Научная статья на тему 'К истории формирования концепта «Странствие» (по материалам исторических словарей)'

К истории формирования концепта «Странствие» (по материалам исторических словарей) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
529
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАНСТВИЕ / JOURNEY / СТРАННИК / КСЕНОС / XENOS / ХОЖДЕНИЕ / ПУТЕШЕСТВИЕ / ДРЕВНЕРУССКИЙ ЯЗЫК / OLD RUSSIAN LANGUAGE / PILGRIMAGE / PILGRIM / WANDERING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Иванова Елена Валерьевна

В статье рассматривается формирование ядерной зоны лексико-фразеологического поля вербализаторов концепта «Странствие» в древнерусском языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE HISTORY OF “PILGRIMAGE” CONCEPT FORMATION (on the materials of the historical dictionaries)

The article is devoted to the formation of lexico-phraseological lexical kernel area of “Pilgrimage” concept verbalizators in the Old Russian language.

Текст научной работы на тему «К истории формирования концепта «Странствие» (по материалам исторических словарей)»

REFLECTION OF MENTALITY OF THE WORD. INTEGRITY AS THE FOUNDATION OF RUSSIAN WORLD VIEW (on the basis of explanatory dictionaries of the 19th century)

G. V. Zvezdova, E. N. Rudnev

The article characterizes the Russian mentality, which is based on the integrity of the attitude. It describes the specifics of Russian words in terms of domestic and objective reality connection, sacred and profane meanings that allow you to connect the material and spiritual world as a whole. Key words: word, sincreta, concept, mentality, etymon

© 2014

Е. В. Иванова

К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ КОНЦЕПТА «СТРАНСТВИЕ» (по материалам исторических словарей)

В статье рассматривается формирование ядерной зоны лексико-фразеологического поля вербализаторов концепта «Странствие» в древнерусском языке.

Ключевые слова: странствие, странник, ксенос, хождение, путешествие, древнерусский язык

Концепт «Странствие» начинает развиваться в Х1-Х11 вв. благодаря появлению в славянской христианизирующейся культуре такого явления, как паломничество и активному переводу на русский язык проскинитариев, которые часто служили «примером» написания русских хождений, когда наши древние соотечественники отправлялись к Земле Обетованной. Следы переводного «Поклонения святаго града Иерусалима» обнаруживаются в Хождении Василия Позднякова, памятнике XVI в. Некоторые русские паломнические произведения, подобно греческим, имели название проскинитарий, например, Проскинитарий Арсения Суханова (1649 г.)1. Однако стоит отметить, что греческие произведения могли служить «образцами литературных форм», но древнерусские хождения и греческие проскинитарии — это далеко не одно и то же. Н. И. Прокофьев считает, что гораздо большее влияние на развитие жанра древнерусской путевой литературы оказали устные рассказы о путешествиях в чужие края, бытовавшие на Руси ещё задолго до игумена Даниила2.

Хождения формируются как жанр после принятия христианства. Ведь язычникам не было нужды искать Бога в далёких землях. Их небесные покровители всегда были рядом с ними. Присутствие своих богов славяне ощущали в вечном круговороте природы. Старшие боги помогали в охоте, скотоводстве, земледелии (Авсень3, Белобог, Велес, Лада, Лель, Ярило); сопровождали в ратных походах (Перун). Солнце было воплощением Световида, Хорса, Ярилы, Даждьбога4. «В каждой местности были свои особенности, свои маленькие боги»5. Малые боги и днём, и ночью окружали людей, то глумясь и забавляясь (Аука, Баба Яга, Баечник, Бдазень, Лихо, Мавки, Пущевик), то помогая им (Банник, Белун, Дворовик, Домовой, Люб, Овинник). Для древнего русича, только принявшего христианство, было важно знать, как выглядит Бог, что может служить доказательством правдивости рассказов о Христе. Вполне естественно, что первым русским христианам захотелось попасть на Землю Обетованную и своими глазами увидеть животворящий крест, плащаницу, схождение благодатного огня на Пасху. Странники (СТРАNЬNЪ, ¡;ето(;- 'чужой, чужестранец, чужеземец, путник, странник'6) перестают восприниматься древними русичами как враги, а наиболее предприимчивые из них сами отправляются в странствия.

В письменном наследии древнерусских путешественников концепт «Странствие» вербализуется множеством слов и устойчивых словесных комплексов (УСК). Ядро лексико-фразеологического поля (ЛФП) составляют лексемы странствие, путешествие и хождение. Слово странствие в древнерусском языке принадлежало к лексике активного словарного запаса. Словарь русского языка XI-XVII вв. приводит примеры со словом странствие из Архангельского евангелия (1092 г.) и Жития Феодосия Печерского в Успенском сборнике (ХП-ХШ вв.)7.

Этимологический словарь М. Фасмера отмечает, что слова странствие и странник восходят к слову страна и являются заимствованными из церковнославянского языка8. Словарь русского языка XI-XVII вв. толкует лексему странствие через синонимы странничество и странство9. В. И. Даль даёт объяснение словам странствование, странствiе, странство, странничанье в статье «Страна» 'д^йств1е по гл. Странничанье, бол. гов. о паломничеств^, скитанье по святымъ м^стамъ, монастырямъ и // нищенство»'10.

Иванова Елена Валерьевна — аспирант кафедры русского языка и общего языкознания Института истории, филологии и иностранных языков Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова. E-mail: llenochkaiv@gmail.com

1 Опарина 2002, 147.

2 Прокофьев 1970, 13.

3 Другие варианты имени: Овсень, Говсень, Усень, Баусень, Таусень.

4 Афанасьев 1, 2002, 75, 99,103, 122-156; Мизун 2003, 213-230.

5 Лихачёв 11, 2006.

6 Цейтлин 1994, 627.

7 СРЯ XI-XVII 28, 2008, 303.

8 Фасмер 3, 1973, 771.

9 СРЯ XI-XVII 28, 2008, 135-136.

10 Даль 4, 1991, 683.

82

ИВАНОВА

В XVIII в. уже разводятся в разные словарные статьи слова странствие (странство) и странствование, хотя имеют одно и то же значение — 'путешеств!е по чужимъ краямъ'11.

Современные толковые словари в качестве синонима к слову странствие приводят лексему путешествие12, а также слова поездка, путь, дорога, турне, плавание, круиз, поход13. Сопоставляя данные различных словарей, мы можем отметить у лексемы странствие следующие лексико-семантические варианты (ЛСВ): 1) 'перемещение из одного места в другое'14; 2)'паломничество по святым местам'15. Для концепта «Странствие» в древнерусском языке доминантной была сема 'перемещение из одного места в другое с целью поклонения святыням'. Именем же концепта для первых десятилетий паломничества к святым местам служило слово хожение с его старославянским вариантом хождение.

Лексема странствие в исследуемых памятниках нами не выявлена, но она в древнерусскую эпоху входила в большое лексико-семантическое гнездо (восходящее к слову страна ('местность, край, область, государство'), включающее также слова странникъ, странница, странствовати, страннолюбие, странноприимець, странноводница, странношествие (всего 51 единица)16. В качестве названия жанра в зачине Хожения Зосимы по одному разу употреблены слова ксенос и странник: Книга глаголемая ксенос, сиречь странник, списанный Зосимом диаконом русском пути до Царя града и отъ Царя града до Иерусалима (XV в.)17. Лексема странник один раз встретилась в названии путевых записей Стефана Новгородца: «От странника Стефана Новгородца» (середина XIV в.)18. Синонимом к слову странствие является путешествие, имеющее старославянское происхождение: оно встречается в памятнике XI в. — Супрасльской рукописи19. И. И. Срезневский приводит примеры его употребления в письменной речи с XIV в.20. В восточнославянских памятниках XI в. встречается УСК путное шествие ('относящшся к путешествто') и шествие пути ('путешествие')21. В это время также существовали слова и УСК путеходити ('быть въ (на) пути, въ дорог^')22 путь ити, путь (въ путь) шествовати ('совершать путешествие'), путьмь шьствовати ('путешествовать, быть в пути')23. Лексема путешествие встретилась всего один раз в Хождении священно-инока Варсонофия: Сотворих другое путешествие ко святому Граду Ерусалиму по шести летех прихода моего на Русь (нач. XV в.)24. Игнатий Смольнянин назвал странствие к святыням путным шествием: В неделю же святых Мироносиц жен оттуда же с митрополитом вси влезъше в суды, поидохом рекою Доном, тужаше о путном шестьвии (XIV в.)25. Также единичны в его произведении употребления слова шествие и речное плавание (как антоним путному шествию). Любопытно замечание «тужаше о путном шестьвии», дающее нам понять, что в Средневековье поездки и пешие странствия далеко не всегда были приятными и безопасными.

В XII-XV вв. странствия совершались по преимуществу по религиозным мотивам. Путешествия купцов и дипломатов были редки, а географических экспедиций ещё никто не предпринимал. Поэтому представления о странствии, других землях и народах, их населяющих, формировались благодаря хождениям к святыням Востока. Слово хождение/хожение — самое частотное из единиц, входящих в ядерную зону исследуемого поля вербализаторов. Оно встречается в привлечённых для анализа памятниках 14 раз, из них 7 раз в южнославянской огласовке26. Это обусловлено способом передвижения: в основном странники ходили пешком. Редки случаи использования каких-л. видов транспорта. К тому же пешее путешествие к святыням символизировало смирение гордыни, одного из осуждаемых христианской религией грехов. Не случайно именно слово хождение/хожение стало названием жанра. В старославянском языке оно означало 'ход, движение'27. И. И. Срезневский слова хождение ('движете, походка'), хожение ('движете, походка, путешеств1е, путь') приводит в разных статьях и датирует старославянский вариант XI в., древнерусский вариант в значении 'движете' — 986-м годом: ... звездное хоженье и число, землену м^ру и вс^ку мдрсть (Сл. фил.), а в значении 'путешеств1е' — 6835-м (1327): Хожене его отъ Новагорода до Опоки три недели (Псков. I л.)28.

В основном лексема хождение/хожение встречается в названиях произведений: Житие и хожденье игумена русьскыя земли Даниила29; Хожение Игнатия Смольнянина в Царьград30; Пименово хожение в Царьград31; Хожение Варсонофия в Египет, на Синай и в Палестину32; Анонимное хожение в Царьград33; Хождение на Флорентийский собор неизвестного суздальца34; Хожение гостя Василия в Малую Азию, Египет и Палестину35. Если в данных текстах слово хождение использовано только в заглавии, то инок Зосима 3 раза употребляет в своём произведении данную единицу, включая название: Хож-

11 САР 5, 2005, 855-853.

12 БАС 14, 1963, 995; МАС 4, 1988, 281-282; БТС 2000, 1276.

13 СССРЯ 1989, 495.

14 БАС 14, 1963, 995; МАС 4, 1988, 281-282; БТС 2000, 1276.

15 Даль 4, 1991, 683; СРЯ XI-XVII 28, 2008, 303.

16 СРЯ XI-XVII 28, 2008, 126-137.

17 Зосима 1984, 120.

18 Стефан 1984, 92.

19 Цейтлин 1994, 563.

20 Срезневский 2, 1895, 1739.

21 Срезневский 2, 1895, 1739; СРЯ XI-XVII 21, 1995, 65.

22 Даль 3, 1990, 554.

23 СРЯ XI-XVII 20, 1995, 65.

24 Варсонофий 1984, 162.

25 Игнатий 1984, 99.

26 См. серию «Памятники литературы Древней Руси».

27 Цейтлин 1994, 763.

28 Срезневский 3, 1903, 1382-1383.

29 Даниил 1980, 24.

30 Игнатий 1984, 99.

31 Пимен 1984,108.

32 Варсонофий 1984, 162.

33 Аноним 1984, 80.

34 Собор 1984, 137.

35 Гость Василий 1984, 169.

дение и бытие грешнаго инока Зосимы диакона Сергеева монастыря36; Глаголемая еже о хожденьи и бытьи моем, то уже подобаеть ми начати37. Подражая отцу русской паломнической литературы, игумену Даниилу, Зосима обращается к своим читателям: И никтож (sic!) мы да не верует от вас, рустии сынове, слышавши и почитающие паписание сие и не мните же мене гордящаяся о хождении сем38. Описывая своё странствие, гость Василий, как и Зосима, трижды употребляет данную единицу: в названии произведения (Хождение гостя Василия в Малую Азию, Египет, Палестину39); в зачине повествования (В лето 6974 хождение некоего гостя при великом Князе Иване Васильевичи всеа Руси Московском40); при описании маршрута путешествия (А се наше хождение от Бусы ко Иерусалиму и к морю: ден 2 до Нишары, место, торги великы41). Один раз в названии произведения встретилось слово исхождение: Исхождение Авраамия Суждальскаго на Осьмыи Собор с митрополитом Исидором42.

В древнерусскую эпоху концепт «Странствие» только начинает формироваться, и его в основном вербализуют слова и УСК, связанные с путешествиями к христианским святыням на Ближнем Востоке. В ядерной зоне поля вербализаторов концепта доминирует лексема хождение/хожение. С низкой частотностью употребляются слова путешествие, путное шествие, шествие. А слово странствие в значении 'хождение' в исследуемых памятниках не встретилось ни разу

ЛИТЕРАТУРА

Авраамий 1984: Авраамия Суждальскаго на Осьмыи Собор с митрополитом Исидором // Книга хожений. М., 152-161.

Аноним 1984: Анонимное хожение в Царьград // Книга хожений. М., 81-90.

БАС 1963: Словарь современного русского литературного языка: в 17 т. Т. 14 / Л. И. Балахонова, Л. А. Войнова (ред.). М.; Л.

БТС 2000: Большой толковый словарь русского языка / С. А. Кузнецов (ред.). СПб.

Варсонофий 1984: Хожение Варсонофия в Египет, на Синай и в Палестину // Книга хожений. М., 162-168.

Гость Василий 1984: Хожение гостя Василия в Малую Азию, Египет и Палестину // Книга хожений. М., 169-177.

Даль 1989-1991: Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. М.

Даниил 1980: Хождение игумена Даниила // Памятники литературы Древней Руси. М., 24—115.

Зосима 1984: Хождение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину // Книга хожений. М., 120-136.

Игнатий 1984: Хожение Игнатия Смольнянина // Книга хожений. М., 99-107.

Лихачёв Д. С. 2006: Об особенностях русского православия // Звезда. 11. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://magazines.russ. ru/zvezda/2006/11/li4.html.

МАС 1981-1988: Словарь русского языка: в 4 т. / А. П. Евгеньева (ред.). М.

Пимен 1984: Пименово хожение в Царьград // Книга хожений. М., 108-119.

Прокофьев Н. И. 1966: Язык жанра «Хождение» // Язык и стиль художественного произведения: тезисы докл. IX Науч.-теоретич. и метод. конф, Московск. гос. пед. ин-та / А. И. Ревякин (ред.). М., 18-20.

РСС 1998: Русский семантический словарь. Толковый словарь, систематизированный по классам слов и значений / Н. Ю. Шведова (ред.). М.

САР 1789-1794: Словарь Академии Российской: в 6 т. М.

Собор 1984: Хожение на Флорентийский собор неизвестного суздальца // Книга хожений. М., 137-151.

Срезневский И.И. 1893-1903: Материалы для Словаря древнерусского языка. в 3 т. СПб.

СРЯXI-XVII 2008: Словарь русского языка XI-XVII вв. Вып. 28. М.

СССРЯ 1989: Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка: практический справочник: ок. 11 000 синоним. рядов. М.

Стефан 1984: Из странствия Стефана Новгородца // Книга хожений. М., 92-98.

Фасмер М. 1996: Этимологический словарь русского языка: в 4 т. СПб.

Цейтлин 1994: Старославянский словарь (по рукописям Х-Х! веков): ок. 10 000 слов / Р. М. Цейтлин (ред.). М.

TO THE HISTORY OF "PILGRIMAGE" CONCEPT FORMATION (on the materials of the historical dictionaries)

E. V. Ivanova

The article is devoted to the formation of lexico-phraseological lexical kernel area of "Pilgrimage" concept verbalizators in the Old Russian language.

Key words: pilgrimage, pilgrim, xenos, wandering, journey, Old Russian Language

36 Гость Василий 1984, 169.

37 Зосима 1984, 120.

38 Зосима 1984, 120.

39 Гость Василий 1984, 169.

40 Гость Василий 1984, 169.

41 Гость Василий 1984, 169.

42 Авраамий 1984, 152.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.