Уголовное право
УДК 343.57 V.V. DROBYSHEVA*
ББК 67.408.132
Д75 TO THE HISTORY OF THE QUESTION OF ADDICTS’ RESPONSIBILITY
Аннотация: в статье освещается история развития института принудительного(обязательного) лечения осужденных больных наркоманией
Ключевые слова: больной наркоманией, принудительное лечение больных наркоманией, лечебно-трудовыепрофилакгориц лечебные исправительные учреждения
ВЕРОНИКА
ВЯЧЕСЛАВОВНА
ДРОБЫШЕВА*
К ИСТОРИИ ВОПРОСА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАРКОМАНОВ
Annotation: in this article the history of development of the institution of compulsory treatment of convicted persons with drug addiction is analyzed.
Key words drug addict, compulsory treatment of drug addicts, medical-labour institutions, medical-correctional institutions.
Социальные изменения никогда не начинаются случайно, они происходят на ранее заложенном фундаменте с учетом сформировавшегося образа жизни, обычаев и традиций. Знание прошлого позволяет легче ориентироваться в событиях настоящего, видеть перспективу, с большей уверенностью оценивать окружающую среду условия и обстановку - факторы, влияющие на ход перемен. Исторический анализ помогает выяснить определенные тенденции и закономерности, самобытность, традиции, игнорирование которых при любом реформировании невозможно. Не является исключением и вопрос, вынесенный в название статьи, который в значительной степени актуализируется в связи с введением в уголовное законодательство совершенно нового института, касающегося отсрочки отбывания наказания больным наркоманией и расширения перечня уголовных наказаний, когда к лицу, их отбывающему, может быть применено обязательное лечение от наркомании.
Первым законодательным актом, предусматривающим принудительное лечение осужденных, больных наркоманией, был УК РСФСР 1960 г. В ст. 62 УК РСФСР, в частности, указывалось, что в случае совершения преступления наркоманом суд при наличии медицинского заключения и соответствующегоходатай-ства общественной организации, трудового коллектива, товарищеского суда, органа здравоохранения либо по своей инициативе, наряду с наказанием за совершенное преступление, может применить к такому лицу принудительное лечение. Указанные лица, осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, подлежали принудительному лечению в меди-
* Адвокат, соискатель (Академия ФСИН России) E-mail: [email protected].
цинских учреждениях со специальным лечебным и трудовым режимом, в случае осуждения к лишению свободы - принудительному лечению во время отбывания наказания, а после освобождения из мест лишения свободы при необходимости продления такого лечения - в медицинских учреждениях со специальным лечебным и трудовым режимом. Прекращение принудительного лечения производилось судом по представлению лечебного учреждения, в котором лицо находилось на излечении.
В случае совершения преступления лицом, злоупотребляющим наркотическими средствами и ставящим в связи с этим свою семью в тяжелое материальное положение, суд, наряду с применяемым за совершенное преступление наказанием, не связанным с лишением свободы, был вправе по ходатайству членов его семьи, профсоюзной или иной общественной организации, прокурора, органа опеки и попечительства или лечебного учреждения признать его ограниченно дееспособным. На основании приговора суда над этим лицом устанавливалось попечительство.
С 1968 г. в стране стали функционировать специализированные исправительно-трудовые колонии для наркоманов (впоследствии данный опыт был учтен в У головно-исполнительном кодексе РФ 1996 г., который среди видов исправи -тельных учреждений выделяет лечебные исправительные учреждения - ч. 8 ст. 74). Можно констатировать, что вырабатываемые с начала 70-х годов по линии Министерства внутренних дел РФ нормативные акты, касающиеся борьбы с наркоманией, не имели целенаправленных решений в отношении исправительных учреждений.
Принудительное лечение больных наркоманией, не совершивших преступления, было введено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 августа 1972 г., согласно которому больные наркоманией, уклоняющиеся от обязательного лечения в лечебно-профилактических учреждениях органов здравоохранения, по постановлению суда подлежали направлению в лечебно-трудовые профилактории на срок от одного года до двух лет.
УказомПрезидиума ВерховногоСовета РСФСР от 6 августа 1986 г. было введено в действие Положение о лечебно-воспитательном профилактории для больных наркоманией. В данные учреждения по решению суда направлялись больные наркоманией дети в возрасте до 16 лет, уклоняющиеся от обязательного лечения в лечебно-профилактических учреждениях органов здравоохранения или продолжающие после про-
хождения такого лечения употреблять наркотические средства. В соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних эти структуры наделялись правом не только направлять подростков в лечебно-воспитательные профилактории, но и ходатайствовать перед судом об их досрочном освобождении из этих учреждений.
Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1997 г. в Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 августа 1972 г. было внесено дополнение, согласно которому больные наркоманией, страдающие тяжелыми сопутствующими заболеваниями, препятствующими их пребыванию в лечебно-трудовых профилакториях, инвалиды первой или второй группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, уклоняющиеся от добровольного лечения, подлежали направлению на принудительное лечение в специальные наркологические охраняемые отделения системы здравоохранения на срок от трех месяцев до одного года.
В УК РСФСР имелась норма, предусматривающая уголовную ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение (ст. 2242). За данное деяние применялось наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, или исправительных работ на тот же срок, или штрафа.
В 90-е годы в законодательствоо принудительном лечении и трудовом перевоспитании наркоманов внесены значительные и принципиально важные с позиции соблюдения прав человека изменения. В 1990 г. Комитетом конституционного надзора СССР было принято Заключение о законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовомперевоспитании лиц, страдающих алкоголизмоми наркоманией.
Комитет конституционного надзора СССР постановил, что направление в лечебно-трудовые профилактории граждан, уклоняющихся от лечения наркомании, продолжающих употреблять наркотики после лечения, но при этом не нарушающих систематически общественный порядок или прав других лиц, не соответствовало Конституции СССР и международным актам о правах человека, поэтому существующие нормативные акты в этой части утратили свою силу. Граждане, которые были направлены на принудительное лечение по основаниям, не связанным с нарушением ими общественного порядка или прав других лиц, подлежали освобождению.
Уголовное право
Уголовное право
Уголовный кодекс Российской Федерации до 2003 г. предусматривал, что осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, больным наркоманией, по решению суда назначались принудительные меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра (п. «г» ч. 1 ст. 97). При установлении заболевания «наркомания» во время отбывания наказания администрация учреждения, исполняющего указанные виды наказания, направляла в суд представление о применении к такому осужденному принудительных мер медицинского характера (ч. 2 ст. 18 УИК РФ).
Уголовный кодекс РФ содержал раздел VI «Принудительные меры медицинского характера». Его статьи регулировали, в частности, такие вопросы, как основания применения, цели, порядок продления, изменения и прекращения одной из мер медицинского характера - амбулаторного принудительного наблюдения и лечения, порядок зачета времени его применения. Уголовный закон не связывал назначение принудительного лечения с совершением преступления на почве наркомании.
Принудительное лечение, применяемое к наркоманам, совершившим преступление, наряду с предупреждением совершения ими новых деяний, преследовало цели излечения, которые заключались в излечении наркоманов или улучшении их психического состояния (ст. 98 УК РФ).
Основанием назначения принудительного лечения являлась совокупность юридического и медицинского критериев: 1) наличие в действиях виновного признаков состава преступления; 2) заболевание лица наркоманией или алкоголизмом Органы предварительного расследования и суд при выявлении фактов, свидетельствующих о потреблении наркотиков лицом, совершившим преступление, должны были принимать меры к его медицинскому освидетельствованию на предмет установления необходимости принудительного лечения.
Целью применения принудительной меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения наряду с излечением, улучшением психического состояния рассматриваемых лиц являлось предупреждение совершения ими новых преступлений (п. «г» ч. 1 ст. 97, ст. 98 УК РФ).
Согласно ч. 1 ст. 104 УК РФ (до 2003 г.) наркологические больные, лишенные свободы, должны были проходить принудительное лечение во время пребывания в исправительных учреждениях. Если наказание не предусматривало
лишения свободы, такое лечение проводилось в учреждениях государственнойи муниципальной систем здравоохранения.
У словиемдля применения судомпринудитель-ных мер медицинского характера служило наличие медицинского заключения о том, что совершившее преступление лицо является больным наркоманией, нуждающимся в принудительном лечении и не имеющим противопоказаний к та -кому лечению по состоянию здоровья.
Освидетельствование производилось медицинской комиссией, в которую обязательно входил врач-психиатр или врач-нарколог (председатель комиссии). Медицинское заключение, как и все другие материалы, имеющие значение доказательств, всесторонне рассматривались и оценивались судом. Принудительное лечение больных наркоманией назначалось по приговору (определению) суда, при этом суд не указывал сроки такого лечения и его конкретный вид.
Вопросы исполнения принудительных мер медицинского характера, назначенных осужденным наркоманам, были урегулированы в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации. Впервые в его истории получил законодательное закрепление новый вид исправительных учреждений - лечебные исправительные учреждения (ч. 1 ст. 74 УИК РФ), был определен порядок применения принудительных мер (ч. 1 и 2 ст. 18 УИК РФ), функции указанных учреждений, которые носили двойственный характер: они, с одной стороны, осуществляли лечение (ст. 98 УК РФ), с другой -выполняли функции исправительных учреждений (ч. 8 ст. 74 УИК РФ), была дана оценка деяниям, связанным с уклонением осужденных от исполнения принудительных мер медицинского характера: они признавались злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 116 УИК РФ).
Процессуальным основанием для содержания осужденных наркоманов в лечебных исправительных учреждениях являлся приговор суда, в соответствии с которым осужденному назначалось принудительное лечение от наркомании, или определение суда о принудительном лечении от наркомании осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы.
Длительность принудительного лечения определялась состоянием больного наркоманией. Основание для его прекращения - исчезновение влечения к наркотикам. Только факта прохождения соответствующего курса лечения было недостаточно для решения вопроса о прекращении принудительного лечения.
Уголовное законодательство предусматривало освидетельствование осужденного наркомана комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения принудительного лечения или об изменении этой меры. Принудительное лечение больных наркоманией прекращалось определением суда по представлению администрации лечебного учреждения, в котором данное лицо находилось. Лечение от наркомании исключалось, если осужденный страдал тяжелой болезнью, возникновение и развитие которой у него после вынесения приговора могло стать противопоказанием для продолжения специального лечения.
Критерии назначения больным наркоманией принудительных мер медицинского характера определялись ч. 2 ст. 97 УК РФ, которая гласила: «Принудительные меры медицинскогохарак-тера назначаются только в тех случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц». В соответствии с данной формулировкой принудительное лечение наркологическому, как и любому психическому, больному могло назначаться только при наличии первого и важного условия: исходящейот данного лица социальной опасности. Имелась в виду не та угроза, которая исходит от него просто как от антисоциальной личности, а об опасности, связанной именно с психическими расстройствами (в данном случае - обусловленными наркоманией).
Дальнейшее развитие принудительных мер медицинскогохарактера, применяемых к осужденным, больным наркоманией, связано с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ, которымбыли установлены указанные меры и введено обязательное лечение, назначаемое медицинской комиссией при отбывании осужденными наказаний в виде лишения свободы и ареста.
Завершающим этапом истории вопроса стал Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ, которым в УК РФ была введена статья, предусматривающая возможность отсрочки от наказания в виде лишения свободы до оконча-
ния лечения и медико-социальной реабилитации (не более чем на 5 лет) осужденному, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию. Обязательное лечение, помимо осужденных к лишению свободы и аресту, может быть применено и к осужденным к принудительным работам.
Вопросы исполнения отсрочки отбывания наказания осужденным, признанным в установленном порядке больными наркоманией, и контроля за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания регулируются нормами, содержащимися в новой ст. 178.1 УИК РФ.
Историко-правовой анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательствапока-зывает, что долгое время оно не предусматривало применения принудительных мер медицинского характера к осужденным, больным наркоманией. Такие меры впервые были включены в указанное законодательство в конце 50-60-х годов ХХ века: Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г., Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г., Уголовныйи Исполнительно-трудовой кодексы РСФСР.
Дальнейшее развитие законодательства в рассматриваемой сфере отличается своей противоречивостью: вводится, с одной стороны, принудительное лечение больных наркоманией, не являющихся преступниками, путем помещения их в лечебно-трудовые профилактории, устанавливается уголовная ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача; с другой - принудительное лечение осужденных, больных наркоманией, выделение для этого специальных исправительных учреждений, а в последующем - отмена принудительного лечения, назначаемого в судебном порядке, и наличие только обязательного лечения, применяемого медицинской комиссией исправительного учреждения, и, наконец, отсрочка отбывания наказания больным наркоманией.
Уголовное право