Научная статья на тему 'К истории становления этнографической науки в Калмыкии в  период восстановления республики (1960-1970-е гг. )'

К истории становления этнографической науки в Калмыкии в  период восстановления республики (1960-1970-е гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
169
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЛМЫКИЯ / ВОССТАНОВЛЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ / МОНОИДЕОЛОГИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ЭТНОГРАФЫ / ПОЛЕВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Когданова Байр Владимировна

Целью статьи является изучение истории накопления и формирования базы по этнографическому изучению калмыков в период восстановления национальной государственности во второй половине XX в. Актуальность исследования обусловлена необходимостью критического осмысления накопленного исследовательского опыта в области этнографии народа. Период 60-70-х гг. XX в. в исторической науке Калмыкии характеризуется активной деятельностью ученых-этнографов. Анализ опубликованных результатов исследований показывает, что за относительно короткий отрезок времени они смогли выявить и ввести в научный оборот новые данные по этнографии калмыков, а также на основе анализа обширного круга источников, прежде всего полевых материалов, систематизировав и классифицировав их, сделать теоретические выводы. Как и все научные исследования советского периода, полученные и опубликованные в условиях господства идеологии коммунизма, они отражали эмоциональный настрой населения, находившегося под значительным воздействием общественно-политической атмосферы. Автор делает вывод о том, что учеными-этнографами Калмыкии, несмотря на господство моноидеологии в стране, были достигнуты значительные результаты, что явилось их вкладом в дело восстановления республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Kalmykia’s Ethnographic Science during the Rebuilding Period (1960-1970): an Overview of the History of Development

Analyzing the earliest collected ethnographic papers, the article aims to study the history of how the source basis of Kalmyk ethnography was formed and compiled during the restoration of the autonomy of Kalmykia in the latter half of the 20th century. It is impossible to understand present-day ethnographic science of Kalmykia, its social and spiritual functions without due critical re-evaluation of the accumulated research experience, which makes the study even more topical. The article used studies on Kalmyk ethnography including bibliographic data about the latter implemented after the Kalmyks were allowed to return to their ancestral lands and restore the autonomy. Like all research studies of the Soviet period implemented and published under the Communist rule, the works of the 1960-1970s mirrored the emotional state of the society dramatically influenced by social and political issues. Still, the researchers were able to commit to paper the then ethnic processes and make certain steps on the way towards the establishment of fundamentals for further classification and typology, which are urgent for the creation of a complete and reliable system of ideas about the changes within the Soviet community. The bibliometrical research method was applied for the analysis of historiographic materials, which helped examine the problem in chronological sequence. Special attention was paid to the earliest ethnographic research papers comprising a number of scholarly studies, including some excerpts from theses. The paper concludes that the period under consideration is characterized by vigorous research activities of Kalmykia’s scholars, who within a relatively short space of time were able to discover and introduce into scientific discourse new data on the ethnography of the Kalmyk people, and with evidence from a wide range of sources including own field studies to systemize and classify them, with due theoretical conclusions. However, many aspects remained understudied, the ethnographic science was only being established. So, the first ethnographers elaborated the themes related to their theses, leaving some issues behind. During the period the first professional ethnographers were trained university graduates and candidates of sciences (‘Ph. D.’). In 1970, the first doctor-of-sciences (‘Sc. D.’) thesis in ethnography was defended in Kalmykia. Despite the monoideological surroundings, Kalmykia’s ethnographers attained significant results, which were their contribution to the restoration and rebuilding of the republic.

Текст научной работы на тему «К истории становления этнографической науки в Калмыкии в  период восстановления республики (1960-1970-е гг. )»

Copyright © 2017 by the Kalmyk Scientific Center of the Russian Academy of Sciences

Published in the Russian Federation Bulletin of the Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences Has been issued since 2008 ISSN: 2075-7794; E-ISSN: 2410-7670 Vol. 33, Is. 5, pp. 93-101, 2017 DOI 10.22162/2075-7794-2017-33-5-93-101 Journal homepage: http://kigiran.com/pubs/vestnik

UDC 94

Kalmykia's Ethnographic Science during the Rebuilding Period (19601970): an Overview of the History of Development

Bair V. Kogdanova 1

1 Postgraduate Student, Kalmyk Scientific Center of the RAS (Elista, Russian Federation). E-mail: [email protected]

Abstract. Analyzing the earliest collected ethnographic papers, the article aims to study the history of how the source basis of Kalmyk ethnography was formed and compiled during the restoration of the autonomy of Kalmykia in the latter half of the 20th century. It is impossible to understand present-day ethnographic science of Kalmykia, its social and spiritual functions without due critical re-evaluation of the accumulated research experience, which makes the study even more topical. The article used studies on Kalmyk ethnography — including bibliographic data about the latter — implemented after the Kalmyks were allowed to return to their ancestral lands and restore the autonomy. Like all research studies of the Soviet period implemented and published under the Communist rule, the works of the 1960-1970s mirrored the emotional state of the society dramatically influenced by social and political issues. Still, the researchers were able to commit to paper the then ethnic processes and make certain steps on the way towards the establishment of fundamentals for further classification and typology, which are urgent for the creation of a complete and reliable system of ideas about the changes within the Soviet community. The bibliometrical research method was applied for the analysis of historiographic materials, which helped examine the problem in chronological sequence. Special attention was paid to the earliest ethnographic research papers comprising a number of scholarly studies, including some excerpts from theses. The paper concludes that the period under consideration is characterized by vigorous research activities of Kalmykia's scholars, who within a relatively short space of time were able to discover and introduce into scientific discourse new data on the ethnography of the Kalmyk people, and with evidence from a wide range of sources - including own field studies - to systemize and classify them, with due theoretical conclusions. However, many aspects remained understudied, the ethnographic science was only being established. So, the first ethnographers elaborated the themes related to their theses, leaving some issues behind.

During the period the first professional ethnographers were trained — university graduates and candidates of sciences ('Ph. D.'). In 1970, the first doctor-of-sciences ('Sc. D.') thesis in ethnography was defended in Kalmykia. Despite the monoideological surroundings, Kalmykia's ethnographers attained significant results, which were their contribution to the restoration and rebuilding of the republic.

Keywords: Kalmykia, restoration of the republic, monoideology, ethnography, ethnology, field study.

Как известно, после XX съезда КПСС последовали нормативно-правовые акты высших органов государственной власти о восстановлении национальных автономий ряда народов, в том числе и калмыц-

кого [Восстановление 2004: 17-20]. Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об образовании Калмыцкой автономной области в составе РСФСР» от 9 января 1957 г. ознаменовал в истории калмыцкого

Биььетм ор тне К1Н ор тне ЯЛ8, 2017, Уо1. 33, 5

народа XX века первый этап политической реабилитации, в ходе которого была восстановлена государственность в форме автономной области в составе Ставропольского края. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР «О преобразовании Калмыцкой автономной области в Калмыцкую Автономную Советскую Социалистическую Республику» от 29 июля 1958 г. калмыцкий народ приобрел статус прежней национальной государственности в форме республики [ГА РФ. Ф. 7523. Оп. 77. Д. 20. Л. 8]

В ходе реализации государственных программ по восстановлению автономии калмыцкого народа во всех населенных пунктах разворачивалось жилищное строительство, а также строительство школ, детских учреждений, объектов здравоохранения, культуры, дорог и других необходимых социально-культурных объектов [Лиджиева 2007: 172-173].

Восстановление требовалось и в сфере науки. Так, в целях возрождения национальной культуры калмыцкого народа исполнительный комитет областного Совета депутатов трудящихся 13 мая 1957 г. направил письмо Председателю Совета Министров РСФСР М. А. Яснову с просьбой «ускорить решение о восстановлении научно-исследовательского института языка, литературы и истории» со штатом 20 человек научных работников, который «в кратчайший срок должен наверстать упущенное за 10-15 лет в разработке важнейших проблем калмыцкого языка, литературы и истории...» [НА РК. Ф.Р-309. Оп. 1. Д. 59а. Л. 15]. В соответствии с распоряжением Совета Министров РСФСР от 12 июня 1957 г. № 2525-р исполком областного Совета депутатов трудящихся Калмыцкой автономной области решил образовать Калмыцкий научно-исследовательский институт языка, литературы и истории [Ученые КИГИ РАН 2001: 11].

Без критического осмысления накопленного исследовательского опыта в области этнографии народа невозможно осознать и специфику современного положения этнографической науки Калмыкии, ее социальной и духовной функции в обществе, что подтверждает актуальность тематики исследования.

Целью данной статьи является изучение истории накопления и формирования ис-точниковой базы по этнографическому изучению калмыков в период восстановления национальной государственности во второй

половине XX в. на основе анализа первых коллективных сборников по этнографии.

Одним из основных направлений деятельности возобновившего работу в июне 1957 г. научно-исследовательского института, наряду с филологическими исследованиями, стали история и этнография калмыцкого народа. Научные поиски калмыцких ученых проходили в условиях восстановления и развития народного хозяйства Калмыкии. Между тем, одним из первых результатов научных изысканий стало издание уже в 1967 г. в издательстве «Наука» фундаментального исследования «Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период» [Очерки ... 1967]. Этнографическая часть «Очерков... » состоит из раздела «Культура и быт калмыков в XVII - начале XX вв.», авторами которого являются У. Э. Эрдниев и Н. Ш. Ташнинов.

Следующий 1968 год был ознаменован выходом сборника «Этнографические вести» [Этнографические... 1968]. Небольшой по объему, в составе двух статей, он стал первым выпуском в этой серии под редакцией И. И. Орехова. Первая статья написана В. П. Дарбаковой, уже в те годы обучавшейся в аспирантуре Института этнографии АН СССР и ставшей первым исследователем, получившим после восстановления республики послевузовскую специализацию по этнографии, побывавшим на стажировке в Монгольской Народной Республике, где она успешно занималась сбором полевых материалов по теме диссертации «Традиционные домашние промыслы и ремесла монгольских народов МНР». В своей статье, основанной на анализе отечественной и зарубежной историографии, архивных документов и полевых материалов, В. П. Дарбакова рассматривает традиционную обработку металлов у монголов и приходит к выводу о том, что этнографический материал по традиционной обработке металла «свидетельствует о богатстве и высокой развитости материальной культуры монгольских народов» [Дарбакова 1968: 22]. Вторая статья первого калмыцкого этнографического сборника принадлежит перу Д. А. Павлова — языковеда, глубоко интересовавшегося вопросами культуры монгольских народов. Безусловно, учеными-этнографами не могли не быть отражены те изменения, которые произошли в связи со сменой общественно-экономической формации, а также новой политикой государства в области национальных отно-

шений и религии. Так, статья Д. А. Павлова «О внедрении новых обрядов и праздников в Калмыцкой АССР» содержит анализ трансформационных процессов, произошедших в бытовой сфере населения республики в контексте, как пишет автор, «формирования коммунистического мировоззрения» [Павлов 1968: 23]. При этом Д. А. Павлов отмечает, что «калмыки, как и все другие нации и народности, имели свои национальные праздники, обряды, богатые по содержанию, красочные и разнообразные по своей форме, которые отражали культурно-бытовые и экономические условия жизни народа» [Павлов 1968: 23]. Кардинальные перемены в обрядовой жизни общества проводились общественными комиссиями по новым гражданским обрядам и женскими советами в соответствии, в том числе, с подзаконными актами органов исполнительной власти республики. Например, 30 марта 1964 г. Советом Министров Калмыцкой АССР было принято постановление № 156 «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов». С использованием метода включенного наблюдения Д. А. Павловым была прослежена трансформация обрядов, связанных с рождением детей, бракосочетания, похорон, празднования «Цаган сар», а также появление новых обрядов: проводы на пенсию, в Советскую Армию, вручение паспортов, чествование ветеранов труда, празднование Дня работников сельского хозяйства. В заключение исследователь призывает к внимательному и заботливому отношению к передовым национальным традициям и определяет задачу их изучения и обобщения [Павлов 1968: 46]. Д. А. Павлов, поставив в своей статье цель рассмотреть факты изменения обрядовой стороны жизнедеятельности населения, дал описание процедуры прежних обрядов, а также провел их сравнительно-сопоставительный анализ, что позволяет сделать вывод о том, что исследование, несмотря на определенный ситуацией в стране идеологический характер, выступает также источником по этнографии калмыков дореволюционного периода.

Второй выпуск под редакцией В. П. Дарбаковой, И. И. Орехова, У. Э. Эрдниева из вышеуказанной серии был издан в 1971 г. [Дарбакова, Орехов, Эрдниев 1971: 99], в нем были опубликованы результаты исследований уже пяти авторов: У. Э. Эрдниева, З. Резуненко, Э. Л. Каспарова, В. П. Дарбаковой, а также

видного ученого из Монгольской Народной Республики Б. Ринчена.

Ко времени издания второго сборника этнографической серии трудов КНИИЯЛИ уже вышел в свет первый крупный труд по этнографии калмыков — монография У. Э. Эрдниева «Калмыки. Историко-этнографические очерки», которая является уникальным сводом систематизированных данных о материальной и духовной культуре калмыков [Эрдниев 1970]. На основе этого труда в 1973 г. У. Э. Эрдниев успешно защитил докторскую диссертацию по теме «Калмыки (Историко-этнографическое исследование)». Будучи археологом, проводившим первые раскопки на территории Калмыкии, и этнографом, У. Э. Эрдниев возглавил созданный в КНИИЯЛИ сектор археологии и этнографии в 1969 г. и проработал на этом посту до 1972 г., когда перешел на преподавательскую работу в университет.

В докторской диссертации ученый исследовал вопросы этнографии калмыков на материалах конца XIX - начал XX вв. Логично, что в статье У. Э. Эрдниева, подготовленной для третьего выпуска этнографических вестей института, появляется тема, продолжающая его исследования. «Изменение быта и материальной культуры населения Калмыкии за годы Советской власти» [Эрдниев 1971: 3-36] изложено в двух частях, разделенных по хронологическому принципу. В первой части «Изменение быта и материальной культуры населения Калмыкии в 20-30 гг.», тематически разделенной на шесть параграфов, рассмотрены вопросы перехода к оседлости, возникновение первых поселков в 20-е гг., города и поселки городского типа, одежда и домашнее производство, пища и напитки, домашняя утварь, а также семейные и общественные отношения. Вторая часть статьи посвящена материальной культуре в послевоенный период. У. Э. Эрдниев показывает, как географическое положение и способ хозяйствования, кочевой или оседлый, имеют непосредственное влияние на материальную культуру народа, иллюстрируя свои выводы на материалах этнографии калмыков, например, проживавших на Дону или в северной, а также восточной частях Калмыцкой степи. Автор, в ходе исследования констатируя изменения в калмыцком обществе в контексте преобразовательной внутренней политики советского государства первой половины XX в. и Великой Отечественной

войны, приходит к выводу о том, что «за двадцать лет в жизни калмыцкого народа произошли качественные изменения», но при этом отмечает, что «были в этой работе изъяны, были неудачи, были перегибы» [Эрдниев 1971: 23].

В. П. Дарбакова в своем исследовании «О некоторых этнических культурно-бытовых процессах у калмыков» [Дарбакова 1971: 83-99], продолжая идею предыдущего автора о влиянии общественно-форма-ционных изменений на этнографию народа, на основе анализа статистических данных по демографическому и экономическому развитию, материалов полевых экспедиций приводит ряд факторов, оказывающих значительное трансформационное влияние на их материальную и духовную культуру. Так, автор констатирует факт процесса аккультурации в Калмыцкой АССР, обусловленного полиэтничностью региона. На материальную культуру калмыков, по мнению автора, непосредственное влияние оказывают процессы миграции и урбанизации, тогда как сохранение этнических особенностей происходит в области духовной культуры, что связано с тем, что «социалистические преобразования органически связаны с усовершенствованием традиционных моральных норм, которые выработаны народными массами на протяжении тысячелетий» [Дарбакова 1971: 98]. Автор, к этому времени защитившая кандидатскую диссертацию в Институте этнографии АН СССР по материалам народных ремесел монгольских народов МНР, видела различия в уровне сохранности традиционной культуры у кочевников Монголии и современных ей калмыков, что, несомненно, отразилось на позиции исследователя, констатировавшего аккультурационные процессы у калмыков.

З. Резуненко в своем исследовании рассмотрел элементы духовной культуры калмыков как средство физического и эстетического воспитания учащихся [Резуненко 1971: 37-54].

Третий выпуск этнографической серии трудов института под редакцией Н. Ш. Ташнинова вышел в свет в 1973 г. [Ташнинова 1973: 230]. Сборник включает десять статей, разделенных по четырем разделам: искусствоведческий, историко-этнографический, история городов и сел и археология.

В работах Н. В. Кочешкова [1973: 3-25] и А. Г. Митирова [1973: 25-31] представлена орнаментальная тематика в изучении

народного искусства монголоязычных народов. А. Г. Митиров в это время завершил работу над кандидатской диссертацией по теме «Изобразительное искусство монгольских народов как источник по проблеме их этногенеза». Будучи еще аспирантом, он был направлен по ходатайству профессоров А. П. Окладникова и С. И. Руденко в длительную этнографическую экспедицию в Монголию, по результатам которой им была подготовлена и в ноябре 1966 г. успешно защищена кандидатская диссертация. В 1970-е гг. А. Г. Митировым были предприняты уже самостоятельные экспедиции в Бурятию и Калмыкию, в ходе которых был собран значительный полевой материал по проблемам истории, культуры и искусства монголов, бурят и калмыков. В феврале 1981 г. в Институте этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР им была защищена докторская диссертация по теме: «Этнические традиции в декоративном искусстве монголоязычных народов МНР и СССР (XIX - середина XX вв.)».

Комплексное исследование У. Д. Душа-на «Историко-этнографические заметки об Эркетеновском улусе Калмыцкой АССР» [Душан 1973: 31-107], изложенное в рамках статьи, безусловно, является важным источником по этнографии калмыцкого народа. Несмотря на его критический анализ мировоззрения калмыков, обширная фактологическая база, содержащая описание географического положения, особенностей климата и растительности, родового устройства улуса, жизнедеятельности населения, системы работы улусного и аймачных управлений, приведенная им и собранная в ходе непосредственного контакта с объектом изучения, для современных исследователей является неоценимым источником по этнографии калмыков: «Достоверность этнографических заметок У. Д. Душана основана на его богатой врачебной практике, во время которой он мог собрать немало сведений о традиционной культуре калмыков, так как он был непосредственным свидетелем тех лет, когда традиционный быт калмыков основывался на кочевом образе жизни» [Душан 2016: 7]. К сожалению, материалы У. Д. Душана, ушедшего из жизни ранее, были изданы в 1973 г. в сокращении. И только в 2016 г. его наиболее крупная работа по этнографии калмыцкого народа была издана без купюр [Душан 2016]. Тем не менее, и первая, сокращенная, публикация У. Душана заняла достойное место в

ряду исследований по этнографии калмыков и повлияла на развитие этнографической мысли в республике.

Следующая работа из раздела «История городов и сел Калмыцкой АССР» указанного сборника посвящена Большедербетовскому улусу [Ташнинов 1973: 144-173]. Н. Ш. Ташнинов, отметив, что улус с 1860 г. находился под юрисдикцией администрации Ставропольской губернии, в большей степени посвятил данное исследование экономическому положению населения улуса и связанным с ним вопросам землепользования. Так, автор пишет: «За овладение правом распоряжаться Большедербетовским улусом происходила длительная тяжба между Астраханским и Ставропольским губернаторами» [Ташнинов 1973: 145].

Характеристика этнического состава населения, описание системы этнических делений в быту калмыков, опыт классификации калмыцких этнонимов отражены в статьях Г. О. Авляева [1973: 108-127; 1973: 127-135; 1973: 135-144], начавшего работу в КНИИЯЛИ с 1972 г., после окончания кафедры этнографии МГУ им. М. В. Ломоносова, и работавшего над своей кандидатской диссертацией «Этнический состав и расселение приволжских калмыков в конце XIX - начале XX вв.», которую защитил вскоре,в 1975 г.

Таким образом, изданные в период с 1968 по 1973 г. три выпуска «Этнографических вестей» стали первыми изданиями коллективных сборников статей по этнографии калмыков после возвращения их из мест спецпоселения. Как и все научные исследования советского периода, результаты которых были получены и опубликованы в условиях господства идеологии коммунизма, они отражали эмоциональный настрой населения, находившегося под значительным воздействием общественно-политической атмосферы. Между тем, исследователями были зафиксированы описания этнических процессов и сделаны определенные шаги в выработке основ их классификации, типологии, что является необходимым условием для создания полной и достоверной системы представлений об изменениях, происходивших в советском обществе.

Традиция публикации тематических исследований из области этнографии калмыков была продолжена изданием в 1976 г. «Этнографического сборника», который, как отмечают члены редакции, был «посвящен традиционным обрядам и обычаям

в дореволюционной жизни калмыков, не получившим еще достаточного освещения в исторической науке» [Этнографический сборник 1976: 3]. Например, в сборник была включена еще одна часть исследования У. Д. Душана «Обычаи и обряды дореволюционной Калмыкии» (также в сокращении): одна глава этой публикации посвящена калмыцкой кибитке, а вторая — положению женщин, отношению к детям, одежде, природным явлениям, животным, праздникам, системе врачевания и т. д.

В сборнике также представлены письма польского ученого, профессора Харьковского университета Э. Островского, подготовленные к печати Ф. И. Стекловой, о калмыках [Этнографический сборник 1976: 89-112]. Письма VII «О Калмыках» и VIII «Путешествие по калмыцким степям», представленные в сборнике в переводах, являются результатами исследования методом «включенного наблюдения» и, несмотря на субъективное мнение ученого, являются весьма ценным источником по истории и этнографии калмыков.

В 1977 г. Калмыцким научно-исследовательским институтом языка, литературы и истории при Совете Министров Калмыцкой АССР был издан сборник статей «Культура и быт калмыков (Этнографические исследования)». Данное издание показывает, что этнографами республики окончательно избрана специализация в области этнографии калмыков. Так, представленные Д. Д. Шалхаковым две статьи раскрывают проблемы брачно-се-мейных отношений [Шалхаков 1977: 72-80; 1977: 80-89]. Результаты исследования танцевального искусства калмыков показаны в работах Т. Б. Бадмаевой [Бадмаева 1977: 89102; 1977: 113-123]. Теоретические проблемы развития этнографической науки находят отражение в исследованиях У. Э. Эрдниева [Эрдниев 1977: 3-17], А. Г. Митирова [Митиров 1977: 40-59]. Кроме того, религиозные верования калмыков рассмотрены в статье Г. Ш. Дорджиевой [Дорджиева 1977: 17-40]. Подавляющая часть статей являются результатами исследований, проведенных в ходе подготовки диссертаций. Так, если к концу первой половины 1970-х гг. уже были защищены кандидатские диссертации В. П. Дарбаковой, А. Г. Митировым и Г. О. Авляевым, то во второй половине 1970-х гг. готовились к защите Д. Д. Шалхаков по проблеме института семьи и брака у калмыков и Т. Б. Бадмаева — по теме калмыцких народных танцев. Интерес к религиозным

верованиям историка Г. Ш. Дорджиевой также был определен ее специализацией: в 1976 г. Г. Ш. Дорджиева успешно защитила кандидатскую диссертацию, посвященную опыту религиозной политики государства в отношении калмыков (буддистов и христиан).

Таким образом, период 60-70-х гг. XX в. характеризуется активной деятельностью ученых республики, которые за относительно короткий отрезок времени смогли выявить и ввести в научный оборот новые данные по этнографии калмыков, а также на основе анализа обширного круга источников, прежде всего полевых материалов, систематизировав и классифицировав их, сделать теоретические выводы. Между тем, многое было не изучено, этнографическая наука находилась на стадии становления. Поэтому первые специалисты по этнографии калмыков исследовали, прежде всего, те темы, которые были избраны ими в качестве квалификационных работ, и отдельные вопросы ими пока не рассматривались.

В этот период были подготовлены первые кадры специалистов по этнографии — выпускников вузов, кандидатов наук. В 1970 г. в Калмыкии была впервые защищена диссертация на соискание ученой степени доктора наук по специальности «этнография». Учеными-этнографами Калмыкии, несмотря на господство моноидеологии в стране, были достигнуты значительные результаты, что явилось их вкладом в дело восстановления республики.

Источники

ГА РФ — Государственный архив Российской Федерации.

НА РК — Национальный архив Республики Калмыкия.

Постановление Президиума ЦК КПСС № П60/24 от 24 ноября 1956 г. «О восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов» // Восстановление автономии и реабилитация калмыцкого народа. Сб. документов и материалов. Т. 1. Кн. 3. Ч. 1. Элиста: Калм. кн. изд-во, 2004. С. 17-20.

Литература

Авляев Г. О. Этнический состав и расселение калмыков Икицохуровского улуса Астраханской губернии в конце XIX - начале XX вв. // Этнографические вести. Вып. 3. Элиста: КНИИЯЛИ, 1973. С. 108-127.

Авляев Г. О. Опыт классификации калмыцких этнонимов // Этнографические вести. Вып. 3. Элиста: КНИИЯЛИ, 1973. С. 127-135.

Авляев Г. О. К вопросу о системе этнических делений в быту калмыков // Этнографические вести. Вып. 3. Элиста: КНИИЯЛИ, 1973. С. 135-144.

Бадмаева Т. Б. Танцы калмыков Астраханской области // Культура и быт калмыков (Этнографические исследования). Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. С. 89-102.

Бадмаева Т. Б. Из истории танцевального искусства Калмыкии // Культура и быт калмыков (Этнографические исследования). Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. С. 113-123.

Дарбакова В. П. Традиционная обработка металлов у монголов // Этнографические вести. Вып. 1. Элиста: КНИИЯЛИ, 1968. С. 22.

Дарбакова В. П. О некоторых этнических культурно-бытовых процессах у калмыков // Этнографические вести. Вып. 2. Элиста: КНИИЯЛИ, 1971. С. 83-99.

Дорджиева Г. Ш. Политика самодержавия и православная миссия среди калмыков (конец XVII в. - 1771 г.) // Культура и быт калмыков (Этнографические исследования). Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. С. 17-40.

Душан У. Д. Историко-этнографические заметки об Эркетеновском улусе Калмыцкой АССР // Этнографические вести. Вып. 3. Элиста: КНИИЯЛИ, 1973. С. 31-107.

Душан У. Д. Избранные труды. Элиста: КИГИ РАН, 2016. 376 с.

Кочешков Н. В. Орнамент монголоязычных народов как исторический источник // Этнографические вести. Вып. 3. Элиста: КНИИЯЛИ, 1973. С. 3-25.

Культура и быт калмыков (Этнографические исследования). Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. 124 с.

Лиджиева И. В. Основные этапы реабилитации репрессированных народов (на материалах Калмыкии): дисс. ... канд. ист. наук. Астрахань, 2007. 191 с.

Митиров А. Г. К вопросу о культе собаки // Культура и быт калмыков (Этнографические исследования). Элиста: КНИЯИЛИ, 1977. С. 40-59.

Митиров А. Г. Место орнамента в культуре мон-голоязычных народов // Этнографические вести. Вып. 3. Элиста: КНИИЯЛИ, 1973. С. 25-31.

От составителей // У. Д. Душан. Избранные труды. Элиста: КИГИ РАН, 2016. С. 7-22.

Очерки истории Калмыцкой АССР. Дооктябрьский период. М.: Наука, 1967. 479 с.

Павлов Д. А. О внедрении новых обрядов и праздников в Калмыцкой АССР // Этнографические вести. Вып. 1. Элиста: КНИИЯЛИ, 1968. С. 23.

Письма Э. Островского о калмыках (Перевод с польского и подготовка к печати Ф. И. Стекловой) // Этнографический сборник. № 1. Элиста: КНИИЯЛИ, 1976. С. 89112.

Резуненко З. Использование элементов калмыцкого народного искусства и элементов национальных видов спорта в физическом и эстетическом воспитании учащихся // Этнографические вести. Вып. 2. Элиста: КНИИЯЛИ, 1971. С. 37-54.

Ташнинов Н. Ш. Большедербетовский улус в конце XVIII - начале XX вв. // Этнографические вести. Вып. 3. Элиста: КНИИЯЛИ, 1973. С. 144-172.

Ученые Калмыцкого института гуманитарных исследований Российской академии наук. Элиста: АПП «Джангар», 2001. 440 с.

Шалхаков Д. Д. Семейно-брачные запреты и избегания у калмыков (XIX - начало XX вв.) // Культура и быт калмыков (Этнографические исследования). Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. С. 72-80.

Шалхаков Д. Д. Наречение имени у калмыков // Культура и быт калмыков (Этнографические исследования). Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. С. 80-89.

Эрдниев У. Э. К периодизации этнической истории ойратов // Культура и быт калмыков (Этнографические исследования). Элиста: КНИИЯЛИ, 1977. С. 3-17.

Эрдниев У. Э. Калмыки (конец XIX - начало XX вв.): историко-этнографические очерки. Элиста: Калм. кн. изд-во, 1970. 312 с.

Этнографические вести / под ред. И. И. Орехова. Вып. 1. Элиста: КНИИЯЛИ, 1968. 48 с.

Этнографические вести / под ред. В. П. Дарбако-вой, И. И. Орехова, У. Э. Эрдниева. Вып. 2. Элиста: КНИИЯЛИ, 1971. 99 с.

Этнографические вести / под ред. Н. Ш. Таш-нинова. Вып. 3. Элиста: КНИИЯЛИ, 1973. 230 с.

Этнографический сборник. № 1. Элиста: КНИИЯЛИ, 1976. 173 с.

Sources

GA RF — Gosudarstvennyy arkhiv Rossiyskoy Federatsii [State Archive of the Russian Federation].

NA RK — Natsional'nyy arkhiv Respubliki Kalmykiya [National Archive of the Republic of Kalmykia].

Postanovlenie Prezidiuma TsK KPSS № P60/24 ot 24 noyabrya 1956 g. «O vosstanovlenii natsional 'noy avtonomii kalmytskogo, kara-chaevskogo, balkarskogo, chechenskogo i in-gushskogo narodov» [Decree of the Presidium of the CSPU Central Committee of 24 November 1956 'On Restoration of the National Autonomies of the Kalmyk, Karachay, Balkar, Chechen and Ingush Peoples']. Vosstanovlenie avtonomii i reabilitatsiya kalmytskogo naroda. Sb. dokumentov i materialov. T. 1. Kn. 3. Ch. 1 [Restoration of the autonomy and (political) rehabilitation of the Kalmyk people]. Elista, Kalm. Book Publ., 2004, pp. 17-20 (In Russ.).

References

Avlyaev G. O. Etnicheskiy sostav i rassele-nie kalmykov Ikitsokhurovskogo ulusa Astrakhanskoy gubernii v kontse XIX- nachale XX vv. [Ethnic composition and settlements of Kalmyks residing in Ikitsokhurovsky Ulus of Astrakhan Governorate in the late 19th - early the 20th cc.]. Etnograficheskie vesti. Vyp. 3 (Ethnographic News. Iss. 3). Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1973, pp. 108-127 (In Russ.).

Avlyaev G. O. Opyt klassifikatsii kalmytskikh et-nonimov [Kalmyk ethnonyms: an effort of classification]. Etnograficheskie vesti. Vyp. 3 (Ethnographic News. Iss. 3). Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1973, pp. 127-135 (In Russ.).

Avlyaev G. O. K voprosu o sisteme etnicheskikh deleniy v bytu kalmykov [Revisiting the system of Kalmyk ethnic groups: a household perspective]. Etnograficheskie vesti. Vyp. 3 (Ethnographic News. Iss. 3). Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1973, pp. 135-144 (In Russ.).

Badmaeva T. B. Tantsy kalmykov Astrakhanskoy oblasti [Kalmyks of Astrakhan Oblast: dances]. Kul 'tura i byt kalmykov (Etnograficheskie issle-dovaniya) [The Kalmyks: culture and everyday life (ethnographic studies)]. Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1977, pp. 89-102 (In Russ.).

Badmaeva T. B. Iz istorii tantseval'nogo iskusst-va Kalmykii [Kalmykia's art of dancing: excerpts from the history]. Kul'tura i byt kalmykov (Etnograficheskie issledovaniya) [The Kalmyks: culture and everyday life (ethnographic studies)]. Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1977, pp. 113-123 (In Russ.).

Darbakova V. P. Traditsionnaya obrabotka metall-ov u mongolov [The Mongols: traditional metal processing methods]. Etnograficheskie vesti.

Bulletin of the KIH of the RAS, 2017, Vol. 33, Is. 5

Vyp. 1 (Ethnographic News. Iss. 1). Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1968, p. 22 (In Russ.).

Darbakova V. P. O nekotorykh etnicheskikh kul 'turno-bytovykh protsessakh u kalmykov [The Kalmyks: some ethno-cultural and social processes revisited]. Etnograficheskie vesti. Vyp. 2 (Ethnographic News. Iss. 2). Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1971, pp. 83-99 (In Russ.).

Dordzhieva G. Sh. Politika samoderzhaviya i pra-voslavnaya missiya sredi kalmykov (konets XVII v. - 1771 g.) [The policy of autocracy and Orthodox Christian mission among the Kalmyks (the late 17th c. — 1771]. Kul'tura i byt kalmykov (Etnograficheskie issledovaniya) [The Kalmyks: culture and everyday life (ethnographic studies)]. Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1977, pp. 17-40 (In Russ.).

Dushan u. D. Istoriko-etnograficheskie zametki ob Erketenovskom uluse Kalmytskoy ASSR [Historical and ethnographic notes on Erketen ulus of the Kalmyk ASSR]. Etnograficheskie vesti. Vyp. 3 (Ethnographic News. Iss. 3). Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1973, pp. 31-107 (In Russ.).

Dushan U. D. Izbrannye Trudy [Selected works]. Elista, Kalmyk Institute for Humanities (RAS) Press, 2016, 376 p. (In Russ.).

Kocheshkov N. V. Ornament mongoloyazych-nykh narodov kak istoricheskiy istochnik [Ornamental patterns of Mongolian peoples as a historical source]. Etnograficheskie vesti. Vyp. 3 (Ethnographic News. Iss. 3). Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1973, pp. 3-25 (In Russ.).

Kul 'tura i byt kalmykov (Etnograficheskie issledovaniya) [The Kalmyks: culture and everyday life (ethnographic studies)]. Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1977, 124 p. (In Russ.).

Lidzhieva I. V. Osnovnye etapy reabilitatsii re-pressirovannykh narodov (na materialakh Kalmykii). Diss... kand. ist. nauk [The main stages of rehabilitation of repressed peoples (evidence from Kalmykia). A Ph. D. thesis]. Astrakhan, Astrakhan State Univ. Press, 2007, 191 p. (In Russ.).

Mitirov A. G. K voprosu o kul'te sobaki [The cult of the dog revisited]. Kul'tura i byt kalmykov. (Etnograficheskie issledovaniya) [The Kalmyks: culture and everyday life (ethnographic studies)]. Elista, Kalmyk Research

Institute of Language, Literature and History Press, 1977, pp. 40-59 (In Russ.).

Mitirov A. G. Mesto ornamenta v kul'ture mon-goloyazychnykh narodov [The role of ornament in the cultures of Mongolic peoples]. Etnograficheskie vesti. Vyp. 3 (Ethnographic News. Iss. 3). Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1973, pp. 25-31 (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ot sostaviteley [A foreword of the compilers]. U. D. Dushan. Izbrannye Trudy (Selected works). Elista, Kalmyk Institute for Humanities (RAS) Press, 2016, pp. 7-22 (In Russ.).

Ocherki istorii Kalmytskoy ASSR. Dooktyabr 'skiy period [Essays on the history of the Kalmyk ASSR. The pre-October period]. Moscow, Nauka publ., 1967, 479 p. (In Russ.).

Pavlov D. A. O vnedrenii novykh obryadov i praz-dnikov v Kalmytskoy ASSR [Introduction of new rites and festivals in the Kalmyk ASSR]. Etnograficheskie vesti. Vyp. 1. (Ethnographic News. Iss. 1). Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1968, p. 23 (In Russ.).

Pis'ma E. Ostrovskogo o kalmykakh (Perevod s pol 'skogo ipodgotovka kpechati F. I. Steklovoy) [E. Ostrovsky's letters about Kalmyks ...]. Etnograficheskiy sbornik. № 1 (Ethnographic Collection. No. 1). Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1976, pp. 89-112 (In Russ.).

Rezunenko Z. Ispol 'zovanie elementov kalmytskogo narodnogo iskusstva i elementov natsional 'nykh vidov sporta vfizicheskom i esteticheskom vospi-tanii uchashchikhsya [Elements of Kalmyk folk art and elements of national sports as means of physical and aesthetic education of]. Etnograficheskie vesti. Vyp. 2 (Ethnographic News. Iss. 2). Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1971, pp. 37-54 (In Russ.).

Tashninov N. Sh. Bol 'shederbetovskiy ulus v kontse XVIII — nachale XX vv. [Bolshederbetovsky Ulus in the late 18th — early 20th cc.]. Etnograficheskie vesti. Vyp. 3 (Ethnographic News. Iss. 3). Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1973, pp. 144-173 (In Russ.).

Uchenye Kalmytskogo instituta gumanitarnykh issle-dovaniy Rossiyskoy akademii nauk [Scientists of the Kalmyk Institute for Humanities of the Russian Academy of Sciences]. Elista, Dzhangar Publ., 2001, 440 p. (In Russ.).

Shalkhakov D. D. Semeyno-brachnye zaprety i iz-beganiya u kalmykov (XIX - nachalo XX vv.) [Family-marriage prohibitions and avoidances of the Kalmyks (the 19th - 20th cc.)]. Kul'tura i

byt kalmykov (Etnograficheskie issledovaniya) [The Kalmyks: culture and everyday life (ethnographic studies)]. Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1977, pp. 72-80 (In Russ.).

Shalkhakov D. D. Narechenie imeni u kalmykov [Name giving practices of the Kalmyks]. Kul 'tura i byt kalmykov (Etnograficheskie issledovaniya) [The Kalmyks: culture and everyday life (ethnographic studies)]. Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1977, pp. 80-89 (In Russ.).

Erdniev U. E. K periodizatsii etnicheskoy is-torii oyratov [The Oirats: periodization of the ethnic history revisited]. Kul'tura i byt kalmykov (Etnograficheskie issledovaniya) [The Kalmyks: culture and everyday life (ethnographic studies)]. Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1977, pp. 3-17 (In Russ.).

Erdniev U. E. Kalmyki (konets XIX - nachalo XX vv.): istoriko-etnograficheskie ocherki [The Kalmyks (late 19th - early 20th cc.): historical

and ethnographic essays]. Elista, Kalmyk Book Publ., 1970, 312 p. (In Russ.).

Etnograficheskie vesti. Pod red. I. I. Orekhova. Vyp. 1 (Ethnographic News. Ed. by I. Orekhov. Iss. 1.). Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1968, 48 p. (In Russ.).

Etnograficheskie vesti. Pod red. V. P. Darbakovoy, I. I. Orekhova, U. E. Erdnieva. Vyp. 2 (Ethnographic News. Ed. by V. P. Darbakova et al. Iss. 2). Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1971, 99 p. (In Russ.).

Etnograficheskie vesti. Pod red. N. Sh. Tashninova. Vyp. 3 (Ethnographic news. Ed. by N. Sh. Tashninov. Iss. 3). Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1973, 230 p. (In Russ.).

Etnograficheskiy sbornik. № 1 (Ethnographic collection. No. 1). Elista, Kalmyk Research Institute of Language, Literature and History Press, 1976, 173 p. (In Russ.).

УДК 94

К ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ ЭТНОГРАФИЧЕСКОЙ НАУКИ В КАЛМЫКИИ В ПЕРИОД ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ (1960-1970-е гг.)

Байр Владимировна Когданова1

1 аспирант, Калмыцкий научный центр РАН (Элиста, Российская Федерация). E-mail: kbaya@ mail.ru

Аннотация. Целью статьи является изучение истории накопления и формирования базы по этнографическому изучению калмыков в период восстановления национальной государственности во второй половине XX в. Актуальность исследования обусловлена необходимостью критического осмысления накопленного исследовательского опыта в области этнографии народа. Период 60-70-х гг. XX в. в исторической науке Калмыкии характеризуется активной деятельностью ученых-этнографов. Анализ опубликованных результатов исследований показывает, что за относительно короткий отрезок времени они смогли выявить и ввести в научный оборот новые данные по этнографии калмыков, а также на основе анализа обширного круга источников, прежде всего полевых материалов, систематизировав и классифицировав их, сделать теоретические выводы. Как и все научные исследования советского периода, полученные и опубликованные в условиях господства идеологии коммунизма, они отражали эмоциональный настрой населения, находившегося под значительным воздействием общественно-политической атмосферы. Автор делает вывод о том, что учеными-этнографами Калмыкии, несмотря на господство моноидеологии в стране, были достигнуты значительные результаты, что явилось их вкладом в дело восстановления республики.

Ключевые слова: Калмыкия, восстановление республики, моноидеология, этнография, этнографы, полевые исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.