Научная статья на тему 'К истории появления в Финляндии русских старостильных приходов (1925-1927 гг. )'

К истории появления в Финляндии русских старостильных приходов (1925-1927 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
202
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНЛЯНДСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ / РУССКИЕ СТАРОСТИЛЬНЫЕ ПРИХОДЫ В ФИНЛЯНДИИ / БЛАГОЧИНИЕ ПАТРИАРШИХ ПРИХОДОВ В ФИНЛЯНДИИ / ПОКРОВСКАЯ ОБЩИНА / НИКОЛЬСКАЯ ОБЩИНА / ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ / ЮЛИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ / КАЛЕНДАРНЫЙ РАСКОЛ / ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ / ИГУМЕН ХАРИТОН (ДУНАЕВ) / АРХИЕПИСКОП ГЕРМАН (ААВ) / АРХИЕПИСКОП СЕРАФИМ (ЛУКЬЯНОВ) / FINNISH ORTHODOX CHURCH / RUSSIAN OLD-STYLE PARISHES IN HELSINKI / PATRIARCH’S PARISHES IN FINLAND / DEANERY OF PATRIARCH’S PARISHES IN FINLAND / INTERCESSION COMMUNITY / NICHOLAS’ COMMUNITY / GREGORIAN CALENDAR / JULIAN CALENDAR / CALENDAR SPLIT / VALAAM MONASTERY / HEGUMEN KHARITON (DUNAEV) / ARCHBISHOP HERMAN (AAV) / ARCHBISHOP SERAfi M (LUKYANOV)

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шевченко Татьяна Ивановна

Статья посвящена истории появления в Выборге и Хельсинки русских старостильных приходов в 1925-1927 гг. и некоторым более поздним аспектам их существования. Из старостильных приходов после Второй мировой войны возникло русское благочиние патриарших приходов в Финляндии. Появление общин было вызвано тем, что в 1925 г. Финляндская Православная Церковь (Финляндская Архиепископия Константинопольского Патриархата) ввела в богослужебную жизнь своих приходов и монастырей не только новый календарь, но и григорианскую Пасхалию. Некоторые русские в Финляндии захотели сохранить прежние церковные обычаи. В результате возникли две русские старостильные общины сначала община в честь Покрова Божией Матери в Выборге, затем община в честь святителя Николая Мирликийского в Хельсинки. Позднее Покровская община тоже перебралась в Хельсинки. Вызывает удивление тот факт, что обе общины получили государственную регистрацию и разрешение выбрать любую юрисдикцию, хотя просившим о том же валаамским старостильникам было отказано. Автор впервые пытается объяснить причины данного явления и ссылается на обнаруженное в архиве письмо одного из участников событий, валаамского игумена Харитона (Дунаева), к архиепископу Финляндскому Герману (Ааву).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOWARDS THE HISTORY OF ESTABLISHMENT OF RUSSIAN OLD-STYLE PARISHES IN FINLAND IN 1925-1927

This article deals with the emergence of Russian old-style parishes in Viborg and Helsinki in 1925-1927 as well as with certain subsequent circumstances. It was out of the old-style parishes that the Russian Deanery (Russ. Благочиние) of Patriarch’s Parishes emerged in Finland after World War II. The emergence of these communities was caused by the fact that in 1925 the Orthodox Church in Finland (Finnish Archdiocese of Constantinople Patriarchate) introduced in liturgical life of its parishes and monasteries not only Gregorian (new) calendar, but Gregorian Paschalion as well. Some Russians in Finland wished to preserve previous church customs. As a result, two Russian old-style communities appeared; firstly, community of Intercession of the Theotokos in Viborg, then community of St. Nicholas of Myra in Helsinki. Later, the Intercession community moved to Helsinki too. Surprisingly, both communities received official state registration and permission to choose any jurisdiction, whereas the old-stylers from Valaam were not allowed to do the same. This article for the fi rst time attempts to explain reasons for this and cites a newly-discovered letter of hegumen Khariton (Dunaev) of Valaam, one of the participants of the events, to archbishop Herman (Aav) of Finland.

Текст научной работы на тему «К истории появления в Финляндии русских старостильных приходов (1925-1927 гг. )»

Вестник ПСТГУ

Серия II: История. История Русской Православной Церкви.

Шевченко Татьяна Ивановна, канд. ист. наук, канд. богословия, ст. науч. сотрудник Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви ПСТГУ, Российская Федерация, 127051, г. Москва, Лихов пер., 6/1, оф. 219.

1а1уапа_уа1ааш@шаИ. га

2019. Вып. 87. С. 82-97

Б01: 10.15382Миг11201987.82-97

ОИСГО: 0000-0002-6497-503Х

К истории появления в Финляндии русских старостильных приходов

(1925-1927 гг.)

Т. И. Шевченко

Аннотация: Статья посвящена истории появления в Выборге и Хельсинки русских старостильных приходов в 1925-1927 гг. и некоторым более поздним аспектам их существования. Из старостильных приходов после Второй мировой войны возникло русское благочиние патриарших приходов в Финляндии. Появление общин было вызвано тем, что в 1925 г. Финляндская Православная Церковь (Финляндская Архиепископия Константинопольского Патриархата) ввела в богослужебную жизнь своих приходов и монастырей не только новый календарь, но и григорианскую Пасхалию. Некоторые русские в Финляндии захотели сохранить прежние церковные обычаи. В результате возникли две русские старостильные общины — сначала община в честь Покрова Божией Матери в Выборге, затем община в честь святителя Николая Мирликийского в Хельсинки. Позднее Покровская община тоже перебралась в Хельсинки. Вызывает удивление тот факт, что обе общины получили государственную регистрацию и разрешение выбрать любую юрисдикцию, хотя просившим о том же валаамским старостильникам было отказано. Автор впервые пытается объяснить причины данного явления и ссылается на обнаруженное в архиве письмо одного из участников событий, валаамского игумена Харитона (Дунаева), к архиепископу Финляндскому Герману (Ааву).

19 июля 1999 г. на территории Финляндии было учреждено Представительство Московского Патриархата. Финляндское благочиние Патриарших приходов Русской Православной Церкви возникло в 1945 г., после того как эвакуированные вглубь Финляндии в результате советско-финской Зимней войны русские монастыри (Валаамский и Коневский), а с ними и два старостильных прихода в Хельсинки перешли в каноническое подчинение Московской Патриархии благодаря дипломатическим усилиям митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова)1. В 1957 г. после восстановления канонических отношений между Русской и Финляндской Церквами Ново-Валаамский монастырь2

1 Митрополит Григорий (Николай Чуков) (1870-1955). С 7 сентября 1945 г. митрополит Ленинградский и Новгородский, постоянный член Священного Синода.

2 В 1956 г. девять монахов Коневского монастыря переехали в Ново-Валаамский монастырь.

был возвращен Финляндской Православной Церкви, а хельсинкские приходы остались в юрисдикции Московского Патриарха.

Ныне в Финляндское благочиние Патриарших приходов входит семь старостильных приходов — в Хельсинки (три прихода), Турку, Пори, Тампере и Лахти и несколько православных общин. Общее число зарегистрированных прихожан составляет около 3 тыс. человек, но есть основания полагать, что реальное число придерживающихся юлианского календаря среди верующих Финляндии превышает официальные данные.

Первая русская старостильная община в Финляндии получила юридическую регистрацию в 1926 г. Находилась она в Выборге и была названа в честь Покрова Божией Матери. Немного позднее в Хельсинки в 1927 г. была зарегистрирована вторая община — в честь святителя Николая Мирликийского. Вследствие Зимней войны 1939—1940 гг.3 Выборг был присоединен к СССР, и Покровская община перебралась в Хельсинки. Никольская и Покровская общины действуют до сих пор как независимые друг от друга, причем Никольская община более крупная — 2 960 прихожан4, Покровская же — 415 зарегистрированных членов (2015 г.)5. В то же время у Покровской общины изначально были более широкие полномочия, например ее священники могли проводить венчания, а священники Никольского прихода — нет.

Детального анализа причин появления этих общин не проводилось ввиду затруднительного доступа к источникам, сильного влияния на понимание проблемы политической составляющей и, отчасти, некоторой негласной двойственности положения, в котором оказались общины. Общеизвестная история их появления описана в воспоминаниях «Путь моей жизни»6 митрополита Евло-гия (Георгиевского), которому общины изначально подчинялись, до того, как в 1945 г. перешли в подчинение Московской Патриархии.

К 60-летию русских старостильных приходов в Финляндии по воспоминаниям прихожан была составлена история их появления7. Под тем же авторством опубликована история возникновения Никольской общины в Хельсинки8. Никольская община называется «филиалом» Покровской, подчеркивается, что общины не имели преемственности с существовавшими ранее в Финляндии русскими приходами. Было важно зарегистрировать их именно как частные и новые общины, а не как продолжение исторической Церкви. Основной причиной появления общин называется исключительное желание православных русских в Финляндии остаться старостильниками и сохранить традиции своей Церкви

3 30 ноября 1939 г. — 12 марта 1940 г.

4 Ortodoksinen Pyhän Nikolauksen Seurakunta // Uskonnot Suomessa. URL: http://www. uskonnot.fi/yhteisot/view.php?orgId=459 Tiedot päivitetty: 29.06.2015.

5 Выписка из приходского циркуляра Покровской церкви 31.12.2015 г.

6 Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. Воспоминания, изложенные по его рассказам Т. Манухиной. М., 1994.

7 Рисак Н. История Покровского прихода г. Хельсинки // Северный благовест. 2004. № 1. С. 38-48.

8 Рисак Н. История Никольского прихода г. Хельсинки // Православный поклонник на Святой Земле. 2006. № 4. URL: http://palomnic.org/journal/4/6/2/ (дата обращения: 01.05.2018).

при введении в местных храмах григорианского (нового) календаря. В исправленном и дополненном виде статья опубликована в журнале к 80-летию при-ходов9.

Из современных публикаций необходимо упомянуть статью и монографию петербургского историка В. И. Мусаева10 и работы М. В. Шкаровского11. Проблему также исследует иеромонах Силуан (Никитин), опубликовавший материалы ГА РФ из фонда Р-6991 «Совет по делам Русской Православной Церкви при Совете Министров СССР: 1943-1985», содержащие сведения о внутренней жизни приходов и об их взаимоотношениях с Московской Патриархией и Финляндской Церковью в 1957-1988 гг.12 Автор не углубляется в обстоятельства учреждения общин и не исследует причины, вызвавшие их появление.

Данная статья посвящена предыстории появления русских старостильных приходов в Финляндии. Эта тема оказалась тесно связанной с проблемой старокалендарной реформы в Валаамском монастыре и с именем архиепископа Финляндского и Выборгского Серафима (Лукьянова)13.

Тема появления русских старостильных приходов в Финляндии, где, как известно, действуют две государственные новостильные Церкви — Лютеранская и Православная — сложна и противоречива, как некогда и сами политические и церковные отношения между Россией и Финляндией, входившей в ее состав в 1809-1917 гг. Если Евангелическо-Лютеранская Церковь Финляндии, к которой относится подавляющее большинство граждан этой страны, действует со времен появления самого Великого княжества Финляндского в составе Российской империи (1809), то становление Православной Церкви Финляндии было постепенным. Она выросла из Выборгской и Финляндской епархии Православной Российской Церкви, учрежденной в 1892 г.

После вхождения в состав России в Финляндии сохранился григорианский календарь как в гражданской, так и церковной жизни. Учрежденная православная епархия на территории княжества использовала старый, юлианский, ка-

9 Лютик В., прот. Патриаршие приходы в Финляндии: Вехи истории // Северный благовест. 2007. № 2(11). С. 26-30.

10 Мусаев В. И. Православная Церковь в независимой Финляндии (1918-1930-е гг.) // Вестник церковной истории. 2007. № 2 (6). С. 194-212; Он же. Между Западом и Востоком: Православие в автономной и независимой Финляндии (1890—1930-е гг.) / СПб., 2014.

11 Шкаровский М. В. Русская Никольская община в Хельсинки // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. 2016. № 1(17). С. 255-262; Он же. Русская община Покрова Пресвятой Богородицы в Хельсинки в ХХ в. // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. 2015. № 16. С. 216-224; Он же. Константинопольский патриархат и Русская Православная Церковь в первой половине ХХ в. М., 2014.

12 Силуан (Никитин), иером. Патриаршие приходы в Финляндии, их место во взаимоотношениях Московской Патриархии и Финляндской Православной Церкви в период 19571988 гг. // XXV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ. М., 2016. С. 134-140.

13 Серафим (Лукьянов), митрополит (1879-1959). В 1914 г. хиротонисан во епископа Сер-добольского, викария Выборгской и Финляндской епархии. В 1917-1923 гг. управлял Финляндской епархией (с 1921 г. автономная Финляндская Православная Церковь). В 1920 г. архиепископ. В 1927-1945 гг. в епископате Русской Зарубежной Церкви с титулом архиепископа Западно-Европейского (с 1938 г. митрополит). В 1946-1949 гг. Патриарший Экзарх Западной Европы в клире Московского Патриархата. С 1949 г. на покое.

лендарь, как и вся православная Россия. Из-за «календарного вопроса» периодически возникали разногласия, в результате чего в 1917 г. несколько приходов Финляндии отправили на Поместный Собор в Москву ходатайство о переходе на григорианский календарь. В результате Синод оставил использование нового стиля на усмотрение правящего архиерея, если того пожелают две трети прихожан. Таких приходов нашлось всего четыре14. Вопрос о Финляндской Церкви и о календарной реформе должен был рассматриваться на Всероссийском Поместном Соборе в 1917-1918 гг. Однако из-за трудных условий, в которых проходил Собор, в полной мере обсудить эти вопросы не удалось.

Финляндская епархия после провозглашения независимости Финляндии в декабре 1917 г. оказалась вне границ Советской России. Правительство Финляндии посчитало православную епархию ценным стратегическим ресурсом для строительства будущего молодой республики. Православное население страны составляло около 2%, большинство из них составляли карелы, вовлечь которых в процесс национального строительства предполагалось, в том числе, через национальную Православную Церковь. Кроме того, в послереволюционные десятилетия в Финляндии оказалось около 50 тыс. русских беженцев. 26 ноября 1918 г. правительство страны наделило православную епархию статусом второй государственной Церкви национального меньшинства. Широкая автономия Финляндской Православной Церкви была дарована Патриархом Тихоном в 1921 г.

Главной особенностью новой автономной Церкви стал григорианский календарь в богослужебной практике. В марте 1921 г. Чрезвычайный Собор Финляндской Православной Церкви в составе своих 59 делегатов15 принял решение всем православным приходам и монастырям перейти на единый, григориан-ский16, календарь, что было закреплено постановлением правительства. Собор этот, по воспоминаниям современников, состоял наполовину из народных учителей, наполовину из духовенства, возбудившего ходатайства о даровании прав финляндского гражданства17, т. е. из тех, кто был зависим от благосклонности правительства. Благословения на календарную реформу от Патриарха Московского не последовало, что побудило часть православных в Финляндии отказаться принимать реформу и искать нового духовного руководства.

Русский Архиерейский Синод Заграницей в лице митрополита Антония (Храповицкого) не сразу поддержал сторонников старого календаря. Вначале митрополит Антоний одобрил путь послушания гражданским и церковным властям. В 1921 г. он писал на Валаам: «Раз паства в Финляндии перешла на новый

14 Харитон (Дунаев), иером. Введение нового стиля в Финляндской Православной Церкви и причины нестроений в монастырях. Аренсбург, 1927. С. 241.

15 В числе 59 делегатов были 17 священников, три диакона, два иеромонаха, один монах, шесть псаломщиков и четыре мирянки (см.: Первый Собор автономной Финляндской Православной Церкви и политическая атмосфера на Карельском перешейке в 1920-е гг. / Т. И. Шевченко, публ. // Вестник ПСТГУ. Сер. II: История. История Русской Православной Церкви. 2010. № 2. С. 94.

16 На Соборе большинством голосов (46 из 58 при одном воздержавшемся) был принят именно григорианский календарь. О новоюлианском календаре речь не велась, он появился позднее.

17 Харитон (Дунаев), иером. Указ. соч. С. 241.

стиль, не пристало монастырю держаться старого. Если не подчиниться Правительству, оно закроет монастырь <...> Лучше сохранить обитель <...> Переменить стиль — не есть нарушение ни святых догматов, ни канонов»18. Вскоре позиция митрополита изменилась, что усилило календарное противостояние. Особое возмущение наблюдалось в русских монастырях.

Финляндский архиепископ Серафим позднее утверждал: «Если бы я не сдерживал движения в пользу старого стиля, то новый стиль давно бы потерпел большое крушение»19. В 1921 г. он обращался в Учебное министерство Финляндии с просьбой позволить частные богослужения по старому стилю для особо смущавшихся. Он планировал на следующем местном соборе поднять вопрос об отмене прежнего постановления о реформе20. Но Учебное министерство постановило, что календарные распри — результат политических интриг лиц, лишь прикрывавшихся канонами, и не разрешило этого. Впрочем, министерство также запрещало и религиозные преследования инакомыслящих21.

На первом Соборе Финляндской Православной Церкви в июне 1922 г. наместник Валаамского монастыря иеромонах Иоасаф (Александров) зачитал заявление с протестом, что частная автономная Церковь не имеет ни права, ни основания предупреждать решения Собора всех Православных Церквей, и выступил в защиту старой пасхалии. Его выступление не получило поддержки22.

В 1923 г. Финляндская Церковь, воспользовавшись гонениями на религию в Советской России, перешла в юрисдикцию Константинопольского Патриарха вопреки протестам действующего архиепископа Финляндского Серафима. 19 июля 1924 г. из Константинополя поступило распоряжение, разрешавшее Финляндской Православной архиепископии, согласно сложившейся в ней традиции, с 1925 г. в виде исключения применять григорианский календарь и для подвижных праздников. Таким образом, в 1925 г. в Финляндской Православной Церкви была введена в обязательном порядке и григорианская пасхалия23.

Календарная реформа вызвала протест не только в монастырях, но и в части православных приходов Финляндии, преимущественно в приграничных

18 Харитон (Дунаев), иером. Указ. соч. С. 16.

19 Там же. С. 56.

20 Там же. С. 10-14.

21 См.: Там же. С. 21.

22 См.: Там же. С. 57-70.

23 Сегодня христианский мир знает три календаря — юлианский, григорианский и новоюлианский. Григорианский календарь ввел папа Григорий XIII в XVI в., он был принят католиками, позднее и протестантами, но православные продолжали придерживаться юлианского календаря и Александрийской пасхалии. В 1920-е гг. по инициативе Константинопольского Патриарха начался переход на новый стиль и в Православных Церквах. Причем так как григорианский календарь ассоциировался с католицизмом и папой, формально осуществился переход на новоюлианский календарь, до 2800 г. совпадающий с григорианским. Новоюлианский календарь разработал профессор Белградского университета Милутин Миланкович (1879-1958) (см.: Milankovitch M. Das Ende des julianischen Kalenders und der neue Kalender der orientalischen Kirche // Astronimische Nachrichten. 1924. Bd. 220. № 5279. S. 379-384). В настоящее время большинство Православных Церквей использует новоюлианский календарь с Александрийской пасхалией. Финляндская Церковь, в виде исключения, использует григорианскую Пасхалию.

областях с Россией. «В сводке сыскной полиции сообщалось о неофициальном собрании 15 февраля 1925 г. членов хельсинкского православного прихода, на котором критиковалась политика епископа Германа и Церковного Управления в области календаря. После этого священник Васильев отказался совершать пасхальные службы по новому стилю. 120 голосами против 80 был поддержан старый стиль... 7 декабря 1925 г. протоиерей Григорий Светловский, настоятель Казанской церкви в Терийоках, был по распоряжению выборгского губернатора выселен в Выборг за пасхальное богослужение в 1925 г. по старому стилю»24.

Именно протоиерей Григорий25 оказался у истоков вышеупомянутых старостильных общин. Однако инициатива их появления исходила не от него, и не его влияние было решающим при их регистрации. Не обошлось без Валаамского монастыря, в котором календарное противостояние было самым напряженным. С трудом монастырю удалось добиться временного разрешения оставить старую Пасхалию26.

7 сентября 1924 г. один из валаамских монахов записал в дневнике: «Было торжественное моление, <...> чтобы дало Церковное Управление нам праздновать по старому Пасху <...> Президент и его Министр не дали своего разрешения <...> Архиерей и Церковное Управление говорят, что не подчинимся — разгонят»27. Даже митрополит Сергий (Страгородский), возглавлявший до революции Финляндскую и Выборгскую епархию (1905-1917), заступался за монахов. Он пытался урезонить Церковное Управление и писал, что не понимает государственной пользы заставлять монахов разговляться не в тот день, когда они привыкли28.

Тем не менее никакого исключения для монахов не сделали. Более того, их настойчивость подавлялась церковными судами (1925, 1926, 1927) и высылками из монастыря и страны. Пасху на Валааме тем не менее продолжали праздновать «по-старому», но новостильники, как не прервавшие общения с финскими нарушителями Пасхалии, подверглись осуждению старостильников. Правление монастыря обращалось к Константинопольскому Патриарху, пыталось добиться для обители автономного ставропигиального статуса, наподобие афонского, что позволило бы официально сохранить старую Пасхалию и календарь. Валаамцам ответили, что такое решение возможно лишь с общего согласия правительства и Церковного Управления, чего так и не последовало.

Валаамский эконом иеромонах Харитон (Дунаев)29, будущий настоятель, стремясь защитить монастырь от упразднения, вел переговоры с церковными и

24 Мусаев В. И. Православная Церковь в независимой Финляндии (1918-1930-е гг.) // Вестник Церковной истории. 2007. № 2 (6). С. 204.

25 Светловский Григорий, протоиерей (1872-1948). Окончил Новгородскую духовную семинарию. В 1889 г. переехал в Финляндию. Рукоположен в священника в 1900 г. В 1900-1917 гг. настоятель Савонлинского прихода. В 1917-1925 гг. настоятель прихода Казанской иконы Бо-жией Матери в Терийоках (ныне Зеленогорск). В 1926-1948 гг. возглавлял старостильную Покровскую общину сначала в Выборге, затем — в Хельсинки.

26 См.: Харитон (Дунаев), иером. Указ соч. С. 216, 221, 232.

27 НА РК. Ф. 726. Оп. 2. Д. 16.

28 Харитон (Дунаев), иером. Указ соч. С. 331-334.

29 Харитон (Дунаев), схиигумен (1872-1947). В 1909-1927 гг. — эконом, в 1927-1932 гг. — наместник, в 1933-1947 гг. — настоятель Валаамского монастыря.

гражданскими властями. Руководство монастыря составляло прошения и объяснительные записки. Всего из-за календарного спора Валаамский монастырь покинуло как минимум 48 человек, большинство из них были выдворены из страны после суда.

Тем большее удивление вызывает появление в то же самое время легальных автономных старостильных общин в приграничном Выборге и столице Хельсинки, которым официально разрешили не только оставить старый календарь, но и выбрать себе епископа любой юрисдикции.

В 1926 г. в Финляндии числилось 70 939 человек православного населения, из них всего 7 155 человек не имели финляндского гражданства, плюс в храмы обращались для требоисполнения еще около 8 тыс. русских эмигрантов. Действовали шесть благочиний, 30 приходов с 38 священниками и 11 диаконами, а также четыре монастыря — в Валаамском монастыре значилось 310 человек, в Коневском — 70, в Трифоно-Печенгском — 46, в женском Линтульском — 36 человек30.

Календарную реформу к 1928 г. приняли в 23 православных приходах Финляндии (около 67 тыс. человек). В семи же приходах (13 тыс. человек) продолжали настаивать на старой Пасхалии. Как утверждала «Утренняя заря»31, противившиеся реформе в большинстве своем не имели финляндского подданства32.

В Финляндии в 1923 г. приняли закон о свободе вероисповедания, позволявший регистрировать религиозные группы, в том числе секты. Но зарегистрировать частную общину могли только лица с финляндским гражданством. Вышеупомянутый протоиерей Григорий Светловский, возглавивший первую старостильную общину, подал заявление о выходе из состава Финляндской Православной Церкви33, соответственно и все члены этой общины также не состояли в ней.

Таким образом, правительство, выдав общинам юридическую регистрацию с согласия местного Церковного Управления, разрешило на своей территории существование независимого церковного центра. Власти не могли не знать, что регистрируют общину не какие-нибудь сектанты, а русскоязычные приверженцы исторической Православной Церкви. Впоследствии Церковное Управление всячески подчеркивало, что не имеет более никакого касательства к этим общинам. Как и почему это произошло, поможет прояснить один документ из архива архиепископа Финляндского Германа (Аава), хранящегося в Куопио34.

Избранный в июне 1922 г. на должность викарного епископа эстонский протоиерей Герман Аав был утвержден финляндским правительством в этой должности 21 апреля 1923 г., а 8 июля 1923 г. в Константинополе Патриарх Меле-тий (Метаксакис) возглавил его хиротонию во епископа. Архиепископ Серафим указом президента Финляндии за несоответствие государственному закону о

30 Ответ Высокопреосвященнейшего Германа, Архиепископа Карельского и всея Финляндии, Митрополиту Сергию // Утренняя заря. 1926. № 12. С. 122.

31 Официальный печатный орган Финляндской Православной Церкви.

32 См.: Утренняя заря. 1928. № 1.

33 Там же. 1926. № 6. С. 94.

34 Suomen Ortodoksinen Kirkollishallitus. Arkkipiispa Hermanin Henkiloarkisto. Kirjeenvaihtoa. 1927-1959. (Ei num.).

языке был отстранен от должности 29 декабря 1923 г., как «не пожелавший ходатайствовать о предоставлении отсрочки для изучения финского языка»35. Ему оставлялось право совершать церковные богослужения, в том числе и вне монастыря, но он полностью отстранялся от дальнейшего участия в управлении Церковью. Официально новый архиепископ Финляндский Герман был избран на Соборе Финляндской Православной Церкви в 1925 г.

Архиепископу Серафиму назначили местом пребывания Коневский монастырь и приличную пожизненную пенсию, соразмерную пенсии лютеранских епископов36. Этот период его жизни обычно в историографии называют «ссылкой». Но архиерей не находился под арестом и не жил в стесненных условиях. Более того, он неофициально продолжал принимать участие в усилении позиции старостильников, составлял им доклады и рассылал в их поддержку пись-ма37. При увольнении его пункт о финском языке был лишь поводом. Владыка Серафим был связан с русским Заграничным Синодом, что вызвало недовольство правительства и Церковного Управления, где не признавали легитимность Русского Заграничного Синода и его высказываний в адрес Финляндской Церкви. А Синод, в свою очередь, не признавал каноничности нового Финляндского архиерея Германа и продолжал считать владыку Серафима главой Финляндской Церкви, что подтвердили заседания Синода в 1924, 1925, 1926 гг.

Документ, о котором идет речь, следующий. В 1939 г. настоятель Валаамского монастыря игумен Харитон (Дунаев) направил частное письмо архиепископу Герману, в котором отвечал на его запрос по поводу возросшего напряжения вокруг старостильников на Валааме. Старостильники добивались предоставления им в монастыре отдельного храма, скита или часовни. В самом же монастыре к тому времени служили по новому стилю, сохраняя старую Пасхалию. Когда приезжали новостильные высокопоставленные гости, богослужение было совместным.

Известно, что у валаамских старостильников всё же был свой подпольный храм недалеко от монастыря в хозяйственном помещении — в глиномятном сарае. Начальство знало о нем, посылало своих наблюдателей, но не запрещало и не закрывало его. Старостильную братию такое положение дел не устраивало, и они писали жалобы и прошения с надеждой, что им разрешат официально оформить свой отдельный старостильный храм. По этому поводу размещались статьи в прессе38. Однако вопреки всему валаамское правление, в частности настоятель игумен Харитон, не пошли на это.

Обнаруженное письмо игумена Харитона от 13 марта 1939 г.39 — это объяснительная записка архиепископу Герману. Игумен писал, что вопрос о пре-

35 Яровой О. А., Смирнова И. А. Валаамский монастырь и Православная Церковь в Финляндии: 1880—1930-е гг. (из истории финнизации православной конфессии). Петрозаводск, 1997. С. 108.

36 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 104. Л. 1—3.

37 Шевченко Т. И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви 1917—1957 гг. М., 2013. С. 201.

38 Утренняя заря. 1934. № 6—7. С. 52.

39 Suomen Ortodoksinen Kirkollishallitus. Arkkipiispa Hermanin Henkiloarkisto. Kirjeenvaih-toa. 1927—1959. (Ei num.).

доставлении старостильникам отдельного храма поднят не впервые. Главным «двигателем» темы был настоятель Коневского монастыря игумен Амфилохий (Кулаков)40, действовавший с благословения архиепископа Серафима (Лукьянова). Отец Харитон писал, что вопрос о старостильном храме связан с другим, более серьезным — кому этот храм будет подчиняться? И в конечном счете, кого считать каноническим возглавителем Финляндской Православной Церкви? «Для одних это архиепископ Герман, для других — архиепископ Серафим». Игумен сообщал, что архиепископ Серафим считал свое увольнение неканоничным и, для того чтобы «сохранить» православие в Финляндии, «открыл в Выборге старостильную общину». Таким образом, хотя в будущем русские старостильные приходы и подчинялись митрополиту Евлогию (Георгиевскому), у их истоков стоял именно архиепископ Серафим с его желанием сохранить в Финляндии «каноническое» православие с «каноническим» епископом, т. е. быть своего рода альтернативой местной новостильной Православной Церкви.

Согласно официальной версии, изложенной в «Северном Благовесте», инициатором создания первой (Покровской) общины была благочестивая состоятельная христианка старостильного направления купчиха Анна Дмитриевна Пугина, жительница Выборга. Она часто посещала Коневский монастырь (впоследствии приняла там постриг) и имела желание открыть в Выборге свой старостильный храм или даже маленький монастырь. Когда в 1925 г. она совершала паломничество в Рождественский пост в Коневский монастырь, то приняла решение воплотить свое желание в жизнь.

Скорее всего, благословил ее на это либо настоятель Коневского монастыря игумен Амфилохий, либо руководивший им архиепископ Серафим, проживавший в Выборге и «сосланный» на Коневец. Сторонники старого календаря предпочитали собираться на квартирах, но не посещать местные новостильные церкви. Уходу в «катакомбы» способствовали и письма митрополита Антония (Храповицкого). Он писал валаамскому иеромонаху Поликарпу 27 января 1925 г., что епископа Германа считает лжеепископом, а Константинопольскую патриархию — «еретической шайкой»41.

А. Д. Пугиной митрополит Антоний писал в 1925 г., что в церковь с новым стилем можно ходить молиться, но в церковь, изменившую Пасхалию, не должно, то же касалось Причастия и других треб церковных: «Ищите таких иереев, которые согласны молиться по-старому, хотя бы и вне храмов. Так творили во времена древние, когда еретики овладевали церквами»42. Письма митрополита активно распространялись43.

Все это подталкивало активных русских верующих, для которых Финляндия стала домом по причине долговременного проживания, к мысли о своей общи-

40 Амфилохий (Кулаков Алексей), игумен (1875-1946). В 1899-1920 гг. числился в Валаамском монастыре. В 1911 г. — иеромонах. Был экономом Архиерейского дома в Выборге. В 1920 г. переведен в Коневский монастырь, в 1921 г. — настоятель этого монастыря, игумен. В 1926 г. отстранен от должности.

41 Утренняя заря. 1934. № 6-7. С. 50.

42 Письма Блаженнейшаго Митрополита Антония (Храповицкаго). Джорданвилль, 1988. С. 168-169.

43 Утренняя заря. 1934. № 6-7. С. 52.

не. Официальные власти не сразу поддержали идею. А. Д. Пугина, вернувшись с Коневца в ноябре 1925 г., привезла благословение архиепископа Серафима отслужить по старому стилю Рождественскую всенощною, что и было сделано священником Виктором Крохиным44 на квартире у прихожан. По воспоминаниям современников, за начинаниями старостильников в Выборге кто-то следил, и их собирались выдать властям, что помешало провести следующее богослужение на Крещение. Второе богослужение (без священника) прошло в канун Сретения 1926 г.45 уже на квартире самой Пугиной, которую она пожертвовала для устройства домашней церкви. Однако у общины все еще не было своего антиминса и даже священника.

Протоиерей Григорий Светловский приехал в Выборг, как утверждает автор статьи «Северного Благовеста», случайно и связался с общиной только на Благовещение в 1926 г.46 Он активно включился в проблемы общины, добился от властей разрешения на совершение богослужений по старому стилю в течение 12 дней Страстной и Светлой седмиц. Первая служба с ним была проведена 24 апреля 1926 г. в канун Вербной субботы. Надо уточнить, что антиминса у общины все еще не было, и литургии, соответственно, не совершались.

За антиминсом отправился один из прихожан к архиепископу Серафиму в монастырь на Коневец и привез его в середине Страстной седмицы. Чтобы получить регистрацию, общинники должны были представить правительству проект Устава и ходатайство не менее 20 человек финляндского гражданства.

Поскольку архиепископ Серафим не пользовался доверием властей, то переговоры об открытии в Выборге общины он поручил вести эконому Валаамского монастыря иеромонаху Харитону (Дунаеву)47, которого не зря называли «Великим Макиавелли» за навыки дипломата, — именно он помог оставить старую Пасхалию на Валааме и в 1945 г. уговорил архиепископа Германа разрешить Валаамскому монастырю перейти в каноническое послушание Московской Патриархии, административно оставшись в подчинении Церковному Управлению Финляндии. О факте его участия в переговорах по регистрации Выборгской общины не упоминалось ранее нигде.

Регистрация общины стала возможной и благодаря более гибкой позиции нового правительства Финляндии. В феврале 1925 г. вторым президентом республики стал 41-летний малоизвестный во внутренней политике губернатор Выборгской губернии Л. К. Реландер48. Его характеризовали как человека правых взглядов, выступавшего против коммунистов. В правительстве при нем были натянутые межпартийные отношения и личностные конфликты. Он также назначил первую в истории страны женщину-министра и выступал против сухого

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

44 Виктор Крохин, митрофорный протоиерей (^1949). В 1945-1949 гг. был настоятелем Никольского прихода в Хельсинки.

45 Лютик В., прот. Патриаршие приходы в Финляндии: Вехи истории // Северный благовест. 2007. № 2(11). С. 27.

46 Там же.

47 Утренняя заря. 1934. № 6-7. С. 51.

48 Реландер Лаури Кристиан (1883-1942), швед по национальности, по образованию — доктор философии и агроном, вывел несколько новых сортов овса. Второй президент Финляндии (1925-1931) от партии Аграрный союз.

закона, т. е. явно был не из тех, кто идет по пути наименьшего сопротивления. Любил он путешествовать и часто бывал в Выборгской губернии и Карелии. Таким образом, новый президент был гибким политиком, а внутри его правительства было много противоречий.

Прошение о регистрации в Выборге частной православной общины было подано правительству в мае 1926 г. Еще до получения разрешения на регистрацию выборгскую домашнюю церковь на Праздник Троицы 1926 г. посетил архиепископ Серафим. Как писал об этом в письме игумен Харитон, позиция иерарха была такова, что в Финляндии «все, не желавшие погрешить против "православия", должны были вливаться в общины, возглавляемые "каноническим епископом"»49, т. е. не Германом (Аавом). Архиепископ Серафим также полагал, что в поддержку этой позиции нужно «поднять народ посредством печати»50.

Однако сам архиепископ возглавить общину отказался. Протоиерей Григорий Светловский просил его о духовном окормлении прихода, но тот побоялся потерять назначенную ему правительством пожизненную пенсию, попросил у общины предоставить ему векселя с суммой, равнозначной его пенсии, и не удовлетворился простым обещанием выделять посильные средства на его со-держание51.

В 1926 г. архиепископ Серафим обратился в Государственный совет Финляндии с просьбой разрешить ему выехать за границу и сохранить казенную пенсию. Госсовет не увидел препятствий к первому, но не нашел оснований делать исключение из общего правила, согласно которому всякий финляндский гражданин (у архиепископа было финляндское гражданство) в случае отъезда за границу терял права на пенсию52.

Архиепископ покинул Финляндию, тем более что из-за старостильного раскола были основания полагать, что Коневский монастырь, в который его «сослали», могут закрыть53. Коневский настоятель игумен Амфилохий собирался тогда же уехать в Чехословакию, взяв с собой 16 старостильников из Коневского и Валаамского монастырей, и открыть там свой монастырь54. В 1926 г. игумен был уволен от должности.

Получив отказ сохранить пенсию, архиепископ Серафим обратился к митрополиту Евлогию, написав, что из-за своей стойкости в защите интересов Русской Церкви он оказался в бедственном положении, и просил о назначении55. Как вспоминал митрополит Евлогий, узнав о положении архиепископа Серафима, он «из заточения его вызволил»56 и, «чтобы импонировать англичанам», на-

49 Suomen Ortodoksinen Kirkollishallitus. Arkkipiispa Hermanin Henkiloarkisto. Kirjeenvaih-toa. 1927-1959. (Ei num.).

50 Утренняя заря. 1934. № 6-7. С. 52.

51 Шевченко. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви... С. 136-137.

52 Б. а. Новости местной церковной жизни // Утренняя заря. 1926. № 7. С. 111.

53 Из письма игумена Харитона архиеп. Серафиму. Февраль 1926 г. // Утренняя заря. 1934. № 6-7. С. 51-52.

54 Утренняя заря. 1926. № 7. С. 111.

55 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 104. Л. 37-38.

56 Там же.

значил в Лондонский приход своим викарием «на хороших условиях»57. Было это в июне 1926 г. Причем митрополит Евлогий полагал, что архиепископ Серафим сможет из Лондона управлять Выборгской старостильной общиной. Однако архиепископ Серафим, как вспоминал митрополит Евлогий, «внес в лондонскую паству смуту»58, а потом и отделился от него.

В Выборге 23 декабря 1926 г. было получено разрешение на регистрацию общины. Приходские архивные записи утверждают, что найти двадцать смельчаков было непросто, и 18 из них оказались женщины59. Государственный совет Финляндии утвердил «Устав частной православной общины в Выборге», который позволял выбрать любого епископа. Отслужив благодарственный молебен, члены общины направили телеграмму митрополиту Евлогию в Париж «с просьбой благословить их дело и принять под свое архипастырское управление»60. Что тот и сделал. К митрополиту Евлогию общинники обратились как к главе русских церквей в Западной Европе, назначенному еще Патриархом Тихоном.

В том же 1926 г., по примеру Выборга, в Хельсинки из состава Финляндской Церкви выделилась вторая группа — около 20 русских прихожан с финляндским гражданством, пожелавших зарегистрировать частную общину. Этот приход был назван в честь святителя Николая Мирликийского, и днем его основания считается 22 мая 1927 г. Община в Хельсинки также вошла в ведение митрополита Евлогия, который в 1931 г., не признав прещений Московской Патриархии, пользуясь поддержкой своего клира и паствы, перешел в юрисдикцию Константинопольского Патриарха.

После разрыва отношений митрополита Евлогия и РПЦЗ в 1926 г. архиепископ Серафим остался в ведении Зарубежного Синода. Он возглавил Западноевропейскую епархию РПЦЗ, которая существовала параллельно со структурой митрополита Евлогия. Архиепископ Серафим проводил крайнюю линию и считал таинства «евлогиан» безблагодатными. Соответственно он считал неканоничными и основанные им общины в Выборге и Хельсинки, как подчинившиеся митрополиту Евлогию. Солидарный с ним бывший Коневский игумен Амфилохий также отказался от общения со старостильными общинами, даже всеми мерами старался отвратить от них других, включая саму Анну Пугину, в доме которой действовала церковь. Призывал он и валаамских старостильников «анафематствовать» общины, которые ранее поддерживал61.

Как сообщал в вышеупомянутом письме игумен Харитон, архиепископ Серафим и игумен Амфилохий считали, что с удалением владыки Серафима «православие в Финляндии кончилось», и озаботились вопросом, где причащать верующих. Для этого они разработали 10 правил, по которым исповедовать и приобщить друг друга могли и миряне62. Но получать Святые Дары они разреша-

57 ГА РФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 104. Л. 37-38.

58 Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни... С. 498-500.

59 Краткая история Покровской общины // Приходской архив Покровской общины.

60 Там же.

61 Утренняя заря. 1934. № 8-9. С. 59.

62 Там же.

ли только у тех пастырей, которых возглавлял «канонический епископ Финляндии», т. е. архиепископ Серафим.

Поскольку вышеупомянутые старостильные общины перешли в ведение митрополита Евлогия, то архиепископу Серафиму нужна была другая легальная старостильная община, которая бы выбрала его для подчинения и в которой бы совершалась «каноническая» литургия. Именно из-за этого игумен Харитон не поддержал настойчивости валаамских старостильников, добивавшихся открытия в монастыре своего храма.

Причем, как писал игумен Харитон, митрополит Евлогий тоже просил его пойти навстречу старостильникам и выделить им храм, но тот все равно отказался. К сожалению, письмо сохранилось не полностью, и неизвестно, чего именно добивался митрополит Евлогий.

Игумен Харитон переписывался также с митрополитом Антонием (Храповицким). «Главный грех» новостильников, согласно письму главы РПЦЗ, не в том, что они перешли на новый стиль, а в том, что последовали за «лжепастырями, которых по утрам привозят пьяными из публичных заведений», за «лжеепископами — двоеженцами и прелюбодеями»63, и призывал к покаянию для возвращения в Церковь отколовшихся от нее. Игумен уверял митрополита, что высказанная им «гнусная фраза о пастырях есть злейшая клевета»64. Оба остались при своем мнении. Примечательно, что они все же сумели обменяться ими и даже не пытались скрыть своих позиций ни друг от друга, ни от общественности.

Так или иначе, основанные в результате всех этих напряженных событий старостильные русские общины в Хельсинки прижились, действительно стали настоящими «островками Старой России», и их значение огромно сегодня для сохранения исторической памяти о Матери Церкви, которой для православия в Финляндии была именно Русская Церковь. Важны они были и для приезжающих в Финляндию бывших советских граждан, не знающих старой России. С какой бы целью эти общины ни открывались в 1920-е гг., впоследствии они послужили умиротворению накалившейся из-за календарного раскола обстановки в Финляндии и сегодня продолжают служить поддержанию связей между нашими Церквами.

Ключевые слова: Финляндская Православная Церковь, русские старостильные приходы в Финляндии, Благочиние патриарших приходов в Финляндии, Покровская община, Никольская община, григорианский календарь, юлианский календарь, календарный раскол, Валаамский монастырь, игумен Харитон (Дунаев), архиепископ Герман (Аав), архиепископ Серафим (Лукьянов).

63 Утренняя заря. 1934. № 6-7. С. 48-52.

64 Там же. № 10-11. С. 81.

Список литературы

Лютик В., прот. Патриаршие приходы в Финляндии: вехи истории // Северный благовест. 2007. № 2(11). С. 26-30.

Мусаев В. И. Между Западом и Востоком: Православие в автономной и независимой Финляндии (1890-1930-е гг.) / СПб., 2014.

Мусаев В. И. Православная Церковь в независимой Финляндии (1918—1930-е гг.) // Вестник церковной истории. 2007. № 2 (6). С. 194—212.

Рисак Н. История Никольского прихода г. Хельсинки // Православный поклонник на Святой Земле. 2006. № 4. URL: http://palomnic.org/joumal/4/6/2/ (дата обращения: 1.05.2018).

Рисак Н. История Покровского прихода г. Хельсинки // Северный благовест. 2004. № 1. С. 38-48.

Силуан (Никитин), иером. Патриаршие приходы в Финляндии, их место во взаимоотношениях Московской Патриархии и Финляндской Православной Церкви в период 1957-1988 гг. // XXV Ежегодная богословская конференция ПСТГУ: Материалы. М., 2016. С. 134-140.

Харитон (Дунаев), иером. Введение нового стиля в Финляндской Православной Церкви и причины нестроений в монастырях. Аренсбург, 1927.

Шевченко Т. И. Первый Собор автономной Финляндской Православной Церкви и политическая атмосфера на Карельском перешейке в 1920-е гг. / Т. И. Шевченко, публ., вступ. ст., коммент. // Вестник ПСТГУ. Сер. II История. История Русской Православной Церкви. 2010. № 2. С. 93-114.

Шевченко Т. И. Валаамский монастырь и становление Финляндской Православной Церкви 1917-1957 гг. М., 2013.

Шкаровский М. В. Константинопольский патриархат и Русская Православная Церковь в первой половине ХХ в. М., 2014.

Шкаровский М. В. Русская Никольская община в Хельсинки // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. 2016. № 1(17). С. 255-262.

Шкаровский М. В. Русская община Покрова Пресвятой Богородицы в Хельсинки в ХХ в. // Санкт-Петербург и страны Северной Европы. 2015. № 16. С. 216-224.

Яровой О. А., Смирнова И. А. Валаамский монастырь и Православная Церковь в Финляндии: 1880— 1930-е гг. (из истории финнизации православной конфессии). Петрозаводск, 1997.

Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia II: Istoriia. Istoriia Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi. 2019. Vol. 87. P. 82-97 DOI: 10.15382/sturII201987.82-97

Candidate of Sciences in History, Candidate of Sciences in Theology,

Centre for Modern History of the Russian Orthodox Church,

Tatyana Shevchenko,

Senior Researcher,

St. Tikhon's University for the Humanities,

6/1 Likhov pereulok, 127051, Moscow, Russian Federation tatyana_valaam@mail. ru

ORCID: 0000-0002-6497-503X

Towards the History of Establishment of Russian Old-Style Parishes in Finland in 1925-1927

T. Shevchenko

Abstract: This article deals with the emergence of Russian old-style parishes in Viborg and Helsinki in 1925-1927 as well as with certain subsequent circumstances. It was out of the old-style parishes that the Russian Deanery (Russ. Благочиние) of Patriarch's Parishes emerged in Finland after World War II. The emergence of these communities was caused by the fact that in 1925 the Orthodox Church in Finland (Finnish Archdiocese of Constantinople Patriarchate) introduced in liturgical life of its parishes and monasteries not only Gregorian (new) calendar, but Gregorian Paschalion as well. Some Russians in Finland wished to preserve previous church customs. As a result, two Russian old-style communities appeared; firstly, community of Intercession of the Theotokos in Viborg, then community of St. Nicholas of Myra in Helsinki. Later, the Intercession community moved to Helsinki too. Surprisingly, both communities received official state registration and permission to choose any jurisdiction, whereas the old-stylers from Valaam were not allowed to do the same. This article for the first time attempts to explain reasons for this and cites a newly-discovered letter of hegumen Khariton (Dunaev) ofValaam, one of the participants of the events, to archbishop Herman (Aav) of Finland.

Keywords: Finnish Orthodox Church, Russian old-style parishes in Helsinki, Patriarch's parishes in Finland, Deanery of Patriarch's Parishes in Finland, Intercession community, Nicholas' community, Gregorian calendar, Julian calendar, calendar split, Valaam Monastery, hegumen Khariton (Dunaev), archbishop Herman (Aav), archbishop Serafim (Lukyanov).

References

Iarovoi O., Smirnova I. (1997) Valaamskii monastyr' i pravoslavnaia tserkov' v Finliandii: 1880— 1930-e gg. (iz istorii finnizatsii pravoslavnoi konfessii) [Valaam Monastery and the Orthodox Church in Finland: 1880—1930 (from the history offinnisation ofthe Orthodox denomination)]. Petrozavodsk (in Russian).

Khariton (Dunaev), hieromonk (1927) Vvedenie novogo stilia v Finliandskoi Pravoslavnoi Tserkvi iprichiny nestroenii v monastyriakh [Introduction of New Style in Finnish Orthodox Church and the Cause of Disorders in Monasteries]. Ahrensburg (in Russian).

Lyutik V., priest (2007) "Patriarshie prihody v Finliandii: vekhi istorii" [Patriarch's Parishes in Finland: Milestones of History]. Severnyiblagovest, 2007, vol. 2 (11), pp. 26—30.

Musaev V. (2007) "Pravoslavnaia Tserkov' v nezavisimoi Finliandii (1918-1930 gg.)" [Orthodox Church in Independent Finland (1918—1930)]. Vestnik tserkovnoi istorii, 2007, vol. 2 (6), pp. 194-212 (in Russian).

Musaev V. (2014) Mezhdu Zapadom i Vostokom: Pravoslavie v avtonomnoi i nezavisimoi Finliandii (1890—1930 gg.) [Between West and East: Orthodoxy in Autonomous and Independent Finland (1890—1930s]. St. Petersburg (in Russian).

Risak N. (2004) "Istoriia Nikol'skogo prikhoda g. Hel'sinki" [History of St. Nicholas' Parish in Helsinki]. Severnyi blagovest, 2004, vol. 1, pp. 38-48 (in Russian).

Risak N. (2006) "Istoriia Nikol'skogo prikhoda g. Hel'sinki" [History of St. Nicholas' Parish in Helsinki]. Pravoslavnyipoklonnik na Sviatoi Zemle. № 4, available at http://palomnic.org/ journal/4/6/2/ (01.05.2018) (in Russian).

Shevchenko T. (2010) "Pervyi Sobor avtonomnoi Finliandskoi Pravoslavnoi Tserkvi i politicheskaia atmosfera na Karel'skom peresheike v 1920-e gg." [The First Council of the Autonomous Finnish Orthodox Church and the Political Atmosphere in Karelian Isthmus in the 1920s]. Vestnik PSTGU. Ser. II: History. Russian Church History, 2010, vol. 2, pp. 93—114 (in Russian).

Shevchenko T. (2013) Valaamskii monastyr' i stanovlenie Finliandskoi Pravoslavnoi Tserkvi 1917—1957 gg. [Valaam Monastery and the Establishment of Finnish Orthodox Church in 1917—1957]. Moscow (in Russian).

Shkarovskii M. (2014) Konstantinopol'skii patriarkhat i Russkaia pravoslavnaia Tserkov' v pervoi polovine XX v. [Constantinople Patriarchate and Russian Orthodox Church in the First Half of the 20th Century]. Moscow (in Russian).

Shkarovskii M. (2015) "Russkaia obshchina Pokrova Presvyatoi Bogoroditsy v Hel'sinki v XX v." [Russian Intercession Community in Helsinki in the 20th Century]. Sankt-Petersburg i strany Severnoi Evropy, 2015, vol. 16, pp. 216—224 (in Russian).

Shkarovskii M. (2016) "Russkaia Nikol'skaia obshchina v Hel'sinki" [St. Nicholas' Russian Community in Helsinki]. Sankt-Petersburg i strany Zapadnoi Evropy, 2016, vol. 1 (17), pp. 255—262 (in Russian).

Siluan (Nikitin), hieromonk (2016) "Patriarshie prikhody v Finliandii, ikh mesto vo vzaimootnosheniiakh Moskovskoi Patriarkhii i Finliandskoi Pravoslavnoi Tserkvi v period 1957—1988 gg." [Patriarch's Parishes in Finland, their Place in Relations between Moscow Patriarchate and Finnish Orthodox Church in the Period of 1957—1988]. XXV Ezhegodnaya bogoslovskaya konferenciya PSTGU [XXV Annual Theological Conference of St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities]. Moscow, pp. 134—140 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.