РАЗДЕЛ VIII ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 372.21
Л. И. Сайгушева, Ю. А. Мичурина
К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современное образование сегодня связанно с новым пониманием роли и места человека в обществе и государстве. Современный период кардинальных изменений жизни общества требует от каждого человека проявлений гибкости, нешаблонности, инициативы, способности продуцировать новые идеи, т. е. реализации индивидуального потенциала своей личности. Поэтому перед педагогической наукой стоит проблема поиска путей, способствующих максимальному развитию индивидуальных потенций каждого человека.
Влияние идей гуманистической психологии породили новую педагогическую парадигму, новый взгляд на ребенка как субъекта воспитания и обучения, который требует осознания и признания ребенка как главной ценности в педагогическом процессе, его способностей и права на саморазвитие, достижение субъективной свободы, обеспечение ребенку чувства психологической защищенности и доверия к миру. Из объекта формирования ребенок превращается в субъект собственного развития, обладателя неповторимой индивидуальности. Поэтому становится все более очевидным, что принципом полноценного человеческого существования является принцип утверждения индивидуальности каждого человека.
Глубокие социально-политические, идеологические и духовные изменения российского общества нашли отражение и в переосмыслении целей формировании личности ребенка. Инновационные процессы, происходящие в современном российском образовании, обуславливают приоритет ценностей развития личности ребенка, его индивидуальности над традиционными ценностями обучения. Вместе с этим в условиях гуманизации и демократизации современного образовательного процесса, ориентации на развитие личности и раскрытие индивидуальности ребенка появилась возможность свободного выбора средств, методов и приемов работы с детьми, дифференцированного подхода к ним, учета их индивидуальных, возрастных и половых особенностей.
Задача педагогики сегодняшнего дня — создать условия для максимальной реализации личности как субъекта деятельности, и начинать нужно как
можно раньше, с дошкольного возраста - периода интенсивного преобразования психических процессов, времени, становления самосознания и обретения ребенком своего «Я».
Историко-педагогический анализ свидетельствует о том, что категория индивидуальности в разных проявлениях своей сущности и независимо от оформления терминологически начала развиваться еще в античный период, когда получили описание и развивались на протяжении многих веков такие основные характеристики индивидуальности, как способности, темперамент, характер.
Проблемы индивидуальности и самобытности интересовали человечество всегда, но появление научного понятия «индивидуальность» свидетельствует о возникновении научного интереса к данному явлению.
Особенно активно проблема индивидуальности стала изучаться в XX веке. Неослабевающий интерес в проблеме индивидуальности связан с двойственной биосоциальной природой человека. На сегодняшний день большое значение имеет разработка психолого-педагогического содержания проблем индивидуальности и личности, их взаимодействия и взаимовлияния, которые являются сложными, многоаспектными, многогранными и составляют предмет исследования философов, психологов, педагогов и ученых других общественных и гуманитарных дисциплин.
В настоящее время в отечественной психологии уже известны многочисленные работы в области теории личности и индивидуальности на основе антропологического принципа, системного, деятельностного и лично стно-ориентированного подходов. Анализ психологических теорий показывает, что понятие «индивидуальность» всегда рассматривается исследователями во взаимосвязи с понятием личности. Б. Г. Ананьевым,
А. Г'. Асмоловым, Л. И. Божович, Б. С. Братусем, Л. С. Выготским, Е. И. Исаевым, А. Н. Леонтьевым, А. Б. Орловым, Г. Г. Кравцовым, К. К. Платоновым, А.В, Петровским, В.И. Слободчиковым, С.Л. Рубинштейном, В. А. Ядовым разработаны теоретические подходы к понятию личности, раскрывающих ее как целостную систему.
Современная психология (К. А. Абульханова-Славская, Б. Ф.Ломов, Д. Й. Фельдштейн и др.) рассматривает развитие личности в виде диалектического единства процессов социализации и индивидуализации. Социализация определяется как расширение и углубление связей с разными сферами жизни общества, овладение общественным опытом, приобщение к материальной и духовной культуре. Индивидуализация - самое позднее приобретение человека в ходе онтогенетического развития, эффект развития личности.
Традиционная парадигма исследования индивидуальности в отечественной науке сводится к следующему: индивидуальность рассматривается в качестве своеобразия психики и личности и представляет собой некоторый заключительный итог, результат в становлении личностных структур, явля-
ясь высшим интегративным уровнем, на котором формируется смысловая сфера личности.
Исследователи В, И. Додонов, И. С. Кон трактуют индивидуальность личности (личностную неповторимость) как уникальное сочетание характеристик, ролей, свойств личности; сердцевину, сущностное ядро личности, обуславливающее ее неповторимое своеобразие, самоценность. В основе индивидуальности лежит определение, согласно которому индивидуальность человека - это особая форма бытия отдельного человека, в рамках, которой он живет и действует как автономная, уникальная и неповторимая биосоциальная система, сохраняя целостность и тождественность самому себе, в условиях непрерывных внутренних и внешних изменений (Б. Ф. Ломов, И. И. Резвицкий, В. М. Русалов).
Б. М. Теплов и В. Д. Небылицын, определяя индивидуальность как биосоциальную систему, выделяют в ее структуре свойства разных типов нервной системы, особенности психических процессов; сочетание ролей и свойств личности, а также характеристику социального опыта, позволяющего индивидуальности выступать своеобразной формой бьгтия.
Отечественные психологи сходятся во мнении, что индивидуальность не сводится к сумме свойств, отличающих одного человека от другого. В определениях К. А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмоло-ва, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Ломова, А. В. Петровского, И. И. Резвицкого,
В. М. Русалова. встречаются характеристики «глубинность», «вершшшость», «совокупность», «результат». Ключевой характеристикой данного понятия выступает активность, которая облекается у человека в социальные формы, выражаясь в субъектности как одной из основных функций, предназначений личности. Субъектность не является врожденным свойством, а формируется в ходе онтогенеза ребенка при наличии соответствующим образом организованной активной деятельности.
В образовательном процессе развитие индивидуальности обеспечивается только активной, эмоционально окрашенной деятельностью, в которую ребенок вкладывает всю душу, в которой полностью реализует свои возможности, выражает себя как личность. В силу этого необходимо включение ребенка как субъекта образовательного процесса в деятельность.
Трудовая деятельность является основой самореализации личности, пробуждения в ней творческого начала (Н. С. Лейтес); естественным средством развития личности ребенка. Выражение индивидуальности в труде возможно лишь тогда, когда личность ребенка не подавляется, если ему не пытаются навязать то, что в действительности не отвечает его истинным интересам.
Анализ подходов отечественных и зарубежных исследователей (Б. Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, А, Г. Ковалев, Н. С. Лейтес, Б. Ф. Ломов, Г. Ю. Айзенк, Р. Б. Кеттел, Р. Мейли, и др.) позволяет выделить в структуре индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности когни-
тивно-деятельностный компонент, предполагающий минимум знаний и умений, необходимых для организации и осуществления деятельности.
Проанализированные подходы с опорой на психологические особенности детей дошкольного возраста дают основание выделить в структуре индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности эмоционально-оценочный компонент, определяющий успешность реализации ребенком деятельности на основе получения удовлетворения от работы и преодоления трудностей в ходе ее выполнения.
Значимость такого компонента в структуре индивидуальности, как уровень субъекта деятельности обусловлена тем, что реализовать имеющиеся знания и умения, проявить определенное эмоциональное отношение, и самое главное, реализовать себя творчески ребенок может в предметно-преобразующей и созидательной деятельности. Следовательно, это выступает, во-первых, дополнительным обоснованием выделения когнитивно-деятельностного и эмоционально-оценочного компонентов; во-вторых, дает основание выделить творческий компонент как наиболее яркое проявление индивидуальности, что предполагает становление ребенка субъектом деятельности, т. к. по Б. Г. Ананьеву, индивидуальность проявляется в деятельности и неразрывно связана с ее основными компонентами (мотив, цель, организация, средства и способы реализации деятельности), и чтобы стать индивидуальностью, индивиду необходимо стать развитой личностью и свободным субъектом, способным к самостоятельному целеполаганию.
Проведенный анализ свойств личности ребенка как субъекта трудовой деятельности, предлагаемых различными авторами (Ф. И. Иващенко, М. В. Крулехт, С. Е. Матушкин, Л. И. Сайгушева и др.), исследований структуры индивидуальности позволил выделить основные взаимосвязанные критерии индивидуальности старшего дошкольника как субъекта трудовой деятельности и рассматривать их в триединстве компонентов индивидуальности: когнитивно-деятельностного, включающего компетентность и произвольность; эмоционально-оценочного, предполагающего самооценку и инициативность; творческого, включающего самостоятельность и креативность.
Когнитивно-деятельностный компонент индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности включает в себя такие критерии, как компетентность и произвольность.
Компетентность в труде определяется как наличие обобщенных трудовых умений и навыков, системных знаний о труде, и бережного отношения к предметам, орудиям и результатам труда на основе понимания его социальной значимости. Под общетрудовыми понимаются умения и навыки, которые необходимы во многих видах труда (целеполагание, планирование, выбор способа достижения цели, самоконтроль, рациональная организация рабочего места и самого труда). Способностями, необходимыми во многих видах труда, являются такие, как общая работоспособность, сосредоточение внимания, пространственное воображение и др.
М. В. Крулехт в обобщенные трудовые умения включает умение планировать и организовывать труд в соответствии с целью; отобрать материал, подготовить рабочее место; представить последовательность трудовых действий. Данным автором также подчеркивается необходимость наличия специальных трудовых умений, связанных с использованием различных материалов и инструментов, владением специальными действиями контроля. Значимость специальных трудовых умений обусловлена их ролью в получении качественного результата, возможности его использования в реальной жизни.
Следующим критерием когнитивно-деятельностного компонента индивидуальности, является произвольность, которая выступает психологической предпосылкой и основой становления инициативности и самостоятельности. В свою очередь о сформированности произвольных действий можно судить, прежде всего, по активности и инициативности самого ребенка, когда ребенок не только выполняет указания взрослого, но и сам выступает источником целей. Осознание ребенком себя выводит его на новый уровень самостоятельности - уровень произвольности в управлении своим поведением.
Развитие произвольности у ребенка дошкольного возраста предполагает формирование направленности ребенка на собственные внешние или внутренние действия, в результате чего рождается способность управлять собой (А. Н. Леонтьев, Е. О. Смирнова). Развитие произвольности в трудовой деятельности связано с осознанием старшим дошкольником отдельных компонентов труда (цель, мотив, планирование, способы осуществления) и себя в ходе ее выполнения. К старшему дошкольному возрасту опыт построения трудовой деятельности начинает становиться обобщенным. На этой основе важным новообразованием личности старшего дошкольника является соотношение мотивов друг с другом, когда одни становятся первостепенными, другие - подчиненными. Обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными, появляется способность к преодолению непосредственных ситуативных желаний, ребенок действует на основе внутренних побуждений - данного слова, обещания. В формировании данного качества в трудовой деятельности большое значение имеет осознание ребенком цели и ответственности за порученное дело.
Следующим компонентом индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности выступает эмоционально-оценочный, включающий такие критерии, как самооценка и инициативность.
Феномен самооценки в психологической литературе рассматривается как в связи с теорией личности и самосознания, так и в связи с конкретными закономерностями развития личности, относится к фундаментальным образованиям личности. И как доказано различными исследователями (С. В. Ковалев, И. С. Кон и др.), адекватная самооценка выступает показателем более высокого уровня развития личности и играет важную роль в раз-
витии индивидуальности, а также является условием успешного освоения любого вида деятельности, в том числе и трудовой.
Как подчеркивает В. В. Столин, самооценка - важный компонент самосознания, проявляющийся в оценке личностью самой себя, своих физических и психических возможностей, качеств, своего положения среди других людей. Она в значительной степени определяет активность личности, отношение к себе и другим людям. Самооценка тесно связана с притязаниями личности, т. е. с уровнем трудности задач, решение которых, по мнению человека, ему по силам. Самооценка позволяет ребенку «примеривать» свои силы и требования окружающей среды и в соответствии с этим самостоятельно ставить перед собой осуществляемые цели.
По мнению Ю. А. Афонькиной, Я. Л. Коломинского, Г. А. Урунтаевой и др., развитие самооценки старшего дошкольника и овладение им трудовой деятельностью взаимосвязаны, т. к. в труде постепенно формируются навыки самоконтроля - освоение способов самопроверки и развитие потребности проверять и корректировать работу.
Самооценка тесно связана с инициативностью, которая, в свою очередь, развивается, если обеспечивается творческая направленность труда.
Многие психологи относят инициативность к волевым качествам личности, определяя ее как уверенность в себе, быстроту, находчивость (Н. Д. Левитов); умение самостоятельно намечать цели и план действий, принимать и осуществлять решения (А. А. Смирнов); умение по собственном}'' побуждению ставить цель и достигать ее, вносить в деятельность элементы новизны (С. А. Марутян). Инициативность старшего дошкольника в трудовой деятельности выражается в активном стремлении ребенка участвовать в трудовой деятельности, включаясь в нее по собственному побуждению, способности творчески относиться к труда по собственному почину ставить задачи и с полной ответственностью реализовывать их.
Как отмечает Л. И. Сайгушева, первоначально инициативность проявляется как исполнительность, выражающаяся в умении ребенка начинать трудиться по просьбе (предложению) взрослого, самостоятельно и целенаправленно осуществлять трудовые операции. При создании благоприятных условий развивается инициативная исполнительность, когда старший дошкольник начинает трудиться при определении взрослым социально значимых мотивов, которыми могут выступать; достижение успеха, социальной значимости результатов труда, обогащение знаниями. Следующим этапом развития инициативности является способность ребенка самостоятельно находить новые объекты для трудовой деятельности, проявляя инициативу в выборе способов выполнения, целенаправленно осуществлять весь трудовой процесс.
Последним компонентом индивидуальности старшего дошкольника в трудовой деятельности является творческий, включающий такие критерии, как самостоятельность и креативность.
В большинстве работ самостоятельность определяется как характеристика способа деятельности (Д. В. Асанова, Т. А. Власова, Г, Н. Година, Л. А. Порембская и др.). В исследовании Г. Н. Годиной под самостоятельностью понимается «относительно устойчивое психическое состояние, тесно связанное с предметным содержанием деятельности, в которой оно протекает. Проявляется это состояние в независимых от взрослого действиях, направленных на определенную задачу, поставленную перед ребенком кем-то, и ее решение известными им способами в обычных условиях на основе волевого усилия». Л. А. Порембская определяет самостоятельность как «способность к независимым действиям, суждениям, обладание инициативностью и решительностью». Автор также утверждает, что возникновение и развитие самостоятельности стоит в прямой зависимости от овладения ребенком навыками и умениями трудовой деятельности.
Другая группа исследователей (В. Н. Зинченко, К. П. Кузовкова,
С. А. Марутян и др.) наряду с современной теорией личности рассматривают самостоятельность как стержневое, интегральное личностное качество, фундамент которого закладывается на границе раннего и дошкольного возраста. Анализ литературы показывает, что самостоятельность как сложное интегративное личностное качество имеет сложную структуру. К. П. Кузовкова отмечает, что структуру самостоятельности составляют познавательные, волевые, эмоциональные компоненты, т. к. самостоятельность всегда требует волевого усилия, обладания знаниями, умениями, навыками, эмоционально-положительного отношения к деятельности. Л. И. Сайгушева подчеркивает, что самостоятельность детей ближе к 6 годам и старше приобретает новую качественную характеристику — творческий характер. Ребенок может начать трудиться по собственному побуждению и проявлять творчество в процессе доступных видов труда. Исходя из комплексного подхода самостоятельность определяется как своеобразная форма активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка, обеспечивающая инициативную постановку и решение разного рода задач, которые возникают в жизни и деятельности.
Как подчеркивается в Концепции дошкольного воспитания, условием проявления индивидуальности старшего дошкольника является творческий характер трудовой деятельности, т.е. создание таких условий, при которых труд приносит ребенку радость, удовольствие от выполненного им самим задания. Творчество и развитие креативности выступает также как одна из главных задач, являясь основой становления личности ребенка в разных сферах его жизнедеятельности, предполагающее творческое саморазвитие.
Поэтому важным критерием творческого компонента индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности является креативность (способность к творческому самовыражению). Г. Г. Кравцов рассматривает креативность в тесной связи с развитием личности ребенка. М. В. Крулехт определяет ее как способность к творческому решению проблем, возникаю-
щих в различных ситуациях осуществления деятельности; способность к созданию нового продукта, отличающегося оригинальностью, гибкостью, вариативностью, подвижностью. Это относится как к конечному продукту, так и к процессу деятельности.
Таким образом, анализ рассмотренных концепций и подходов к развитию личности и индивидуальности отечественных и зарубежных ученых позволяет выделить ее ведущие определения: автономная, уникальная биосоциальная система (Б. Ф. Ломов, И. И. Резвицкий, В. М. Русалов); совокупность психофизиологических систем, определяющих своеобразное для данного человека мышление и поведение (Г. Ю. Айзенк, А. Маслоу, К. Роджерс); высший, интегративный уровень личности, на котором формируется смысловая сфера личности (А, Г. Асмолов, А. Г. Ковалев).
В структуре индивидуальности старших дошкольников в трудовой деятельности можно выделить следующие компоненты, характеризующиеся определенными критериями: когнитивно-деятельностный, включающий компетентность и произвольность; эмоционально-оценочный, предполагающий инициативность и самооценку; творческий, включающий самостоятельность и креативность.
Библиографический список
1. Абульхапова-Славская, К. А. Мировоззренческий смысл и научное значение категории субъекта / К. А. Абульханова-Славская // Рос. менталитет: вопросы психологической теории и практики. - М.: ИП РАН, ] 997. — 117 с.
2. Асмолов, А. Г. Психология индивидуальности / А. Г. Асмолов. - М., МГУ, 1986.-95 с.
3. Базылевич, Т. Ф. Введение в психологию целостной индивидуальности / Т. Ф. Базылевич; Рос, АН; Ин-т Психологии РАН. - 1998. - 247 с.
4. Белоус, В. В. Человек как интегральная индивидуальность / В. В. Белоус,
A. И. Шебетенко. - Пятигорск, 1996. -124 с.
5. Берулава, Г. А. Стиль индивидуальности: теория и практика: учебное пособие/ Г. А. Берулава. - М.: Педагогическое общество России, 2001, — 235 с.
6. Вяткин, Б. А. Стиль активности как предмет интегрального исслебдования индивидуальности / Б. А. Вяткин II Системное исследование индивидуальности. -Пермь, 1991. - 73 с.
7. Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / под ред. Б. А. Вят-кина. - М.: Изд-во «институт психологии РАН», 1999. - 328 с.
8. Мерлин, В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности /
B. С. Мерлин. - М.: Педагогика, 1986. - 175 с.
9. Петровский, В. А. Феномены субъектности в развитии личности /
В. А. Петровский. - Самара, 1997. - 102 с.
10. Резвицкий, И. И. Философские основы теории индивидуальности / И. И. Резвицкий. - Л.: Ленинградский университет, 1973. - 175 с.
И. Современные подходы к трудовому воспитанию дошкольников: метод рекомендации / Сост. Л. И. Сайгушева. - Магнитогорск: МГПИ, 1994.
12. Теилов, Б. М., Небылнцын В. Д. Изучение основных свойств нервной системы и их значение для психологии индивидуальных различий: хрестоматия по психологии / сост. В. В. Мироненко; под ред. А. В. Петровского. - М.: Просвещение, 1987.-447 с.
УДК 378.121:301.01
Л. В. Лысогорова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
В настоящее время становится актуальной проблема развития математических способностей школьников уже в начальной школе. Это следует из того факта, что способности предвосхищают новую деятельность, выходят за рамки уже сложившейся [3]. Между способностями и деятельностью существует взаимозависимость.
Чем больше развита у человека способнос ть, тем успешнее он выполняет деятельность, быстрее ею овладевает, а процесс овладения деятельностью и сама деятельность даются ему субъективно легче, чем обучение или деятельность в той сфере, в которой он не имеет способности. С другой стороны, способности могут развиваться только в деятельности.
Следовательно, для успешного формирования учебной деятельности школьников необходимо развивать у них способности овладения этой деятельностью. Однако в литературе отмечается, что фундаментальные вопросы, связанные с раскрытием психологической сущности способностей, их детерминации, процесса и условий формирования пока еще не решены в достаточной степени.
Как известно, способности человека можно разделить на следующие группы [9]:
- общие способности (способность к выявлению закономерностей, общий уровень интеллекта);
- модально общие способности (вербальный интеллект, нумерический интеллект (позволяющий осуществлять вычисления), пространственный интеллект, технико - практический интеллект);
- специальные способности (обусловливают легкость и успешность овладения определенными специальными видами деятельности: музыкальные способности, технические, артистические, педагогические способности и пр.);
- частные способности (уровень развития психических познавательных функций: памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения).
Методика преподавания математики изучает специальные, а именно