Научная статья на тему 'К истории организации первого педиатрического факультета в России и подготовки врачей-педиатров'

К истории организации первого педиатрического факультета в России и подготовки врачей-педиатров Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
743
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДИАТРИЯ / EDUCATION / PEDIATRY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Полунина Н. В.

В СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ В РОССИИ С XIX ВЕКА ДО НАШИХ ДНЕЙ. ПОКАЗАНА ВАЖНОСТЬ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ НА ДОДИПЛОМНОМ УРОВНЕ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the history of establishment of the first pediatric faculty in Russia and pediatrician preparation

THE ARTICLE HIGHLIGHTS THE STAGES OF PEDIATRIC EDUCATIONAL SYSTEM FORMATION IN RUSSIA FROM THE 19TH CENTURY TILL NOW. THE AUTHOR STRESSES THE IMPORTANCE OF PEDIATRICIAN PREPARATION AT THE PREDIPLOMA LEVEL.

Текст научной работы на тему «К истории организации первого педиатрического факультета в России и подготовки врачей-педиатров»

Из истории педиатрии

Н.В. Полунина

Российский государственный медицинский университет, Москва

К истории организации первого педиатрического факультета в России и подготовки врачей-педиатров

В СТАТЬЕ ПРЕДСТАВЛЕНЫ ЭТАПЫ СТАНОВЛЕНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ В РОССИИ С XIX ВЕКА ДО НАШИХ ДНЕЙ. ПОКАЗАНА ВАЖНОСТЬ ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ-ПЕДИАТРОВ НА ДОДИПЛОМНОМ УРОВНЕ. КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ОБРАЗОВАНИЕ, ПЕДИАТРИЯ.

Контактная информация:

Полунина Наталья Валентиновна,

член-корреспондент РАМН,

доктор медицинских наук,

профессор кафедры общественного

здоровья и здравоохранения,

декан педиатрического факультета РГМУ

Адрес: 117868, Москва,

ул. Островитянова, д. 1,

тел. (495) 434-71-21

Статья поступила 01.04.2006 г.,

принята к печати 28.07.2006 г.

Создание государственной системы охраны материнства и детства, включающей в себя наряду с организацией работы специальных медицинских учреждений подготовку специализированных медицинских кадров для оказания лечебно-профилактической помощи женщинам и детям, явилось одним из важнейших событий в нашей стране, так как главные задачи, стоящие перед отечественным здравоохранением, состояли в обеспечении здоровья женщины-матери и ребёнка. В свою очередь, необходимость подготовки врачей, профессионально и квалифицированно решающих проблемы педиатрии — науки о здоровом и больном ребёнке, детских болезнях, их диагностике, лечении и профилактике — продиктовала необходимость организации в медицинских вузах педиатрических факультетов.

Уже на рубеже XIX и XX веков в России стала чётко проявляться дифференциация медицинских дисциплин, появились такие самостоятельные научные направления, как педиатрия и акушерство. Это было созвучно господствовавшему в то время мнению, что в области медицины функция женщин должна ограничиваться только родовспоможением и оказанием помощи детям. Поэтому в 1897 г. правительству России пришлось совершить важные шаги в деле качественного изменения медицинского образования женщин. Это проявилось в открытии первого самостоятельного Женского медицинского института в Петербурге, и через шесть лет «...по всеподданнейшему докладу Министра народного просвещения в 18-й день марта 1906 г. воспоследовало Высочайшее соизволение на учреждение медицинского отделения при Московских высших женских курсах» [1].

При этом особое место в обучении студентов медицинского факультета было обращено на формирование у них клинического мышления. В связи с этим важным событием явилось заслушивание в Московской городской управе 18 октября 1907 г. доклада № 266 об условиях предоставления Московским высшим женским курсам (в настоящее время РГМУ) городских больниц «для целей клинического преподавания», в том числе гинекологическую клинику в 1-й Градской больнице на 15 коек и клинику детских болезней в детской больнице св. Владимира на 25 коек [2].

В России уже с 1918 г. стали принимать меры по созданию высшей школы нового типа. В соответствии с Постановлением Коллегии Наркомпроса РСФСР № 77/113 от 16 октября 1918 г. Высшие Женские курсы были преобразованы во 2-й Московский Государственный Университет», имеющий в своем составе три факультета: историко-филологический, физико-математический и медицинский. Это, безусловно, повысило общественный и научный статус вуза [3]. Помимо реформы системы образования, Советская власть коренным образом перестроила и организацию детского здравоохранения. В декабре 1917 г. был издан декрет об учреждении отдела охраны материнства и младенчества при

114

THE ARTICLE HIGHLIGHTS THE STAGES OF PEDIATRIC EDUCATIONAL SYSTEM FORMATION IN RUSSIA FROM THE 19TH CENTURY TILL NOW. THE AUTHOR STRESSES THE IMPORTANCE OF PEDIATRICIAN PREPARATION AT THE PREDIPLOMA LEVEL. KEY WORDS: EDUCATION, PEDIATRY.

of the first pediatric faculty in Russia and pediatrician preparation

N.V. Polunina

Russian State Medical University, Moscow

On the history of establishment

Наркомате государственного призрения. В 1920 г. было подписано постановление о передаче всего дела охраны материнства и младенчества в ведение Наркомздрава РСФСР, в котором с 1918 г. уже работал специальный отдел здоровья детей и подростков. В декабре 1920 г. состоялось первое Всероссийское совещание по вопросам охраны материнства и младенчества. На нём было выявлено множество сложных социально-демографических и социально-медицинских проблем, решить которые могли только квалифицированные медицинские кадры. В связи с этими мероприятиями в 1922 г. во 2-м МГУ проф. А.А. Кисель организовал доцентский курс по грудному возрасту, позднее преобразованный в кафедру. Первым профессором детской клиники раннего возраста стал ученик А.А. Киселя — С.И. Федынский. В дальнейшем были организованы гинекологическая клиника, располагающаяся в 1-й городской больнице им. Пирогова, клиники детских болезней и грудного возраста на базе 1-й Детской образцовой больницы, акушерская клиника, клиники послеродовых заболеваний, социальной гигиены, гигиены воспитания [4]. В 1920-1930-е годы в связи с неблагоприятными показателями здоровья женщин и детей, материнство стало рассматриваться как важнейшая социальная и государственная функция женщин. Государство брало на себя значительную часть ответственности за воспитание и образование детей, за охрану их здоровья и адаптацию в обществе. В этот период в стране создается широкая сеть детских лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений, организуются профильные научно-исследовательские институты, разрабатывающие различные направления научных исследований в области охраны материнства и детства. К этому же времени относится и создание первого в России и в мировой практике специального факультета для подготовки врачей-педиатров. Открытие его состоялось 28 апреля 1930 г. при вновь организованном 2-м Московском медицинском институте (на базе 2-го Московского государственного университета) — в настоящее время Российском государственном медицинском университете [5]. Аббревиатуры первоначального названия факультета охраны материнства, младенчества и детства были весьма разнообразны — ОММД, ОХММД или ОХМАТМЛАДДЕТ [6]. Вначале факультет включал отделение охраны материнства, младенчества и детства (ОММиД) и отделение охраны здоровья детей и подростков (ОЗДиП), которые в дальнейшем были переименованы в отделение акушерства и гинекологии и педиатрическое отделение факультета ОММД. 4 сентября 1934 г. оба отделения объединились в одно, которое стало именоваться педиатрическим факультетом в соответствии с приказом по институту № 400 от 14 сентября 1936 г. и постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) о высшей школе [7, 8]. Одним из первых деканов факультета стал Г.Б. Гецов. Кроме 43 кафедр вновь открытых во 2-м Мединституте, непосредственно в интересах факультета ОММД действовало несколько клиник: гигиены воспитания, гигиены труда, гигиены экспериментальной, социальной гигиены, акушер-ско-гинекологическая, грудного возраста, детская [9]. Первый набор студентов на педиатрический факультет проводился на первый курс (01.10.1930 г.) и одновременно, за счёт привлечения студентов, обучавшихся на лечебном факультете, на 2-й (23.11.1930 г.), 3-й (11.021931 г.) и 4-й (15.09.1931 г.) курсы. Это позволило уже 15 июля 1932 г. осуществить первый выпуск врачей факультета охраны материнства, младенчества и детства в количестве 121 человека. Приказом Наркомздрава № 406 от 9 августа 1932 г. была дана положительная оценка работы по организации нового факультета и отмечено, что факультет «сумел дать первый выпуск большевистскими темпами». Однако, уже следующий выпуск (1934 г.) был задержан на

полгода в связи с появлением в газете «Правда» фельетона «ОММиД — ни бе, ни ме», где отмечалось, что студенты педиатрического факультета не имеют достаточной клинической подготовки по педиатрическим дисциплинам. В связи с этим был пересмотрен учебный план и увеличены часы на обучение в клинике. Выпускники факультета ОММД в тот период могли получить практическую врачебную подготовку по следующим специальностям: врач акушер-гинеколог, врач раннего детского возраста, врач по охране здоровья детей и школьной санитарии [10]. Студенческие группы в тот период в среднем составляли 12 человек. Занятия по клиническим дисциплинам проходили в ДКБ № 1 (Морозовская больница), ДКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова и ГКБ № 1. По сравнению с настоящим временем, при обучении на старших курсах значительно больше внимания уделялось теоретическим вопросам профилактики заболеваний, основам гигиены, а не клинике и вопросам диагностики и лечения заболеваний, так как существовало мнение, будто при социализме дети болеть не должны. В основе обучения в то время использовался «Дальтон-план», при котором проводился опрос одного из студентов группы и делался вывод об уровне знаний всех остальных студентов группы. В дипломе указывались все предметы, которые были изучены за период обучения. Экзамены студенты не сдавали, но для получения диплома, кроме изучения отдельных дисциплин, необходимо было написать дипломную работу и защитить её на оценку. Оценка «весьма хорошо» соответствовала современной оценке «отлично». Процедура защиты дипломной работы напоминала защиту кандидатской диссертации. История развития и становления педиатрического образования связана с драматическими моментами, которые заключались в периодически возникающем желании закрыть педиатрические факультеты. Так, первая попытка закрытия факультета была предпринята в июле 1937 г., когда на педиатрическом факультете осталось всего 6 кафедр [11]. Однако уже в апреле 1938 г. вышел приказ № 198, наполненный характерной риторикой того времени. В нем отмечалось, что решения партии и правительства о подготовке полноценных детских врачей систематически срывались «вследствие преступно-вредительских установок бывшего руководства НКЗ и ВУЗа». Для «быстрейшей ликвидации последствий вредительства» в институте была создана специальная комиссия по улучшению работы педиатрического факультета под председательством Г.А. Баткиса. Значительно (до 320 человек) были увеличены приём студентов на 1-й курс; количество кафедр, а также укреплена клиническая база факультета [12]. В начале Великой Отечественной войны, в октябре 1941 г., большая часть профессорско-преподавательского состава и студентов 2-го Московского медицинского института эвакуировались в Омск. Там преподавание велось на теоретических и клинических кафедрах Омского медицинского института, а оставшиеся в Москве преподаватели и студенты в декабре 1941 г. влились в организованный в соответствии с решением Правительства Единый медицинский институт. В сентябре 1943 г. 2-й Московский медицинский институт произвёл набор студентов на педиатрический факультет и в октябре этого же года институт и факультет возвратились из Омска в Москву. Общая численность студентов педиатрического факультета по всем курсам в октябре 1944 г. насчитывала 1300 человек [13, 14].

В дальнейшем, по окончании войны и в восстановительный период, педиатрический факультет, на котором работали выдающиеся учёные, блестящие организаторы, прекрасные преподаватели, продолжал и совершенствовал профессиональную подготовку врачей-педиатров.

О

о о

а.

5

ч

ш

ш 5 ш а. ш О и

и о а. с О Ей

115

а н

га

и

V

а о

Б

М

В 50-60-е и в начале 70-х годов двадцатого века план приёма на педиатрический факультет во 2-й МОЛГМИ составлял 300 человек [15].

Со дня основания факультета подготовка будущих педиатров проводилась в соответствии с требованиями высшей школы и запросами практического здравоохранения. За годы существования первого педиатрического факультета многое претерпело изменения. Во-первых, увеличились сроки подготовки врачей-педиатров: с 4 лет при открытии факультета до 6 лет, начиная с 1946 г. и по настоящее время. Во-вторых, начиная с 1996 г. обучение студентов-педиатров осуществляется в соответствии с Государственным образовательным стандартом по специальности — 060103 (040200) «Педиатрия» (в настоящее время действует Госстандарт 2000 г.). В-третьих, изменения коснулись и учебных планов, включающих перечень обязательных для изучения учебных дисциплин, и программ по каждому предмету. Увеличилось и число изучаемых дисциплин: с 30 при организации факультета до 45 при переходе на 6 летнее обучении и до 54 в настоящее время. Постоянно пересматривается содержание программ с учётом современных достижений медицинской науки и практики. Обучение студентов всегда включало и включает наряду с профессиональной подготовкой (медико-профилактические, общие клинические и специальные педиатрические дисциплины), изучение гуманитарных и социально-экономических, естественнонаучных и медико-биологических дисциплин. Особенностью подготовки студентов педиатрического факультета, начиная с первых курсов, является изучение вопросов диагностики, лечения и профилактики болезней не только у детей, но и у взрослых. За эти годы существенно увеличилось число часов, выделенных на освоение педиатрических дисциплин (с 340 часов в 1930 г. до 1890 часов в 2005 г.), что способствовало повышению качества подготовки педиатров.

С первых лет организации факультета деканатом и ведущими учёными проводилась работа по осуществлению на всех кафедрах профильного преподавания с учётом особенностей детского организма. В связи с этим кафедральными коллективами составлялись методические указания, учебные пособия и рекомендации по преподаванию специальных дисциплин студентам педиатрического факультета. Изменилось и количество педиатрических кафедр. Если при организации педиатрического факультета функционировали всего лишь четыре кафедры педиатрического профиля (это кафедры пропедевтики детских болезней (зав. кафедрой — Р.Р Лунц), педиатрии раннего возраста (зав. кафедрой — С.Р. Дулицкий), педиатрии старшего возраста (зав. кафедрой — А.А. Колтыпин) и детской хирургии (зав. кафедрой — К.Д. Есипов)), то в настоящее время организованы кафедры детских инфекций, поликлинической педиатрии, эндокринологии, неврологии, оториноларингологии, дерматовенерологии, офтальмологии, акушерства и гинекологии, лечебной физкультуры и физиотерапия. Особенностью действующего учебного плана, по сравнению с предыдущими, является введение элективных курсов, или курсов по выбору самого студента. Это позволяет студентам сочетать обязательное медицинское образова-

ние с индивидуальным выбором в зависимости от выбранной специальности.

Изменения в учебном плане затронули и проведение итогового контроля знаний студентов. Менялось не только число, но и организация проведения курсовых и государственных экзаменов. Если при образовании факультета сдача экзаменов по завершении изучения отдельных дисциплин отсутствовала, то в последующем число экзаменов за весь период обучения то увеличивалось (до 42 в 1987-1988 учебном году), то сокращалось (до 30 в настоящее время). В качестве государственной аттестации первые выпускники педиатрического факультета защищали дипломную работу. В настоящее время они сдают 5 итоговых экзаменов по отдельным дисциплинам и проходят междисциплинарное собеседование по специальности «Педиатрия». Постоянно ведутся поиски оптимальных и объективных методов оценки знаний студентов. На кафедрах факультета работают известные учёные, академики и члены-корреспонденты РАМН, создавшие свои научные школы. Среди них следует назвать Н.И. Нисевич и Ю.Ф. Исакова, В.А. Таболина и Н.С. Кисляк, Г.М. Савельеву и В.Ф. Учайкина, Э.А., Степанова и В.А. Михельсона; О.В. Волкову и Н.Н. Володина, и многих, многих других известных врачей и педагогов.

В настоящее время на факультете обучается от 1900 до 2000 студентов дневной и 700 студентов вечерней форм обучения. Выпуск составляет 300-350 человек на дневном и 95-110 человек на вечернем отделениях. Всего за годы существования педиатрического факультета 2 МОЛГМИ-РГМУ было осуществлено 74 выпуска дневной и 36 выпусков вечерней форм обучения, подготовлено свыше 25 тысяч врачей-педиатров. 76-летний опыт подготовки врачей-педиатров позволил добиться существенного улучшения показателей здоровья детей в нашей стране.

Несмотря на неоднократные попытки реорганизации педиатрических факультетов, заключающиеся в сокращении или объединении кафедр «в целях ликвидации штатных излишек», то, наоборот, в создании новых или разукрупнение имевшихся кафедр. Тем не менее, по опыту первого педиатрического факультета России во многих медицинских вузах стали открываться подобные факультеты. Доказательством жизнеспособности педиатрического образования является создание педиатрических факультетов не только в нашей стране (в настоящее время их имеется 37), но и в других странах мира, в том числе в Великобритании. Получение высшего педиатрического образования на додип-ломном уровне возможно в университетах Кембриджа, Бристоля, Манчестера, Лондона, Дартмура, Оксфорда, Кенсингтона и др. В Ирландии подготовка врачей-педиатров на додипломном уровне осуществляется в Тринити колледже и Дублинском университетском колледже. В развернувшейся в последнее время дискуссии, ставящей под сомнение целесообразность подготовки врача-педиатра, факты успешного существования педиатрических факультетов в медицинских вузов России и других странах мира, успехи в улучшении здоровья детей, убедительно доказывают важность додипломного педиатрического образования.

116

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. ЦАГМ. Ф. 714 Оп. 2. Д. 115. Л. 32-33.

2. ЦАГМ. Ф. 3210. Оп. 1. Д. 10. Л. 33-33 об.

3. ЦАГМ. Ф. 3210. Оп. 1. Д. 14. Л. 71.

4. ЦАГМ. Ф. 3210. Оп. 1. Д. 1. Л. 55.

5. ЦАГМ. Ф. 3210. Оп. 1. Д. 4. Л. 9.

6. ЦАГМ. Ф. 3210. Оп. 1. Д. 15. Л. 53.

7. ЦАГМ. Ф. 3210. Оп. 1. Д. 17. Л. 28.

8. ЦАГМ. Ф. 3210. Оп. 1. Д. 53. Л. 34.

9. ЦАГМ. Ф. 3210. Оп. 1. Д. 68. Л. 4.

10. ЦАГМ. Ф. 3210. Оп. 1. Д. 394. Л. 15; Д. 1188. Л. 6; Д. 1772. Л. 1-2.

11. ЦАГМ. Ф. 3210. Оп. 1. Д. 15. Л. 53.

12. ЦАГМ. Ф. 3210. Оп. 1. Д. 17. Л.28.

13. ЦАГМ. Ф. 3210. Оп. 1. Д. 53. Л. 34.

14. ЦАГМ. Ф. 3210. Оп. 1. Д. 68. Л. 4.

15. ЦАГМ. Ф. 3210. Оп. 1. Д. 394. Л. 15; Д. 1188. Л. 6; Д. 1772. Л. 1-2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.