Научная статья на тему 'К истории создания Научно-справочного архива негативов и фоторепродукций Российской Академии художеств'

К истории создания Научно-справочного архива негативов и фоторепродукций Российской Академии художеств Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
317
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
фотосъемка произведений изобразительного искусства / фотоархив / фотолаборатория / история отделов Российской академии художеств. / photography of works of fine art / photo archive / photo laboratory / history of the departments of the Russian Academy of Arts.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Саутина Наталия Ивановна

Статья посвящена истории создания Фотолаборатории и Научного архива негативов и фоторепродукций с произведений изобразительного искусства (Фотоархива) Российской академии художеств. Автор работает в фотоархиве более 40 лет и является непосредственным участником многих описываемых событий. Это первое достаточно подробное исследование на данную тему, ранее о фотоархиве Академии художеств в Ленинграде – Санкт-Петербурге было опубликовано лишь несколько небольших статей, в том числе и автора данной работы. Представляется необходимым восполнить этот пробел, так как работа фотолаборатории и фотоархива в последней четверти XX – начале XXI вв. является одной из интересных страниц истории Российской академии художеств новейшего времени. Главной задачей фототеки, учрежденной решением Президиума и приказом Президента Академии художеств во второй половине XX в., было создание фотокаталога работ современных советских художников — членов Академии художеств СССР, творчество которых было мало известно в то время за рубежом. В статье рассматриваются основные этапы формирования собрания и принципы его построения. В итоге это подразделение в системе учреждений Академии художеств, организованное в советский период с нуля, сформировало фонды около 200 тысяч единиц хранения. Помимо негативного фонда, был создан генеральный каталог собрания, содержащий полную аннотацию отснятых произведений. В настоящее время это важный источник по истории советского искусства второй половины XX в. Негативный фонд фотоархива сформирован из фотонегативов, как пленочных, так и стеклянных, выполненных фотографами знаменитой фотолаборатории Академии художеств в Ленинграде – Санкт-Петербурге. В предлагаемой работе также рассматриваются страницы истории создания фотолаборатории в Академии художеств в Ленинграде, принципы и способы ее работы, особенности черно-белой фотосъемки произведений изобразительного искусства на пленочный носитель. Также в статье названы имена сотрудников фотолаборатории и фотоархива, внесших значительный вклад в формирование этого собрания. Многие имена и факты опубликованы впервые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HISTORY OF THE CREATION OF THE SCIENCE REFERENCE LIBRARY OF NEGATIVES AND PHOTOGRAPHIC REPRODUCTIONS OF THE RUSSIAN ACADEMY OF ARTS

In the article, the author described the history of the creation of the Photo laboratory and Science reference library of negatives and photographic reproductions from works of art (Photo Archive) in the Russian Academy of Arts. The author has been working in the photo archive for over 40 years and is a participant in many of the events described. This is the first detailed study on this topic; earlier, only a few small articles about the photo archive of the Academy of Arts in Leningrad – St. Petersburg appeared. It seems necessary to fill this gap since the work of the darkroom and photo archive in the last quarter of the 20th — early 21st centuries is one of the interesting pages in the history of the Russian Academy of Arts of modern times. The main task of the photo library, established by the decision of the Presidium and the order of the President of the Academy of Arts in the second half of the 20th century, was to create a photo catalog of the works of contemporary Soviet artists, members of the USSR Academy of Arts, whose work was little known abroad at that time. The author discusses the main stages of the development of the collection and its construction principles. As a result, this department in the system of institutions of the Academy of Arts, created in the Soviet period from scratch, formed a collection of about 200 thousand storage units. In addition to the collection of the negatives, a general catalog of the collection was created, containing a complete annotation of the captured works. Now it is an important source on the history of Soviet art of the second half of the 20th century. The collection of the negatives of the photo archive comprises photonegatives, both film and glass, made by photographers of the famous photo laboratory of the Academy of Arts in Leningrad – St. Petersburg. This paper also presents the information about the history of the creation of the darkroom at the Academy of Arts in Leningrad, the principles and methods of its work, the features of black and white photography of works of fine art on film. Also, the author mentions the names of the employees of the darkroom and photo archive who contributed significantly to the formation of this collection. Many names and facts are published for the first time.

Текст научной работы на тему «К истории создания Научно-справочного архива негативов и фоторепродукций Российской Академии художеств»

УДК 778.182.2; 7.03.06; 930.253 DOI:10.2441I/2658-3437-2019-14007

Саутина Наталия Ивановна, искусствовед, научный сотрудник, начальник фотоархива. Центр научных учреждений Российской академии художеств, Россия. Санкт-Петербург, Васильевский остров, Третья линия, 2а. 199034. sautinanatalia@mail.ru

Sautina, Natalia Ivanovna, art critic, researcher, head of the Photo Archive. Center for Scientific Institutions of the Russian Academy of Arts, Vasilievskii ostrov, Tretiia liniia, 2a, 199034 Saint Petersburg, Russian Federation. sautinanatalia@mail.ru

К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ НАУЧНО-СПРАВОЧНОГО АРХИВА НЕГАТИВОВ И ФОТОРЕПРОДУКЦИЙ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ

THE HISTORY OF THE CREATION OF THE SCIENCE REFERENCE LIBRARY OF NEGATIVES AND PHOTOGRAPHIC REPRODUCTIONS OF THE RUSSIAN ACADEMY OF ARTS

Аннотация. Статья посвящена истории создания Фотолаборатории и Научного архива негативов и фоторепродукций с произведений изобразительного искусства (Фотоархива) Российской академии художеств. Автор работает в фотоархиве более 40 лет и является непосредственным участником многих описываемых событий. Это первое достаточно подробное исследование на данную тему, ранее о фотоархиве Академии художеств в Ленинграде - Санкт-Петербурге было опубликовано лишь несколько небольших статей, в том числе и автора данной работы. Представляется необходимым восполнить этот пробел, так как работа фотолаборатории и фотоархива в последней четверти XX - начале XXI вв. является одной из интересных страниц истории Российской академии художеств новейшего времени. Главной задачей фототеки, учрежденной решением Президиума и приказом Президента Академии художеств во второй половине XX в., было создание фотокаталога работ современных советских художников — членов Академии художеств СССР, творчество которых было мало известно в то время за рубежом. В статье рассматриваются основные этапы формирования собрания и принципы его построения. В итоге это подразделение в системе учреждений Академии художеств, организованное в советский период с нуля, сформировало фонды около 200 тысяч единиц хранения. Помимо негативного фонда, был создан генеральный каталог собрания, содержащий полную аннотацию отснятых произведений. В настоящее время это важный источник по истории советского искусства второй половины XX в. Негативный фонд фотоархива сформирован из фотонегативов, как пленочных, так и стеклянных, выполненных фотографами знаменитой фотолаборатории Академии художеств в Ленинграде - Санкт-Петербурге. В предлагаемой работе также рассматриваются страницы истории создания фотолаборатории в Академии художеств в Ленинграде, принципы и способы ее работы, особенности черно-белой фотосъемки произведений изобразительного искусства на пленочный носитель. Также в статье названы имена сотрудников фотолаборатории и фотоархива, внесших значительный вклад в формирование этого собрания. Многие имена и факты опубликованы впервые.

Ключевые слова: фотосъемка произведений изобразительного искусства; фотоархив; фотолаборатория; история отделов Российской академии художеств.

Abstract. In the article, the author described the history of the creation of the Photo laboratory and Science reference library of negatives and photographic reproductions from works of art (Photo Archive) in the Russian Academy of Arts. The author has been working in the photo archive for over 40 years and is a participant in many of the events described. This is the first detailed study on this topic; earlier, only a few small articles about the photo archive of the Academy of Arts in Leningrad - St. Petersburg appeared. It seems necessary to fill this gap since the work of the darkroom and photo archive in the last quarter of the 20th — early 21st centuries is one of the interesting pages in the history of the Russian Academy of Arts of modern times. The main task of the photo library, established by the decision of the Presidium and the order of the President of the Academy of Arts in the second half of the 20th century, was to create a photo catalog of the works of contemporary Soviet artists, members of the USSR Academy of Arts, whose work was little known abroad at that time. The author discusses the main stages of the development of the collection and its construction principles. As a result, this department in the system of institutions of the Academy of Arts, created in the Soviet period from scratch, formed a collection of about 200 thousand storage units. In addition to the collection of the negatives, a general catalog of the collection was created, containing a complete annotation of the captured works. Now it is an important source on the history of Soviet art of the second half of the 20th century. The collection of the negatives of the photo archive comprises photonegatives, both film and glass, made by photographers of the famous photo laboratory of the Academy of Arts in Leningrad - St. Petersburg. This paper also presents the information about the history of the creation of the darkroom at the Academy of Arts in Leningrad, the principles and methods of its work, the features of black and white photography of works of fine art on film. Also, the author mentions the names of the employees of the darkroom and photo archive who contributed significantly to the formation of this collection. Many names and facts are published for the first time.

Keywords: photography of works of fine art; photo archive; photo laboratory; history of the departments of the Russian Academy of Arts.

Начинать историю Научно-справочного архива негативов и фоторепродукций Российской академии художеств в Санкт-Петербурге надо с рассказа о создании в Академии художеств фотолаборатории. Основателем ее является Сергей Гаврилович Гасилов (1893-1968), энтузиаст фотодела и талантливый фотограф-самоучка. Он учился на химическом факультете Ленинградского Политехнического института им. М. И. Калинина, специализация — фотохимия. Увлекшись фотографией, полностью посвятил себя фотоделу, самостоятельно изучив все

тонкости профессии. С. Г. Гасилов имеет отношение к созданию нескольких фотолабораторий в Ленинграде и в других городах страны в период 1920-х - 1930-х гг. В этом ряду можно назвать организацию фотокабинета в Публичной библиотеке, кинофотолаборатории в Академии наук, работу в фотолаборатории Государственного Эрмитажа. Он также выступал консультантом при создании фотолабораторий в Комитете по делам изобретений в Ленинграде и при пресс-бюро научной литературы в Харькове, проектировал фотолабораторию Гипроспецмета в Ленинграде.

Илл. 1. Неизвестный фотограф. С. Г. Гасилов. Фотопортрет. 1960-е . Фотоархив РАХ, Санкт-Петербург

В 1935 г. С. Г. Гасилов, согласно приказа № 72 по ВАХ от 25 августа 1935 г. за подписью И. И. Бродского, начал работы по организации и оборудованию фотолаборатории в Академии художеств. Фактически же он приступил к работе еще раньше, 15 августа. Его стараниями фотолаборатория Академии художеств была устроена с учетом последних достижений науки и техники и работала на высокопрофессиональном уровне. Безусловная заслуга С. Г. Гасилова в том, что удалось сохранить работоспособность академической фотолаборатории во время Великой Отечественной войны. Фотограф находился в Ленинграде всю блокаду. В отдельные ее периоды фотолаборатория Академии художеств оставалась единственной работающей лабораторией в городе. В труднейших условиях она выполняла задания многих военных и гражданских учреждений Ленинграда, в том числе работы по созданию наглядной агитации для войск Ленинградского фронта. Также был выполнен ряд заказов для Государственной чрезвычайной комиссии по определению ущерба, нанесенного немецко-фашистскими захватчиками, производились съемки для издательства «Искусство», выставки «Оборона Ленинграда», Государственной инспекции охраны памятников, Райкома ВКП(б) Василеостровского района города Ленинграда, Ленинградского отделения Союза художников (ЛОСХа) и многих других военных и гражданских организаций. Одновременно С. Г. Гасилов снимал будни академической жизни в осажденном городе: быт сотрудников и студентов в общежитии, разместившемся в подвале главного здания Академии, сотрудников и профессоров Академии в сто-

Илл. 2. Ерошев М. К. Интерьер фотоотдела. 1968. Архив Н. И. Саутиной

ловой, огороды в саду и в круглом дворе Академии, разрушения академических зданий в результате бомбежек и обстрелов.

В послевоенные годы лаборатория продолжила выполнение заказов на съемку произведений изобразительного искусства. Встал вопрос о необходимости хранилища для негативов, остающихся после выполнения этих работ. В то же время Отдел пропаганды Президиума Академии художеств столкнулся с острой нехваткой иллюстративного материала по истории современного советского искусства, прежде всего, творчества членов Академии художеств СССР. В связи с этим инициатива С. Г. Гасилова, который обратился в Президиум с предложением о создании фотоархива Академии на базе снятых фотолабораторией негативов, нашла поддержку Президиума и Президента Академии. 11 марта 1960 г. Президентом Академии художеств Вл. А. Серовым был подписан приказ № 60 по Академии художеств СССР о создании в Ленинграде Научно-справочного архива фоторепродукций. В дополнение к нему приказом Президента АХ СССР № 89 от 10 апреля 1965 г. художественно-техническое руководство и подбор кадров новой структуры возлагался на С. Г. Гасилова под общим руководством члена Президиума Я. Д. Ромаса. Название вновь созданного подразделения несколько раз менялось на протяжении его истории. Наиболее полный вариант звучит так: Научно-справочный архив негативов и фоторепродукций с произведений изобразительного искусства Академии художеств СССР, позднее — Российской академии художеств. Для простоты его обычно называют просто фотоархивом.

Илл. 3. Ю. Г. Кобозев. В. В. Стрекалов. Фотопортрет. 1976. Фотоархив РАХ, Санкт-Петербург

Первоначально в штате фотоархива числилось двое сотрудников. Но с началом работы стали добавляться новые штатные единицы. С момента основания в 1965 г. и до 2008 г. бессменным руководителем фотоархива была Марина Николаевна Соболева (1925-2009). В 1968 г. в фотоархив перешла из фотолаборатории Людмила Георгиевна Ярцева (1921-2004) и работала в нем вплоть до выхода на пенсию в 1998 г. Надо сказать, что именно Л. Г. Ярцева, по поручению С. Г. Гасилова, в период своей работы в фотолаборатории начала собирать негативы, которые впоследствии и заложили основу негативного фонда фотоархива. Постоянство и преданность своему делу отличали и других сотрудников фотоархива. Более 30 лет, с 1968 по 2004 г., трудилась здесь научный сотрудник Евгения Павловна Кострицкая (р. 1937), более 25 лет, с 1980 по 2006 г., проработал научным сотрудником фотоархива Николай Анатольевич Саутин (1947-2016), после чего был назначен в 2006 г. приказом Президента РАХ З. К. Церетели заведующим Научным архивом РАХ. В этой должности трудился еще 10 лет, вплоть до своей кончины в 2016 г. За свой многолетний самоотверженный труд в стенах Академии М. Н. Соболева и Л. Г. Ярцева получили звание «Заслуженный работник культуры Российской Федерации». Кстати, все вышеназванные сотрудники фотоархива, как и автор этих строк, в разные годы окончили факультет теории и истории

Илл. 4. В. А. Григорьев. Группа сотрудниц фотоархива. Стоят, слева направо: Н. И. Саутина, И. Козлова, Н. Попова, Е. П. Кострицкая. Сидят: М. Н. Соболева (слева), Л. Г. Ярцева. 1977. Фотоархив РАХ, Санкт-Петербург

искусств (ФТИИ) по специальности «искусствоведение» Санкт-Петербургского государственного академического Института живописи скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. Это был поистине коллектив единомышленников.

С ростом фондов увеличивалось число сотрудников. Уже к началу 1970-х гг. коллектив фотоархива насчитывал в своем составе 5 научных сотрудников (включая руководителя архива) и 2 технических сотрудников. За каждым научным сотрудником был закреплен определенный сектор работы и соответствующая тематическая картотека: живопись, скульптура и графика, архитектура, репродукционный фонд. В обязанности научных сотрудников входил отбор материала на фотографирование, составление списков на съемку и проверка списков на наличие намеченных к съемке произведений в Генеральном каталоге, аннотация отснятых негативов и фотоотпечатков, составление карточек Генерального каталога и предметных картотек, ведение предметных картотек, расстановка карточек. Кроме этого, научные сотрудники вели прием посетителей, знакомили их с картотеками, оказывали помощь в отборе материала своего направления. Технические сотрудники занимались инвентаризацией, печатанием карточек, наклеиванием фотоотпечатков на карточки, подбором негативов по спискам заказчиков — в работу фотографам — и последующей их расстановкой на место хранения. Научные сотрудники, кто владел машинописью, тоже принимали участие в печатании карточек Генерального каталога для проаннотированных ими фотоотпечатков, что обеспечивало высокие темпы обработки отснятого материала и представления его в Генеральный каталог.

Как было сказано выше, основой негативного фонда вновь образованного подразделения Президиума стала небольшая коллекция негативов, собранных в процессе выполнения фотолабораторией Академии заказов различных организаций

и частных лиц. С момента создания фотоархива приказом Президиума было предписано все негативы от сторонних заказов в обязательном порядке сдавать в фотоархив. Если заказчику, кроме фотоотпечатков, требовались также и негативы, он оплачивал изготовление дублей.

Но не это было основным источником пополнения фондов.

Решая поставленную Президиумом Академии художеств задачу — наиболее полно собрать материал по творчеству художников-членов Академии, сотрудники фотоархива приступили к самостоятельному целенаправленному формированию коллекции негативов, отбирая материал для съемок на выставках и в мастерских художников. По заказам фотоархива фотографы Академии художеств вели съемки на временных выставках и в фондах Государственного Русского музея (ГРМ), Государственного Эрмитажа (ГЭ), Научно-исследовательского музея Академии художеств (НИМ АХ СССР, ныне — НИМ РАХ), других музеев, в Центральном выставочном зале (ЦВЗ), на других выставочных площадках города, в мастерских художников. Производились натурные съемки памятников архитектуры и монументальной скульптуры Ленинграда и других городов страны. Также было предпринято множество командировок в города СССР (обычно в составе двух человек — фотограф и научный сотрудник) для съемок проходивших там персональных выставок членов Академии художеств. Кроме того, в командировках съемки на выставках практически всегда дополнялись съемками в мастерских художников и натурными съемками на улицах посещаемых городов. Управление мастерских и лабораторий ленинградских учреждений Академии художеств СССР (УМЛ ЛУАХ СССР), в состав которого входила фотолаборатория, для этих целей снабжало командированного фотографа специальной справ-

кой, удостоверяющей его полномочия и содержащей просьбу не препятствовать съемке на улицах города.

Так, 1969 г. состоялись командировки в Вильнюс и Таллин для съемок произведений Г. А. Йокубониса и Г. Г. Рейн-дорфа соответственно; в 1970 г. — в Кишинев для съемки работ Л. И. Дубиновского и Л. П. Григорашенко; в 1971 г. — в Ригу и Вильнюс — для фотографирования работ Т. Э. Залькальна и А. Я. Бриеде; 1972 г. — в Минск, Брест, Хатынь, Барановичи для съемки мемориальных комплексов, а также в фондах художественного музея и на выставке В. К. Бялыницкого-Бируля; 1973 г.

— снова командировка в Таллин, на выставку Э. Я. Эйнманна и в мастерскую Э. К. Окаса; в 1975 г. состоялись две командировки в Киев на выставки А. А. Шовкуненко и В. Н. Костецкого и так далее.

Поступивший в фотоархив отснятый материал обрабатывался его сотрудниками. Необходимо отметить, что вся система учета и хранения негативов и фотоотпечатков была разработана сотрудниками фотоархива на основании изучения передового мирового опыта в этой области. Так, научный сотрудник фотоархива А. В. Беляева была командирована в Дрезденскую фототеку для обмена опытом. В результате изучения работы аналогичных учреждений сотрудники фотоархива разработали свою уникальную систему учета и хранения негативов и репрезентации материала в картотеках.

Все поступающие негативы делились по размерам: I — до 6 х 9 см, II— 9 х 12, III — 13 х 18, IV — 18 х 24, и по носителю

— пленка или стекло. В отдельное хранение выделялись негативы с репродукций, пересъемка с фотографий и т.п. С негативов печатались контрольные отпечатки. Имея ввиду подбор иллюстраций для издательств, для удобства выбора изобразительного материала заказчиками было решено контрольные отпечатки для карточек Генерального каталога делать размером 18 х 24 см, что позволяет видеть все особенности негатива, пригод-

ность его для воспроизведения в книге. Это было новшеством, ведь, как правило, в фототеках приняты контрольные отпечатки меньших размеров, только дающие представление о сюжете, но не показывающие состояние и качество негатива. По этой же причине отпечатки, выполняемые в фотолаборатории для Генерального каталога фотоархива, никогда не ретушировались и никаким другим способом не улучшались — они должны были показывать реальное состояние первоисточника. Контрольный отпечаток вклеивался в карточку Генерального каталога. Вид этой карточки также разработан сотрудниками фотоархива, за основу была взята стандартная музейная карточка и дополнена несколькими специфическими пунктами. Таким образом, на карточку заносилась полная аннотация отснятого произведения и сведения о съемке: автор, название, год создания, местонахождение, размер, материал и техника исполнения, дата съемки, фамилия фотографа, источник аннотации, дата составления карточки, фамилия сотрудника фотоархива, собравшего данные. Источником аннотации служили каталоги выставок, монографии, а также сведения, сообщенные авторами отснятых работ. Часто аннотация составлялась сотрудниками фотоархива самостоятельно (название — по авторским записям на обороте работы — для живописи, или под оттиском — для гравюры, производился замер произведения, определялась техника исполнения). Это было возможно, поскольку научные сотрудники фотоархива всегда работали совместно с фотографами на съемках и имели непосредственный контакт с произведениями.

Карточки с вклеенными контрольными отпечатками 18 х 24 см и полной аннотацией отснятых произведений составили Генеральный каталог фотоархива, систематизированный по авторскому принципу. Со временем он вырос в уникальную справочную структуру по истории искусства, в первую очередь, отечественного изобразительного искусства. По творчеству многих отечественных мастеров, прежде всего, членов Академии

Илл. 6. К. П. Бондарчук. Группа сотрудниц фотоархива. Слева направо: М. Н. Соболева, В. П. Лобанова, В. Ю. Вербина, Е. П. Кострицкая, Н. И. Саутина. 1987. Фотоархив РАХ, Санкт-Петербург

художеств, за много лет работы сформированы достаточно полные подборки. В этом ряду можно назвать многих корифеев отечественного искусства XX в., президентов Академии художеств и ее членов, народных и заслуженных художников, таких как М. К. Аникушин, И. И. Бродский, В. В. Ветрогонский, Г. С. Верейский, О. Г. Верейский, А. М. Герасимов, С. В. Герасимов, А. М. Грицай, А. А. Дейнека, Б. В. Иогансон, Е. А. Кибрик, С. Т. Коненков, П. П. Кончаловский, Кукрыниксы, В. В. Лебедев, А. А. Мыльников, Е. Е. Моисеенко, М. Г. Манизер, Д. А. Нал-бандян, Ю. И. Непринцев, В. М. Орешников, А. П. Остроумова-Лебедева, А. Ф. Пахомов, А. А. Пластов, Н. А. Пономарев, Ф. П. Решетников, Т. Т. Салахов, М. С. Сарьян, Д. К. Свешников, Вл. А. Серов, А. П. и С. П. Ткачевы, Н. В. Томский, Б. С. Угаров, З. К. Церетели, В. Е . Цигаль, Д. А. Шмаринов, К. Ф. Юон, Т. Н. Яблонская и многих других. К концу 1995 г. количество научных карточек с фотоотпечатком 18 х 24 в Генеральном каталоге фотоархива составило 142747 ед. хр. [4, с. 45].

В дополнение к Генеральному каталогу была разработана система тематических картотек для репрезентации материала по темам, жанрам, техникам и т.п., обеспечивающая более быстрое нахождение искомой работы в случае, если неизвестен автор, и оперативное исполнение как можно большего количества предметных запросов.

Комплектование архива велось очень быстрыми темпами благодаря квалифицированной работе многих фотографов Академии художеств, а также напряженному труду сотрудников фотоархива. После смерти С. Г. Гасилова, последовавшей в 1968 г., художественным руководителем фотолаборатории стал известный в художественной среде фотограф-художник Владимир Владимирович Стрекалов-Оболенский (1905-1990). Он окончил Ленинградский фото-кинотехникум по специальности «кинооператор». Работал на ленинградской фабрике «Совкино», затем в «Ленизо» фотографом-художником. Во время Великой Отечественной войны офицером связи в составе действующей армии прошел от Пулковских высот до Бухареста, был неоднократно награжден. После войны вступил в Союз художников, работал в Художественном фонде. Его фотографиями проиллюстрированы десятки изданий по изобразительному искусству.

Качество всех сдаваемых из фотолаборатории в фотоархив негативов и фотоотпечатков В. В. Стрекалов проверял лично на протяжении всех лет своей работы. Под его руководством трудился большой коллектив фотографов. Старые сотрудники Академии художеств, вероятно, еще помнят фотографов академической фотолаборатории А. А. Григорьева и В. А. Григорьева, В. И. Нестерова, Д. А. Томса, В. В. Еремеева, Ю. Г. Кобозева, Т. Г. Шикину, К. П. Бондарчука, Н. М. Соловьеву, Н. П. Макарову, Н. Е. Салтыкову, А. М. Кошурникову, администратора Т. А. Миняеву, чьими трудами росли фонды фотоархива, а также выполнялись многочисленные заказы учреждений системы Академии художеств, художественных институтов и школ, личные заказы научных сотрудников, художников, студентов.

После ухода В. В. Стрекалова в 1988 г. на пенсию год руководил фотолабораторией фотограф Валентин Иванович Нестеров (1939-2013). С конца 1990-х гг. и до 2005 г. начальником академической лаборатории в Санкт-Петербурге был фотограф Виктор Васильевич Еремеев (р. 1947). К сожалению, в конце XX в. началось неуклонное сокращение численности работников фотолаборатории. Люди уходили на пенсию, умирали. В 2005 г. было проведено масштабное сокращение штатов. Дольше всех продолжал свою службу в Академии многим хорошо известный Владимир Александрович Григорьев (р. 1945), потомственный фотограф, стаж работы которого составил более 50 лет, причем фотолаборатория Академии художеств была единственным местом работы, записанным в его трудовой книжке. Он начал свою трудовую деятельность еще в шестнадцатилетнем возрасте, постигал тонкости профессии под руководством своего отца, тоже фотографа академической лаборатории, А. А. Григорьева, много лет проработал в составе группы фотографов выездной съемки, выполнил огромное количество съемок в музеях и мастерских художников, репортаж-ных съемок вернисажей, открытий памятников и других событий жизни Академии художеств. Последние десять лет своей трудовой деятельности возглавлял фотолабораторию Академии художеств. Перешел на цифровую фотографию и продолжал фиксировать выставки и мероприятия Академии. После его ухода на пенсию в 2017 г. фотолаборатория РАХ, имеющая столь славную историю, фактически прекратила свою работу. Хочется надеяться, что это временно.

Илл. 7. В. А. Григорьев. Интерьер фотоархива. 2009. Фотоархив РАХ, Илл. 8. В. А. Григорьев. Фотоархив. Шкаф с пленочными негативами 9 х 12. 2009. Фотоархив РАХ, Санкт-Петербург

К сожалению, и коллектив фотоархива в трудные для страны переходные годы постепенно опять уменьшился с семи человек до одного. Когда в 1976 г. автор этих строк переступила порог фотоархива, она оказалась самым молодым сотрудником. С тех пор пошел уже пятый десяток лет, но автор до середины 2019 г. оставалась в фотоархиве самым «молодым» сотрудником, а с 2008 г., став его начальником, по май 2019 г. — практически единственным.

Но вернемся к истории. В годы активного накопления фондов фотоархива съемочными днями традиционно были (поскольку съемки происходили в выходные дни музеев): понедельник (выходной день ГЭ), вторник (выходной ГРМ), также эти два дня выходные и в НИМ РАХ, четверг (выходной ЦВЗ). Съемки в мастерских и натурные съемки производились в другие дни недели. Поступления негативов были значительные, от четырех до семи тысяч в год. Так, согласно отчетам, в 1988 г. из фотолаборатории на хранение поступило 4387 вновь отснятых негативов, а по заказам в работу фотографам было выдано 6434 негатива. Необходимо добавить, что свою лепту в поступление негативов вносило и московское отделение фотолаборатории, где многие годы трудились фотографы К. В. Певцов и В. А. Шарфенберг.

Общее количество карточек Генерального каталога уже к 1989 г. составляло более 119 тысяч единиц. В настоящее время по инвентарным книгам только пленочных негативов размера 9 х 12 см, наиболее употребительного, числится более 109 тысяч, это больше половины всего негативного фонда. Остальную часть составляют пленочные негативы других размеров, а также стеклянные негативы и негативы с репродукций. Таким образом, начав с небольшого собрания негативов, поступившего из фотолаборатории в 1965 г., фотоархив за 54 года работы сформировал фонды более двухсот тысяч негативов и соответствующего количества карточек Генерального каталога.

-Петербург

Илл. 9. О. Н. Саутина. Фотографы В. А. Григорьев и В. В. Еремеев на фотовыставке «В кадре история», из фондов фотоархива, в выставочном зале Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. 2010. Архив Н. И. Саутиной

Материалы фотоархива активно использовались Отделом пропаганды Президиума АХ СССР и по сей день используются Президиумом РАХ, научными сотрудниками различных музеев и научно-исследовательских институтов, а также студентами художественных ВУЗов, как творческих, так и искусствоведческих факультетов. Их можно встретить во многих изданиях по истории искусства. Так, весь каталог юбилейной выставки к 225-летию Академии художеств был проиллюстрирован фотографиями с негативов фотоархива. Для издания, посвященного 250-летию Академии художеств, фотоархивом был предоставлен обширный материал репортажной съемки по истории Академии последних 40 лет. В каталоге юбилейной выставки к 250-летию Академии также использованы, в числе других, фотографии В. А. Григорьева.

Отдельное направление использования материалов фотоархива представлял так называемый диапозитивный заказ, в рамках которого художественные вузы, училища, школы страны обеспечивались комплектами диапозитивов по курсу «История искусств». По программам художественных вузов, совместно с преподавателями Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, сотрудниками фотоархива были составлены списки негативов, иллюстрирующих все разделы курса «История искусств», от искусства первобытного общества до наших дней, по которым и выполняли подборку негативов в работу фотографам для диапозитивного заказа. Зачастую фотолаборатория одновременно делала несколько десятков комплектов диапозитивов, таков был наплыв заказчиков.

В наше время повсеместного победного распространения интернета, обеспечившего практически неограниченный доступ к памятникам мирового искусства, уже сложно себе представить, какое значение для художественного образования страны имели комплекты диапозитивов, изготавливаемых фотолабораторией Академии художеств. Многие художники и историки искусства старшего поколения именно по ним знакомились с историей искусства на лекциях в своих альма-матер.

Подавляющее большинство дипломных работ студентов ФТИИ Института им. И. Е. Репина, написанных во второй половине XX - начале XXI вв., проиллюстрировано фотоотпечатками с негативов фотоархива. Много поколений студентов творческих факультетов заказывали фотографии с негативов фотоархива для копийной практики.

Большую научную и историческую ценность представляет собой Генеральный каталог фотоархива, содержащий аннотации и фотографии сотен тысяч произведений изобразительного искусства.

В 2015 г. фотоархив отмечал 50-летие своей деятельности. К этому времени количество заинвентаризованных негативов всех форматов превысило 180 тысяч. К этому добавился фонд пленочных негативов, переданных в фотоархив издательством «Художник РСФСР», более 20 тысяч единиц. Таким образом, общее количество негативов составило более 200 тысяч единиц хранения. В последние годы начался постепенный перевод негативного фонда на электронные носители.

Сотрудниками фотоархива велась активная научная работа, они принимали участие в работе различных конференций, конгрессов, публиковали результаты своих исследований, организовывали выставки. В январе 2008 г. большой интерес вызвала выставка экслибрисов Н. А. Саутина «Академия художеств в экслибрисе» в Итальянском выставочном зале Института им. И. Е. Репина, посвященная 250-летнему юбилею Академии художеств, отмечавшемуся весь 2007 г. В 2010 г., к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне, там же в Итальянском зале с успехом прошла выставка исторических фотографий Академии военного периода «В кадре история» фотографов С. Г. Гасилова и В. В. Стрекалова из фондов фотоархива. Од-

Илл. 10. Н. А. Саутин. Н. И. Саутина проводит практику студентов ВШНИ в фотоархиве. 2011. Архив Н. И. Саутиной

новременно в рамках выставки НИМ РАХ «Я тоже был на той войне», посвященной этой же дате, была организована отдельная экспозиция фотографий С. Г. Гасилова «Академия художеств в блокаду» из фондов фотоархива. К 50-летнему юбилею фотоархива (2015) была подготовлена выставка ксилографий «Н. Саутин. Экслибрис для Академии». В 2018 г. в память 75-летия прорыва блокады Ленинграда фотовыставка «Академия в блокаду» из фондов фотоархива прошла в детской библиотеке № 6 Василеостровского района. К 75-летию полного снятия блокады Ленинграда (январь 2019 г.) в помещении фотоархива организована фотовыставка «Академия художеств в период блокады и Великой Отечественной войны» по негативам С. Г. Гасилова из фондов фотоархива. К 85-летию президента РАХ З. К. Церетели в январе 2019 г. в помещении фотоархива была представлена выставка «Памятник Первому директору Академии художеств И. И. Шувалову работы З. К. Церетели в Круглом дворе здания Академии художеств», съемка В. А. Григорьева из Генерального каталога фотоархива.

Истории создания и работы академического Научно-справочного архива негативов и фоторепродукций с произведений изобразительного искусства еще предстоит дальнейшее изучение, осмысление и оценка. Хочется подчеркнуть, что коллектив, не побоюсь этого слова, энтузиастов — сотрудников фотоархива

и фотолаборатории Академии художеств, за 50 лет, начав практически с нуля, создал в Академии фототеку на уровне мировых образцов, которая и сейчас остается ценным научно-справочным инструментом по истории искусства, в первую очередь — истории отечественного искусства второй половины XX - начала XXI вв.

Список литературы:

1. Академия художеств. История в фотографиях. 1850-е - 1950-е гг. Каталог выставки / Науч. ред. В-И. Т. Богдан, сост. Е. Н. Лито-вченко, Л. С. Полякова. СПб.: Историческая иллюстрация, 2004. 72 с.

2. Академия художеств: история в фотографиях. 1850-е - 1950-е / Сост. Е. Н. Литовченко, Л. С. Полякова. СПб: Историческая иллюстрация, 2011. 176 с.

3. Литовченко Е., Вяжевич М. Фотолетопись Академии // Академия. Журнал Российской академии художеств. 2010. № V. С. 24-30.

4. Научно-творческая деятельность Российской академии художеств. 1992-1995. Материалы и документы / Ред. В. Б. Минина. М.: РАХ, 1995. 48 с.

5. Саутина Н. И. Сорокалетие Научно-справочного архива Академии художеств // Хронограф. Информационно-искусствоведческий журнал ВОКГ. 2005. № IX. С. 16-18.

6. Саутин Николай. Архив фоторепродукций // Академия. Журнал Российской академии художеств. 2010. № V. С. 31-33. References:

Litovchenko E. N.; Poliakova L. S. (comp.). Akademiia khudozhestv. Istoriia v fotografiiakh. 1850-e - 1950-е gg. Katalog vystavki (The Russian Academy of Arts. History in Photographs. 1850s - 1950s. Exhibition catalog). Saint Petersburg, Istoricheskaia illiustratsiia Publ.,

2004. 72 p. (in Russian)

Litovchenko E. N.; Poliakova L. S. (comp.). Akademiia khudozhestv: istoriia v fotografiiakh. 1850-е -1950-e (The Russian Academy of Arts. History in Photographs. 1850s - 1950s). Saint Petersburg, Istoricheskaia illiustratsiia Publ., 2011. 176 p. (in Russian)

Litovchenko E.; Viazhevich M. Fotoletopis' Akademii (Academy Photo Chronicle). Akademiia. Zhurnal Rossiiskoi akademii khudozhestv (The Academy. The Russian Academy of Arts magazine), 2010, no. 5, pp. 24-30. (in Russian)

Minina V. B. Nauchno-tvorcheskaia deiatel'nost' Rossiiskoi akademii khudozhestv. 1992-1995. Materialy i dokumenty (Scientific and Creative Activity of the Russian Academy of Arts. 1992-1995. Materials and documents). Moscow, Russian Academy of Arts Publ., 1995. 48 p. (in Russian)

Sautin Nikolai. Arkhiv fotoreproduktsii (Sautin Nikolai. Archive of Photographic Reproductions). Akademiia. Zhurnal Rossiiskoi akademii khudozhestv (The Academy. The Russian Academy of Arts magazine), 2010, no. 5, pp. 31-33. (in Russian)

Sautina N. I. Sorokaletie Nauchno-spravochnogo arkhiva Akademii khudozhestv (The Fortieth Anniversary of the Scientific Reference Archive of the Academy of Art). Khronograf. Informatsionno-iskusstvovedcheskii zhurnal (Chronograph. Information and Art History magazine),

2005, no. 9, pp. 16-18. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.