МУЗЕИ
В СИСТЕМЕ
КУЛЬТУРЫ
£
А. И. Клюкина
К ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ МУЗЕЕВ В РОССИИ
В статье анализируется история создания естественнонаучных музеев в России. Делаются выводы, что первые естественнонаучные музеи в России были выделены из собраний Кунсткамеры, основанной Петром I в 1698 году, толчком к образованию сети естественнонаучных музеев в России послужило создание в 1755 году Московского университета. Вторая волна создания естественнонаучных музеев была вызвана инициативой ученых и просветителей Сибири, а затем естественнонаучные музеи стали создавать по всей России, как правило, по инициативе, просвещенных губернаторов, ученых и общественных деятелей. Ключевые слова: музеи в системе культуры, естественнонаучный музей, университет, методический центр, Дарвиновский музей.
This article is the analysis of stages of network creation in Russia. The first Natural History Museum were divided from the collections of Kunstkamera, founded by Peter the Great in 1698. The creation of NMM network in Russia was inspired by the foundation of Moscow University. The second surge of NHM creation was inspired by the exploration of Siberia and the initiative of scientists. Then the NHM were created across all the territory of Russia upon the initiative of well-educated statesmans, scientists and public figures. Keywords: museum in the system of culture, Natural History Museums.
История создания естественнонаучных музеев в России требует глубокого изучения, поскольку, с одной стороны, интерес к этим музеям у публики неизменно растет, а с другой стороны, власти им уделяют все меньше и меньше внимания. В общественном мнении практически отсутствует знание о том, что естественнонаучные музеи были первыми публичными музеями (не путать с собраниями) не только в России, но и в других странах.
Затем постепенно власти стали уделять больше внимания историческим и художественным музеям, хотя интерес публики к естественнонаучным музеям не ослабевал никогда.
Государственный Дарвиновский музей, получив в 1997 году статус Методического центра естественнонаучных музеев, поставил себе задачу всеми доступными нам средствами поднимать значимость естественнонаучных музеев и, соответственно, отделов природы в деле воспитания и подрастающего поколения, и общества в целом.
Еще до получения официального статуса методического центра, в 1994 году Дарвиновский музей издал спра-
вочник «Естественнонаучные музейные учреждения России», который очень быстро стал библиографической редкостью. Начав в 1992 году собирать и систематизировать сведения об естественнонаучных музеях и отделах природы в краеведческих музеях, Дарвиновский музей уже эту работу не прекращал, и в 1999 году было издано существенно дополненное повторное издание справочника, а в 2008 году под редакцией автора статьи вышел сборник «Естественнонаучные музеи России».
Первым музеем в России была Кунсткамера, основанная Петром I в 1698 году.
Первая коллекция, приобретенная Петром I в Амстердаме в 1698 году, включала птиц, рыб и насекомых, предметы искусства Востока. Он привез ее в Москву, разместил в Главной аптеке. В 1714 году собрание перевезли в Петербург и разместили в Летнем дворце императора на Фонтанке, где оно находилось до 1719 года.
В 1716 году Петр I купил в Амстердаме «славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц и других диковинных произведений» у
аптекаря Себы, а в Данцинге - коллекции минералов, раковин и янтаря у доктора Готвальда. Годом позже для Кунсткамеры царь приобрел коллекции анатомических препаратов, трав и бабочек у знаменитого анатома Фредерика Рюйша.
В 1718 году Петр I издал указы, которые предписывали сбор редкостей внутри государства и предусматривали выплату вознаграждений за особо ценные находки. Сразу же в Кунсткамеру начали поступать разнообразные экспонаты и скоро разросшийся музей перевели в Кикины палаты.
Петр I видел в Кунсткамере энциклопедический музей, призванный служить развитию отечественной науки и делу просвещения народа. Поэтому сразу же после создания в Петербурге в 1724 году Императорской Академии наук, Кунсткамера с библиотекой была включена в ее состав. В 1718 году началось сооружение специального здания для музея и библиотеки на Васильевском острове на берегу Невы. Место для него - в соответствии с задачей отмечать все удивительное и незаурядное в окружающей жизни - было выбрано там, где царь увидел сосну, одна из ветвей которой, согнувшись дугой, вросла в ствол - ныне этот знаменательный фрагмент дерева демонстрируется на экспозиции Музея антропологии и этнографии. Проектирование и строительство здания растянулось на 10 лет -до 1728 года.
25 ноября 1728 года в торжественной обстановке была «отперта здесь паки императорская Библиотека с Кунст и Натурал каморою». Но музей в то время не был общедоступен. Тому, кто хотел его осмотреть, предварительно необходимо было записаться у библиотекаря. При этом вообще не пропускались «ливрейные слуги и чернь».
После того как Кунсткамера вошла в академическую структуру, формы комплектования фондов усовершен-
ствовались. Преподаватели и студенты университета пополняли музей различными экспонатами, составляли каталоги, систематизировали материал, регулярно организовывали научные экспедиции для сбора материалов. Кроме того, музей активно пополнялся за счет частных поступлений.
На протяжении XVIII века в музее скопилось множество экспонатов, которые представляли интерес для различных наук. Музейные фонды классифицировались по «кабинетам», которые в XIX веке обособились в самостоятельные академические музеи. В 1836 году «Устав и штат Императорской С.-Пб. АН» зафиксировал существование Азиатского, нумизматического, Египетского, Ботанического, Зоологического, Минералогического, Анатомического и Этнографического музеев и кабинета Петра I. В дальнейшем Академия наук приняла решение о выделении 7 самостоятельных музеев, одним из них стал Зоологический. Директором нового музея был назначен профессор Ф. Ф. Брант, который 4 (16) июля 1832 года сообщил о готовности к открытию первых трех залов. Этот день и считается днем основания Зоологического музея РАН в Санкт-Петербурге.
В Москве был создан Минералогический музей, который старше Британского музея естественной истории на 50 лет. Начало собранию Минералогического музея было положено в 1716 году, когда для основанной Петром I Кунсткамеры, как мы уже упоминали, была приобретена коллекция минералов и создан минералогический кабинет. На протяжении без малого трехсотлетней истории Минералогический кабинет (в 1836 году переименованный в Минералогический музей) приобретал либо получал в дар частные коллекции.
12 января 1755 года в Москве Высочайшим Указом был учрежден Императорский Московский университет. При его создании граф И. И. Шувалов руко-
водствовался запиской М. В. Ломоносова, который считал, что учиться надо не только по книгам, но и по «натурным предметам». Эта мысль Ломоносова вошла в устав созданного университета. В дальнейшем по уставу каждый университет должен был иметь свой музей, и это были, в первую очередь, естественнонаучные музеи.
Всего через месяц после учреждения Московского университета 17 февраля сыновья уральского заводчика Акин-фия Демидова положили начало формированию музейного собрания, передав в дар новорожденному центру просвещения «минералогический кабинет» Генкеля.
Благородный вклад Демидовых послужил примером для целой серии дарений многочисленных меценатов самых разных слоев общества. Собрание быстро росло, и вот уже в 1791 году был основан Зоологический музей Московского университета, который вначале существовал как «Кабинет натуральной истории». Одним из его первых организаторов и заведующих был профессор А. А. Антонский-Прокопович (в последующие годы ректор университета).
В недрах Московского университета зародился еще один старейший естественнонаучный музей — Антропологический. Официальной датой его рождения считается 1864 год, когда по инициативе профессора А. П. Богданова был создан Антропологический отдел Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии.
Таким образом, первыми вузовскими музеями стали музеи естественной истории комплексного характера со смешанным составом коллекций. В 1805 году каждый из существовавших университетов имел Музей естественной истории. На начальной стадии их становления наблюдается много общего, но в то же время каждый развивался особенным образом.
Музеи естественной истории созда-
вались и в отраслевых вузах, однако уровень и формы их деятельности, как правило, несколько уступали университетским. Эти музеи обеспечивали, прежде всего, наглядность в преподавании: профессор должен был «проводить перед глазами их учащихся действия на опытах, о котором говорил перед этим на словах».
Исключения составляли музеи, в которых работали крупные ученые, создатели научных школ. В таких музеях на равных условиях развивались все формы музейной деятельности — учебная, научная, просветительская.
Одним из таких музеев стал Музей естественной истории Петербургской медико-хирургической академии, созданный в 1798 году. Во многом музей своему успеху был обязан крупнейшим ученым, его возглавлявшим.
Менее эффективно развивалась деятельность музея естественной истории Московской медико-хирургической академии, что можно объяснить объективными причинами: Академия на определенное время закрывалась, ее коллекции передавались в Петербург, коллекции собирались вяло.
Помимо музеев комплексного характера в XVIII веке в вузах стали создаваться музеи специализированные, узкопрофильные. Самый крупный — минералогический - музей сформировался в петербургском Горном институте (Горное училище, Горный кадетский корпус, Корпус горных инженеров) в 1773 году. Музей открывался для публики в определенные часы летом — с 9 до 16 часов, а зимой — с 10 до 14 часов. Для тех, кто не имел отношения к горной деятельности, выписывались специальные пропуска.
Ученые Петербургского лесного института стремились всемерно развивать научно-исследовательскую деятельность, просветительскую и популяризаторскую работу. Во многом это удавалось осуществлять через музеи. Однако
в первой трети XIX века музеи и кабинеты музейного типа в институте только начинали свою жизнь. Институт приобретал коллекции и в 1861 году получил собственное здание. Торжественное открытие Музея Сельскохозяйственных произведений Лесного института состоялось 26 мая 1861 года в присутствии многих высокопоставленных лиц.
Как сказано выше, создание музеев при университетах определялось их Уставом, поэтому не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в других городах при университетах создавались естественнонаучные музеи, многие из них в настоящее время стали самостоятельными крупнейшими научно-просветительными центрами.
Например, в недрах Казанского университета зародилось несколько естественнонаучных музеев. По уставу 1804 года в университете были образованы Кабинет естественной или натуральной истории и Минералогический кабинет, положившие начало современным Геолого-минералогическому, зоологическому и ботаническому музеям.
Геолого-минералогический музей -один из наиболее известных и богатых естественнонаучных музеев, входящий в число первых университетских музеев России, ровесник Казанского университета; он и был основан по его уставу в 1804 году. Современный фонд музея включает более 150 000 музейных предметов из 60 стран мира. Это собрания метеоритов, горных пород, минералов, руд, ископаемых останков древних растений и животных.
Основанный в 1804 году Петербургский педагогический институт (в 18041816 годах - Пединститут, 1816-1819, 1828-1859 годах - Главный пединститут) сразу же стал формировать Музей естественной истории.
Один из крупных вузовских минералогических музеев России, обладавший уже в 1834 году коллекцией в 19 824 экземпляра, сформировался в Виленской
медико-хирургической академии, созданной на базе упраздненного медицинского факультета Виленского университета (1832).
Музеи в России создавались не только при университетах. Старейшие музеи в целом ряде городов были основаны по распоряжению просвещенных губернаторов.
Например, в Калуге по инициативе губернатора Н. М. Смирнова 17 октября 1847 года было получено разрешение от Государя Императора на учреждение Губернского Музеума.
Многие музеи в России были созданы по инициативе ученых. Их личные коллекции, переданные в создаваемые ими музеи, становились их основой. И, как правило, эти просветители собирали естественнонаучные коллекции или комплектовали их наряду с собраниями редкостей, нумизматики, предметов бытования.
Например, Алтайский краевой краеведческий музей, основанный в 1823 году, является одним из старейших музеев Сибири, а инициаторами его создания были инженер, прогрессивный общественный деятель П. К. Фролов, назначенный в 1817 году на пост начальника Колывано-Воскресенского горного округа, и доктор медицины, натуралист, исследователь Алтая Ф. В. Гелер. Именно они положили начало формированию историко-технической и естественнонаучной коллекциям музея. В отделах были представлены чучела зверей и птиц, коллекции морских раковин, насекомые, модели машин, богатый гербарий алтайской фауны, подаренный профессором Дерпского университета К. Ф. Ледебуром, путешествовавшим по Алтаю в 1826 году.
В 1878 году был создан Омский ис-торико-краеведческий музей, у его истоков стояли такие выдающиеся ученые, как М. В. Певцов , И. Ф. Бабков, И. Я. Словцов, Г. Е. Катанаев, Г. Н. Потанин Н. М. Ядринцев . Особую роль в
создании музея сыграл генерал-губернатор Западной Сибири Н. Г. Казнаков. В эти же годы происходило формирование первых коллекций, в основном — за счет экспедиционных сборов членов Западно-Сибирского отдела Императорского Русского географического общества и добровольных пожертвований.
В Иркутском областном краеведческом музее планомерное формирование естественнонаучных коллекций начинается с 1884 года. В это время отдел природы пополняется сборами экспедиций Г. Н. Потанина, М. М. Березовского, орнитологическими коллекциями Янковского с острова Аскольд.
Значительный вклад в формирование геологических коллекций сделал первый штатный геолог Сибири В. А. Обручев, который передал в дар музею минералы, собранные в Забайкальской экспедиции. Многочисленные и разнообразные экспонаты по ботанике, зоологии, энтомологии, палеонтологии и геологии рассказывают о флоре и фауне, полезных ископаемых, лекарственных растениях Восточной Сибири.
Анализируя историю создания музеев, можно увидеть, что более целеустремленное краеведческое направление имели сибирские музеи, в зарождении которых большую роль сыграл Восточно-Сибирский отдел Русского географического общества, а также передовые российские просветители в лице политических ссыльных. Что касается участия политических ссыльных в музейном строительстве, то нельзя назвать ни одного музея Сибири, в организации или деятельности которого они бы не участвовали.
При этом стоит отметить, что как легко создавались музеи в Сибири, также легко они и распадались, поскольку инициатива отдельных просвещенных горожан не встречала должной поддержки со стороны широкой общественности Сибири. Поэтому зачастую, объединив коллекции отдельных исследовате-
лей, музеи пополнялись затем от случая к случаю и потом легко распадались.
Отсутствие центрального органа, руководящего местными музеями давало полный простор действиям местной администрации. Местные власти подчас переводили музеи в непригодные помещения, переставали финансировать и просто закрывали. Изучая историю таких музеев, легко провести аналогию с сегодняшним днем, когда над многими музеями нависла угроза разорения.
В данной статье мы не ставили перед собой задачу дать полную и развернутую картину создания естественнонаучных музеев в России. Но даже из приведенных фактов совершенно очевидно, что помимо музеев, созданных по приказу, имеется в виду университетские и вузовские музеи, многие музеи в начале и середине XIX века (особенно в Сибири) были созданы по инициативе ученых, собиравших те или иные коллекции. Именно так в Москве в 1907 году и был основан Государственный Дарвиновский музей.
Вообще с 1804 по 1900 год в России появилось 65 музеев, из них 25 при университетах и других учебных заведениях и 40 краеведческих. Как говорилось выше, при университетах музеи создавали по императорскому указу, в то время как краеведческие музеи создавали либо по инициативе местных губернаторов, а чаще по инициативе педагогов, ученых, общественных деятелей города. Просвещенные и активные горожане стремились сохранить и увековечить историю своего города, края, народа, поэтому истории создания краеведческих музеев наполнены именами бескорыстных людей, отдававших свои собрания и силы созданным ими музеям.
С 1900 по 1917 год в России было создано 18 краеведческих музеев, а при университетах и учебных заведениях — 16.
В тяжелые для России годы (с 1917 по 1922) учредили еще 36 естественнона-
учных музеев и отделов природы при краеведческих музеях.
В 1917 году по инициативе члена общества «Народное просвещение» М. А. Макарского был создан Азовский исто-рико-археологический и палеонтологический музей-заповедник. В этом же году появляется Котельнический районный краеведческий музей, ныне филиал Кировского государственного объединенного музея.
В 1918 году помимо университетских музеев, их зарождение, на наш взгляд, было более простым и естественным, продолжают создаваться музеи по инициативе просветителей. В этом году по инициативе подполковника царской армии А. А. Кириллова появляется Ливенский краеведческий музей. Художница София Константиновна Репина создает Рыльский краеведческий музей. Члены Общества изучения родного края инициируют создание Мордовского республиканского краеведческого музея с отделом природы. Частное собрание семьи Радищевых положило начало Хвалынскому краеведческому музею, в Челябинске педагог Иван Гаврилович Горохов добился создания Челябинского областного краеведческого музея, а археолог, краевед, писатель Владимир Павлович Бирюков - Шадринского городского краеведческого музея, который сегодня носит его имя.
В 1919 году появилось еще 7 музеев, в 1920 - 6, в 1921 - 7 музеев, то есть история создания новых музеев в годы Гражданской войны вполне сопостави-
ма с ростом музеев в мирное время.
Далее ежегодно в России образовывали естественнонаучные музеи или отделы природы в краеведческих музеях, кроме нескольких лет: 1938, 1951, 1954, 1956, 1992 и 2003 годов. Даже в годы Великой Отечественной войны появилось 11 новых музеев с отделами природы, а в 1992 и в 2003 году - ни одного.
В настоящее время очень трудно провести точный анализ состава естественнонаучных музеев в России, поскольку появляются новые, особенно частные, которые не входят ни в какие объединения, но хранят довольно крупные коллекции, чаще всего минералов. Многие музеи при университетах и учебных институтах не ведут точный учет фондов, поэтому и не предоставляют свои данные. Часть музеев в последнее время просто закрывают и их коллекции исчезают, особую тревогу вызывают многие университетские музеи и музеи при учебных институтах. В наше -очень прагматичное - время их никто не хочет ни содержать, ни поддерживать.
Единственный путь сохранения музеев - это заявить о своих фондах на государственном уровне, хотя бы поставить их на учет в Роскультуре.
Коллекционный фонд, хранящийся в российских естественнонаучных музеях, составляет десятки миллионов единиц хранения. И наша цель не только пополнять, хранить и изучать эти собрания, но и просвещать общество, внушая ему мысль, что наши фонды также ценны, как собрания художественных и исторических музеев.
Примечания
1. Алексеева Т. И. Музей Антропологии МГУ в начале второго столетия своей деятельности / Т. И. Алексеева, С. Г. Ефимова // Альманах - 1998. Музеи Российской академии наук. - М.: Научный мир, 1998. - С. 289-318.
2. Андреева Е. Д. Рудно-петрографический музей / Е. Д. Андреева // Альманах - 1998. Музеи Российской академии наук. - М.: Научный мир, 1998. - С. 36-39.
3. Балахонова Е. Н. Антропология. К 250-летию Московского университета / Е. Н. Балахонова, В. П. Чтецов, В. М. Харитонов // Вопросы антропологии. Вып. 92. - М., 2005.
4. Геологические природоведческие музеи России: справочник / сост. А. М. Карпунин, С. И. Голиков, Н. И. Макарова и др. — М.: Геоинформмарк, 2005. — 236 с.
5. Громова Т. А. У истоков музейного дела / Т. А. Громова // Природа Симбирского Поволжья: сборник научных трудов. — Ульяновск, 2004. — Выпуск 5. — С. 186—193.
6. Два века в коллекциях Зоологического музея МГУ. — М.: Изд-во МГУ, 1991. — 262 с.
7. Естественнонаучные музеи России / под редакцией А. И. Клюкиной. — М., 2008. — 464 с.
8. Место и роль естественнонаучных музеев в экологическом образовании: [сборник докладов участников V Всероссийской научно-практической конференции Ассоциации естественно-исторических музеев России. 1-5 марта 2004 г., С.-Петербург] / сост. В. С. Ионкина, под общ. ред. А. И. Клюкиной. — М.: ГДМ, 2004. — 124 с.