИКОН" / "СИМПЛИЦИССИМУС" / ПИСАТЕЛИ-САТИРИКОНЦЫ / ХУДОЖНИКИ-САТИРИКОНЦЫ / САТИРА / ЮМОР / MEMOIRS / AUTOGRAPH / ARCHIVE MANUSCRIPT / ARCHIVE PERSONAL FUND / "STREKOZA" / "SATYRIKON" / "NOVYJ SATYRIKON" / "SIMPLICISSIMUS" / "SATIRIKONTSY"-WRITERS / "SATIRIKONTSY"-ARTISTS / SATIRE / HUMOR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Миленко Виктория Дмитриевна

Автор статьи публикует главу из неизвестной рукописи «Мятежная жизнь Алексея Радакова» Е. Л. Гальпериной, последней жены известного художника-сатириконца. Автограф хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки и представляет значительный интерес для исследователей сатиры, карикатуры, графики, декорации, книжной иллюстрации Серебряного века и 1920-1930-х годов. В публикуемой главе «Работа в “Сатириконе”» воссоздаётся история поиска названия журнала «Сатирикон», знакомства и дружбы А. А. Радакова с А. Т. Аверченко, «экспедиции» сатириконцев в Западную Европу летом 1911 года, коллективного ухода из редакции в 1913-ом, закрытия «Нового Сатирикона» в 1918-ом и др. В данном номере журнала публикуется начало главы; окончание предполагается в следующем выпуске. Публикация адресована широкому кругу исследователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE HISTORY OF"SATIRIKON" AND "NEW SATIRIKON" MAGAZINES: THE UNKNOWN MANUSCRIPT BY E. L. GALPERINA "THE REBELLIOUS LIFE OF ALEXEI RADAKOV"

The author of the article publishes a chapter from the unknown manuscript “The Rebellious Life of Alexei Radakov” by E. L. Galperina, the last wife of the famous artist-“satirikonets”. The autograph is stored in the Manuscript Department of the Russian State Library and is of considerable interest to researchers of satire, caricatures, graphics, decorations, book illustrations of the Silver Age and the 1920s and 1930s. The published chapter “Work in the Satyrikon” recreates the history of the search for the name of the “Satyrikon” magazine, the acquaintance and friendship of A. A. Radakov with A. T. Averchenko, the “expedition” of “satiricontsy” to Western Europe in the summer of 1911 and their collective departure from the editorial office in 1913, the closing of the “New Satyricon” in 1918 and so on. This issue publishes the beginning of the chapter; ending is expected in the next issue of the magazine.The publication is addressed to the widest circle of scholars.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ ЖУРНАЛОВ "САТИРИКОН" И "НОВЫЙ САТИРИКОН": НЕИЗВЕСТНАЯ РУКОПИСЬ Е. Л. ГАЛЬПЕРИНОЙ "МЯТЕЖНАЯ ЖИЗНЬ АЛЕКСЕЯ РАДАКОВА"»

УДК 821.161.1+091.5

Миленко Виктория Дмитриевна

Кандидат филологических наук, доцент, Гуманитарно-педагогический институт, ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет»; Российская Федерация, Севастополь, e-mail: [email protected]

К ИСТОРИИ ЖУРНАЛОВ «САТИРИКОН» И «НОВЫЙ САТИРИКОН»: НЕИЗВЕСТНАЯ РУКОПИСЬ Е. Л. ГАЛЬПЕРИНОЙ «МЯТЕЖНАЯ ЖИЗНЬ АЛЕКСЕЯ РАДАКОВА»

Автор статьи публикует главу из неизвестной рукописи «Мятежная жизнь Алексея Радакова» Е. Л. Гальпериной, последней жены известного художника-сатириконца. Автограф хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки и представляет значительный интерес для исследователей сатиры, карикатуры, графики, декорации, книжной иллюстрации Серебряного века и 1920-1930-х годов. В публикуемой главе «(Работа в "Сатириконе"» воссоздаётся история поиска названия журнала «(Сатирикон», знакомства и дружбы А. А. Радакова с А. Т. Аверченко, ««экспедиции» сатириконцев в Западную Европу летом 1911 года, коллективного ухода из редакции в 1913-ом, закрытия ««Нового Сатирикона» в 1918-ом и др.

В данном номере журнала публикуется начало главы; окончание предполагается в следующем выпуске. Публикация адресована широкому кругу исследователей.

Ключевые слова: мемуары, автограф, архивная рукопись, архивный личный фонд, «Стрекоза», «Сатирикон», «Новый Сатирикон», ««Симплициссимус», писатели-сатириконцы, художники-сатириконцы, сатира, юмор.

Victoriуa D. Milenko

PhD in Philology science, Associate Professor, Institute of Educational and Humanities, Sevastopol State University;

Russian Federation, Sevastopol

TO THE HISTORY OF"SATIRIKON" AND "NEW SATIRIKON" MAGAZINES: THE UNKNOWN MANUSCRIPT BY E. L. GALPERINA "THE REBELLIOUS LIFE OF ALEXEI RADAKOV"

Abstract. The author of the article publishes a chapter from the unknown manuscript "The Rebellious Life of Alexei Radakov" by E. L. Galperina, the last wife of the famous artist-"satirikonets". The autograph is stored in the Manuscript Department of the Russian State Library and is of considerable interest to researchers of satire, caricatures, graphics, decorations, book illustrations of the Silver Age and the 1920s and 1930s. The published chapter "Work in the Satyrikon" recreates the history of the search for the name of the "Satyrikon" magazine, the acquaintance and friendship of A. A. Radakov with A. T. Averchenko, the "expedition" of "satiricontsy" to Western Europe in the summer of 1911 and their collective departure from the editorial office in 1913, the closing of the "New Satyricon" in 1918 and so on.

This issue publishes the beginning of the chapter; ending is expected in the next issue of the magazine.The publication is addressed to the widest circle of scholars.

Key words: memoirs, autograph, archive manuscript, archive personal fund, "Strekoza", "Satyrikon", "Novyj Satyrikon", "Simplicissimus", "satirikontsy"-writers, "satirikontsy"-artists, satire, humor.

Для цитирования:

Миленко, В. Д. К истории журналов «Сатирикон» и «Новый Сатирикон»: неизвестная рукопись Е. Л. Гальпериной «Мятежная жизнь Алексея Радакова» // Гуманитарная парадигма. 2019. № 4 (11). С. 25-30.

В личном фонде «Радаков А. А.» Отдела рукописей Российской государственной библиотеки хранятся мемуары Е. Л. Гальпериной «Мятежная жизнь Алексея Радакова» [1]. Рукопись рассказывает о ведущем художнике «Сатирикона» и «Нового Сатирикона», позднее — сотруднике советской сатирической печати, деятеле отечественной мультипликации.

Алексей Александрович Радаков (1877-1942) оставил огромное наследие, по сей день не собранное, не систематизированное, не изученное. «Алексей Радаков! О нём теперь позабыли! Спихнули в канаву около дороги, по которой шествует гений с невразумительным лицом!», — восклицал в 1970-х годах художник В. А. Милашевский [4, с. 225]. С тех пор мало что изменилось. Давно вернулись к широкому читателю коллеги Радакова— писатели и поэты-сатириконцы Аркадий Аверченко, Саша Чёрный, Аркадий Бухов, Тэффи. В 2017 году вышла монография-альбом Л. Б. Вульфиной «Неизвестный Ре-Ми» о втором ведущем художнике «Сатирикона» и «Нового Сатирикона»Н. В. Ремизове-Васильеве. О Радакове же по-прежнему известно мало.

Первая попытка издать репродукции работ художника была предпринята в 1968 году коллективом журнала «Крокодил». Выпущенная

«крокодильцами» брошюрка «А. Радаков. Карикатуры» не претендовала на научность: биография художника отсутствовала, неверно был указан год его рождения. Зато в ироничном и очень живом предисловии Н. А. Черемных1, лично знавшей Радакова, утверждалось, что его сленг («Жуть! Мрак! Красота!») И. Ильф и Е. Петров вложили в уста Эллочки-людоедки [8, с. 2].

Алексей Радаков

Фото К. С. Елисеева из брошюры «А. Радаков. Карикатуры» (1968).

1920—1930-е гг.

Второе издание репродукций работ Радакова пришлось на перестроечный 1989 год. На сей раз авторы вступительной статьи обратились к архивам и воссоздали творческий путь художника (хотя и не исправили дату рождения), отметили его работу в «Окнах ТАСС», упомянули предсмертное полотно «Последние минуты Зои Космодемьянской» (1942). Алексей Радаков заслуженно был назван «неутомимым тружеником», отдававшим «все свои силы советской сатире» [5, с. 3]. Приметой времени следует счесть и то, что в брошюре демонстрировались рисунки из «антисоветского» «Нового Сатирикона», и то, что она параллельно знакомила с творчеством репрессированного художника-сатириконца А. А. Юнгера (1883-1948).

Более репродукции карикатур Радакова отдельными изданиями не выходили, однако его имя неизменно присутствует в современных работах о «Сатириконе» и «Новом Сатириконе», о сотрудниках журнала, в частности, в наших монографиях «Аркадий Аверченко» (М., 2010) и «Саша Чёрный: Печальный рыцарь смеха» (М., 2014). Выходят и научные статьи, авторы

1 Вдова художника М. М. Черемных, первого иллюстратора романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев».

которых анализируют деятельность Радакова на посту редактора детского журнала «Галчёнок»2 [3], его иллюстрации для детских книг [6; 7] и пр.

В целом, изучение наследия Алексея Радакова только начинается, и рукопись его жены «Мятежная жизнь Алексея Радакова» послужит в этом ценнейшим подспорьем. Впервые выдержки из неё приводились в кандидатской диссертации А. В. Молохова «Проблемы реконструкции архивных фондов писателей-эмигрантов: на примере фонда А. Т. Аверченко» (1999), затем в нашей монографии «Аркадий Аверченко», упомянутой выше. Полностью рукопись не публиковалась, и обширный фрагмент из неё мы впервые вводим в научный оборот.

Несколько слов об авторе рукописи.

Евгения Львовна Гальперина3 (1892-1954) родилась в Баку, в семье врача. В рукописи она упоминает сестёр и брата — выдающегося учёного-японоведа, профессора Александра Львовича Гальперина (1896-1960). Окончив гимназию в Баку, Евгения Львовна поступила на юридический факультет Петербургских Высших женских курсов, переехала в столицу. В студенческие годы, а именно в марте 1915-го, познакомилась с Радаковым, в то время совладельцем «Нового Сатирикона». Ей тогда исполнилось 22 года, ему — 38. Алексей Александрович был давно женат, но к супруге охладел и переживал серьёзное увлечение другой женщиной. Гальперина тоже любила другого. В течение года они встречались, флиртовали, но и только.

По окончании курсов (вероятно, в 1916 году) Гальперина работала помощницей присяжного поверенного, но после Октября адвокатура была упразднена. Евгения Львовна в 1921 году поступила в только что основанный Центральный институт живых восточных языков, изучала турецкий. С Радаковым изредка встречались, поддерживали скорее дружеские отношения.

В 1924 году Гальперина окончила институт, переехала в Москву и приступила к службе в Восточном отделе Народного комиссариата иностранных дел. Получила комнату в коммунальной квартире № 12 по Мало-Афанасьевскому переулку, 1. Радаков тогда же начал наезжать в Москву для заработков, они встречались, ссорились, прощались... Окончательно художник переехал к ней в 1929-ом, более они не разлучались. Осенью 1941-го вместе отправились в эвакуацию: сначала в Нальчик, затем в Тбилиси. Там 14 июля 1942 года Алексей Александрович скончался и был похоронен.

2 Сохраняем написание в дореформенной орфографии.

3 Не путать с известным московским литературоведом Евгенией Львовной Гальпериной (1905-1982).

Вернувшись в Москву, Евгения Львовна обнаружила, что соседи «стопили» многие их бумаги: письма, рисунки мужа. В 1947 году она приступила к работе над «Мятежной жизнью...» и в предисловии отмечала: «Это не роман и даже не романтизированная биография. Я просто хочу записать всё, что я помню и знаю об Алексее Александровиче Радакове. Я делаю это не потому, что обладаю для этого какими-то особыми данными, а просто потому, что, кроме меня, нет человека, который мог бы или хотел бы это сделать. У нас очень много говорят об уважении и почитании памяти выдающихся деятелей нашей литературы, искусства и науки, но за 4,5 года, прошедших со времени смерти Радакова (14/7/1942 г.), ни одно официальное учреждение, ни одно лицо не поинтересовалось ни произведениями, которые остались после него, ни теми материалами о его жизни, которые в дальнейшем могли бы быть использованы. А через 100 лет, быть может, двести лет какой-нибудь любитель старины начнёт перерывать горы бумаг, чтобы, быть может, найти 2-3 строчки о человеке, который сыграл, как мне думается, немалую роль в истории развития русской политической карикатуры, да и сам был исключительно яркой и необычайной фигурой» [2, с. 1].

Рукопись была окончена около 1950 года.

В 1954-ом Евгения Львовна упокоилась на московском Введенском кладбище. Детей у неё, как и у Радакова, не было. Основная часть обширного архива её и мужа поступила в РГАЛИ (фонд № 2041 «Радаков А. А.»), некоторые документы попали в Отдел рукописей РГБ, в Государственный музей В. В. Маяковского.

Гальперина оказалась права: спустя столетие после жизни «Сатирикона» и «Нового Сатирикона» биография Алексея Радакова представляется бесценным источником. Мы начинаем её публикацию с главы III «Работа в "Сатириконе"», так как она представляет наибольший интерес для современной науки. Евгения Львовна воспроизводит рассказы мужа о поиске названия для будущего «Сатирикона», его знакомстве и дружбе с Аркадием Аверченко, их расставании в 1918 году, «экспедиции» сатириконцев в Западную Европу летом 1911 года и их коллективном уходе из редакции в 1913-оми др.

Публикуемая глава содержит следы двойной правки:

1) автора — теми же чернилами, что и основной текст. В публикации она воспроизводится курсивом, в угловых скобках;

2) не установленного лица — простым карандашом, обведённым чернилами. Воспроизводится в квадратных скобках.

Пунктуация приведена в соответствие с современными нормами.

Литература и источники

1. Гальперина, Е. Л. Мятежная жизнь Алексея Радакова [Рукопись] // ОР РГБ.Ф. 615. Картон 1. Ед. хр. 13, 14; Картон 2. Ед. хр. 1, 2.

2. Гальперина, Е. Л. Мятежная жизнь Алексея Радакова. Главы 1-1У [Рукопись] // ОР РГБ. Ф. 615. Картон 1. Ед. хр. 13. Л. 1-312.

3. Головин, В. В. Журнал «Галчёнок» как литературный эксперимент // Детские чтения. 2014. Т. 6. № 2. С. 23-37.

4. Милашевский, В. А. Вчера, позавчера... Воспоминания художника. 2-еизд., доп. М. :Книга, 1989. 398 с.

5. Суздалева, Т. Э., Шипов, В. Н. Предисловие // А. Радаков, А. Юнгер. Альбом. Серия «Мастера советской карикатуры». М. : Советский художник, 1989. С. 3-4.

6. Фомин, Д. В. А. А. Радаков — иллюстратор детских книг // Румянцевские чтения - 2019 : материалы Международной научно-практической конференции: в 3 ч. 2019. С. 218-221.

7. Фомин, Д. В. Детские книги А. А. Радакова // Библиография. Научный журнал по библиографоведению, книговедению и библиотековедению. 2019. № 3 (422). С. 97-109.

8. Черемных, Н. А. Предисловие // Радаков, А. Карикатуры. Издание «Крокодила». М. : Правда, 1968. С. 1-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.