УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА Том 151, кн. 6 Гуманитарные науки 2009
УДК 811.161.1'37
К ИСТОРИИ ЛЕКСЕМЫ ЖИЗНЬ, ВХОДЯЩЕЙ В ЭТИМОЛОГИЧЕСКОЕ ГНЕЗДО С КОРНЕВЫМ *в1-
А.Г. Муллагалиева Аннотация
Статья посвящена истории слова жизнь, одного из ярких и значимых элементов обширного этимологического гнезда с корневым *gi-. В статье описывается происхождение слова, определяется изменение его семантики в разные периоды развития языка, восстанавливается состав микрогнезда с вершиной жизнь.
Ключевые слова: этимология, семантика, гнездо с корневым *gi-, история слова жизнь.
Тематика многих современных исследований по лингвистике свидетельствует о возрастающем интересе ученых к гнездовому изучению слов. Проанализировав и обобщив лингвистические труды второй половины прошлого века, ученые пришли к выводу, что «по интенсивности исследований и целому спектру разнообразных подходов к анализу формально-семантической организации гнезда 70-90-е гг. XX в. можно охарактеризовать как “гнездовой бум”» [1, с. 3]. Подобные исследования остаются актуальными и в настоящее время. Следует отметить, что изучение различных типов гнезд является одной из основных задач исторического словообразования.
В настоящее время исследования проводятся по всем типам гнезд: словообразовательным, корневым, этимологическим, диалектным, лексическим, грамматическим, фразеологическим; создаются теории гнезда. Все больше появляется работ, описывающих особенности отдельных гнезд слов. Так, в последнее время были исследованы гнезда слов с глагольными вершинами дать, мереть и субстантивными вершинами глаз, конец, коса, а также гнезда с корнями год-, -лук-/-ляк-, рух-, *гаё, *Ьег-, *glqd-, *тоХ~, *у1ё-, *2Ы-. Указанные
исследования посвящены изучению гнезд: словообразовательного (с вершинами дать, мереть), исторического корневого (с корнем *Ьer-) и фразеологического (с вершиной глаз); семантической эволюции слов, составляющих то или иное гнездо (с корнями -лук-/-ляк-, *гпс{); истории слов, образующих гнездо (с вершиной круг, с корнями рух-, *гьО; гнезда как структурно-семантического целого (с вершинами коса, конец). Особый интерес представляет обширное по составу гнездо с древнейшим индоевропейским корнем *gi-. Одним из самых ярких и значимых элементов этимологического гнезда с корневым *gi- является сохранившееся в современном русском языке слово жизнь.
Лексема жизнь имеет высокую частотность употребления в современном языке: по степени употребительности она занимает шестую позицию среди слов знаменательных частей речи (1547), следует за лексемами дело, время, человек, люди, рука (Част. сл.) и является самой частотной среди всех слов с корнем *gi-.
Слово жизнь было заимствовано восточными славянами в середине XI века из старославянского языка [2, с. 76], о чем свидетельствует широкое употребление данной лексемы в переводных текстах богослужебных книг: Иде же н^сть св^тл ни вид^ти жизни члов^ч> (Сю^) Изб. 1076 (СДРЯ XI - XIV). Лексема была образована от глагола жити по словообразовательной модели «основа глагола + суффикс -знь»: болезнь, боязнь. Согласно материалам древнерусских словарей, лексема жизнь была синкретичной, семантически емкой, функционировала в значениях: ‘существование человека от рождения до смерти’, ‘бытие вселенной’, ‘потусторонняя жизнь’, ‘образ жизни’, ‘достаток’. Первоначально слово жизнь в переводных памятниках означало: ‘жизнь’, ‘образ жизни’. Во втором значении слово жизнь употреблялось в контексте с определением: ‘докроу жизнь’, кр(с)тьлньст^и жизни, дхвьноую жизнь, неч(с)тивл жизнь ихъ. Лексема жизнь ‘оживление’ и ‘имущество’ встречается в оригинальных русских сочинениях, в частности, в летописях: л жизнь есмы его вз>ли. л именье его рлзд^лил^ нл члсти (Ипат. лет). В «Слове о полку Игореве» лексема жизнь употребляется два раза в значении ‘достояние, достаток; совокупность жизненных благ’, например: Тогдл при Олз^ Горисллвличи с^яшется и рлстяшеть усокицлми; погыклшеть жизнь Длждь-Еогл внукл (Сл. о П.).
О религиозном характере семантики слова жизнь свидетельствуют зафиксированные в памятниках письменности многочисленные устойчивые сочетания: временьнлга жизнь, врем> жизни, жизнь коудоущлго в^кл, жизнь в^чьнлга - согласно христианскому вероучению, потусторонняя жизнь; древо жизни, древо жизньнок - ‘библейское древо познания’. Религиозное значение лексемы жизнь оживало в контекстах с прилагательными будущая, бесконечная, вышняя, в которых она обозначала ‘вечную жизнь в раю’, например: нл-сл^дникъ кудущия жизни, жизнь вечную нлсл^дитъ, жизнь вечную по-лучишл (Дом).
К самым древним производным лексемы жизнь следует отнести такие слова, как жизньныи, жизньникъ ‘сотоварищ, близкий друг’, жизньн^, жизновлти, сложные образования из церковно-славянского языка жизнодлвьцъ, жизнодл-тель ‘о боге, тот, кто дает жизнь’, жизнонлчлльныи. В «Словаре Академии Российской» отмечены слово жизноподатель (синоним лексем жизнодавьцъ и жизнодатель, определяющих бога) и его производное жизноподательный (САР). К XVII веку относится образование жизный ‘плодородный (о земле)’ и его производное жизность ‘плодородие (о земле)’.
К редким словам, употреблявшимся лишь в единственном, окказиональном значении, относятся глагол жизньствовлтио ‘существовать’, который зафиксирован в «Хронике Георгия Амартола» как перевод греческого ецло^иеивтаг, и существительное жизньца ‘жизнь’ (СДРЯ XI - XIV). Данные лексемы в силу своей малоупотребительности закрепились в пассивном словаре языка.
В XVIII веке в русском языке появились многочисленные неологизмы, некоторые из них закрепились в активном словоупотреблении. Лексема жизнь начинает употребляться по отношению к растениям: Растения ж имЯют жизнь и жизненные соки обращающиеся в их трубочках, или волокнах, но не трогаются с мЯста (СРЯ XVIII). Появились сочетания общественная, гражданская, частная жизнь. В процессе семантической трансформации образовалось слово жизнь ‘живость, одушевленность’. Новообразованием этого периода является выражение жизнь моя, которое служит формулой ласкового, фамильярного обращения (обычно к любимой женщине), часто встречается в художественной литературе, например: Славно! Божественно! Прекрасно! Даша! Жизнь моя! (Фраз. сл. XVIII - XX). Значение этого слова трансформировалось в его производном жизненок, от которого, в свою очередь, были образованы уменьшительно-ласкательные просторечные лексемы жизненочек и жизнено-чик (СРЯ XVIII). Данные производные также использовались в сочетании с притяжательным местоимением мой. Лексема жизнь в силу своей отвлеченной семантики в определенной контекстуальном окружении могла использоваться окказионально, то есть называть предметы, действия, которые сравнивались с жизнью или являлись необходимыми для жизни. В этом случае под словом жизнь подразумевалось что-то вполне конкретное. Так, например, в старомосковском языке это слово употреблялось в распространенном обращении к официанту в значении требования принести водки: Гарсон, жизни! (Елист., с. 196).
Приметой языка XVIII века являются сложные окказиональные образования, произведенные путем слияния лексемы жизнь и основы другого слова: жизнемудрственный, жизнесодержательный, жизнеповедение ‘образ жизни’, жизнодарный как определение солнца.
В этот же период появляется слово жизнеописание ‘биография’ (калька с греческого Рюурафш), которое послужило производящей базой для лексемы жизнеописатель ‘биограф’, например: Биографическое свое сочинение начал он еще в Рим Я. КромЯ онаго, писал он еще особенныя жизнеописания Козьмы, Лоренца, Льва и другихъ Государей Медицейскаго дома; От Жизнеописателя нельзя ожидать больше, как только однои точности времени (СРЯ XVIII). Производное слово, в отличие от производящего (например: краткое жизнеописание), вышло из употребления.
К новообразованиям XVIII века относится производное от прилагательного жизненный - жизненность ‘жизненная сила’. Сам адъектив жизненный расширяет свои семантические возможности, что способствует развитию широкой сочетаемости, ведущей к появлению устойчивых выражений, многие из которых стали терминами: жизненная нить, жизненные духи, соки (физиол.); окказиональное жизненный воздух (о кислороде), жизненные средства, припасы, потребности; жизненное дерево, жизненная трава (ботан). В языке XVIII века функционировали антонимические прилагательные долгожизненный, краткожизненный, которые не получили широкого употребления в языке и поэтому перешли в пассивный лексический фонд.
Лексема жизнь активно употребляется в составе фразеологизмов, обозначающих наступление смерти: это выражения отнять, пресечь, прекратить жизнь, лишить жизни ‘умертвить’, окончить, скончать, потерять жизнь,
лишиться жизни, расстаться, проститься с жизнью ‘умереть’, положить, отдать жизнь за кого ‘умереть ради кого’.
В современном русском языке семантика лексемы жизнь необычайно широка. Характерная для нее отвлеченная семантика существования стала базой для развития различных оттенков значения и образования семантических дериватов, что позволило называть этим словом разные проявления жизни: жизнь ‘ способ существования, жизненный уклад, быт’ (бродячая жизнь); жизнь ‘реальная действительность, совокупность ее проявлений’ (В жизни он совсем другой, чем на сцене); жизнь ‘совокупность сделанного, случившегося, пережитого человеком’ (Его жизнь богата событиями); жизнь ‘жизнеописание, биография’ (Жизнь замечательных людей). Для современного языка характерно также такое употребление слова жизнь, как ‘что-либо самое дорогое для человека, источник радости, наслаждения, счастья’, ‘жизненные силы, здоровье’, что является результатом семантического словопроизводства: Моя радость, жизнь моя, песни!
Одной из грамматических особенностей, демонстрирующих переход отвлеченного существительного в разряд конкретных, является образование формы множественного числа. Образование этой формы слова жизнь возможно при функционировании его в значении ‘живое существо, носитель жизни’: В паутине карабкались и путались паучки, большие мухи и кузнечики. Нашим путникам пришлось нарушать покой тысячам жизней. А.П. Чехов «Ненужная победа» (БАС). Например, лексема жизнь в языке некоторых произведений Н. Клюева может приобретать конкретное значение, образуя форму множественного числа в словосочетаниях: «жизней зачатки», «неисчислимых жизней дно», «сплав жизней».
Лексема жизнь ‘срок существования чего-либо’ (жизнь корабля) закрепилась в устойчивом сочетании испытание на жизнь (техн.), что значит ‘опытная проверка прочности какой-либо части машины при рабочем напряжении’. Появляется также разговорное жизнь ‘существование и связанные с ним расходы’ (жизнь в столице дорогая).
Из сложных слов современного языка (жизнелюб, жизнелюбец, жизнелюбивый, жизнелюбие, жизнедеятельность) самым ранним является производное жизнелюбец, зафиксированное в словаре Поликарпова 1704 г., а самым поздним - жизнелюб. В словарях отмечены композиты жизнепонимание, жизнерадостный и жизнерадостность, жизнеспособный и жизнеспособность, жизнестроительный и жизнестроительство, жизнеощущение, жизнестойкий, жизнестойкость, жизнетворчество, жизнеутверждающий, жизнеобеспечение. Прилагательное жизнерадостный, по словам В.В. Виноградова, «представляет необыкновенный для русского языка тип словосложения» [3, с. 164], потому что жизнерадостный значит ‘радующийся жизни, радостный от полноты жизненных сил’. Однако «прилагательное радостный в русском языке употребляется абсолютивно, вне связи с объектами» [3, с. 164], поэтому по своему морфологическому строю слово жизнерадостный отличается от таких образований, как жизнеописание, жизнепонимание, жизнеощущение, жизнеспособность. Прилагательное жизнестойкий образовано по той же модели, что и слова огнестойкий, засухоустойчивый, в его структуре отражается влияние
другого языка: оно появилось под влиянием немецкого lebenstroh. Композит жизнеобеспечение появился в сфере космонавтики, так называют ‘комплекс систем и мероприятий, обеспечивающих жизнедеятельность человека в космическом полете, при выходе в открытый космос и на поверхность небесных тел’. В современном языке сфера употребления этого слова несколько расширилась, поскольку оно может выступать в значении ‘обеспечение и сохранение нормального протекания жизни’, например: жизнеобеспечение в условиях Севера.
К новообразованиям конца XX века следует отнести многочисленные композиты, зафиксированные в периодическом издании «Новое в русской лексике: Словарные материалы» за период с 1987 по 1996 гг.: жизнеобеспечивающий, жизнеопределение ‘определение своего места, участия в жизни’, жизнетворный, жизнедающий, жизнелюбство ‘право на жизнь’, жизневоспоминания ‘воспоминания из прожитой жизни’, жизнеохраняющий ‘имеющий целью охрану жизни’ (Культура как жизнеохраняющая сила), жизнеспасатель ‘тот, кто спасает жизнь’, жизнеизъявление, жизнь-маета, жизнестроение, жизнеопорный ‘служащий опорой в жизни’, жизнепроживание ‘жизненное существование’, жизнесуществование.
Прилагательное жизненный приобрело оттенки ‘близкий к действительности, правдоподобный’, ‘житейский, бытовой’. На основе семантического переосмысления появилась лексема жизненный ‘важный, существенный’. Значительно расширился объем производного жизненность, которое функционирует на современном этапе развития языка как ‘способность всего живого сохранять или поддерживать жизнь, существование’, ‘способность существовать, развиваться’, ‘близость к действительности’. К конфиксальным образованиям относятся прилагательные пожизненный ‘продолжающийся всю жизнь, до конца жизни’ (пожизненная пенсия) и прижизненный ‘осуществляемый при жизни’ (прижизненное издание поэмы). Производное пожизненный закрепилось в сочетании пожизненное заключение и стало основой для появления существительного пожизненность.
Причина столь широкого семантического объема слова жизнь заключается в особенностях истории его развития, а также в особенностях функционирования синонимичных ему однокоренных лексем живот и житие. По словам В.В. Колесова, на Руси функционировали два слова, обозначающие жизнь, - живот и житье, которые «распределили свои права в обозначении самых общих, категориальных значений» [2, с. 76]. Слово живот обозначало ‘физическую жизнь’ и было связано временными пределами существования, а житье употреблялось по преимуществу как ‘нравственная, духовная жизнь’. В переводных текстах лексема жизнь являлась высокой, торжественной и обозначала жизнь духовную, небесную. Все значения, связанные с жизнью физической, земной, по принципу отталкивания постепенно сосредоточились вокруг слова животъ. Многозначность указанного слова требовала уточнений в контексте, поэтому произошло сужение семантического объема: от значения ‘жизнь вообще’ к значению ‘срок земной жизни’, а отсюда к обозначению ‘рабочего механизма - желудка’, органа, который «.больше других определяет физическое существование живого существа» [2, с. 80]. Сужение семантики слова животъ и расширение за счет этого семантического объема слова жизнь позволили последнему стать общим
обозначением жизни в русском языке (ср.: в польском, чешском, украинском, белорусском литературных языках главным словом стало житье, у южных славян - живот). «В конце XVIII - XIX в. функционирование слов житие и живот резко сокращается. Они отходят в область лексики с яркой стилистической окраской. Основным в ряду слов житие - бытие - живот - жизнь в значении ‘жизнь’ становится нейтральное слово жизнь» [4, с. 208]. По словам Е.С. Ко-порской, вместо лексемы житие в светской литературе начинают употребляться слова жизнь, жизнеописание или словосочетания описание жизни, история жизни. Любопытное сравнение синонимов жизнь, житие, жизнеописаше и истор1я приводится в словаре синонимов XIX века: «Жизнь, жит1е, жизнеописаше есть истор1я человека во вс^ минуты и во вс^хъ его обстоятельст-вахъ, даже въ его дом^, въ семейств^, посреди его друзей, съ самимъ собою. Истор1я изображаетъ намъ человека въ праздничномъ наряд^, или публичнаго человека; жизнь или жизнеописаше изображаетъ человека, какъ говорится, въ халатФ, или просто неод^таго, либо частнаго человека» (Сл. рус. син., с. 23).
Итак, в русском языке сохранилось лишь одно слово с корневым *gi-, которое обозначает все проявления жизненного процесса, - это лексема жизнь. Однако кроме указанных лексем со значением ‘жизнь’ в русском языке на уровне разговорной речи употребляются слова жисть и житуха. Обе лексемы не выходят за пределы просторечного употребления. Слово житуха является в современном русском языке синонимом лексемы жизнь ‘образ жизни’. Слово жисть было образовано от глагола жить, оно имеет с точки зрения словопроизводства такое же отношение к лексеме жизнь, какое отношение имеет простонародное болесть к литературному болезнь, касть - к казнь и т. п. [3, с. 911]. Особенно часто лексема жисть употреблялась в составе просторечной экспрессивной конструкции ни в жисть ‘ни за что’, например: А когда [оте^] в силе был -разве он покажет? Ни в жисть. Да и нельзя было ему тогда показывать. Иначе как жить, ежели сам признал, что кругом виноватый (Фраз.сл. XVIII - XX).
Таким образом, рассмотрение особенностей функционирования слова жизнь и его производных позволяет определить изменение его семантики в разные периоды развития языка и восстановить состав микрогнезда с вершиной жизнь.
Работа выполнена в рамках Аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 годы)» Федерального агентства по образованию РФ (проект № 2.2.1.1/6944).
Summary
A.G. Mullagalieva. On the History of Lexeme Gizri (жизнь) as a member of Etymological Word Family with *gi-root.
The lexeme жизнь is a significant element of large etymological word family with the root *gi-. The article regards the development of this word. The origin of word жизнь is described along with its semantic development in different periods of evolution of language. The word family with the stem жизнь is reconstructed in the article.
Key words: etymology, semantics, word family with the root *gi-, history of lexeme
жизнь.
Источники
Част. сл. - Частотный словарь русского языка / Под ред. Л.Н. Засориной. - М.: Рус. яз, 1977. - 935 с.
СДРЯ XI - XIV - Словарь древнерусского языка XI - XIV вв.: в 10 т. / Гл. ред. Р.И. Аванесов. - М.: Рус. яз., 1990. - Т. 3. - 510 с.
Дом. - Домострой. - СПб.: Наука, 2000. - 399 с.
САР - Словарь Академии Российской 1789-1794: в 6 т. - СПб.: Имп. Ак. наук, 1790. -Т. II. Отъ Г. до З. - 1200 стб.
СРЯ XVIII - Словарь русского языка XVIII века / Сост. О.Е. Березина и др. - СПб.: Наука, 1992. - Вып. 7. Древо - Залежь. - 263 с.
Фраз. сл. XVIII - XX - Фразеологический словарь русского литературного языка конца веков: в 2 т. / Под ред. А.И. Федорова. - Новосибирск: Наука, 1991. - Т. 1. - 338 с.
Елист. - Елистратов В. С. Язык старой Москвы: Лингвоэнциклопедический словарь. -М.: АСТ, 2004. - 795 с.
Сл. рус. син. - Словарь русских синонимъ, или словословъ, составленный редакщею нравственныхъ сочиненш: в 6 вып. - СПб., 1840. - Вып. 1. - 176 с.
Сл. о. П. - Словарь-справочник «Слова о полку Игореве» / Сост. В.Л. Виноградова. -М.-Л.: Наука, 1967. - Вып. 2: Д - Копье. - 214 с.
Ипат. лет. - Полное собрание русскихъ летописей. Изданное по Высочайшему пове-л^нш Императорскою Археографическою Комисс1ею. - Т. II. Ипатьевская летопись. - СПб.: Типограф1я М. А. Александрова, 1908. - 938 стб. - 87 с.
БАС - Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. - М.-Л.: АН СССР, 1955. - Т. 4. Ж-З. - 1364 стб.
Литература
1. Казак М.Ю. Глагольное словообразовательное гнездо в современном русском языке: Монография. - Белгород: Изд-во Белгор. гос. ун-та, 2004. - 124 с.
2. Колесов В.В. Мир человека в слове Древней Руси. - Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. - 321 с.
3. Виноградов В.В. История слов. - М.: Ин-т рус. яз. РАН, 1999. - 1138 с.
4. Копорская Е.С. Семантическая история славянизмов в русском литературном языке нового времени. - М.: Наука, 1998. - 232 с.
Поступила в редакцию 15.10.08
Муллагалиева Алсу Гайсовна - кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка как иностранного Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, г. Казань.
E-mail: [email protected]