Научная статья на тему 'К истории социальной организации южносибирских тюрков'

К истории социальной организации южносибирских тюрков Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
238
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНАЯ СИБИРЬ / ТЮРКИ / МОНГОЛЫ / РОДСТВО / СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / SOUTHERN SIBERIA / TURKS / MONGOLS / KINSHIP / SOCIAL ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Угдыжеков Станислав Анатольевич

Рассматривается сеок социальный термин. В значении «группа кровных родственников» он встречается только у тюркских народов Южной Сибири. Письменные источники домонгольской эпохи не подтверждают наличия «родо-племенных отношений» у народов древнетюркского круга. Автор объясняет это заимствованием элементов административной системы монгольских государств. У монголов аналогичный термин уаяип нес такую же семантическую нагрузку. Сеок не может быть отнесен к родо-племенной структуре, так же как распространенные на коренное население русские административные термины «род» и «племя». Такой взгляд на социальную организацию искусственно ее «архаизирует».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the history of the social organization of the Turkic peoples of Southern Siberia

In this paper we consider seok a social term. In the sense of "a group of blood relatives," it is found only among the Turkic peoples of Southern Siberia. The accumulated materials of ethnographic, historical and legal nature allow to speak about seoks of South Siberian Turks as a social institution formed under the influence of Mongol legislation in XIII-XVIII centuries. Mongolians have a similar term yasun bearing the same semantic load. In other modern Turkic-speaking ethnic groups the term is absent in a similar sense, though it is able to illustrate some of the social categories (Kyrgyz, Kazakhs). But the Turks of Southern Siberia were under the legal systems of government and social organizations of Mongolian (Altyn-Khan, Oirat) states, so they perceived a then terminology. If you continue with a retrospective look at the pre-Mongol period, the preliminary conclusion may also be in favor of the opinion of the absence of the peoples of the ancient circle of social organization based on "generic" or "tribal" relationships. Available sources on the worldview of the ancient Turks, Kirghiz, Uighurs and Kipchaks did not indicate the dominance of "tribal ideology." The terms designating over family social structures, it is extremely vague and uncertain. It is no accident that this circumstance contrasts Orkhon and Yenisei inscriptions, the richest vocabulary of social relationship. The most important connection of individuals are concentrated in the categories of family relationship and not a "tribal" interaction. It is obvious that the concept of consanguine kind is not suitable for the analysis of the social organization of the Turks of Southern Siberia. This leads to a archaization of the views of researchers about the communities that have a long historical period were familiar with more complex types of social order. Universalism principles of kinship allowed to use it in other forms of social structuring. Categories of relationship were a kind of matrix, which were imposed and the government, political institutions.

Текст научной работы на тему «К истории социальной организации южносибирских тюрков»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №4 (24)

УДК 392.3

С.А. Угдыжеков

К ИСТОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЮЖНОСИБИРСКИХ ТЮРКОВ

Рассматривается сеок - социальный термин. В значении «группа кровных родственников» он встречается только у тюркских народов Южной Сибири. Письменные источники домонгольской эпохи не подтверждают наличия «родоплеменных отношений» у народов древнетюркского круга. Автор объясняет это заимствованием элементов административной системы монгольских государств. У монголов аналогичный термин уаяип нес такую же семантическую нагрузку. Сеок не может быть отнесен к родо-племенной структуре, так же как распространенные на коренное население русские административные термины «род» и «племя». Такой взгляд на социальную организацию искусственно ее «архаизирует».

Ключевые слова: Южная Сибирь, тюрки, монголы, родство, социальная организация.

Востоковед Н.Ф. Катанов, сотрудничавший с музеем, который отметил свое 130-летие, еще в XIX в. обратил внимание на «искусственность» административного устройства коренного населения Хакасско-Минусинской котловины [1. С. 4]. Так, в 1892 г. он писал из Минусинска: «Качин-цы... сагайцы и карагасы именуют себя по родам, изобретенным русскими, только в официальных делах и бумагах, обычно же друг друга зовут по именам колен и народов, из которых произошли» [2. С. 112].

Отметившая это обстоятельство Л.И. Шерсто-ва пишет: «Словом, существовали одновременно две параллельные «родовые» организации аборигенов разного предназначения: внешние (в том числе, государственно-податные) связи осуществлялись в основном через “административные роды”, а все внутренние отношения строились на базе, которую можно назвать “этнородовой”, так как большинство “вторичных родов” суть не что иное, как былые этносы или их осколки. Сами аборигены, особенно тюрки Хакасско-Минусинской котловины, ясно различали эти две системы, которые в процессе функционирования не подменяли, а дополняли одна другую» [3. С. 169].

Так, например, в хакасском языке свое развитие получили русские административные термины «род» и «фамилия», имевшие в основном фискальное значение в прошлом. Однако в современности они хакасами оформляются в традиционные элементы социальной организации. Им стали присущи экзогамные запреты, «родовые» праздники, собрания и выборы, институт взаимопомощи и др. Таким образом, традиция социальной организации продолжается в новых условиях, оставаясь связанной с древнейшими представлениями об особом характере связи между людьми, основанной на «субстанции», доставшейся от предков. Аналогичные наблюдения

можно отнести и к периоду, предшествующему российскому администрированию.

Известно, что у тюрков Южной Сибири при описании элементов социальной структуры используются различные соматизмы. В качестве наиболее распространённого выступает сеок. Например, в хакасском языке слово соок определяется в основном двумя значениями: «1. I) кость» и «II ист. сеок (группа людей, связанных кровным родством); род; племя» [4. С. 505]. В соответствии с хакасской традицией экзогамии внутри одного сеока браки не разрешались (тр соок кізі алыспачац), и родство по сеоку нужно было знать до девяти колен (сооктец посты туганын тогыс уйаа читіре тлерге кирек). Свойство по браку также учитывало эту социальную категорию - существовал обычай «возвращение сеока» (соок нандырарга), т.е. рекомендация брать в жёны девушек из тех сеоков, за представителей которых выходила родственница [5. С. 43].

В значении «род» данная основа встречается в алтайских, хакасском и шорском языках и диалектах. Установлено также значение «поколение» в алтайских, сарыг-югурском, хакасском и тувинском языках. В последнем онотакже может означать «племя», «национальность». В киргизском языке встречено в значении «свойственник, родственник по браку» [6. С. 384]. В форме сёк слово заимствовано у тюрков народов Южной Сибири в русские сибирские диалекты [7. С. 490].

Интересна семантика тувинского си:к, в котором второе - «социальное» - значение термина раскрыто с наибольшей полнотой: «кость; род, племя; национальность; порода, качество; труп, прах, останки». Привлекает внимание и парное сочетание тюркской и монгольской основ с собирательным значением си:к-дайаб «кости» и си:к-йазы (или йазы-си:к) «раса», где йазы восходит к

К истории социальной организации южносибирских тюрков

монгольскому йасан «кость» [6. С. 384], что полностью соответствует значениям монгольского яс(ан) «кость, скелет; косточка; остов, каркас; качество, род, национальность».

В первом значении данное слово соответствует историческому монгольскому yasun «кость, скелет». В то же время этот древний термин, по крайней мере, с периода складывания монгольской государственности служил для обозначения патрилинейного родства (антонимом выступало слово miq-а/мах «мясо» в смысле «родство по материнской линии»), и с такими коннотациями сохранился у монголоязычных народов вплоть до наших дней [8. P. 53, 55]. В.Л. Котвич полагал, что термин yasun обозначал группу, типологически близкую монгольскому oboq—oboy «клан», с той разницей, что последний представлял собой более аморфную структуру, нежели «кость» [9. P. 161]. В свою очередь, Г. Дёрфер определил место yasun в социальной структуре как общность людей, связанных происхождением от одного мифического предка, которое, в отличие от oboq, не включало в себя зависимые группы чужеродцев [10. Bd. 1. S. 553; Bd. 2. S. 49-50]. Таким образом, взгляды В.Л. Котвича и Г. Дёрфера на yasun сближаются. Наконец, Л. Крэйдер довольно расплывчато именовал yasun «патрилинейной корпоративной дес-центной группой» [11. P. 87].

Рассмотревший эти точки зрения П.А. Рыкин считает, что исследователи неверно пытались трактовать yasun как один из сегментов социальной организации: «Yasun - общность не институциональная, а концептуальная, нечто вроде «линии счёта родства» (descent line) зарубежной антропологии, функция которой заключалась в том, что она выражала определённый принцип классификации людей путём указания на характер их связи с предполагаемым общим предком. Этот принцип способствовал формированию довольно острого чувства групповой социальной солидарности, аналогичного по силе родственному чувству» [12]. По всей вероятности, эту точку зрения следует считать наиболее обоснованной, так как у современных монголов, помимо ясун-торол (родства по кости, т.е. по отцовской линии), выделяется и чисун-торол (родство по крови, т.е. по матери) [13. С. 60].

Приведенные воззрения на монгольский исторический термин yasun позволяют говорить о тождестве представлений об этом элементе социальной организации у тюрков Южной Сибири, обозначаемом ими как сеок. При этом необходимо отметить, что в древнетюркский период не зафиксирован термин сеок в значении «группа кровных

родственников» (ср. у алтайцев «Соок как родовая форма деления... имеет свои традиции. Соок, прежде всего, есть кровное родство... Лица одного сеока называют друг друга по-родственному дядя, сестры, братья и т.д. Свой соок для алтайцев составляет гордость») [14]. Полученные данные генетического исследования хакасских и телеутских сеоков позволяют интерпретировать сеоки как группы индивидов, объединённые родством по мужской линии [15. С. 403-405]. Данное понятие распространилось в «монгольскую» эпоху лишь в языковом ареале южносибирских тюрков. По поводу хакасских сеоков Л.П. Потапов довольно категорично замечал: «Наименования этих сео-ков отражают более широкие общности населения, чем род (например, Кыргыс, Туба, Ара, Ойрат и др.), и не могут быть признаны за кровнородственный род, так как представляют собой остатки племён или даже союзов племён. Эти деления на сеоки почти не имели реального значения в жизни... Даже в области культа, этого наиболее отсталого и консервативного элемента культуры, мы с трудом находим материал, говорящий о родовом характере культа. Только сеок Пюрют имел изображение духа покровителя, характерное для членов этого сеока, состоящее из головы убитого зайца... Качинские сеоки представляли собой роды только по форме. В них можно видеть лишь сохранение традиции (характерной для первобытнообщинного строя), отражающей в прошлом родоплеменное устройство этнических групп, вошедших в состав качинцев» [16. С. 246-247].

У других современных тюркоязычных этносов термин в подобном значении отсутствует, хотя способен иллюстрировать некоторые социальные категории (киргизы, казахи). Но тюрки Южной Сибири находились под действием правовых систем государственных и социально-потестарных организаций монгольских (алтын-хановских, ой-ратских) государств, поэтому восприняли и сопутствующую терминологию. В Туве, где власть монголоязычных правителей имела существенно более значимые формы, чем к северу от Саянских гор, в местном языке сформировано, соответственно, больше параллельных значений сеока и yasun, созданы даже парные наименования.

Итак, накопленные материалы этнографического и историко-юридического характера позволяют говорить о сеоках южносибирских тюрков как о социальном институте, сформированном под воздействием монгольского законодательства в ХШ-ХУШ вв.

Если продолжить ретроспективный анализ домонгольского периода, то предварительный вывод

может быть также в пользу мнения об отсутствии у народов древнетюркского круга социальной организации, основанной на «родовых» или «племенных» отношениях. Доступные источники по мировоззрению древних тюрков, кыргызов, уйгуров и кипчаков не свидетельствуют о засилье «родовой идеологии». Термины, обозначающие над-семейные социальные структуры, чрезвычайно расплывчаты и неопределенны.

Не случайно с этим обстоятельством контрастируют памятники древнетюркской письменности, наиболее богатые социальной лексикой родства и свойства. Важнейшие связи индивидов сосредоточены именно в области категорий родственных отношений, а не «родо-племенного» взаимодействия. Именно системы родства тюркоязычных народов Саяно-Алтайского нагорья устанавливали взаимоотношения личности и неопределенно широкого круга людей, помещали отдельного индивида в своеобразный «космос родства и брака». Социальный статус, круг обязанностей, материальные условия жизни были опосредованы его местом в структуре родства.

Очевидно, что концепция кровнородственного рода не подходит для анализа социальной организации тюрков Южной Сибири. Это приводит к «архаизированию» представлений исследователей об общностях, которые уже длительный исторический период были знакомы с более сложными типами общественного устройства [3]. Универсализм принципов родства позволял применять его в других видах общественного структурирования. Категории родственных отношений были своеобразной матрицей, на которую накладывались и государственные, политические институты.

ЛИТЕРАТУРА

1. Катанов Н. Ф. Отчет о поездке, совершенной с 15 мая по 1 сентября 1896 года в Минусинский округ Енисейской

губернии // Ученые записки Казанского университета. 1897. Т. 64, кн. III.

2. Катанов Н.Ф. Письма из Сибири и Восточного Туркестана // Записки Императорской Академии наук. 1893. Т. XXIII (приложение).

3. Шерстова Л.И. Тюрки и русские в Южной Сибири: этно-политические процессы и этнокультурная динамика XVII - начала ХХ века. Новосибирск: Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. 312 с.

4. Хакасско-русский словарь = Хакас-орыс состж. Новосибирск: Наука, 2006. 1114 с.

5. Бутанаев В.Я. Социально-экономическая история Хонгорая (Хакасии) в XIX - начале ХХ вв. 2-е изд., доп. и исправ. Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2002. 212 с.

6. Этимологический словарь тюркских языков. Общетюркские и межтюркские основы на буквы «Л», «М», «Н», «П», «С». М.: Восточная литература РАН, 2003.

7. Аникин А.Е. Этимологический словарь русских диалектов Сибири. Заимствования из уральских, алтайских и палеоазиатских языков. М.; Новосибирск: Наука, 2000.

8. Krader L. Social Organization of the Mongol-Turkic Pastoral Nomads. The Hague: Mouton, 1963.

9. Kotwicz W. Contribution a l’histoire de FAsie Centrale // Rocznik Orientalistyczny. 1948. T. 15.

10. Drnrfer G. Turkische und mongolische Elemente im Neupersischen. Unter besonderer Berucksichtigung alterer neuper-sischen Geschichtsquellen, vor allem der Mongolen- und Timuridenzeit. Wiesbaden: Steiner, 1963-1975. Bd. 1. Bd. 2.

11. Krader L. Formation of the State. Englewood Cliffs, N. J.: Prentice-Hall, 1968.

12. Рыкин П.О. Монгольская концепция родства как фактор отношений с русскими князьями: социальные практики и культурный контекст // Mongolica-VI: Сб. ст. СПб.: Петербургское востоковедение, 2003.

13. Викторова Л.Л. Система социализации детей и подростков у монголов // Этнография детства. М., 1983.

14. Тадина Н.А. Три линии родства и авункулат у алтайцев // Алгебра родства. СПб., 2005. Вып. 9.

15. Волков В.Г., Харьков В.Н., Штыгашева О.В., Степанов В.А. Генетическое исследование хакасских и телеутских сеоков. сравнительная характеристика по данным маркеров Y-хромосомы // Культура как система в историческом контексте: Опыт Западно-Сибирских археолого-этнографических совещаний: материалы XV Международной Западно-Сибирской археолого-этнографической конф. (Томск, 19-21 мая 2010 г.) / отв. ред. М.П. Черная. Томск: Аграф-Пресс, 2010.

16. Потапов Л.П. Происхождение и формирование хакасской народности. Абакан: Хакасское книжное издательство, 1957. 308 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.