Н. А. Шереметов
К ИСТОРИИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ ТИХВИНСКОГО УСПЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ И ПОМЕЩИКА ПЕТРА АРЦЫБАШЕВА: МАТЕРИАЛЫ КОНФЛИКТА 1673 г.
Публикуемые документы из архива Санкт-Петербургского института истории РАН1 и Стокгольмского государственного архива2 составляют незначительную часть разрозненного ныне собрания Тихвинского Успенского монастыря. Их объединяет общее происхождение, связанное с конфликтом 1673 г., произошедшим между монастырскими властями и служилым человеком, соседствующим с монастырем помещиком Петром Матвеевичем Арцыбашевым. История взаимоотношений Тихвинского монастыря и П. Арцыбашева прослеживается по документам монастырского архива, начиная с 1656 г., которым датируется одна из первых монастырских челобитных, поданная на П. Арцыбашева по делу о конокрадстве. С этого момента преступления помещика против монастыря происходили регулярно, однако апогеем их противостояния стал конфликт 1673 г.
Довольно обширный свод актовых материалов, возникший в ходе последующего судебного дела, уже привлекал внимание исследователей истории Тихвина. События 1673 г. упоминаются в исследованиях И. П. Мордвинова3 и К. Н. Сербиной4. По мнению последней, произошедший конфликт может рассматриваться как эпизод сопротивления монастыря и посада центральной власти в лице П. Арцыбашева, инициировавшей «систематическое внедрение государственных повинностей и налогов на Тихвинском посаде»5. Тогда как И. П. Мордвинов связывал истоки открытого столкновения с длительной враждой между
1 Архив СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1.
2 Шквагк^е!;. Т1сЬшпагк1уе1 V. 2-4.
3 Мордвинов И. П. Старый Тихвин и Нагорное Обонежье: Исторический очерк. Тихвин, 1925. С. 38-39.
4 Сербина К. Н. Очерки из социально-экономической истории русского города: Тихвинский посад в ХУ1-ХУШ вв. М.; Л., 1951. С. 325-327.
5 Там же. С. 324-325.
самим помещиком и монастырем. Подробному рассмотрению событий апреля 1673 г. и дальнейшему судебному разбирательству был посвящен наш доклад на одном из заседаний Древнерусского семинара в Санкт-Петербургском институте истории РАН в 2017 г.6
Коротко останавливаясь на описании произошедшего, отметим, что Петр Арцыбашев происходил из служилых людей Обонежской пятины. Его дед Петр Филиппов и отец Матфей Петров Арцыбашевы владели поместными землями в погостах Нагорной и Заонежской половин7, а помещичий двор самого Петра находился в Воскресенском Ли-пенском погосте по соседству с вотчинами Тихвинского Успенского монастыря8. Вечером 3 апреля 1673 г. Петр Арцыбашев с сыном Григорием и друзьями Феодором и Надежей Северицыными прибыли на Тихвинский посад для поиска, по наказу князя Ивана Андреевича Хованского, солдат, служивших в прежнее время в Новгородском полку. В течение двух дней посадские жильцы и старосты были извещены о наказе, по которому обязывались предоставить Арцыбашеву списки солдат. Однако в итоге, не дождавшись сказок от посадских людей, он велел стрельцам привести к себе на двор тихвинских мужиков, которые были жестоко избиты на правеже. В это время к Арцыбашеву уже были посланы из монастыря келарь и казначей со слугами и, как уверяли монастырские власти в последующих челобитных, с составленными солдатскими сказками. Монастырские старцы попытались препятствовать действиям Арцыбашева, в результате чего между пришедшими с ними слугами и Арцыбашевым с его людьми завязалась драка. Сбегая со двора, келарь и казначей призывали на помощь, так что Арцыбашев с товарищами оказались в осаде со стороны посадских жильцов и прибегли к оружию. Во время стрельбы по осаждавшим двор людям Григорием Арцыбашевым был убит посадский бобыль и случайно ранена десятилетняя девочка. На следующий день Петр Арцыбашев и стрельцы были выгнаны монастырскими властями с посада без подвод и сказок в сопровождении губного старосты Ульяна Дубасова.
Результатом произошедшего стало длительное судебное разбирательство между монастырем и П. Арцыбашевым, условно названное нами делом «о солдатских сказках». В последующих челобитных каждой из сторон была представлена своя версия событий. П. Арцыбашев обвинял монастырь в противлении государеву указу и сокрытии солдат,
6 Шереметов Н. А. Петр Арцыбашев и Тихвинский Успенский монастырь. // ПИЖ. 2018. №1. С. 221-230.
7 Переписная книга Нагорной и Заонежской половин переписи Лариона Григорьевича Сумина и подьячего Якова Ефимьева. 1646/47 // РГАДА Ф. 1209. Оп. 1. Д. 309. Л. 81 об., 152 об., 169, 333-334; Л. 336 об. - 337 об., 463 об. - 464 об.
8 Переписная книга Нагорной и Заонежской половин переписи стольника кн. Якова Ефимьевича Мышецкого и подьячего Ивана Кушникова. 1677/78 // РГАДА. Ф. 1209. Оп. 1. Д. 8572. Л. 78-79, 116.
а монастырские власти обвиняли помещика в злоупотреблениях во время сыска солдат в Обонежской пятине и давнем враждебном отношении к монастырю.
Разбирательство длилось с апреля по сентябрь 1673 г., которым датируется обвинительный приговор П. Арцыбашеву боярина и воеводы Петра Васильевича Шереметева. За это время по инициативе новгородских светских и духовных властей было проведено расследование о злоупотреблениях П. Арцыбашева во время сыска солдат в погостах и волостях Обонежской пятины. В монастырском архиве сохранились обыскные речи обонежских жильцов перед посланным от П. В. Шереметева сыщиком Семеном Клеопиным, осуществлявшем сыск среди духовенства в монастырских вотчинах по поручению митрополита Иоа-кима Никольским протопопом Илларионом Тарасьевым и посланным от Ивана Андреевича Хованского Иваном Емельяновичем Качаловым, а также многочисленные списки с челобитных тихвинского архимандрита Ионы (Баранова), среди которых особо выделяются черновики челобитных, адресованных высокопоставленным покровителям монастыря с просьбами о заступничестве в судебном деле: Артамону Сергеевичу Матвееву, Петру Васильевичу Шереметеву, митрополиту Казанскому и Свияжскому Корнилию. Сохранились фрагменты переписки с тихвинским архимандритом монастырского стряпчего в Великом Новгороде Агапита Савинова и московского стряпчего Ефима Васильева; показания стрельцов, бывших на посаде с П. Арцыбашевым, и другие документы.
Большая часть этих материалов, представленных, в основном, списками и черновиками, хранится в Стокгольмском государственном архиве. Как установила Э. Лефстранд, которой принадлежит заслуга введения в научный оборот тихвинских материалов Стокгольмского архива, эта часть документов досталась одному из приходов Русской Православной церкви в Стокгольме от Екатерины Кране, вдовы норвежского дипломата Эйнара Кране, который служил в Норвежском посольстве в Москве с 1921 по 1946 г.9 Однако, в своем нынешнем виде корпус документов, вероятно, был сформирован еще И. П. Мордвиновым, в ведении которого после упразднения монастыря в 1924 г. находился монастырский архив.
В ходе работ по проекту 2013-2015 гг. «Монастыри Северо-Запада России: история и архивное наследие» было осуществлено копирование этой части материалов, в результате которого появилась возможность публикации некоторых из них.
9 Лефстранд Э. Тихвинский архив в Стокгольме // Чело. 2004. № 1 (29). С. 32-35.
331
Отписка черного дьякона Тихвинского Успенского монастыря Александра и работника Агапитки Савинова с монастырского подворья в Великом Новгороде архимандриту того же монастыря Ионе об обстоятельствах судебного дела по челобитной монастыря на помещика Петра [Арцыбашева], о готовящемся царском указе о
предоставлении подвод и о других делах. [1673 г. - 1674 г.].
Государю архимандриту Ионе еже о Христе с братею твоея, государь, святыя паствы черной дьякон Александр да работник ваш Агапит-ко Савинов челом бьем.
Делу, государь, нашему еще указу нет, боярин дважды дела слушал. А Петр бьет челом об очных ставках, и в том ему отказывают. И на чем, государь, то дело станет, того мы не ведаем. И мы, государь, для того к вам и посадцкого ходака Степашка отпустили, чтобы вам, государям, про то было ведомо.
А о подводах, государь, посолских указу еще нет, выписка новго-родцких властей по челобитью не изготовилась. Как выписка изгото-витца, тогда и указ по нашей выписки будет, подводы ль велят взять или не велят. А мы о том, государь, к Москве к Ефиму писали дважды и две челобитных послали, чтоб на Москве о грамоте бить челом. А в выписке преж сего под послов подводы // (л. 2.) с Тихфины не объявились, и как вы дали грамоту, буде прежь сего подвод не имывано, и ныне бы не имать, и то бы дело было крепко. И вы, государи, о том извольте писать къ Ефиму.
Да говорит нам Степан Макарьевич с Кручиною о дворовых ден-гах, что де у вас на Москве промыслу нет, и владыке о сроке челобитья нет, а на мне де митрополит денег спрашивает. А мы, государь, о том к Ефиму безпристанно пишем. А ныне Ефим, сентября в 16 день, писал к нам что у него о манастырских делах промысл, и мы, государь, тое ево отписку под сею отпискою для ведома монастырьских дел послали к вам, государем, и вам бы, государям, про то было ведомо.
А Федор Зуй ныне в приказе за приставом. А говорит нам, что де у него о тех денгах преж сего с монастырьским с вашим стряпчим был суд, и в суде поручики его отведены, что денги все к нему шли. А нам говорит, что де вы ныне порутчиков его, Василья Скоробогатого с това-рыщи, напрасно волочите. И нам, государь, про то не ведомо, у ково с ним суд был, нет ли списка с того дела в монастыре. И буде есть, и вам бы, государь, прислать и ведом о том учинить, надоб бы после суда и самем виноватым не быть. А он, Федор, сказывает у собя на ваших крестьян кабалы, и по тем кабалам велят же вам крестьян поставить и денги платить, и грамота неопрявка в том будет на него, суд дадут, и ему тако же суд по кабалам дадут. Извольте, государь, к нам писать о всем в
скоре время. Государь нас свободит, а мы вам, государям, много челом бьем.
Да послали, государь, мы к вам с тем же Степашком память о Сшемуких10 пожнях. А как, государь, к нам посылка от // (л. 2 об.) вас будет, извольте, государи, писать к боярину и к дьяку, чтоб были милостивы, как преж сего жаловали, так бы и ныне. ПА того в отписку не пишите11. А про посла, государь, еще ведома нет прямого.
На лл. 1 об. - 2 об.: Государю архимандриту Ионе еже о Христе з
братею12. Печать монастырьская13.
СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. К. 10. Д. 226.
Подлинник. 2 сст.
На л. 1 об. архивная помета - 2/Ион.
№2
Отписка черного дьякона Тихвинского Успенского монастыря Александра и работника Агапитки Савинова с монастырского подворья в Великом Новгороде архимандриту того же монастыря Ионе об обстоятельствах судебного дела «о солдатских сказках»,
возникшего в результате конфликта Тихвинского Успенского монастыря и Петра Арцыбашева в апреле 1673 г. [1668 г. -1674 г.].
Государю архимандриту Ионе. Твоея, государь, святыя паствы черной дьякон Александр да работник Агапитко Савинов святого твоего благословения просим и челом бьем.
Дела, государь, нашего боярин слушал, и приговаривает за убитого крестьянина взять у Петра крестьянина з женою и з детми, которой вам люб, и отдать вам. Да за безчестье твое и келарское и казначейское против государева указу на нем доправить да вам отдать, да ему же учинить наказанье. Толко дать сто рублев да жеребенка, которой посулен. И ты, государь, о том как изволишь, подумай с кем тебе годно кре-понко. А Петр бьет челом на нас и приставные памяти подает по записи в неустойке во сте рублях, и в том ему отказывают, потому что челобитья нашего не объявилось. Да он же бьет челом, чтоб ему дать очные ставки с нами и с посадцкими и з дворником, у ково он стоял. И в том ему ныне отказывают же. А положено, государь, дело на мере на том на сте рублях, и вы, государь, что изволите.
10 Так в ркп.
11-11 Зачеркнуто.
12 Написано другим почерком.
13 Написано другим почерком.
Времена, государь, ныне шатки, надоб бы, недруг не перевышил и не одолел, и чтоб какие пакости не учинил. Не в указ тебе, государю, пишем, хорошо, государь, в чести быть а не в безчестьи, а опосле бы и болши того не положить бы, да не воротить будет14. Да и впредь вам будет он немалой супостат. А как, государь, ваша рука будет наверху, а в убытке // (л. 2) Бог волен, сполнит, Пресвятая Богородица. Когда еще и не такое дело, за Гришку Ярослава дали сто рублев. А ныне, государь, помысли, что оборотитца крестьянин с семьею, да ваше властелинское безчестие. И то и будет, 15в зачет будет, на том устоит15, чево дороже и вам властем честнее и похвалние, что такова недруга одолеете. Толко бы Бог помог.
И что, государь, о том изволите, и вы, государи, пишите к нам вскоре не мешкая, за тем ныне дело и стало. А у нас, государь, то не сулено, упрошено до вашего властелиного ведома сроку, что с вами, государи, отписатца, а без вашего ведома сулить не смели 1би впредь не смеем16. А буде, государь, мочно, что буде упросити мы ради промышлять, а буде не мочно, и вы о том как изволите.
Толко, государь, вам буди ведомо, Петр гораздо добиваетца об очных ставках и нам говорит, чтоб нам здесь написать отсрочные записи, да ехать с ним в монастырь, и в монастыре бы вам изобрать меж собя с ним дворян третьих и о том третьевать, и помиритца бы. И многие люди говорят ему, чтоб помиритца. И мы отнют без вашего ведома такие записи не будем давать, потому что такою записью самем себя будет оби-нить. И о том как вы, государь, изволите.
А буде, государь, изволите денги дать, и вы, государи, пришлите к нам тотчас, чтоб17 дело куды не поворотилось, с нарочитым человеком. И о том к нам отписать имянно или и словом с нарочитым человеком прикажете, что у вас на мере будет.
А что, государь, на Москве Ефимов промысел, о том [...] // (л. 2 об.)
И ты, государь, сам к той его отписки о том деле применись. Хорошо б, государь, кабы конец без болших хлопот учинить. Изволь, государь, все по своему разсмотрению учинить. А мы у тобя, государя, святого твоего благословения просим и челом бьем.
А что, государь, о том по митрополичьим обыском митрополит говорит, того к нам ничево Ефим не пишет, и нам про то не ведомо. Толко впервые ныне в сей отписке написал, и вы, государь, по той его отписки сами разсужайте как бы лутчи.
14 Приписано над строкой.
15-15 Зачеркнуто.
16-16 Приписано над строкой.
17 Приписано над строкой.
А жеребенка бы вам, государям, ныне до указу не присылать. И то бы, государь, вам отписать, чево тот жеребенок стоен. А крестьянина бы вам у Петра, ково вы знаете, выбрать и к нам отписать, которой вам годен. А Петру мы говорим, что мы о третействе с ним к вам, государям, писали, и вы о всем о том как изволите. Изволь, государь, сие письмо у собя держать.
Изволь, государь, к боярину и к дьяку писать, чтоб были милостивы как и прежде, а того в отписку не пиши, что у вас будет намерено.
На л. 1 об.: Государю архимандриту Ионе самому прочесть. Печать монастырьская18.
СПбИИ РАН. Ф. 132. Оп. 1. К. 10. Д. 226.
Подлинник. 2 сст. Нал. 1 об. архивные пометы - ИО 1761.
1/Ион19.
№3
Список с челобитной архимандрита Тихвинского Успенского монастыря Ионы царю Алексею Михайловичу на Петра
Матфеева сына Арцыбашева в ответ на обвинения последнего по делу «о солдатских сказках», возникшему в результате конфликта Тихвинского Успенского монастыря и Петра Арцыбашева в апреле 1673 г.
Не ранее 13 мая - не позднее сентября 1673 г.
Список с челобитной слово в слово.
Царю государю и великому князю Алексею Михайловичи), всеа великия и малыя и белыя Росии самодержцу, бьют челом твои государевы богомолцы Богородицы Тихфина монастыря архимандрит Иона з братею.
В нынешнем, государь, во 181-м году апреля в 16 день писал в Великий Новгород к боярину и воеводе к Петру Васильевичи) Шереметеву да к дьяку к Ивану Степанову Обонежские пятины Нагорные половины губной Ульян Иванов сын Дубасов, что он по нашему, богомолцов твоих, челобитью досматривал на Тихфинском посаде застреляных и сеченых и битых служек и крестьян наших, которых застрелил и сек, и бил Петр Матфеев сын Арцыбашев с сыном своим Григорьем да з друзьями своими с Федором и с Надежею Северицыными и с людми своими, приехав на Тихфинской посад с ружьем, с пищали, с топорки и з бердыши, как он ездил в Обонежской пятине для салдатцкого сыску прежних салдат, которые были в Навгородцком полку. И тем, государь,
18 Написано другим почерком.
19 В ркп. 1/Ион написано синим и красным карандашом.
стреляным и сеченым и битым слушкам и крестьянишкам нашим досмотр за своею и понятых людей за руками послал в Великий Новгород.
И в нынешнем же, государь, во 181-м году по твоему великого государя указу и по приказу боярина и воеводы Петра Васильевича// (л. 2) Шереметева да дьяка Ивана Степанова велено дворянину Семену Клеопину про тех наших служек и крестьян, что он Петр с сыном своим и з друзьями с Федором и с Надежею застрелил и сек, и бил, и келаря и казначея безчестил, и в которых погостех и в волостях всяких чинов людем в отчинах и в поместьях он, Петр, будучи для того салдатцкого сыску, что кому какие напрасные налоги и насилство чинил мимо твои, великого государя, указ и наказную память. И что он, Петр, и сын ево Григорей и преж сего твоему царьскому богомолию, дому Пречистые Богородицы Тихфина монастыря, нам, богомолцом твоим, и слушкам и крестьянишкам нашим чинил напрасные какие налоги и обиды. И про то про все сыскать. И по твоему великого государя указу и по наказной памяти Семен Клеопин сыскивал и сыск и обыски подал в Великом Но-вегороде в приказной полате боярину и воеводе Петру Васильевичю Шереметеву да дьяку Ивану Степанову за поповыми и за обыскных людей руками.
А что он, Петр, писал на нас, богомолцов твоих, и на крестьяни-шек наших, бутто Тихфинского посаду посадцкие наши бобылишка и вотчинные крестьянишка, как он, Петр, приехал на Тихфину, в тех сал-датех в три дни отповеди ему не дали, и он де слушку и старост бил на правеже из сказок. И бутто я, богомолец твой, архимандрит, приехав на посад, собрався с посадцкими людми и с слушки и со крестьяны и в сполошной колокол били. // (л. 3) И бутто прислал к нему, Петру, на стан келаря старца Дионисия Путятина, казначея старца Пахомия с посадцкими людми и слушками и со крестьяны бунтом и гилем с протаза-нами и с копьи. И ко двору бутто приступали и ворота выломили и ево, Петра, бутто хотели убить. И он де, боронясь от себя, обранил дву человек. И в салдатех бутто мы ему учали лгать, которые салдаты живы, и тех бутто мертвыми называли. И то он, Петр, писал на нас, богомолцов твоих, и на крестьянишек наших ложно, бояся от тебя, великаго государя, себе в том убойстве опалы, чем бы ему та своя вина и кровь христи-янская покрыть.
А как он, Петр, приехал на Тихфинской посад апреля в 4 день, и мы, государь, богомолцы твои, и крестьянишка наши ему, Петру, против твоего великого государя указу в салдатех силны не чинились. Того же, государь, числа велели для сказок старостишок и крестьян взять из вотчин, которые от Тихфины живут болши и двацати верст. И на другой, государь, день Тихфинского посаду бобылки и деревенские крестьянишка учали скаски писать. И он, Петр, рияся на дом Пречистые Богородицы и на нас, богомолцов твоих, и на крестьянишек наших, хотя до-
му Пречистые Богородицы и крестьяиишкам нашим учинить шкоты и налоги, как и преж сего нам и крестьяиишкам нашим он, Петр, шкоты и налоги и обиды напрасные чинил, велел захватить к себе на двор на по-садце из ряду слушку нашего Микитку Васильева да бобылков Гаврилку Самсонова, Степашка Росихина, Тимошку Фролова, Никифорка Ан-цыфорова, да деревенских крестьян Акимка Иванова, Ивашка Вавили-на, и розув их на правеже, били смертным боем, ослопьем и головы и щоки у них испробили не ведомо за что. А скаски, государь, в то время были // (л. 4) и готовы, и ему, Петру, на правеже таким смертным боем слушку и крестьянишек наших в тех скасках бить было и не за что. И того же, государь, дня с теми скасками посылали мы из монастыря к нему, Петру, келаря старца Дионисия Путятина да казначея старца Па-хомия. И как келарь и казначей к нему, Петру, скасками пришли, и за ними, государь, было служек толко три человека. А бунтом и гилем келарь и казначеи к нему, Петру, не приходили, и ворот у двора не ломы-вали. Приходили к нему с честию бить челом, чтоб он скаски взял, а слушку и крестьянишек на правежи смертным боем бить в напрасне не велел. И он, Петр, сказок у них не принял, и келаря и казначея с сыном своим и з друзьями безчестили, бранили всякими непригожими бранными словами, и поругаяся над ними, тако же на правеж их ставили, и топорки к ним примахивали. А служек, государь, которые за ними были три человека, били и секли, заперши на дворе.
И как келарь и казначей з двора от него, Петра, побежали, и он, Петр, с сыном своим Григорьем и з друзьями с Федором и с Надежею Сиверицыными и с людми своими з двора и выскоча за ними на улицу, ис пищалей по них стреляли, хотели их убить. И застрелили на улицы посадцкого нашего бобылка Антошку Голубова до смерти, да девочку, Емельянову дочь, девяти лет в ызбе в окошко ис пищали ранили. А тот убитой бобыль луче лея в то время итти с Тихфины реки по улицы к себе на двор, а девочка стояла в ызбе у вокошка, а не бунтом к нему, Петру, приходили.
А он, Петр, в отписке своей написал, бутто ранил дву человек, как к нему приходили бунтом и гилем, и он де, боронясь от себя, ранил. А буде бы, государь, келарь и казначей приходили к нему, Петру, со многими людми бунтом, чтоб над нем, Петром, какое дурно ученить, и над ним бы, Петром, или над сыном его20 и над друзьями или над людьми ево какое дурно и учинили б, то бы над ними // (л. 5) и означилось. А над ним, государь, Петром, и над сыном, и над друзьями, и над людми ево дурна и бою никакова не объявилось. И то, государь, знатно, что он, Петр, писал на нас, богомолцов твоих, ложно. И тем нас оглашает напрасно, что бутто мы приходили к нему бунтом.
20 Зачеркнуто.
А как, государь, того бобыля он, Петр, с сыном своим и з друзьями застрелил, и того бобыля сын ево увидел, отца своего на улицы лежа мертва, и прибежа к колоколни, ударил в церковной колокол. А вспо-лошных, государь, колоколов у нас на Тихфинском посаде нет, и не бывало, тем он нас оглашает напрасно. И я, богомолец твой, заслыша в монастыре, что на посаде ударили в колокол, и чаял быть пожару, вышел из монастыря на посад до церкви. И как пришол к церкви, и в то же, государь, время прибежали к церкви келарь и казначей от него Петра и сказали мне, богомолцу твоему, что он, Петр, с сыном своим и з друзьями их всячески безчестили и топорки к ним примахивали и служек и крестьян, и из пищалей по них и по слушках и по крестьянех стреляли, и застрелили до смерти посадцкого человека, да девочку ранили. И я, богомолец твой, от церкви посылал по губного и бил челом ему, чтоб он застреляных и сеченых и битых служек и крестьян, которых он, Петр, застрелил и сек и бил, досмотрел и записать велел. А в то, государь, время он, губной, был в том же Тихфинском посаде.
А что он, Петр, писал, бутто мы в салдатех учали ему лгать, и то он писал ложно, ведать было ему про то и не почему, что лжем, потому что он у нас и сказок не приимывал. Да в той же отписке он написал, что бутто в три дни и отповеди ему не дали. И тем, государь, в том // (л. 6) неправда его объявилась. Да он же, Петр, написал, бутто мы с посаду его в вечеру выслали ночною порою, и посадцкие наши бобылиш-ка и крестьянишка бутто, скопясь бунтом, все стояли и хотели ево бутто убить, и оклик за ним чинили, и он де, бутто, отшол от них ночною порою отводом. И то он, Петр, писал ложно. А как он, Петр, пошол с Тихфинского посаду на другой день, как то убойство учинил, и крестьянишка наши бунтом не стаивали, и оклику за ним не чи[ни]ли21. Все от него по дворам заперши сидели, бояся от него, Петра, и от сына ево и от друзей смертнаго убойства, и по улицам ходить не смели, потому что он, Петр, с сыном и з друзьями своими, как того бобыля и девочку на посаде застрелили, и после того времени того же дня и до вечера и ночью, ходя по посаду по улицам, ис пищалей стреляли. А пошол он, Петр, с Тихфинского посаду после того убойства на другой день днем, а не ночью, и не отводом. Как хотел, так и шол по своей воли. А в отписке своей он, Петр, написал про то де про все, что бутто ко двору бунтом приходили и про приступ ведомо губному Ульяну Дубасову. То де он все видел.
А сын ево Петров Григорей и Федор и Надежа Сиверицыны, как они с ним, Петром, приезжали, ни о каких твоих великого государя делах нам, богомолцом твоим, и бобылишкам нашим наказной памяти не показывали и не сказывали. А приехав на Тихфинской посад с ружьем, и стали с ним, Петром, на одном дворе. А как он, Петр, для того сал-
21 В ркп. чили.
датцкого // (л. 7) сыску ездил, и в погостех и в волостех також чинил многим людям шкоты и убытки, и многих всяких чинов людей в на-прасне бил и увечил, и посулы и поминки имал. Милосердый государь царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа великия и малы и бе-лыа Росии самодержец, пожалуй22 нас богомолцов своих, вели, государь, по прежнему нашему челобитью и по досмотру губного Ульяна Дубасова в тех наших слушках и крестьянишках застреляных и сеченых и битых, что он, Петр, с сыном своим и з друзьями с Федором да с Надежею застрелил и сек, и бил, и по обыском Семена Клеопина и в моем, богомолца твоего, архимаричье23 и келаря и казначея в безчестии, по своему великого государя указу и по соборному уложенью, свой великого государя милостивой указ учинить, чтоб, государь, от него, Петра, и от сына ево, Григорья, и от друзей их от Федора да от Надежи Сиве-рицыных и впредь твоему царьскому богомолию, дому Пречистые Богородицы, и нам, богомолцом твоим, и слушкам и крестьянишкам нашим в разорении не быть и в конец не погинуть.
Riksarkivet. Tichuinarкivet. V. 2. В. 10.
Подлинник. 7 сст.
№4
Допросные речи стрельца Васильева приказа Резанова Ивашки Корнильева перед боярином воеводой Петром Васильевичем Шереметевым по делу о конфликте Тихвинского Успенского монастыря с дворянином Петром Арцыбашевым, посланным на Тихвинский посад в апреле 1673 г. по наказу князя Ивана Андреевича Хованского для поиска солдат, служивших в прежнее время в Новгородском полку.
Не ранее 3 апреля - не позднее 30 сентября 1673 г.
[...] Васильевичи» Шереметеву стрелец Васильева приказу Резанова Ивашко Корнильев сказал по святой непорочной еванъелской заповеди Господни в правду, еже ей ей.
Во 181-м году ездил в Обонежской пятине для сыскного салдацко-го дела с Петром Арцыбашевым. И приехал на Тихвинской посад на Светлой недели в четверх в вечеру. И преже себя послал для съезжего двора Федоска Аверкиева. И стрелец Федоско на посад приехал, и староста ему сказал: «Где же хочешь, тут и станешь». И он, Петр, стал на посаде у Ларки Лопотова.
22 Далее зачеркнуто мене богомолца своего.
23 Приписано над строкой.
На другой день в вечеру24 послал сына своего Григорья к архима-риту в монастырь говорить о съезжем дворе, и архимарит того же вечера прислал слушку для отводу съезжего двора, и слуга двор отвел против Ларки Лопотова. И посацкой человек на двор не пущал, и ворота у двора вышибли. А хто вышиб, того не видел, потому что я тут не был. И дворника съезжего двора привели к Петру на двор, и Петр ему говорил, что де ты мужик чинился государеву указу непослушен, и за то ево хотел бить батоги, и бил ли, про то // (л. 2) не упомню.
И на третей день в полдни послал меня в монастырь к архимариту
«25 г п2б
о посацкой скаске о салдатех , что де три дни стоя |... | , а староста и посадцкие люди скаск[и] в салдатех и отповеди не [...]27. И архимарит сказал, то де дело [...]28 мирское великое, не вскоре зделать мочно, мочно де и подождать, а мне самому де скаски не писать. И я де те речи Петру сказал. И в то время был у Петра губной Ульян Дубасов, и Петр послал к архимариту о том же деле говорить29.
И после того пришли к Петру посацкие людхи Гаврилка Самсонов, Степашко Росихин да слушка Зайцов, как зовет, того не упомню. А сами ли он пришли или Петр по них посылал, того не упомню. И за посацкими людми, згодя малое время, приехали на подворье к Петру из монастыря келарь и казначей с слугами. И посацкие люди сказали Петру: «Поставь де нас теперь на правешь». И Петр велел стрелцам посац-ких людей Гаврилку Самсонова // (л. 3) да Степашка Росихина да слушку и старосту заволостного поставить на правеш. И сказок и казначей и келарь, пришед с слугами на двор, сказали Петру, что де ты тешися, быть де дурну, здесь де не за Онегом. И Петр велел бить на правеже служек. И сказок и келарь на дворе сказали, ребята де возмите. И слуги с стрелцами на дворе дралися, и одного слугу Петр бил в бреду сам, губу и нос розбил, учал тот слуга с стрелцами дратца. И с улицы на двор поленьем, и в ворота, и в стены, и на крылцо каменьем бросали, и ворота вон выломили, и посацких людей и старосту заволостного з двора спустили.
А как ворота выломили, и Петр велел стрелцам взять, и сам с карабином и сын ево, Григорей, с винтовкой // (л. 4) за ворота вышли, и стрелцам за собою велел выступить, и стреляли. А хто из них мужика убил, того я не видел, потому что я был в хоромех со страстей. А в спо-лошной колокол били, а в которое время, в драку или после того, я не упомню. А как Петр писал отписку о том деле в Великий Новгород к
24 Далее зачеркнуто приехал.
25 Далее зачеркнуто и отповеди не дают.
26 Утрата бумаги.
27 Утрата бумаги.
28 Утрата бумаги.
29 Далее зачеркнуто а кого послал, того не ведает.
боярину и воеводе к князю Ивану Ондреевичю Хованскому, и в отписке писал, что убил мужика на Тихвинском посаде, боронясь от себя, от смертного убойства.
И после драки на другой день прислали из монастыря от архимандрита губного Ульяна Дубасова с отказом ис посаду, Петра Арцыбаше-ва и стрелцами вон выслати без подвод. И подвод и сказок в салдатех и салдат не дали. И как Петр с стрелцами с посаду пошел30, и провожал ево губной Ульян, на улице стояли гурбою много людей и оклик за ним чинили. И идучи пеши // (л. 5) с Техвинского посаду, на дороге на болтом ручью перетонуть хотели и наказ государев и писма все подмочили.
Riksarkivet. Tichuinarкivet. V. 2. В. 12.
Подлинник. 4 сст. Начало текста утрачено. На л. 2 утрачены
фрагменты бумаги.
№5
Допросные речи стрельца Новгородского приказа Давыдки
Тиханова [перед боярином, воеводой Петром Васильевичем Шереметевым] по делу о конфликте Тихвинского Успенского монастыря с дворянином Петром Арцыбашевым, посланным
на Тихвинский посад в апреле 1673 г. по наказу князя Ивана Андреевича Хованского для поиска солдат, служивших в прежнее время в Новгородском полку.
Не ранее 3 апреля - не позднее 30 сентября 1673 г.
Новгородцкого приказу стрелец Давыдко Тиханов в роспросе сказал.
По указу великого государя послан был с Петром Арцыбашевым в Обонежскую пятину.
И Петр де Арцыбашев, как был в поместье своем на Светлой недели, и ис поместья своего в среду с утра рано посылал стрелца на Тихвинской посад Федоска Семенова к старосте для двора, чтоб ему отвели двор, где стоять. И той же дни в вечеру Петр с сыном своим Григорьем и с Феодором да с Надежею Северицыными приехали на Тихвинской посад и стали у посацкого человека на дворе, у Ларки Миронова.
И на другой день он ходил в монастырь к архимариту к благословению, и обедню слушав, и со кресты около монастыря ходил, и у ар-химарита был и наказ чол. И пришел из монастыря на посад к себе на двор, а за ним пришли старосты и посацкие люди с хлебом, и учали спрашивать государева указу и наказу, и Петр государев указ им чол.
30 Далее зачеркнуто и губ.
И они ему говорили, чтоб отдал их подьячему честь, и выслушав наказ, били челом о сроку до утра31, и Петр дал им сроку до утра. И с утра рано в пятницу старосты и посадцкие люди пришли к нему на двор с хлебом // (л. 2) в другой ряд, и Петр учал у их спрашивать скаски, и говорили ему, чтоб дал ещо сроку, покамест обедает, и они де скаски ему принесут. И дал им сроку покамест обедает, и поехал обедать к Петру Карсакову. И приехав от Петра Карсакова спрашивал у него, Давытка, были ли посацкие люди скаскою. И он, Давытко, ему сказал, что не бывали.
И Петр де Арцыбашев посылал в ряд стрелцов и ево Давытка и велел хватать мужиков, посацких людей. И мужики в ряду почали им не даватца. И того же часу проведали, что в гостях слушка Микитка Зай-цов да посацкие люди Гаврилка Самсонов, Степашко Росихин, и они де, стрелцы, слушку Микитку и Гаврилку и Степашка и иных деревенских старост добыли, и Петр велел их бить на правеже и скаски. И били слушку Микитку, розув, и иных старост.
И того же де часа приехал к нему, Петру, из монастыря келарь да казначей, а за ними слушки. И почал на крылцы келарь говорить Петру, худо де ты, Петр, делаешь, за што бьешь, здесь де не в Заонежье дуро-вать, быть дурну. И Петр против того закричал на келаря: «Дай ска-ску», - у нас де тебе // (л. 3) сказок нет. И Петр велел взять и келаря на правешь, толко не били. А слук, которые за ними пришли, Петр и тех велел бить, их с старостами вместе. И келарь де и казначей з двора побежали и битые, которые были на правеже. И келарь, вышед, на улице закричал: «Сюда, наших бьют!».
И пришед мужи[ки]32, болшие ворота [л]омали33, и малые во-ро[та]34 вышибли бревном. И почали на двор бросать каменьем и дровами, и как выбили ворота, и ломяца мужики, и Петр и сын ево ухватили ружье, и стрелцам заправливать ружье велел, и сам, и сын ево, и стрелцы из ружья стреляли пыжами из двора, и на улице закричали, стреляют де пыжами, и учали ворота ломить. И Петр де сам и сын ево Григорей, и они, стрелцы, заправя ружье жеребьями, а велел Петр, учали по них стрелять. И мужики побежали. И вышед из двора на улицы, из ружья стреляли. И застрелил мужика Григорей. А тот де мужик, Он-тошко, тут же ко двору приходил, а девочку ранили от двора далече в окна. А хто стрелил, того не видает. // (л. 4) А свинец и порох велел стрелцом купить Петр на Тихвине в ряду в тот же день в пятницу с утра рано, и велел сечь в жеребьи для того, что де и преж сего в Заонежских
31 В ркп. до утра исправлено из до обеда.
32 Часть слова не читается из-за утраты бумаги.
33 В ркп. ромали.
34 Часть слова не читается из-за утраты бумаги.
погостех мужики ко двору, к нему приступали. И с посаду Петр в субо-ту в вечеру шел и стрелцы пеши, подвод не дали.
Riksarkivet. Tichuinarкivet. V. 2. В. 12. Подлинник. 4 сст. Нал. 3утрачены фрагменты бумаги.
№6
Допросные речи стрельца Московского приказа Федоски
Аверкиева [перед боярином, воеводой Петром Васильевичем Шереметевым] по делу о конфликте Тихвинского Успенского монастыря с дворянином Петром Арцыбашевым, посланным
на Тихвинский посад в апреле 1673 г. по наказу князя Ивана Андреевича Хованского для поиска солдат, служивших в прежнее время в Новгородском полку.
Не ранее 3 апреля - не позднее 30 сентября 1673 г.
Московского приказу стрелец Федоско Аверкиев в роспросе сказал.
По указу великого государя ездил он с Петром Арцыбашевым в Обонежской пятине для салдацкого сыску.
И Петр Арцыбашев посылал ево, Федоска, ис поместья своего на светлой недели, а в которой день, того не упомню, на Тихвинской посад к старосте, чтоб ему отвели двор, где ему, Петру, стоять. И староста ему сказал, где де Петр хочет, тут и станет.
И того же дни Петр на Тихвинской посад приехав с сыном своим и с Федором и с Надежею Северицыными, и стал на посаде у посацкого человека у Ларки Миронова.
И с утра на другой день пришел староста к нему, Петру, с хлебом. И Петр ему государев указ о салдатех сказал, чтоб принесли скаски, и пошол в монастырь к обедни. И у вобедни быв, у вархимарита у благословения был, и архимариту государев указ показывал и наказ вычитал.
И после обедни пришли к нему, Петру, из монастыря с столом, со хлебом, и обедал Петр у себя на дворе, и лек спать. А их, стрелцов, послал по старост, и старост того дни не выскали. И с утра рано на третей день пришли к нему, Петру, старосты и посацкие люди и просили у него наказу вычесть, и он наказ дал им честь и просил // (л. 2) скаски. И они прошали у него сроку, и он им дал сроку, и они пошли скаски писать. И ево де, Петра, позвал к себе в гости Петр Корсаков, и после обеда приехав от него, Петра, и спросил у подьячего, принесли ли скаски. И он сказал, что сказок не принашивали.
И подьчего он, Петр, посылал с ним, Федоском, к архимариту говорить о скаске. И архимарит де подьячему и ему сказал, есть де на посаде старосты, кому скаски дать мочно де, да и сроку на день пору.
И как де они из монастыря пришли к Петру, и у него же, Петр[а]35, посацкие люди Гаврилка Самсонов, Степашко Росихин да слушка Ми-китка Зайцов да деревенских старост два человека. И подьячей де пришел к нему, Петру, архимаричью речь сказал. И в то время стоял на правеже слушка Микитка Зайцов, а посацкие люди и старосты у него, Петра, в ызбе. А посылал по старост и по посацких людей Петр в ряд стрелца Якушку Матфеева да человека своего Устишка без него.
А как келарь и казначей приехали к Петрову двору из монастыря, и увидели их, и Петр велел бить на правеже слушку Микитку, розув, и старост и посацких людей у себя на дворе. И келарь с казначеем, // (л. 3) пришед на двор, а за ними слушки два человека, и учал келарь говорить, худе те ты Петр делаешь, бьешь напрасно на правеже. И Петр де против того сказал, не ваше де то дело. И говорили меж себя шумно коли де так. И велел взять тех слуг, которые с келарем и с казначеем пришли, и бить на правеже. А одного сам Петр бил топтунками, дорого того не став. Хотя, и тебя де, келаря, велю на правеш поставить.
А как учали слуг и крестьян на дворе бить, з двора и с казначеем побежали. И говорил на дворе, бегучи з двора, есть ли де наши. И в то время с улицы в болшие ворота каменьем и поленьем бросали и через тын палками метали, и малые дверцы выломили.
И Петр де завопел и велел стрелцом заправливать ружье пыжами, и сам и сын ево из двора // (л. 4) вышед вон, стреляли вверх пыжами. И Петр де сказал и велел обранить сыну своему посацкого мужика. И Григорей де по нем и стрелил и убил ево ис пищали в той же улице, где Петр стоял. А девку ранили не в той улицы, где Петр стоял.
И архимарит приезжал на посад, про то де он слыхом слышил, и стоял у церкви, а сам того не видел. А ружье им, стрелцом, и бердыши из Новагорода велел им с собою Петр Арцыбашев, а свинец де и порох купили они на Тихвине. И свинец секли в жеребьи, будучи на Тихвине. И стреляли36 тем порохом, которой куплен на Тихвине. А после того никакие драки не было. И пошел Петр с посаду пеш. А ружье имать, и порох и свинец купить, велел им Петр Арцыбашев для того, что бутто де у него преж сего в Заонежье с мужиками ссора была.
Riksarkivet. Tichuinarкivet. V. 2. В. 12. (л. 1-3).
Шк$аг1ауе(. Tichuinarkivet. V. 4. В. 7. (л. 4).
Подлинник. 4 сст. Нал. 2утрачены фрагменты бумаги.
35 Часть слова не читается из-за утраты бумаги.
36 В ркп. и стреляли написано дважды.
№7
Допросные речи стрельца Московского приказа Юшки Матфеева [перед боярином, воеводой Петром Васильевичем Шереметевым] по делу о конфликте Тихвинского Успенского монастыря с дворянином Петром Арцыбашевым, посланным на Тихвинский посад в апреле 1673 г. по наказу князя Ивана Андреевича Хованского для поиска солдат, служивших в прежнее время в Новгородском полку.
Не ранее 3 апреля - не позднее 30 сентября 1673 г.37
Московского приказу стрелец Юшка Матфеев в роспросе сказал. Петр Арцыбашев с сыном своим, с Федором и с Надежею Севери-цыными, приехав на Тихвину на посад на Светлой недели в среду в вечеру, и стали у посацкого человека у Ларки Миронова.
И по утру рано в четверк посылал сына своего Григорья и стрел-цов в монастырь к архимариту говорить, чтоб велел на посаде старосте съезжей двор отвесть, и где стоять стрелцом. И архимарит де послал слушку, а велел ему съезжей двор и стрелцом отвесть против того же Петрова двора, где он стал.
И того же дни Петр по старост на посад посылал стрелцов, и староста и посацкие люди пришли к Петру с хлебом и били челом Петру, чтоб он указ великого государя им и наказ показал. И они били челом ему, Петру, в скаске о сроке. И Петр дал им сроку до вечера. И в вечеру де им не объявились. И на утре в пятницу те же старосты и посацкие люди пришли к нему, Петру, и просили в другой ряд указу великого государя посмотреть, и Петр указ великого государя им показал. И Петр дал им сроку до отбеда, и, написав, принести. А сам поехал обедать к Петру Корсакову.
И быв у него малое время и приехав к себе на двор, послал ево, Юшку38, с человеком своим и велел ево привести к себе на двор. И он де, Юшка, и человек ево, Гаврилка, привели к Петру до него. А приведены к Петру на двор слушка Микитка Зайцов да деревенские старосты, и стоят на правеже слушка [...]39 // (л. 2)
А посылал он, Петр, 40по старост и стрелцов40 без него, Юшки, и где их взяли, того он, Юшка, не видает. И ево, Гаврилку, взял Петр к
37 В деле отсутствует часть листов.
38 Исправлено из Якушку.
39 Далее утрата нескольких листов.
40-40 Написано другим почерком.
себе в ызбу. И немного погодя, завидели, едет из монастыря келарь да казначей. И в то время до ех приезду велел поставить на правеш Гаврилку и Степашка Росихина и бить на правеже. И как келарь и казначей пришед на двор, и учал Петру келарь говорить, худе ты Петр делаешь, дом святыя Богородицы розоряешь, и слуг и крестьян на правеже мучишь. И Петр де против того келарю сказал, поди ты старец прочь, не твое де то дело, и справляю де государево дело. А за ним пришел слушка и говорил Петру противно, и Петр того слушку и сам бил кулаками и топтунками и досталных слуг туто же на правеже бить велел. И в то время, как их на правеже били, и Петр топтунками слушку бил, и келарь говорил, есть ли де наши. А сами з двора побежали все.
И с улицы болшие ворота мужики ломали, а малые воротца выломили. И Петр велел хвататца за оружие, а сам с сыном своим ружье за-правливали. По ево веленью пыжами и стреляли из двора по мужиках. И после де ево, те же мужики пришли ко вдору, и Петр вышед из двора с сыном своим Григорьем и с стрелцами, заправя пищали, стрелял, и застрелил на улице // (л. 3) Григорей посацкого человека, а девку хто ранил, того не видает.
А порох и свинец купили на Тихвине. И мушкеты и бердыши велел имать Петр Арцыбашев для того, что бутто де на него преж сего Заонежские мужики ко двору приступом приходили.
Шк$агк1Уе1 Tichuinarkivet. V. 4. В. 7. (л. 1-2) Riksarkivet. Tichuinarкivet. V. 2. В. 2. (л. 3)
Подлинник. 2 сст.
№8
Челобитная (черновик) архимандрита Тихвинского Успенского монастыря Ионы Артамону Сергеевичу Матвееву с просьбой о заступлении последнего за монастырь от Петра Арцыбашева в деле «о солдатских сказках». Не ранее мая 1673 г.
Государю Артемону Сергеевичи» Успения Пречистые Богородицы и чюдотворнаго ея образа Одигитрия Тихфина монастыря архимандрит Иона з братею Бога молим и челом бьем.
Здравствуй, государь, на многие лета41 с сыном своим42 Андреем Артемоновичем 43 и буди покровен десницею вседержителя Бога43. А изволи, государь, ведать про дом Пречистые Богородицы. И Божиею милостию и ее Пречистые Богородицы помощию и заступлением дом ея святой и в соблюдении, и нашему окаянству терпит.
41 Далее зачеркнуто с сыном благородным своим.
42 Приписано над строкой.
43-43 Вписано над строкой.
Июня по [...]44 число. В нынешнем, государь, во 181-м году по указу великого государя, твоим, государя нашего, к дому Пречистые Богородицы заступлением и милостию думной дворянин и воевода Богдан Иванович Ардин-Нащокин да дьяк Андрей Богданов Шуйскую нашу вотчину за дом Пречистые Богородицы отвели, и отводные, государь, книги к Москве с стрелцом послали45.
И за ту твою, государя нашего, премногую милость46 мзовоздая-тель47 тебе48 сама Пресвятая Богородица. А мы тебе, государю49, много челом бьем и должны Бога молить.
А что, государь, тое Шунские вотчинки 50на крестьянех50 ныне51 указано доправить денег триста рублев, что нам выданы на Олонце за тое вотчинку на 179-й год. А на них по государеве грамоте тех денег править не велено 52за их многую службу52. А ныне указано те денги доправить, и о том у нас великому государю челобитье в Навгородцком приказе и выписка готова. Милости у тобя, государя, просим, помилуй, государь, заступи своею милостию, чтоб те денги отдать в монастырь за тех крестьян на 180-й год, потому что с них на тот год данные и оброчные // (л. 2) денги взяты в государеву казну все сполна, а нам за тое вотчину из государевы казны не выданы.
Да милости у тобя, государя, Артемон Сергеевич просим 53з гор-кими слезами53 на разорителя дому Пречистые Богородицы на Петра Матфеева сына Арцыбашева. 54В нынешнем, государь, во 181-м году54 55на светлой неделе в пяток55 приезжал он, Петр, с наказною памятию боярина и воеводы князя Ивана Андреевича Хованского к нам на Тих-фину для сыску салдат, которые преж сего были в Навгородском полку56. 57А с собою он привез сына своего Григорья да друзей своих Федора да Надежу Северицыных57.
И мы ему, Петру, били челом, чтоб он дал нам сроку старост и крестьянишок собрать, чтоб им скаски написать. И на другой, государь, день в суботу собрався, крестьянишка наши и скаски ему, Петру, в тех
44 Число не вписано.
45 Далее зачеркнуто и мы.
46 Далее зачеркнуто должны во.
41 Далее зачеркнуто сама.
48 Далее зачеркнуто пр.
49 Приписано над строкой.
50-50 Приписано над строкой.
51 Далее зачеркнуто по указу великого.
52-52 Приписано над строкой.
53-53 Приписано над строкой.
54-54 Зачеркнуто.
55-55 Приписано над строкой.
56 Далее зачеркнуто В нынешнем. И на други день в субо.
57-57 Приписано над строкой.
салдатех58 учали писать. И он, Петр, риясь на нас и на крестьянишек наших прежними своими налоги, захватя59 слушку нашего и посацких бобылишков к себе на двор, и слушку нашего и бобышков60 у себя на дворе бил, розув, ослопьем и головы61 у них изпроломал.
И мы к нему, Петру, 62того же часа62 слали с монастыря с теми скасками келаря старца Дионисия Путятина да казначея. И он, Петр, с сыном своим Григорьем и з друзьями с Федором да с Надежею63 келаря и казначея бранили64 всякими непристойными бранными словами и то-порки к ним примахивали, 65заперши у себя на дворе65, и хотели засечь. А служек трех человек, которые за ними были, били обушками, и у слушки топориком голову розсекли.
И келарь и казначей, бояся к себе от них смертнаго убойства, з двора от них побежали. И он, Петр, с сыном своим Григорьем и з друзьями, выскоча66 за ними на улицу, из пищалей по них стреляли и застрелили посадцкого нашего бобылка до смерти, да девочку // (л. 3) девяти лет в ызбе в окошко.
И о том, государь, его, Петрове, и сына его Григорья и друзей их разорении по нашему челобитью ныне67 из Великого Новагорода посланы сыщики протопоп да дворянин Семен Клеопин. 68А он и впредь похваляется на дом Пречистые Богородицы всяким дурном68.
Милости у тобя, государя, просим. Помилуй, государь, 69Артемон Сергеевич69, заступи своею премногою70 милостию, не дай, государь, от такова разорителя дому Пречистые Богородицы в разорении не быть71.
А мы тебе, государю, много челом бьем, и должны о твоем и сына твоего, государя нашего, Андрея Артемоновича многолетном здравии Бога молить.
Шк$агк1Уе1 Tichuinarkivet. V. 4. В. 12. (л. 1-2) Й&шгЬ'уе^. Tichuinarkivet. V. 4. В. 10. (л. 3)
Подлинник. 3 сст.
58 Далее зачеркнуто написали.
59 Далее зачеркнуто монастырь.
60 Далее зачеркнуто бил.
61 Далее зачеркнуто у иных.
62-62 Приписано над строкой.
63 Далее зачеркнуто и ке.
64 Далее зачеркнуто не.
65-65 Приписано над строкой.
66 Исправлено из вышед.
61 Далее зачеркнуто св.
68-68 Цриписано над строкой.
69-69 Приписано над строкой.
70 Приписано над строкой.
71 Далее зачеркнуто и прежние, государь, от него к дому пр.