Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТИХВИНСКОГО УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ И ПОМЕЩИКА ПЕТРА АРЦЫБАШЕВА: МАТЕРИАЛЫ КОНФЛИКТА 1673 г.'

К ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТИХВИНСКОГО УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ И ПОМЕЩИКА ПЕТРА АРЦЫБАШЕВА: МАТЕРИАЛЫ КОНФЛИКТА 1673 г. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
83
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ΧVII в. / Тихвинский Успенский монастырь / тихвинский архив в Стокгольме / П. М. Арцыбашев / конфликт / XVIIth century / Tikhvin Assumption Monastery / Tikhvin archive in Stockholm / P. M. Artsybashev / conflict

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шереметов Никита Андреевич

Представленные к публикации документы из архива СанктПетербургского института истории РАН и Стокгольмского государственного архива принадлежат собранию Тихвинского Успенского монастыря. Их происхождение связано с конфликтом 1673 г. между монастырскими властями и помещиком Петром Арцыбашевым, история взаимоотношений которых прослеживается по документам монастырского архива, начиная с 1656 г. Большинство этих дел связано с преступлениями Арцыбашева в отношении монастыря, однако, апогеем противостояния монастыря и помещика стал конфликт 1673 г., в ходе которого на Тихвинском посаде произошло вооруженное столкновение двух сторон. В результате этих событий возникло длительное судебное разбирательство, условно названное нами делом «о солдатских сказках». Большая часть материалов дела, среди которых обыскные речи жильцов обонежских погостов, челобитные архимандрита Ионы (Баранова), адресованные высокопоставленным покровителям монастыря, переписка архимандрита с монастырскими слугами в Великом Новгороде и Москве и др., хранится в Стокгольмском государственном архиве. Заслуга введения в научный оборот этого корпуса тихвинских документов принадлежит Э. Лефстранд. В ходе описания архива Тихвинского Успенского монастыря было осуществлено копирование его стокгольмской части, позволившее осуществить публикацию некоторых документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

“On the history of relations between the Tikhvin Assumption Monastery and the landowner Peter Artsybashev: materials of the conflict of 1673”

Documents submitted for publication from the archives of the St. Petersburg Institute of History of the Russian Academy of Sciences and the Stockholm State Archives belong to the collection of the Tikhvin Assumption Monastery. Their origin is connected with the conflict of 1673 between the monastic authorities and the landowner Peter Artsybashev, the history of the relationship of which can be traced from the documents of the monastic archive, starting in 1656. Most of these cases are connected with Artsybashev’s crimes against the monastery, however, the conflict of 1673, during which an armed clash between the two sides occurred at the Tikhvin Posad. As a result of these events, a lengthy trial arose, which we conditionally called the case “about soldiers' fairy tales”. Most of the case materials, including search speeches of residents of Obonezhsky pogosts, petitions of Archimandrite Jonah (Baranov) addressed to high-level patrons of the monastery, the correspondence of archimandrite with monastic servants in Veliky Novgorod and Moscow, etc., is stored in the Stockholm state archive. The merit of the introduction of this Tikhvin documents into the scientific circulation belongs to E. Lefstrand. In the process of describing the archives of the Tikhvin Assumption Monastery, its Stockholm part was copied, which made it possible to publish some documents.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТИХВИНСКОГО УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ И ПОМЕЩИКА ПЕТРА АРЦЫБАШЕВА: МАТЕРИАЛЫ КОНФЛИКТА 1673 г.»

Н. А. Шереметов

К ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТИХВИНСКОГО УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ И ПОМЕЩИКА ПЕТРА АРЦЫБАШЕВА: МАТЕРИАЛЫ КОНФЛИКТА 1673 г.

Публикуемые документы из архива Санкт-Петербургского института истории РАН1 и Стокгольмского государственного архива2 составляют незначительную часть разрозненного ныне собрания Тихвинского Успенского монастыря. Их объединяет общее происхождение, связанное с конфликтом 1673 г., произошедшим между монастырскими властями и служилым человеком, соседствующим с монастырем помещиком Петром Матвеевичем Арцыбашевым. История взаимоотношений Тихвинского монастыря и П. Арцыбашева прослеживается по документам монастырского архива, начиная с 1656 г., которым датируется одна из первых монастырских челобитных, поданная на П. Арцыбашева по делу о конокрадстве. С этого момента преступления помещика против монастыря происходили регулярно, однако апогеем их противостояния стал конфликт 1673 г.

Довольно обширный свод актовых материалов, возникший в ходе последующего судебного дела, уже привлекал внимание исследователей истории Тихвина. События 1673 г. упоминаются в исследованиях И. П. Мордвинова3 и К. Н. Сербиной4. По мнению последней, произошедший конфликт может рассматриваться как эпизод сопротивления монастыря и посада центральной власти в лице П. Арцыбашева, инициировавшей «систематическое внедрение государственных повинностей и налогов на Тихвинском посаде»5. Тогда как И. П. Мордвинов связывал истоки открытого столкновения с длительной враждой между

1 Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1.

2 Шквагк^е!;. Т1сЬшпагк1уе1 V. 2-4.

3 Мордвинов И. П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье: Исторический очерк. Тихвин, 1925. С. 38-39.

4 Сербина К. Н. Очерки из социально-экономической истории русского города: Тихвинский посад в ХУ1-ХУШ вв. М.; Л., 1951. С. 325-327.

5 Там же. С. 324-325.

самим помещиком и монастырем. Подробному рассмотрению событий апреля 1673 г. и дальнейшему судебному разбирательству был посвящен наш доклад на одном из заседаний Древнерусского семинара в Санкт-Петербургском институте истории РАН в 2017 г.6

Коротко останавливаясь на описании произошедшего, отметим, что Петр Арцыбашев происходил из служилых людей Обонежской пятины. Его дед Петр Филиппов и отец Матфей Петров Арцыбашевы владели поместными землями в погостах Нагорной и Заонежской половин7, а помещичий двор самого Петра находился в Воскресенском Ли-пенском погосте по соседству с вотчинами Тихвинского Успенского монастыря8. Вечером 3 апреля 1673 г. Петр Арцыбашев с сыном Григорием и друзьями Феодором и Надежей Северицыными прибыли на Тихвинский посад для поиска, по наказу князя Ивана Андреевича Хованского, солдат, служивших в прежнее время в Новгородском полку. В течение двух дней посадские жильцы и старосты были извещены о наказе, по которому обязывались предоставить Арцыбашеву списки солдат. Однако в итоге, не дождавшись сказок от посадских людей, он велел стрельцам привести к себе на двор тихвинских мужиков, которые были жестоко избиты на правеже. В это время к Арцыбашеву уже были посланы из монастыря келарь и казначей со слугами и, как уверяли монастырские власти в последующих челобитных, с составленными солдатскими сказками. Монастырские старцы попытались препятствовать действиям Арцыбашева, в результате чего между пришедшими с ними слугами и Арцыбашевым с его людьми завязалась драка. Сбегая со двора, келарь и казначей призывали на помощь, так что Арцыбашев с товарищами оказались в осаде со стороны посадских жильцов и прибегли к оружию. Во время стрельбы по осаждавшим двор людям Григорием Арцыбашевым был убит посадский бобыль и случайно ранена десятилетняя девочка. На следующий день Петр Арцыбашев и стрельцы были выгнаны монастырскими властями с посада без подвод и сказок в сопровождении губного старосты Ульяна Дубасова.

Результатом произошедшего стало длительное судебное разбирательство между монастырем и П. Арцыбашевым, условно названное нами делом «о солдатских сказках». В последующих челобитных каждой из сторон была представлена своя версия событий. П. Арцыбашев обвинял монастырь в противлении государеву указу и сокрытии солдат,

6 Шереметов Н. А. Петр Арцыбашев и Тихвинский Успенский монастырь. // ПИЖ. 2018. №1. С. 221-230.

7 Переписная книга Нагорной и Заонежской половин переписи Лариона Григорьевича Сумина и подьячего Якова Ефимьева. 1646/47 // РГАДА Ф. 1209. Оп. 1. Д. 309. Л. 81 об., 152 об., 169, 333-334; Л. 336 об. - 337 об., 463 об. - 464 об.

8 Переписная книга Нагорной и Заонежской половин переписи стольника кн. Якова Ефимьевича Мышецкого и подьячего Ивана Кушникова. 1677/78 // РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 8572. Л. 78-79, 116.

а монастырские власти обвиняли помещика в злоупотреблениях во время сыска солдат в Обонежской пятине и давнем враждебном отношении к монастырю.

Разбирательство длилось с апреля по сентябрь 1673 г., которым датируется обвинительный приговор П. Арцыбашеву боярина и воеводы Петра Васильевича Шереметева. За это время по инициативе новгородских светских и духовных властей было проведено расследование о злоупотреблениях П. Арцыбашева во время сыска солдат в погостах и волостях Обонежской пятины. В монастырском архиве сохранились обыскные речи обонежских жильцов перед посланным от П. В. Шереметева сыщиком Семеном Клеопиным, осуществлявшем сыск среди духовенства в монастырских вотчинах по поручению митрополита Иоа-кима Никольским протопопом Илларионом Тарасьевым и посланным от Ивана Андреевича Хованского Иваном Емельяновичем Качаловым, а также многочисленные списки с челобитных тихвинского архимандрита Ионы (Баранова), среди которых особо выделяются черновики челобитных, адресованных высокопоставленным покровителям монастыря с просьбами о заступничестве в судебном деле: Артамону Сергеевичу Матвееву, Петру Васильевичу Шереметеву, митрополиту Казанскому и Свияжскому Корнилию. Сохранились фрагменты переписки с тихвинским архимандритом монастырского стряпчего в Великом Новгороде Агапита Савинова и московского стряпчего Ефима Васильева; показания стрельцов, бывших на посаде с П. Арцыбашевым, и другие документы.

Большая часть этих материалов, представленных, в основном, списками и черновиками, хранится в Стокгольмском государственном архиве. Как установила Э. Лефстранд, которой принадлежит заслуга введения в научный оборот тихвинских материалов Стокгольмского архива, эта часть документов досталась одному из приходов Русской Православной церкви в Стокгольме от Екатерины Кране, вдовы норвежского дипломата Эйнара Кране, который служил в Норвежском посольстве в Москве с 1921 по 1946 г.9 Однако, в своем нынешнем виде корпус документов, вероятно, был сформирован еще И. П. Мордвиновым, в ведении которого после упразднения монастыря в 1924 г. находился монастырский архив.

В ходе работ по проекту 2013-2015 гг. «Монастыри Северо-Запада России: история и архивное наследие» было осуществлено копирование этой части материалов, в результате которого появилась возможность публикации некоторых из них.

9 Лефстранд Э. Тихвинский архив в Стокгольме // Чело. 2004. № 1 (29). С. 32-35.

331

Отписка черного дьякона Тихвинского Успенского монастыря Александра и работника Агапитки Савинова с монастырского подворья в Великом Новгороде архимандриту того же монастыря Ионе об обстоятельствах судебного дела по челобитной монастыря на помещика Петра [Арцыбашева], о готовящемся царском указе о

предоставлении подвод и о других делах. [1673 г. - 1674 г.].

Государю архимандриту Ионе еже о Христе с братею твоея, государь, святыя паствы черной дьякон Александр да работник ваш Агапит-ко Савинов челом бьем.

Делу, государь, нашему еще указу нет, боярин дважды дела слушал. А Петр бьет челом об очных ставках, и в том ему отказывают. И на чем, государь, то дело станет, того мы не ведаем. И мы, государь, для того к вам и посадцкого ходака Степашка отпустили, чтобы вам, государям, про то было ведомо.

А о подводах, государь, посолских указу еще нет, выписка новго-родцких властей по челобитью не изготовилась. Как выписка изгото-витца, тогда и указ по нашей выписки будет, подводы ль велят взять или не велят. А мы о том, государь, к Москве к Ефиму писали дважды и две челобитных послали, чтоб на Москве о грамоте бить челом. А в выписке преж сего под послов подводы // (л. 2.) с Тихфины не объявились, и как вы дали грамоту, буде прежь сего подвод не имывано, и ныне бы не имать, и то бы дело было крепко. И вы, государи, о том извольте писать къ Ефиму.

Да говорит нам Степан Макарьевич с Кручиною о дворовых ден-гах, что де у вас на Москве промыслу нет, и владыке о сроке челобитья нет, а на мне де митрополит денег спрашивает. А мы, государь, о том к Ефиму безпристанно пишем. А ныне Ефим, сентября в 16 день, писал к нам что у него о манастырских делах промысл, и мы, государь, тое ево отписку под сею отпискою для ведома монастырьских дел послали к вам, государем, и вам бы, государям, про то было ведомо.

А Федор Зуй ныне в приказе за приставом. А говорит нам, что де у него о тех денгах преж сего с монастырьским с вашим стряпчим был суд, и в суде поручики его отведены, что денги все к нему шли. А нам говорит, что де вы ныне порутчиков его, Василья Скоробогатого с това-рыщи, напрасно волочите. И нам, государь, про то не ведомо, у ково с ним суд был, нет ли списка с того дела в монастыре. И буде есть, и вам бы, государь, прислать и ведом о том учинить, надоб бы после суда и самем виноватым не быть. А он, Федор, сказывает у собя на ваших крестьян кабалы, и по тем кабалам велят же вам крестьян поставить и денги платить, и грамота неопрявка в том будет на него, суд дадут, и ему тако же суд по кабалам дадут. Извольте, государь, к нам писать о всем в

скоре время. Государь нас свободит, а мы вам, государям, много челом бьем.

Да послали, государь, мы к вам с тем же Степашком память о Сшемуких10 пожнях. А как, государь, к нам посылка от // (л. 2 об.) вас будет, извольте, государи, писать к боярину и к дьяку, чтоб были милостивы, как преж сего жаловали, так бы и ныне. ПА того в отписку не пишите11. А про посла, государь, еще ведома нет прямого.

На лл. 1 об. - 2 об.: Государю архимандриту Ионе еже о Христе з

братею12. Печать монастырьская13.

СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. К. 10. Д. 226.

Подлинник. 2 сст.

На л. 1 об. архивная помета - 2/Ион.

№2

Отписка черного дьякона Тихвинского Успенского монастыря Александра и работника Агапитки Савинова с монастырского подворья в Великом Новгороде архимандриту того же монастыря Ионе об обстоятельствах судебного дела «о солдатских сказках»,

возникшего в результате конфликта Тихвинского Успенского монастыря и Петра Арцыбашева в апреле 1673 г. [1668 г. -1674 г.].

Государю архимандриту Ионе. Твоея, государь, святыя паствы черной дьякон Александр да работник Агапитко Савинов святого твоего благословения просим и челом бьем.

Дела, государь, нашего боярин слушал, и приговаривает за убитого крестьянина взять у Петра крестьянина з женою и з детми, которой вам люб, и отдать вам. Да за безчестье твое и келарское и казначейское против государева указу на нем доправить да вам отдать, да ему же учинить наказанье. Толко дать сто рублев да жеребенка, которой посулен. И ты, государь, о том как изволишь, подумай с кем тебе годно кре-понко. А Петр бьет челом на нас и приставные памяти подает по записи в неустойке во сте рублях, и в том ему отказывают, потому что челобитья нашего не объявилось. Да он же бьет челом, чтоб ему дать очные ставки с нами и с посадцкими и з дворником, у ково он стоял. И в том ему ныне отказывают же. А положено, государь, дело на мере на том на сте рублях, и вы, государь, что изволите.

10 Так в ркп.

11-11 Зачеркнуто.

12 Написано другим почерком.

13 Написано другим почерком.

Времена, государь, ныне шатки, надоб бы, недруг не перевышил и не одолел, и чтоб какие пакости не учинил. Не в указ тебе, государю, пишем, хорошо, государь, в чести быть а не в безчестьи, а опосле бы и болши того не положить бы, да не воротить будет14. Да и впредь вам будет он немалой супостат. А как, государь, ваша рука будет наверху, а в убытке // (л. 2) Бог волен, сполнит, Пресвятая Богородица. Когда еще и не такое дело, за Гришку Ярослава дали сто рублев. А ныне, государь, помысли, что оборотитца крестьянин с семьею, да ваше властелинское безчестие. И то и будет, 15в зачет будет, на том устоит15, чево дороже и вам властем честнее и похвалние, что такова недруга одолеете. Толко бы Бог помог.

И что, государь, о том изволите, и вы, государи, пишите к нам вскоре не мешкая, за тем ныне дело и стало. А у нас, государь, то не сулено, упрошено до вашего властелиного ведома сроку, что с вами, государи, отписатца, а без вашего ведома сулить не смели 1би впредь не смеем16. А буде, государь, мочно, что буде упросити мы ради промышлять, а буде не мочно, и вы о том как изволите.

Толко, государь, вам буди ведомо, Петр гораздо добиваетца об очных ставках и нам говорит, чтоб нам здесь написать отсрочные записи, да ехать с ним в монастырь, и в монастыре бы вам изобрать меж собя с ним дворян третьих и о том третьевать, и помиритца бы. И многие люди говорят ему, чтоб помиритца. И мы отнют без вашего ведома такие записи не будем давать, потому что такою записью самем себя будет оби-нить. И о том как вы, государь, изволите.

А буде, государь, изволите денги дать, и вы, государи, пришлите к нам тотчас, чтоб17 дело куды не поворотилось, с нарочитым человеком. И о том к нам отписать имянно или и словом с нарочитым человеком прикажете, что у вас на мере будет.

А что, государь, на Москве Ефимов промысел, о том [...] // (л. 2 об.)

И ты, государь, сам к той его отписки о том деле применись. Хорошо б, государь, кабы конец без болших хлопот учинить. Изволь, государь, все по своему разсмотрению учинить. А мы у тобя, государя, святого твоего благословения просим и челом бьем.

А что, государь, о том по митрополичьим обыском митрополит говорит, того к нам ничево Ефим не пишет, и нам про то не ведомо. Толко впервые ныне в сей отписке написал, и вы, государь, по той его отписки сами разсужайте как бы лутчи.

14 Приписано над строкой.

15-15 Зачеркнуто.

16-16 Приписано над строкой.

17 Приписано над строкой.

А жеребенка бы вам, государям, ныне до указу не присылать. И то бы, государь, вам отписать, чево тот жеребенок стоен. А крестьянина бы вам у Петра, ково вы знаете, выбрать и к нам отписать, которой вам годен. А Петру мы говорим, что мы о третействе с ним к вам, государям, писали, и вы о всем о том как изволите. Изволь, государь, сие письмо у собя держать.

Изволь, государь, к боярину и к дьяку писать, чтоб были милостивы как и прежде, а того в отписку не пиши, что у вас будет намерено.

На л. 1 об.: Государю архимандриту Ионе самому прочесть. Печать монастырьская18.

СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. К. 10. Д. 226.

Подлинник. 2 сст. Нал. 1 об. архивные пометы - ИО 1761.

1/Ион19.

№3

Список с челобитной архимандрита Тихвинского Успенского монастыря Ионы царю Алексею Михайловичу на Петра

Матфеева сына Арцыбашева в ответ на обвинения последнего по делу «о солдатских сказках», возникшему в результате конфликта Тихвинского Успенского монастыря и Петра Арцыбашева в апреле 1673 г.

Не ранее 13 мая - не позднее сентября 1673 г.

Список с челобитной слово в слово.

Царю государю и великому князю Алексею Михайловичи), всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу, бьют челом твои государевы богомолцы Богородицы Тихфина монастыря архимандрит Иона з братею.

В нынешнем, государь, во 181-м году апреля в 16 день писал в Великий Новгород к боярину и воеводе к Петру Васильевичи) Шереметеву да к дьяку к Ивану Степанову Обонежские пятины Нагорные половины губной Ульян Иванов сын Дубасов, что он по нашему, богомолцов твоих, челобитью досматривал на Тихфинском посаде застреляных и сеченых и битых служек и крестьян наших, которых застрелил и сек, и бил Петр Матфеев сын Арцыбашев с сыном своим Григорьем да з друзьями своими с Федором и с Надежею Северицыными и с людми своими, приехав на Тихфинской посад с ружьем, с пищали, с топорки и з бердыши, как он ездил в Обонежской пятине для салдатцкого сыску прежних салдат, которые были в Навгородцком полку. И тем, государь,

18 Написано другим почерком.

19 В ркп. 1/Ион написано синим и красным карандашом.

стреляным и сеченым и битым слушкам и крестьянишкам нашим досмотр за своею и понятых людей за руками послал в Великий Новгород.

И в нынешнем же, государь, во 181-м году по твоему великого государя указу и по приказу боярина и воеводы Петра Васильевича// (л. 2) Шереметева да дьяка Ивана Степанова велено дворянину Семену Клеопину про тех наших служек и крестьян, что он Петр с сыном своим и з друзьями с Федором и с Надежею застрелил и сек, и бил, и келаря и казначея безчестил, и в которых погостех и в волостях всяких чинов людем в отчинах и в поместьях он, Петр, будучи для того салдатцкого сыску, что кому какие напрасные налоги и насилство чинил мимо твои, великого государя, указ и наказную память. И что он, Петр, и сын ево Григорей и преж сего твоему царьскому богомолию, дому Пречистые Богородицы Тихфина монастыря, нам, богомолцом твоим, и слушкам и крестьянишкам нашим чинил напрасные какие налоги и обиды. И про то про все сыскать. И по твоему великого государя указу и по наказной памяти Семен Клеопин сыскивал и сыск и обыски подал в Великом Но-вегороде в приказной полате боярину и воеводе Петру Васильевичю Шереметеву да дьяку Ивану Степанову за поповыми и за обыскных людей руками.

А что он, Петр, писал на нас, богомолцов твоих, и на крестьяни-шек наших, бутто Тихфинского посаду посадцкие наши бобылишка и вотчинные крестьянишка, как он, Петр, приехал на Тихфину, в тех сал-датех в три дни отповеди ему не дали, и он де слушку и старост бил на правеже из сказок. И бутто я, богомолец твой, архимандрит, приехав на посад, собрався с посадцкими людми и с слушки и со крестьяны и в сполошной колокол били. // (л. 3) И бутто прислал к нему, Петру, на стан келаря старца Дионисия Путятина, казначея старца Пахомия с посадцкими людми и слушками и со крестьяны бунтом и гилем с протаза-нами и с копьи. И ко двору бутто приступали и ворота выломили и ево, Петра, бутто хотели убить. И он де, боронясь от себя, обранил дву человек. И в салдатех бутто мы ему учали лгать, которые салдаты живы, и тех бутто мертвыми называли. И то он, Петр, писал на нас, богомолцов твоих, и на крестьянишек наших ложно, бояся от тебя, великаго государя, себе в том убойстве опалы, чем бы ему та своя вина и кровь христи-янская покрыть.

А как он, Петр, приехал на Тихфинской посад апреля в 4 день, и мы, государь, богомолцы твои, и крестьянишка наши ему, Петру, против твоего великого государя указу в салдатех силны не чинились. Того же, государь, числа велели для сказок старостишок и крестьян взять из вотчин, которые от Тихфины живут болши и двацати верст. И на другой, государь, день Тихфинского посаду бобылки и деревенские крестьянишка учали скаски писать. И он, Петр, рияся на дом Пречистые Богородицы и на нас, богомолцов твоих, и на крестьянишек наших, хотя до-

му Пречистые Богородицы и крестьяиишкам нашим учинить шкоты и налоги, как и преж сего нам и крестьяиишкам нашим он, Петр, шкоты и налоги и обиды напрасные чинил, велел захватить к себе на двор на по-садце из ряду слушку нашего Микитку Васильева да бобылков Гаврилку Самсонова, Степашка Росихина, Тимошку Фролова, Никифорка Ан-цыфорова, да деревенских крестьян Акимка Иванова, Ивашка Вавили-на, и розув их на правеже, били смертным боем, ослопьем и головы и щоки у них испробили не ведомо за что. А скаски, государь, в то время были // (л. 4) и готовы, и ему, Петру, на правеже таким смертным боем слушку и крестьянишек наших в тех скасках бить было и не за что. И того же, государь, дня с теми скасками посылали мы из монастыря к нему, Петру, келаря старца Дионисия Путятина да казначея старца Па-хомия. И как келарь и казначей к нему, Петру, скасками пришли, и за ними, государь, было служек толко три человека. А бунтом и гилем келарь и казначеи к нему, Петру, не приходили, и ворот у двора не ломы-вали. Приходили к нему с честию бить челом, чтоб он скаски взял, а слушку и крестьянишек на правежи смертным боем бить в напрасне не велел. И он, Петр, сказок у них не принял, и келаря и казначея с сыном своим и з друзьями безчестили, бранили всякими непригожими бранными словами, и поругаяся над ними, тако же на правеж их ставили, и топорки к ним примахивали. А служек, государь, которые за ними были три человека, били и секли, заперши на дворе.

И как келарь и казначей з двора от него, Петра, побежали, и он, Петр, с сыном своим Григорьем и з друзьями с Федором и с Надежею Сиверицыными и с людми своими з двора и выскоча за ними на улицу, ис пищалей по них стреляли, хотели их убить. И застрелили на улицы посадцкого нашего бобылка Антошку Голубова до смерти, да девочку, Емельянову дочь, девяти лет в ызбе в окошко ис пищали ранили. А тот убитой бобыль луче лея в то время итти с Тихфины реки по улицы к себе на двор, а девочка стояла в ызбе у вокошка, а не бунтом к нему, Петру, приходили.

А он, Петр, в отписке своей написал, бутто ранил дву человек, как к нему приходили бунтом и гилем, и он де, боронясь от себя, ранил. А буде бы, государь, келарь и казначей приходили к нему, Петру, со многими людми бунтом, чтоб над нем, Петром, какое дурно ученить, и над ним бы, Петром, или над сыном его20 и над друзьями или над людьми ево какое дурно и учинили б, то бы над ними // (л. 5) и означилось. А над ним, государь, Петром, и над сыном, и над друзьями, и над людми ево дурна и бою никакова не объявилось. И то, государь, знатно, что он, Петр, писал на нас, богомолцов твоих, ложно. И тем нас оглашает напрасно, что бутто мы приходили к нему бунтом.

20 Зачеркнуто.

А как, государь, того бобыля он, Петр, с сыном своим и з друзьями застрелил, и того бобыля сын ево увидел, отца своего на улицы лежа мертва, и прибежа к колоколни, ударил в церковной колокол. А вспо-лошных, государь, колоколов у нас на Тихфинском посаде нет, и не бывало, тем он нас оглашает напрасно. И я, богомолец твой, заслыша в монастыре, что на посаде ударили в колокол, и чаял быть пожару, вышел из монастыря на посад до церкви. И как пришол к церкви, и в то же, государь, время прибежали к церкви келарь и казначей от него Петра и сказали мне, богомолцу твоему, что он, Петр, с сыном своим и з друзьями их всячески безчестили и топорки к ним примахивали и служек и крестьян, и из пищалей по них и по слушках и по крестьянех стреляли, и застрелили до смерти посадцкого человека, да девочку ранили. И я, богомолец твой, от церкви посылал по губного и бил челом ему, чтоб он застреляных и сеченых и битых служек и крестьян, которых он, Петр, застрелил и сек и бил, досмотрел и записать велел. А в то, государь, время он, губной, был в том же Тихфинском посаде.

А что он, Петр, писал, бутто мы в салдатех учали ему лгать, и то он писал ложно, ведать было ему про то и не почему, что лжем, потому что он у нас и сказок не приимывал. Да в той же отписке он написал, что бутто в три дни и отповеди ему не дали. И тем, государь, в том // (л. 6) неправда его объявилась. Да он же, Петр, написал, бутто мы с посаду его в вечеру выслали ночною порою, и посадцкие наши бобылиш-ка и крестьянишка бутто, скопясь бунтом, все стояли и хотели ево бутто убить, и оклик за ним чинили, и он де, бутто, отшол от них ночною порою отводом. И то он, Петр, писал ложно. А как он, Петр, пошол с Тихфинского посаду на другой день, как то убойство учинил, и крестьянишка наши бунтом не стаивали, и оклику за ним не чи[ни]ли21. Все от него по дворам заперши сидели, бояся от него, Петра, и от сына ево и от друзей смертнаго убойства, и по улицам ходить не смели, потому что он, Петр, с сыном и з друзьями своими, как того бобыля и девочку на посаде застрелили, и после того времени того же дня и до вечера и ночью, ходя по посаду по улицам, ис пищалей стреляли. А пошол он, Петр, с Тихфинского посаду после того убойства на другой день днем, а не ночью, и не отводом. Как хотел, так и шол по своей воли. А в отписке своей он, Петр, написал про то де про все, что бутто ко двору бунтом приходили и про приступ ведомо губному Ульяну Дубасову. То де он все видел.

А сын ево Петров Григорей и Федор и Надежа Сиверицыны, как они с ним, Петром, приезжали, ни о каких твоих великого государя делах нам, богомолцом твоим, и бобылишкам нашим наказной памяти не показывали и не сказывали. А приехав на Тихфинской посад с ружьем, и стали с ним, Петром, на одном дворе. А как он, Петр, для того сал-

21 В ркп. чили.

датцкого // (л. 7) сыску ездил, и в погостех и в волостех також чинил многим людям шкоты и убытки, и многих всяких чинов людей в на-прасне бил и увечил, и посулы и поминки имал. Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа великия и малы и бе-лыа Росии самодержец, пожалуй22 нас богомолцов своих, вели, государь, по прежнему нашему челобитью и по досмотру губного Ульяна Дубасова в тех наших слушках и крестьянишках застреляных и сеченых и битых, что он, Петр, с сыном своим и з друзьями с Федором да с Надежею застрелил и сек, и бил, и по обыском Семена Клеопина и в моем, богомолца твоего, архимаричье23 и келаря и казначея в безчестии, по своему великого государя указу и по соборному уложенью, свой великого государя милостивой указ учинить, чтоб, государь, от него, Петра, и от сына ево, Григорья, и от друзей их от Федора да от Надежи Сиве-рицыных и впредь твоему царьскому богомолию, дому Пречистые Богородицы, и нам, богомолцом твоим, и слушкам и крестьянишкам нашим в разорении не быть и в конец не погинуть.

Riksarkivet. Tichuinarкivet. V. 2. В. 10.

Подлинник. 7 сст.

№4

Допросные речи стрельца Васильева приказа Резанова Ивашки Корнильева перед боярином воеводой Петром Васильевичем Шереметевым по делу о конфликте Тихвинского Успенского монастыря с дворянином Петром Арцыбашевым, посланным на Тихвинский посад в апреле 1673 г. по наказу князя Ивана Андреевича Хованского для поиска солдат, служивших в прежнее время в Новгородском полку.

Не ранее 3 апреля - не позднее 30 сентября 1673 г.

[...] Васильевичи» Шереметеву стрелец Васильева приказу Резанова Ивашко Корнильев сказал по святой непорочной еванъелской заповеди Господни в правду, еже ей ей.

Во 181-м году ездил в Обонежской пятине для сыскного салдацко-го дела с Петром Арцыбашевым. И приехал на Тихвинской посад на Светлой недели в четверх в вечеру. И преже себя послал для съезжего двора Федоска Аверкиева. И стрелец Федоско на посад приехал, и староста ему сказал: «Где же хочешь, тут и станешь». И он, Петр, стал на посаде у Ларки Лопотова.

22 Далее зачеркнуто мене богомолца своего.

23 Приписано над строкой.

На другой день в вечеру24 послал сына своего Григорья к архима-риту в монастырь говорить о съезжем дворе, и архимарит того же вечера прислал слушку для отводу съезжего двора, и слуга двор отвел против Ларки Лопотова. И посацкой человек на двор не пущал, и ворота у двора вышибли. А хто вышиб, того не видел, потому что я тут не был. И дворника съезжего двора привели к Петру на двор, и Петр ему говорил, что де ты мужик чинился государеву указу непослушен, и за то ево хотел бить батоги, и бил ли, про то // (л. 2) не упомню.

И на третей день в полдни послал меня в монастырь к архимариту

«25 г п2б

о посацкой скаске о салдатех , что де три дни стоя |... | , а староста и посадцкие люди скаск[и] в салдатех и отповеди не [...]27. И архимарит сказал, то де дело [...]28 мирское великое, не вскоре зделать мочно, мочно де и подождать, а мне самому де скаски не писать. И я де те речи Петру сказал. И в то время был у Петра губной Ульян Дубасов, и Петр послал к архимариту о том же деле говорить29.

И после того пришли к Петру посацкие людхи Гаврилка Самсонов, Степашко Росихин да слушка Зайцов, как зовет, того не упомню. А сами ли он пришли или Петр по них посылал, того не упомню. И за посацкими людми, згодя малое время, приехали на подворье к Петру из монастыря келарь и казначей с слугами. И посацкие люди сказали Петру: «Поставь де нас теперь на правешь». И Петр велел стрелцам посац-ких людей Гаврилку Самсонова // (л. 3) да Степашка Росихина да слушку и старосту заволостного поставить на правеш. И сказок и казначей и келарь, пришед с слугами на двор, сказали Петру, что де ты тешися, быть де дурну, здесь де не за Онегом. И Петр велел бить на правеже служек. И сказок и келарь на дворе сказали, ребята де возмите. И слуги с стрелцами на дворе дралися, и одного слугу Петр бил в бреду сам, губу и нос розбил, учал тот слуга с стрелцами дратца. И с улицы на двор поленьем, и в ворота, и в стены, и на крылцо каменьем бросали, и ворота вон выломили, и посацких людей и старосту заволостного з двора спустили.

А как ворота выломили, и Петр велел стрелцам взять, и сам с карабином и сын ево, Григорей, с винтовкой // (л. 4) за ворота вышли, и стрелцам за собою велел выступить, и стреляли. А хто из них мужика убил, того я не видел, потому что я был в хоромех со страстей. А в спо-лошной колокол били, а в которое время, в драку или после того, я не упомню. А как Петр писал отписку о том деле в Великий Новгород к

24 Далее зачеркнуто приехал.

25 Далее зачеркнуто и отповеди не дают.

26 Утрата бумаги.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 Утрата бумаги.

28 Утрата бумаги.

29 Далее зачеркнуто а кого послал, того не ведает.

боярину и воеводе к князю Ивану Ондреевичю Хованскому, и в отписке писал, что убил мужика на Тихвинском посаде, боронясь от себя, от смертного убойства.

И после драки на другой день прислали из монастыря от архимандрита губного Ульяна Дубасова с отказом ис посаду, Петра Арцыбаше-ва и стрелцами вон выслати без подвод. И подвод и сказок в салдатех и салдат не дали. И как Петр с стрелцами с посаду пошел30, и провожал ево губной Ульян, на улице стояли гурбою много людей и оклик за ним чинили. И идучи пеши // (л. 5) с Техвинского посаду, на дороге на болтом ручью перетонуть хотели и наказ государев и писма все подмочили.

Riksarkivet. Tichuinarкivet. V. 2. В. 12.

Подлинник. 4 сст. Начало текста утрачено. На л. 2 утрачены

фрагменты бумаги.

№5

Допросные речи стрельца Новгородского приказа Давыдки

Тиханова [перед боярином, воеводой Петром Васильевичем Шереметевым] по делу о конфликте Тихвинского Успенского монастыря с дворянином Петром Арцыбашевым, посланным

на Тихвинский посад в апреле 1673 г. по наказу князя Ивана Андреевича Хованского для поиска солдат, служивших в прежнее время в Новгородском полку.

Не ранее 3 апреля - не позднее 30 сентября 1673 г.

Новгородцкого приказу стрелец Давыдко Тиханов в роспросе сказал.

По указу великого государя послан был с Петром Арцыбашевым в Обонежскую пятину.

И Петр де Арцыбашев, как был в поместье своем на Светлой недели, и ис поместья своего в среду с утра рано посылал стрелца на Тихвинской посад Федоска Семенова к старосте для двора, чтоб ему отвели двор, где стоять. И той же дни в вечеру Петр с сыном своим Григорьем и с Феодором да с Надежею Северицыными приехали на Тихвинской посад и стали у посацкого человека на дворе, у Ларки Миронова.

И на другой день он ходил в монастырь к архимариту к благословению, и обедню слушав, и со кресты около монастыря ходил, и у ар-химарита был и наказ чол. И пришел из монастыря на посад к себе на двор, а за ним пришли старосты и посацкие люди с хлебом, и учали спрашивать государева указу и наказу, и Петр государев указ им чол.

30 Далее зачеркнуто и губ.

И они ему говорили, чтоб отдал их подьячему честь, и выслушав наказ, били челом о сроку до утра31, и Петр дал им сроку до утра. И с утра рано в пятницу старосты и посадцкие люди пришли к нему на двор с хлебом // (л. 2) в другой ряд, и Петр учал у их спрашивать скаски, и говорили ему, чтоб дал ещо сроку, покамест обедает, и они де скаски ему принесут. И дал им сроку покамест обедает, и поехал обедать к Петру Карсакову. И приехав от Петра Карсакова спрашивал у него, Давытка, были ли посацкие люди скаскою. И он, Давытко, ему сказал, что не бывали.

И Петр де Арцыбашев посылал в ряд стрелцов и ево Давытка и велел хватать мужиков, посацких людей. И мужики в ряду почали им не даватца. И того же часу проведали, что в гостях слушка Микитка Зай-цов да посацкие люди Гаврилка Самсонов, Степашко Росихин, и они де, стрелцы, слушку Микитку и Гаврилку и Степашка и иных деревенских старост добыли, и Петр велел их бить на правеже и скаски. И били слушку Микитку, розув, и иных старост.

И того же де часа приехал к нему, Петру, из монастыря келарь да казначей, а за ними слушки. И почал на крылцы келарь говорить Петру, худо де ты, Петр, делаешь, за што бьешь, здесь де не в Заонежье дуро-вать, быть дурну. И Петр против того закричал на келаря: «Дай ска-ску», - у нас де тебе // (л. 3) сказок нет. И Петр велел взять и келаря на правешь, толко не били. А слук, которые за ними пришли, Петр и тех велел бить, их с старостами вместе. И келарь де и казначей з двора побежали и битые, которые были на правеже. И келарь, вышед, на улице закричал: «Сюда, наших бьют!».

И пришед мужи[ки]32, болшие ворота [л]омали33, и малые во-ро[та]34 вышибли бревном. И почали на двор бросать каменьем и дровами, и как выбили ворота, и ломяца мужики, и Петр и сын ево ухватили ружье, и стрелцам заправливать ружье велел, и сам, и сын ево, и стрелцы из ружья стреляли пыжами из двора, и на улице закричали, стреляют де пыжами, и учали ворота ломить. И Петр де сам и сын ево Григорей, и они, стрелцы, заправя ружье жеребьями, а велел Петр, учали по них стрелять. И мужики побежали. И вышед из двора на улицы, из ружья стреляли. И застрелил мужика Григорей. А тот де мужик, Он-тошко, тут же ко двору приходил, а девочку ранили от двора далече в окна. А хто стрелил, того не видает. // (л. 4) А свинец и порох велел стрелцом купить Петр на Тихвине в ряду в тот же день в пятницу с утра рано, и велел сечь в жеребьи для того, что де и преж сего в Заонежских

31 В ркп. до утра исправлено из до обеда.

32 Часть слова не читается из-за утраты бумаги.

33 В ркп. ромали.

34 Часть слова не читается из-за утраты бумаги.

погостех мужики ко двору, к нему приступали. И с посаду Петр в субо-ту в вечеру шел и стрелцы пеши, подвод не дали.

Riksarkivet. Tichuinarкivet. V. 2. В. 12. Подлинник. 4 сст. Нал. 3утрачены фрагменты бумаги.

№6

Допросные речи стрельца Московского приказа Федоски

Аверкиева [перед боярином, воеводой Петром Васильевичем Шереметевым] по делу о конфликте Тихвинского Успенского монастыря с дворянином Петром Арцыбашевым, посланным

на Тихвинский посад в апреле 1673 г. по наказу князя Ивана Андреевича Хованского для поиска солдат, служивших в прежнее время в Новгородском полку.

Не ранее 3 апреля - не позднее 30 сентября 1673 г.

Московского приказу стрелец Федоско Аверкиев в роспросе сказал.

По указу великого государя ездил он с Петром Арцыбашевым в Обонежской пятине для салдацкого сыску.

И Петр Арцыбашев посылал ево, Федоска, ис поместья своего на светлой недели, а в которой день, того не упомню, на Тихвинской посад к старосте, чтоб ему отвели двор, где ему, Петру, стоять. И староста ему сказал, где де Петр хочет, тут и станет.

И того же дни Петр на Тихвинской посад приехав с сыном своим и с Федором и с Надежею Северицыными, и стал на посаде у посацкого человека у Ларки Миронова.

И с утра на другой день пришел староста к нему, Петру, с хлебом. И Петр ему государев указ о салдатех сказал, чтоб принесли скаски, и пошол в монастырь к обедни. И у вобедни быв, у вархимарита у благословения был, и архимариту государев указ показывал и наказ вычитал.

И после обедни пришли к нему, Петру, из монастыря с столом, со хлебом, и обедал Петр у себя на дворе, и лек спать. А их, стрелцов, послал по старост, и старост того дни не выскали. И с утра рано на третей день пришли к нему, Петру, старосты и посацкие люди и просили у него наказу вычесть, и он наказ дал им честь и просил // (л. 2) скаски. И они прошали у него сроку, и он им дал сроку, и они пошли скаски писать. И ево де, Петра, позвал к себе в гости Петр Корсаков, и после обеда приехав от него, Петра, и спросил у подьячего, принесли ли скаски. И он сказал, что сказок не принашивали.

И подьчего он, Петр, посылал с ним, Федоском, к архимариту говорить о скаске. И архимарит де подьячему и ему сказал, есть де на посаде старосты, кому скаски дать мочно де, да и сроку на день пору.

И как де они из монастыря пришли к Петру, и у него же, Петр[а]35, посацкие люди Гаврилка Самсонов, Степашко Росихин да слушка Ми-китка Зайцов да деревенских старост два человека. И подьячей де пришел к нему, Петру, архимаричью речь сказал. И в то время стоял на правеже слушка Микитка Зайцов, а посацкие люди и старосты у него, Петра, в ызбе. А посылал по старост и по посацких людей Петр в ряд стрелца Якушку Матфеева да человека своего Устишка без него.

А как келарь и казначей приехали к Петрову двору из монастыря, и увидели их, и Петр велел бить на правеже слушку Микитку, розув, и старост и посацких людей у себя на дворе. И келарь с казначеем, // (л. 3) пришед на двор, а за ними слушки два человека, и учал келарь говорить, худе те ты Петр делаешь, бьешь напрасно на правеже. И Петр де против того сказал, не ваше де то дело. И говорили меж себя шумно коли де так. И велел взять тех слуг, которые с келарем и с казначеем пришли, и бить на правеже. А одного сам Петр бил топтунками, дорого того не став. Хотя, и тебя де, келаря, велю на правеш поставить.

А как учали слуг и крестьян на дворе бить, з двора и с казначеем побежали. И говорил на дворе, бегучи з двора, есть ли де наши. И в то время с улицы в болшие ворота каменьем и поленьем бросали и через тын палками метали, и малые дверцы выломили.

И Петр де завопел и велел стрелцом заправливать ружье пыжами, и сам и сын ево из двора // (л. 4) вышед вон, стреляли вверх пыжами. И Петр де сказал и велел обранить сыну своему посацкого мужика. И Григорей де по нем и стрелил и убил ево ис пищали в той же улице, где Петр стоял. А девку ранили не в той улицы, где Петр стоял.

И архимарит приезжал на посад, про то де он слыхом слышил, и стоял у церкви, а сам того не видел. А ружье им, стрелцом, и бердыши из Новагорода велел им с собою Петр Арцыбашев, а свинец де и порох купили они на Тихвине. И свинец секли в жеребьи, будучи на Тихвине. И стреляли36 тем порохом, которой куплен на Тихвине. А после того никакие драки не было. И пошел Петр с посаду пеш. А ружье имать, и порох и свинец купить, велел им Петр Арцыбашев для того, что бутто де у него преж сего в Заонежье с мужиками ссора была.

Riksarkivet. Tichuinarкivet. V. 2. В. 12. (л. 1-3).

Шк$аг1ауе(. Tichuinarkivet. V. 4. В. 7. (л. 4).

Подлинник. 4 сст. Нал. 2утрачены фрагменты бумаги.

35 Часть слова не читается из-за утраты бумаги.

36 В ркп. и стреляли написано дважды.

№7

Допросные речи стрельца Московского приказа Юшки Матфеева [перед боярином, воеводой Петром Васильевичем Шереметевым] по делу о конфликте Тихвинского Успенского монастыря с дворянином Петром Арцыбашевым, посланным на Тихвинский посад в апреле 1673 г. по наказу князя Ивана Андреевича Хованского для поиска солдат, служивших в прежнее время в Новгородском полку.

Не ранее 3 апреля - не позднее 30 сентября 1673 г.37

Московского приказу стрелец Юшка Матфеев в роспросе сказал. Петр Арцыбашев с сыном своим, с Федором и с Надежею Севери-цыными, приехав на Тихвину на посад на Светлой недели в среду в вечеру, и стали у посацкого человека у Ларки Миронова.

И по утру рано в четверк посылал сына своего Григорья и стрел-цов в монастырь к архимариту говорить, чтоб велел на посаде старосте съезжей двор отвесть, и где стоять стрелцом. И архимарит де послал слушку, а велел ему съезжей двор и стрелцом отвесть против того же Петрова двора, где он стал.

И того же дни Петр по старост на посад посылал стрелцов, и староста и посацкие люди пришли к Петру с хлебом и били челом Петру, чтоб он указ великого государя им и наказ показал. И они били челом ему, Петру, в скаске о сроке. И Петр дал им сроку до вечера. И в вечеру де им не объявились. И на утре в пятницу те же старосты и посацкие люди пришли к нему, Петру, и просили в другой ряд указу великого государя посмотреть, и Петр указ великого государя им показал. И Петр дал им сроку до отбеда, и, написав, принести. А сам поехал обедать к Петру Корсакову.

И быв у него малое время и приехав к себе на двор, послал ево, Юшку38, с человеком своим и велел ево привести к себе на двор. И он де, Юшка, и человек ево, Гаврилка, привели к Петру до него. А приведены к Петру на двор слушка Микитка Зайцов да деревенские старосты, и стоят на правеже слушка [...]39 // (л. 2)

А посылал он, Петр, 40по старост и стрелцов40 без него, Юшки, и где их взяли, того он, Юшка, не видает. И ево, Гаврилку, взял Петр к

37 В деле отсутствует часть листов.

38 Исправлено из Якушку.

39 Далее утрата нескольких листов.

40-40 Написано другим почерком.

себе в ызбу. И немного погодя, завидели, едет из монастыря келарь да казначей. И в то время до ех приезду велел поставить на правеш Гаврилку и Степашка Росихина и бить на правеже. И как келарь и казначей пришед на двор, и учал Петру келарь говорить, худе ты Петр делаешь, дом святыя Богородицы розоряешь, и слуг и крестьян на правеже мучишь. И Петр де против того келарю сказал, поди ты старец прочь, не твое де то дело, и справляю де государево дело. А за ним пришел слушка и говорил Петру противно, и Петр того слушку и сам бил кулаками и топтунками и досталных слуг туто же на правеже бить велел. И в то время, как их на правеже били, и Петр топтунками слушку бил, и келарь говорил, есть ли де наши. А сами з двора побежали все.

И с улицы болшие ворота мужики ломали, а малые воротца выломили. И Петр велел хвататца за оружие, а сам с сыном своим ружье за-правливали. По ево веленью пыжами и стреляли из двора по мужиках. И после де ево, те же мужики пришли ко вдору, и Петр вышед из двора с сыном своим Григорьем и с стрелцами, заправя пищали, стрелял, и застрелил на улице // (л. 3) Григорей посацкого человека, а девку хто ранил, того не видает.

А порох и свинец купили на Тихвине. И мушкеты и бердыши велел имать Петр Арцыбашев для того, что бутто де на него преж сего Заонежские мужики ко двору приступом приходили.

Шк$агк1Уе1 Tichuinarkivet. V. 4. В. 7. (л. 1-2) Riksarkivet. Tichuinarкivet. V. 2. В. 2. (л. 3)

Подлинник. 2 сст.

№8

Челобитная (черновик) архимандрита Тихвинского Успенского монастыря Ионы Артамону Сергеевичу Матвееву с просьбой о заступлении последнего за монастырь от Петра Арцыбашева в деле «о солдатских сказках». Не ранее мая 1673 г.

Государю Артемону Сергеевичи» Успения Пречистые Богородицы и чюдотворнаго ея образа Одигитрия Тихфина монастыря архимандрит Иона з братею Бога молим и челом бьем.

Здравствуй, государь, на многие лета41 с сыном своим42 Андреем Артемоновичем 43 и буди покровен десницею вседержителя Бога43. А изволи, государь, ведать про дом Пречистые Богородицы. И Божиею милостию и ее Пречистые Богородицы помощию и заступлением дом ея святой и в соблюдении, и нашему окаянству терпит.

41 Далее зачеркнуто с сыном благородным своим.

42 Приписано над строкой.

43-43 Вписано над строкой.

Июня по [...]44 число. В нынешнем, государь, во 181-м году по указу великого государя, твоим, государя нашего, к дому Пречистые Богородицы заступлением и милостию думной дворянин и воевода Богдан Иванович Ардин-Нащокин да дьяк Андрей Богданов Шуйскую нашу вотчину за дом Пречистые Богородицы отвели, и отводные, государь, книги к Москве с стрелцом послали45.

И за ту твою, государя нашего, премногую милость46 мзовоздая-тель47 тебе48 сама Пресвятая Богородица. А мы тебе, государю49, много челом бьем и должны Бога молить.

А что, государь, тое Шунские вотчинки 50на крестьянех50 ныне51 указано доправить денег триста рублев, что нам выданы на Олонце за тое вотчинку на 179-й год. А на них по государеве грамоте тех денег править не велено 52за их многую службу52. А ныне указано те денги доправить, и о том у нас великому государю челобитье в Навгородцком приказе и выписка готова. Милости у тобя, государя, просим, помилуй, государь, заступи своею милостию, чтоб те денги отдать в монастырь за тех крестьян на 180-й год, потому что с них на тот год данные и оброчные // (л. 2) денги взяты в государеву казну все сполна, а нам за тое вотчину из государевы казны не выданы.

Да милости у тобя, государя, Артемон Сергеевич просим 53з гор-кими слезами53 на разорителя дому Пречистые Богородицы на Петра Матфеева сына Арцыбашева. 54В нынешнем, государь, во 181-м году54 55на светлой неделе в пяток55 приезжал он, Петр, с наказною памятию боярина и воеводы князя Ивана Андреевича Хованского к нам на Тих-фину для сыску салдат, которые преж сего были в Навгородском полку56. 57А с собою он привез сына своего Григорья да друзей своих Федора да Надежу Северицыных57.

И мы ему, Петру, били челом, чтоб он дал нам сроку старост и крестьянишок собрать, чтоб им скаски написать. И на другой, государь, день в суботу собрався, крестьянишка наши и скаски ему, Петру, в тех

44 Число не вписано.

45 Далее зачеркнуто и мы.

46 Далее зачеркнуто должны во.

41 Далее зачеркнуто сама.

48 Далее зачеркнуто пр.

49 Приписано над строкой.

50-50 Приписано над строкой.

51 Далее зачеркнуто по указу великого.

52-52 Приписано над строкой.

53-53 Приписано над строкой.

54-54 Зачеркнуто.

55-55 Приписано над строкой.

56 Далее зачеркнуто В нынешнем. И на други день в субо.

57-57 Приписано над строкой.

салдатех58 учали писать. И он, Петр, риясь на нас и на крестьянишек наших прежними своими налоги, захватя59 слушку нашего и посацких бобылишков к себе на двор, и слушку нашего и бобышков60 у себя на дворе бил, розув, ослопьем и головы61 у них изпроломал.

И мы к нему, Петру, 62того же часа62 слали с монастыря с теми скасками келаря старца Дионисия Путятина да казначея. И он, Петр, с сыном своим Григорьем и з друзьями с Федором да с Надежею63 келаря и казначея бранили64 всякими непристойными бранными словами и то-порки к ним примахивали, 65заперши у себя на дворе65, и хотели засечь. А служек трех человек, которые за ними были, били обушками, и у слушки топориком голову розсекли.

И келарь и казначей, бояся к себе от них смертнаго убойства, з двора от них побежали. И он, Петр, с сыном своим Григорьем и з друзьями, выскоча66 за ними на улицу, из пищалей по них стреляли и застрелили посадцкого нашего бобылка до смерти, да девочку // (л. 3) девяти лет в ызбе в окошко.

И о том, государь, его, Петрове, и сына его Григорья и друзей их разорении по нашему челобитью ныне67 из Великого Новагорода посланы сыщики протопоп да дворянин Семен Клеопин. 68А он и впредь похваляется на дом Пречистые Богородицы всяким дурном68.

Милости у тобя, государя, просим. Помилуй, государь, 69Артемон Сергеевич69, заступи своею премногою70 милостию, не дай, государь, от такова разорителя дому Пречистые Богородицы в разорении не быть71.

А мы тебе, государю, много челом бьем, и должны о твоем и сына твоего, государя нашего, Андрея Артемоновича многолетном здравии Бога молить.

Шк$агк1Уе1 Tichuinarkivet. V. 4. В. 12. (л. 1-2) Й&шгЬ'уе^. Tichuinarkivet. V. 4. В. 10. (л. 3)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Подлинник. 3 сст.

58 Далее зачеркнуто написали.

59 Далее зачеркнуто монастырь.

60 Далее зачеркнуто бил.

61 Далее зачеркнуто у иных.

62-62 Приписано над строкой.

63 Далее зачеркнуто и ке.

64 Далее зачеркнуто не.

65-65 Приписано над строкой.

66 Исправлено из вышед.

61 Далее зачеркнуто св.

68-68 Цриписано над строкой.

69-69 Приписано над строкой.

70 Приписано над строкой.

71 Далее зачеркнуто и прежние, государь, от него к дому пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.