Научная статья на тему 'К истории парохода «Кампанья де Филипинас»'

К истории парохода «Кампанья де Филипинас» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
135
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ / АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКИЙ РЕГИОН / ФИЛИППИНЫ / ИСПАНО-АМЕРИКАНСКАЯ ВОЙНА / HISTORY / THE ASIA-PACIFIC REGION / THE PHILIPPINES / THE SPANISH-AMERICAN WAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Митюков Николай Витальевич

Прослежена судьба парохода «Кампанья де Филипинас», ставшего самым крупным судном Филиппинского революционного флота в 1898 г. Сделано предположение, что, несмотря на имеющуюся информацию об установке повстанцами на судно орудий, оно участвовало в боевых операциях без вооружения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About history of steamer «Campañía de Filipinas»1

Virtually all studies about insurrect the Philippines provides information about the formation of the Philippine revolutionary navy. As a rule, the authors when they refer to Admiral Dewey's memories, or Filipino leader Aguinaldo, speaking about "armed ship Campania de Filipinas. Meanwhile, information about its weaponry is not confirmed by other sources, and in addition, in the history of the Philippine Tobacco Company (La Compañía General de Tabacos de Filipinas) and the Imperial Japanese Navy is also referred to a ship of the same name, so that the uninitiated reader may be given the impression that only had three steamer "Campania de Filipinas." July 1, 1890 Scottish company "Lobnits" of Glasgow launched the small passenger vessel with an iron hull, named by name it ordered the tobacco company, "Campana de Filipinas." The vessel was designed for short-sea shipping between Aparri (northern Luzon), and Manila. The bulk of the cargo was tobacco, which is further from Manila bound for Europe and America. The steamer toiled for the benefit of their masters to the start of the Spanish-American War. On July 3 ship mutiny, in which the ship joined the Philippine Revolutionary Forces. There is evidence that on the steamer found guns from the ex-Spanish ships sunk in Manila. However, later in the fate of the French government intervened steamer that required to equate the armed ship to the pirates, because of which the Filipinos had to be disarmed. In this regard, "Compania de Filipinas," attended the operations of Philippine insurgents without weapons. Most part was reduced to planting landings. In August 1898 the ship was in Aparri due to lack of coal, where he was eventually taken over by the U.S. administration. During the Second World War, the ship joined the Japanese fleet in July 1945, sunk by American aircraft. Conclusions. 1. Information about the armed steamer "Campania de Filipinas" Aguinaldos insurgents is not totally real, but it had no practical significance, since the ship was quickly disarmed under the pressure of the French side. 2. Information on the steamer "Campania de Filipinas," which is found in the history of the Philippine Tobacco Company, the Philippine Revolutionary Navy and the Imperial Japanese Navy belongs to the same vessel.

Текст научной работы на тему «К истории парохода «Кампанья де Филипинас»»

2012 История №2(18)

УДК 94(599)

Н.В. Митюков

К ИСТОРИИ ПАРОХОДА «КАМПАНЬЯ ДЕ ФИЛИПИНАС»

Прослежена судьба парохода «Кампанья де Филипинас», ставшего самым крупным судном Филиппинского революционного флота в 1898 г. Сделано предположение, что, несмотря на имеющуюся информацию об установке повстанцами на судно орудий, оно участвовало в боевых операциях без вооружения.

Ключевые слова: история, Азиатско-Тихоокеанский регион, Филиппины, Испано-американская война.

Практически во всех работах по инсургенции на Филиппинах приводится информация о формировании Филиппинского революционного флота. Как правило, авторы при этом ссылаются либо на воспоминания адмирала Дьюи [1], либо на вождя филиппинцев Агинальдо [2], которые, говоря о корабельном составе, упоминают «вооруженный пароход «Кампанья де Филипинас»». Между тем информация о его вооружении не подтверждается другими источниками, а кроме того, в истории Филиппинской табачной компании (La Compania General de Tabacos de Filipinas) и Императорского японского флота также упоминается некий пароход с тем же названием, так что у неподготовленного читателя может создаться впечатление, что всего имелось три парохода «Кампания де Филипинас». Во время работы над монографией [3] не избежал определенных ошибок касательно упомянутого парохода и автор этих строк.

В начале своей деятельности Табачная компания заключила контракт с пароходной компанией «Olano & Larrinaga» на каботажные перевозки табака в Манилу. Однако уже в конце 1880-х гг., расширяя свой бизнес, компания решила построить собственное судно. 1 июля 1890 г. шотландская компания «Лобниц» из Глазго спустила на воду небольшой грузо-пассажирский пароход с железным корпусом (стапельный номер 342), нареченный по названию заказавшей его табачной компании: «Кампанья де Филипинас». Судно предназначалось для каботажных перевозок между Апарри (на севере острова Лусон) и Манилой. Разумеется, что основным грузом был табак, который далее из Манилы направлялся в Европу и Америку. В регистре компании пароход числился со следующими характеристиками: вместимость -707 брутто регистровых тонн (брт), длина 180 футов (54,9 м), ширина - 30 (9,1 м), высота борта -12 (3,6 м). Машина тройного расширения с приводом на один вал давала возможность развить скорость до 16 узлов [4].

Пароход трудился на благо своих хозяев до самого начала Испано-американской войны. Поскольку начавшаяся инсургенция на островах самым пагубным образом отразилась на прибылях компании, руководство «La Compania General de Tabacos de Filipinas» само выступило с предложением к военному руководству использовать суда компании для перевозок оружия, десантных партий, а также наблюдения за ситуацией на архипелаге [5]. В результате в среде инсургентов сформировался крайне негативный имидж компании. Прибытие на Филиппины эскадры Дьюи привело к аресту нескольких пароходов, так что до полного прояснения ситуации со статусом островов руководство решило перебазировать оставшиеся суда в нейтральные воды.

«Кампанья де Филипинас» ушла из Манилы буквально под носом американцев, прибыв в Апарру 13 июня. Возвращение в Манилу по понятным причинам было исключено, так что 3 июля пароход отчалил курсом на Формозу, чтобы переждать там смутные времена. Единственное, что не учло руководство компании, это филиппинскую команду. Через несколько часов после выхода, когда всем стало ясно, что пароход в Манилу не вернется, на нем вспыхнул мятеж. К сожалению, о событиях на борту можно судить лишь по свидетельствам одной стороны, утверждавшей, что там развернулась жестокая борьба. Только вот почему-то жертвами ее стали исключительно испанцы: капитан Франсиско Пико (Francisco Pico), офицеры Томас Лануса (Tomas Lanuza), М. Дельгадо (M. Delgado) и механик Х. Лопес Сервиньо (J. Lopez Cervino).

Ставший во главе команды механик парохода Висенте Каталан (Vicente Catalan), кубинец по национальности, приказал незамедлительно спустить испанский флаг, а вместо его поднять флаг «самопровозглашенной» Филиппинской республики, после чего пароход взял курс в Манильскую бухту. В дороге, по единодушному решению ко-

«Кампанья де Филипинас» вскоре после Испано-американской войны (из коллекции Rafael Galvan Diaz)

манды, из названия парохода было исключено слово «Кампанья», и оно превратилось в более патриотическое и революционное «Филипинас».

Ранее вождь филиппинских инсургентов Аги-нальдо на совещании с Дьюи уже поднимал вопрос о формировании Революционного флота. Но Дьюи, проявляя свою обычную предусмотрительность, не дал Агинальдо никаких гарантий или обещаний. Хотя предложение повстанцев вполне заслуживало внимания: они хотели вооружить какую-нибудь баржу, которую, отведя на буксире одного из американских кораблей в нужное место, можно было бы использовать для поддержки своих действий. Но Дьюи отказался от этого плана. Зато он передал в распоряжение Агинальдо паровой катер с крейсера «Рейна Кристина». Этот катер, нареченный «Магдало», поднял филиппинский флаг, и ему было разрешено свободно перемещаться в Манильской бухте (кстати, сейчас в Филиппинской республике «Магдало» считается чем-то вроде «дедушки филиппинского флота») [1, 2].

По правде говоря, идея организации революционного флота зародилась у Агинальдо еще в 1896 г., т.е. задолго до Испано-американской войны. Когда была принята первая филиппинская

конституция, в ней говорилось лишь об армии, хотя признавалось право филиппинского правительства выдавать каперские патенты для нападения на неприятельские суда (под которыми подразумевались, разумеется, испанские), но вскоре статья 23 дополнилась и пунктом о флоте, официальная задача которого заключалась в «защите побережья Филиппин и внутренних морей». Но фактически флот был организован лишь летом 1898 г., когда заново сформированная революционная армия одержала ряд побед над испанцами. Именно тогда несколько филиппинских судовладельцев и капитанов предложили свои услуги Агинальдо.

Первым более-менее значительным кораблем филиппинского флота следует считать пароход «Булусан» (200 брт.). До войны он ходил по маршруту Лемери - Манила - Калапан (о. Миндоро). Пароход был зафрахтован для подвозки продовольствия инсургентам, и, когда Агинальдо узнал об этом, он тут же предложил его капитану С.А. Оросе переоборудовать корабль в канонерку. Пароход пришел в бухту Бакор, где на Кавитском арсенале ему полностью перебрали машину и установили артиллерию, снятую с потопленных испанских кораблей эскадры Монтехо.

«Кампанья де Филипинас» под флагом испанской табачной компании (из коллекции Rafael Galvan Diaz)

Так флот повстанцев пополнился первой канонеркой. Позднее на Кавитском арсенале переоборудовали и вооружили орудиями с эскадры Монтехо еще несколько кораблей: «Тааленьо», «Балайян», «Таал», «Батангас», «Пурисима Консепсьон» и восемь небольших лодок, вроде «Ма-гдало». Вся эта разномастная компания получила полуофициальное название «Москитный флот». На фоне всей этой «мелочи» «Филипинас» явно выделялся своими солидными размерами, из-за чего ему, разумеется, была уготовлена роль флагмана.

Расправившись с испанскими офицерами, Ка-талан привел свой корабль в Кавите, где на него поставили два 70-мм орудия Онтория с канонерской лодки «Маркес дель Дуэро» [4].

А вскоре состоялась и первая встреча филиппинской канонерки с испанцами. 5 июля инсургенты предприняли атаку на Сан Франсиско де Малабон (San Francisco de Malabon), в котором окопались две роты первого батальона морских пехотинцев, отошедшие сюда 28 июня после капитуляции Олонгапо. Всего же на острове Гранде в бухте Субик находилось до полутора тысяч беженцев и военных: солдат, монахов, гражданских жителей, бежавших сюда от ужасов инсургентских расправ. Находившаяся тут же канонерская лодка «Колон» не давала возможности переправиться на остров лодкам повстанцев, поэтому по-

явление в бухте «Филипинаса» те ждали с нетерпением.

А вот по поводу дальнейших событий и участия в них мятежного парохода сведения различаются. Официальная испанская точка зрения, обнародованная в работе Рафаэля Гонсалеса [4], утверждает, что «Филипинас» вступил в перестрелку со своим маленьким противником. Но вот американец Геральд Андерсен [6], использовавший данные инсургентов, отрицает сам факт наличия на «Филипинасе» вооружения. По его версии, инсургенты установили на палубе котлы, в которые воткнули железные трубы для имитации орудий.

Дополнительные детали в этой истории дают мемуары вождя филиппинских повстанцев Эмилио Агинальдо [2]. По его словам, как только «Филипинас» пришел в Кавите, его незамедлительно вооружили и с войсками послали в Олон-гапо. Но уже в пути Агинальдо вынужден был послать вооруженный катер с приказом пароходу возвратиться обратно, поскольку американцы попросили «должным образом уладить вопрос, поднятый французским консулом». Речь идет о том, что, поскольку мировая общественность Филиппинскую республику не признала, факт восстания на пароходе приравнивал поднятый на нем флаг к пиратскому, и французы настойчиво требовали вернуть пароход законному владельцу. В связи с этим американское командование рекомендовало

воздержаться от участия «Филипинас» в боевых действиях. Однако спустя некоторое время пароход с десантниками все-таки отправляется к Олон-гапо. Так что факт демонтажа его орудий и замены их муляжами выглядит вполне правдоподобным, тем более что испанцы об этом не подозревали. Но, так или иначе, а, войдя в бухту Субик, «Филипинас» заставил испанскую канонерку ретироваться с поля боя.

В. Каталан, незадолго до этого продвинутый в звании до «адмирала филиппинского флота», предъявил ультиматум командиру гарнизона Исла Гранде капитану Педро Пухалесу (Pedro Pjles). На счастье испанцев, в бухту вошел германский крейсер «Ирене». Его командир приказал Катала-ну поднять белый флаг и в доказательство своей правоты сделал по нему предупредительный выстрел. Последний, разумеется, не стал себя долго уговаривать, и поспешно отошел в Кавите.

6 июля Дьюи уже проинформировали об инциденте. Поскольку в этот период он придерживался стратегии всесторонней помощи инсургентам, чтобы максимально ослабить испанцев, в бухту Субик для проверки правдивости информации отправились крейсер «Рейли» и канонерская лодка «Конкорд». В случае подтверждения сведений они имели категорический приказ «потребовать сдачу острова и бороться с теми, кто мешает это сделать» [1]. На следующее утро, войдя в Субик, американцы приступили к разведке. Испанский гарнизон действительно оказался осажден повстанцами, а как только окончательно рассвело и с германского крейсера обнаружили американцев, «Ирене» поспешил удалиться.

Справедливо опасаясь за судьбу находящихся на острове гражданских лиц, испанский командир сдался после первых же предупредительных выстрелов мелкокалиберных пушек крейсера «Рейли». Всего сдалось почти пять сотен человек, в том числе шесть офицеров испанской армии. Поскольку американцы не имели никаких сил и средств для эвакуации, командующий американским отрядом командир крейсера «Рейли» кептен Джозеф Коглан отвел свои корабли в Кавите, оставив инсургентам строжайший приказ о «хорошем обращении с испанцами». По иронии судьбы, именно «Филипинасу» довелось переправлять пленников в Олонгапо. 52 человека нонкомбатан-тов, включая монахов, были оставлены на острове, а все остальные выведены.

12 августа «Филипинас», практически не имея передышки, доставил к Замбалес (Zambales) 700 инсургентов с артиллерией, а несколько дней спустя он ушел в Апарри, чтобы участвовать в

операции по захвату провинции Кагайян (Cagayan) и островов Батанес (Batanes). На его борту к трехтысячному войску инсургентов отправились полевые командиры Оррос (Orros), Мата (Mata) и Да-ниэль-Тирона (Daniel Tirona). По прибытии парохода начальник порта Апарри Перес де Гусман (Perez de Guzman), начальник местной администрации Хоакин Чинчилья (Joaquin Chinchilla) и представитель Филиппинской компании Луис Оливерас (Luis Oliveras) были арестованы, и власть в городе перешла к инсургентам. Но именно в Апарри и закончилась «боевая карьера» «Фи-липинаса» в составе «Москитного флота», по довольно прозаической причине - отсутствию угля. Хотя Агинальдо отмечает в своих мемуарах, что причиной сдачи «Филипинаса» стали неполадки в машинах [2], это представляется маловероятным, ведь вернувшись в 1900 г. к бывшим хозяевам, он очень быстро был восстановлен. Агинальдо сообщает еще одну интересную деталь. Судя по всему, инсургенты переименовали пароход в «Лусон». Впрочем, не надолго: Филиппинская компания вернула своему пароходу старое имя.

Кстати, примерно в это же время определилась и вся судьба «Москитного флота». Еще в октябре Дьюи принял решение препятствовать дальнейшим операциям Филиппинских ВМС и начал захват всех судов под Филиппинским флагом. В итоге к 1901 г. революционный флот полностью прекратил свое существование.

Но история «филиппинского Потемкина» на этом не закончилась! В 1900 г. бывшие хозяева, не имея перспективы развития своего бизнеса на проданных американцам островах, поспешили тоже продать свою собственность американцам, которые организовали практически идентичную компанию. Верой и правдой судно под прежним наименованием служило своим новым хозяевам на каботажных линиях до 28 февраля 1942 г., пока у острова Фортуна его не потопили японцы. Поскольку корпус лег на мелководье в полузатопленном состоянии, японцы без особого труда смогли осуществить его подъем. Введенный в состав их флота в качестве сторожевика «Хоей Мару», он во второй раз отправился на дно 3 июля 1945 г. Официально считается, что судно подорвалось на минах в Цусимском проливе. Р. Гонсалес Эчегарай указывает точку гибели с координатами 34°32'СШ, 126°05'ВД [4], в то время как дайвер-ский регистр дает 34°22'СШ, 126°52'ВД [5]. Впрочем, и это не все: на его потопление претендуют и авиаторы. Так, в хронике боевых действий ВМС США значится, что в этот день они потопили небольшой пароход в точке 34°35'СШ, 126°25'ВД,

что также дает вероятность идентифицировать его с бывшей «Кампанья де Филипинас». Таким образом, можно сделать вывод, что: 1) информация о вооружении парохода «Кампанья де Филипинас» инсургентами Агинальдо вполне реальна, но она не имела практического значения, поскольку пароход был быстро разоружен под давлением французской стороны; 2) информация о пароходе «Кампанья де Филипинас», встречающаяся в истории Филиппинской табачной компании, Филиппинского революционного флота и Императорского японского флота, касается одного и того же судна.

ЛИТЕРАТУРА

1. Dewey G. Autobiography of George Dewey. Annapolis: Naval Institute Press, 1987. 213 р.

2. Aguinaldo E. True Version of the Philippine Revolution. -

URL: http://www.authorama.com/true-version-of-the-philippine-

revolution-1.html

3. Митюков Н.В. Испано-американская война на Тихом океане: В 3 т. СПб.: Ладога, 2003-2006.

4. Gonzalez Echegaray R. La iltima compania de Filipinas // Revista General de Marina. 1981. Agosto. P. 47-59.

5. Sanahuja V. El vapor «^mpa^a de Filipinas». - URL: http://vidamaritima.com/2010/06/el-vapor-compania-de-filipinas.

6. Anderson G.R. Subic Bay From Magellan to Mt. Pinatubo. The History of the U.S. Naval Station Subic Bay. - URL: http://www.preda.org/ archives/history/sbhis.htm

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.