Научная статья на тему 'К. Г. Евлентьев первый исследователь храма в С. Державино Бузулукского уезда'

К. Г. Евлентьев первый исследователь храма в С. Державино Бузулукского уезда Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
387
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К. Г. Евлентьев первый исследователь храма в С. Державино Бузулукского уезда»

С. 5 Колычев

К.Г. Евлентьев — первый исследователь храма в с. Державино Бузулукского уезда

В с. Державино Бузулукского района Оренбургской области действует храм во имя Смоленской иконы Божией Матери, который в конце XVIII в. построил в своем имении Г.Р. Державин. Эта церковь является на сегодняшний день самым древним по возрасту храмом Бузулукской епархии и Оренбургской митрополии. Историю его строительства подробно рассмотрела в своей работе Л.М. Солдатова.1 Новые факты, обнаруженные в архивах и библиотеках Оренбургской области, приводятся в работе, опубликованной в сборнике докладов конференции «Г.Р. Державин и диалектика культур» в 2010 году.2

В целом историография работ об оренбургском периоде жизни великого поэта и его наследии в крае, к сожалению, необширна. В то же время, насколько позволяет судить изучение опубликованных источников, первой работой, посвященной державинскому храму, является статья Константина Григорьевича Евлентьева (псевдоним - К. Ивлентьев) за 1850 год в «Оренбургских губернских ведомостях».3 Об этом замечательном человеке и одном из лучших краеведов России и пойдет речь в данной статье.

До недавнего времени считалось, что К.Г. Евлентьев родился в 1824 г. в Оренбурге, или же место его рождения попросту вообще не указывалось. Известно, что Константин Григорьевич учился в Оренбургской гимназии, но, не закончив ее, отправился в Казань, где держал экзамен во 2-й гимназии и стал учителем. Он служил в уездных и приходских училищах Самарской, Казанской, Петербургской, Олонецкой и Псковской губерний, а с середины 1860-х гг. работал архивариусом Псковского окружного суда.4 И где бы ему ни приходилось жить и работать, К.Г Евлентьев повсюду исследовал местную старину и публиковался в губернских изданиях.

Но началось все с Бузулука, где в на-

Колычев Сергей Викторович - кандидат исторических наук (г. Бузулук, Оренбургской области)

следство от него остались работы, значение которых трудно переоценить: «Сказание о Бузулуке», «Об иконостасе Смоленской церкви в с. Державино», «О храме в с. Мо-гутово».5 Закономерно, что в свое время К.Г. Евлентьев не остался в стороне от дискуссии о месте рождения великого историка Н.М. Карамзина. По одной из существующих и не опровергнутых версий Николай Михайлович родился в с. Преображенка Бузулукского уез-да.6 В Казанской губернии, где в 1854 г. он был утвержден членом-сотрудником Императорского Казанского Экономического Общества, К.Г. Евлентьев нашел могилу жены известного исторического деятеля и петровского сподвижника Александра Меньшикова. Неутомимый исследователь посетил развалины древнего города Болгар и составил свои соображения по поводу его сохранения и музеефикации. Им был написан подробный план, который обсуждали на I археологическом съезде. Увы, этому проекту тогда не суждено было сбыться, но время показало, как стратегически верно мыслил бузулукский уроженец.7 Уместно заметить, что исследования древнего города оставили яркий след как в жизни Г.Р. Державина, так и в жизни К.Г. Евлентьева. К казанскому периоду жизни краеведа (конец 1853-1857 гг.) относятся работы: «Краткое описание Тетюшкского уезда в сельскохозяйственном отношении», «Весенний праздник «Сабан» у Казанских татар» и др.

Во всей полноте талант Константина Григорьевича раскрылся на Псковской земле. Еще в городе Острове он провел свои первые исследования по истории примечательных мест Северо-Западной Руси. Но вскоре его перевели в Псков на должность архивариуса окружного суда. Там К.Г. Евлентьев прожил около двадцати лет и вместе со своими единомышленниками стоял у истоков действующих ныне областной библиотеки и государственного музея-заповедника. Заслуженно, что именем краеведа названа одна из псков-

ских улиц.

Работы К.Г. Евлентьева получили известность в научных кругах, его избирали членом Московского археологического общества, секретарем Псковской археологической комиссии. В трудах Псковского археологического общества были помещены материалы для биографии К.Г. Евлентьева с портретом и список печатных работ (более 100!), опубликованных в Пскове. Он изучал местные достопримечательности, бродил по городским подземельям, находил и спасал древние рукописи. Очевидно, ему принадлежит право открытия такого знакового палеографического памятника XIII века как «Слово о погибели земли Русской». В 1878 г. великие князья Сергей Александрович и Павел Александрович за участие в раскопках псковских курганов пожаловали ему золотую, украшенную драгоценными камнями, булавку. Несмотря на столь достойный жизненный путь, он скончался в одиночестве и болезнях в Санкт-Петербурге в 1885 г.

Как уже упоминалось, долгое время о месте рождения Константина Григорьевича не было ничего известно. По сведениям известного самарского краеведа, профессора

А.И. Носкова, К.Г. Евлентьев значился бузу-лукским мещанином. При помощи современного бузулукского краеведа Н.М. Макарова в фондах Государственного архива Оренбургской области было найдено дело «О выдаче паспорта бузулукскому мещанину Евлентье-ву».8 Изучение этого дела приоткрыло завесу тайны рождения К.Г. Евлентьева.

Приводим свидетельство священника Григория Костычева, написанное им в 1828 г. и подшитое в деле о выдаче паспорта Г.К. Евлентьеву для поступления в Оренбургскую гимназию: «Сим свидетельствую, что Оренбургской епархии, Бузулукского уезда с. Карамзина, по Духовному ведомству, церкви Преображения Господня; господина коллежского асессора Федора Михайловича Карамзина у крепостной его девицы Агафьи Спиридоновой родился сын Константин, который молитвован и крещен 1824 года декабря 18 дня. Восприемником был священник Григорий Костычев и села Карамзина, г. Ф.М. Карамзина, дочь Александра Федоровна».9 Сам Константин Евлентьев писал в проше-

нии: «Родился я от девицы Агафьи Спиридоновой Евлентьевой - мещанки г. Бузулука».10 В этом же деле приведены и другие сведения. В 1827 г. матери Константина - Агафье было 30 лет от роду и у нее четверо детей: старшему Модесту - 9 лет, Софье - 5 лет, Косте - 3 года, а младшей дочери Лидии - 2 годика. По батюшке все они записаны Григориями, т. е. по имени священника, который их и крестил. Как мы видим, мать краеведа - вначале крепостная, а потом значится уже в сословии свободных людей - мещан г. Бузулука. И что немаловажно, родился он в с. Карамзине (т. е. там же, где по его последующим изысканиям родился Николай Михайлович Карамзин).

Данное обстоятельство позволяет сделать осторожный вывод, что Константин Григорьевич - незаконнорожденный сын Федора Михайловича Карамзина, появившийся на свет в результате связи барина со своей крепостной девицей, которой он потом дал вольную. В тоже время законная дочь Федора Михайловича Александра являлась крестной матерью своего малолетнего брата. В этом случае - Константин Евлентьев - родной племянник великого историка Николая Карамзина, и возможно, находясь под влиянием деятельности своего дяди, он и увлекся историческими исследованиями.

Прошение о поступлении в гимназию Константин пишет самостоятельно, красивым и уверенным почерком человека, привыкшего работать пером. Константин хорошо знал фонды местного архива, уезд, много по нему путешествовал, обращая особое внимание на достопримечательные места. Несомненный исследовательский и публицистический талант, а также знание родного края проявились уже в его первых публикациях. У К.Г. Евлентьева были близкие знакомые в Бузулуке, его приняли в редакции «Оренбургских губернских ведомостей», где он и опубликовал свои первые очерки. Так что К.Г. Евлентьева можно назвать не только краеведом, но и одним из первых оренбургских и самарских журналистов. В любом случае его заслуги в этих областях несомненны.

В своей статье об иконостасе державинского храма Константин Евлентьев обратил особое внимание на иконы. Вот что он написал: «Обозревая Бузулуцкий уезд с

разных его пунктов, между прочим, посетил я и село Державино, столь известное у нас иконостасом главного олтаря, местного храма Смоленской Божией Матери, составляющим, можно сказать, редкое и замечательное в крае явление, по своей неподражаемой жи-вописи».11 Действительно, иконостас храма в с. Державине был высокохудожественной работы. Иначе и быть не могло, т. к. автором икон являлся выдающийся русский художник

В.Л. Боровиковский. Правда, сам К.Г. Евлентьев этого не знал. Тем не менее, он восклицал: «Чья же гениальная рука начертала эти светлые образы? На этот вопрос мы не можем отвечать удовлетворительно, а потому и пройдем молчанием. Знаем однакож, что иконостас писан в Академии художеств».12

Особенностью иконостаса правого (во имя святой мученицы Екатерины) придела церкви было то, что образа для него написала первая жена Г.Р. Державина Екатерина Яковлевна. Левый придел во имя Знамения Пресвятой Богородицы был убран иконами, написанными на кипарисовых досках, обрамленными серебряными окладами. Забегая вперед, скажем, что следы этих икон затерялись вскоре после гражданской войны. Но благодаря записям К.Г. Евлентьева

мы можем увидеть храмовый иконостас его глазами. Помимо описания икон Константин Григорьевич зафиксировал для потомков еще несколько ценных фактов. Например, он рассказал о дворянском некрополе, сложившемся вокруг храма, и где был упокоен дворянин Ф. Шишков - отец А.Ф. Шишкова, героя незаконченной повести С.Т. Аксакова «Наташа». Указанные Шишковы - предки Ольги Григорьевны Аксаковой (внучки писателя, которой посвящена сказка «Аленький цветочек») и писателя Владимира Набокова. К.Г. Евлентьев сообщал также, что удельный крестьянин соседнего Бугурусланского уезда Иван Кабанов (1823-1869 гг.), вдохновленный работами В.Л. Боровиковского, написал копии образов для Троицкого собора в Бу-зулуке. Впоследствии бугурусланский крестьянин учился в Академии художеств, стал академиком и обладателем Большой золотой медали. Но это совершенно другая история. Жизнь и исследовательская деятельность К.Г. Евлентьева являются примером бескорыстного служения своему Отечеству на краеведческом и служебном поприще, а его имя нуждается в увековечивании со стороны потомков.

Примечания

1 Солдатова Л.М. О храме во имя образа Смоленской Богоматери в селе Державино Оренбургской (впоследствии Самарской) губернии //Краеведческие записки. Вып. XII. Самара, 2005. С. 175.

2 Колычев С.В. Г.Р. Державин и его наследие в Оренбургском крае //Г.Р. Державин и диалектика культур: Материалы Международной научной конференции (г. Лаишево, 13-15 июля 2010 г.). Казань, 2010. Сс. 120-126.

3 Ивлентьев К.Г. Об иконостасе храма Смоленской Богоматери в селе Державине (Бузулуцкого уезда) // Оренбургские губернские ведомости. 1850. № 33. Сс. 161-163.

4 Медников М.М. Константин Григорьевич Евлентьев //Псков. 2005. № 22. С. 206.

5 Ивлентьев К. Сказание о Бузулуке //Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. № 4.

14 октября 1850 г.; Он же: Бузулук //Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. № 29. 22 июля 1850 г. Сс. 142, 143.

6 Ивлентьев К. Несколько слов о месте рождения историографа Карамзина //Самарские губернские ведомости. Неофициальная часть. 22 марта 1852 г. Сс. 165, 166.

7 Александр Медведь. Наследие Волжской Болгарии //Мир музея. 2005. № 8.

8 Государственный архив Оренбургской области. Ф.173. оп. 8 а. д. 190.

9 Там же. Л. 2.

10 Там же. Л. 1.

11 Ивлентьев К.Г. Об иконостасе храма Смоленской Богоматери в селе Державине (Бузулуцкого уезда) //Оренбургские губернские ведомости. 1850. № 33. Сс. 161-163.

12 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.