Научная статья на тему 'К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ РАЗРАБОТКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ ВО ФРАНЦИИ (2000-2024 гг.)'

К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ РАЗРАБОТКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ ВО ФРАНЦИИ (2000-2024 гг.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
местное самоуправление во Франции / административно-территориальное устройство / децентрализация управления / территориальные образования / регионы / local government in France / administrative-territorial structure / decentralization of governance / territorial entities / regions

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пахоруков Константин Игоревич

В статье рассматриваются различного происхождения доклады (Счетной палаты Франции, подготовленного по поручению Президента Франции депутатом Национального собрания Франции Э. Вертом, Конгресса местных и региональных властей Совета Европы), в которых дается оценка эволюции процесса децентрализации во Франции в 2000-2024 гг. Отмечается высокая информативность данных документов, позволяющих установить, что с течением времени глобальных изменений в системе административно-территориального устройства Франции не происходило, а принимавшиеся решения носили ограниченный, половинчатый характер. Каждый Президент Франции предпринимал попытку провести всеобъемлющую реформу, упростив схему территориальных образований и увеличив роль местных и региональных властей. Однако результаты такой работы оказались весьма скромными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пахоруков Константин Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE SOURCES OF THE HISTORY OF ADMINISTRATIVE REFORMS IN FRANCE (2000-2024)

The article examines reports of various origins (the Court of Audit of France, prepared on behalf of the President of France by the member of the National Assembly of France E. Vert, the Congress of Local and Regional Authorities of the Council of Europe), which assess the evolution of the decentralization process in France in 2000-2024. The high information content of these documents is noted, allowing us to establish that over time, there have been no global changes in the system of administrative-territorial structure of France, and the decisions taken were limited, half-hearted. Each President of France attempted to carry out a comprehensive reform, simplifying the scheme of territorial entities and increasing the role of local and regional authorities. However, the results of such work were very modest.

Текст научной работы на тему «К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ РАЗРАБОТКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ ВО ФРАНЦИИ (2000-2024 гг.)»

A.V., 2023. - S. 431-481.

2. Polynov M.F. M.S. Gorbachev i novoe politicheskoe myshlenie: istoki, osnovnye idei, rezul'taty // Novejshaya istoriya Rossii. - 2012. - № 2(4). - S. 136-152.

3. Barsenkov A.S. «Novoe myshlenie» vo vneshnej politike SSSR (1985-1991) // Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 25: Mezhdunarodnye otnosheniya i mirovaya politika. - 2012. - N° 1. - S. 41-73.

4. Nikitin K.M. Evolyuciya vneshnepoliticheskoj doktriny SSSR. 1985-1991 gg. Avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. - M., 2008. - 19 s.

5. Shaumyan T. L. Vneshnyaya politika Indii: ot prognozov 1980-h do realij 2000-h // Vestnik Instituta vostokovedeniya RAN. - 2022. - № 2(20). - S. 182-192.

6. Shaumyan T.L. Indiya na global'nyh perekryostkah // Svobodnaya mysl'. - 2022. - № 2 (1692). - S. 145-156.

7. Lunyov S.I. Regionalizaciya i integraciya: Indiya i Yuzhnaya Aziya: uchebnoe posobie dlya VUZov. - M.: Yurajt, 2024. - 304 s.

8. Istoriya stran Azii i Afriki posle vtoroj mirovoj vojny. V 2-h ch. Ch. 1. Uchebnik dlya akademicheskogo bakalavriata / pod red. Lunyova S.I. - M.: Yurajt, 2023. - 428 s.

9. Kostyuk R.V. Dialekticheskaya bipolyarnost': k voprosu o roli dvizheniya neprisoedineniya v epohu holodnoj vojny // Vestnik SPGUTD. - 2018. -№3. - C. 156-163.

10. Interv'yu R. Gandi // Pravda. - 1985. - 8 yanvarya.

11. Obshchestvennost' Indii privetstvuet vizit // Pravda. - 1986. - 18 noyabrya.

12. Primakov E. Krupnyj shag vpered // Pravda. - 1987. - 5 yanvarya.

13. Vstrecha M.S. Gorbachyova i R. Gandi // Pravda. - 1989. - 16 iyulya.

14. Pakistan-Indiya. Militaristskim kursom // Izvestiya. - 1985. - 4 marta.

15. Delegaciya Verhovnogo Soveta SSSR v Indii // Pravda. - 1986. - 25 yanvarya.

16. Mir-druzhba-dosti // Pravda. - 1987. - 22 noyabrya.

17. Nazhim SShA na Indiyu // Pravda. - 1987. - 28 avgusta.

18. Paklin N. SShA-Indiya: kontakty rastut, protivorechiya ostayutsya // Izvestiya. - 1987. - 17 oktyabrya.

19. Shpiony razoblacheny // Pravda. - 1985. - 23 yanvarya.

20. Poezdka R. Gandi // Izvestiya. - 1985. - 11 iyunya.

21. Shah M. Biznes ne terpit medlitel'nosti // Izvestiya. - 1989. - 7 marta.

22. Pakistan-Indiya. Militaristskim kursom // Izvestiya. - 1985. - 4 marta.

23. Celi prezhnie // Pravda. - 1988. - 21 avgusta.

МАСЛОВА ВЕРА АНАТОЛЬЕВНА - магистр факультета истории и социальных наук, Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина (kimbas@inbox.ru).

MASLOVA, VERA A. - Master of the Faculty of History and Social Sciences, Pushkin Leningrad State University, Saint Petersburg.

УДК 94(44)(093)«20200/2024» DOI: 10.24412/2308-264X-2024-4-158-164

ПАХОРУКОВ К.И. К ХАРАКТЕРИСТИКЕ ИСТОЧНИКОВ ПО ИСТОРИИ РАЗРАБОТКИ АДМИНИСТРАТИВНЫХ РЕФОРМ ВО ФРАНЦИИ (2000-2024 гг.)

Ключевые слова: местное самоуправление во Франции, административно-территориальное устройство, децентрализация управления, территориальные образования, регионы.

В статье рассматриваются различного происхождения доклады (Счетной палаты Франции, подготовленного по поручению Президента Франции депутатом Национального собрания Франции Э. Вертом, Конгресса местных и региональных властей Совета Европы), в которых дается оценка эволюции процесса децентрализации во Франции в 2000-2024 гг. Отмечается высокая информативность данных документов, позволяющих установить, что с течением времени глобальных изменений в системе административно-территориального устройства Франции не происходило, а принимавшиеся решения носили ограниченный, половинчатый характер. Каждый Президент Франции предпринимал попытку провести всеобъемлющую реформу, упростив схему территориальных образований и увеличив роль местных и региональных властей. Однако результаты такой работы оказались весьма скромными.

PAKHORUKOV, K.I.

ON THE SOURCES OF THE HISTORY OF ADMINISTRATIVE REFORMS IN FRANCE (2000-2024)

Key words: local government in France, administrative-territorial structure, decentralization of governance, territorial entities, regions.

The article examines reports of various origins (the Court of Audit of France, prepared on behalf of the President of France by the member of the National Assembly of France E. Vert, the Congress of Local and Regional Authorities of the Council of Europe), which assess the evolution of the decentralization process in France in 2000-2024. The high information content of these documents is noted, allowing us to establish that over time, there have been no global changes in the system of administrative-territorial structure of France, and the decisions taken were limited, half-hearted. Each President of France attempted to carry out a comprehensive reform, simplifying the scheme of territorial entities and increasing the role of local and regional authorities. However, the results of such work were very modest.

Принято считать, что стартом процесса децентрализации во Франции стало появление в 1982 г. регионов в качестве административных единиц в рамках принятых законов Деффера (названных по фамилии министра внутренних дел Франции в данный период). За прошедшие с того времени четыре десятилетия, во многом под воздействием происходящего в Европе процесса регионализации и все более активного внедрения принципа субсидиарности, французская

административно-территориальная система (АТУ) существенно эволюционировала, пройдя через ряд реформ, особенно активизировавшихся в 2000-е годы. В 2003 г. во французской Конституции было закреплено децентрализованное административно-территориальное деление государства. В 2016 г. состоялось кардинальное реформирование территорий - число регионов в метрополии было сокращено с 22 до 13. Однако заметного роста полномочий региональных властей так и не произошло. По-прежнему сохранялась финансовая зависимость территориальных властей от вливаний Центра. Правда, официальный Париж стал придавать значительное внимание роли территорий во внешней деятельности, рассчитывая на их содействие в реализации внешнеполитических установок страны [1, с. 71-72].

Тем не менее, у французских властей нет намерения отказываться от дальнейшего процесса децентрализации. В этой связи особый интерес может представлять оценка источникового значения докладов, анализирующих процессы децентрализации как в самой Франции, так и за ее пределами. Считаем целесообразным обратиться к докладам по данной проблематике, подготовленным Счетной палатой Франции, депутатом французского Национального собрания Э. Вертом (по поручению французского руководства) и Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы. Данные документы служат ценным источником, позволяющим изучить тенденции в эволюции процесса децентрализации во Франции в 2000-2024 гг.

Доклад Счетной палаты Франции от 9 марта 2023 г.: «Децентрализация 40 лет спустя: вернуть заданный темп».

В докладе отмечается, что за четыре десятилетия цель децентрализации не изменилась. Речь идет о необходимости укрепления местной демократии с одновременным повышением эффективности государственного управления для того, чтобы лучшим образом отвечать на нужды населения [2, р. 74]. Указано, что в деле осуществления децентрализации проделан значительный путь, однако на этом пути остается много сложностей.

В качестве одной из их основных причин выделено намерение каждого из французских президентов осуществить собственную реформу, что объясняет непоследовательность в их реализации. Так, введенное в 2010 г. понятие «территориальный советник» (должен был объединить в своем лице регионального и генерального (департаментского) советника) было отменено в 2013 г. - за год до появления соответствующих должностей на практике. Другая причина состояла в том, что при разработке реформ упор делался на географическую составляющую, а не на увеличение ресурсов территориальных единиц [2, р. 80]. При этом зачастую создавались структуры, которые, по оценке авторов доклада, лишь вели к дополнительному усложнению системы административно-территориального устройства страны. К таким структурам относят, например, метрополии, в частности, Большой Париж и Экс-ан-Прованс - Марсель. [2, р. 118]

В докладе также проводится мысль, что, хотя децентрализация должна осуществляться во имя интересов населения, на практике предпринимаемые шаги зачастую вызывают у него беспокойство, в частности, когда речь идет об-увеличении размеров административных регионов, что означает отдаленность граждан от местных органов власти. Притом, что французы в большей степени ассоциируют себя со своими коммунами и скорее знают своего мэра, чем главу регионального или департаментского советов. Не случайно, во Франции на 1 января 2022 г. по-прежнему сохранялось значительное число коммун - 34955, в то время как в соседних Германии, Италии, Испании их было в 3-5 раз меньше. В то же время в 49,6% французских коммун насчитывалось менее 500 жителей. [2, р. 82]

В этом контексте стоит упомянуть, что, хотя с 1980-х гг. явка на местных (региональных, департаментских и муниципальных) выборах неуклонно снижается, но все же на муниципальных выборах она более высокая. Для сравнения: на региональных выборах 1986 г. она составила 77,98%, [3] в 2021 г. - 34,69% [4], на муниципальных 1989 г. - 73,1% [5], 2020 г. - 41,6% [6].

Кроме того, в докладе констатируется смешение компетенций территориальных образований и их объединений. Так, например, различные уровни властей территориальных структур задействованы более чем в двадцати сферах деятельности. Отсюда возникает контрпродуктивная конкуренция между ними [2, р. 74, 94].

Выход из этой крайне непростой ситуации состоит во введении иерархии между территориальными образованиями, что на сегодняшний день не предусмотрено французским

законодательством. Однако стоит отметить следующее: ст. 72 Конституции Франции устанавливает, что, в случае, когда исполнение компетенции требует участия нескольких территориальных единиц, закон может разрешить одному из них создать условия для реализации их общих действий [7].

Так, например, в соответствии со ст. 1 закона от 13 августа 2004 г., регион стал ответственен за координацию на своей территории действий по экономическому развитию всех территориальных образований и объединений. [8] Кроме того, в докладе подчеркнуто, что каждую территорию следует рассматривать индивидуально. В качестве положительного опыта учета местной специфики в документе Счетной палаты приведены примеры создания единого территориального коллектива на Корсике и европейского территориального коллектива Эльзаса, объединившего департаменты Верхнего и Нижнего Рейна и получившего полномочия для трансграничного сотрудничества.

В докладе также подчеркнута необходимость возврата приоритетной роли представителям центральной власти в региональных и местных делах, так как Франция - унитарное государство. Отмечается, что у префектов сохраняется возможность контролировать законность действий региональных и местных властей и финансирование, предусмотренное для исполнения актов территориальных образований. Между тем, даже если префект и является представителем на месте французского правительства и каждого из министерств, ряд видов деятельности осуществляется службами или агентствами, которые относятся к нему по функциональному, а не по иерархическому принципу. Например, региональные управления культуры подчиняются напрямую министерству культуры, а не префекту. [2, р. 89-90, 120]

В документе Счетной палаты, в качестве ключевой рекомендации для успешного претворения в жизнь процесса децентрализации указано на необходимость проведения не множества мелких реформ, а одной - глобальной, основанной на систематическом распределении компетенций между государством и различными уровнями территориальных образований [2, р. 113].

В результате проведенного анализа, ясно, что Счетная палата предлагает четыре принципа для проведения такой реформы: 1) распределить компетенции таким образом, чтобы повысить качество оказания услуг гражданам; 2) уделить первостепенное внимание стоимости затрат на реформу и практическому результату по ее итогам; 3) сделать реформу прозрачной для всех граждан с формированием простой институциональной структуры по ее итогам; 4) обеспечить «соизмеримость» территориальной структуры государства и децентрализованных территориальных образований [2, р. 112-113].

С документом Счетной палаты перекликаются выводы доклада, представленного в марте 2024 г. в Совете Европы.

Доклад Конгресса местных и региональных властей Совета Европы от 27 марта 2024 г. об имплементации во Франции Европейской хартии местного самоуправления.

За время существования Конгресса местных и региональных властей Совета Европы, это третий по счету доклад данного органа по французской проблематике. Первый был подготовлен в 2000 г. В нем указывалось на необходимость признания за территориальными образованиями права на самоорганизацию вплоть до принятия решения о слиянии различных структур власти, разрешения коллизии между делегированием полномочий территориальным структурам и наличием у них совместной компетенции, передачи новых прав одновременно с предоставлением финансовых возможностей. Тогда же, в 2000 г., было высказано пожелание запретить совмещение местных или региональных мандатов с мандатами вышестоящих уровней власти, в частности, в 2000 г. были введены ограничения на совмещение более 2-х должностей, таких как: мэр, председатель генерального совета, председатель регионального совета, а также совмещение должности в местном органе власти с мандатом евродепутата. Лишь с 2017 г. был введен запрет на совмещение должностей руководителей / заместителей руководителей местных органов власти с мандатами депутата, сенатора, евродепутата.

В докладе в отношении французских регионов было отмечено, что они не должны оставаться структурами, просто управляющими направлениями, переданными им государством, при этом Корсике следует предоставить особый статус, включая компетенцию в тех областях, где больше всего отражена островная специфика, а также возможность адаптировать национальное

законодательство с учетом местных реалий [9]. Кроме вышесказанного, в докладе был сделан акцент на необходимости более активного участия территориальных образований в принятии решений по развитию территорий; на уточнении полномочий в связи с большой непоследовательностью французской административно-территориальной системы; на перестраивании финансовых возможностей коллективов; на принятии законодательных постановлений для повышения статуса территориальных властей [10].

В марте 2016 г. вышел второй доклад, констатировавший прогресс в сфере децентрализации. Так, трансграничное сотрудничество французских территориальных коллективов было поставлено в пример другим государствам Совета Европы. [11, р. 3] Было указано, что одна из ключевых проблем реформирования территориальных коллективов состоит в том, что за регионом, по сути, закреплены «стратегические» сферы (экономическое развитие, транспорт, профессиональное образование, обеспечение среднего образования), однако каждому из территориальных уровней власти предоставлена свобода действий в своих областях, что отражено в ст. 72 французской Конституции. [7] Регионы не контролируют более низшие уровни власти и зависят в проведении своей политики от успешного сотрудничества между территориальными единицами, входящими в их состав. [11, р. 10]

В докладе 2016 г. также было выражено беспокойство в отношении «новой карты регионов» после их укрупнения. К центральным властям был обращен призыв вновь провести консультации с представителями местных и региональных территориальных коллективов в связи с их недостаточной вовлеченностью в выработку решений. Таким образом, было подчеркнуто нарушение ст. 5 Европейской хартии местного самоуправления о защите границ территорий (при их перегруппировании), в которых осуществляется местное самоуправление.

Как и в 2000 г., внимание снова было акцентировано на важности четкого разделения компетенций между различными уровнями власти и увеличения собственных финансовых ресурсов регионов, в том числе за счет более равномерного распределения налогов [11, р. 1]. Представляется интересным замечание авторов доклада о сопротивлении французской политической и административной элиты процессу децентрализации, хотя постепенно и соглашающейся на передачу полномочий региональным и местным властям. [11, р. 22].

В 2024 г. в третьем докладе приветствовалась ратификация Францией в 2020 г. дополнительного протокола к Европейской хартии местного самоуправления о праве участвовать в делах местных органах власти, по которому право голоса на местных выборах в каждой стране-участнице протокола предоставляется для граждан всех стран его участниц. В докладе 2024 г. особо выделено, что Франция является одной из немногих европейских стран, подписавших и ратифицировавших все конвенции и протоколы Совета Европы по вопросам местной и региональной демократии [12, р. 3]. В то же время в документе вновь упомянуто нечеткое разделение компетенций между государством и территориальными образованиями при забюрократизированности исполнения компетенций местными властями. Кроме того, отмечено снижение местных налоговых поступлений, что приводит к чрезмерной централизации финансирования территориальных образований [12, р. 3, 69].

Мнение авторов доклада совпадает с положениями отчета Счетной палаты 2023 г. Действительно, эффективное продолжение децентрализации возможно только в том случае, если у местных и региональных властей будут финансовые рычаги и, как следствие, сократится зависимость от финансовых трансфертов из Центра [12, р. 1]. Кроме того, существующие механизмы для консультаций центральных властей с ассоциациями территориальных образований должны служить дискуссионными площадками, а не только каналами для информирования об инициативах государства [12, р. 3].

В докладе также было отмечено, что во Франции в вопросе децентрализации не наблюдается позитивных тенденций. Напротив, решения, касающиеся местных вопросов (например, законодательство о развитии городских пространств), принимаются на государственном уровне, а территориальные образования лишь должны их выполнять [12, р. 69].

В разделе доклада, посвященного итогам обмена мнениями с представителями французских территориальных властей констатируется, что произошедшая в 2015-2016 гг. реструктуризация регионов оказалась несостоятельной, поскольку:

а) новые регионы оказались чересчур громоздкими и гетерогенными;

б) реорганизация не привела к ожидаемой экономии финансовых ресурсов;

в) реформа не повысила политический статус регионов в глазах граждан, не особенно ими интересующимися, о чем свидетельствует низкая явка на региональных выборах [12, р. 69].

Следует отметить, что общенациональная ассоциация «Регионы Франции» разделяет положения, изложенные в докладе. В частности, то, что Парижу еще предстоит проделать большой путь для достижения европейских стандартов функционирования местных властей и локальной демократии. Ассоциация призвала французское правительство использовать положения доклада при подготовке законопроекта о децентрализации [13], представление которого изначально планировалось до конца 2024 г. как было анонсировано премьер-министром Франции Г. Атталем 31 января 2024 г. [14]. Согласно Г. Атталю, законопроект должен был быть создан на основе заключений, сформулированных в докладе депутата Национального собрания от промакроновской партии «Возрождение» Эрика Верта, подготовить который ему поручил Президент Франции Э. Макрон в ноябре 2023 г. [14]. Стоит указать, что что Э. Верт во время президентства Н. Саркози занимал посты министра бюджета и труда.

Доклад Э. Верта, май 2024 г.: «Децентрализация: время доверия».

Данный доклад был обнародован в мае 2024 г. Как утверждалось в СМИ, поручая подготовить доклад, Э. Макрон выразил желание сократить число уровней административного управления. Между тем Э. Верт указал, что принял это к сведению, однако выступил скорее за пересмотр полномочий каждого из них [15].

Согласно докладу, речи о ревизии осуществленного при Президенте Франции Ф. Олланде слияния регионов не идет. Между тем, в целях ответа на настойчивое желание властей Эльзаса выйти из состава региона Гранд Эст, предусматривается возможность делегирования новых полномочий существующей с 2021 г. особой территориальной структуре - европейскому коллективу Эльзаса, в составе которого сохранилось 2 «старых» департамента (Верхний и Нижний Рейн), но который получил единый совет коллектива, а также которому предоставлены дополнительные полномочия в вопросах языковой политики, трансграничного сотрудничества, транспортной сферы и профессиональных институтов [16, р. 120]. В докладе Верта также изучается возможность ликвидации метрополии Большого Парижа, как «избыточной» структуры и превращения Иль-де-Франс в регион-метрополию [16, р. 114]. По мнению Э. Верта, каждая из страт управления занимает свою нишу. Например, регион должен стать уровнем экологического перехода и экономического развития, а коммуны должны получить полномочия, касающиеся предоставления социального жилья [16, р. 28-29, 41]. При этом Э. Верт выступил за пересмотр Конституции, чтобы, когда территориальная структура играет роль координатора определенной политики, у нее были полноценная регламентирующая власть и финансовые ресурсы [16, р. 101].

Одно из главных высказанных Э. Вертом предложений состоит в возврате к идее времен президентства Н. Саркози, а именно, в формировании института единых «территориальных советников». По его мнению, региональные и департаментские советники будут избираться одним голосованием, и половина департаментских советников будет заседать в региональных советах [16, р. 83-85]. Э. Верт также высказался за возвращение возможности совмещения мандатов парламентария и мэра / заместителя мэра. По его оценке, это позволит соединить национальный и местный уровни власти, тем более, что «работа мэра состоит в том, чтобы вводить в обиход законы, одобренные на национальном уровне» [16, р. 95]. Кроме того, Э. Вертом вновь был поднят вопрос о передаче территориальным образованиям налоговых поступлений [16, р. 58-59].

Однако следует подчеркнуть, что на пресс-конференции 12 июня 2024 г. Э. Макрон выступил вразрез с предложениями Э. Верта, указав на слишком сложное территориальное устройство и выступив вновь за отмену одного из уровней территориальных властей. По словам Президента Франции, следует создать новую архитектуру АТУ вокруг «местного» и «территориального» блоков, объединив региональных и департаментских советников, учредив должность советников территориальных. Кроме того, Э. Макрон упомянул, что решение о создании «больших регионов» при Ф. Олланде носило самовольный характер, а потому надо дать возможность французам в свободной манере определиться, хотят ли они продолжать жить во Франции с такими региональными структурами [17].

Таким образом, возникло ощущение, что речь идет не о дальнейшей децентрализации, а о возвращении к «пройденным» этапам - восстановлению старых границ регионов и нереализованной идее Н. Саркози о территориальных советниках.

В завершение анализа заметим, что вопросы децентрализации не были в партийном фокусе на досрочных парламентских выборах во Франции, прошедших 30 июня и 7 июля 2024 г., по итогам которых ни одна из политических партий не смогла получить абсолютное большинство. Французское Национальное собрание оказалось весьма разобщенным по своему составу, поэтому для решения различных вопросов фракциям придется формировать коалиции и идти на компромиссы. В этой связи встает вопрос: относится ли децентрализация страны к наиболее насущным вопросам? Как представляется, несмотря на особое внимание к ней со стороны французского президента, глобального поступательного движения в процессе децентрализации не происходит, и ожидать этого, видимо, не стоит.

Изученные материалы показывают, что для более всестороннего анализа истории борьбы вокруг вопроса о реформировании сфера местного администрирования необходимо привлечение широкого круга источников, имеющих разное происхождение - правительственных, региональных, проектно-аналитических. Проанализированные в статье основные положения докладов 2000-2024 гг. по данной проблематике показывают, что во Франции оставались все те же проблемы, что и прежде. Прежде всего, административно-территориальное устройство страны по-прежнему оставалось многослойным и запутанным. Иерархии между территориальными образованиями не существовало, упрощений не происходило. Напротив, система управления лишь усложнилась. Следует констатировать, что четкого разделения полномочий между различными уровнями власти осуществить не удалось. Как следствие, наблюдалась финансовая зависимость региональных властей от центральных властей. На этом фоне особого интереса население Франции к региональным и местным властям не проявляло, хотя и уделяя чуть больше внимание последним, о чем свидетельствуют показатели явки на выборах. На государственном уровне принципиально новых идей о реформировании системы не высказывалось.

В качестве ключевого рассматривалось уже практически реализованное ранее предложение о введении института «территориальных советников», хотя осознание, что назрела необходимость осуществления глобальной реформы системы управления в рамках рассмотренного периода присутствовало в полной мере. При этом для решения этого вопроса некоторые политики предлагали отменить один из территориальных уровней власти. Однако озвученная Э. Макроном идея противоречит подготовленному по его просьбе экспертному докладу, поэтому для ее проработки потребуется приложить еще существенные усилия до истечения срока его президентских полномочий в 2027 году.

Литература и источники

1. ПахоруковК.И. Расширение внешнеполитических ресурсов субнациональных единиц. Регионы Франции. // Клио. - 2023. -№ 8 (200).

2. La décentralisation 40 ans après: un élan à retrouver. Cour des comptes. Mars 2023. https://www.ccomptes.fr/sites/default/files/2023-10/20230310-RPA-2023-decentralisation-40-ans-apres.pdf. (accessed 12.08.2024).

3. Les taux de participation aux élections régionales depuis 1986 (France entière). https://mobile.interieur.gouv.fr/Archives/Archives-elections/Elections-regionales-2015/Dossier-de-presse-des-elections-regionales-2015/Annexe-5-Les-taux-de-participation-aux-elections-regionales-depuis-1986-France-entiere (accessed 12.08.2024).

4. Taux de participation définitifs au second tour: élections des 20 et 27 juin 2021. Communiqué de presse. 29.06.2021 https://www.interieur.gouv.fr/archives/actualites/communiques-de-presse/taux-de-participation-definitifs-au-second-tour-elections-des-20 (accessed 12.08.2024).

5. Conseil des ministres du 22 mars 1989. Les résultats des élections municipales. https://www.vie-publique.fr/discours/154273-conseil-des-ministres-du-22-mars-1989-les-resultats-des-elections-munici (accessed 12.08.2024).

6. Résultats et suivi des taux de participation au second tour des élections municipales et communautaires 2020. https://mobile.interieur.gouv.fr/Archives/Archives-elections/Elections-municipales-2020/Resultats-et-suivi-des-taux-de-participation-au-second-tour-des-elections-municipales-et-communautaires-2020 (accessed 12.08.2024).

7. La Constitution du 4 octobre 1958. http://www.conseil-constitutionnel.fr/conseil-constitutionnel/francais/la-constitution/la-constitution-du-4-octobre-1958/texte-integral-de-la-constitution-du-4-octobre-1958-en-vigueur.5074.html (accessed 12.08.2024).

8. Loi n 2004-809 du 13 août 2004 relative aux libertés et responsabilités locales. http://www.legifrance.gouv.fr/affichTexte.do?cidTexte=J0RFTEXT000000804607&dateTexte= (accessed 12.08.2024).

9. Recommandation 78 (25 mai 2000) sur la démocratie locale et régionale en France. https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=830603&Site=C0E&BackColorInternet= DBDCF2&BackColorInеtranet=FDC864&BackColorLogged=FDC864 (accessed 12.08.2024).

10. Résolution 94 sur la démocratie locale et régionale en France. 25 mai 2000. https://wcd.coe.int/ViewDoc.jsp?id=836865&Site=COE&BackColorInternet=DBDCF2&BackColorIntranet=FDC864&BackColorL ogged=FDC864 (accessed 12.08.2024).

11. Wienen J., Mosler-Tornstrom G. La démocratie locale et régionale en France. Rapport CG 30 (2016) 06-final. Le Congrès des pouvoirs locaux et régionaux. 30e session. Strasbourg, 22-24 mars 2016. https://rm.coe.int/1680719445. (accessed 12.08.2024).

12. Rudkin B., Kovac M. Suivi de l'application de la Charte européenne de l'autonomie locale en France. Rapport CG (2024) 46-16. Le Congrès des pouvoirs locaux et régionaux. 46e session. Strasbourg, 27 mars 2024. https://search.coe.int/cm#{%22CoEIdentifier%22:[%220900001680aedc46%22],%22sort%22:[%22CoEValidationDate%20Descend ing%22]} (accessed 12.08.2024).

13. Régions de France salue le rapport du Conseil de l'Europe appelant la France à intensifier sa décentralisation. 2.04.2024. https://regions-france.org/regions-de-france-salue-le-rapport-du-conseil-de-leurope-appelant-la-france-a-intensifier-sa-decentralisation/ (accessed 12.08.2024).

14. Déclaration de politique générale de M. Gabriel Attal, Premier ministre, sur les grandes orientations de la politique gouvernementale notamment en matière d'agriculture, d'emploi, de logement, de santé, d'éducation et de transition écologique, au Sénat le 31 janvier 2024. https://www.vie-publique.fr/discours/292878-gabriel-attal-31012024-declaration-politique-generale-devant-le-senat (accessed 12.08.2024).

15. Hausalter L. Retour du cumul des mandats, conseiller territorial, impôts: les propositions de Woerth à Macron sur la décentralisation // Le Figaro. 2024 31 mai.

16. Rapport d'Eric Woerth au Président de la République. Décentralisation: Le temps de la confiance. Mai 2024. https://documentation.insp.gouv.fr/insp/doc/SYRACUSE/482550/decentralisation-le-temps-de-la-confiance-mai-2024-rapport-d-eric-woerth-au-president-de-la-republiq?_lg=fr-FR (accessed 12.08.2024)

17. Législatives 2024: Conférence de presse d'Emmanuel Macron. 12 juin 2024. https://www.youtube.com/watch?v=PAOon7s9fPM (accessed 26.06.2024)

ПАХОРУКОВ КОНСТАНТИН ИГОРЕВИЧ - соискатель степени кандидата исторических наук, Санкт-Петербургский государственный университет (k.pakhorukov@mail.ru).

PAKHORUKOV, KONSTANTIN I. - applicant for the degree of the candidate of historical sciences, Saint Petersburg State University (k.pakhorukov@mail.ru).

УДК 92Чижов(47):930 DOI: 10.24412/2308-264X-2024-4-164-167

РАЗУМОВ С.А. НОВЫЕ ИСТОЧНИКИ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НУМИЗМАТА СЕРГЕЯ ИВАНОВИЧА ЧИЖОВА

Ключевые слова: С.И. Чижов, нумизматика, книжные знаки, историография, библиотековедение, эпистолярные источники, У.Г. Иваск, К.М. Параделов, П.П. Шибанов.

В статье вводятся в научный оборот неизвестные эпистолярные источники о жизни и деятельности известного нумизмата С.И. Чижова (1870 - 1921). Эти письма относятся к 1899 - 1919 гг. Адресованные У.Г. Иваску, К.М. Параделову, П.П. Шибанову, они касаются формирования библиотеки ученого и собрания книжных знаков. Письма анализируются в контексте библиографических изысканий С.И. Чижова, в частности недавно опубликованного фундаментального указателя литературы по русской нумизматике. Показано значение этих писем как источников для изучения научного наследия ученого, с именем которого связано формирование в России бонистики, как специальной исторической дисциплины.

RAZUMOV, S.A.

NEW SOURCES ABOUT THE ACTIVITIES OF THE NUMISMATIST SERGEY IVANOVICH CHIZHOV

Key words: S. I. Chizhov, numismatics, book signs, historiography, library science, epistolary sources, U. G. Ivask, K. M. Paradelov, P. P. Shibanov.

The article introduces unknown epistolary sources about the life and work of the famous numismatist S. I. Chizhov (1870-1921) into scientific circulation. These letters belong to 1899 - 1919, addressed to U. G. Ivask, K. M. Paradelov, P. P. Shibanov and relate to the formation of the library of the scientist and the collection of book signs. They are analyzed in the context of bibliographic research by S. I. Chizhov, in particular the recently published fundamental index of literature on Russian numismatics. The importance of these letters as sources for studying the scientific heritage of the scientist, whose name is associated with the formation of bonistics in Russia as a special historical discipline, is shown.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сергей Иванович Чижов (1870 - 1921) принадлежал к тому поколению отечественных нумизматов конца XIX - начала XX в., благодаря усилиям которых изучение монет преодолело границы собирательства и конституировалось как полноценная специальная историческая дисциплина, предоставляющая разнообразную информацию для изучения экономических, политических, социальных, культурных процессов прошлого [1-4].

Нумизмат происходил из купеческой среды, окончил Лазаревский институт восточных языков, а в 1907 г. - в момент основания - поступил и успешно окончил Московский археологический институт, готовивший профессиональных археологов, архивистов и искусствоведов. С юношеских лет С.И. Чижов интересовался историей русских монет и в дальнейшем принимал активное участие в общественном нумизматическом движении, будучи избран в 1898 г. действительным, а в 1915 г. - почетным членом Московского нумизматического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.