Научная статья на тему 'К ИСТОРИИ ЭТНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА ЛИДИИ БОРИСОВНЫ ЗАСЕДАТЕЛЕВОЙ (1933-2022)'

К ИСТОРИИ ЭТНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА ЛИДИИ БОРИСОВНЫ ЗАСЕДАТЕЛЕВОЙ (1933-2022) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
42
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Этнография
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Л. Б. ЗАСЕДАТЕЛЕВА / КАФЕДРА ЭТНОГРАФИИ / ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ МГУ / СЛАВИСТИКА / КАВКАЗОВЕДЕНИЕ / КАЗАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Махмудова З. У., Туторский А. В.

В январе 2022 г. исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова простился с заслуженным профессором МГУ Лидией Борисовной Заседателевой. Она прошла долгий путь от студентки, поступившей на учебу в далеком 1950 г., до любимого студентами и уважаемого коллегами преподавателя этнологических дисциплин. Л. Б. Заседателева начала приобщение к исторической науке и этнографии с тематики, связанной с этнокультурными особенностями южных славян и российского казачества. Под руководством. Н. Н. Чебоксарова и С. А. Токарева были созданы ее первые труды о жилище и быте таманских казаков, о традициях македонских славян. С 1961 г. Л. Б. Заседателева начала работать на историческом факультете МГУ. Здесь она защитила диссертацию «Терские казаки во второй половине ХVI - начале ХХ в. Историко-этнографические очерки». С конца 1960-х годов Л. Б. Заседателева обратилась к изучению этнографических групп русского населения Сибири. Очень много было сделано с ее участием в организации учебной и экспедиционной работы на кафедре этнографии исторического факультета (особенно в Сибири и на Северном Кавказе). Полевая работа и научные изыскания послужили Лидией Борисовной основой для чтения важных для специализации этнологов курсов («Проблемы общей этнологии», «Этнография народов зарубежной Европы», «Этнография южных и западных славян», «Российское казачество в прошлом и настоящем»). Энергия Л. Б. Заседателевой давала ей возможность реализовать свои организаторские способности и за пределами МГУ: в 1990 г. она стала исполнительным директором основанной по инициативе директора Института этнологии и антропологии Российской академии наук В. А. Тишкова Советской этнографической и антропологической ассоциации. Профессор (с 1996 г.) Л. Б. Заседателева возглавила также Учебно-научный центр прикладной этнологии исторического факультета МГУ. Создание данного подразделения при кафедре объяснялось необходимостью концентрироваться на прикладных аспектах этнологической науки, подготовке специалистов, владеющих профессиональными навыками исследования и методами анализа ситуаций, связанных с межэтнической напряженностью в стране и за ее пределами, ролью этнических факторов в различных аспектах жизни общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE HISTORY OF ETHNOLOGICAL EDUCATION AT MOSCOW UNIVERSITY. IN MEMORY OF PROFESSOR LIDIA BORISOVNA ZASEDATELEVA (1933-2022)

In January 2022, the Faculty of History, Lomonosov Moscow State University, bid farewell to Distinguished Professor Lydia Borisovna Zasedateleeva. She has come a long way from a student who entered the university back in 1950 to a professor of ethnological disciplines loved by students and respected by colleagues. Zasedateleva began her studies in historical ethnography with topics related to the ethnocultural characteristics of the Southern Slavs and the Russian Cossacks. Under the guidance of N. N. Cheboksarov and S. A. Tokarev, she conducted her first works on dwellings, the everyday life of the Taman Cossacks, and the traditions of the Macedonian Slavs. In 1961, Zasedateleva began working at the Faculty of History, Lomonosov Moscow State University, where she defended her dissertation, Terek Cossacks in the second half of the 16 th - early 20 th centuries. Historical and ethnographic essays. Since the late 1960s, Zasedateleva turned to the study of ethnographic groups of the Russian population of Siberia. Her participation in organizing educational and expeditionary work at the Department of Ethnography, the Faculty of History, especially in Siberia and the North Caucasus, was of great significance to the department. Fieldwork and scientific research conducted by Lidya Borisovna became the basis for her to teach courses that were important for the specialization of ethnologists: Problems of General Ethnology, Ethnography of Peoples of Western Europe, Ethnography of Southern and Western Slavs, and Russian Cossacks: Past and Present. Zasedateleva applied her organizational skills outside of Moscow State University. In 1990, she became the executive director of the Soviet Ethnographic and Anthropological Association of the Russian Academy of Sciences, founded on the initiative of the director of the Institute of Ethnology and Anthropology, Valery A. Tishkov. Upon earning her full professorship in 1996, Zasedateleva chaired the Educational and Academic Center of Applied Ethnology, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University. The department created this unit as it sought to focus on the applied aspects of ethnological science, on training specialists capable of analyzing interethnic tensions in the country and beyond, and on the role of ethnic factors in various aspects of society.

Текст научной работы на тему «К ИСТОРИИ ЭТНОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ. ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА ЛИДИИ БОРИСОВНЫ ЗАСЕДАТЕЛЕВОЙ (1933-2022)»

DOI 10.31250/2618-8600-2022-4(18)-219-235 УДК 316.34 + 39

МГУ им. М. В. Ломоносова З. У. Махмудова Москва, Российская Федерация

ORCID: 0000-0002-8109-5296 E-mail: zoyamakhmudova@yandex.ru

А. В. Туторский МГУ им. М. В. Ломоносова

Москва, Российская Федерация ORCID: 0000-0003-4651-4667 E-mail: tutorski@mail.ru

|К истории этнологического образования в Московском университете. Памяти профессора Лидии Борисовны Заседателевой (1933-2022)

АННОТАЦИЯ. В январе 2022 г. исторический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова простился с заслуженным профессором МГУ Лидией Борисовной Заседателевой. Она прошла долгий путь от студентки, поступившей на учебу в далеком 1950 г., до любимого студентами и уважаемого коллегами преподавателя этнологических дисциплин. Л. Б. Заседателева начала приобщение к исторической науке и этнографии с тематики, связанной с этнокультурными особенностями южных славян и российского казачества. Под руководством. Н. Н. Чебоксарова и С. А. Токарева были созданы ее первые труды о жилище и быте таманских казаков, о традициях македонских славян.

С 1961 г. Л. Б. Заседателева начала работать на историческом факультете МГУ. Здесь она защитила диссертацию «Терские казаки во второй половине XVI — начале ХХ в. Историко-этнографические очерки». С конца 1960-х годов Л. Б. Заседателева обратилась к изучению этнографических групп русского населения Сибири. Очень много было сделано с ее участием в организации учебной и экспедиционной работы на кафедре этнографии исторического факультета (особенно в Сибири и на Северном Кавказе). Полевая работа и научные изыскания послужили Лидией Борисовной основой для чтения важных для специализации этнологов курсов («Проблемы общей этнологии», «Этнография народов зарубежной Европы», «Этнография южных и западных славян», «Российское казачество в прошлом и настоящем»). Энергия Л. Б. Заседателевой давала ей возможность реализовать свои организаторские способности и за пределами МГУ: в 1990 г. она стала исполнительным директором основанной по инициативе директора Института этнологии и антропологии Российской академии наук В. А. Тишкова Советской этнографической и антропологической ассоциации.

Профессор (с 1996 г.) Л. Б. Заседателева возглавила также Учебно-научный центр прикладной этнологии исторического факультета МГУ. Создание данного подразделения при кафедре объяснялось необходимостью концентрироваться на прикладных аспектах этнологической науки, подготовке специалистов, владеющих профессиональными навыками исследования и методами анализа ситуаций, связанных с межэтнической напряжен-

ностью в стране и за ее пределами, ролью этнических факторов в различных аспектах жизни общества.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: Л. Б. Заседателева, кафедра этнографии, исторический факультет МГУ, славистика, кавказоведение, казачество

Z. Makhmudova

A. Tutorsky

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Махмудова З. У, Туторский А. В. К истории этнологического образования в Московском университете. Памяти профессора Лидии Борисовны Заседателевой (1933— 2022). Этнография. 2022. 4 (18): 219-235. doi 10.31250/2618-8600-2022-4(18)-219-235

Lomonosov Moscow State University Moscow, Russian Federation ORCID: 0000-0002-8109-5296 E-mail: zoyamakhmudova@yandex.ru

Lomonosov Moscow State University Moscow, Russian Federation ORCID: 0000-0003-4651-4667 E-mail- tutorski@mail.ru

I On the History of Ethnological Education at Moscow University. In memory of Professor Lidia Borisovna Zasedateleva (1933-2022)

ABSTRACT. In January 2022, the Faculty of History, Lomonosov Moscow State University, bid farewell to Distinguished Professor Lydia Borisovna Zasedateleeva. She has come a long way from a student who entered the university back in 1950 to a professor of ethnological disciplines loved by students and respected by colleagues. Zasedateleva began her studies in historical ethnography with topics related to the ethnocultural characteristics of the Southern Slavs and the Russian Cossacks. Under the guidance of N. N. Cheboksarov and S. A. Tokarev, she conducted her first works on dwellings, the everyday life of the Taman Cossacks, and the traditions of the Macedonian Slavs. In 1961, Zasedateleva began working at the Faculty of History, Lomonosov Moscow State University, where she defended her dissertation, Terek Cossacks in the second half of the 16h - early 2ffh centuries. Historical and ethnographic essays. Since the late 1960s, Zasedateleva turned to the study of ethnographic groups of the Russian population of Siberia. Her participation in organizing educational and expeditionary work at the Department of Ethnography, the Faculty of History, especially in Siberia and the North Caucasus, was of great significance to the department. Fieldwork and scientific research conducted by Lidya Borisovna became the basis for her to teach courses that were important for the specialization of ethnologists: Problems of General Ethnology, Ethnography of Peoples of Western Europe, Ethnography of Southern and Western Slavs, and Russian Cossacks: Past

and Present. Zasedateleva applied her organizational skills outside of Moscow State University. In 1990, she became the executive director of the Soviet Ethnographic and Anthropological Association of the Russian Academy of Sciences, founded on the initiative of the director of the Institute of Ethnology and Anthropology, Valery A. Tishkov. Upon earning her full professorship in 1996, Zasedateleva chaired the Educational and Academic Center of Applied Ethnology, Faculty of History, Lomonosov Moscow State University. The department created this unit as it sought to focus on the applied aspects of ethnological science, on training specialists capable of analyzing interethnic tensions in the country and beyond, and on the role of ethnic factors in various aspects of society.

KEYWORDS: L. B. Zasedateleva, FOR CITATION: Makhmudova Z.,

Department of Ethnography, Faculty Tunorsky A. On the History of Ethnological

of History of Lomonosov Moscow Education at Moscow University. In memory of

State University, Slavic studies, Professor Lidia Borisovna Zasedateleva (1933—

Caucasian studies, Cossacks 2022). Etnografia. 2022. 4 (18): 219-235. (In Russ.).

doi 10.31250/2618-8600-2022-4(18)-219-235

Лидия Борисовна родилась 14 июня 1933 г. в Москве в семье, тесно связанной с Московским университетом. Ее дед по линии отца, Федор Федорович Заседателев (1873-1940), был известным фониатором, профессором клиники болезней уха, горла и носа им. Ю. И. Базановой медицинского факультета. Отец Лидии Борисовны, Борис Федорович Заседателев (1906-1937), также был выпускником медицинского факультета Московского университета, работал врачом в поликлинике им. Семашко. Мать, Антонина Никифоровна, работала инженером.

Детство Лидии Борисовны прошло в Москве. Семья жила в доме № 5 в Малом Кисловском переулке. Здесь находилась школа № 92, в которой училась Лидия Заседателева. В 1947 г. Лидия Борисовна вступила в ряды ВЛКСМ, вела активную общественную работу, была корреспондентом школьной газеты. После окончания школы в 1950 г. Л. Б. Заседателева поступила на заочное отделение исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. Рекомендацию предоставил Краснопресненский отдел ВЛКСМ г. Москвы. В 1951 г. ввиду отличных результатов в учебе она была переведена на дневное отделение.

В характеристике, данной Л. Б. Заседателевой в марте 1955 г. за подписью декана исторического факультета МГУ профессора А. В. Арцихов-ского и секретаря Бюро ВЛКСМ И. В. Созина, отмечалось:

За время пребывания в МГУ тов. Заседетелева проявила себя как способная студентка. Имеет склонности к научно-исследовательской работе. Активно участвовала в работе семинаров по социально-экономическим дисциплинам. Училась на отлично. Тов. Заседателева принимала активное участие в Подмосковной этнографической экспедиции, Таманской археологической экспедиции, Марийской и Краснодарской этнографических экспедициях. Проявила себя как энергичный инициативный работник, глубоко интересующийся своей специальностью.

Тов. Заседателева вела общественную работу: инструктор (в пионерском отделе Краснопресненского РК ВЛКСМ), 4 года была комсоргом группы [кафедры этнографии. — Прим. авт.], проявив при этом настойчивость и принципиальность в работе. Пользуется заслуженным авторитетом у товарищей (Архив МГУ. Ф. 9. Оп. 5л. Д. 1763. Л. 8).

В студенческие годы ярко проявились важные черты, всегда отличавшие Л. Б. Заседателеву, — коммуникабельность, умение найти подход к людям, способность деликатно выстроить диалог даже с самым сложным собеседником. В советские годы подобные личные качества часто выводили человека на путь следования по так называемым комсомольской и партийной линиям. При этом для многих, в том числе и для Л. Б. Заседателевой, членство в ВЛКСМ, а затем и вступление в ряды КПСС отнюдь

не означало безусловного принятия прокламируемых ценностей и идеалов, а служило лишь средством, дающим возможность реализовать свой потенциал именно в организационной работе.

Люди, знакомые с Лидией Борисовной лично, работавшие с ней в одном коллективе, знают, что в дни, свободные от занятий, и вечерами, когда она была дома, дозвониться до нее порой было очень трудно — телефон мог быть подолгу занят. Казалось, она совершенно не устает от общения с коллегами, студентами и аспирантами и даже испытывает потребность в постоянном контакте с людьми. Лидия Борисовна часто говорила: «Я люблю людей!» Из всех времен года предпочитала зиму, в том числе потому, что «летом ведь никого не найдешь, все разъезжаются, а зимой все на месте, на работе».

Лидия Борисовна рассказывала, что поначалу планировала заниматься археологией, но со временем поняла, что ей «будет не хватать общения с людьми», и приняла решение специализироваться по кафедре этнографии.

В начале 1950-х годов в учебной программе кафедры этнографии произошли важные изменения. С 1952 г. значительно расширилась экспедиционная работа. Кроме совместной с Институтом этнографии Академии наук СССР (ИЭ АН СССР) Дагестанской экспедиции, начавшей работу в 1944 г. (руководитель Е. М. Шиллинг), были учреждены Марийская (руководитель К. И. Козлова), Подмосковная (руководитель Б. И. Шаревская), Русская (руководитель Г. Г. Громов), Северная (руководитель М. В. Витов) и Среднеазиатская (руководитель Г. Е. Марков) экспедиции. (Архив МГУ Ф. 9. Оп. 5. Кафедра этнологии). Эти изменения связаны с именем нового заведующего кафедрой Николая Николаевича Чебоксарова, занимавшего эту должность в 1951-1956 гг.

В те годы была распространена практика прикрепления этнографических отрядов к уже сформировавшимся археологическим экспедициям: Новгородской или Хорезмской (Туторский 2010: 273). Л. Б. Заседателева работала в 1952-1954 гг. в Таманской экспедиции под руководством Б. А. Рыбакова. Основной задачей археологической экспедиции было исследование древнерусских зданий и кварталов Тмутаракани. Этнографический отряд собирал сравнительный материал о современной деревенской архитектуре жителей кубанских станиц. Видимо, именно в этой экспедиции Л. Б. Заседателева определила тему своего дипломного сочинения. Под руководством профессора Н. Н. Чебоксарова она успешно защитила сначала курсовую работу по теме «Жилище Тамани», а затем и дипломный проект «Жилище кубанских казаков», который кафедра рекомендовала к публикации.

После окончания университета Лидия Борисовна вернулась в родную школу № 92. В период с 1955 по 1961 г. работала пионервожатой

и учительницей истории и географии в 8-9-х классов (с 1957 г.). Она была также избрана секретарем комитета комсомола школы.

В 1955 г. Л. Б. Заседателева поступила в аспирантуру ИЭ АН СССР (без отрыва от основной работы) по специальности «Этнография южных славян». Научным руководителем был утвержден С. А. Токарев. Сначала Л. Б. Заседателева планировала работу над кандидатской диссертацией по теме «Народная одежда сербов и македонцев», однако к марту 1958 г. выяснилось, что состояние источников не дает возможности продолжать исследование. Лидия Борисовна наметила другую тему, получившую одобрение коллег, — свадебные обычаи и обряды македонских славян. В июле 1958 г. Ученый совет ИЭ АН СССР утвердил следующую формулировку темы диссертации аспирантки — «Македонская свадьба в XIX веке». Л. Б. Заседателева успешно сдала экзамены кандидатского минимума — диалектический материализм, общую этнографию, немецкий язык, сербский язык, а также реферат «К вопросу о национальной принадлежности македонских славян». С. А. Токарев предъявлял к своим студентам и аспирантам высокие требования. Л. Б. Заседателева не раз вспоминала его рекомендацию выучить, помимо сербского языка, еще греческий и македонский. Он считал, что это необходимо для написания работы и можно сделать в порядке самообучения. По словам Лидии Борисовны, С. А. Токарев предлагал: «Давайте начнем учить греческий язык вместе, будем учить слова, начнем читать книги. Через пару месяцев вы сможете читать научную литературу». Весной 1959 г. Л. Б. Заседателева собрала достаточное количество материала для диссертационного исследования, написала первую главу. Тем не менее текст работы не был завершен и представлен к защите (Архив ИЭА РАН. Ф. Личные дела аспирантов, окончивших аспирантуру в 1958-1959 гг. Оп. 1. Д. 6. Л. 230, 236, 239, 230 об., 241, 243).

В ноябре 1959 г. Л. Б. Заседателева окончила теоретический курс аспирантуры ИЭ АН СССР. Трудно сказать, какие причины помешали Лидии Борисовне завершить диссертационное исследование. Скорее всего, сказались значительная загруженность по основному месту работы (это отмечено во всех ее аттестационных листах), активная деятельность в ВЛКСМ, а также некоторые проблемы со сбором полевого материала — организовать для нее рабочую поездку в Югославию оказалось сложно.

В Московский университет Л. Б. Заседателева вернулась в 1961 г. Ее научный руководитель в аспирантуре С. А. Токарев в 1956 г. стал заведующим кафедрой. В 1961-1966 гг. Лидия Борисовна работала в должности старшего лаборанта, в 1966-1972 гг. — младшего научного сотрудника, в 1972-1977 гг. — старшего преподавателя, в 1977-1996 гг. — доцента. В 1996 г. Л. Б. Заседателева перешла на должность профессора и заведующей Учебно-научным центром прикладной этнологии. Центр был открыт

в 1996 г. при кафедре этнологии, в 2015 г. переименован в Лабораторию прикладной этнологии.

На протяжении многих лет Лидия Борисовна вела большую общественную и организационную работу. В 1965 г. вступила в ряды КПСС. После ухода в 1973 г. С. А. Токарева с должности заведующего кафедрой подразделение возглавил профессор Г. Е. Марков. С этого времени и до последних дней жизни Л. Б. Заседателева являлась заместителем заведующего кафедрой этнографии (с 1992 г. — этнологии). Она также занимала должность ученого секретаря специализированного совета по археологии и этнографии, была заместителем председателя совета. В разные годы Л. Б. Заседателева была членом профкома исторического факультета МГУ, заместителем секретаря профкома и затем председателем профкома, участвовала в работе комиссии парткома МГУ.

В 1961 г. Лидия Борисовна по настоятельной просьбе С. А. Токарева вернулась к теме истории и этнографии казачества. Она часто вспоминала слова своего учителя: «Вы должны заняться терскими казаками! До Вас о них писал только Лев Толстой!» Смена тематики диссертационного исследования объясняется, разумеется, не столько этим, безусловно, лестным для молодой аспирантки обстоятельством, сколько другими важными причинами.

В 1950-е годы в ИЭ АН СССР активно велась работа над созданием серии «Народы мира». В 1955 г. была подготовлена к изданию очередная (не окончательная) версия тома, посвященного Северному Кавказу. Еще на этапе обсуждения проекта издания рецензенты высказывали серьезные замечания к содержанию тома и концепции изложения материала, которую предлагали авторы. Оказалось, что культура русских, составлявших в то время значительную часть населения края, фактически не нашла отражения в издании. На этот факт прямо указал А. Д. Фадеев в довольно резкой отрицательной рецензии, написанной им в декабре 1954 г. (Архив РАН. Ф. 142. Оп. 1 (1942-1960). Д. 598. Л. 80). Есть все основания предполагать, что такого рода замечания в адрес работы ИЭ АН СССР высказал не только А. Д. Фадеев. Вероятно, поэтому в 1954 г. в рамках Русской этнографической экспедиции ИЭ АН СССР (перед которой стояла задача подготовки историко-этнографического атласа, посвященного русским) был сформирован отдельный 2-й отряд для изучения материальной культуры казачества (руководители Л. Н. Чижикова, М. Н. Шмелева). Обследовались основные районы расселения донских казаков, а также некоторые районы расселения волжских, терских и кубанских казаков. Материалы экспедиции должны были восполнить пробел в области этнографии «русского казачества южных областей Союза» (Архив РАН. Ф. 142. Оп. 1 (1942-1960). Д. 654. Л. 50). Таким образом, тема казачества, хорошо знакомая Л. Б. Заседателевой еще со студенческих лет, стала крайне актуальна в свете новых установок ИЭ АН СССР.

В 1961-1965 гг. Лидия Борисовна вместе со студентами кафедры совершила ряд научных поездок к терским казакам. Собранные в ходе этой работы материалы были использованы в кандидатской диссертации «Терские казаки во второй половине XVI — начале ХХ в. Историко-этнографические очерки». Согласно кафедральным отчетам о научной деятельности, рукопись работы была подготовлена в 1966 г., а защищена в 1969 г. Научным руководителем вновь выступил С. А. Токарев (Архив кафедры этнографии. Научный отчет за 1966 г.).

Монография, написанная Л. Б. Заседателевой на основании текста диссертации, издавалась дважды — первый раз в издательстве Московского университета в 1974 г., второй раз по инициативе Терского общества любителей казачьей старины в 2018 г. (Заседателева 1974; Терский сборник 2018). Это неслучайно. Книга до сих пор является единственным опытом монографического описания терских казаков и с некоторыми несущественными оговорками может быть отнесена к формату работ этнографов «старой» школы. Она состоит из шести глав, первая из которых посвящена выявлению особенностей казачества как «этнографического явления». Л. Б. Заседателева проводит параллели между казачеством и схожими группами древнеиндийской «Артхашастры», а также с системой баоцзя в Китае (Заседателева 1974: 23-24, 70). Подобные сравнительно-аналитические подходы в середине и второй половине XX в. были характерны для работ С. П. Толстова (1948) и Б. А. Рыбакова (1982). Вторая и третья главы посвящены истории формирования терского казачества, этнокультурному взаимодействию с соседними кавказскими народами. Последние три главы представляют собой этнографические очерки терского казачества. Речь идет об общинных традициях, семейной обрядности и традиционном жилище. Повествование сопровождается тщательно подобранными иллюстрациями — экспедиционными фотографиями и фотографиями экспонатов из фондов Республиканского краеведческого музея в Грозном (Чечено-Ингушская АССР). В этой части монографии Лидия Борисовна активно использует собственные исследования, которые помещаются под унифицированной ссылкой «Полевые материалы ТЭЭ [Терской этнографической экспедиции. — Прим. авт.] МГУ 1961-1965».

Такое осторожное использование данных, не раскрывающее подробностей и проблем полевых исследований, а также отсутствие в текстах «голосов» и личных историй респондентов, становится отличительной чертой многих этнографических работ послевоенных десятилетий. В частности, это было характерно и для публикаций материалов Северной экспедиции МГУ в 1950-1960-е годы (Туторский 2010). Конечно, подобный подход резко контрастировал со стилистикой трудов представителей «старой» школы. Неспешные, детальные этнографические описания, лишенные штампов, выполненные в индивидуальном авторском литературном стиле (как, например, у Е. М. Шиллинга), как будто погружающие

читателя в контекст той или иной культуры, уходили в прошлое. Все реже и реже на страницах работ звучат «голоса» людей. Постепенно унифицируются язык, стиль и структура этнографических монографий. Все хуже становится качество полиграфического оформления изданий — труды советских этнографов уже не могут конкурировать не только с изданиями западных коллег, но и с работами авторов из стран т. н. социалистического лагеря. Культура иллюстраций этнографических работ, по сути дела, просто умирает к концу 1960-х годов.

Несколько отступая в сторону, отметим, что указанные тенденции парадоксальным образом сказались и на формате издаваемых кафедрой учебников. Казалось бы, по мере развития знаний о народах СССР и мира, накопления и осмысления фактического и теоретического материала каждый новый учебник должен был бы неизбежно увеличиваться в объеме, обрастать дополнительными справочными и иллюстративными материалами, сопровождаться хрестоматиями и пр. На деле все обстояло иначе. Последний изданный в советский период (в 1982 г.) кафедральный учебник «Этнография» под редакцией директора ИЭ АН СССР Ю. В. Бромлея и заведующего кафедрой этнографии Г. Е. Маркова при всех безусловных научных достоинствах не мог увлечь студентов — они называли его «зеленая тоска» из-за цвета обложки и крайне сухого стиля изложения материала. Тем не менее кафедра никогда не испытывала недостатка в студентах, желающих специализироваться в области этнографии: перспектива отправиться в длительную полевую экспедицию компенсировала все трудности освоения обязательных дисциплин и учебных пособий. В 1968 г. Л. Б. Заседателева приступила к новой теме — систематическому изучению этнографических групп русского населения Сибири, возглавляя в течение ряда лет Западно-Сибирскую этнографическую экспедицию кафедры этнографии. Кроме того, она проводила сбор материалов в Тобольском государственном архиве и Тюменском и Тобольском краеведческом музеях, в архивах и библиотеках Москвы. В экспедиции ее сопровождал супруг, Геннадий Иванович Ерёмин, который работал над диссертацией под руководством Г. Е. Маркова. На материалах, собранных в Западной Сибири, студенты защищали курсовые и дипломные сочинения, Геннадий Иванович написал статью о доисламских верованиях «заболотных татар», однако новый регион совершенно не вдохновлял руководителя экспедиции — Лидия Борисовна мечтала вернуться на Кавказ (Еремин 1972).

В 1975 г. Л. Б. Заседателева возобновила экспедиционную деятельность в Чечне, Дагестане, Кабардино-Балкарии. Объектом изучения было преимущественно славянское население. В феврале 1979 г. в станице Котляревской (Кабардино-Балкарская АССР) открылся музей, один из отделов которого был посвящен этнографии. Методическую и практическую помощь в этом важном деле оказали Л. Б. Заседателева и ее муж, Г. И. Ерёмин (Клевцов, Клевцова 2015: 169-170). В создании музея также

принимали участие московские специалисты: директор Государственного исторического музея К. Г. Левыкин и его сотрудники — Д. М. Эфенди-Заде и И. Я. Абрамзон.

Сотни студентов и аспирантов кафедры в 1960-1980-е годы получили первый опыт полевой работы в экспедициях под руководством Л. Б. Заседателевой. Многие годы Лидия Борисовна вела для студентов кафедры учебный курс «Методика полевых исследований». Так что высказанное С. А. Арутюновым утверждение о том, что в середине 1980-х годов кафедра «не уделяла достаточно внимания экспедициям со студентами и методике полевой работы», является откровенно тенденциозным и не соответствует фактам (Арутюнов 2011: 16).

Одним из значимых трудов Л. Б. Заседателевой в этот период стала статья «Казаки-некрасовцы: основные этапы этнического развития», посвященная этноисторическому описанию весьма примечательной группы казаков-старообрядцев. Соавтором Лидии Борисовны выступила ее однокурсница Н. Г. Волкова, которая с 1959 г. работала в секторе Кавказа Института этнографии и антропологии РАН (ИЭА РАН), а с 1981 по 1991 г. была заместителем главного редактора журнала «Советская этнография». Обе исследовательницы, по всей вероятности, рассматривали эту статью как подготовку к экспедиции. Именно поэтому в ней с опорой исключительно на опубликованные и архивные материалы анализируется история казаков-некрасовцев и казаков-липован. В статье раскрываются подробности переселения казаков во главе с Игнатом Федоровичем Некрасовым сначала на Кубань, затем в Добруджу, где формируются липоване, и в Малую Азию, где местные казачьи переселенцы сохраняют название «некрасовцы». Не менее подробно в статье описываются и взаимоотношения казаков-турецкоподданных с казаками Дона и Кубани, а позднее и со старообрядческими культурными центрами в Москве. Завершается статья описанием основных волн возвращения — с первых десятилетий XIX в. вплоть до рейса теплохода «Грузия» в 1962 г. В выводах авторы указывают на причины хорошей сохранности культуры у данной «особой этнографической группы русского народа» (Заседателева, Волкова 1986: 54).

Л. Б. Заседателева принимала участие и в подготовке фундаментального труда «История народов Северного Кавказа», который был опубликован в 1988 г. (История народов Северного Кавказа 1988, т. 1, 2). Авторский коллектив, объединивший историков и этнографов из центральных и местных институций, предпринял попытку воссоздать исторический портрет региона. Можно только предполагать, скольких усилий по согласованию неизбежно противоречащих друг другу версий исторических событий, оценок и мнений по многочисленным острым вопросам истории края требовал от авторов этот проект. Издание до сих пор не потеряло своей актуальности и научной ценности во многом благодаря авторитету и взвешенной позиции редакторов — Б. Б. Пиотровского

и А. Л. Нарочницкого, а также принятой концепции, предполагавшей опору на широкий круг репрезентативных источников. Лидия Борисовна входила в число авторов, готовивших разделы о культуре народов Северного Кавказа, включая славянское население и казачество, для двух томов издания.

Важным направлением работы Лидии Борисовны как заместителя заведующего кафедрой по учебной работе было поддержание связи с Институтом этнографии АН СССР. Во второй половине ХХ в. Институт фактически обладал монополией на этнографические/этнологические исследования в нашей стране, во многом определял тематику научных проектов «патронируемых» организаций, а также создавал и внедрял через свои многочисленные издательские проекты язык описания «прошлого и настоящего» народов СССР. Кроме того, в 1950-е и 1960-е годы кафедра этнографии исторического факультета МГУ являлась единственным учебным подразделением, готовившим кадры для профильного института. Еще в 1961 г. заместитель директора ИЭ АН СССР М. Г. Левин в числе мер по улучшению подготовки научных кадров, а также в целях выявления способных к дальнейшей научной работе студентов предлагал усилить связь с высшими учебными заведениями. Он считал необходимым привлечение сотрудников института к руководству спецсеминарами на старших курсах (Архив РАН. Ф. 142. Оп. 10. Д. 55. Л. 4-6). Эта установка нашла поддержку и оставалась актуальной достаточно долго. Л. Б. Заседателева всегда старалась приглашать на семинарские занятия и лекции сотрудников института, всячески содействовала поддержанию тесных контактов между кафедрой и институтом. Годовой лекционный курс «Проблемы общей этнографии», читавшийся для студентов второго курса и знакомящий будущих этнографов с различными аспектами этнографической науки, состоял почти исключительно из лекций научных сотрудников ИЭ РАН. Каждый приглашенный лектор представлял тему, по которой он специализировался. Таким образом, курс позволял студентам получить представление о текущей научной повестке ведущего этнографического учреждения страны.

Каждый новый поворот в научной деятельности ИЭ АН СССР так или иначе находил отражение в учебных планах кафедры. При этом рамки исследовательской тематики, особенно заданные «директивными органами», оказались довольно устойчивыми. Так, необходимо отметить фактическое отсутствие в учебных планах кафедры этнографии/этнологии на протяжении всего времени ее существования развернутого блока учебных курсов, посвященных русским в целом. Это неслучайно. Подобный подход отчасти отражал установки ИЭ АН СССР, с которыми кафедра, к сожалению, не могла не считаться вплоть до последнего времени. Недостаточное внимание к русской этнографии открыто признавал директор ИЭ АН СССР В. А. Тишков в 1990 г.:

Мне доставляет удовольствие сказать, что этнография народов СССР, т. е. отечественная тематика, занимала важнейшее место в 1989 г., и этот приоритет должен быть укреплен в дальнейшем. Причем в последние 3—5 лет есть качественный перелом в деле изучения крупных славянских народов, и прежде всего русских. Это — конструктивный ответ на высказанные в свое время замечания в адрес Института со стороны Отделения истории АН СССР [курсив авторов статьи. — Прим. ред.]. Отдел этнографии восточнославянских народов завершил издание целой серии монографий по истории и культуре русского народа. В 1989 г. вышли книги о городе и народных традициях русских, об общественном и семейном быте русских, по этнографии Петербурга и губернии, о севере, уральском крестьянстве в XVII-XX вв., о женщинах Древней Руси, подготовлены очередные сборники МАЭ и «Русский Север» (Тишков 1990: 142).

Неудивительно, что русская этнография в учебном плане кафедры была представлена весьма фрагментарно, например через описание и анализ исключительно локальных сообществ в курсе «Этнографические и этнические группы восточных, западных и южных славян» (Л. Б. Заседателева).

Начало 1990-х было не самым лучшим временем для отечественной науки — кафедра вынуждена была резко сократить экспедиционную деятельность, в том числе и на Кавказе. В 1992 г. сотрудница ИЭА РАН Н. Г. Волкова категорично констатировала: «К настоящему времени, в сущности, свернуто кавказоведение на кафедре этнографии Московского университета, бывшей долгое время одним из центров историко-этнографического изучения Кавказа. С кончиной в 1982 г. Я. А. Федорова было прекращено чтение курса по исторической этнографии Северного Кавказа — единственный кавказоведческий цикл, присутствовавший в учебных планах кафедры» (Волкова 1992: 34). Замечание о «свертывании» кавказоведения на кафедре, конечно, не имеет под собой серьезных оснований. Проблемы этнографии региона рассматривались в курсах «Народы России и СНГ», «Этносоциология», «Этноконфликтоло-гия», в 1985-1987 гг. работала Азербайджанская этносоциологическая экспедиция, руководили которой В. В. Карлов и аспирант А. Мамедли. Кавказоведческая тематика во второй половине 1980-х и в 1990-е годы присутствовала на кафедре во многом благодаря Л. Б. Заседателевой, что нашло отражение в деятельности Северокавказской этнографической экспедиции, в темах курсовых и дипломных работ, а также диссертационных исследований. Лидия Борисовна активно поддержала проект издания архивных материалов, относящихся к деятельности Дагестанских экспедиций кафедры этнографии, состоявшихся в военные 1940-е годы. Этими экспедициями руководил выдающийся кавказовед — доцент кафедры Е. М. Шиллинг (1892-1953) (Дагестанские этнографические... 2013).

Развитие этнографических исследований в Московском университете, начиная с деятельности Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии, созданного в 1863 г., предполагало тесное взаимодействие университетских специалистов с региональными исследователями, представителями администрации, а позже с научными и учебными центрами в самых разных уголках нашей страны. Следуя этой традиции, Лидия Борисовна всегда уделяла большое внимание работе по налаживанию и поддержанию связей с коллегами в регионах. На кафедре проходили обучение студенты и аспиранты из различных республик и областей страны. Двери дома Лидии Борисовны всегда были открыты для гостей, она старалась находить время для всех, кто приходил к ней за советом или просто повидаться и поговорить.

В 1990 г. в гор. Алма-Ате после окончания заключительного пленарного заседания Всесоюзной сессии по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1988-1989 гг. директор ИЭ АН СССР В. А. Тишков выступил с предложением об учреждении профессиональной ассоциации советских этнографов. Он считал, что создание ассоциации будет способствовать повышению статуса этнографии как науки. В результате состоявшихся выборов первым президентом Советской этнографической и антропологической ассоциации стал С. А. Арутюнов (Москва), исполнительным директором — Л. Б. Заседателева (Анчабадзе 1990: 135). Лидия Борисовна занималась организацией деятельности ассоциации на начальном этапе, разработкой уставных документов и другими вопросами (Советская этнографическая... 1991: 116-120). Впоследствии она оценивала деятельность ассоциации в очень скромных формулировках.

В 1996 г. Л. Б. Заседателева успешно защитила докторскую диссертацию в форме научного доклада по теме «Восточные славяне на Северном Кавказе в середине XVI — начале ХХ в.: динамика этнокультурных процессов». В этом же году она возглавила Учебно-научный центр прикладной этнологии исторического факультета МГУ Принято считать, что создание центра (точнее, переформатирование существовавшей с 1988 г. в составе кафедры этносоциологической лаборатории) было своего рода ответом коллектива на стремительно менявшуюся этнополитическую повестку, попыткой соответствовать наступившим новым временам через участие в разработке актуальной научной проблематики. Однако сегодня трудно определить, было ли его создание инициировано непосредственно кафедрой (точнее, ее заведующим В. В. Пименовым) или являлось реализацией установки «сверху». Л. Б. Заседателева писала: «В июне 1995 года по ходатайству Комитета по делам национальностей] Госдумы РФ и Мин[истерст]ва по делам национальностей и региональной политики РФ Ректорат МГУ счел целесообразным преобразовать лабораторию] в Учебно-науч[ный] Центр прикладной этнологии при каф[едре] этнологии» (Заседателева 2004: 476).

В основу принятого решения о создании центра была положена весьма спорная концепция о якобы существовавшем разделении отечественной этнографии/этнологии на «фундаментальную» и «прикладную». По нашему мнению, такого разделения, во всяком случае во второй половине XX — начале XXI в., вообще не существовало. Этнологические исследования обслуживали запросы «директивных органов», шире — государственной идеологии, почти никогда не выходили за рамки «разрешенной» проблематики, а поэтому всегда были именно прикладными, ориентированными на проводимую политику, в том числе в области межнациональных отношений. Это в равной степени касается и работ по так называемой исторической этнографии, и исследований «современных» сюжетов.

Перекройка учебного плана, последовавшая за организацией центра, и создание двух направлений специализации студентов в рамках одной кафедры не внесли ясности в процесс подготовки специалистов. Обновленный учебный план предусматривал блок общих дисциплин, обязательных для студентов как кафедры, так и центра. Кроме того, были выделены отдельные блоки дисциплин «прикладного» и (условно) «неприкладного» характера, каждый из которых был предназначен соответственно для студентов центра и студентов кафедры. Разобраться в этих хитросплетениях было сложно и студентам, и учебной части факультета.

Осознание указанных проблем кафедральным руководством, особенно ее новым заведующим А. А. Никишенковым (2006-2013), отсутствие соответствующего запроса и ресурсов, необходимых для проведения не только «прикладных», но и вполне «традиционных» полевых исследований, в итоге привели к свертыванию «специализации по центру».

С осени 2013 г. начался новый период в истории кафедры и организации учебного процесса. После безвременной кончины А. А. Никишен-кова кафедру возглавил Д. А. Функ, рекомендованный на эту позицию директором ИЭА РАН В. А. Тишковым. Вступив в должность, Д. А. Функ провозгласил необходимость разрыва с «устаревшей кафедральной традицией» и предложил в дальнейшей работе ориентироваться на западные стандарты. По этому поводу кафедра разделилась на сторонников и противников нововведений. Это разделение проявилось в ходе подготовки новой магистерской программы кафедры. Профессора Л. Б. Заседателева и В. В. Карлов, а также доценты Е. И. Ларина, З. У. Махмудова и А. В. Туторский не были привлечены к ее подготовке.

В 2016 г. Л. Б. Заседателева приняла участие в организации работы, созданной на историческом факультете Лаборатории истории диаспор (с 2020 г. — Лаборатория истории диаспор и миграций). Лидия Борисовна была одним из руководителей магистерской программы «История диаспор и миграционных процессов». При этом она по-прежнему проводила занятия в рамках курсов «Основы этнологии», «Проблемы общей этнологии», «Этнография народов зарубежной Европы», «Этнография южных

и западных славян», «Российское казачество в прошлом и настоящем», вела специальный семинар «Этнографические и этнические группы восточных, западных и южных славян». Кроме того, она отвечала за организацию педагогической и музейной практик студентов.

Вплоть до последнего времени Лидия Борисовна стремилась посетить Кавказ: в 2014 и 2015 гг. ездила в экспедиции в Дагестан, Чечню, Ингушетию, в октябре 2016 г выступала на Третьих международных Инал-Иповских чтениях в Сухуме, в 2017 г. участвовала в конференции «Социально-экономическое и политическое развитие народов Северного

Кавказа (XX — начало XXI в.)», проходившей в Грозном.

***

Однажды во время заседания кафедры, на котором Лидия Борисовна проходила очередной конкурс, и коллеги, следуя кафедральной традиции и регламенту, высказывали свое мнение о ее научной и педагогической работе, слово взял А. А. Никишенков. «Любой конкурс, — сказал Алексей Алексеевич, — предполагает прежде всего ответ на вопрос, нужен этот человек кафедре или нет. Я лично глубоко убежден в том, что Лидия Борисовна очень нужна кафедре!» (Отдел кадров МГУ им. М. В. Ломоносова. Личное дело Л. Б. Заседателевой).

Лидия Борисовна действительно была, если можно так выразиться, стержневой фигурой коллектива кафедры этнографии/этнологии многие годы. Работе она посвящала все свое время и огромное количество эмоциональных сил. Под руководством Л. Б. Заседателевой было защищено 15 кандидатских диссертаций, десятки курсовых и дипломных проектов. Выпускники Лидии Борисовны работают в академических и учебных учреждениях, музеях Москвы и Северного Кавказа, а также за рубежом.

В 1997 г. она была награждена медалями «Ветеран труда» и «В память 850-летия Москвы». В 2005 г. Л. Б. Заседателевой было присвоено почетное звание «Заслуженный профессор МГУ».

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Архив МГУ Ф. 9. Оп. 5л. Д. 1763. Личное дело Л. Б. Заседателевой.

Архив РАН. Ф. 142. Оп. 10. Д. 55. Планы, сведения, отчеты Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР о подготовке научных кадров в аспирантуре, списки аспирантов Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР 1961 г.

Архив АН РАН. Ф. 142. Оп. 1 (1942-1960). Д. 598. Отзывы и заключения Института этнографии им. Н. Н. Миклухо-Маклая АН СССР на многотомное издание «Народы мира». 1954 г.

Архив ИЭА РАН. Ф. Личные дела аспирантов, окончивших аспирантуру в 19581959 гг. Оп. 1. Д. 6.

Отдел кадров МГУ им. М. В. Ломоносова. Личное дело Л. Б. Заседателевой.

Арутюнов С. А. От спокойной к ускользающей материальности: о проблемах этнографического изучения материальной культуры // Этнографическое обозрение. 2011. № 5. С. 5-19.

Анчабадзе Ю. Д. Всесоюзная научная сессия по итогам полевых этнографических и антропологических исследований 1988-1989 гг. и учреждение Советской этнографической и антропологической ассоциации // Советская этнография. 1990. № 6. С. 128-135.

Волкова Н. Г. Кавказоведение в структуре советской академической науки (19401980-е годы) // Страницы отечественного кавказоведения. М.: Наука, 1992. C. 23-37.

Волкова Н. Г., Заседателева Л. Б. Казаки-некрасовцы: основные этапы этнического развития // Вестник Московского университета. Сер. 8. История. 1986. № 4. С. 44-54.

Дагестанские этнографические экспедиции Е. М. Шиллинга (1944-1946) / Науч. ред. Л. Б. Заседателева, сост., автор вступ. ст. З. У Махмудова. М.: Три квадрата, 2013. 160 с.

Еремин Г. И. Доисламские верования «заболотных татар» Западной Сибири (к вопросу об этногенезе) // Вопросы истории СССР. М.: Изд-во МГУ, 1972. С. 409-439.

Заседателева Л. Б. Терские казаки (середина XVI — начало XX в.). Историко-этнографические очерки. М.: Изд-во МГУ, 1974. 424 с.

Заседателева Л. Б. Учебно-научный Центр прикладной этнологии // Энциклопедический словарь Московского университета. Исторический факультет / Под общ. ред. С. П. Карпова. М.: Изд-во МГУ; РОССПЭН, 2004. С. 476-477.

История народов Северного Кавказа с древнейших времен до конца XVIII в. / Отв. ред. Б. Б. Пиотровский. М.: Наука, 1988. 554 с.

История народов Северного Кавказа (конец XVIII в. — 1917 г.) / Отв. ред. А. Л. Нарочницкий. М.: Наука, 1988. 659 с.

Клевцов М. М., Клевцова Л. К Станица Котляревская в прошлом и настоящем. Тверь: Тип. «Тверской полиграфический комбинат», 2015. 272 с.

Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII-XIII веков. М.: Наука, 1982. 590 с.

Советская этнографическая и антропологическая ассоциация (информация) // Советская этнография. 1991. № 5. С. 116-120.

Терский сборник. Вып. 3. М.: Миракль, 2018. 447 с.

Тишков В. А. Доклад на Ученом совете Института этнографии АН СССР об итогах и перспективах работы института // Советская этнография. 1990. № 3. С. 141-148.

Толстов С. П. «Нарцы» и «волохи» на Дунае. Из историко-этнографических комментариев к Нестору // Советская этнография. 1948. № 2. С. 8-38.

Туторский А. В. Методы сбора и способы текстуализации полевого материала (на примере Северной экспедиции кафедры этнографии МГУ) // Кафедре этнологии исторического факультета МГУ — 70 лет: сб. науч. ст. / Отв. ред. А. А. Никишенков. М.: Изд-во МГУ, 2010. С. 273-293.

REFERENCES

Anchabadze Yu. D. [All-Union scientific session on the results of field ethnographie and anthropological research 1988-1989 and the establishment of the Soviet Ethnographie and

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Anthropological Association]. Sovetskaya etnografiya [Soviet ethnography], 1990, no. 6, pp. 128-135 (In Russian).

Arutyunov S. A. [From calm to elusive materiality: on the problems of ethnographic study of material culture]. Sovetskaya etnografiya [Soviet ethnography], 2011, no. 5, pp. 5-19. (In Russian).

Dagestanskie etnograficheskie ekspedicii E.M. Shillinga (1944-1946) [Daghestan ethnographic expeditions of E. M. Schilling (1944-1946)]. Moscow: Tri kvadrata, 2013. (In Russian).

Eremin G. I. [Pre-Islamic beliefs of the "swamp Tatars" of Western Siberia (on the question of ethnogenesis)]. Voprosy istoriiSSSR [Questions of the history of the USSR]. Moscow: Moscow State University PUBL., 1972, pp. 409-439. (In Russian).

Istoriya narodov Severnogo Kavkaza (konec 18 v. — 1917 g.) [The history of the peoples of the North Caucasus (the end of the 18th century — 1917)]. Moscow: Nauka Publ., 1988. (In Russian).

Istoriya narodov Severnogo Kavkaza s drevnejshih vremen do konca 18 v. [The history of the peoples of the North Caucasus from ancient times to the end of the 18 century]. Moscow: Nauka Publ., 1988. (In Russian).

Klevtsov M. M., Klevtsova L. K. Stanica Kotlyarevskaya vproshlom i nastoyashchem [Kot-lyarevskaya village in the past and present]. Tver: Tver Printing Plant Publ., 2015. (In Russian).

Rybakov B. A. Kievskaja Rus'i russkie knjazhestva 12-13 vekov [Kievan Rus and the Russian principalities of the 12-13 centuries]. Moscow: Nauka Publ., 1982. (In Russian).

[Soviet Ethnographic and Anthropological Association (information)]. Sovetskaya etnografiya [Soviet ethnography], 1991, no. 5, pp.116-120. (In Russian).

Terskij sbornik. Vyp. 3. [Tersk collection, Issue 3]. Moscow: Miracle Publ., 2018. (In Russian)

Tishkov V. A. [Report at the Academic Council of the Institute of Ethnography of the USSR Academy of Sciences on the results and prospects of the Institute's work]. Sovetskaja etnografiya. [Soviet ethnography], 1990, no. 3, pp. 141-148. (In Russian).

Tolstov S. P. ["Narts" and "Volkhi" on the Danube (From historical and ethnographic comments on Nestor)]. Sovetskaja etnografiya [Soviet ethnography], 1948, no. 2, pp. 8-38. (In Russian).

Tutorskiy A. V. [Methods of collecting and textualizing field material (on the example of the Northern Expedition of the Department of Ethnography of Moscow State University)]. Kafedre etnologii Istoricheskogo fakul 'teta MGU — 70 let. Sbornik nauchnyh statej [The Department of Ethnology of the History Faculty of Moscow State University is 70 years old. Collection of scientific articles]. Moscow: Moscow State University Publ., 2010, pp. 273-293. (In Russian).

Volkova N. G. [Kavkazovedenie in the structure of Soviet academic science (1940-1980s)]. Stranicy otechestvennogo kavkazovedeniya [Pages of Russian kavkazovedenie]. Moscow: Nauka Publ., 1992, pp. 23-37. (In Russian).

Volkova N. G. Zesedateleva L. B. [Cossacks-Nekrasovites: the main stages of ethnic development]. VestnikMoskovskogo universiteta [Bulletin of the Moscow University]. Series 8 "History", 1986, no. 4, pp. 44-54. (In Russian).

Zasedateleva L. B. Terskie kazaki (seredina 16 — nachalo 20 v.). Istoriko-etnograficheskie ocherki [Terek Cossacks (mid-16 — early 20 century). Historical and ethnographic essays]. Moscow: Moscow State University Publ., 1974. (In Russian).

Submitted: 29.07.2022 Accepted: 14.09.2022 Article published: 30.12.2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.