Научная статья на тему 'К истории вопроса об ответственности наркоманов'

К истории вопроса об ответственности наркоманов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
107
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
БОЛЬНОЙ НАРКОМАНИЕЙ / ПРИНУДИТЕЛЬНОЕ ЛЕЧЕНИЕ БОЛЬНЫХ НАРКОМАНИЕЙ / ЛЕЧЕБНО-ТРУДОВЫЕ ПРОФИЛАКТОРИИ / ЛЕЧЕБНЫЕ ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / DRUG ADDICT / COMPULSORY TREATMENT OF DRUG ADDICTS / MEDICAL-LABOUR INSTITUTIONS / MEDICALCORRECTIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дробышева Вероника Вячеславовна

в статье освещается история развития института принудительного (обязательного) лечения осужденных, больных наркоманией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE HISTORY OF THE QUESTION OF ADDICTS RESPONSIBILITY

in this article the history of development of the institution of compulsory treatment of convicted persons with drug addiction is analyzed.

Текст научной работы на тему «К истории вопроса об ответственности наркоманов»

Уголовное право

УДК 343.57 V.V. DROBYSHEVA*

ББК 67.408.132

Д75 TO THE HISTORY OF THE QUESTION OF ADDICTS’ RESPONSIBILITY

Аннотация: в статье освещается история развития института принудительного(обязательного) лечения осужденных больных наркоманией

Ключевые слова: больной наркоманией, принудительное лечение больных наркоманией, лечебно-трудовыепрофилакгориц лечебные исправительные учреждения

ВЕРОНИКА

ВЯЧЕСЛАВОВНА

ДРОБЫШЕВА*

К ИСТОРИИ ВОПРОСА ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НАРКОМАНОВ

Annotation: in this article the history of development of the institution of compulsory treatment of convicted persons with drug addiction is analyzed.

Key words drug addict, compulsory treatment of drug addicts, medical-labour institutions, medical-correctional institutions.

Социальные изменения никогда не начинаются случайно, они происходят на ранее заложенном фундаменте с учетом сформировавшегося образа жизни, обычаев и традиций. Знание прошлого позволяет легче ориентироваться в событиях настоящего, видеть перспективу, с большей уверенностью оценивать окружающую среду условия и обстановку - факторы, влияющие на ход перемен. Исторический анализ помогает выяснить определенные тенденции и закономерности, самобытность, традиции, игнорирование которых при любом реформировании невозможно. Не является исключением и вопрос, вынесенный в название статьи, который в значительной степени актуализируется в связи с введением в уголовное законодательство совершенно нового института, касающегося отсрочки отбывания наказания больным наркоманией и расширения перечня уголовных наказаний, когда к лицу, их отбывающему, может быть применено обязательное лечение от наркомании.

Первым законодательным актом, предусматривающим принудительное лечение осужденных, больных наркоманией, был УК РСФСР 1960 г. В ст. 62 УК РСФСР, в частности, указывалось, что в случае совершения преступления наркоманом суд при наличии медицинского заключения и соответствующегоходатай-ства общественной организации, трудового коллектива, товарищеского суда, органа здравоохранения либо по своей инициативе, наряду с наказанием за совершенное преступление, может применить к такому лицу принудительное лечение. Указанные лица, осужденные к мерам наказания, не связанным с лишением свободы, подлежали принудительному лечению в меди-

* Адвокат, соискатель (Академия ФСИН России) E-mail: editor62@yandex.ru.

цинских учреждениях со специальным лечебным и трудовым режимом, в случае осуждения к лишению свободы - принудительному лечению во время отбывания наказания, а после освобождения из мест лишения свободы при необходимости продления такого лечения - в медицинских учреждениях со специальным лечебным и трудовым режимом. Прекращение принудительного лечения производилось судом по представлению лечебного учреждения, в котором лицо находилось на излечении.

В случае совершения преступления лицом, злоупотребляющим наркотическими средствами и ставящим в связи с этим свою семью в тяжелое материальное положение, суд, наряду с применяемым за совершенное преступление наказанием, не связанным с лишением свободы, был вправе по ходатайству членов его семьи, профсоюзной или иной общественной организации, прокурора, органа опеки и попечительства или лечебного учреждения признать его ограниченно дееспособным. На основании приговора суда над этим лицом устанавливалось попечительство.

С 1968 г. в стране стали функционировать специализированные исправительно-трудовые колонии для наркоманов (впоследствии данный опыт был учтен в У головно-исполнительном кодексе РФ 1996 г., который среди видов исправи -тельных учреждений выделяет лечебные исправительные учреждения - ч. 8 ст. 74). Можно констатировать, что вырабатываемые с начала 70-х годов по линии Министерства внутренних дел РФ нормативные акты, касающиеся борьбы с наркоманией, не имели целенаправленных решений в отношении исправительных учреждений.

Принудительное лечение больных наркоманией, не совершивших преступления, было введено Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 августа 1972 г., согласно которому больные наркоманией, уклоняющиеся от обязательного лечения в лечебно-профилактических учреждениях органов здравоохранения, по постановлению суда подлежали направлению в лечебно-трудовые профилактории на срок от одного года до двух лет.

УказомПрезидиума ВерховногоСовета РСФСР от 6 августа 1986 г. было введено в действие Положение о лечебно-воспитательном профилактории для больных наркоманией. В данные учреждения по решению суда направлялись больные наркоманией дети в возрасте до 16 лет, уклоняющиеся от обязательного лечения в лечебно-профилактических учреждениях органов здравоохранения или продолжающие после про-

хождения такого лечения употреблять наркотические средства. В соответствии с Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних эти структуры наделялись правом не только направлять подростков в лечебно-воспитательные профилактории, но и ходатайствовать перед судом об их досрочном освобождении из этих учреждений.

Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 июня 1997 г. в Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 25 августа 1972 г. было внесено дополнение, согласно которому больные наркоманией, страдающие тяжелыми сопутствующими заболеваниями, препятствующими их пребыванию в лечебно-трудовых профилакториях, инвалиды первой или второй группы, мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, уклоняющиеся от добровольного лечения, подлежали направлению на принудительное лечение в специальные наркологические охраняемые отделения системы здравоохранения на срок от трех месяцев до одного года.

В УК РСФСР имелась норма, предусматривающая уголовную ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача, совершенное повторно в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение (ст. 2242). За данное деяние применялось наказание в виде лишения свободы на срок до двух лет, или исправительных работ на тот же срок, или штрафа.

В 90-е годы в законодательствоо принудительном лечении и трудовом перевоспитании наркоманов внесены значительные и принципиально важные с позиции соблюдения прав человека изменения. В 1990 г. Комитетом конституционного надзора СССР было принято Заключение о законодательстве по вопросу о принудительном лечении и трудовомперевоспитании лиц, страдающих алкоголизмоми наркоманией.

Комитет конституционного надзора СССР постановил, что направление в лечебно-трудовые профилактории граждан, уклоняющихся от лечения наркомании, продолжающих употреблять наркотики после лечения, но при этом не нарушающих систематически общественный порядок или прав других лиц, не соответствовало Конституции СССР и международным актам о правах человека, поэтому существующие нормативные акты в этой части утратили свою силу. Граждане, которые были направлены на принудительное лечение по основаниям, не связанным с нарушением ими общественного порядка или прав других лиц, подлежали освобождению.

Уголовное право

Уголовное право

Уголовный кодекс Российской Федерации до 2003 г. предусматривал, что осужденным к ограничению свободы, аресту, лишению свободы, больным наркоманией, по решению суда назначались принудительные меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения у психиатра (п. «г» ч. 1 ст. 97). При установлении заболевания «наркомания» во время отбывания наказания администрация учреждения, исполняющего указанные виды наказания, направляла в суд представление о применении к такому осужденному принудительных мер медицинского характера (ч. 2 ст. 18 УИК РФ).

Уголовный кодекс РФ содержал раздел VI «Принудительные меры медицинского характера». Его статьи регулировали, в частности, такие вопросы, как основания применения, цели, порядок продления, изменения и прекращения одной из мер медицинского характера - амбулаторного принудительного наблюдения и лечения, порядок зачета времени его применения. Уголовный закон не связывал назначение принудительного лечения с совершением преступления на почве наркомании.

Принудительное лечение, применяемое к наркоманам, совершившим преступление, наряду с предупреждением совершения ими новых деяний, преследовало цели излечения, которые заключались в излечении наркоманов или улучшении их психического состояния (ст. 98 УК РФ).

Основанием назначения принудительного лечения являлась совокупность юридического и медицинского критериев: 1) наличие в действиях виновного признаков состава преступления; 2) заболевание лица наркоманией или алкоголизмом Органы предварительного расследования и суд при выявлении фактов, свидетельствующих о потреблении наркотиков лицом, совершившим преступление, должны были принимать меры к его медицинскому освидетельствованию на предмет установления необходимости принудительного лечения.

Целью применения принудительной меры медицинского характера в виде амбулаторного принудительного наблюдения и лечения наряду с излечением, улучшением психического состояния рассматриваемых лиц являлось предупреждение совершения ими новых преступлений (п. «г» ч. 1 ст. 97, ст. 98 УК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 104 УК РФ (до 2003 г.) наркологические больные, лишенные свободы, должны были проходить принудительное лечение во время пребывания в исправительных учреждениях. Если наказание не предусматривало

лишения свободы, такое лечение проводилось в учреждениях государственнойи муниципальной систем здравоохранения.

У словиемдля применения судомпринудитель-ных мер медицинского характера служило наличие медицинского заключения о том, что совершившее преступление лицо является больным наркоманией, нуждающимся в принудительном лечении и не имеющим противопоказаний к та -кому лечению по состоянию здоровья.

Освидетельствование производилось медицинской комиссией, в которую обязательно входил врач-психиатр или врач-нарколог (председатель комиссии). Медицинское заключение, как и все другие материалы, имеющие значение доказательств, всесторонне рассматривались и оценивались судом. Принудительное лечение больных наркоманией назначалось по приговору (определению) суда, при этом суд не указывал сроки такого лечения и его конкретный вид.

Вопросы исполнения принудительных мер медицинского характера, назначенных осужденным наркоманам, были урегулированы в уголовно-исполнительном законодательстве Российской Федерации. Впервые в его истории получил законодательное закрепление новый вид исправительных учреждений - лечебные исправительные учреждения (ч. 1 ст. 74 УИК РФ), был определен порядок применения принудительных мер (ч. 1 и 2 ст. 18 УИК РФ), функции указанных учреждений, которые носили двойственный характер: они, с одной стороны, осуществляли лечение (ст. 98 УК РФ), с другой -выполняли функции исправительных учреждений (ч. 8 ст. 74 УИК РФ), была дана оценка деяниям, связанным с уклонением осужденных от исполнения принудительных мер медицинского характера: они признавались злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (ч. 1 ст. 116 УИК РФ).

Процессуальным основанием для содержания осужденных наркоманов в лечебных исправительных учреждениях являлся приговор суда, в соответствии с которым осужденному назначалось принудительное лечение от наркомании, или определение суда о принудительном лечении от наркомании осужденного, отбывающего наказание в виде лишения свободы.

Длительность принудительного лечения определялась состоянием больного наркоманией. Основание для его прекращения - исчезновение влечения к наркотикам. Только факта прохождения соответствующего курса лечения было недостаточно для решения вопроса о прекращении принудительного лечения.

Уголовное законодательство предусматривало освидетельствование осужденного наркомана комиссией врачей-психиатров не реже одного раза в шесть месяцев для решения вопроса о наличии оснований для внесения представления в суд о прекращении применения принудительного лечения или об изменении этой меры. Принудительное лечение больных наркоманией прекращалось определением суда по представлению администрации лечебного учреждения, в котором данное лицо находилось. Лечение от наркомании исключалось, если осужденный страдал тяжелой болезнью, возникновение и развитие которой у него после вынесения приговора могло стать противопоказанием для продолжения специального лечения.

Критерии назначения больным наркоманией принудительных мер медицинского характера определялись ч. 2 ст. 97 УК РФ, которая гласила: «Принудительные меры медицинскогохарак-тера назначаются только в тех случаях, когда психические расстройства связаны с возможностью причинения этими лицами иного существенного вреда либо с опасностью для себя или других лиц». В соответствии с данной формулировкой принудительное лечение наркологическому, как и любому психическому, больному могло назначаться только при наличии первого и важного условия: исходящейот данного лица социальной опасности. Имелась в виду не та угроза, которая исходит от него просто как от антисоциальной личности, а об опасности, связанной именно с психическими расстройствами (в данном случае - обусловленными наркоманией).

Дальнейшее развитие принудительных мер медицинскогохарактера, применяемых к осужденным, больным наркоманией, связано с Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. № 162-ФЗ, которымбыли установлены указанные меры и введено обязательное лечение, назначаемое медицинской комиссией при отбывании осужденными наказаний в виде лишения свободы и ареста.

Завершающим этапом истории вопроса стал Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ, которым в УК РФ была введена статья, предусматривающая возможность отсрочки от наказания в виде лишения свободы до оконча-

ния лечения и медико-социальной реабилитации (не более чем на 5 лет) осужденному, признанному больным наркоманией, совершившему впервые преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 228, ч. 1 ст. 231 и ст. 233 УК РФ, и изъявившему желание добровольно пройти курс лечения от наркомании, а также медико-социальную реабилитацию. Обязательное лечение, помимо осужденных к лишению свободы и аресту, может быть применено и к осужденным к принудительным работам.

Вопросы исполнения отсрочки отбывания наказания осужденным, признанным в установленном порядке больными наркоманией, и контроля за соблюдением условий отсрочки отбывания наказания регулируются нормами, содержащимися в новой ст. 178.1 УИК РФ.

Историко-правовой анализ уголовного и уголовно-исполнительного законодательствапока-зывает, что долгое время оно не предусматривало применения принудительных мер медицинского характера к осужденным, больным наркоманией. Такие меры впервые были включены в указанное законодательство в конце 50-60-х годов ХХ века: Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г., Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и союзных республик 1969 г., Уголовныйи Исполнительно-трудовой кодексы РСФСР.

Дальнейшее развитие законодательства в рассматриваемой сфере отличается своей противоречивостью: вводится, с одной стороны, принудительное лечение больных наркоманией, не являющихся преступниками, путем помещения их в лечебно-трудовые профилактории, устанавливается уголовная ответственность за потребление наркотических средств без назначения врача; с другой - принудительное лечение осужденных, больных наркоманией, выделение для этого специальных исправительных учреждений, а в последующем - отмена принудительного лечения, назначаемого в судебном порядке, и наличие только обязательного лечения, применяемого медицинской комиссией исправительного учреждения, и, наконец, отсрочка отбывания наказания больным наркоманией.

Уголовное право

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.