Научная статья на тему 'К истории фабричного законодательства и фабричного надзора в России'

К истории фабричного законодательства и фабричного надзора в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
171
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории фабричного законодательства и фабричного надзора в России»

Таблица 2. Растворимость молибдена и его соединений

(в % к количеству взятого вещества)

Растворяющая жидкость Молибден металлический Бурая двуокись молибдена Трехокись молибдена Парамо-либдат аммония

Вода............. 3 2,22 45 100

0,3% HCl .......... 0,66 1,33 23,3 100

0,22% Na,C03........ 4 4,95 10Э 10Э

Сыворотка крови ...... 1,88 2,88 62,5 100

Желудочный сок....... а. 2,32 1,83 25 100

Выводы

1. Пыль молибдена, бурой двуокиси молибдена, трехокиси молибдена и парамолибдата аммония при однократном запылении белых крыс в течение одного часа, даже в очень высоких концентрациях пыли не оказывает заметного влияния, за исключением быстро проходящего раздражения слизистых верхних дыхательных путей и конъюнктивы при действии парамолибдата аммония.

2. Повторное в течение 30 дней запыление названными веществами обнаружило выраженное токсическое действие парамолибдата аммония и трехокиси молибдена и незначительную токсичность металлического молибдена и бурой двуокиси молибдена.

3. При нормировании предельно допустимого содержания молибдена и его соединений в воздухе промышленных предприятий необходимо учитывать различную степень токсичности металлического молибдена и его соединений в зависимости от их неодинаковой растворимости.

4. Ввиду возможности хронического отравления некоторыми соединениями молибдена следует рекомендовать периодические медицинские осмотры лиц, подвергающихся воздействию молибдена и его соединений.

-й- -й- -й-

Р. В. Борисенкова

К истории фабричного законодательства и фабричного

надзора в России

Из кафедры гигиены труда I Московского ордена Ленина медицинского института

Основоположники марксизма всегда подчеркивали, что все проблемы, связанные с трудом, и, в частности, вопросы охраны труда следует рассматривать в тесной связи с определенными социальными условиями, т. е. в конкретных рамках данной общественно-исторической формации.

В нашей стране была обеспечена подлинная охрана труда только после свержения капитализма, только после Великой Октябрьской социалистической революции, когда труд «из зазорного и тяжелого бремени» превратился «в дело чести, дело славы, дело доблести и геройства» (Сталин).

В дореволюционное время, в условиях помещичье-капиталистиче ского строя в России, как и в любом другом капиталистическом госу дарстве, не было условий для развития охраны труда. Капиталиста не интересует здоровье рабочего. Рабочий для него — лишь средство получения прибыли. Маркс, вскрывая классовые корни законодательства по охране труда, неоднократно подчеркивал, что при капитализме законодательство не может разрешить даже элементарные вопросы оздоровления условий труда. Лишь усиливающееся рабочее движение заставляет буржуазные правительства издавать некоторые фабричные законы.

Задача настоящей работы — осветить характер тех ничтожных уступок, которые были сделаны буржуазией в области охраны труда в России до Октябрьской революции.

Начало развития промышленности в России относится к XVIII веку, ко времени царствования Петра I, когда стал создаваться морской и речной флот, артиллерия. Для их развития нужны были промышленные товары (чугун, железо, сукно). Ввоз из-за границы не мог покрыть все нужды, и поэтому Петр I всячески поощрял развитие фабрик, предоставляя фабрикантам различные льготы: он разрешил нанимать на фабрики русских и иностранных учеников, не возвращать работающих на фабриках беглых крестьян их владельцам и др. Несколько позднее лицам недворянского происхождения разрешено было прикупать к фабрикам и заводам деревни с их населением, а «вольные» мастера, работавшие на предприятиях, были прикреплены к ним навсегда. Таким образом, труд на фабриках с самого начала стал принудительным и фабрикант был полноправным хозяином рабочих-крепостных. Однако Петр I указал и на необходимость некоторой заботы о рабочих. Так, в регламенте для ману-фактурколлегии было сказано, что «коллегии надлежит накрепко смотреть, чтобы фабриканты порядочно содержали мастеровых и чинили им награждение по достоинству»; при Сестрорецких ружейных заводах приказано было содержать лекаря с медикаментами.

В 1734 г. была сделана первая попытка ввести фабричный надзор: назначен был обер-комиссар и три комиссара «для лучшего за фабриками смотрения». В 1735 г. промышленникам было предложено отдавать фабричных детей в школы, учрежденные при казенных заводах, учить «читать и писать охотников». В 1741 г. правительством при Анне Леопольдовне были изданы «Регламент и рабочие регулы для суконных и каразийных фабрик». Это была первая попытка установить продолжительность рабочего дня, тариф заработной платы, предел штрафов, некоторые санитарные правила. Эти законы никогда не были применены, но они имеют историческое значение, показывая, что уже в XVIII веке в России была сделана попытка возложить на предпринимателя заботу о рабочих — об их жилище, лечении и обучении.

С конца XVIII века на фабрики начинает поступать значительное количество вольнонаемных рабочих. Так, по данным Литвинова-Фалин-ского, в 1809 г. около 58% рабочих были вольнонаемные. Однако они были столь же бесправны, как и крепостные, находясь в полном подчинении у хозяина; их за малейшее неповиновение секли, отдавали в рекруты и т. п. Начало XIX века не внесло никакого изменения.

В 1835 г. было издано «Положение об отношении между хозяевами фабричных заведений и рабочими людьми, поступающими на оные по найму». Этот закон защищал только интересы фабрикантов. Рабочий не мог требовать увеличения платы или уйти от хозяина раньше срока, а хозяин мог его уволить в любое время под предлогом «неисполнения обязанностей» или просто «дурного поведения».

В 1845 г. после расследования специально созданной комиссией причин волнений на бумагопрядильной Вознесенской фабрике Дмитровского уезда был издан закон, запрещающий ночной труд детям до 12 лет. Комиссия установила наличие крайних злоупотреблений детским трудом на

этих фабриках. Так, на 23 бумагопрядильных фабриках работало 2 100 малолетних детей в тех же условиях, что и взрослые (Каплун). Однако этот закон, подобно ранее изданным, никогда не применялся на практике, так как не было установлено надзора за его выполнением и наказания за нарушение.

После отмены крепостного права положение рабочих почти не изменилось. Так, согласно отчетам первых фабричных инспекторов и земских комиссий, в 80-х годах XIX столетия рабочий день длился 12—13 и более часов. Заработная плата была крайне низкая; женщины получали за одну и ту же работу в 2 раза меньше мужчин, а дети в 3 раза. Широко практиковалась система штрафов, которые нередко достигали 40—50 копеек с каждого заработанного рубля. Заработная плата выдавалась нерегулярно, часто в виде товаров из хозяйской лавки, где все было значительно дороже и низкого качества. Жили рабочие большей частью в казармах или каморках при фабрике, притом в крайне антисанитарных условиях. Нередко рабочие вовсе не имели жилища и вынуждены были спать там, где работали: столяры — на верстаках, в рогожных мастерских — на мокрых рогожах. В типографиях рабочие также нередко вынуждены были оставаться круглосуточно, и находились там, непрерывно подвергаясь воздействию свинцовой пыли. На фабриках отсутствовали элементарные защитные приспособления. Высокая температура воздуха, выделение пыли, вредных газов и паров и крайне неудовлетворительная вентиляция или полное ее отсутствие были обычными явлениями. В большинстве мастерских было тесно и темно.

Для примера можно привести описание фабрики в отчете первого фабричного инспектора Московской губернии И. И. Янжула за 1882— 1883 гг.: «На суконной фабрике № 48, как и на многих, впрочем, других суконных фабриках, в красильне воздух до того насыщен парами, что в ней во время осмотра ничего нельзя было видеть, и я двигался по красильне ощупью, как бы с завязанными глазами. Очевидно, тяги тут не было никакой. При этом машины расставлены очень тесно и ремни перекрещиваются во всех направлениях, проход крайне затруднителен и несчастье легко возможно без всякой вины со стороны рабочего».

В этих ужасных условиях работали и дети, нередко малолетние (с 5—6 лет). Так, в Московском фабричном округе (по отчету И. И. Янжула) около 10% рабочих составляли дети. Примерно такое же было положение и в других округах.

Среди рабочих были распространены профессиональные болезни, очень высок был травматизм. «Вид рабочих в высокой степени болезненный, худосочный, цвет лица бледный, с сероватым оттенком, питание тела плохое, десны опухшие», — писал Ф. Ф. Эрисман, обследовавший в 1879—1888 гг. фабрики Московской губернии.

Передовые люди того времени видели положение рабочих, понимали, что его необходимо изменить. Создавалось бесчисленное количество комиссий, составлялось много различных проектов, стремящихся в той или иной степени улучшить положение рабочих. Среди проектов были относительно либеральные. Например, проект правил для фабрик и заводов, выработанный в 1859 г., предусматривал: 1) запретить прием на работу детей моложе 12 лет; ограничить время работы детей от 12 до 16 лет; 2) ввести вознаграждение за увечье; 3) возложить на фабрикантов обязанность по ограждению рабочих от несчастных случаев и вредного влияния производства. Для надзора за исполнением правил предлагалось учредить должность инспектора с помощниками. Фабриканты выступили с протестом против этого проекта, особенно против введения надзора. Министерство внутренних дел сочло этот проект, так же как аналогичный проект 1871 г., неудовлетворительным. По заключению министерства, проект якобы ограждал рабочих, мало учитывая интересы предпринимателей. В это же время был издан ряд законов, увеличиваю-

щих наказание за стачки. Так, в 1879 г. фабрикантам было разрешено учреждать специальные должности полицейских сыщиков; жандармам разрешалось в любое время посещать фабрики, производить аресты и обыски.

Но, несмотря на усиление репрессий, революционное движение росло. В 1871 г. начались забастовки в Одессе, в 1872 г.—на Кремгольской мануфактуре, в 1876 г. — в Орехово-Зуеве. В 1878—1882 гг. прокатилась волна забастовок на ряде фабрик, в которых принимало участие все большее число рабочих. Царскому правительству стало ясно, что одними репрессиями не удастся справиться с революционным движением. Под нажимом рабочего класса был издан в' 1882 г. закон «О малолетних», по которому запрещалось допускать на работу детей моложе 12 лет, детям от 12 до 15 лет была запрещена работа в ночное время и в ряде вредных производств (в списке перечислено 36 производств).

Закон 1882 г. считается началом фабричного законодательства в России, так как одновременно был учрежден надзор за его выполнением в виде фабричной инспекции и установлено наказание за нарушение (штраф 100 рублей или арест на 1 месяц).

Однако, чтобы «не разорять» фабрикантов, правительство разрешило в течение двух лет со дня опубликования отступления от этого закона. Кроме того, в законе было много неясностей, что затрудняло применение его на практике. Например, закон не распространялся на ремесленные заведения, а чем ремесленное заведение отличалось от фабричного, в законе не указывалось. Это давало возможность предпринимателям легко освобождаться от надзора. Только в 1884 г. были изданы «Инструкции чинам фабричной инспекции», а в 1885 г. «Правила фабрикантам».

Уже первые попытки применения закона вызвали недовольство фабрикантов, ходатайства об его отмене, жалобы на фабричную инспекцию, которая вела себя весьма скромно. Так, в Московском округе на 200 случаев нарушения закона инспекцией было составлено всего 3 протокола.

Вначале фабричная инспекция состояла из 20 человек. Среди них было всего 4 санитарных врача (Святловский, Погожев, Песков, Городков) . Инспектора должны были следить за выполнением закона о малолетних, им разрешалось беспрепятственно посещать фабрики, беседовать с рабочими. При нарушении закона инспектор должен был составить протокол и направить дело в суд, где он выступал в качестве обвинителя. Что касается санитарных условий труда, то инспекторам разрешалось лишь выявлять производства, которые могли вредно действовать на малолетних, но не вошли в список 36 производств, и делать о них представления в высшие органы; однако принимать непосредственно какие-либо меры для охраны здоровья малолетних инспектора не могли.

Этот фабричный надзор не был рассчитан на реальную помощь рабочим, не мог обеспечить сколько-нибудь действительной охраны труда. Однако работа фабричной инспекции имела известное общественное значение. Первое поколение фабричных инспекторов состояло из представителей либерально настроенной демократической интеллигенции, которая искренне желала помочь народу. Несмотря на незначительные права и трудные условия, некоторые из них провели большую работу по изучению фабрик, условий труда и жизни рабочих. Отчеты их представляют ценный материал для изучения положения рабочих в 80-х годах.

Дальнейшее усиление рабочего движения и надвигающийся экономический кризис заставили царское правительство издать в 1885 г. закон, запрещавший ночной труд женщин и подростков в хлопчатобумажной промышленности. Закон носил временный характер и распространялся только на те отрасли производства, где ощущался кризис. Это ясно указывает, что фабриканты, боясь открыто сократить производство и выки-

4 Гигиена ш санитария, № 12

24

нуть рабочих на улицу, прибегли к силе закона, чтобы удалить из производства многочисленную группу женщин и детей.

В 1886 г. был издан закон «О найме», который предусматривал обязательную выдачу рабочим расчетных книжек с указанием размера и сроков выдачи заработной платы; запрещалось открывать лавки при фабриках без разрешения фабричной инспекции; воспрещалась уплата вместо денег купонами и товаром; воспрещалось брать плату с рабочих за освещение мастерских, пользование инструментами и т. п.; штраф разрешалось накладывать только за прогул, неисправную работу и нарушение порядка.

Однако к концу 80-х годов, когда начался промышленный подъем, фабриканты стали хлопотать об отмене ограничительных законов. В 1890 г. закон 1885 г. был отменен. При двухсменном рабочем дне (18 часов) детям от 12 до 15 лет разрешалось работать по 9 часов (по 4х/г часа с перерывом), непрерывная 6-часовая работа днем и даже ночная работа по 6 часов (в стекольном производстве). Губернским присутствиям по фабричным делам было дано право разрешать работу малолетним в праздничные дни, если они работали совместно со взрослыми. Таким образом, фактически был почти отменен и закон 1882 г.

В 1897 г. был издан закон, устанавливающий продолжительность рабочего дня в П1/« часов днем и 10 часов ночью и по субботам. Однако на производствах, где работы не могли быть остановлены (доменные, стеклоплавильные и т. п.), была разрешена работа по 12 часов, а при ломке смен — до 30 часов в течение двух следующих друг за другом суток, т. е. все оставалось по-старому. Сверхурочные работы не были ограничены, что давало возможность удлинять рабочий день сверх 114/2 часов на любом производстве.

Несмотря на то, что' в 1905 г. на многих заводах явочным порядком был введен 8-часовой рабочий день, в 1906 г. был внесен в правительство проект ограничить рабочий день Ю1/^ часами, но даже это отстающее от жизни предложение не было принято, и до Великой Октябрьской социалистической революции существовал установленный законом 11 часовой рабочий день для всех производств, в том числе и вредных.

И упомянутые куцые законы «О найме» и «Об ограничении рабочего дня» были вырваны у царского правительства под давлением усиливавшегося рабочего движения. Так, закону 1886 г. предшествовал ряд стачек; среди них особенно большое значение имела известная стачка ткачей в Орехове-Зуеве в 1885 г. Закон 1897 г. был издан в ответ на требования рабочих, когда они стали выступать более организованно под руководством первых марксистских кружков.

В течение 80—90-х годов постепенно расширяются штаты и изменяются функции фабричной инспекции. К 1894 г. в России было 143 фабричных инспектора. Они должны были утверждать договоры найма, форму расчетных книжек, правила внутреннего распорядка, расценки за работу, цены на товары в фабричных лавках и т. п. Однако эта работа большей частью сводилась к соблюдению простой формальности, основной же задачей фабричной инспекции постепенно становится предупреждение несогласий и столкновений между нанимателями и рабочими, прекращение волнений на фабриках. Они представляли интересы буржуазии. По своим функциям фабричная инспекция приближалась к полиции.

В «Наказе чинам фабричной инспекции», изданном в 1900 г. в § 17 главы V «Взаимное отношение чинов фабричной инспекции и полиции» говорится: «Чины фабричной инспекции при обнаружении волнений среди рабочих или иных обстоятельств, которые угрожают нарушению внешнего порядка и благоустройства... обязаны о всех таковых случаях, независимо сообщению губернскому начальству, сообщать чинам местной полиции для принятия с их стороны зависящих мер». Фабричная инспекция превратилась, таким образом, в прямых агентов полиции.

Лучшие фабричные инспекторы не могли мириться с таким положением и ушли или были сняты с работы как «неподходящие». «После долгого колебания и сомнения я пришел к заключению о бесплодности и даже невозможности своей дальнейшей инспекторской службы; никакого просвета в будущем не предвидилось и только одна мрачная сила давила, и портила все немногое сделанное», писал после 5 лет работы фабричный инспектор Московского округа И. И. Янжул.

В 1894 г. были учреждены губернские по фабричным делам присутствия, которым предоставлялось право: 1) издавать местные обязательные постановления о мероприятиях но охране жизни и здоровья рабочих, об организации на фабриках врачебной помощи и др.; 2) решать дела по нарушению устава о промышленности администрацией фабрик и заводов; 3) рассматривать жалобы на действия фабричных инспекторов и разрешать сомнения, которые встречались у последних. В состав губернских присутствий входил губернатор, вице-губернатор, прокурор окружного суда, начальник губернского жандармского управления, фабричный инспектор и представители городских или земских самоуправлений и промышленников. Если принять во внимание состав, станет ясным, что фабричные присутствия защищали интересы отнюдь не рабочих. «Почти все протоколы, составленные инспекторами, в присутствии проваливались или же по ним налагались самые минимальные взыскания, что, конечно, отбивало охоту у инспекторов прибегать к протоколам», так характеризует работу присутствий один из фабричных инспекторов (Гвоздев).

В 1899 г. было образовано Главное по фабричным и горно-заводским делам присутствие (число инспекторов к этому времени было увеличено до 257). В состав Главного присутствия входили 19 чиновников от различных ведомств, 9 представителей от промышленности. Председателем был министр финансов. Главному присутствию было предоставлено право издавать инструкции и правила в развитие действующего законодательства и отменять все незаконные постановления и решения местных присутствий. На практике вся деятельность Главного присутствия; свелась к отмене постановлений местных присутствий о штрафах, налагаемых на предпринимателей и освобождению предприятий из-под надзора фабричной инспекции.

Санитарный надзор на предприятиях был крайне неудовлетворителен. До Великой Октябрьской социалистической революции в России не было промышленно-санитарного законодательства, предусматривавшего' безопасность работы и ограждение рабочих от вредных влияний производства, хотя еще в проекте 1859 г. были намечены некоторые санитарные требования.

Формально губернским фабричным присутствиям было предоставлено право издавать обязательные постановления о мерах, которые должны быть соблюдены для охранения жизни и здоровья рабочих. Но прит сутствия этим правом почти не пользовались, так как вообще мало заботились об интересах рабочих. Правда, в ряде губерний (Варшавская, Рязанская, Петербургская и др.) были изданы правила, которые включали требования безопасности при работе с паровыми котлами и машинами, общесанитарные меры по благоустройству рабочих помещений * и др. Однако эти постановления были большей частью сформулированы' в столь общей форме, что приносили мало пользы. Наказание за невыполнение постановлений было ничтожное (штраф 50 рублей) и наложить его можно было только по суду.

Из общегосударственных постановлений по охране труда до 1913 г. были изданы лишь правила для ртутных рудников и заводов, где указывалось на необходимость периодических врачебных осмотров рабочих,, при известных операциях требовалось применение респираторов. Затем были изданы правила предосторожности при работах на цинковых заводах.

Женщинам и малолетним запрещались работы у цинкоплавильных печей и другие вредные работы. Указывалось на необходимость врачебного надзора. Имелось также постановление относительно хромпиковых заводов. Лишь в 1913 г. были изданы «Правила о мерах безопасности работ в заведениях фабрично-заводской промышленности». «Правила об устройстве заводов и мастерских, изготовляющих свинцовые препараты». В 1914 г. были опубликованы «Правила безопасности при сильных токах низкого и высокого напряжения». Но началась первая мировая война, и все эти постановления так и не были применены на практике.

Ряд санитарных постановлений был издан земскими и городскими самоуправлениями, но все они касались охраны окружающего населения, _а не рабочих.

К вопросам охраны труда относились немногочисленные законы го безопасности работ. Так, согласно Горному уставу, о начале каждой подземной разработки необходимо было извещать правительственный надзор. Существовала инструкция Министерства торговли и промышленности о мерах предосторожности при подземных работах, которая включала правила крепления выработок, требования установки сигналов, требования о выходах из рудников, о спуске и подъеме рабочих, о вентиляции. «Правила относительно устройства, установки и содержания паровых котлов» предусматривали особое разрешение на установку паровых котлов и периодические осмотры их на прочность и безопасность (внутренние испытания один раз в 6 лет, наружный осмотр — один раз в 2 года). Существовали также правила об устройстве и порядке работы в производстве взрывчатых веществ.

Все эти отдельные постановления в области санитарного и технического надзора не могли обеспечить выполнения даже самых элементарных гигиенических требований на предприятиях. Только советская власть обеспечила истинную охрану труда и государственное страхование рабочих на случай болезни, увечий и смерти.

Уже в первые часы прихода советской власти, в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. II съезд советов декретировал 8-часовой рабочий день на всех предприятиях.

18 мая 1918 г. за подписью В. И. Ленина был опубликован декрет об учреждении инспекции труда. В 1936 г. священные права трудящихся СССР на труд, отдых и социальное обеспечение были закреплены в Сталинской Конституции (статьи 118, 119, 120).

«й- ür

Е. И. Солтыский

К методике использования текущих медицинских записей амбулатории для изучения заболеваемости при гигиенических исследованиях

Из Института общей и коммунальной гигиены АМН СССР

Современный этап развития советской гигиенической науки характе- .. ризуется решительным переходом от изолированного изучения внешней среды к изучению влияния этой среды на здоровье и состояние человеческого коллектива, на изучение человеческого организма и внешней среды в их взаимоотношениях.

Поэтому к ряду гигиенических вопросов, которые раньше трактовались совершенно оторванно от процессов физиологических, патофизиологических, от заболеваемости человеческого коллектива, необходимо подходить по-иному. Этот новый подход требует более широкого применения в гигиенической науке статистического метода, в частности, статистического изучения заболеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.