Р. С. Поимцев
К ИСТОРИИ МУЗЫКАЛЬНО-ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА СТИХИРЫ «ЧЕСТНОЕ ВОСКРЕСЕНИЕ СВОЕ» ИЗ СЛУЖБЫ ВХОДА ГОСПОДНЯ В ИЕРУСАЛИМ В ДРЕВНЕРУССКОЙ НОТИРОВАННОЙ КНИЖНОСТИ
DOI 10.31860/2712-7591-2020-1-169-171
В русской музыкальной медиевистике сложилась устойчивая система изучения древнерусских богослужебных певческих текстов посредством комплекса методов, пришедших из различных областей гуманитарного знания. Источниковедение позволяет выявить круг рукописных источников, устанавливает значимость текста в истории певческой книжности XII — нач. XVIII в. Текстология предоставляет сведения о путях движения и развития музыкально-поэтического текста, а главное — дает представление о том, как изменялось в восприятии роспевщиков понимание внутренних связей гимнографического текста и его роспева и какие способы подчеркнуть и выразить эти изменения они находили, создавая новые мелодико-графические интерпретации в заданных рамках поэтической формы. Поэтика гимногра-фического текста определяет его художественные особенности и определяет роль роспева в раскрытии смыслового содержания. Изучение древнерусского песнопения в современной науке осуществляется на трех уровнях: последовательно рассматриваются поэтический текст, особенности его нотации и роспев как мелодическая составляющая. Сумма полученных данных позволяет с максимальной широтой раскрыть сокровенный смысл, заключенный
© Р С. Поимцев, 2020
Р. С. Поимцев
в поэтическом тексте, осознать исследуемое песнопение как единый музыкально-поэтический феномен древнерусской певческой культуры.
В настоящей работе предлагается комплексное рассмотрение музыкально-поэтического текста стихиры 6-го гласа «Честное воскресение Свое» из праздничной службы Входа Господня в Иерусалим. История ее создания восходит к византийской традиции VII —VIII вв., автором считается гимно-граф и мелод Андрей Пирр, современник преподобного Андрея Критского. Стихира изначально имела ремарку «самогласна», входила в микроцикл на «Господи, воззвах», что определило ее роль, функцию и местоположение в певческих книгах древнерусской певческой традиции. Впервые стихира «Честное воскресение» появляется в новгородских списках XII —XIII вв. в составе певческой книги Триодь, а в дальнейшем — в составе постного стихираря (с XV в.) и в книге Праздники (с XVII в.).
В результате исследования поэтического текста песнопения, в содержании которого объединены несколько значимых евангельских сюжетов (воскрешение Лазаря, вход в Иерусалим, Пасха), удалось проследить контекстные и лексические связи с праздничными службами, посвященными трем событиям, выявить аллюзии и парафразы на Новый и Ветхий Завет. Текст стихиры «Честное воскресение», состоящий из 17 неравносложных стихов, разделенных знаком точки и включающих от одной до четырех лексем, в соответствии с содержанием разбит на четыре раздела, включающих различное количество поэтических строк: вступительный и три основных. Вступительный включает два стиха, первый — три, второй — четыре, третий — семь. Такое деление характерно для всех старших списков, что свидетельствует не только о стабильности новгородской певческой традиции XII—XIII вв., но и о стремлении создателя текста к достижению художественного эффекта расширения: в более кратких начальных разделах происходит накопление энергии, высвобождающейся затем в заключительном разделе, благодаря чему оказывается ярко выраженной динамика в конструкции текста. Было установлено, что такой способ организации поэтического текста был перенесен в древнейшие русские триоди из византийской певческой традиции (это показал анализ списка Codex theol. Gr. 136 (Стихирарь XII в., нотированный палеовизантийской нотацией) 1.
Эволюция роспева исследуемого песнопения от архаичных форм монодии (XII — нач. XV в.) к вершинному проявлению богослужебного пения, выраженному в стилистике большого знаменного и путного роспевов (нач.
1 Codex theol. Gr. 136 хранится в Национальной Австрийской библиотеке г. Вены, опубликован: [Wolfram].
К истории музыкально-поэтического текста стихиры «Честное воскресение Свое»
XVI—XVII в.) свидетельствует о непрекращающейся работе русских роспевщиков на протяжении многих столетий. Особым этапом бытования стихиры в певческой книжности последней трети XVII в. стало создание сложных полифонических версий песнопения в стиле русского строчного многоголосия.
Настоящее исследование построено на изучении более тридцати списков стихиры «Честное воскресение» XII — нач. XVIII в., репрезентирующих столповой роспев в нескольких разновидностях (силлабический, формульный, большой), путный роспев, а также строчное многоголосие. Для предварительного рассмотрения истоков данного песнопения в византийской традиции привлечен ряд греческих списков XII в. В результате проделанной источниковедческой и текстологической работы удалось проследить динамику взаимодействия поэтического текста и роспева на протяжении семи веков. Новые, все более сложные и протяженные мелизматические формулы (попевки, лица и фиты), последовательно включаемые в мелодическую ткань стихиры на протяжении исследуемого периода, свидетельствуют как об углублении понимания роспевщиками содержания текста, так и об их возрастающем стремлении к большей выразительности и автономности музыкальной составляющей песнопения; «дление» музыкального времени выступает важным фактором, подчеркивающим значимость того или иного фрагмента роспеваемого текста. Внимательное рассмотрение словаря гласо-вых музыкальных формул показало, что их применение в песнопении всегда имеет не случайный, а преднамеренный характер и не только отвечает задаче организации музыкальной формы песнопения, но и «высвечивает» несколько уровней понимания поэтического текста, сущностной основы песнопения.
Литература
Wolfram — Wolfram G. Sticherarium antiquum vindobonense. Vienne: Österreichische Akademie der Wissenschaften, 1987. 230 s.