Научная статья на тему 'К истории библиотек на Святой Горе (афонские этюды)'

К истории библиотек на Святой Горе (афонские этюды) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
81
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К истории библиотек на Святой Горе (афонские этюды)»

М. В. БИБИКОВ

К ИСТОРИИ БИБЛИОТЕК НА СВЯТОЙ ГОРЕ (АФОНСКИЕ ЭТЮДЫ)

Основание первых христианских храмов на Святой Горе предание относит ко временам Константина I Великого (285—337), а монастырское строительство началось на Афоне не позднее VII в. Непрерывная история афонского монашества до наших дней исчисляется, как известно, со времени утверждения св. Афанасием Афонским в 963 г. первых обителей и с принятия первого святогорского Устава (Типика) в 971/72 г. Многие афонские акты содержат материалы о Руси и русских.

Великая Лавра Св. Афанасия является первым афонским монастырем как по времени основания, так и по месту в святогорской иерархии. Основана она в 963 г. св. Афанасием Афонским, получавшим помощь от византийского императора Никифора Фоки. В дальнейшем и другие ва-силевсы покровительствовали Великой Лавре (Иоанн Цимисхий, Василий II, Константин IX Мономах, Алексей I Комнин и др.). В период своего расцвета, особенно с XI в., когда число монахов Лавры достигло 700 человек, до XIV в. Лавра была центром византийской духовной жизни, искусства, книгописания. И поныне, несмотря на период оскудения жизни в обители (например, в первой половине XVII в. в монастыре находилось 5—6 монахов), Лавра имеет богатейшее собрание рукописей (более 2,5 тысяч) и книг (более 20 тысяч), многие из которых являются шедеврами средневековой книжности. Богатейший архив Лавры Св. Афанасия насчитывает сотни документов начиная с 897 г., сохранившихся часто в оригинале, — от императорских хрисовулов и уставных типиков до частных определений.

Хронологически первый из сохранившихся документов — акт продажи вдовой хорафия в селении Драговитов (ср. «дреговичей» русских летописей); среди подписавших этот акт от 897 г. — свидетель с явно славянским именем Доброта (Act. Laur. I № 1.90.14—15, 18; 91.34).1

1 Lemerle P., Svoronos N., Gouillou A., Papachryssanthou D. Actes de Laura. Paris, 1970—1982. T. 1—4. (Archives de l'Athos. T. 5, 8, 10, 11). X, 447 p., Alb. LXXX ill.; XV, 316 p., Alb. LXXII ill.; 230 p., Alb. LXXII ill.; 413 p., Alb. XVI ill.

©М.В.Бибиков, 2007

111

Другой документ, акт гарантии игумена монастыря Св. Илии Николая от 1016 г., содержит аутентичную подпись игумена Русского монастыря на Афоне Герасима — первого известного по имени (Act. Laur. I № 19.155.37—38).

Архив Лавры сохранил оригиналы нескольких императорских хри-совулов, в которых обитель освобождается от митата, т. е. постоя воинских контингентов. Среди наемных иноземных сил ряд актов упоминает росов — русских. Это — хрисовулы Константина X Дуки от 1060 г. (Act. Laur. I № 33.198.81), Никифора III Вотаниата от 1079 г. (Act. Laur. I № 38.218.29), Алексея I Комнина от 1082 и 1086 гг. (Act. Laur. I №44.243.26; №48.258.27).

Афонский Протат, или Священный Кинот, является руководящим институтом всех святогорских обителей, решавшим как проблемы, возникавшие между монастырями, так и вопросы внешних связей Афона. Существует с первых лет учреждения монастырей на Афоне, во всяком случае со времени принятия первого Устава в 971/72 г. Священный Кинот (Протат) заседает в монашеском городке Карее, расположенном в центре полуострова и являющемся своего рода афонской столицей. Протат состоит из представителей (антипросопов) всех двадцати афонских монастырей, избираемых сроком на один год. Решения Кинота оформлялись протоколами, которые хранятся в протатском архиве. Библиотека Протата насчитывает 117 рукописных книг, а также акты, среди которых находится и оригинал первого афонского Устава (Типика), изданного византийским императором Иоанном Цимисхием в 971/72 г. и называемого «Трагос» (т. е. «Козел»), так как грамота написана на пергамене из козлиной шкуры.

Протатский акт от сентября 998 г.2 подписал Леонтий, игумен монастыря Св. Пантелеимона, известный и по другим афонским актам (Act. Chil. 1 и 9; Act. Iber. 18), датированным 1009 и 1013 гг. Этот монастырь будет передан в 1169 г. Русскому монастырю, именуемому с тех пор Русским монастырем Св. Пантелеимона.

В Определении Протата 1394 г. имеется подпись игумена монастыря росов, а в тексте — обязательства Русского монастыря (наряду с другими монастырями) (11:201.30—202.12—13).3

Предание называет ктиторами Ксиропотамского монастыря во имя Сорока мучеников византийскую императрицу Пульхерию (450—457), а также императоров Константина VII Багрянородного (913—959) и Романа I Лакапина (920—944). Однако временем возникновения монастыря достоверно следует считать конец X в. — вскоре после основания Великой Лавры св. Афанасия. Основателем монастыря стал монах Павел Ксиропотамит, сохранивший в своем имени название местности, из которой происходил («Ксиропотам» — «высохшая река»). В XI в. Ксиро-потам становится одним из самых могущественных монастырей. После латинского завоевания в период IV Крестового похода (1204 г.) обитель

2 Papachryssanthou D. Actes du Prôtaton. Paris, 1975. T. 12. 320 p., Alb. 40 ill. (Archives de l'Athos. T. 7).

3 Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichter der Athosklöster. Amsterdam, 1965.

вновь восстанавливается благодаря заботам Михаила VIII (1259—1282) и Андроника II (1282—1328) Палеологов, чьи хрисовулы сохраняются в монастырском архиве. С XVI в. (с перерывом) Ксиропотам находился на 5-м месте среди святогорских монастырей. Сейчас занимает 8-е место.

Библиотека Ксиропотама содержит 409 манускриптов и около 5 тысяч изданий. Тридцать византийских актов Ксиропотамского архива охватывают период между 956 и 1445 гг. Дошедший в оригинале в монастырском архиве акт прота Павла от 1081 г. содержит собственноручные подписи монаха Русского монастыря Кириака (Act. Xeropot. 6:63.68; 64.69).4 А в завещании Феодоса (Феодула) Скараноса (ок. 1270—1274) упомянут некий кредитор Рус (Act. Xeropot. 9:82.61; 86.88).

По преданию, Ватопедский монастырь был основан между 972 и 985 гг. тремя учениками св. Афанасия Афонского, происходившими из Адрианополя, Николаем, Антонием и Афанасием, на месте древнего города Диона (т. е. города Зевса). Этимология названия неясна. Интенсивное развитие монастыря позволило ему довольно скоро, судя по Типику Святой Горы 1046 г., занять второе место в афонской иерархии. Ватопед поддерживали императоры из династии Комнинов, о чем свидетельствует хрисовул Мануила I. С конца XII в. здесь появляются сербские монахи, устанавливаются тесные связи с Хиландарским монастырем. Преп. Максим Грек именует Ватопед «Лаврой». В XVII в. в обители находилось 300 монахов; большую помощь им оказывали русские цари. В XVIII в. прославилась знаменитая Афонская школа, находившаяся при монастыре, где преподавали известные богословы и деятели культуры.

Ватопедская библиотека является одной из самых богатых на Святой Горе. В ней около 2 тысяч рукописей и до 25 тысяч изданий. Среди актов монастырского архива имеется список хрисовула императора Никифо-ра III Вотаниата от 1080 г., содержащего экскуссионную клаузулу о ми-тате с упоминанием иноземных воинских наемных соединений, где на первом месте стоят росы и варяги (Act. Vatop. 2.122.32).5

По преданию, Иверский монастырь основан учениками св. Афанасия Афонского — Иоанном Ивером и Иоанном Торником, монахами кавказского происхождения. Монастырь был назван грузинскими монахами в память о своей родине, именовавшейся в древности Иверией. Из этой обители происходит Иверский чудотворный образ Божией Матери, список с которого был доставлен в Москву в середине XVII в. приглашенными царем Алексеем Михайловичем иверскими монахами. Иверский монастырь занимает 3-ю позицию в святогорской иерархии.

Библиотека Иверона является одной из богатейших на Святой Горе. В ней хранится более 2 тысяч рукописей и более 20 тысяч печатных (в том числе старопечатных) изданий. Ценнейшие документы содержат-

4 Bompaire J. Actes de Xéropotamou. Paris, 1964. T. 14. 298 p., Alb. LIV ill. (Archives de l'Athos. T. 3).

5 Goudas M. BuÇavrivà Ёуурафа tèç èv "A0ra "Iepaç Movèç xoB BaxorceSiou // "EketçpIç "ExaipiaçxSv BuÇavxivSv ErcouSSv. T. 3. S. 113—134.

ся в монастырском архиве, где находятся хрисовулы византийских императоров Константина VII Багрянородного (946 и 958 гг.), Романа II (960 г.), Василия II (980 г.) и др.

В акте прота Никифора, изданном в апреле 1013 г., имеется подпись игумена монастыря Св. Пантелеимона Леонтия (Act. Iber. 18:32),6 известного и по более ранним актам, изданным между 998 и 1009 гг. (Act. Prot.; Act. Chil. 1; 9). Монастырь Св. Пантелеимона, как уже упоминалось, в 1169 г. был передан Русскому монастырю, называемому с тех пор Русским монастырем Св. Пантелеимона.

В иверском акте судьи Льва от сентября 1056 г. среди свидетелей фигурирует Евстратий, игумен монастыря Св. Пантелеимона; он известен также по акту Русского монастыря от февраля 1030 г. (Act. Ross. 1).

Название сербского Хиландарского монастыря в честь праздника Введения Богородицы во Храм происходит от имени ктитора, которого, по преданию, звали Георгий Хиландарь. Монастырь, расположенный в северо-восточной части Афона, основан, вероятно, в X в. Нынешний облик обитель обрела в XIII в., в основном благодаря заботам сербского краля Стефана Немани и его сына Растко, отказавшегося от царственного наследия и предпочевшего монашескую жизнь в келиях Святой Горы. Затем, в 1196 г., и сам Стефан принимает постриг. В 1198 г. на месте разрушенного монастыря царственные отец и сын с разрешения императора Алексея III Комнина основывают новую обитель для сербских иноков. Бывшие сербские династы, а ныне монахи под именами Симеон и Савва, вложили свое имущество в строительство Хиландаря. Их примеру последовали и другие. В итоге монастырь стал вторым на Афоне по богатству и владениям после Лавры Св. Афанасия. Савва стал сербским архиепископом; после смерти монашествующие отец и сын были прославлены как святые. В XVI и XVII вв. Хиландарский монастырь находился под защитой валашских господарей и русских царей. В настоящее время в афонской иерархии Хиландарский монастырь занимает 4-е место.

Монастырская библиотека насчитывает 809 славянских рукописей и 181 греческую, а также более 7 тысяч изданий. Из 400 актов архива — 165 греческих византийских хрисовулов, 160 — сербских, 9 — русских, 31 — молдовалашский и 70 турецких фирманов.

Древнейший греческий акт относится к 1009 г. (Act. Chil. 1).7 В нем указан Леонтий, игумен монастыря Солунцев. Это — хронологически первое свидетельство об этой обители. В 1169 г. монастырь Солунцев (Солунца) вошел в состав Русского монастыря Св. Пантелеимона. По-видимому, тот же Леонтий подписал и другой акт (Act. Chil. 9). В акте 1348 г. фигурирует игумен «Росов» Иоаким (137.120). В хиландар-ском акте 1366 г. назван монах «Русов» Исайя (151.50—52). Еще обитель «Росов» упоминается неоднократно в 1374 г. (155.5—8, 57—59), в 1370 г. (153.10—11, 13—14, 20—21).

6 Lefort J., Oikonomidès N., Papachryssanthou D., Metreveli H. Actes d'Iviron. Paris, 1985—1995. T. 1—4 (Archives de l'Athos. T. 14).

7 Petit L, KorablevB. Actes de Chilandar. Amsterdam, 1975 (Actes de l'Athos. T. 5).

Предание относит основание монастыря (по имени ключника Великой Лавры Евфимия) кХв. Первое упоминание о Дохиаре, находившемся на другом месте по сравнению с сегодняшним днем, относится к апрелю 1013 г. Название обители связывают с именем одного из ее основателей Иоанна Дохиара (т. е. «ключника»). После разрушения монастыря он был перенесен в XI в. на новое место на Афоне, где стоит и по сей день. Когда Дохиар, как и многие другие святогорские монастыри, переживал трудные времена, ему оказывали поддержку, в частности, византийский император Иоанн V Палеолог, сербский краль Стефан IV Ду-шан (в XIV в.), затем — валашские господари, Александр и его супруга Роксана (в XVI в.). В настоящее время в афонской иерархии монастырь занимает 10-е место.

В дохиарской библиотеке хранится 545 рукописей и 5 тысяч книг, а в монастырском архиве — 62 греческих акта, датируемых периодом между 1037 и 1496 гг.; это — императорские и патриаршие грамоты, документы святогорских властей и гражданских чиновников, частные акты, фискально-правовые бумаги. Акт 1262 г. прота Арсения содержит подпись игумена «Русов» Мефодия (Act. Docheiar. 7).8

Легенда относит основание Эсфигмена ко временам византийского императора Феодосия II и его сестры св. Пульхерии (V в.), однако временем основания монастыря считается рубеж X—XI вв. Название обители связывают с одним монахом-основателем, хотя существуют и другие этимологии (например, в проскинитарии Иоанна Комнина). Первые актовые упоминания обители относятся к 1016 г. (грамота Павла Ксиро-потамита) и 1030 г. (завещание Димитрия Халки с подписью эсфигмен-ского игумена Феоктиста). Период процветания монастыря (при покровительстве императора Иоанна V Палеолога, сербского краля Стефана IV Душана, деспота Георгия Бранковича и др.) чередовался со временем упадка (в эпоху османского владычества). В 1655 г. Эсфигмен получает разрешение на получение пожертвований в России на пять лет от царя Алексея Михайловича. Один из параклисов на территории обители построен в память о находившемся здесь в XI в. Антонии Печерском. Ки-новия занимает 18-е место в святогорской иерархии.

В эсфигменской библиотеке хранится 372 рукописи и более 9 тысяч книг. Старейший акт монастырского архива относится к 1034 г.; последний среди 31 византийского документа относится к 1409 г. Первое издание актов Эсфигмена Л. Пти и В. Регеля содержало 44 акта, датируемых вплоть до 1848 г.

В документе солунского практора (Димитрия Апельмене?) ок. 1300 г. упоминаются личные имена, образованные от корня рос-, которые могут указывать на этническое происхождение (?) их носителей (Act. Esph. 8).9

8 Oikonomidès N. Actes de Docheiariou. Paris, 1984. 397 p., Alb. LXXII ill. (Archives de l'Athos. T. 13).

9 Lefort J. Actes d'Esphigménou. Paris, 1973. T. 14. 250 p., Alb. XL ill. (Archives de l'Athos. T. 6).

Монастырь Ксенофонта расположен на юго-западной стороне Афона, между монастырями Дохиар и Св. Пантелеймона (Русским). Согласно легенде, монастырь был воздвигнут в 580 г. Ксенофонтом Синклитом, однако, согласно письменным свидетельствам, основателем монастыря был в X в. св. Ксенофонт, известный св. Афанасию Афонскому. В соборе хранятся две чтимые иконы: св. Георгия Победоносца и св. Димитрия Солунского XIV в. Обитель числится на 10-м месте в афонской иерархии.

Библиотека содержит 600 рукописей и около 7 тысяч изданий.

В акте 1452 г. говорится о споре между монастырями Ксенофонта и «Россов» (33.2-13).10

Кутлумушский монастырь расположен в центре полуострова, недалеко от афонской «столицы» Кареи. Легендарным основателем обители считается крещеный турок Кутлумуш (XIII в.), хотя в афонских актах (Act. Ross. 7) Кутлумушский монастырь упомянут уже в 1169 г. Основание монастыря относят к X—XI вв. Монастырь процветал в XIV в., пользуясь благодеяниями правителей дунайских княжеств, как, например, воеводы Иоанна Владислава. С XIV в. в Кутлумуше появляются румынские монахи. Однако упадок обители после латинского вторжения в середине XV в. был довершен пожаром в 1497 г., и лишь поселение здесь александрийского патриарха Матфея III в XVIII в., завещавшего все свое имущество обители, вновь выдвинуло Кутлумуш в число ведущих общин (сейчас — на 6-м месте).

Библиотека хранит 662 рукописи, в том числе 100 пергаменных, а также 3,5 тысячи печатных изданий.

В кутлумушском акте 1333 г. упомянут монастырь «Руссов» (15.5—7,15—16).11 Акт 1405 г. упоминает «экклесиарха Русов» иеромонаха Иоанна (Act. Kutl. 43.25). А в акте 1369 г. говорится о единстве сербов, болгар, росов и иверов (26.9—10). В 1433 г. вновь говорится о монастыре «Росов» (46.13—19, 34—36).

Основание Дионисиева монастыря приписывается св. Дионисию и относится к середине XIV в. Во второй половине XIV в. монастырю покровительствовал трапезундский император Алексей III Великий Ком-нин. В XVI и XVII вв. Дионисиат занял 5-е место в афонской иерархии. Библиотека монастыря содержит около 1100 манускриптов и 15 тысяч книг, будучи одной из самых богатых святогорских коллекций. Древнейший акт монастырского архива относится к 1056 г. и представляет собой гарантийный документ Константина Фасула, уступающего свои права на участок земли игумену монастыря Св. Пантелеимона Митро-фану (этот монастырь позже станет частью Русского афонского монастыря). Пергаменный свиток акта сохранил и две славянские пометы.12

Монастырь Пантократора («Вседержителя») основан в XIV в. греческими ктиторами — Алексеем, великим стратопедархом, и его братом

10 Papachryssanthou D. Actes de Xénophon. Paris, 1986.

11 Lemerle P. Actes de Kutlumus. Paris, 1988.

12 OikonomidèsN. Actes de Dionysiou. Paris, 1968. XIV, 250 p., Alb. LIV ill. (Archives de l'Athos. T. 4).

Иоанном, великим примикирием, которые оставались иноками здесь же до конца своей жизни. Обитель разорялась турками, но была восстановлена в 1536 г.

В библиотеке собрано 350 манускриптов, в том числе 68 пергаменных. Сокровищем собрания является Четвероевангелие, принадлежавшее св. Иоанну Каливиту (Кущнику). Книжное собрание насчитывает более 3,5 тысяч изданий.

Из 20 монастырей киновия Пантократора занимает 7-е место.

В акте 1142 г. назван игумен монастыря Ксилурга («Древодела») «Росов» Василий (3.35—36).13

В настоящее время Русский монастырь Св. Пантелеимона, раскинувшийся на побережье в центре юго-западной части полуострова, является одним из крупнейших на Афоне. Но его история восходит к двум другим святогорским обителям: Пресвятой Богородицы Ксилурга (Древо-дела) и Фессалоникийца (Солунца). Древнерусское предание XVI в. относит честь основания русской монастырской жизни на Святой Горе св. равноапостольному великому князю Владимиру, вскоре после его крещения в 998 г. Первоначально Русский монастырь находился в монастыре Богородицы Ксилурга. Как сказано выше, первая сохранившаяся подлинная подпись игумена Русского монастыря принадлежит Герасиму, подписавшему грамоту 1016 г. (Act. Laur. I № 19). Однако вскоре в результате роста численности братии монастырю стало тесно, и по ходатайству игумена Лаврентия в 1169 г. Священный Кинот Афона выделяет для поселения русским монахам заброшенный к тому времени монастырь Солунца (Солунцев), посвященный св. Пантелеимону. Последовавшая затем семивековая история русского монашества на Святой Горе связана с этим местом, называемым ныне «Старый Руссик» и находящемся на пути в афонскую столицу Карею. На месте же обители Дре-водела был основан скит во имя Пресвятой Богородицы.

Монастырь в первые годы страдал как от завоевателей и пиратов, так и от стихийных невзгод: так, пожар в XIII в. уничтожил значительную часть архива с бесценными документами. Благодаря помощи императора Андроника II Палеолога Русская обитель вновь обрела могущество. Стефан Душан при посещении Афона в 1345 г. почтил вниманием и монастырь «Фессалоникийца», где был пострижен его предок — св. Савва. Игуменом тогда стал сербский богослов Исаия. В дальнейшем монастырь поддерживали Иоанн V (1341—1376) и Мануил II (1391—1425) Палеологи. В святогорском Типике 1394 г. монастырь Св. Пантелеимона занимал 5-е место в иерархии. В XIV—XV вв. братия пополняется за счет греческих монахов, но с 1497 г. сюда вновь начинают прибывать монахи из России. С 1509 г. покровителем Русского монастыря на Афоне стал великий князь московский Василий III — сын византийской принцессы Софьи (Зои) Палеолог. С конца XVI в. по разрешению патриарха всея Руси Иова (1591 г.) и русского царя Феодора Иоанновича (1592 г.) собирались пожертвования в России в пользу монастыря. Но в

13 Kravari KActes du Pantocrator. Paris, 1991.

условиях иноземного владычества обитель приходит в упадок и с конца XVII в. попадает под опеку Священного Кинота. О бедственном положении Руссика, населенного к тому времени в основном греческими, сербскими и болгарскими иноками, свидетельствует в 1744 г. В. Григорович-Барский. В этих условиях монастырю оказали помощь молдавские господари Иоанн (1758—1761) и Скарлат (1773—1821) Каллима-хи. В 1765 г. монастырь переходит на новое, занимаемое им и доныне место на Святой Горе, где еще в конце XVII в. инок Христофор построил келью, небольшой храм и причал.

Новый приток монахов из России начался в 1835 г. Возрождению обители способствовали и регулярные посещения Руссика членами царской семьи (в 1845 г. — великим князем Константином Николаевичем, в 1869 г. — великим князем Алексеем Алексеевичем, в 1881 г. — великим князем Константином Константиновичем). К началу XX в. число русских монахов на Афоне достигло 5 тысяч человек, из которых 2 тысячи находились в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре. Сейчас в святогорской иерархии Руссик стоит на 11-м месте.

В настоящее время библиотека монастыря имеет около 1320 греческих и до 600 славянских рукописей, а также свыше 20 тысяч книжных изданий как русских, так и греческих. Хранящиеся в монастырском архиве акты византийской эпохи — 23 греческих и 15 сербских — относятся ко времени между 1030 г. (Act. Ross. 1)14 и 1430 г. (Act. Ross. 20). Среди греческих грамот имеются как императорские хрисовулы — Андроника II Палеолога 1311 г. (Act. Ross. 10) и Иоанна V Палеолога 1353 г. (Act. Ross. 11), простагма императора Мануила II Палеолога 1406 г. (Act. Ross. 16), так и подробная опись монастырского имущества обители Ксилурга 1142 г. (Act. Ross. 7), акты святогорских протов, византийских практоров, документы о земельных пожалованиях и других сделках, акты дарения и проч.

Первый по времени из хранящихся в Русском монастыре актов представляет самое раннее упоминание монастыря Богородицы Ксилурга, игумену которого Феодулу были, согласно документу, проданы келья или группа келий (Act. Ross. 1:30.10—11). По-видимому, следующим игуменом был упоминаемый в акте, изданном в мае 1048 г., Иоанникий (Act. Ross. 4:48.44—50; 49.13—14, 21, 25, 34). В том же тексте названы еще двое из монастырской братии — иеромонах Ксилурга Никодим и монах Иосиф (14). По акту прота Павла 23 ноября 1070 г. было определено размежевание владений монастыря Ксилурга (Act. Ross. 6:63.1, 7, 14, 22) и Скорпиона; игуменом Русского монастыря был в это время, скорее всего, Василий.

Важнейшим документом представляется опись имущества монастыря Богородицы Ксилурга от 14 декабря 1142 г. при поставлении нового игумена Христофора (Act. Ross. 7). В этом акте специально перечислены «русские» (povoiKov) предметы монастырского имущества — бого-

14 LemerleP., Dagron G., CirkovicS. Actes de Saint-Panteleemon. Paris, 1982. 238 p., Alb. LVI ill. (Archives de l'Athos. T. 12).

служебное облачение, а также русские книги (74.20), среди которых три упомянуты ниже (74.25—27): две книги Евангелий и одна Евхология как высококачественные манускрипты.

Акт прота Иоанна, изданный в августе 1169 г., идентифицирует монастырь Ксилурга в качестве «Русского» (Act. Ross. 8).

Ряд актов, хранящихся в архиве Русского монастыря, называет или содержит подписи игуменов монастыря Св. Пантелеимона (Солун-ца/цев или еще Сфрендзи), вошедшего в 1169 г. в состав Русского монастыря: это — Евстратий (Act. Ross. 1 от февраля 1030 г.), известный и из иверского акта (Act. Iber. 31 от сентября 1056 г.), Митрофан (Act. Ross. 5 от мая 1057 г.), известный и по акту Дионисиева монастыря (Act. Dion. 1 от августа 1056 г.) и, возможно, иверского (Act. Iber. 31 от сентября 1056 г.), и Феодосий (Act. Ross. 6 от 23 ноября 1070 г.), известный по актам 1066 г. (Act. Vatop.) и 1080 г. (Act. Athos. 104).

Между 1169 и 1271 гг. не известно ни одного акта Русского монастыря. Эта лакуна в архиве объясняется, по-видимому, пожаром, уничтожившим ряд документов за определенный хронологический отрезок.

Следующий документ, изданный около 1271 г., свидетельствует о территориальном расширении Русского монастыря. Деспот Иоанн Па-леолог, брат императора Михаила VIII, дарует два луга на материковой территории размером в 40 модиев (примерно 3,4 га), а также 6 семей париков (крестьян) с их имуществом (Act. Ross. 9).

Дарения в пользу Русского монастыря определены и хрисовулом императора Андроника II Палеолога от сентября 1311г. (Act. Ross. 10), изданным по просьбе царского зятя, сербского царя Стефана Уроша.

Из других императорских актов в архиве Русика имеются хрисовул Иоанна V Палеолога от сентября 1353 г. (Act. Ross. 11) и простагма Ма-нуила II Палеолога от 20 октября 1406 г. (Act. Ross. 16). Из других документов от имени влиятельных особ укажем на дарение пинкернисы Анны Торникины от августа 1358 г. (Act. Ross. 12) и акт Алексея Палеолога от августа 1375 г. (Act. Ross. 15). Два документа относительно Русского монастыря были изданы протом Дорофеем в апреле 1363 и январе 1366 гг. (Act. Ross. 13 и 14), в оригинале и копии дошел акт Лемносских recenseurs от июня 1407 г. (Act. Ross. 17). Последние из актов Свя-то-Пантелеимонова монастыря византийского периода принадлежат «голове» (к£фаёг|) Кассандрии — от мая 1419 г. (Act. Ross. 18), игумену и монахам обители Алипия — от 24 апреля 1422 г. (Act. Ross. 19) и проту Даниилу — от 27 января 1430 г. (Act. Ross. 20).

Благодаря другим актам известен еще ряд имен игуменов Русского монастыря — Мефодия (1262 г.), Луки (1322 г.), Иоанна (май 1325 г.), Исайи (до июня 1349 г. и до 1366 [?] г.), а также дикея Макария и духовника Симеона (оба — май 1316 г.) и проигумена Евфимия (ноябрь 1366 г.).

Таким образом, афонское наследие является важнейшим источником среди корпуса «Византино-россики».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.