Научная статья на тему 'К исследованию корпоративных отношений в переходных экономиках'

К исследованию корпоративных отношений в переходных экономиках Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРПОРАЦИЯ / КОРПОРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОБСТВЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ / ИНТЕРЕСЫ / БАЛАНС ИНТЕРЕСОВ / ИНВЕСТОР / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / МЕНЕДЖЕР / ЗАИНТЕРЕСОВАННЫХ ЛИЦ / CORPORATION / CORPORATE GOVERNANCE / OWNERSHIP / MANAGEMENT / INTERESTS / BALANCE OF INTERESTS / INVESTOR / BUSINESS / STAKEHOLDERS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шамсиев Фуркатджон Каримович

В современной экономической литературе, под корпорацией понимается, совокупность хозяйственных субъектов, объединявшихся на базе экономических целей. На практике очень часто приходится сталкиваться с такими понятиями, как «финансовая корпорация», «промышленная корпорация» и др. С одной стороны, это новая терминология связано с рыночной экономикой, а с другой оно отражает объективную необходимость использования заимствованной практики западных стран, определяющий иной характер имущественных отношений, возникающих в результате перераспределения прав собственности. В связи с этим в статье рассмотрено различные варианты определении понятие корпорации и корпоративное управление. А также автор указывает, что формирование адаптированных к конкретным условиям корпоративных отношений позволяют достичь высокой эффективности последних при достижении баланса интересов между участниками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of corporate relations in transition economies

In modern economic literature, a corporation is understood set of economic subjects were pooled on the basis of economic goals. In practice, very often deal with concepts such as "Finance Corporation", "Industry Corporation", etc. On the one hand, this new terminology associated with the market economy, on the other hand. It reflects the objective need for borrowed the practice of Western countries, defining a the nature of property relations that arise as a result of the redistribution of property rights. In this regard, the paper considers various options for defining the concept of corporations and corporate governance. And as the author points out that the formation adapted to the specific conditions of corporate relations can achieve high efficiency of the latter when the balance of interests between the parties.

Текст научной работы на тему «К исследованию корпоративных отношений в переходных экономиках»

Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http ://naukovedenie.ru/ Том 8, №3 (2016) http ://naukovedenie. ru/index.php?p=vol8-3 URL статьи: http://naukovedenie.ru/PDF/18EVN316.pdf Статья опубликована 30.05.2016. Ссылка для цитирования этой статьи:

Шамсиев Ф.К. К исследованию корпоративных отношений в переходных экономиках // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» Том 8, №3 (2016) http://naukovedenie.ru/PDF/18EVN316.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

УДК 334.722.8

Шамсиев Фуркатджон Каримович

Таджикский государственный университет права, бизнеса и политики, Республика Таджикистан, г. Худжанд

Старший преподаватель E-mail: [email protected]

К исследованию корпоративных отношений в переходных экономиках

Аннотация. В современной экономической литературе, под корпорацией понимается, совокупность хозяйственных субъектов, объединявшихся на базе экономических целей.

На практике очень часто приходится сталкиваться с такими понятиями, как «финансовая корпорация», «промышленная корпорация» и др. С одной стороны, это новая терминология связано с рыночной экономикой, а с другой - оно отражает объективную необходимость использования заимствованной практики западных стран, определяющий иной характер имущественных отношений, возникающих в результате перераспределения прав собственности.

В связи с этим в статье рассмотрено различные варианты определении понятие корпорации и корпоративное управление. А также автор указывает, что формирование адаптированных к конкретным условиям корпоративных отношений позволяют достичь высокой эффективности последних при достижении баланса интересов между участниками.

Ключевые слова: корпорация; корпоративное управление; собственность; управление; интересы; баланс интересов; инвестор; предпринимательство; менеджер; заинтересованных лиц

Актуальность развития корпоративного управления и углубления корпоративных отношений в экономике Республики Таджикистан продиктовано интересами национального хозяйства и необходимостью повышения эффективности деятельности крупных, и средних промышленных предприятий, которые превращены в открытие, и закрытые акционерные общества, а так же архиважностю задачи расширения, и углубления процессов развития промышленного предпринимательство, в особенности, в форме общества с ограниченной ответственностью, эффективность которых согласно известных теоретических положений не ниже эффективности акционерных обществ.

Развитие корпоративного управления, согласно известных методологических положений, науки управления [1, 2, 4, 6, 7, 8] базируется на теоретико - фундаментальном и прикладном исследовании двуединого понятия - корпорация и управление. [9, 10]

В современной экономической литературе, под корпорацией понимается, совокупность хозяйственных субъектов, объединявшихся на базе экономических целей.

На практике очень часто приходится сталкиваться с такими понятиями, как «финансовая корпорация», «промышленная корпорация» и др. С одной стороны, это новая терминология связана с рыночной экономикой, а с другой - оно отражает объективную необходимость использования заимствованной практики западных стран, определяющий иной характер имущественных отношений, возникающих в результате перераспределения прав собственности.

Синтезированный анализ теоретических основ корпоративного управления позволяет выделить две противоположные концепции в определении понятия корпорация1:

Согласно первой точки зрения, корпорация должна означать любую компанию, которая функционирует на основе распыленного капитала (ОАО, ЗАО, ООО, коммандитное товарищества и др.), и разделение функций управления от собственности.

С другой точки зрения, под корпорацией подразумевается любая организация,

" 2 отвечающая признакам корпоративной идентичности, к числу которых относятся:2

1. Сложная форма объединения собственности.

2. *Сложная организационная структура управления (объединение владельцев и наемных менеджеров, а также другие совладельцы).

3. *Высокая степень диверсификации (организация работает как минимум в пяти отраслях/сферах деятельности).

4. *Наличие штаб-квартиры (головной организации) и филиалов, представительств за рубежом.

5. Интернациональный штат сотрудников.

6. Численность сотрудников в головной организации не менее 1000 человек.

7. *Наличие онлайновой поддержки бизнеса.

8. *Доля экспортных хозяйственных операций в выручке организации не менее 30%.

9. *Ведение финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами.

10. Непосредственно ведение предпринимательской и эмиссионной деятельности;

11. Котирования ценных бумаг (включение в листинг).

12. *Соблюдение законов (национальный стандарт корпоративного управления и др.).

13. Доля организации в валовой внутренний продукт (ВВП) страны не менее 0,51%.

14. *Прозрачность и открытость финансовая и информационная деятельность организации.

1 Антонов, В.Г. Корпоративное управление / Учебное пособие, М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006, - 288 с.

2 Там же.

15. *Наличие консолидированной отчётности, но не с целью выявления налогооблагаемой базы, а для получения общего представления о работе организации в целом.

Согласно мнения Антонова В.Г. вышеупомянутый перечень 15 признаков корпорации следует считать основанием для инвесторов в процессе оценки и выбора инвестируемых объектов. Странам с развивающейся экономикой, для которых характерно наличие корпоративных отношений «на деформированном» состоянии (к числу которых относится посткоммунистические страны, в том числе Республика Таджикистан)3, может быть предложен так называемый необходимый (минимальный) набор признаков. Эти признаки (2, 3, 4, 7, 8, 9, 11, 12, 14 и 15) отмечены звездочкой (*).4 Таким образом автор учебника делает акцент на то, что отечественные корпорации России обладают частью признаков корпораций, которые на его взгляд достаточны для того, чтобы инвесторы могли при прочих равных условиях принимать решений об инвестировании последних.

На современном этапе развития экономики, корпорации образуются в следующих формах:

• акционерные общества открытого и закрытого типа;

• общества с ограниченной ответственностью;

• коммандитные товарищества5.

Зачастую корпорации организуются в форме акционерных обществ, которые имеют следующие черты характерные корпоративной формы бизнеса: самостоятельность субъекты как юридического лица; ограниченная ответственность каждого акционера; возможность передачи другим лицам акций, принадлежащих акционерам; централизованное управление корпорацией.

Субъекты предпринимательство имеющие сжатие отношения с участниками, создают предпосылки внедрения корпоративного управления.

Корпоративное управление характеризуется в узком, и широким смыслах.

Корпоративное управление в узком смысле - это, набор правил и стимулов побуждающие менеджеров действовать в интересах акционеров. В широком смысле, корпоративное управление - это система организационных, правовых, административных и экономических отношений между участниками, ориентированное на достижение целей предпринимательской структуры корпорации.

Известно, что в современной экономической литературе не существует единого мнения по поводу определения понятия корпоративное управления.

Например, Могилевский С.Д. считает, что корпоративное управление6 — это непрерывное и целенаправленное упорядочивающее воздействие на поведение людей, вовлеченных в сферу деятельности хозяйственного общества (лица, уполномоченные на то законом и учредительными документами), в круг корпоративных интересов (участники,

3 Примечание автора.

4 Антонов, В.Г. Корпоративное управление / Учебное пособие, М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006, - 288 с.

5 В Республике Таджикистан действует закон об акционерных обществах и, закон об общество с ограниченной ответственности и, практика организации «Коммандитного товарищество», исследуется в трудах ученных и трактуется как общество с ограниченной ответственности.

6 Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами: правовой аспект: Монография. - М.: Дело, 2001. - С. 160.

члены органов управления) или связанных трудовыми отношениями (работники и должностные лица).

С данным определением можно согласиться частично, потому что в ней корпоративное управление, определено как способы воздействия на поведение работников и других заинтересованных лиц, включая наемных менеджеров, вовлечённых в корпоративные отношения.

По мнению Беликова И., Вербицкого В.7 корпоративное управление - это система взаимоотношений между собственниками (акционерами) компании, и ее менеджментом, между различными группами (категориями) акционеров, между компанией в целом и иными заинтересованными группами (stakeholders) по вопросам обеспечения интересов указанных участников корпоративных отношений и эффективной деятельности компании, ее соответствия социальным целям и общественным интересам.

Определение Беликовой И., и Вербицкого В. С точки зрения охвата участников, и механизмов мотивации участников корпоративных отношений к достижению целей корпорации имеет более всеобъемлющий, характер естественно, в ней указывается, необходимость учета интересов участников, и соблюдение принципов общественной полезности результат деятельности организации.

С. Карнаухов8 определяет корпоративное управление как управление определенным набором синергетических эффектов.

В определении Карнаухов С. соблюдается принцип «результатоориентированность» участников, когда эффективность менеджмента организаций оценивается исходя из конечного результата деятельности корпорации, её соответствие общественным ожиданиям уровня баланса интересов между участниками корпорации. Указывается, что в современной теории управления «результатоориентированности» исключает «план любым путем» или «любимы средствами», а предполагает баланс интересов между участниками корпоративных отношений на всех стадиях «производство - распределения - перераспределение -потребление» материальных и духовных благ произведенных корпорацией. Это определение следует считать методологически стройной и приемлемой для оценки других вариантов определения понятия «корпоративное управление» и результативности производственно-хозяйственной деятельности отечественных корпорации.

Резюмируя, следует отметит, что корпоративное управление, согласно приведенных определений, это специальная наука о воздействии группы лиц, на совокупность участников с целью достижения целей организации с наименьшими затратами ресурсов, при соблюдении баланса интересов между всеми участниками, когда конечный результат удовлетворяет ожидание общество в целом.

Данное определение позволяет, выдвинут мысль о том, что корпоративное управление это не управление корпорацией как хозяйственной единицей, а более емкое понятие, которое охватывает не только участников производственного процесса в лице юридического лица и ее подразделений, но и всех участников отношений и прежде всего общество в целом, что требует соблюдения всех тонкостей, позволяющих достигнуть максимально сбалансированною интерес участников, что отсутствует в широко известных определения понятия «управление», которое показано в таблице 1.

7 Мащенко В.Е. Системное корпоративное управление. М.: Сирин, 2003. - С. 23, 24.

8 Карнаухов, С. Эффективность корпоративных структур // Риск, 2000. №1-2. стр. 4.

Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» http://naukovedenie.ru Том 8, №3 (май - июнь 2016) [email protected]

Таблица 1 Характерные особенности корпоративного и традиционного управления

Корпоративное управление Традиционное управление

Собственность и управление разделено Собственность и управление объединены

управления на основе назначение представителей Управление осуществляют сами собственники

Собственники участвуют в управлении посредством своих представителей Прямое взаимосвязь собственников по вопросам управление

Отношения между собственниками заменены отношениями собственников и организации тесные отношения между акционерами и компанией

Инвесторы не несут личной имущественной ответственности по обязательствам корпорации Инвесторы несут личную имущественную ответственность по обязательствам

Из таблицы 1 видно, что, во-первых, если в традиционном управлении объединены функции собственности и управления и управление осуществляться со стороны собственников, то при корпоративном управлении происходит разделение прав собственности и полномочий управления.

Во-вторых, возникновение корпоративного управления привел к улучшением системы управления на основе назначение представителей участников в обществе, т.е. совет директоров общество и ограничение прав и обязанности руководство общества.

В-третьих, при корпоративном управлении собственники участвуют посредством своих представителей (Совет директоров) в управлении.

В-четвертых, если в системе традиционного управления собственники взаимосвязаны по вопросам управления (являются товарищами), то в системе корпоративного управления отношения между собственниками отсутствуют и заменены на отношения собственников и корпорации на основе назначение своих представителей.

Эти различия дают следующие преимущества для владельцев компании: независимость компании как юридического лица, и ответственность централизованного органа управления корпорации, что создают предпосылки достижения высокой эффективности корпорации, последняя необходимо для:

• интеграции корпораций в глобальное экономическое сообщество в связи с продолжающейся процессом глобализации в мировом хозяйстве;

• повышения конкурентоспособности компаний на мировом рынке;

• обеспечения инвестиционной привлекательности;

• создания эффективной системы управления собственностью корпорации;

• обеспечение баланса прав и ответственности среди акционеров (инвесторов), и/или участвующих в управлении организацией (корпорации);

• выделение права собственности от управления в крупных организациях;

• восстановление разрушенных хозяйственных связей между промышленными компаниями.

ЛИТЕРАТУРА

1. Антонов, В.Г. Корпоративное управление / Учебное пособие, М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006, - 288 с.

2. Карнаухов, С. Эффективность корпоративных структур // Риск, 2000. №1-2. стр. 4.

3. Мащенко В.Е. Системное корпоративное управление. М.: Сирин, 2003. - С. 23, 24.

4. Могилевский С.Д. Органы управления хозяйственными обществами: правовой аспект: Монография. - М.: Дело, 2001. - С. 160.

5. Пенс И.Ш., Фурс С.А. Корпоративное управление в современной промышленности России: состояние и факторы совершенствования. - М.: ООО «Недра коммюникейшнс ЛТД», 2008. - 120 с. стр. 6 - 30.

6. Шихвердиева А.П. Корпоративное управление Учебное пособие / Издательство Академии Государственной службы и управления при Главе Республики Коми, 2003 г., 92 с. стр. 7 - 19.

7. Корпоративное управление: теория, методология и практика / Под. ред. Н.Б., Элебаева, Б.: 2014 - 208 стр. 9, 179.

8. Русинов Ф.М., Попова Е.В. Теория корпоративного управления неустойчивым состоянием экономики. - М.: изд-во Рос. экон. акад., 1999. - с. 60.

9. Мескон Майкл, Альберт Майкл, Хедоури Франклин / Основы менеджмента / Перевод с английского, Москва: Издательство "Дело", 1997. - 704 с.

10. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: учебник - 4-е изд., переаб. и доп. -М.: Экономист. 2005 - 670 стр.

Shamsiev Furkatdjon Karimovich

Tajik state university of law, business and politics, Tajikistan, Khujand

E-mail: [email protected]

The study of corporate relations in transition economies

Abstract. In modern economic literature, a corporation is understood set of economic subjects were pooled on the basis of economic goals.

In practice, very often deal with concepts such as "Finance Corporation", "Industry Corporation", etc. On the one hand, this new terminology associated with the market economy, on the other hand. It reflects the objective need for borrowed the practice of Western countries, defining a the nature of property relations that arise as a result of the redistribution of property rights.

In this regard, the paper considers various options for defining the concept of corporations and corporate governance. And as the author points out that the formation adapted to the specific conditions of corporate relations can achieve high efficiency of the latter when the balance of interests between the parties.

Keywords: corporation; corporate governance; ownership; management; interests; balance of interests; the investor; business; management; stakeholders

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Antonov, V.G. Korporativnoe upravlenie / Uchebnoe posobie, M.: ID «FORUM»: INFRA-M, 2006, - 288 s.

2. Karnaukhov, S. Effektivnost' korporativnykh struktur // Risk, 2000. №1-2. str. 4.

3. Mashchenko V.E. Sistemnoe korporativnoe upravlenie. M.: Sirin, 2003. - S. 23, 24.

4. Mogilevskiy S.D. Organy upravleniya khozyaystvennymi obshchestvami: pravovoy aspekt: Monografiya. - M.: Delo, 2001. - S. 160.

5. Pens I.Sh., Furs S.A. Korporativnoe upravlenie v sovremennoy promyshlennosti Rossii: sostoyanie i faktory sovershenstvovaniya. - M.: OOO «Nedra kommyunikeyshns LTD», 2008. - 120 s. str. 6 - 30.

6. Shikhverdieva A.P. Korporativnoe upravlenie Uchebnoe posobie / Izdatel'stvo Akademii Gosudarstvennoy sluzhby i upravleniya pri Glave Respubliki Komi, 2003 g., 92 s. str. 7 - 19.

7. Korporativnoe upravlenie: teoriya, metodologiya i praktika / Pod. red. N.B., Elebaeva, B.: 2014 - 208 str. 9, 179.

8. Rusinov F.M., Popova E.V. Teoriya korporativnogo upravleniya neustoychivym sostoyaniem ekonomiki. - M.: izd-vo Ros. ekon. akad., 1999. - s. 60.

9. Meskon Maykl, Al'bert Maykl, Khedouri Franklin / Osnovy menedzhmenta / Perevod s angliyskogo, Moskva: Izdatel'stvo "Delo", 1997. - 704 s.

10. Vikhanskiy O.S., Naumov A.I. Menedzhment: uchebnik - 4-e izd., pereab. i dop. -M.: Ekonomist. 2005 - 670 str.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.