Научная статья на тему 'К исследованию национально-культурной специфики картины мира через призму газетного дискурса: Сопоставительный подход'

К исследованию национально-культурной специфики картины мира через призму газетного дискурса: Сопоставительный подход Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
598
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
картина мира / национальная картина мира / доминанты культуры / ключевые концепты / сопоставительный подход / газетный дискурс / world picture / national world picture / cultural dominants / key-concepts / comparative approach / newspaper discourse

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Курганова Н. И.

В статье обсуждается проблема исследования национально-культурной специфики картины мира в современной этнопсихолингвистике. С этой целью автором уточняются понятия картины мира и национальной картины мира. Картина мира как определённая система знаний, представлений, ценностных суждений представляет собой результаты когнитивно-дискурсивной деятельности нации или народа, зафиксированные в слове (речи). Национальная картина мира как одна из моделей коллективного знания репрезентирует результаты познания и общения социума и может быть описана в виде совокупности концептов, образующих концептосферу нации или народа. Концепт в этом случае выступает как структурная единица картины мира. Национальная концептосфера отражает результаты когнитивно-дискурсивных практик и ценностных ориентаций социума, что проявляется в ее содержании и структуре. В статье предлагается набор процедур и приемов сопоставительного изучения национальных концептосфер через призму газетного дискурса, который был разработан в рамках проекта «Национально-культурная специфика языкового сознания жителей Арктического региона». Применение подобной методики с целью сравнительного изучения национальных картин мира жителей четырёх северных регионов, включая Россию (Мурманская область), Норвегию (губерния Финнмарк), США (Аляска) и Канаду (Квебек) позволило выявить существенные различия как в структуре национальных концептосфер, так и отдельных ее фрагментах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the study of the national-cultural specificity of the world picture through newspaper discourse: A comparative approach

The article discusses the problem of studying the national and cultural specifics of the world picture in modern ethnopsycholinguistics. With this purpose, the author clarifies the concepts of the world picture and the national world picture. The world picture as a definite system of knowledge, ideas, value judgments is the result of the cognitive-discursive activity of a nation or people, fixed in a word (speech). The national world picture as one of the models of collective knowledge represents the results of knowledge and communication of the society and can be described in the form of the conceptosphere of the nation or the people. The concept, in this case, is considered as a structural unit of the world picture. The national conceptosphere reflects the results of cognitive-discursive practices and value orientations of the society, what is manifested in its content and structure. The article proposes a set of procedures and methods for a comparative study of national conceptospheres through the prism of newspaper discourse, which was developed within the framework of the project "National and Cultural Specificity of the Language Consciousness of Residents of the Arctic Region". The use of this methodology for comparative study of the national world picture of the inhabitants of four northern regions, including Russia (Murmansk Region), Norway (Finnmark County), the USA (Alaska) and Canada (Quebec) made it possible to identify significant differences both in the structure of national conceptospheres and in its individual fragments.

Текст научной работы на тему «К исследованию национально-культурной специфики картины мира через призму газетного дискурса: Сопоставительный подход»

Dictionnaire del'Académie Française, la 5ème edition, 1798 [Электронный ресурс]

http://artfl.atilf.fr/dictionnaires/ACADEMIE/CINQUIEME/cinquieme.fr .html

Kofi Annan Interventions: A Life in War and Peace.

Allen Lane, Penguin Books Ltd., 2012. 68 с. Laqueur Walter A History of Terrorism. Transaction Publishers, 2012. 77 с. Patterns of global terrorism. Режим доступа:

https://www.state.gov/documents/organization/31932.pdf . The New Encyclopœdia Britannica [Электронный ресурс].

https://www.britannica.com/topic/terrorism. US Department of state [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.state.gov/documents/organization/31932.pdf.

УДК: 81'23 (98)

Курганова Н.И.

К исследованию национально-культурной специфики картины мира через призму газетного дискурса: Сопоставительный подход

Белорусский государственный экономический университет, Беларусь, Минск, nkurganova@gmail. com

Аннотация. В статье обсуждается проблема исследования национально-культурной специфики картины мира в современной этнопсихолингвистике. С этой целью автором уточняются понятия картины мира и национальной картины мира. Картина мира как определённая система знаний, представлений, ценностных суждений представляет собой результаты когнитивно-дискурсивной деятельности нации или народа, зафиксированные в слове (речи). Национальная картина мира как одна из моделей коллективного знания репрезентирует результаты познания и общения социума и может быть описана в виде совокупности концептов, образующих концептосферу нации или народа. Концепт в этом случае выступает как структурная единица картины мира. Национальная концептосфера отражает результаты когнитивно--дискурсивных практик и ценностных ориентаций социума, что проявляется в ее содержании и структуре. В статье предлагается набор процедур и приемов сопоставительного изучения национальных концептосфер через призму газетного дискурса, который был разработан в рамках проекта «Национально-культурная специфика языкового сознания жителей Арктического региона». Применение подобной методики с целью сравнительного изучения национальных картин мира жителей четырёх северных регионов, включая Россию (Мурманская область), Норвегию (губерния Финнмарк), США (Аляска) и Канаду

(Квебек) позволило выявить существенные различия как в структуре национальных концептосфер, так и отдельных ее фрагментах.

Ключевые слова: картина мира; национальная картина мира; доминанты культуры; ключевые концепты; сопоставительный подход; газетный дискурс.

Kurganova N.I.

To the study of the national-cultural specificity of the world picture through newspaper discourse: A comparative approach

Belarus State Economic University, Belarus, Minsk, [email protected]

Abstract. The article discusses the problem of studying the national and cultural specifics of the world picture in modern ethnopsycholinguistics. With this purpose, the author clarifies the concepts of the world picture and the national world picture. The world picture as a definite system of knowledge, ideas, value judgments is the result of the cognitive-discursive activity of a nation or people, fixed in a word (speech). The national world picture as one of the models of collective knowledge represents the results of knowledge and communication of the society and can be described in the form of the conceptosphere of the nation or the people. The concept, in this case, is considered as a structural unit of the world picture. The national conceptosphere reflects the results of cognitive-discursive practices and value orientations of the society, what is manifested in its content and structure. The article proposes a set of procedures and methods for a comparative study of national conceptospheres through the prism of newspaper discourse, which was developed within the framework of the project "National and Cultural Specificity of the Language Consciousness of Residents of the Arctic Region". The use of this methodology for comparative study of the national world picture of the inhabitants of four northern regions, including Russia (Murmansk Region), Norway (Finnmark County), the USA (Alaska) and Canada (Quebec) made it possible to identify significant differences both in the structure of national conceptospheres and in its individual fragments.

Keywords: world picture; national world picture; cultural dominants; key-concepts; comparative approach; newspaper discourse.

Введение

Исследование национально-культурной специфики репрезентации мира является одной из самых актуальных тем в современной гуманитарной науке. Ученые объясняют это рядом факторов. Во-первых, в ХХ в. произошли глобальные изменения в мире, и на международную арену вышли многочисленные страны, народы и культуры [Андреева 2000, с. 278]. Во-вторых, с 60-70 гг. ХХ в. на планете наблюдается небывалый рост этнической идентичности

[Стефаненко 2003]. В-третьих, следствием интеграционных процессов явилась нинтенсификация плотности межкультурных контактов, что ведет к росту межэтнической напряженности, усилению религиозных конфликтов в мире. Таким образом, усиливающаяся глобализация и интенсификация межкультурного общения на фоне роста «этничности» актуализировали проблему национально специфичного знания в содержании сознания у носителей разных языков и культур, что побуждает исследователей к проведению сопоставительных исследований, к сравнительному анализу этнических картин мира и их отдельных фрагментов.

Определение понятий

В лингвистике обсуждение вопросов национально-культурной специфики картины мира осложняется тем, что сам термин «картина мира» многолик и многозначен. По мнению О.А. Радченко, его характеризуют «терминологическая диффузность, зыбкость, эфемерность» [Радченко 2005, с. 141]; проблема осложняется наличием многочисленных авторских концепций, которые не опираются на общепризнанные определения. Одна из причин сложившейся ситуации заключается в том, что данное понятие широко используется в самых разных областях знания. В ситуации «поливариативности» и множественности картин мира чрезвычайно важно уточнить значение данного термина применительно к лингвистическим наукам, а также выделить основные параметры его описания.

В современной лингвистике термин «картина мира» соотносится, как правило, с содержанием языкового сознания. В нашем понимании картина мира - это определенная система знаний, представлений, ценностных суждений, формируемых в процессе совместной когнитивно-дискурсивной деятельности индивида и социума и репрезентированных в слове (речи). Следовательно, одним из обязательных условий функционирования картины мира является ее ословление, «овнешнение» или материализация с помощью языка, поскольку репрезентация в знаке является обязательным условием накопления и сохранения выработанных значений. Тем самым мы разделяем позицию всех тех ученых, которые признают роль языка в функционировании картины мира. Это обусловлено тем, что картина мира вырабатывается в контексте широкого общественного взаимодействия, где речевое общение выступает в качестве главного способа социальной интеракции. Следовательно, картина мира - это результат когнитивно-дискурсивной деятельности больших социальных групп людей, а не отдельных индивидов. При этом ведущую роль в процессах формирования и функционирования картины мира играют

способы речевой коммуникации, выработанные в том или ином социуме.

Национальная картина мира рассматривается нами как одна из моделей коллективного знания, формируемого в процессе когнитивно -дискурсивной деятельности лингвосоциума и репрезентируемого в языке и речи. В отличие от образа мира (см.: [Курганова 2017, с. 1216]), в национальной картине мира представлены результаты когнитивно-дискурсивной деятельности лингвосоциума, которые могут быть описаны в виде совокупности концептов, образующих концептосферу нации или народа. Концепт в этом случае выступает как структурная единица картины мира.

Практически все исследователи единодушны в том, что картина мира специфична для каждой культуры, функционирующей в определённых природных и социальных условиях, и отличающих её от других культур. Именно поэтому исследование национально-культурной специфики картины мира невозможно без учёта культуры. Более того, мы полагаем, что культура является ведущим фактором, обусловливающим специфику когнитивно-дискурсивной деятельности лингвокультурного сообщества, ибо высшие психические функции формируются под влиянием культуры: они «суть продукты этой культуры» [Выготский 1983, с. 145]. Но при этом по сей день «за кадром» остаются сами механизмы влияния культуры на специфику картины мира. Актуализация интереса к национально-культурной вариативности знания на новом витке поднимает вопрос о влиянии культуры на специфику процессов осмысления и концептуализации мира.

Отличительной особенностью национальной картины мира является то, что она формируется на основе ценностных доминант [Лурье 2005]. Ценности, как известно, представляют собой наиболее фундаментальные характеристики культуры, ориентирующие человека в его повседневном взаимодействии с миром. Ценностные доминанты не только управляют поведением, но и обусловливают специфику когнитивно-дискурсивной деятельности индивида и социума, благодаря чему процессы смыслообразования протекают в соответствии с нормами, принятыми в той или иной культуре. Именно поэтому в картине мира могут присутствовать элементы различной степени достоверности и объективности, а также элементы мифотворчества, поскольку, как отмечает С.В. Лурье, основной функцией этнической культуры является функция психологической защиты [Лурье 2005], а не соответствие действительному положению вещей.

Национальная картина мира характеризуется определённой системной упорядоченностью, поскольку знание семантически

организовано в целостные структуры, ведь «для построения образа объективной реальности требуется интеграция разделенных в пространстве и времени, но объективно связанных между собой сведений» [Хофман 1986, с. 275]. Семантическое структурирование знаний в сознании субъекта и общества проявляется в выделении определенных фрагментов или единиц знаний (концептов). Семантическая структурированность опыта и знания свидетельствует о наличии определенной уровневой иерархии в его организации, поскольку ни субъективный, ни коллективный опыт не могут не иметь поуровневой организации (см., например, [Артемьева1999, с. 18]). Это позволяет говорить о неоднородном значении различных слоёв знания в структуре национальной концептосферы. Принципы иерархической организации внутреннего лексикона нашли отражение в работах А.А. Залевской [Залевская 1977; Залевская 2005].

Уровневая организация знаний наглядно проявляется при моделировании структуры концептов как фрагментов картины мира. Структурированность и уровневая организация опыта и знания позволяют говорить о неоднородном значении различных фрагментов или единиц знания в структуре национальной концептосферы. Мы полагаем, что в национальной картине мира можно выделить определённую ядерную часть, которая формируется за счёт наиболее востребованной и актуальной информации, представленной в ключевых концептах той или иной культуры. Эта информация играет жизненно важную роль для членов того или иного лингвокультурного сообщества, именно поэтому она регулярно воспроизводится в общественном дискурсе и закрепляется в языковом сознании. Ключевые концепты культуры представляют наиболее актуальные и существенные черты совокупного опыта и знаний, выработанные определённым лингвосоциумом в конкретный период времени. На этом основании мы полагаем, что моделирование национальной концептосферы и выделение ключевых концептов в разных культурах, выступает одним из эффективных путей изучения специфики национальной картины мира.

Методика исследования

Исследование национально-культурной специфики картины мира ставит задачу сопоставительного анализа фрагментов знаний, вырабатываемых в различных лингвокультурных сообществах, так как именно сопоставительный подход к изучению систем знаний выступает как своего рода лакмусовая бумага, которая позволяет проявить скрытые свойства исследуемого объекта.

Вопросы национально-культурной специфики смыслообразования исследует этнопсихолингвистика, которая призвана решать проблемы

национально-культурной вариантности когнитивной и коммуникативной деятельности, а также междисциплинарные проблемы содержания этнического сознания [Пищальникова 2007]. Характерной особенностью этнопсихолингвистического подхода является то, что она, как правило, сосредоточивается на «отражении национально-специфических компонентов культуры в речевой деятельности» [Пищальникова 2007, с. 26], а не на уровне языковой системы, как это делают другие дисциплины. Это значит, что доступ к изучению картины мира может быть получен через разносторонний анализ дискурса либо через непосредственное обращение к носителям языка, например, посредством ассоциативных экспериментов.

Следует отметить, что изучение национально-культурной специфики картины мира через призму общественно-политического дискурса остаётся пока мало исследованной областью; чаще всего исследователи ограничиваются выбором конкретного фрагмента или концепта. Еще реже можно встретить работы сопоставительного характера, выполненные на материале ряда языков. Одна из причин сложившейся ситуации - отсутствие соответствующих методов исследования.

Наш проект «Национально-культурная специфика языкового сознания жителей Арктического региона»3 ставил целью проведение интегративного исследования картины мира у жителей четырёх северных регионов, включая Россию (Мурманская область), Норвегию (губерния Финнмарк), США (Аляска) и Канаду (Квебек) (см.: [Курганова и др. 2017]). При этом сопоставительное исследование национально-культурной специфики картины мира жителей четырех северных стран проводилось двумя способами: а) через разносторонний анализ общественно-политического дискурса; б) через непосредственное обращение к носителям языка (посредством ассоциативных экспериментов), что обусловило выделение двух этапов в реализации проекта.

На первом этапе проводилось моделирование картины мира посредством анализа общественно-политического дискурса северных регионов России, Норвегии, США и Канады. Основными задачами проекта на этом этапе были избраны следующие:

1. Выявить ключевые концепты газетного дискурса в странах Арктического региона, используя материалы региональных текстов СМИ.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Национально-культурная специфика языкового сознания жителей Арктического региона», проект № 15-04-00465.

2. На основе контекстного анализа текстов СМИ провести моделирование содержания и структуры ключевых концептов культуры через призму газетно-публицистического дискурса.

3. Провести сопоставительный анализ содержания и структуры ключевых концептов Севера и дать интерпретацию национально-культурной вариативности национальных картин мира в странах Арктической зоны через призму национальных СМИ.

Реализация поставленных целей и задач потребовала разработки соответствующей методики и уточнения комплекса необходимых экспериментальных процедур (см. подр.: [Курганова и др. 2017, с. 3236]). Полный алгоритм анализа структурных параметров картины мира на материале газетного дискурса включал следующий набор приёмов и процедур:

1) создание базы данных на материале сезонных выборок из ежедневной прессы четырех стран (северные территории России, Норвегии, Канады и США);

2) количественный анализ всех публикаций газеты в течение сезонной выборки с целью выделения ключевых концептов общественно-политического дискурса;

3) моделирование когнитивной, полевой и смысловой структуры концептов;

4) выделение смысловых доминант в национальной картине мира на основе сезонных выборок;

5) сопоставительный анализ структурных параметров картины мира у жителей северных регионов России, Норвегии, Канады и США, выделение общего и культурно-специфичного в национальных концептосферах.

Материалом исследования послужили результаты сплошной выборки из региональной прессы четырех стран в течение года (с 01июня 2015 года по 31 мая 2016 года). Для анализа были отобраны периодические издания четырех северных стран. Главными критериями выбора того или иного издания послужили: а) учет рейтинга издания в регионе (учитывалась его принадлежность к типу «качественной» прессы СМИ), а также наличие и доступность электронной версии газеты в сети Интернет. В итоге, региональная пресса севера России представлена газетой «Вечерний Мурманск», газетный дискурс севера США (Аляска) - изданием "Alaska Dispatch News". Изучение картины мира жителей северных территорий Норвегии проводилось на материалах ежедневной региональной газеты губернии Финнмаркен "Finnmarken", а базой для моделирования картины мира жителей севера Канады послужила независимая газета "Le Devoir", издающаяся в Монреале (Квебек).

Отбор статей осуществлялся через призму двух критериев -источника информации и наличия регионального компонента в газетных материалах. Это обусловлено тем, что, как правило, региональная пресса часто делает перепечатку статей от зарубежных агентств, которые не представляют национальный медийный дискурс. На этом основании международные новости (International), касающиеся зарубежных стран, были исключены из сферы анализа. В итоге в базу данных вошли статьи из следующих постоянных рубрик газет: «Политика», «Экономика», «Общество», «Окружающая среда», «Культура» и «Спорт», которые являются общими в региональной прессе северных стран. Общий объем годовой выборки составляет 21833 публикации на региональные темы.

Результаты и выводы

Проведение заявленного исследования по материалам регионального газетного дискурса четырех стран Арктического региона (России, Норвегии, США и Канады) позволило выявить ряд культурно специфических особенностей в функционировании национальных картин мира. Прежде всего, сопоставительный подход к выделению и моделированию ключевых концептов выявил существенные различия в структуре национальных концептосфер. Эта нетождественность выражается в том, что набор ключевых концептов общественно-политического дискурса существенно различается в странах Арктического региона. Так, если в концептосфере Канады и Норвегии концепт ПОЛИТИКА выступает, вне зависимости от сезона, ключевым концептом, своеобразной топ-вершиной общественно-политического дискурса, на Севере России он - один из наименее актуализированных в региональной прессе. Об этом наглядно свидетельствуют количественные данные выборки. Например, за летний сезон 2015 года концепт ПОЛИТИКА в канадском дискурсе был актуализован в 796 статьях, в российском региональном дискурсе (Мурманская область) -только в 43 публикациях.

В процессе исследования были выявлены существенные различия в содержании и структуре отдельных фрагментов картины мира, а также в степени дифференцированности определённых слоев и концептов культуры. Так, когнитивная структура концепта ПОЛИТИКА по данным канадского дискурса содержит 14 иерархических слоев. Аналогичный концепт по российской выборке включает в зависимости от сезона 3-4 слоя.

Кроме того, подтверждена зависимость актуализации содержательных и структурных параметров ключевых концептов от внутриполитических и мировых событий (проведение федеральных и партийных выборов, панамский скандал, подготовка и проведение

конференции по климату в Париже). Сезонный фактор также вносит определенные коррективы в функционирование концептов ЭКОНОМИКА, КУЛЬТУРА, СПОРТ и др. Сезонные различия в функционировании концепта, чаще всего, касаются актуализации тех или иных слоев знания, что проявляется в семантической плотности когнитивных слоев и порой ведет к перестройке всей архитектуры фрагментов знания. Подобные и другие примеры позволяют сделать вывод о том, что структура концептосферы производна от сложившихся традиций, ценностных ориентаций социума, которые обусловливают специфику газетного дискурса в обществе.

Таким образом, национальная концептосфера отражает результаты когнитивно-дискурсивных практик и ценностных ориентаций социума, что проявляется в содержании и структуре национальной концептосферы и ее отдельных концептов. Сопоставительный подход к выделению и моделированию ключевых концептов на материале региональной прессы позволяет «проявить» нетождественность национальных концептосфер, складывающихся в пространстве общественно-политического дискурса различных стран.

Разработанная нами методика моделирования структурных параметров картины мира в виде последовательного набора ряда процедур (выделение ключевых концептов, моделирование их когнитивной, полевой и смысловой структур, а также выделение смысловых доминант) позволяет «зафиксировать» и описать содержательные и структурные особенности национальных картин мира. Данная методика может успешно применяться не только в лингвистике, но и в ряде других гуманитарных дисциплин при изучении структур знания и сознания.

Список литературы Андреева Г.М. Психология социального познания: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с. Артемьева Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики. М.:

Наука; Смысл, 1999. 350 с. Выготский Л.С. История развития высших психических функций: собр.

соч. В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. 368 с. Залевская А.А. Проблемы организации внутреннего лексикона человека:

учеб. пособие. Калинин: Калинин. гос. ун-т, 1977. 83 с. Залевская А.А. Психолингвистические исследования. Слово. Текст: избранные труды. М.: Гнозис, 2005. 543 с.

Курганова Н.И. Национальная картина мира: параметры и методика исследования // Вестник МГЛУ. Сер.1, Филология. 2017. № 6 (91). С. 20-25.

Курганова Н.И., Тюркан Е.А., Кобцева С.А. Национально-культурная специфика языкового сознания жителей Арктического региона России, Норвегии, США и Канады / Под общ. ред. Н.И. Кургановой. Мурманск: МАГУ, 2017. 352 с.

Лурье С.В. Психологическая антропология: история, современное состояние, перспективы: учеб. пособие. 2-е изд. М.: Академический проект: Альма Матер, 2005. 624 с.

Пищальникова В.А. История и теория психолингвистики: курс лекций. Ч. 2. Этнопсихолингвистика. М.: Моск. гос. лингв. ун-т, 2007. 200 с.

Радченко О.А. Язык как миросозидание: лингвофилософская концепция неогумбольдтианства. 2-е изд. М.: Едиториал УРСС, 2005. 312 с.

Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов. 3-е изд., испр. и доп. М.: Аспект-Пресс, 2003. 368 с.

Хофман И. Активная память: Экспериментальные исследования и теории человеческой памяти / Пер. с нем.; общ. ред. и предисл. Б.М. Величковского и Н.К. Корсаковой. М.: Прогресс, 1986. 312 с.

УДК: 81 '33

Попова М.В.

Роль иноязычного акцента в вопросах культурно-социальной

интеграции мигрантов

Московский государственный лингвистический университет, Россия, Москва, neunerin@gmail. com

Аннотация. Автор ставит своей задачей определить роль иноязычного акцента в вопросах социальной идентичности при приеме на работу мигрантов. В статье приводятся результаты исследований, подтверждающие сформулированную автором гипотезу, согласного которой произносительный акцент оказывает влияние на формирование социального портрета, что в значительной мере определяет его соответствие требованиям в отношении должностей разного статуса. Делается вывод о необходимости учета научных исследований в данной области в вопросах оптимизации программ интеграции.

Ключевые слова: иноязычный акцент; миграция; социальная идентичность; социокультурная интеграция.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.