Научная статья на тему 'К истории Третьяковской богадельни в институте хирургии им. А. В. Вишневского'

К истории Третьяковской богадельни в институте хирургии им. А. В. Вишневского Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
410
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛИНИЧЕСКИЙ ГОРОДОК / НАСЛЕДИЕ МОСКОВСКОЙ АРХИТЕКТУРНОЙ ШКОЛЫ / БОГАДЕЛЕННОЕ И БОЛЬНИЧНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / CLINICAL TOWNSHIP / HERITAGE OF MOSCOW ARCHITECTURAL SCHOOL / ALMSHOUSE AND HOSPITAL BUILDING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузыбаева М. П.

На основании изучения архивных документов воссоздана история строительства и функционирования Третьяковской богадельни в Институте хирургии им. А.В. Вишневского. Показан вклад архитектора С.И. Соловьева в формирование архитектурного комплекса, определено значение данного объекта в истории отечественной архитектуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE HISTORY OF TRETIYAKOV ALMSHOUSE OF THE A.I. VISHNEVSKIY INSTITUTE OF SURGERY

The article deals with reconstruction of history of building and functioning of Tretiyakov almshouse in the A.I. Vishnevskiy institute of surgery. The archive documents were used for exploration. The input of architect S.I. Soloviyev into formation of architectural complex is demonstrated. The significance of this object in the history of national architecture is established.

Текст научной работы на тему «К истории Третьяковской богадельни в институте хирургии им. А. В. Вишневского»

© М.П. Кузыбаева, 2014 УДК 614.2:93

М.П. Кузыбаева М.П.

К ИСТОРИИ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ БОГАДЕЛЬНИ В ИНСТИТУТЕ ХИРУРГИИ ИМ. А.В. ВИШНЕВСКОГО

ФГБУ НИИ истории медицины РАМН, 100028, Москва, Россия

На основании изучения архивных документов воссоздана история строительства и функционирования Третьяковской богадельни в Институте хирургии им. А.В. Вишневского. Показан вклад архитектора С.И. Соловьева в формирование архитектурного комплекса, определено значение данного объекта в истории отечественной архитектуры.

Ключевые слова: клинический городок, наследие Московской архитектурной школы, богаделенное и больничное строительство

TO THE HISTORY OF TRETIYAKOV ALMSHOUSE OF THE A.I. VISHNEVSKIY INSTITUTE OF SURGERY

M.P. Kuzybayeva

The research institute of history of medicine of of the Russian academy of medical sciences,

100028 Moscow, Russia

The article deals with reconstruction of history of building and functioning of Tretiyakov almshouse in the A.I. Vishnevsky institute of surgery. The archive documents were used for exploration. The input of architect S.I. Soloviyev into formation of architectural complex is demonstrated. The significance of this object in the history of national architecture is established.

Keywords: Clinical township, heritage of Moscow architectural school, almshouse and hospital building

Клинический городок Института хирургии им. А.В. Вишневского состоит из построек, многие из которых были возведены более столетия назад. Среди старинных сооружений этого комплекса необычным обликом и оригинальным архитектурным решением выделяется двухэтажное здание Третьяковской богадельни (ныне корпус № 5).

Строительство этого благотворительного заведения было осуществлено в начале ХХ столетия на средства, определенные согласно духовному завещанию Почетного гражданина Москвы Петра Михайловича Третьякова — коммерции советника, члена Московского отделения Совета торговли и мануфактур, действительного члена Петербургской Академии художеств (рис. 1). Учреждение общедоступной картинной галереи сделало менее заметными другие деяния П.М. Третьякова на ниве благотворительности. Благотворительность для него была столь же закономерна, сколь закономерным было создание национальной галереи. Он состоял почетным членом Общества любителей художеств и Музыкального общества со дня их основания, вносил солидные суммы, поддерживая все просветительские начинания. Павел Михайлович принимал участие во многих благотворительных актах, в пожертвованиях в помощь семьям погибших солдат во время Крымской и русско-турецкой войн. Стипендии П.М.Третьякова были установлены в Московском и Александровском коммерческих училищах. Он никогда не отказывал в денежной помощи художникам и прочим просителям, тщательно заботился о денежных делах живописцев, которые без страха вверяли ему свои сбережения. Совместно с братом Сергеем П.М. Третьяков основал в Москве Арнольдовское училище для глухонемых детей. Попечительство над училищем, начавшееся в 1860-е годы, продолжалось в течение всей жизни П.М. Третьякова и после его смерти. В своем завещании Павел Михайлович предусмотрел значительные капиталы для училища глухонемых. Для воспитанников училища Третьяков купил большой каменный дом с садом. Там жили 150 мальчиков и девочек. Здесь они воспитывались до 16 лет и выходили в жизнь, получив профессию в училище. Он подбирал лучших преподавателей, знакомился с методикой обучения, следил, чтобы воспитанников хорошо кормили и

одевали. В каждый приезд в училище он обходил классы и мастерские в часы занятий, всегда присутствовал на экзаменах [1]. На его средства создавались дома призрения для вдов художников, общежития для студенческой молодежи, и, наконец, его душеприказчиками была построена богадельня на Большой Серпуховской улице в Москве, которая стала впоследствии важным элементом клинического городка Института хирургии им. А.В. Вишневского. История Третьяковской богадельни малоизвестна (рис. 2). Выявленные нами неиз-

Рис. 1. П.М. Третьяков.

Рис. 2. Общий вид Третьяковской богадельни и церкви Павла Латрского (фото начала XX века).

вестные ранее источники позволили установить новые факты исполнения завещания П.М. Третьякова.

Потребность в новых богаделенных домах чрезвычайно остро ощущалась в Москве всегда, но особенно после войн и крупных социальных потрясений. Российская Империя на рубеже XIX—XX веков участвовала во многих военных конфликтах и, конечно, число овдовевших, сирот, убогих не уменьшалось.

В духовном завещании П.М. Третьяков просил своих душеприказчиков все средства, которые останутся после раздачи стипендий студентам, также определения сумм на содержание членов его семьи, исполнения долговых обязательств, передать Московскому купеческому обществу (МКО) и использовать на устройство и содержание мужской и женской богаделен в тех размерах, для которых будет достаточен капитал. Дело об утверждении завещания Московского 1-й гильдии купца П.М. Третьякова затянулось на целый год. Только определением окружного суда от 24 августа 1899 г. завещание было утверждено к исполнению. Энергичные действия душеприказчиков, выполнявших волю усопшего, позволили уже в 1900 г. сделать первый взнос на создание богадельни в размере 400 тыс. руб. Ссылка профессора П.В. Власова в его исследовании московской благотворительности неверна, так как не показывает весь масштаб работ и их финансирования со стороны МКО [2]. По отношению к очистившемуся капиталу Третьякова, завещанному в пользу МКО, указанная сумма составила лишь 45%. Затем в Московскую купеческую управу душеприказчиками было внесено 880 тыс. руб. В Собрании выборных 12 декабря 1903 г. прошло обсуждение исполнения завещания, на котором, принимая во внимание, что капитал П.М. Третьякова к концу 1904 г. с процентами по нему составит не менее 1 млн 220 тыс. руб. и будет увеличиваться, было постановлено строить богадельню на 380 призреваемых. Учитывая сложившуюся в городе ситуацию, Комиссия о пользах и нуждах общественных МКО решила поместить во вновь создаваемое учреждение % мужчин и % женщин.

19 февраля 1904 г. доклад Комиссии был доложен в Собрании выборных, которое решило приступить неотлагательно к постройке богадельни им. П.М. Третьякова

на земле, приобретенной купеческим обществом у наследников Быкова и Преснякова. Для заведования самой постройкой избрать особую комиссию, в которую впоследствии вошли В.Г. Сапожников, И.Г. Герасимов, А.В. Бурышкин, М.И. Коровин, А.М. Михайлов. Собрание уполномочило Купеческую управу приобрести для строительства необходимое количество кирпича.

7 июня 1904 г. проект и смета постройки были утверждены и приняты к исполнению. Общая сумма сметы составила 320 502 руб. 91 коп., причем вознаграждение архитектору С. И. Соловьеву было определено в размере 1,5% от суммы сметы, т. е. составило 4 804 руб. 53 коп. Приступить к строительным работам без согласований проекта в вышестоящих инстанциях было невозможно, однако прохождение документов по столь значимым социальным объектам осуществлялось стремительно. Свидетельство тому — пояснение за подписями губернатора, губернских инженера, архитектора и делопроизводителя на плане общей местности, которое приводим полностью: «Проект рассмотрен и одобрен Строительным Отделением Московского Губернского Правления по протоколу от 21 июня 1904 г. за № 465, с тем только, чтобы 1-е: работы производились с соблюдением внесенных Московской Городской Управой условий, значащихся на сем плане в подписи от 5 июня 1904 г. за № 6603-м и 2-е: согласно предложениям Его Императорского Высочества Московского генерал-губернатора от 16 сего июня за № 7973-м, на устройство церкви было испрошено от Епархиального ведомства особое разрешение» [3].

Здание богадельни было предложено выстроить внутри предназначенных к тому участков, с отступом от линии улицы в глубину на 6 саженей. Перед зданием и направо от него предполагалось разбить сад, а у ворот построить сторожку (рис 3). Главный фасад сооружения должен выходить во двор богадельни, так как церковь во имя Павла Латрского проектировалась в центре здания и была рассчитана на 400 человек (рис. 4). Ориентация здания по оси Восток—Запад, предложенная архитектором, была обусловлена прежде всего желанием заказчика разместить как можно больше палат для призреваемых с южной стороны постройки. Сооружение спроектировано в неорусском стиле, для которого характерно использование в декоре стилизованных элементов древнерусского зодчества, конструктивные заимствования из старинных гражданских сооружений. Двор богадельни был спланирован как единое целое с зелеными зонами Александровской больницы, Солодовниковской и Гурьевской богаделен. Учитывая большое число призреваемых, размеры здания были спроектированы в объеме 377 960 кубических сажень, а площадь, которую оно должно было занять, равнялась 537,47 квадратных саженей. В нижнем этаже высота палат была заложена в 5 аршин. Там должны были быть размещены слабые по состоянию здоровья призреваемые по 8 человек в палате. В 1-м и 2-м этажах находились палаты, каждая на 10

Рис. 3. Фасад, план и разрез сторожки и ограды Третьяковской богадельни. Архитектор С.И. Соловьев, 1904 г. (публикуется впервые)

человек. Высота их составляла 6 аршин, что позволяло обеспечить необходимый запас воздуха. Широкие (43/4 аршина) и свободные коридоры, расположенные вдоль здания, также являлись дополнительным резервуаром воздуха. Чтобы поддержать циркуляцию воздушных масс, перегородки, отделяющие коридор от палат проектировались не достигающими потолка. Отопление предполагалось водяное с тем, чтобы при -30° на улице внутри можно было поддерживать температуру +20°. Вентиляция предусматривалась двойная — нагретым и увлажненным воздухом и вытяжками. Перекрытия в здании были спроектированы бетонными; полы в церкви, столовой, палатах и квартирах для штата служащих богадельни должны быть дубовые, паркетные, а в коридорах, кухне и служебных помещениях — плиточные и асфальтовые (рис. 5).

8 августа 1904 г. была проведена торжественная закладка богадельни, а к 1 декабря того же года здание было подведено под крышу и вчерне закончено. В течение 1905 г. велась внутренняя отделка здания, которую в целом (кроме выполнения убранства церкви) закончили к 15 ноября 1905 г. [4]. Строительная комиссия приняла от подрядчиков выстроенное и отделанное здание, но открытие богадельни откладывалось, так как еще целый год продолжались отделочные работы в интерьере церкви Павла Латрского. Все живописное убранство церкви Павла Латрского при богадельне им. П.М. Третьякова было выполнено художниками Пашковыми. По завершении работ они, используя новую для того времени фотографическую технику, сделали 9 снимков отдельных частей интерьера, по которым мы можем представить себе, как была оформлена домовая церковь богадельни, посвященная небесному покровителю учредителя [5].

В момент оснащения богадельни всем необходимым выяснилось, что для причта церкви при богадельне не запланирована квартира. Членам строительной комиссии пришлось срочно решать этот вопрос. Выделили 24 тыс. руб. на переустройство под жилье причта бездоходного пустующего дома Воробьева, расположенного во владениях МКО, что и осуществили.

Дальнейшее развитие городского хозяйства и благоустройства Москвы побудило МКО заняться переоборудованием помещений богаделенного комплекса

на Большой Серпуховской улице. В мае 1906 г. член строительной комиссии И.Г. Простяков просил разрешить устроить в Третьяковской богадельне электрическое освещение и ассигновать для этого 12 тыс. руб. Собрание выборных, уполномоченное разрешить и финансировать это нововведение, признало весьма желательным проведение электричества во все уже существующие и подведомственные МКО заведения, которые не имеют такового. В июне 1906 г. свет появился в Солодовниковском училище, а в июле того же года — в Александровской больнице, Солодовниковской, Гурьев-ской и Третьяковской богадельнях.

Широкая известность Павла Михайловича Третьякова как щедрого благотворителя сделала и особо популярной учреждаемую на его средства богадельню. Так, еще до открытия учреждения в правление МКО стали поступать прошения о зачислении в богадельню разных лиц. Примечательно письмо старшины Городского головы Н.И. Гучкова от 6 октября 1906 г., в котором он

Рис. 4. Интерьер церкви Павла Латрского. Фрагмент иконостаса и солеи. Фото начала XX века (публикуется впервые).

Рис. 5. Столовый зал в Третьяковской богадельне (фото 1913 г.).

ходатайствует о приеме на содержание в Третьяковскую богадельню мещанки М.А. Сальниковой. Он пишет, что обращается с подобной просьбой, поскольку в распоряжении города нет лучше заведения, чем Третьяковская богадельня, находящаяся в ведении МКО [4]. Многочисленные просьбы о зачислении в богадельню, пришедшие до ее официального открытия, заставили Собрание выборных 3 ноября 1906 г. уполномочить членов строительной комиссии еще до утверждения Устава приступить к приему призреваемых, выделив необходимую сумму на содержание лиц, поступающих в богадельню, и штаты служащих.

Торжественное открытие богадельни было назначено на 19 ноября 1906 г. Участниками этого события стали многочисленные гости, среди которых были все выборные Московского купечества, все, занимающие в Управе должности по выборам, служащие и родственники П.М. Третьякова и Н.Н. Коншина, строители, художники, подрядчики, члены Биржевого комитета, чины высшей администрации города, представители именитого купечества, Московский городской Голова, старшины мещанского и ремесленного сословий. После освящения и торжественного молебна в память об учредителе богадельня имени П.М. Третьякова начала функционировать. 9 ноября 1907 г. был утвержден Устав богадельни и избран ее Совет в составе В.Г. Сапожкова, А.В. Бурышкина, А.М. Михайлова, И.Г. Простякова.

После установления советской власти в Москве весь комплекс богаделен МКО был преобразован в клиническое учреждение — больницу им. Н.А. Семашко, которая затем (1935 г.) была передана для размещения переведенного из Ленинграда института экспериментальной медицины (ВИЭМ). В клиниках ВИЭМ работали известные всей стране и за рубежом клиницисты, исследователи, экспериментаторы. При создании

Академии медицинских наук СССР в 1944 г. ВИЭМ стал одним из главных учреждений новой структуры. В годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. на территории, которую занимал институт, не проводились строительные работы. Возведение новых зданий и корпусов Института хирургии им. А.В. Вишневского началось только в конце 1950-х годов. Развитие клинического городка во многом было обусловлено потребностями постоянно развивающейся медицинской науки, увеличением количества больных, которых стало трудно размещать в старых корпусах. Именно в этот период был предложен проект реконструкции Третьяковской богадельни за счет постройки новых этажей. Однако это предложение не было осуществлено. Только при возведении нового высотного клинико-диагностического корпуса в 1960—1970-х годах была разобрана церковь Павла Латрского. На его месте построен переход в новое здание, что было продиктовано нуждами многопрофильного клинического учреждения. Иных кардинальных изменений в постройке С.И. Соловьева до настоящего времени не проводилось. Здание, как и сто лет назад, служит благородному делу исцеления людей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Эрудиция. Российская электронная библиотека. Все темы рефератов. Искусство. Реферат: Третьяков П.М. http://www.erudition. ги/ге1егаЙ'е1:М.26183_1.Мт1 Дата обращения 19.08.2013 г.

2. Власов П.В. Благотворительность и милосердие в России. М.: ЦентрПолиграф; 2001.

3. Центральный архив научно-технической документации Москвы (ЦАНТДМ), фонд 1, опись 12, ед. хр. 156, дело 20, л. 3.

4. Сторожев В.Н., ред. История Московского купеческого общества. М.; 1913; вып. 5, ч. 1.

5. Фототека Музея архитектуры им. А.В. Щусева. Инв. № Ал. 221-22—Ал.221-30.

REFERENCES

1. Erudition. Russian electronic library. All subjects of papers. Art. Paper: Tretjakov P. M. http://www.erudition.ru/referat/ref/ id.26183_1.html Date of the address of 19.08.2013.

2. VlasovP. V. Charity and mercy in Russia. M.: Tsentrpoligraf; 2001 (in Russian).

3. Central Archive of Scientific and Technical Documentation of Moscow (CASTDM), fund 1, inventory 12, unit storage 156, business 20, p. 3.

4. Storozhev V.N., ed. History of the Moscow merchant society. Moscow, issue 5, part 1, 1913 (in Russian).

5. Pictures are found by us in a photograph collection in the Museum of architecture of name A.V. Shchusev . Accession number of Al 221-22—Al 221-30.

Поступила 22.08.13

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.