К хронологии и идеологии русской «готики» XVIII века. И.Е. Путятин
«Готическое» направление в архитектуре русского классицизма возникает на рубеже 1760-1770-х годов. 1770 годом датируется проект оформления дороги между Петербургом и Царским Селом по случаю приезда прусского принца Генриха1. Первые «готические» постройки в Петербурге связаны с именами В.И.Неелова, построившего после возвращения из Англии Эрмитажную кухню (1774-1776) и Адмиралтейство в Царском Селе (1773-1777) 2, и Ю.М.Фельтена, в творчестве которого также с начала 1770-х годов появляются «готические» мотивы (Башня-руина в Царскосельском парке, 1771-1773). Появление этих павильонов связано как с политическими манифестациями по поводу первой турецкой войны3, так и с общеевропейскими представлениями о готике как
1 Евсина Н.А. Русская архитектура в эпоху Екатерины II. М., 1994, с. 128.
2 Считается, что они были связаны с английскими впечатлениями архитектора (см., например, Герчук Ю.Я. Проблемы русской псевдоготики XVIII века // Русский классицизм. М., 1994, с. 150).
3 В архитектурной теории эпохи классицизма «готика» нередко сопоставлялась с восточной архитектурой: «Мавританская архитектура -способ строительства со столь же малым значением предварительного замысла (peu de dessein) как и в готической архитектуре, с которой она имеет некоторое соотношение в изяществе портиков и галерей...» (D'Aviler A.-Ch. Dictionnaire d'Architecture civile et hidraulique... Paris, 1755, р. 32). Тогда как идея возникновения готики в Европе вследствие крестовых походов усиливает политический аспект введения готики в России в связи с «Греческим проектом»: «.Наиболее распространенное мнение таково, что она [готика] была принесена к нам рыцарями из крестовых походов. Еще несколько существенных примеров показыва-
о «чувственном» стиле (в отличие от «разумной» классики), развитие которого естественно видеть в простом сельском пейзаже, или, скажем, на фоне суровых северных лесов и прибрежных балтийских скал4. Ю.М.Фельтен пользовался, в частности, изданием П.Декера (младшего) «Готическая архитектура»5, гравюру из которого, изображающую «готические» ворота, он почти точно воплотил в жизнь в чугунных воротах (1777-1780) Царскосельского парка.
Ансамбль Чесменского дворца (1774-1777), в идейной программе которого изначально были заложены образы преемственности древней российской государственности6, также получил «готическое» оформление. Строительство в «готическом» духе в окрестностях Петербурга продолжалось до середины 1780-х годов. В 1777-1780 годах по проекту Ю.М.Фельтена строилась церковь Чесменского дворца. К середине 1770-х годов принято относить «готические» павильоны, созданные И.Е.Старовым для усадебных парков в Сиво-рицах и Тайцах7. В 1784-1786 годах строился дворец Г.А.Потемкина в Островках на Неве, проект которого, исполненный И.Е.Старовым, внешне был навеян образами средневековых замков, на самом же деле, конечно, тоже непосредственно связан с триумфальными темами «Греческого проекта», воплощенными в Царицыне и Чесменском дворце.
В московской архитектуре воплощение идей, высказанных в 1770 году в «Предуведомлении» к переводу труда Р.Фреара де Шамбре и в 1773 году в речи В.И.Баженова при закладке Кремлевского дворца8, на первом этапе (в первой половине 1770-х годов) было связано с именем этого архитектора. В 1773 году по заказу епископа Крутицкого Самуила Баженовым были выполнены проекты сеней над гробницами митрополитов Петра, Ионы и Филиппа в Успенском соборе
Владимирская церковь в Быкове (В.И.Баженов, 1783-1789). Фрагмент интерьера верхнего храма. Фото Е.В.Путятина, 2001
ют нам, что во время введения готической (или стрельчатой) аркады она
сначала попеременно смешивалась с круглой. Во времена короля Сте-
фана готический стиль был простым и гладким, без украшений.» (Strutt Jos. Angleterre ancienne, ou tableau des m^urs, usages, armes, habillemens... Tr. de l'angl. Paris, 1789, р. 26G).
4 О готических руинах, которые предпочтительнее римских, поскольку «олицетворяют торжество времени над силой, античные же говорят скорее о торжестве варварства над цивилизацией и вкусом», со ссылками на Гиршфельда (Hirschfeld C.-C.-L. Theorie de l'art de jardins. AmsterdamLeipzig, 1779-1785) см.: Докучаева О.В. Искусственные руины в русских увеселительных садах второй половины XVIII - начала XIX века // Русская усадьба. Сборник ОИРУ. Вып. 5(21). M., 1999, с. 43. Mногочис-ленные примеры «готических» парковых павильонов Англии, Франции, Германии и др. представлены в «Садовых тетрадях» Ле Ружа (Collection des jardins anglais, anglo-chinoix et chinoix. Paris, Le Rouge, 1776-1786).
5 Decker P. Gothic Architecture. London, 1759. В этом издании получили выражение идеи естественного происхождения готики от деревянных прообразов, построенных из тонких переплетенных ветвей с обрезанными сучьями (Panofsky E. Meaning in the Visual Arts. London, 1993, р. 219-22G; Панофский Э. Смысл и толкование изобразительного искусства. СПб., 1999, с. 2G9-211).
6 См. подробнее: Рязанцев И.В. Тема «Родословия российских государей» в русском изобразительном искусстве XVIII века // Русское искусство Нового времени. Вып. 2. M., 1996. С. 13-17.
7 Белехов Н., Петров А. Иван Старов. M., 195G, с. 5G, 56-58.
8 См. подробнее: Путятин И.Е. Речь В.И.Баженова при закладке Кремлевского дворца и греко-готический идеал // Кабинет ученого. M., 2GG6, с. 36-49.
S4 3 2GG9
Московского Кремля. Причем немаловажную роль в выборе «готического» направления архитектурного облика сеней в Успенском соборе сыграло пожелание самого заказчика, инспирированное императрицей. В докладе епископа Самуила по этому поводу говорится: «Именным Декабря от 10 дня прошлого 1773 года указом повелено нам принадлежащие до церковной утвари в трех первых московских соборах вещи, требующие починки и вновь устроения, обще рассмотреть с таким наблюдением, чтоб древности, как ба она проста не была, не переделывать, а все нужное только исправить...»9.
Так, «готическое» направление в первопрестольной столице при самом его возникновении ассоциировалось с архитектурой древнерусских храмов, точнее - главных московских святынь (эта идея присутствует и в речи В.И.Баженова10). В 1775 году «готические» мотивы опять в связи с императорским заказом возникают в архитектурном оформлении Хо-дынского поля. Вторая половина десятилетия отмечена возведением вблизи Москвы по заказу Екатерины II «готических» комплексов в Царицыне (В.И.Баженов вел работы с 1775 по 1785 год) и «готического замка»11 - Петровского путевого дворца (1775-1779) М.Ф.Казакова. В архитектурной программе этих комплексов обращение к русскому историческо-
9 Сохранение памятников церковной старины в России XVIII -начала XIX вв. Сборник документов. М., 1997. С. 52 (№ 41. 1775 г. июня 16 дня).
10 Путятин И.Е. Указ. соч.
11 Власюк А.И., Каплун А.И., Кипарисова А.А. Казаков, М., 1951, с. 353.
му прошлому соединялось с желанием увековечить славу побед России в Турецкой войне 1768-1774 годов. Петровский путевой дворец по своему содержательному замыслу был явным продолжением идей Чесменского дворца: здесь также была помещена выполненная Ф.И.Шубиным «галерея» рельефных портретов русских властителей как указание на преемственность и незыблемость отечественной монархии. Упоминаемый императрицей Екатериной II в исторической пьесе «Дом Рюрика близ Старой Ладоги» (реально существовавшие руины древнего здания)12 как бы возрождался в «готических» императорских дворцах пригородов двух столиц и в «греческом» здании кремлевского Сената, где также были помещены шубинские рельефные портреты («дом», конечно, указание не только на императорский дворец, но и на правящие династии).
В это же время ведутся большие ремонтные работы в московском Кремле, вызванные грандиозной строительной деятельностью по осуществлению проекта Большого кремлевского дворца и разрушениями, произошедшими во время чумного бунта. Значительный вклад в восстановление древних храмов и монастырей Кремля внес московский митрополит Платон (о чем он сам свидетельствует в «Записках о жиз-
12 Действие IV. Явление 1. (Екатерина II. Сочинения. Сост., вступ. ст. и прим. В.К.Былинина, М.П.Одесского. М., 1990, с. 153) «Близ Старой Ладоги, - поясняет императрица в «Записках касательно российской истории», - и доныне видны развалины, которые слывутся дом великого князя Рюрика» (там же, с. 526).
Церковь в с. Красное (Тверская обл.), построенная по образцу Чесменской церкви (Ю.М.Фельтен). Фото Н.Асимова, 2002
3 2009 55
ни...»13). Совсем недавно были обнаружены документы о ремонтных работах, производившихся в это время в Покровском соборе (храме Василия Блаженного), которые свидетельствуют о желании митрополита сохранить собор в древнем виде и даже восстановить утраченный к этому времени полихромный вид его куполов14.
Исследование развития «готического» направления в архитектуре подмосковных усадебных церквей до настоящего времени было значительно осложнено неточными датировками первых «готических» храмов. Некоторые выводы можно сделать, рассматривая эти памятники в контексте столичной архитектурной жизни 1770-х - начала 1780-х годов, поэтому выше мы уделили внимание постройкам Москвы и Петербурга. Началом воплощения «готических» мотивов в архитектуре Подмосковья, вероятно, следует считать (на основании общей картины развития стиля) первую половину - середину 1770-х годов. Крупные императорские строительные программы середины десятилетия должны были оказывать сильное влияние на распространение «готики» в усадебном строительстве. Положительное отношение Московского митрополита Платона к подобной архитектуре15 также не могло не способствовать распространению «готики» в церковном зодчестве.
13 «Из глубины воззвах к Тебе, Господи...» Автобиография, избранные проповеди, письма преосвященного Платона, митрополита Московского. М., 1996, с. 31.
14 Н.Д.Троскина любезно позволила мне ознакомиться с обширным историко-архивным исследованием ЦНРПМ 2002 г. к проекту реставрации Покровского собора.
15 Устроив в 1806 г. новые Святые ворота в Троице-Сергиевой лавре, он пишет, что сделали их «с готической хорошей архитектурой, с
пристойным украшением», что придавало лавре «особенную красоту» и «делало удовольствие зрителям» («Из глубины воззвах к Тебе, Господи...» Автобиография, избранные проповеди, письма преосвященного Платона, митрополита Московского. М., 1996, с. 62).
Резкое осуждение в 1785 году Екатериной II Царицынского дворца16 позволяет обозначить завершение первого этапа «готического» строительства в России. В это время внимание императрицы занимает осуществление храмостроитель-ных проектов, связанных с византийской темой (Софийский собор в Царском Селе, Иосифовский собор в Могилеве, Борисоглебский собор в Торжке). «Готика» же сохраняется как второстепенное стилистическое направление при строительстве по большей части небольших объектов в сложившихся древних комплексах: в монастырях, при городских соборах. Впоследствии, уже в романтическую эпоху, «готические» включения в средневековые комплексы будут практиковаться вплоть до второй трети XIX века (например, в Можайске и Коломне), но вне связи с романтическим переживанием, а скорее как уже прочно утвердившаяся методика проектирования.
On Chronology and Ideological Basis of the Russian
Gothic Revival. By Ilia Poutiatine
This article deals with a little studied theme of the Russian Gothic Revival. By foundation dates and individualities of clients orders comparing appears the architectural relation between two Russian capitals. The nascency of the Russian Gothic Revival was connected with Catherine's the Great orders for the first Turkish war memorial buildings and ancient Moscow sanctuaries reconstruction. Dynastic ambitions of the Empress also had an ideological influence to the "Gothic" of Russian classicism.
16 О его истинных политических и художественных причинах см.: Швидковский Д.О. Минерва и Александр. Последние дворцы императрицы Екатерины II // Наше наследие. Вып. 46. М., 1998, с. 5-17. Швидковский Д.О. «Битва дворцов». Архитектура и политика в царствование императрицы Екатерины II // Царицынский научный вестник. Материалы научной конференции памяти В.И.Баженова. М., 2002, с. 167-187.
Церковь Архангела Михаила в Поджигородове, ныне - Клинский район Московской области. В.И.Баженов, 1778-1783. а - вид с юго-востока; б - фрагмент фасада четверика. Фото А.Калугиной, 2008
56 3 2009