Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ В КАЗАНСКОМ ВЫСШЕМ КОМАНДНО-ИНЖЕНЕРНОМ УЧИЛИЩЕ (1959-1966 гг.)'

К ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ В КАЗАНСКОМ ВЫСШЕМ КОМАНДНО-ИНЖЕНЕРНОМ УЧИЛИЩЕ (1959-1966 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Казанское артиллерийское техническое училище / Казанское высшее командно-инженерное училище / Ракетные войска стратегического назначения (РВСН) / Ракетные войска и артиллерия (РВ и А) / техник-лейтенант / лейтенант / количественно-качественная характеристика выпускников / государственная выпускная экзаменационная комиссия / Kazan Artillery Technical School / Kazan Higher Command and Engineering School / Strategic Missile Forces (Strategic Missile Forces) / Missile Forces and Artillery (RV and A) / lieutenant technician / lieutenant / quantitative and qualitative characteristics of graduates / state graduation examination commission

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дьяков Сергей Иванович, Дьяков Илья Сергеевич

В статье проводится общий анализ деятельности по подготовке в 1959-1966 гг. военных специалистов в Казанском артиллерийском техническом училище, реорганизованном в Казанское высшее командно-инженерное училище и переданном в Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Отмечено, что необходимость переквалификации училища на подготовку офицеров по новым специальностям определялась военно-политической обстановкой; спецификой деятельности руководства страны в сфере развития вооружений РВСН вследствие соперничества с США в ракетно-ядерной сфере, развертыванием ракетных соединений, необходимостью подготовки большого количества офицеров для РВСН. Определены основные вехи организационно-штатных изменений, представлена количественно-качественная характеристика различных категории выпускников, обучавшихся по новым специальностям в интересах РВСН, приведены ежегодные выводы выпускных экзаменационных комиссий. Показано, что, в целом, деятельность училища на протяжении рассмотренного периода по результатам государственных экзаменационных выпускных комиссий в разные годы оценивалось в основном с положительной стороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Дьяков Сергей Иванович, Дьяков Илья Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF OFFICER TRAINING IN THE KAZAN HIGHER COMMAND ENGINEERING SCHOOL (1959-1966)

The article provides a general analysis of training activities in 1959-1966. military specialists at the Kazan Artillery Technical School, reorganized into the Kazan Higher Command and Engineering School and transferred to the Strategic Missile Forces (Strategic Missile Forces). It was noted that the need to retrain the school to train officers in new specialties was determined by the military-political situation; the specifics of the activities of the country's leadership in the field of development of weapons of the Strategic Missile Forces due to competition with the United States in the nuclear missile field, the deployment of missile formations, the need to train a large number of officers for the Strategic Missile Forces. The main milestones of organizational and personnel changes are determined, the quantitative and qualitative characteristics of various categories of graduates who studied in new specialties in the interests of the Strategic Missile Forces are presented, and the annual conclusions of the graduation examination commissions are presented. It is shown that, in general, the activities of the school during the period under review, according to the results of state examination graduation commissions in different years, were assessed mainly on the positive side.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ В КАЗАНСКОМ ВЫСШЕМ КОМАНДНО-ИНЖЕНЕРНОМ УЧИЛИЩЕ (1959-1966 гг.)»

13. Let Armageddon commence! // By Low, The Manchester Guardian, 22 Nov., 1955.

14. Magic lamp // By Vicky, The Daily Mirror, 24 Nov., 1955.

15. The Arab «hail» to his steed // By Vicky, The Daily Mirror, 1 Dec., 1955.

16. Bradshaw, T. The Glubb Reports: Glubb Pasha and Britain's Empire Project in the Middle East 1920-1956. - Palgrave Macmillan, Hampshire, 2016.

17. «O, dear, Selwyn! It looks as if we've been backing and wrong horse...» // By Vicky, The Daily Mirror, 5 Mar., 1956.

18. «HO! HO! Now my boots are not for kissing but for kicking!» // By Cummings, The Daily Express, 5 Mar., 1956.

19. Аганин А.Р., Соловьева З.А. Современная Иордания. - М.: Асти-издат, 2003.

20. Shlaim A. Lion of Jordan: the life of King Hussein in war and peace. - L.: Penguin Books, 2007.

21. Румянцев В.П. От Багдадского пакта к СЕНТО: создание и эволюция военно-политического блока (1955-1959 гг.) // Многосторонняя дипломатия в биполярной системе международных отношений. - М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2012.

22. C. Fouracres to Mr A. Goodison, 29 December 1955 // Records of Jordan. V. 9. - L., 1993.

23. Podeh, E. The quest for hegemony in the Arab World: the struggle over the Baghdad Pact. - Leiden: E.J. Brill, 1995.

24. Mr C. Duke to Mr. Selwyn Lloyd, 27 July 1956 // Jordan: annual review for 1955 with enclosure: chronological summary of the year's events. Records of Jordan V. 9. - L., 1993.

25. ЮрченкоВ.П. Египет: проблемы национальной безопасности (1952-2002 гг.). - М.: Асти-издат, 2003.

26. Исаев Г.Г. Ближневосточный конфликт. Эволюция проблемы // Ближний Восток: война и политика. - М.: Изд. дом «Марджани», 2010.

27. Рыжов И.В., Бородина М.Ю. «Арабская весна» как квинтэссенция межарабских противоречий // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. - 2012. - № 6 (1).

References and Sources

1. Salibi K. The Modern History of Jordan. - L., 1993.

2. The National Archives of the United Kingdom (NAUK) // FO 371/121501. Memorandum on Lloyd-Dulles Meeting. December 10, 1956.

3. Pact of mutual co-operation between Iraq and Turkey, Baghdad, 24 February 1955. // British foreign policy: some relevant documents, January 1950-April 1955. -Connecticut: Greenwood Press, 1978. - P. 116-117.

4. Primakov E.M. Blizhnij Vostok na scene i za kulisami. - M.: Rossijskaya gazeta, 2006.

5. Jordan crisis over British proposals // Birmingham Daily Post, 15 Dec., 1955.

6. Inaugural meeting of the Baghdad Pact Council began on November 21 // Illustrated London News, 03 Dec., 1955.

7. The Baghdad parade // Hull Daily Mail, 06 Apr., 1955.

8. Game by bringing strong pressure // Birmingham Daily Post, 30 Dec., 1955.

9. 11 men lined fur Derby ally Jordan in trouble ensis has been caused by the government's decision join the Baghdad Pact // Derby Daily Telegraph, 23 Dec., 1955.

10. ENOSIS: Union with Greece after gaining \'Cyprus\' independence from Great Britian // By Low, The Manchester Guardian, 29 Jun., 1955.

11. «I am so late in the world that I have lost my way forever» - quote by Mark Antony // By Vicky, The Daily Mirror, 11 Nov., 1955.

12. Arab states // By Vicky, The Daily Mirror, 21 Nov., 1955.

13. Let Armageddon commence! // By Low, The Manchester Guardian, 22 Nov., 1955.

14. Magic lamp // By Vicky, The Daily Mirror, 24 Nov., 1955.

15. The Arab «hail» to his steed // By Vicky, The Daily Mirror, 1 Dec., 1955.

16. Bradshaw, T. The Glubb Reports: Glubb Pasha and Britain's Empire Project in the Middle East 1920-1956. - Palgrave Macmillan, Hampshire, 2016.

17. «O, dear, Selwyn! It looks as if we\'ve been backing and wrong horse...» // By Vicky, The Daily Mirror, 5 Mar., 1956.

18. «HO!HO! Now my boots are not for kissing but for kicking!» // By Cummings, The Daily Express, 5 Mar., 1956.

19. Aganin A.R., Solov'eva Z.A. Sovremennaya Iordaniya. - M.: Asti-izdat, 2003.

20. Shlaim A. Lion of Jordan: the life of King Hussein in war and peace. - L.: Penguin Books, 2007.

21. Rumyancev V.P. Ot Bagdadskogo pakta k SENTO: sozdanie i evolyuciya voenno-politicheskogo bloka (1955-1959 gg.) // Mnogostoronnyaya diplomatiya v bipolyarnoj sisteme mezhdunarodnyh otnoshenij. - M.: Russkij fond sodejstviya obrazovaniyu i nauke, 2012.

22. C. Fouracres to Mr A. Goodison, 29 December 1955 // Records of Jordan. V. 9. - L., 1993.

23. Podeh, E. The quest for hegemony in the Arab World: the struggle over the Baghdad Pact. - Leiden: E.J. Brill, 1995.

24. Mr C. Duke to Mr. Selwyn Lloyd, 27 July 1956 // Jordan: annual review for 1955 with enclosure: chronological summary of the year's events. Records of Jordan V. 9. - L., 1993.

25. Yurchenko V.P. Egipet: problemy nacional'noj bezopasnosti (1952-2002 gg.). - M.: Asti-izdat, 2003.

26. Isaev G.G. Blizhnevostochnyj konflikt. Evolyuciya problemy // Blizhnij Vostok: vojna i politika. - M.: Izd. dom «Mardzhani», 2010.

27. Ryzhov I.V., Borodina M.Yu. «Arabskaya vesna» kak kvintessenciya mi^ezharabskih protivorechij // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. - 2012. - № 6 (1).

ЮРЧЕНКО АЛЕКСЕЙ ВЯЧЕСЛАВОВИЧ - магистр, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (1105445@bsu.edu.ru).

YURCHENKO, ALEXEY V. - master, Belgorod State National Research University (1105445@bsu.edu.ru).

УДК 94(47).084.9:37.035 «1959-1966» Б01: 10.24412/2308-264Х-2024-1-100-106

ДЬЯКОВ С.И., ДЬЯКОВ И.С. К ИСТОРИИ ПОДГОТОВКИ ОФИЦЕРОВ В КАЗАНСКОМ ВЫСШЕМ КОМАНДНО-

ИНЖЕНЕРНОМ УЧИЛИЩЕ (1959-1966 гг.)

Ключевые слова: Казанское артиллерийское техническое училище, Казанское высшее командно-инженерное училище, Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), Ракетные войска и артиллерия (РВ и А), техник-лейтенант, лейтенант, количественно-качественная характеристика выпускников, государственная выпускная экзаменационная комиссия.

В статье проводится общий анализ деятельности по подготовке в 1959-1966 гг. военных специалистов в Казанском артиллерийском техническом училище, реорганизованном в Казанское высшее командно-инженерное училище и переданном

в Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). Отмечено, что необходимость переквалификации училища на подготовку офицеров по новым специальностям определялась военно-политической обстановкой; спецификой деятельности руководства страны в сфере развития вооружений РВСН вследствие соперничества с США в ракетно-ядерной сфере, развертыванием ракетных соединений, необходимостью подготовки большого количества офицеров для РВСН. Определены основные вехи организационно-штатных изменений, представлена количественно-качественная характеристика различных категории выпускников, обучавшихся по новым специальностям в интересах РВСН, приведены ежегодные выводы выпускных экзаменационных комиссий. Показано, что, в целом, деятельность училища на протяжении рассмотренного периода по результатам государственных экзаменационных выпускных комиссий в разные годы оценивалось в основном с положительной стороны.

DYAKOV, S.I., DYAKOV, I.S.

ON THE HISTORY OF OFFICER TRAINING IN THE KAZAN HIGHER COMMAND ENGINEERING SCHOOL

(1959-1966)

Key words: Kazan Artillery Technical School, Kazan Higher Command and Engineering School, Strategic Missile Forces (Strategic Missile Forces), Missile Forces and Artillery (RV and A), lieutenant technician, lieutenant, quantitative and qualitative characteristics of graduates, state graduation examination commission.

The article provides a general analysis of training activities in 1959-1966. military specialists at the Kazan Artillery Technical School, reorganized into the Kazan Higher Command and Engineering School and transferred to the Strategic Missile Forces (Strategic Missile Forces). It was noted that the need to retrain the school to train officers in new specialties was determined by the military-political situation; the specifics of the activities of the country's leadership in the field of development of weapons of the Strategic Missile Forces due to competition with the United States in the nuclear missile field, the deployment of missile formations, the need to train a large number of officers for the Strategic Missile Forces. The main milestones of organizational and personnel changes are determined, the quantitative and qualitative characteristics of various categories of graduates who studied in new specialties in the interests of the Strategic Missile Forces are presented, and the annual conclusions of the graduation examination commissions are presented. It is shown that, in general, the activities of the school during the period under review, according to the results of state examination graduation commissions in different years, were assessed mainly on the positive side.

История подготовки офицеров для РВСН неразрывно связана с развитием ракетной техники. В 1946-1959 гг. в СССР стало активно разрабатываться ракетно-ядерное оружие, создавались первые образцы межконтинентальных баллистических ракет, а также формировались ракетные соединения, способные решать оперативные задачи во фронтовых и стратегических операциях и стратегические задачи на прилегающих театрах военных действий.

В техническом плане рубежное значение имела разработка к концу 1950-х годов ракеты Р-17, потребовавшей адекватных командно-управленческих решений [15]. В данной связи 17 декабря 1959 г. решением правительства СССР были созданы РВСН. При этом большой вклад в дело подготовки кадров в связи с вооружением Сухопутных войск и ПВО баллистическими ракетами оперативно-тактического назначения, а в дальнейшем и РВСН, внесла Военно-Техническая академия имени Ф.Э. Дзержинского под командованием видного советского военачальника маршала артиллерии Георгия Федотовича Одинцова [1]. В свою очередь, целый ряд артиллерийских и авиационных училищ в 50-х - 60-х гг. XX в. были переведены на подготовку офицеров по новым специальностям, связанным с применением баллистических ракет и ракетных комплексов. В их числе, с 16 сентября 1959 г. Казанское военное авиационно-техническое училище переводилось из системы Военно-воздушных сил (ВВС) в РВСН [2].

Для того чтобы раскрыть изменения, происходившие в порядке подготовки кадров в училище (в связи с переподчинением его РВСН), на наш взгляд, необходимо использовать историко-аналитический и историко-системный методы. Применение историко-аналитического метода позволяет осуществить анализ количественно-качественных показателей состава офицеров, подготовленных как в основной набор, так и на курсах переподготовки и при сдаче офицерами войск экзаменов экстерном, а также рассмотреть изменения в штатах училища (введение, исключение должностей, структурных подразделений). Историко-системный метод эффективен при рассмотрении влияния международной военно-политической обстановки на развитие ракетной техники и на изменение профилей подготовки некоторых военных училищ (в нашем случае - Казанского высшего командно-инженерного училища).

Становление нового типа училища началось с того, что, согласно директиве Генерального штаба № ОРГ/9/72913 от 28.07.59 г., Казанское военное авиационно-техническое училище было переведено из системы Военно-воздушных сил (ВВС) в Ракетные войска стратегического назначения (РВСН). И уже с 15 октября 1959 г. оно начало подготовку курсантов по ракетной технике [3, л. 52]. При этом с 16 сентября 1959 г. училище было реорганизовано в Казанское

артиллерийское техническое училище [4, л. 15]. Одновременно оно переводилось из подчинения ВВС Приволжского военного округа - непосредственно в РВСН.

На училище была возложена задача подготовки офицеров - специалистов со средним техническим образованием по эксплуатации ракетной техники. В связи с реорганизацией училища, было произведено переформирование циклов, а батальоны реорганизованы в дивизионы курсантов. Вновь сформирован был дивизион учебно-боевого обеспечения. Все эти подразделения, а также отделы, отделения, службы и мастерские личным составом комплектовались за счёт расформированных и реорганизуемых подразделений. Для доукомплектования специальных подразделений в 1959 г., в училище прибыли для дальнейшего прохождения службы специалисты по ракетной технике непосредственно из ракетных частей (18 офицеров и 14 сержантов и солдат) [3, л. 15].

В 1961 г., с целью обеспечения подготовки и переподготовки офицерского состава для РВСН, при училище были созданы курсы подготовки младших офицеров численностью переменного состава курсантов в 300 человек. Срок обучения на курсах был установлен в 12 месяцев; начало занятий на курсах было определено с 1 марта 1962 года [3, л.л. 15-16; 5, л. 16].

Во исполнении директивы Министра обороны № ОРГ/2/61289 от 29.05.1962 г., численность временного состава курсантов на курсах подготовки младших офицеров в училище увеличилась на 270 человек [6, л. 16]. Начало занятий на курсах было установлено с 1 декабря 1962 г. Срок обучения составлял 12 месяцев [3, л. 16]. В таблице 1 представлена количественно-качественная характеристика выпусков 1960 г. и 1961 г.

Таблица 1.

Количественно-качественная характеристика выпусков 1960-1961 гг. _

Месяц/ год Специальности подготовки Количество по специальности (чел.) 1 разряд (%) 2 разряд (%) 3 разряд (%) Общее количество (чел.)

1 2 3 4 5 6 7

09/1960 Техники по эксплуатации и ремонту реактивного вооружения 276 24,6 51 24,4 541

Техники по эксплуатации и ремонту электрооборудования реактивного вооружения 265

08/1961 Техники по эксплуатации и ремонту РВ 298 26,4 53,9 19,7 534

Техники по эксплуатации и ремонту электрооборудования ракетного вооружения 236

Всем выпускникам присвоены были офицерские звания техник-лейтенант [3, л. 53-54; 7,

л. 54].

В 1963 г. на основания Директивы Главного Штаба Ракетных войск № 481137 от 21 января 1963 г. было принято решение [8, л. 17] о продлении срока обучения курсантов курсов подготовки младших офицеров набора марта 1962 г. до июля 1963 г. Их выпуск следовало произвести вместе с курсантами 3 курса. А выпуск всех курсантов из числа сверхсрочнослужащих набора марта 1962 г. с присвоением им звания «Лейтенант», следовало произвести 1 марта 1963 года.

Во исполнение приказа Министра обороны № 0027 от 10.03.1962 г. и директивы Генерального штаба № орг/9/47701 от 4.03.1963 г., Казанское артиллерийское техническое училище было преобразовано в Казанское высшее командно-инженерное училище с 1 июля 1963 г. с общей численностью 706 военнослужащих, 535 рабочих и служащих, переменного состава -1200 курсантов [9, л. 17].

Обучение по новому профилю началось с первого курса. Курсанты, окончившие 1 и 2 курсы реорганизуемого училища, доучивались по программам командно-технического училища и окончили училище техниками. На период доучивания курсантов по программам командно-технического училища разрешено было содержать постоянный состав курсантских подразделений за счет временного некомплекта училища. В таблице 2 представлена количественно-качественная характеристика выпусков 1962-1963 гг.

Таблица 2.

Количественно-качественная характеристика выпусков 1962-1963 гг._

Месяц/ год Специальности подготовки Количество по специальности (чел.) Отлично (%) Хорошо (%) Посредственно (%) Общее количество (чел.)

1 2 3 4 5 6 7

09/1962 Техники по эксплуатации и ремонту РВ 242 61,5 33,1 5,4 500

Техники по эксплуатации и ремонту электрооборудования ракетного вооружения 258 53,3 38,1 8,6

07/1963 Техники по эксплуатации и ремонту наземного оборудования РВ 186 45,0 45,4 9,6 382

Техники по эксплуатации приборов автономной системы управления РВ 196 47,2 43,2 9,6

Характеризуя качество подготовки офицерских кадров, нужно отметить, что в выводах Государственной выпускной комиссии по итогам аттестации выпущенных специалистов в 1962 г. было, в частности, отмечено, что:

1. Курсанты получили достаточную специальную и методическую подготовку, необходимую для выполнения должности техника в ракетных войсках.

2. Практические навыки у курсантов при работе на материальной части хорошие.

3. Политико-моральное состояние курсантов-выпускников здоровое.

4. Всем выпускникам присвоены первичные офицерские звания «Техник- лейтенант», (приказ МО СССР № 01701 от 01.09.62 г.) [3, л. 55].

В марте 1963 г. 13 курсантов курсов подготовки младших офицеров (сверхсрочнослужащие) закончили годичные курсы. Еще 104 курсанта закончили полуторагодичные курсы по подготовке младших офицеров по специальности техник по эксплуатации и ремонту наземного оборудования (с оценками отлично - 43,8%, хорошо - 45,0%, посредственно - 11,2%). Подготовлено и выпущено было также 30 офицеров и сверхсрочнослужащих, сдавших экзамены экстерном за полный курс артиллерийского технического училища.

В выводах государственной выпускной комиссии, работавшей в 1963 г., отмечалось:

1. Программа обучения выполнена полностью и усвоена хорошо. Теоретические знания и практические навыки у курсантов при работе на технике - хорошие.

2. Политико-моральное состояние у курсантов-выпускников - здоровое.

3. Всем выпускникам присвоены первичные офицерские звания «Техник- лейтенант», а курсанты курсов получили воинское звание «Лейтенант» (приказ МО СССР № 01198 от 31.07.1963 г.) [3, л. 56].

В таблице 3, 4 представлены данные по выпускам, произведенным 1964 г., когда училище окончили 535 офицеров.

Таблица 3.

Количественное выполнение плана подготовки командно-технических кадров_

Профиль подготовки Дата выпуска Выпущено специалистов Примечание

1 2 3 4

Техники-механики по конструкции, двигателям и механическому оборудованию 15 мая 1964 г. 96 Курсы подготовки младших офицеров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Техники-механики по конструкции, двигателям и механическому оборудованию 20 июля 1964 г. 220 Основной курс

Техники-электрики по электроавтоматическим системам и приборам подвижного и стационарного оборудования 20 июля 1964 г. 219

Кроме того, сдавали экзамены и получили дипломы об окончании училища 18 офицеров из войск экстерном. Госэкзамены проводились на основании приказов Главкома РВ № 0113 от 30.03.64 г. и № 127 от 04.06.64 г.

Таблица 4.

Качественное выполнение плана подготовки командно-технических кадров_

Оценки Основной курс Курсы подготовки младших специалистов

1 2 3

Отлично 55,3% 49,2%

Хорошо 37,0% 41,9%

Удовлетворительно 7,7% 8,9%

Дипломы с отличием получили: по основному курсу 91 человек или 20,7%; по курсам подготовки младших офицеров - 10 человек или 9,6%.

Государственная выпускная экзаменационная комиссия в своих выводах отметила, что программа теоретического и практического обучения выполнена полностью и в основном курсантами усвоена хорошо. Все выпущенные курсанты получили достаточную подготовку для выполнения функциональных обязанностей на командно-технических должностях в войсках. Морально-политическое состояние курсантов-выпускников высокое. Всем выпускникам были присвоены офицерские звания «Техник-лейтенант», а курсантам курсов - «Лейтенант» [10, л. 54; 11, л. 59; 3, л.л. 58-59].

В 1965 г. был произведен последний выпуск училища, когда оно подчинялось Главнокомандующему РВСН. Всего окончило училище 398 человек. В таблице 5 представлены данные по выпуску 1965 г.

Таблица 5.

Количественное выполнение плана подготовки командно-технических кадров_

Профиль подготовки Дата выпуска Выпущено специалистов Примечание

1 2 3 4

Техники-механики по конструкции, двигателям и механическому оборудованию 20 июля 1965 г. 210 Основной курс

Техники-электрики по электроавтоматическим системам и приборам подвижного и стационарного оборудования 20 июля 1965 г. 187 Основной курс

Техник-электрик по электроавтоматическим системам и приборам подвижного и стационарного оборудования 11.10.1965 г. 1 курсант Ванюков М.В., находился в госпитале на лечении

Кроме того, в этом году сдавали Государственные экзамены и получили дипломы об окончании училища экстерном шесть офицеров. Госэкзамены проводились на основании приказа Главкома РВ № 0252 от 7 июня 1965 г. и обнаружили хороший уровень подготовки выпускников училища. На них были получены оценки отлично - 54,6%; хорошо - 38,3%; удовлетворительно -7,1%. Дипломы с отличием получили 75 человек или 18,9%

Государственная экзаменационная комиссия в своих выводах отметила, что программа теоретического и практического обучения выполнена полностью и курсантами усвоена хорошо [3, л. 60]. Все выпущенные курсанты получили достаточную подготовку для выполнения функциональных обязанностей на командно-технических должностях в войсках. Морально-политическое состояние курсантов-выпускников - высокое. Всем выпускникам были присвоены офицерские звания «Лейтенант» [12, л. 61]. Курсант М.В. Ванюков во время работы Государственной комиссии находился на излечении в госпитале. Офицерское звание «Лейтенант» курсанту М.В. Ванюкову было присвоено приказом МО № 01401 от 11 октября 1965 года [3, л. 61].

В 1965 году, во исполнение директивы Министра Обороны Союза ССР № орг/2/46798 от 23 августа 1965 г., училище с имеющимся в нем постоянным и переменным составом было переподчинено Командующему Ракетными войсками и артиллерией [13, л. 18].

В 1966 г. на основании директивы Министра обороны Союза ССР № орг/2/46798 от 23 августа 1965 г. и в соответствии с указаниями Генерального штаба № орг/3/110984 от 13 мая 1966 г., училище с 1 июля 1966 г. переводилось на штат № 17/601 с общей численностью 2377 чел. [14, л. 18]: (генералов -1; офицеров - 321; сержантов - 118; солдат - 218; рабочих и служащих - 519; курсантов - 1200 [3, л.л. 17-18]).

Очевидно, что необходимость переквалификации училища с авиационных специальностей на подготовку офицеров по ракетным специальностям определялась военно-политической обстановкой вследствие соперничества с США в ракетно-ядерной сфере; целенаправленной деятельностью руководства государства и армии по развитию вооружений РВСН; развертыванием все новых ракетных соединений; необходимостью подготовки большого количества офицеров для РВСН.

В завершение следует сделать ряд ключевых выводов.

В конце 50-х - начале 60-х гг. XX века подготовка специалистов для РВСН стала особенно востребованной, так как на вооружение Вооруженных сил СССР поступили новые баллистические ракеты и ракетные комплексы, причем постоянная модернизация их в связи с постоянным соперничеством между США и СССР требовала постоянной корректировки программ подготовки, а также увеличения количества специалистов данного профиля из-за развертывания новых ракетных соединений. Соответственно, многие училища в этот период переквалифицировались на другие профили подготовки, касающиеся ракетных специальностей не только для РВСН, но и для РВ и Артиллерии.

Рассмотренное в статье училище в течении 10 лет три раза переподчинялась разным видам ВС СССР (ВВС-РВСН-СВ). В штат училища постоянно вносились изменения (за указанный период их было 7). Всего в училище было подготовлено 2914 офицеров (из них курсы младших офицеров - 117 чел., из числа офицеров и сверхсрочнослужащих, прошедших полный курс училища - 54 чел.). В выводах Государственных выпускных экзаменационных комиссии на протяжении всего рассмотренного периода отмечался высокий уровень методической, теоретической и практической подготовки, а также высокое морально-политическое состояние. Изменения, проходившие в учебно-воспитательном процессе училища, всегда были направлены на повышение качества подготовки выпускников и всегда шли в ногу со временем.

В целом, деятельность училища на протяжении рассмотренного периода, по результатам оценки государственными экзаменационными выпускными комиссиями, показывает высокое качество подготовки выпускников для РВСН, многие из которых продолжили в дальнейшем военную службу в РВ и Артиллерии Сухопутных войск.

Литература и источники

1. Казанское высшее командно-инженерное училище ракетных войск имени маршала артиллерии М.Н. Чистякова // URL: https://uralinbez.ru/kazanskoe-vysshee- komandno-inzhenernoe-uchilishhe-raketnyh-vojsk/?ysclid=lrxrcxoaih673473724 (дата обращения 28.01.2024).

2. Постников А.Г., Титов А.А. У истоков создания системы подготовки кадров для Ракетных войск стратегического назначения // Маршал артиллерии Г.Ф. Одинцов - видный артиллерийский военачальник (к 120-летию со дня рождения): Материалы внутривузовского военно-исторического семинара, Санкт-Петербург, 04 марта 2021 года. - СПб.: Михайловская военная артиллерийская академия МО РФ, 2021. - С. 41-44.

3. Центральный архив Министерства обороны (ЦАМО) Ф. 51. Оп. 28181. Д. 1.

4. Директива Генерального штаба № ОРГ/9/73016 от 25 августа 1959 г. // ЦАМО. Ф. 61731. Оп. 901503. Д. 1.

5. Директива Главкома Ракетных войск № 646949 от 26 ноября 1961 г. // цАмО. Ф. 61731. Оп. 901503. Д. 1.

6. Директива Главного Штаба Ракетных войск № 625471 от 17 октября 1962 г. // ЦАМО. Ф.61731. Оп. 901503. Д. 1.

7. Приказ МО СССР № 01172 от 4.8.1961 г. // ЦАМО. Ф. 51. Оп. 28181. Д. 1.

8. Директива Главного Штаба Ракетных войск № 481137 от 21 января 1963 г. // ЦАМО. Ф.61731. Оп. 901503. Д. 1.

9. Директива Главного Штаба Ракетных войск № 481/498 от 1 июня 1963 г. // ЦАМО. Ф.61731. Оп. 901503. Д. 1.

10. Приказ МО № 01255 от 30.07.64 г. // ЦАМО. Ф. 51. Оп. 28181. Д. 1.

11. Приказ МО № № 0737 от 31.05.64 г. // ЦАМО. Ф. 51. Оп. 28181. Д. 1.

12. Приказ МО № 01068 от 30 июля 1965 г. // ЦАМО. Ф. 51. Оп. 28181. Д. 1. Л.).

13. Директива Главнокомандующего Ракетными войсками № 350970 от 13 сентября 1965 г. (ЦАМО. Ф.61731. Оп. 901503. Д. 1. Л. 18).

14. Директива Штаба Приволжского военного округа № ОМУ/1/052138 от 21 мая 1966 г.// ЦАМО. Ф.61731. Оп. 901503. Д.1.

15. Мильбах В.С., Титов А.А. Рождение "Эльбруса". Уникальность технических решений советских инженеров в процессе создания баллистической ракеты 8К14 (Р-17) // Военно-исторический журнал. - 2022. - № 7. - С. 64-73.

References and Sources

1. Kazanskoe vysshee komandno-inzhenernoe uchilishche raketnyh vojsk imeni marshala artillerii M.N. Chistyakova // URL: https://uralinbez.ru/kazanskoe-vysshee- komandno-inzhenernoe-uchilishhe-raketnyh-voj sk/?ysclid=lrxrcxoaih673473724 (data obrashcheniya 28.01.2024).

2. Postnikov A.G., Titov A.A. U istokov sozdaniya sistemy podgotovki kadrov dlya Raketnyh vojsk strategicheskogo naznacheniya // Marshal artillerii G.F. Odincov - vidnyj artillerijskij voenachal'nik (k 120-letiyu so dnya rozhdeniya): Materialy vnutrivuzovskogo voenno-istoricheskogo seminara, Sankt-Peterburg, 04 marta 2021 goda. - SPb.: Mihajlovskaya voennaya artillerijskaya akademiya MO RF, 2021. - S. 41-44.

3. Central'nyj arhiv Ministerstva oborony (CAMO) F. 51. Op. 28181. D. 1.

4. Direktiva General'nogo shtaba № 0RG/9/73016 ot 25 avgusta 1959 g. // CAMO. F. 61731. Op. 901503. D. 1.

5. Direktiva Glavkoma Raketnyh vojsk № 646949 ot 26 noyabrya 1961 g. // CAMO. F. 61731. Op. 901503. D. 1.

6. Direktiva Glavnogo Shtaba Raketnyh vojsk № 625471 ot 17 oktyabrya 1962 g. // CAMO. F.61731. Op. 901503. D. 1.

7. Prikaz MO SSSR № 01172 ot 4.8.1961 g. // CAMO. F. 51. Op. 28181. D. 1.

8. Direktiva Glavnogo Shtaba Raketnyh vojsk № 481137 ot 21 yanvarya 1963 g. // CAMO. F.61731. Op. 901503. D. 1.

9. Direktiva Glavnogo Shtaba Raketnyh vojsk № 481/498 ot 1 iyunya 1963 g. // CAMO. F.61731. Op. 901503. D. 1.

10. Prikaz MO № 01255 ot 30.07.64 g. // CAMO. F. 51. Op. 28181. D. 1.

11. Prikaz MO № № 0737 ot 31.05.64 g. // CAMO. F. 51. Op. 28181. D. 1.

12. Prikaz MO № 01068 ot 30 iyulya 1965 g. // CAMO. F. 51. Op. 28181. D. 1. L.).

13. Direktiva Glavnokomanduyushchego Raketnymi vojskami № 350970 ot 13 sentyabrya 1965 g. (CAMO. F.61731. Op. 901503. D. 1. L. 18).

14. Direktiva Shtaba Privolzhskogo voennogo okruga № OMU/1/052138 ot 21 maya 1966 g. // CAMO. F.61731. Op. 901503. D. 1.

15. Mil'bah V.S., Titov A.A. Rozhdenie \"El'brusa\". Unikal'nost' tekhnicheskih reshenij sovetskih inzhenerov v processe sozdaniya ballisticheskoj rakety 8K14 (R-17) // Voenno-istoricheskij zhurnal. - 2022. - № 7. - S. 64-73.

ДЬЯКОВ СЕРГЕЙ ИВАНОВИЧ - кандидат педагогических наук, доцент, начальник факультета, Михайловская военная артиллерийская академия (serDyakoff@yandex.ru).

ДЬЯКОВ ИЛЬЯ СЕРГЕЕВИЧ - курсант, Михайловская военная артиллерийская академия (gamehipster98@gmail.com). DYAKOV, SERGEY I - Ph.D. in Pedagogy, Associate Professor, Head of Faculty Mikhailovsky Military Artillery Academy (serDyakoff@yandex.ru).

DYAKOV, ILYA S. - Cadet, Mikhailovsky Military Artillery Academy (gamehipster98@gmail.com).

УДК 94(47).084.9:351.85«194/195» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-1-106-110

КАЛИНИНА Е. А., ШОМБОЕВА О.А ОСНОВНЫЕ ВЕХИ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ НАСТОЛЬНОГО ТЕННИСА В СССР

В 1940-1950-Е ГОДЫ

Ключевые слова: история спорта, советский спорт, настольный теннис, пинг-понг, физическая культура, спортивные соревнования.

На основе анализа документальных материалов, а также публикаций газеты «Советский спорт» в статье рассмотрены основные вехи истории развития настольного тенниса в СССР в 1940-1950-е годы. Освещены основные события, которые оказали наиболее значительное влияние на развитие настольного тенниса. Отмечается, что история развития настольного тенниса в Советском Союзе представляет собой уникальный отрезок в истории спорта нашей страны. Открытие Всесоюзной секции по этому виду спорта, вхождение ее в состав международных спортивных организаций, появление новых официальных правил, проведение всесоюзных и региональных соревнований дали возможность сделать значительный шаг в развитии настольного тенниса. В статье фиксируются как положительные стороны, достижения в развитии этого вида спорта, так и проблемы, в числе которых особо выделены нехватка высококвалифицированных тренеров, слабость технической и тактической подготовки спортсменов, отсутствие должной материально-технической базы.

KALININA, E. A., SHOMBOEVA, OA. MAIN MILESTONES IN THE HISTORY OF TABLE TENNIS DEVELOPMENT IN THE USSR IN THE 1940-1950S

Key words: history of sports, Soviet sports, table tennis, ping-pong, physical education, sports competitions.

Based on the analysis of documentary materials, as well as publications of the newspaper "Soviet Sport", the article examines the main milestones in the history of the development of table tennis in the USSR in the 1940-1950s. The main events that had the most significant impact on the development of table tennis are covered. It is noted that the history of the development of table tennis in the Soviet Union represents a unique period in the history of sports in our country. The opening of the All-Union section for this sport, its entry into international sports organizations, the emergence of new official rules, and the holding of all-Union and regional competitions made it possible to take a significant step in the development of table tennis. The article records both the positive aspects, achievements in the development of this sport, and problems, among which the lack of highly qualified coaches, the weakness of the technical and tactical training of athletes, and the lack of proper material and technical base are highlighted.

Настольный теннис (пинг-понг) является одним из самых доступных игровых видов спорта. Играть можно как в закрытых залах, так и на открытых спортивных площадках. Для этого необходимо иметь две ракетки, мяч и стол. В СССР настольный теннис появился еще в 1920-х годах. Однако по ряду причин, прежде всего в связи с отсутствием необходимой материально-технической базы, а также доминировавшей в 1930-х годах тенденции развития, в первую очередь, военизированных видов спорта какого-то серьезного развити он не получил. Время для нового этапа в развитии тенниса в Советском Союзе пришло лишь в послевоенные годы.

Важнейшей, по существу переломной, вехой в истории советского настольного тенниса стало создание в Московском Комитете по делам физической культуры и спорта профильной секции, вслед за чем в 1946 году состоялись и первые соревнования на первенство Москвы (далее - ежегодные). Важно отметить возрождение этого вида спорта в разных регионах страны. С 1947 г. республиканские первенства по теннису организовывались не только в столице, но и в Ленинграде Каунасе, Таллине, Ереване, Кишиневе, Минске и в других городах.

На общесоюзный уровень настольный теннис вышел однако же лишь в 1950 году, когда в Москве прошел турнир с участием 30 человек (12 мужчин и 8 женщин). Победителями турнира стали В. Варякоис (Литва) и Ф. Душкесас (Москва) с равным количеством побед. Третье место

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.