Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЗЫМСКИХ КОМИ В 1920-1930-е гг.'

К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЗЫМСКИХ КОМИ В 1920-1930-е гг. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
244
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коми / коми-ижемцы / казым / колхоз им. скачко / казымская культбаза / komi / komi-izhemtsyi / kazym / collective farm named after skachko / kazym recreation centre

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лискевич Нина Алксандровна, Фарносова Валентина Васильевна

На основе анализа полевых материалов и архивных источников рассматриваются начальный этап формирования казымских коми в 1920-1930-е гг., динамика их численности, социальный состав, образование колхоза и товарность оленеводческого хозяйства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basing on analysis of field data obtained from archive sources, the article considers the initial stage in the development of Kazym Komi in the 1920s-1930s, including dynamics of their number, social composition, establishment of a collective farm, and marketabilty of reindeer-breeding household.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЗЫМСКИХ КОМИ В 1920-1930-е гг.»

Вестник археологии, антропологии и этнографии. 2010. № 2 (13)

К ИСТОРИИ ФОРМИРОВАНИЯ КАЗЫМСКИХ КОМИ

В 1920-1930-е гг.

Н.А. Лискевич, В.В. Фарносова

На основе анализа полевых материалов и архивных источников рассматриваются начальный этап формирования казымских коми в 1920-1930-е гг., динамика их численности, социальный состав, образование колхоза и товарность оленеводческого хозяйства.

Коми, коми-ижемцы, Казым, колхоз им. Скачко, Казымская культбаза.

Важной частью этноисторических исследований является изучение миграционных процессов, выявление подробностей формирования центров компактного расселения этноареальных групп за пределами территории изначального проживания, их адаптации к новой природной и социальной среде обитания и механизмов сохранения этнокультурного наследия. Воспоминания об общем историческом прошлом, совместной практике освоения новой территории становятся мощным фактором консолидации группы и сохранения этнической идентичности. Исторические предания, рассказы о легендированных персонажах, элементы ландшафта, отражающие жизнедеятельность предков, выполняют роль культурных символов, значимых для этнической идентификации, и являются важными историко-этнографическими источниками. В этом отношении интересно проследить изменение исторической памяти и выявить наиболее значимые сюжеты по истории формирования у представителей этноареальных групп, проживающих на новой территории в течение двух-трех поколений.

В 2010 г. проводились полевые исследования в селах Казым и Полноват для сбора сведений о подробностях начального периода формирования этноареальной группы казымских коми1, полевые материалы дополнялись данными из архивных источников. Современное коми (коми-зырянское) население Северо-Западной Сибири ведет происхождение от коми-ижемских переселенцев из Коми края, миграционное движение которых в Березовский округ (уезд) Тобольской губернии началось в первой трети XIX в. и продолжалось до конца 1920-х — начала 1930-х гг. [Повод, 2006, с. 48-70]. Период с конца XIX в. до середины 1920-х гг. был отмечен расширением границ территории расселения коми-ижемцев в Березовском крае, образуются поселенческие группы в районе рек Надым, Ныда, Казым, Пур.

Несмотря на то, что группа казымских коми сформировалась достаточно поздно, она является недостаточно исследованной в этнографическом отношении. Отдельные упоминания о проживании коми-ижемцев в бассейне Казыма и их численности содержатся в работах Г.А. Старцева [1926, с. 46-48], Л.Н. Жеребцова [1982, с. 181]. В работах А.В. Козьмина, посвященных оленеводству Западной Сибири, приводятся сведения, что коми переселялись на Казым с 1923 до середины 1930-х гг., в основном с территории Приуралья, дается характеристика традиционных черт и особенностей современного совхозного оленеводства ижемцев [1990; 2003, с. 13-85]. В коллективной монографии «Касум-Ех» рассматривается брачное взаимодействие коренных народов с коми, русскими и прочими (по данным похозяйственных книг Казым-ского с/с на 1984 г.), выявляются подробности экономических преобразований в Казыме в XX в., в том числе связанные с оленеводством коми [Головнев и др., 1993]. Е.П. Мартынова отмечает влияние оленеводов-ижемцев на технологию угорского оленеводства, выявляет коми заимствования у казымских хантов [1998, с. 97, 110]. Детальные сведения о численности и занятиях коми в начале 1930-х гг. содержатся в монографии О.Д. Ерныховой, освещающей историю Ка-зымского восстания 1933-1934 гг. Автор опирается на широкий круг неопубликованных письменных источников, хранящихся в государственных архивах Тюмени, Ханты-Мансийска, районном архиве п. Березово, научном архиве музея Природы и Человека (г. Ханты-Мансийск) [Ер-ныхова, 2003]. В фундаментальном труде Т.Н. Дмитриевой, посвященном комплексному анализу топонимии территории проживания казымских хантов и лесных ненцев, кратко освещается история Казымского края и этническая ситуация в регионе, в том числе история формирования

Полевые исследования проводились при финансовой поддержке Полевого гранта Президиума СО РАН.

коми населения и динамика их численности в XX в. [2005, с. 21-25]. В контексте анализа лин-гвоэтнических контактов на Казыме и их отражения в топонимии рассматривается ретроспектива коми-хантыйских этнических и языковых контактов, приводятся фольклорные и топонимические данные, собранные автором, подтверждающие давность этих контактов [Там же, с. 446-464].

Дополнительными источниками стали материалы делопроизводства (доклады, письма, отчеты научно-исследовательских и землеустроительных экспедиций в бассейн Казыма). Осо4бую ценность имеют отчеты и планы строительства и развития культбаз в 1920-1940-е гг. [ГУТО ГАСПИТО. Ф. 107. Оп. 1. Д. 457; НА ТГИАМЗ. Д. 255, 257, 259 и др.]. В отчете исследовательского отряда общества изучения края при музее Тобольского севера, работавшего на территории Казымского туземного совета в 1926 г., собраны и систематизированы полевые материалы отряда и разработан проект культурного развития края [ГУТО ГАТ. Ф. 690. Оп. 1. Д. 122, 123.]. Общие сведения об организации работы отряда и результатах его работы опубликованы В.М. Новицким в 1928 г. Рукописный вариант отчета о работе в Казымском туземном районе более подробный и информативный, но обследование проводилось только в Приобье, а для работы в Приказымье у отряда не хватило времени и средств, поэтому для освещения ситуации в бассейне Казыма привлечены сведения о Казымском крае, собранные В.М. Новицким в ходе исследовательских работ в 1911-1913 гг., некоторые данные переписи 1926-1927 гг., сообщения местных жителей и пр. [ГУТО ГАТ. Ф. 690. Оп. 1. Д. 122. Л. 2]. В связи с этим В.М. Новицкий, характеризуя расселение, численность и занятия коми населения, приводит точные данные на 1913 г. и предположительные, полученные со слов местных жителей,— на 1926 г. В плане развития хозяйства и культуры Приказымья на 1939-1942 гг., составленном начальником Казымской культ-базы агрономом Бегловым, приводятся данные о миграциях коми-зырян на Казым из-за Урала в 1924-1926 гг., сведения о численности населения, в том числе зырян, их занятиях, территориях кочевания оленеводческих хозяйств [НА ТГИАМЗ. Д. 207]. В протоколах заседаний партийных ячеек и комиссий по чистке партии можно найти биографические данные о коми, состоявших в партии и работающих в кооперации в селах Полноват и Казым [ГУТО ГАСПИТО. Ф. 107. Оп. 1. Д. 165]. В 1946 г. полевые исследования в бассейне Казыма проводила Н.Ф. Прыт-кова, в ее отчете содержатся сведения об оленеводстве ижемцев, в том числе о производственном цикле, составе стада, использовании продукции оленеводства, транспорте, приводится терминология. Ее полевые материалы частично опубликованы С.В. Туровым [2006, с. 255-259]2.

В 1920-х гг. территория Приказымья входила в состав Березовского уездного исполнительного комитета, созданного в 1922 г. В 1926 г. был создан Казымский туземный совет с центром в с. Полноват, в 1931 г. он был разделен на Полноватский и Казымский (с центром в юр. Амня) [Куриков, 2008, с. 108, 112]. Начавшееся строительство кульбазы, образование интегрального кооператива, факторий способствовали притоку новых переселенцев, в том числе коми. Стимулами к переселению являлись богатство кормовыми ресурсами казымских тундр, отсутствие эпизоотических заболеваний, желание избежать давления советской власти и коллективизации [Дмитриева, 2005, с. 447, 448; Козьмин, 2003, с. 85]. Переселенческие процессы продолжались до середины 1930-х гг. [Козьмин, 2003, с. 85].

В проектах заселения Казымского края, увеличения численности и плотности населения особое внимание обращалось на необходимость привлечения к переселению коми-зырян: «Конечно, зыряно-туземный национально-экономический район может быть и должен быть объявлен для свободной плановой колонизации его представителями любой национальности, но навряд ли кто-нибудь, кроме зырян, да немногих представителей с низовьев Иртыша или Бере-зовско-Сургутско-Нарымской Оби пожелает здесь в ближайшее время прочно осесть...» [ГУТО ГАТ. Ф. 690. Оп. 1. Д. 122. Л. 11]; «Итак, на зырян. приходится обращать исключительное внимание в смысле решительной борьбы со смертностью их. потому что это основной и, пожалуй, единственный элемент, которым будут колонизованы эти районы» [Там же. Л. 12].

По мнению исследователей, подтверждаемому архивными документами и полевыми материалами, формирование коми населения в Приказымье происходит в первой половине 1920-х гг. В докладе инструктора Березовского укома РКП(б) И. Кузьмина о работе ревкома и жизни коренного населения Казымской волости в 1921 г. говорится, что все население Казымской волости «состоит исключительно из инородцев — остяков, зырян», которые ведут кочевой образ жизни, но не приводятся данные о их численности [ГУТО ГАСПИТО. Ф. 67. Оп. 1. Д. 12. Л. 3-3 об.]. По

Документ хранится в научном архиве МАЭ (Кунсткамера) РАН (Ф. 18. Оп. 1. № 4).

данным В.А. Козьмина, оленеводы коми начинают активно проникать на правобережье Оби южнее Березова в первой четверти XX в. Их переселение началось в 1923 г. с территории При-уралья и районов, непосредственно примыкающих к Березову. В 1924 г. на Казым переселились 15 семей коми-ижемцев с севера Березовского района со стадом оленей в 3 тыс. голов, что было обусловлено эпизоотией сибирской язвы [Козьмин, 1990, с. 73; 2003, с. 85]. В плане развития хозяйства и культуры Приказымья на третью пятилетку 1938-1942 гг., составленном начальником Казымской кульбазы агрономом Бегловым, также отмечается, что коми оленеводы перекочевали на Казым из-за Урала в 1924-1926 гг. [НА ТГИАМЗ. Д. 207. Л. 3].

По сведениям, полученным В.М. Новицким от местных жителей, впервые четыре семьи коми оленеводов появились в 1924 г. с «Ляпинской стороны», их привлекло изобилие кормовых ресурсов Казыма: «пустившись в разведку в 1924 году со стадом в 500 оленей зыряне Рочев и Конев сразу же учли все благоприятные условия для кочевания здесь с оленями и на следующий год решили остаться в крае для продолжительного проживания» [ГУТО ГАТ. Ф. 690. Оп. 1. Д. 123. Л. 58]. Они обосновались в вершине Казыма и в районе оз. Нумто, охотничьим промыслом не занимались, «предпочитая выменивать на оленей и товары (масло и т.д.) пушнину» [Там же. Л. 31 об.].

По современным рассказам, в числе первых коми переселенцев в бассейне Казыма появились Рочевы Петр и Алексей, у них были прозвища — Каля Петра (Петр Чайка) и Каля Эль [Истомина Е.П., 1952 г.р.]. Либо указываются иные имена — первыми в 1922 г. прибыли два брата Рочевых Василий и Петр [Канев А.А., 1936 г.р.]. Позже прибыли Поповы, Вокуевы, они «бежали от Гражданской войны и от советской власти», шли на казымскую землю двумя путями: первый из Мужей, второй из Саранпауля через Березово по зимним маршрутам [Вокуев М.И., 1928 г.р.]. Переселение 1920-х гг. связывается с эпизоотией сибирской язвы: «Болезнь такая, что вроде здоровый олень бежит — и упадет на рога. И обдирать нельзя — микроб попадет, сибирская язва. Из-за этого и переехали, они не переселенцы были, сами добровольно поехали» [Воку-ев Ф.Я., 1929 г.р.]; «Там жизнь стала голодная в 1920-е гг., плохо жить стали, и зыряне — оленеводы, а в те года там олени сильно пропадать стали, сибирская язва была, целыми семьями умирали. Кто как сумел помаленьку отделиться и выжить. И как началось строительство культ-базы — стали переезжать [Канев А.А., 1936 г.р.].

После переселения коми долго не обосновывались в поселке, а сохраняли прежний кочевой образ жизни [Козьмин, 2003, с. 85]. Коми со всеми стадами оленей кочевали в северовосточной части, в верховьях р. Сорум [НА ТГИАМЗ. Д. 207. Л. 3 об.; Ерныхова, 2003, с. 19].

Достоверные сведения о динамике численности коми представлены в материалах переписи 1926-1927 гг., затем до начала культурного строительства и коллективизации в начале 1930-х гг. учета населения не было. Зато после появления в Казыме культбазы в ежегодных отчетах о работе культбаз приводились данные о национальном, социальном составе и численности населения в 1930-х гг. По данным Г. Старцева, к концу 1925 г. в Казыме числилось 34 коми [Старцев, 1926, с. 46-48]. По материалам Приполярной переписи 1926-1927 гг., на территории Казымского (Полноватского) тузсовета вблизи озера в вершине р. Казым в юр. Выли-то было отмечено 1 хозяйство коми-ижемцев, состоящее из 8 чел., и в 9 кочевых хозяйствах — 60 чел. [Список населенных пунктов..., 1928, с. 62, 70]. В отчете 1929 г. Казымской комиссии Уральского комитета Севера по выбору места для постройки культбазы, составленном В. Пиньжаковым3, отмечено, что кочевавшие в районе Нумто зыряне вели тундровую торговлю [НА ТГИАМЗ. Д. 259. Л. 26].

Согласно материалам по проверке и изучению работы Казымского тузсовета, на его территории в 1932 г. кочующие коми-зыряне были объединены в 16 хозяйств, из них 7 батрацких и 9 кулацких, в общей сложности насчитывалось 70 чел.: 36 мужчин и 34 женщины [ГУТО ГАСПИТО. Ф. 107. Оп. 1. Д. 9. Л. 205; Ерныхова, 2003, с. 39]. В 1934 г. уже насчитывалось 78 чел. в 13 хозяйствах [ГУТО ГАСПИТО. Ф. 107. Оп. 1. Д. 210. Л. 23]. Во второй половине 1920-х гг. коми расселяются и в районе с. Полноват. В материалах переписи 1926-1927 гг. коми в Полновате зафиксировано не было. А в 1934 г. на территории Полноватского совета числилось 1632 чел., в том числе остяков 890 чел., зырян 38 чел., русских 609 чел. [ГУТО ГАСПИТО. Ф. 107. Оп. 1.

3

Фамилия написана в соответствии с подписью, оставленной в конце текста «Отчета Казымской комиссии Уральского комитета Севера по выбору места для постройки культбазы» [НА ТГИАМЗ. Д. 259. Л. 51]. В «Отчете о работе экспедиции по организации Казымской культбазы», хранящемся в Березовском районном архиве, приводится фамилия Пинжаков [Фарносова, 2003, с. 117-118, 250].

Д. 165. Л. 33]. На 1 января 1935 г. в национальном составе населения Приказымья было представлено 116 чел. коми (11 % от всего населения) [НА ТГИАМЗ. Д. 255. Л. 6]. В 1936 г. на территории Казымского тузсовета было отмечено 18 хозяйств коми (84 чел.), в том числе в поселке культбазы — 27 чел. [НА ТГИАМЗ. Д. 207. Л. 3].

На основе обобществления оленей переселенцев коми в период коллективизации на Ка-зыме происходило формирование крупностадного оленеводства [Козьмин, 2003, с. 85]. По данным материалов проверки и изучения работы Казымского тузсовета, проводившихся в августе

1932 г. представителями областного, окружного, районного райисполкомов и комитетов ВКП(б), у коми в 7 батрацких хозяйствах насчитывалось 640 голов, в 9 кулацких — 5500 голов, т.е. на одно батрацкое хозяйство приходился 91 олень, на одно кулацкое — 622 оленя [ГУТО ГАСПИТО. Ф. 107. Оп. 1 Д. 9. Л. 205; Ерныхова, 2003, с. 40]. Чтобы не попасть под «ликвидацию», коми оленеводы в 1931 г. сразу же организовали первый в Казымском регионе «колхоз имени Скачко», по документам числившийся как «кулацкий» [Ерныхова, НА ТГИАМЗ. Д. 207. Л. 3] — «Своих оленей было много, их сдавали в колхоз, чтобы бригаду свою сделать» [Канев А.А., 1935 г.р.]. Официально колхоз был зарегистрирован и начал свою деятельность только в 1933 г., после исключения из его состава наиболее видных «кулаков» колхоз был зарегистрирован [Ерныхова, 2003, с. 43]. В

1933 г. кочующие в вершине р. Казыма и вокруг оз. Нумто 13 зырянских хозяйств (104 чел.) были объединены в колхоз [ГУТО ГАСПИТО. Ф. 107. Оп. 1. Д. 210. Л. 26]. Позже состав этого колхоза, который первоначально считался коми-зырянским, увеличился за счет присоединения пяти хантыйских хозяйств, а в 1934 г. после подавления Казымского восстания имеющееся в колхозе поголовье было увеличено за счет конфискованных у зажиточной части хантов и ненцев оленей [Ерныхова, 2003, с. 44].

Средняя обеспеченность оленями одного хозяйства в колхозе им. Скачко достигала 200 голов, (для сравнения: в бедняцком хозяйстве в среднем было 15 голов, в середняцком — 35,6, в кулацком (после раскулачивания) — 35). Товарность колхозного стада в 1934 г. достигла 38 243 руб., совхозного — 5242 руб., единоличников-хантов — 1435 руб., ненцев, обитающих в районе Нумто,— 896 руб. [НА ТГИАМЗ. Д. 255. Л. 10].

В 1935 г. было получено денежных доходов на одно хозяйство в колхозе им. Скачко от продажи продукции оленеводства — 2696 руб., от охотпромысла — 205 руб., от рыбопромысла и прочих промыслов доходов не было [НА ТГИАМЗ. Д. 207. Л. 3]. Оленеводством в 1935 г. занималось 350 чел., оленей насчитывалось 10 938 голов, в том числе более одной трети (3412 голов) — в колхозе им. Скачко [НА ТГИАМЗ. Д. 255. Л. 9-10].

Оленеводство считалось главнейшей отраслью хозяйства Приказымья, так как на нем базировалось благосостояние основной части населения, и рациональная «постановка эксплоа-тации оленьих стад с целью промышленного и торгового использования продуктов оленеводства — шкур, оленьего мяса, шерсти» среди зырян являлась залогом развития промышленного оленеводства в крае [НА ТГИАМЗ. Д. 253. Л. 3]. С 1936 г. в колхозе появилось новое направление — выращивание племенного молодняка важенок для продажи юртовым объединениям с целью пополнения у них поголовья оленей [НА ТГИАМЗ. Д. 207. Л. 13]. Казымский олень (среднего и верхнего течения Казыма) считался самым крупным на Тобольском севере, что местные жители объясняли «прекрасной питательностью ягельных угодий Казыма» [ГУТО ГАТ. Ф. 690. Оп. 1. Д. 123. Л. 12]. Стоимость одной головы оленей, идущих на продажу, забой и племя, составляла в среднем 80 руб. [НА ТГИАМЗ. Д. 207. Л. 14].

В самом п. Казым коми стали оседать с начала 1930-х гг., со строительством культбазы и появлением русско-зырянской школы. В 1935 г. было построено здание русско-зырянской школы и кроме того открыта кочевая коми-зырянская школа [Там же. Л. 3]. В 1935-1936 учебном году было охвачено учебой детей зырян 25 чел. (100 %) [Там же. Л. 10]. При школе не было интерната, а в школу-интернат для «туземных» детей зырян не принимали, поэтому приходилось строить или покупать дома в поселке [Канева Е.Е., 1937 г.р.]. Первые дома коми строили на острове, образуемом озером (старицей) и р. Казым. Остров был большой, там располагалось много домов — Рочевых, Поповых, Каневых и др. и был разбит колхозный огород [Канев А.А., 1935]. Но остров подтапливало в половодье, берег подмывался, и к середине XX в. коми переселились в так называемый «зырянский край» [Канева Л.М., 1937 г.р.].

Таким образом, полевые исследования 2010 г. показали, что у казымских коми высокий уровень исторической памяти, связанной с начальным этапом формирования группы в 19201930-х гг. Современные жители, особенно представители старшего поколения и краеведы, пом-

нят имена первых поселенцев, их прежнее местообитание, маршруты передвижений, значимость коми оленеводства в экономическом развитии края в 1930-е гг., время появления и расположение стационарных жилищ в селе.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Источники

ГУТО ГАСПИТО. Ф. 107. Оп. 1 Д. 9. Материалы (отчеты, выписки из протоколов заседаний бюро, резолюции, сведения, сводки) о работе Березовского, Кондинского райкомов ВКП(б). 1931 г.

ГУТО ГАСПИТО. Ф. 107. Оп. 1. Д. 1б5. Протоколы заседаний ячейковой комиссии по чистке партии Полноватской ячейки ВКП(б).

ГУТО ГАСПИТО. Ф. 210. Оп. 1 Д. 210. Материалы (доклады, докладные записки, переписка, справки, сводки) о развитии оленеводства, рыбо- и пушнозаготовках в округе, заявления членов ВКП(б) о состоянии дел в районах, трудоустройстве, выезде за пределы округа.

ГУТО ГАСПИТО. Ф. 107. Оп. 1. Д. 457. Годовой отчет о работе Казымской культбазы.

ГУТО ГАТ. Ф. 690. Оп. 1. Д. 122, 123. Новицкий В.М. Рукописный труд от Общества изучения края и туземного отдела государственного музея. Казымский туземный район, как основной очаг советской культуры на туземном Тобольском Севере. Отд. 1-2.

НА ТГИАМЗ. Д. 207. Беглов. План развития хозяйства и культуры Приказымья на III пятилетку 1938-42 гг.

НА ТГИАМЗ. Д. 253. Оленеводство Тобольского севера, современное его состояние и перспективы развития.

НА ТГИАМЗ. Инв. № 255. Хозкультбазы. Описание естественно-исторических, климатических, почвенных условий районов

НА ТГИАМЗ. Инв. № 257. Отчеты и планы разных культбаз.

НА ТГИАМЗ. Инв. № 259. Пиньжаков. Отчет Казымской комиссии Уральского комитета Севера по выбору места для постройки культбазы.

Литература

Головнев А.В., Дмитриева Т.Н., Перевалова Е.В., Лезова С.В. Касум-Ех. Материалы для обоснования проекта этнической статусной территории. Шадринск: Исеть, 1993. 112 с.

Дмитриева Т.Н. Топонимия бассейна реки Казым. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2005. 580 с.

Ерныхова О.Д. Казымский мятеж: Об истории Казымского восстания 1933-1934 гг. Новосибирск: Сиб. хронограф, 2003. 160 с.

Жеребцов Л.Н. Историко-культурные взаимоотношения коми с соседними народами. М.: Наука, 1982. 224 с.

Козьмин В.А. Оленеводство коми-ижемцев в Западной Сибири // Антропология и историческая этнография Сибири. Омск: Издание ОмГУ, 1990. С. 73-83.

Козьмин В.А. Оленеводческая культура народов Западной Сибири. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2003. 236 с.

Мартынова Е.П. Очерки истории и культуры хантов. М.: Изд-во ИЭА РАН, 1998. 236 с.

Новицкий В.М. Отчет исследовательского и лечебного отряда общества изучения края при Госмузее Тобсевера, обследовавшего летом 1926 г. Казымский тузсовет Березовского района Тобокруга Уралобла-сти // Бюлл. о-ва изучения края при Музее Тобольского Севера. Тобольск, 1928. № 1 (2). С. 1-11.

Куриков В.М. От Казымской волости до Белоярского района. Ханты-Мансийск: Югра ям путар, 2008. 384 с.

Повод Н.А. Коми Северного Зауралья (XIX — первая четверть XX в.). Новосибирск: Наука, 2006. 272 с.

Список населенных пунктов Уральской области. Т. 12: Тобольский округ / Орготдел Уралоблисполко-ма, Уралстатуправления и окружных исполкомов. Свердловск, 1928. 233 с.

Старцев Г.А. О зауральских зырянах // Коми Му — зырянский край. Сыктывкар, 1926. № 1-2. С. 46-50.

Туров С.В. Традиционная хозяйственная структура кочующих зырян-ижемцев Обдорского края (первая половина XIX — 20-е гг. XX в.) // Ямал в XVII — начале XX вв.: Социокультурное и хозяйственное развитие (документы и исследования). Салехард; Екатеринбург: Банк культурной информации, 2006. С. 244-259.

Фарносова В.В. Березово: История и современность. Тюмень: Мандр и К3, 2003. 256 с.

Тюмень, ИПОС СО РАН nina_povod@mail.ru lovanda@berezovo. wsnet.ru

Basing on analysis of field data obtained from archive sources, the article considers the initial stage in the development of Kazym Komi in the 1920s-1930s, including dynamics of their number, social composition, establishment of a collective farm, and marketabilty of reindeer-breeding household.

Komi, Komi-Izhemtsyi, Kazym, collective farm named after Skachko, Kazym recreation centre.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.