УДК 811.511.143'373.232+811.511.143'373.6+94 (470.54)
Т.Н. Дмитриева К истории пелымских манси и их фамилий
Аннотация. В статье рассматриваются вопросы этнодемографической истории пелымских манси, носителей пелымского диалекта мансийского языка, ассимилированных русским окружением и утративших этничность в середине XX в., прослеживается история их фамилий. Показана роль сосьвинских манси в формировании мансийского населения Пелыма. Ряд фамилий рассмотрен с точки зрения их этимологии. Статья основана на исторических данных, антропонимиче-ском и топонимическом материале письменных и полевых источников.
Ключевые слова: обские угры, пелымские манси, этнодемографическая история, топонимия, антропонимия, фамилии, история и этимология фамилий.
T.N. Dmitrieva
On the history of Pelym's Mansi and their surnames
Summary. The article is about research on the questions about the ethnodemographic history of the Pelym's Mansi, Pelym dialect native speakers that were assimilated into Russian environment and lost their ethnic identity in the middle of the XXth century. The author traces the history of their surnames and in connection with this shows the role of the Sosva Mansi in forming the Mansi populace on the river Pelym. Some surnames are examined from the etymological point of view. This work is based on the historical data, anthroponimic and toponimic material of the written and field sources.
Keywords: Mansi of the river Pelym, ethnodemographic history, place names, surnames, history and etymology of Mansi surnames.
Территория бассейна реки Пелым, левого притока р. Тавды, входила в состав Пелымского княжества, одного из угорских княжеств Западной Сибири. Пелымское княжество начало формироваться в Х11-Х111 вв. и достигло значительного расцвета к XV в. Населением его были манси - вогулы, резиденцией князя являлся Пелымский городок. С конца XVI в. эти места стали осваиваться русскими, и в 1593 г. вблизи устья Пелыма на берегу реки Тавды, на месте покоренного городка Пелымского князя, был построен русский город Пелым (впоследствии село Пелым, или Пелымское), одно из древнейших поселений Сибири. Го -род Пелым, лежавший на большой сибирской дороге, проходившей через Верхотурье, имел
большое стратегическое и торговое значение, но утратил его после замены Верхотурско-го тракта Екатеринбургским [1, 28; 2, 126; 3, т. II, 348-349].
В XVII в. на пелымской территории, которая входила в состав Пелымского уезда1, было две вогульские волости: Лиственнишная (Лиственничная) и Верх-Пелымская. В конце XVIII в. Пелым перестал быть уездным городом, и Пе-лымская-Лиственнишная (Подгородная) и Верх-Пелымская волости вошли в состав Туринского уезда [4, 88; 3, т. II, 349]. В XIX в. селения пелымских манси входили в Верх-Пелымскую волость Туринского уезда.
Носители пелымского диалекта мансийского языка проживали по нижнему и среднему
1 К Пелымскому уезду относились также территории, на которых проживало вогульское население нижней Лозьвы, Тавды, верхней и средней Конды [3, т. II, 349].
Пелыму. Верхнее течение Пелыма (выше р. Атымья) было освоено северными манси -сосьвинскими и верхнелозьвинскими.
По соседству с манси жили русские крестьяне, но русские селения были только в низовьях Пелыма. Даже в XIX в. самым верхним пунктом по реке, где встречались русские, был Верх-Пелымский погост, или Верхне-Пе-лымск, и то это были священник и церковный служка (там, на месте вогульского пауля, немногим выше верхнего устья Пелыма, где река впадает в оз. Пелымский Туман, была специально построена церковь для вогулов) [5, 227; 6, 13].
Коренное население Пелыма в течение длительного времени подвергалось значительному русскому влиянию, которое усиливалось в связи с обращением манси в христианскую веру - пелымские вогулы были крещены уже в XVII в. [1, 28; 7, карта].
Как показало статистическое обследование, проведенное в начале XX в. (1901-1906 гг.) финским ученым Арттури Каннисто, уже тогда на Пелыме были смешанные мансийско-рус-ские семьи и часть пелымских манси была русифицирована. По данным Каннисто, здесь в то время проживало 36 семей манси (вогулов). Из них только мансийским языком пользовались 23 семьи; в 9 семьях говорили по-мансийски и по-русски; и только по-русски говорили в четырех семьях (д. Заречная - две семьи, по одной семье в д. Бегунова и в д. Торла) [8, 49-52]. В 60-х гг. XX в. топонимической экспедиции Уральского университета удалось найти только одного пелымского манси, помнившего свой родной язык. Его звали Денис Осипович Муль-мин, и проживал он в д. Шантальская.
О былом проживании манси на тех территориях, где они уже утратили свой язык и свою этничность, свидетельствуют многочисленные местные топонимы мансийского происхождения (русских топонимов в полевых материалах ТЭ УрГУ и даже на современной карте Пелыма значительно меньше, чем мансийских). На это же указывают заимствованные в русский язык мансийские слова. Например, на севере Свердловской области в русских говорах Припелы-
мья известны такие слова, как пайва - специальный короб, кошель из бересты, используемый для переноски груза, для сбора ягод и грибов, - слово это, как и обозначающая его реалия, заимствованы у манси - из манс. пайп с тем же значением; урай 'залив, образованный рекой, старица' - из манс. юрай [у] 'старица'; туман 'большое проточное озеро' - в топонимах Пелымский Туман, Вагильский Туман и др. - из манс. тумэн, туман 'проточное озеро'; пашка - теленок дикого оленя - из манс. пасыг [9, 67, 68, 75, 76] и др.
Для выявления состава фамилий пелым-ских манси и их селений с целью дальнейшего анализа ономастического материала нами были привлечены следующие источники:
- исповедные росписи метрических книг конца XVIII - XIX в. (публикация З.П. Соколовой) [4];
- материалы путешествий Г.Ф. Миллера 1742 г. [5], А. Алквиста 1858 г. [6], Б. Мункачи 1888-1889 г. [10];
- статистические сведения А. Каннисто 19011906 гг. [8];
- информация из справочника административно-территориального деления «Населенные пункты Уральской области» 1928 г. [11];
- полевые материалы топонимической экспедиции УрГУ (ТЭ УрГУ), собранные в 19661968 гг. в Гаринском и Ивдельском районах Свердловской области и в 1969-1974 гг. в горах Северного Урала (Ивдельский район Свердловской области и смежные территории).
В конце XVIII в. - согласно данным метрической книги 1789 г. - на Пелыме было отмечено 10 мансийских селений: одно в Пелымской, или Лиственнишной волости (Россошные юрты) и 9 в Верх-Пелымской волости (д. Пер-шинская (Вершинская), Портох (Портовская), Вотпинская, Салтанская, Рекпаульская, По-хлымская, Дьякова, Куземкина, Манзыркова), в них проживали носители 33 фамилий коренного населения [4, 296-299].
Арттури Каннисто, проводивший в начале XX в. статистическое обследование всех населенных пунктов, где проживают манси, зафиксировал на Пелыме 14 мансийских селений
(Лямьяпавл, Момлахтспавл, Поллмталяхпавл, Посырьяпавл, Вершина, Массава, Портех, Вотьпа, Сальты, Заречная, Большой Лес, Бегу-нова, Торла, Омелина). В них тогда проживали носители 13-ти фамилий [8, 49-52].
Справочник «Населенные пункты Ураль-ской области» 1928 г. фиксирует шесть вогульских деревень из 18 в Верхне-Пелымском с/с: это Вершина, Массава, Вотпа, Бегунова, Тор -ла, Верх-Пелымское; в д. Портах отмечено 6 вогулов и 4 русских, в д. Заречная - 14 вогулов и 11 русских, в д. Салты - четыре вогула и 23 русских. В сельсоветах ниже по Пелыму (там были русские деревни) отмечен один остяк и 53 русских в д. Ланцева, два остяка и 35 русских в д. Стенина (остяками здесь могли быть названы северные манси) [11, 28-32, 36].
В настоящее время из указанных селений на Пелыме осталась только Массава, но существуют еще д. Шантальская (согласно справочнику 1928 г., в ней проживало только русское население), есть несколько новых поселков по среднему и верхнему Пелыму, а также юрты северных манси в верховье реки.
Оставшиеся носители фамилий пелымских манси, полностью ассимилированные русскоязычным окружением и совершенно утратившие свой язык и традиционную культуру, проживают в немногочисленных современных пе-лымских поселках.
Обратимся к рассмотрению фамилий пелым-ского населения. Большинство из них называют собственно пелымских манси, часть - манси, переселившихся из бассейна Сев. Сосьвы.
К собственно пелымским фамилиям относятся приведенные у Каннисто в начале XX в. фамилии Ебланков, Кашицын, Куземкин, Ман-зирков, Мульмин, Анькин, Лялькин, Тюлькин, Муратков.
Некоторые из них прослеживаются как в более ранние, так и в последующие годы, вплоть до настоящего времени. Например:
Ебланков - начало XX в.: д. Вершина (четыре семьи) [8, 49]. В 1960-е гг. Епланковы жили в д. Шанталь, Юпланковы - в д. Заречная [ТЭ УрГУ]. В настоящее время Юпланковы проживают в пос. Пелым2. До недавнего времени недалеко от пос. Пелым, в уже нежилой д. Вершина еще сохранялся священный амбар семьи Юпланковых. // Ср. по исповедной росписи метрической книги 1789 г.: Епланов (Юпла-нов) - 2 хоз-ва, 19 жителей - д. Пер-шинская (Вершинская) [4, 298].
Кашицын - начало XX в.: Кашицын Павлин Филиппов, д. Большой Лес (руссиф.) [8, 51]. В 1930-е гг. носители этой фамилии жили в д. Вершина. // Ср. по метрической книге 1789 г.: Кашицын - 1 хоз-во, 16 жителей - в д. Дьякова [4, 297]. // Ср. по материалам путешествия Миллера 1742 г.: «Накатаевы, или Дьяковы, юрты, по-вогульски Жоп-раи!, или ШоппврШ-раи1, на восточном берегу... Имеет 6 юрт Верх-Пелымской волости, которая начинается с этой деревни и простирается вверх по Пелы-му. От города Пелыма досюда насчитывается приблизительно 40 верст» [5, 225]. По данным Мункачи: *МёЫ-р. (Накатайская), при том, что Накатай - очевидно, имя манси [10, 433]. Ср.: в Таможенной книге Пелыма за 1675/76 г.: «пе-лымской стрелец Савка Гайдуков продал верх-кондинским вагулечам Раю, да Пачлауру, да Кондаху, да Накатую четыре пайвы ячмени» [12, 83].
Куземкин - начало XX в.: д. Массава (четыре семьи), д. Вотьпа (две семьи) [8, 50]. // В дневнике финского ученого Августа Алквиста, путешествовавшего по Пелыму в 1858 г., упоминается селение с пятью юртами, называемое Массау, примечательное тем, что «там жил вогул-земледелец, пашня которого была в довольно хорошем состоянии; он держит три лошади, три коровы, имеет домик русского образца и у него есть самовар, чашки и другие вещи, которые показывают, что благодаря усердию и разумности он достиг благополучия» [6, 17].
2 Поселок Пелым появился в верхнем течении Пелыма в 60-е гг. XX в. в связи с прокладкой магистрального газопровода и строительством железной дороги Ивдель - Обь.
В 1960-е гг. Кузёмкины жили в д. Шанталь [ТЭ УрГУ]. В настоящее время носители фамилии Кузёмкин есть в пос. Атымья. // Ср. по метрической книге 1789 г.: Куземкин - 1 хоз-во, 23 жителя - д. Куземкина [4, 297].
Мульмин - начало XX в.: Мульмин Осип Поликарпов - д. Сальты (отец упоминавшегося выше последнего носителя пелымского диалекта Дениса Мульмина из д. Шанталь), Мульмина Акулина Феодоровна - д. Заречная [8, 51]. Внук Осипа и сын Дениса Мульмина, Дмитрий Денисович, жил в пос. Пелым и скончался в 2009 г. Он был первостроителем этого поселка и ж/д станции Пелым, его родственники проживают в пос. Пелым (ж/д станция) и ныне мансийского языка не знают. // Ср. данные метрических книг конца XVIII - XIX вв: Мулмин (Мухлин) - 2 брака в XVIII в., 9 браков в первой половине XIX в. - д. Рекпаульская [4, 298]. Но название д. Рекпаульская и д. Заречная относятся к одному и тому же селению: по сведениям Миллера 1742 г., «Яёки-раи1, на западном берегу [реки Пелым. - Т.Д.], в 3 верстах от Тйшап'а. 4 юрты» [5, 227], по данным Мункачи конца XIX в. - «Rëkw-p. (Берег-деревня, Заречная)» [10, 433], русское название тоже обозначает местоположение деревни на берегу реки. // Ср.: Мумлин - Белогорская волость, д. Белогорье, Березовский уезд, 1794 г. [4, 215].
Манзирков - начало XX в.: Манзиркова Авдотья Яковлевна - д. Сальты, Манзирков - д. Заречная (две семьи), д. Бегунова (три семьи), д. Торла (две семьи, из них одна руссиф.) [8, 5051]. В 1960-е гг. Манзырьковы жили в д. Заречная и в д. Шанталь [ТЭ УрГУ]. // Ср. по метрической книге 1789 г.: Манзырков, 3 хоз-ва, 28 жителей -в д. Манзыркова [4, 297]. Фамилия Манзырков (Монзыров) в XVIII-XIX вв. отмечается также у кондинских манси в 1785-1858 гг. [12, 80-81], в Верхне-Кондинской вол. в 1795, 1851 гг. [12, 94].
Лялькин - начало XX в.: Лялькин Андрей Петров - д. Вотьпа [8, 50]. Фамилия Лялькин в 1960-е гг. также была в д. Вотьпа. // По данным метрической книги 1789 г.: Лялькин (Лякин),
2 хоз-ва, 14 жителей - в д. Салтанская (ср. современное название д. Сальты. - Т.Д.) [4, 299].
Тюлькин - начало XX в.: Тюлькин Семен Алексеев - д. Вотьпа [8, 50]. // Предположительно ср.: Тюлин - Мало-Юганская вол. Сургутского уезда, 1782 г. [4, 259], Тулин - Мало-Атлымская вол. Березовского уезда, 1794 г. [4, 208]; Лумпокольская на р. Обь и Салтыкова на р. Вах волости Сургутского уезда, 1782 г. (дважды) [4, 271]; Лумпокольская вол. Сургутского уезда, 1850 г. [13, 172 об.].
Анькин - начало XX в.: Анькин Андри-ан Михайлов (руссиф.) - д. Заречная; Анькин Ефим Феодоров, Анькин Иван Феодоров -д. Омелина [8, 51-52]. В 1960-е гг. Анкины жили в д. Шанталь [ТЭ УрГУ]. // По метрической книге 1789 г.: Анкин, 2 хоз-ва, 21 житель - в д. Похлымская [4, 297]. // Ср.: Анькин - Лумпокольская вол. Сургутского уезда (1850 г.) [13, 171 об.]
Муратков - начало XX в.: Муратков Мики-та Степанов - д. Массава, Муратков Дмитрий Феодоров (руссиф.) - д. Бегунова [8, 50-51]. // Данные метрической книги 1789 г.: Муратков, 1 хоз-во, 7 жителей - в д. Першинская (Вер-шинская); Муратков, 1 хоз-во, 10 жителей - в д. Куземкина [4, 297]. // Ср.: Муратов - Белогорская вол. Березовского уезда, 1794 г.; Ва-спухольская вол. Березовского уезда, 1795 г. [14, 53].
Названные фамилии являются характерными для Пелыма. Многие из них - как пока можно судить по имеющимся в нашем распоряжении источникам - на других территориях проживания обских угров не встречаются. Фамилия Анькин, зафиксированная в XIX веке в Лумпокольской вол. Сургутского уезда (1850), Тюлин в Мало-Юганской вол. Сургутского уезда (1782) и Тулин в Мало-Атлымской (1794), Лумпокольской (1782, 1850) и Салтыковой (1782) волостях, а также Муратов в Белогор-ской (1794) и Васпухольской (1795) волостях Березовского уезда вряд ли генетически родственны пелымским фамилиям, хотя могут восходить к антропонимам, имеющим одинаковое происхождение.
Этимологический аспект пелымских фамилий мы пока опускаем, оставив его для дальнейшего рассмотрения.
Фамилии переселившихся на Пелым манси - носителей северно-мансийского наречия - Куриков, Пеликов, Анямов, Сам-биндалов, Хандыбин. Эти фамилии хорошо известны у манси. Например:
Кориков (Куриков) - начало XX в.: Кориков Павел Микулаев - Лямьяпавл, Кориков Василий Егоров, Кориков Петр Егоров - Момлахт-спавл [ селение, очевидно, было в верхней части реки Пелым, выше Суевата], Кориков Микулай Васильев - Поллмталяхпавл или Суйват(а)павл [8, 49].
На современной карте отмечена Юрта Ку-рикова - на прав. б. Пелыма, в верховье реки. Манси Куриков Степан Николаевич из Суеват-пауля был одним из информантов ТЭ УрГУ на Северном Урале в 1969-1971 гг. Его потомки до сих пор живут в верховьях Пелыма.
В XVIII-XIX вв. эта фамилия на Пелыме не фиксируется. Но она засвидетельствована в Сосьвинской и Подгородной волостях Березовского уезда как Куроков (Сосьвинская вол., Искарские ю., Нильдинские ю., 1794 г. [4, 173, 174]; Сосьвинская вол., 1795 г. [14, 167-167 об.]; Подгородная вол., 1795 г. [14, 143 об.]), а также в форме Курыков в Казымской и Естыль-ской волостях (Казымская вол., Чуильские ю., 1794 г.; Естыльская вол., Низямские ю., первая пол. XIX в. [4, 180, 204]).
Тот же Каннисто, побывавший в районе Сосьвы и Березова в 1905-1906 гг., фиксирует фамилию Куриков (Кийкоу) у вогулов в верх-несосьвинских юртах Искар (то же, что упомянутые выше ю. Искарские), Янгкылмватапавл, Арпынгъяпавл, Йильпипавл, в юртах Яныг-павл на Тапсуе3, а также по Оби выше Березова у остякизированных вогулов в юртах Хопасин-ские (Хапка-павл) и Шаркала (Ятус) (= соврем. пос. Шеркалы); в варианте Кураков фамилия отмечена у вогулов в юртах Нирузпавл на Тап-суе [8, 62, 63, 66, 95].
Фамилия Куриков известна у ханты Березовского (Белоярского) р-на ХМАО и в настоящее время.
В основе фамилии может быть личное имя Курок (отмечено в Сосьвинской волости в XVII в. См. [15, 27, 30, 82]) - из манс. и хант. курык 'орел' [16, 677]. Известно, что орел - Ку-рык ики - считается духом-родоначальником и духом-покровителем Куриковых: «Божественный, главный животный для нашего рода, божественный птица. У нас фамилия Куриков, это на русский язык перевести - Орлов» (записано автором в 1993 г. в с. Полноват от Степана Семеновича Курикова, ханты из д. Чуели Бело-ярского района4).
Чуельские ханты Куриковы имеют мансийские (сосьвинские) корни или происходят от особой этнической группы вохаль, сыгравшей свою роль в этногенезе и хантов, и манси [17, 243, 475-476]. По легенде, предки хантов Куриковых, основавших д. Чуели, во время Великого потопа - «святой воды» (йемэц йицк) спустились на плотах с Сосьвы на Обь: «Святая вода когда была, на плотах две семьи были, спускались с Сосьвы, пристали к березовой гриве на Малой Тоготской Оби, там останавливались сначала. Потом уже переехали туда, где основали деревню Чуели. У них из налимьей кожи были полога, к ним ящерицы на плоты залезали, в этих пологах и спасались. Ведь кругом вода была, им деваться было некуда» (записано автором в 1995 г. от того же С.С. Ку -рикова в с. Полноват) [17, 475].
Что касается пелымской фамилии Куриков, то, по всей видимости, она также сосьвинского происхождения.
Пеликов - начало XX в.: Пеликов Николай Петров - Посыръяпавл (летняя изба), Порсь-хульмпавл (зимняя изба) [8, 65]. Каннисто отмечает этого манси в списке населения Верхней Сосьвы и указывает, что он переселился в верховье Пелыма недавно из селения Хуль-мпавл на реке Тапсуй [там же]. Таким образом,
3 Тапсуй - правый приток р. Сев. Сосьва в верхнем течении..
4 После того, как деревню смыло водой, ее жители переселились в Полноват.
относительно позднее появление Пеликовых на Пелыме очевидно - во всяком случае, не позже середины XIX в., т.к. есть сведения от 1858 г. о проживании березовского вогула (без указания имени) на «маленьком притоке Пелы-ма речке Посерья» [6, 17]. На современной карте отмечена Юрта Пеликова - по р. Посырья, лев. прит. р. Пелым. Пастухи-оленеводы Пели-ков Николай Николаевич 1913 г.р. из Посыр-я-павыл и Пеликов Тимофей Николаевич 1925 г.р. из пелымского селения ниже Посырьи также были информантами ТЭ УрГУ на Северном Урале в 1969-1971 гг.
В источниках XVIII-XIX вв. фамилия Пеликов зафиксирована в Сосьвинской и Чемашев-ской волостей Березовского уезда: Сосьвин-ская вол., Нирвожские ю., Чемашевская вол., Вежакарские ю., 1794 г. [4, 174, 199]; Сосьвин-ская вол., 1795 г. [14, 178-178 об.]; Сосьвин-ская вол., Тапсуйские ю., 1782, 1816, 1858 гг. [18, 369]. Происхождение фамилии Пеликов неясно. Может показаться, что она восходит к русск. Беликов (с оглушением начального звонкого согласного), но это маловероятно. Вместе с тем ср.: манс. сев., тавд. пелы 'работник, слуга' (< тат. [19, 430]) или сев. манс. глагольную основу рё1й]— рё1в]- \pelaj-] [19, 429], инфинитив пёлаяцкве [19, 88] - 'разгореться (об огне)'. В основе фамилии предположительно мог быть антропоним, называющий горячего, вспыльчивого человека.
Фамилии верхнепелымских северных манси Анямов, Самбиндалов и Хандыбин отра-
жены в названиях их селений на современной карте: Юрта Анямова - прав. б. р. Пелым, у вершины реки; Юрта Самбиндалова - лев. б. р. Ахвтасынгполум у устья (Ахвтасынгполум -манс. «Каменный (или Каменистый) Пелым», лев. приток Пелыма в верховье), - правда, в последних изданиях атласа Свердловской области (2010 г.) ее назвали «юрта Самбиктаева»; Хандыбина юрта - по р. Посырья (лев. приток р. Пелым). В материалах топонимической экспедиции УрГУ 1968-1971 гг. фамилия одного из информантов - манси с Пелыма отмечена в форме Хиндупин (Хинтупин); примечательно, что точно в таком же варианте (НтШргп) ее зафиксировал Каннисто у сосьвинских манси [8, 69-70, 81, 87]. Эти фамилии манси верховьев Пелыма также находят многочисленные подтверждения их бытования на Северной Сось-ве - как в прошлом, так и в настоящее время. В этимологическом отношении они, как показала, в частности, Е.И. Ромбандеева, хорошо объясняются из мансийского языка: Анямов -из манс. аням < аняц 'красивый, нарядный', Самбиндалов, Сампинталов (в материалах ТЭ УрГУ также Санбиндалов) - из манс. сам-пилтал 'слепой'; Хандыбин (Гындыбин) - из манс. кантипиц 'сердитый', 'злой' [21, 48-49]. Нельзя не отметить, что хантыйская фамилия Хандыбин тоже имеет мансийские корни.
Изучение истории фамилий пелымского населения только начато. Впереди работа по их дальнейшей проверке по историческим источникам и этимологизация.
Литература
1. Семенов П. Словарь Российской империи. Том IV. СПб.: В типографии В. Безобразова и Комп., 1873.
2. Очерки истории Югры / Н.Н. Баранов [и др.] / Отв. ред. Д. А. Редин, Н.Б. Патрикеев. Екатеринбург: Волот, 2000.
3. Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. В З-х т. Ханты-Мансийск: Сократ, 2000.
4. Соколова З.П. Социальная организация хантов и манси в XVШ-XIX вв. Проблемы фратрии и рода. М.: Наука, 1983.
5. Миллер Г.Ф. Путешествия 1742 года // Северо-Западная Сибирь в экспедиционных трудах и материалах Г.Ф. Миллера. Екатеринбург: Волот, 2006. С. 221-229.
6. Алквист А. Среди хантов и манси. Путевые записки и этнографические заметки. Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1999.
7. Главацкая Е.М. Распространение православия и ислама в Северо-Западной Сибири в конце XVI-XVII вв. (карта) // Главацкая Е.М. Религиозные традиции хантов XVII-XX вв. Екатеринбург - Салехард: РА АРТмедиа, 2005.
8. Kannisto А., Nevalainen J. Statistik über die Wogulen. Gesammelt von Artturi Kannisto, bearbeitet und herausgegeben von Jorma Nevalainen. [Статистика по вогулам. Собрано Арттури Каннисто, обработано и издано Йормой Невалайнен]. Helsinki: Suomalais-ugrilainen seura. 1969. S. 1-95 (JSFOu 70/4).
9. Матвеев А.К. Финно-угорские заимствования в русских говорах Северного Урала. Свердловск, 1959.
10. Munkacsi Bernat. A vogul föld helynevei // Munkäcsi Bernät. Vogul Nepköltesi Gyüjtemeny. Kötet IV. Eletkepek [Мункачи Бернат. Названия местности вогульской земли // Собрание вогульской народной поэзии. Т. IV Картины жизни]. Budapest 1896. P. 433-434.
11. Населенные пункты Уральской области. Т. XI. Тагильский округ. Свердловск. 1928.
12. Кондинский край XVI - начала XX в. в документах, описаниях, записках путешественников, воспоминаниях / авт-сост. В.И. Байдин [и др.]. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2006.
13. ТФ ГАТО. Ф. 154. Тобольская казенная палата. Оп. 8. Д. 754. (1850 г.)
14. ТФ ГАТО. Ф. 154. Тобольская казенная палата. Оп. 8. Д. 273. (1795 г.)
15. Hauel Petra. Die ostjakischen Personennamen unter besonderer Berücksichtigung der Personennamen des 17. Jahrhunderts // Veröffentlichungen der Societas Uralo-Altaica. Band 38. Wiesbaden, 1994.
16. Steinitz Wolfgang. Dialektologisches und etymologisches Wörterbuch der ostjakischen Sprache. Bearbeiter: Gert Sauer. Berlin: Akademie - Verlag. 1966-1993. Lfg. 1-15.
17. Дмитриева Т.Н. Топонимия бассейна реки Казым. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2005.
18. Перевалова Е.В. Северные ханты. Этническая история. Екатеринбург: УрО РАН, 2004.
19. Munkacsi B. Wogulisches Wörterbuch (Wogulisches Wörterbuch gesammelt von Bernat Munkacsi, geordnet, bearbeitet und herausgegeben von Bela Kalman). Budapest, 1986.
20. Ромбандеева Е.И. Словарь мансийско-русский и русско-мансийский. Л.: Просвещение, Ленингр. отд., 1982.
21. Ромбандеева Е.И. История народа манси (вогулов) и его духовная культура. Сургут, 1993.
ТФ ГАТО - Тобольский филиал Государственного архива Тюменской области.
References
1. Semenov P. Slovar' Rossijskoj imperii. Tom IV SPb.: V tipografii V. Bezobrazova i Komp., 1873.
2. Ocherki istorii Jugry / N.N. Baranov [i dr.] / Otv. red. D.A. Redin, N.B. Patrikeev. Ekaterinburg: Volot, 2000.
3. Jugorija. Jenciklopedija Hanty-Mansijskogo avtonomnogo okruga. V Z-h t. Hanty-Mansijsk: Sokrat, 2000.
4. Sokolova Z.P. Social'naja organizacija hantov i mansi v XVIII-XIX vv. Problemy fratrii i roda. M.: Nauka,
5. Miller G.F. Puteshestvija 1742 goda // Severo-Zapadnaja Sibir' v jekspedicionnyh trudah i materialah G.F. Millera. Ekaterinburg: Volot, 2006. S. 221-229.
6. Alkvist A. Sredi hantov i mansi. Putevye zapiski i jetnograficheskie zametki. Tomsk: Izd-vo Tomsk. un-ta, 1999.
7. Glavackaja E.M. Rasprostranenie pravoslavija i islama v Severo-Zapadnoj Sibiri v konce XVI-XVII vv. (karta) // Glavackaja E.M. Religioznye tradicii hantov XVII-XX vv. Ekaterinburg - Salehard: RA ARTmedia,
8. Kannisto A., Nevalainen J. Statistik über die Wogulen. Gesammelt von Artturi Kannisto, bearbeitet und herausgegeben von Jorma Nevalainen. [Statistika po vogulam. Sobrano Artturi Kannisto, obrabotano i izdano Jormoj Nevalajnen]. Helsinki: Suomalais-ugrilainen seura. 1969. S. 1-95 (JSFOu 70/4).
9. Matveev A.K. Finno-ugorskie zaimstvovanija v russkih govorah Severnogo Urala. Sverdlovsk, 1959.
10. Munkacsi Bernat. A vogul föld helynevei // Munkacsi Bernat. Vogul Nepköltesi Gyüjtemeny. Kötet IV. Eletkepek [Munkachi Bernat. Nazvanija mestnosti vogul'skoj zemli // Sobranie vogul'skoj narodnoj pojezii. T. IV. Kartiny zhizni]. Budapest 1896. P. 433-434.
11. Naselennye punkty Ural'skoj oblasti. T. XI. Tagil'skij okrug. Sverdlovsk. 1928.
12. Kondinskij kraj XVI - nachala XX v. v dokumentah, opisanijah, zapiskah puteshestvennikov, vospominanijah / avt-sost. VI. Bajdin [i dr.]. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2006.
13. TF GATO. F. 154. Tobol'skaja kazennaja palata. Op. 8. D. 754. (1850 g.)
14. TF GATO. F. 154. Tobol'skaja kazennaja palata. Op. 8. D. 273. (1795 g.)
15. Hauel Petra. Die ostjakischen Personennamen unter besonderer Berücksichtigung der Personennamen des 17. Jahrhunderts // Veröffentlichungen der Societas Uralo-Altaica. Band 38. Wiesbaden, 1994.
16. Steinitz Wolfgang. Dialektologisches und etymologisches Wörterbuch der ostjakischen Sprache. Bearbeiter: Gert Sauer. Berlin: Akademie - Verlag. 1966-1993. Lfg. 1-15.
17. Dmitrieva T.N. Toponimija bassejna reki Kazym. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. un-ta, 2005.
18. Perevalova E.V. Severnye hanty. Jetnicheskaja istorija. Ekaterinburg: UrO RAN, 2004.
19. Munkacsi B. Wogulisches Wörterbuch (Wogulisches Wörterbuch gesammelt von Bernat Munkacsi, geordnet, bearbeitet und herausgegeben von Bela Kalman). Budapest, 1986.
20. Rombandeeva E.I. Slovar' mansijsko-russkij i russko-mansijskij. L.: Prosvewenie, Leningr. otd., 1982.
21. Rombandeeva E.I. Istorija naroda mansi (vogulov) i ego duhovnaja kul'tura. Surgut, 1993.
TF GATO - Tobol'skij filial Gosudarstvennogo arhiva Tjumenskoj oblasti.