Научная статья на тему 'К этнической истории ногаев-юртовцев'

К этнической истории ногаев-юртовцев Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
135
7
Читать
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ногайцы / юртовские татары / Астраханское ханство / служилость / Ногайская орда / тюрки / этнология / Nogais / Yurt Tatars / Astrakhan Khanate / servitude / Nogai Horde / Turks / ethnology

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ишмухамбетов Рамиль Валитович, Мусаев Амир Дамирович

Данная статья посвящена изучению особой территориальной группы в составе ногайского народа – юртовцев. Вокруг данной этнической группы существует дискуссия по вопросу отнесения их к татарскому либо ногайскому народам. Авторы используют междисциплинарный метод, привлекая разнообразный материал: исторические источники, архивные данные, данные этнографии, фольклора и генетики для определения этнических компонентов, участвовавших в их сложении, а также устанавливая факторы, влиявшие на особенности формирования их идентичности. Важное место уделено анализу родоплеменного состава юртовцев в сравнении с таковым у государств, образовавшихся после распада Золотой орды. Установлен факт переселения столичных улусов Ногайской орды в юртовские поселения под Астраханью в период крушения Сарайчика, что отразилось в существующих до сих пор названиях сельских кварталов и в архивных источниках. Установлен факт неверной интерпретации данных ряда источников в отношении юртовцев по причине использования внешних обозначений, имевших хождение в среде русского народа и европейцев, без учета самообозначения. Имевшие единое этническое происхождение, но различную политическую принадлежность, потомки Ногайской орды и Астраханского ханства, постепенно обретая единый служилый статус, одновременно становились единой юртовской общностью. Кроме того, авторами установлен полукочевой-полуоседлый характер хозяйствования, присущий данной группе, что позволяет объяснить сложные моменты в изучении истории присоединения Нижнего Поволжья к Московскому государству в XVI веке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
Предварительный просмотрDOI: 10.24412/2223-0564-2025-1-40-47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On the ethnic history of the Nogai-yurts

This article is devoted to the study of a special territorial group of the Nogai people – the Yurt people. There is a discussion around this ethnic group on the issue of attributing them to the Tatar or Nogai peoples. The authors use an interdisciplinary method with a variety of materials: historical sources, archival data, ethnographic, folklore, and genetic data to determine the ethnic components involved in their formation, as well as identifying the factors that influenced the formation of their identity. An important place is given to the analysis of the tribal composition of the Yurts in comparison with that of the states formed after the collapse of the Golden Horde. The fact of the relocation of the metropolitan uluses of the Nogai Horde to yurt settlements near Astrakhan during the collapse of the Saray-Jük was established, which is reflected in the names of rural quarters that still exist and in archival sources. The fact of incorrect interpretation of data from a number of sources regarding the Yurts has been established due to the use of external designations that were in use among the Russian people and Europeans, without taking into account self-designation. Having a common ethnic origin, but different political affiliation, the descendants of the Nogai Horde and the Astrakhan Khanate, gradually acquiring a single military status, simultaneously became a single Yurt community. In addition, the authors established that the household management inherent in this group was semi-nomadic and semi-sedentary, which makes it possible to explain the difficult moments in studying the history of the annexation of the Lower Volga region to the Moscow state in the 16th century.

Текст научной работы на тему «К этнической истории ногаев-юртовцев»

DOI 10.24412/2223-0564-2025-1-40-47

P.B. Ишмухамбетов, А.Д.Мусаев УДК 930+39

К ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ НОГАЕВ-ЮРТОВЦЕВ

Аннотация

Данная статья посвящена изучению особой территориальной группы в составе ногайского народа -юртовцев. Вокруг данной этнической группы существует дискуссия по вопросу отнесения их к татарскому либо ногайскому народам. Авторы используют междисциплинарный метод, привлекая разнообразный материал: исторические источники, архивные данные, данные этнографии, фольклора и генетики для определения этнических компонентов, участвовавших в их сложении, а также устанавливая факторы, влиявшие на особенности формирования их идентичности. Важное место уделено анализу родоплемен-ного состава юртовцев в сравнении с таковым у государств, образовавшихся после распада Золотой орды. Установлен факт переселения столичных улусов Ногайской орды в юртовские поселения под Астраханью в период крушения Сарайчика, что отразилось в существующих до сих пор названиях сельских кварталов и в архивных источниках. Установлен факт неверной интерпретации данных ряда источников в отношении юртовцев по причине использования внешних обозначений, имевших хождение в среде русского народа и европейцев, без учета самообозначения. Имевшие единое этническое происхождение, но различную политическую принадлежность, потомки Ногайской орды и Астраханского ханства, постепенно обретая единый служилый статус, одновременно становились единой юртовской общностью. Кроме того, авторами установлен полукочевой-полуоседлый характер хозяйствования, присущий данной группе, что позволяет объяснить сложные моменты в изучении истории присоединения Нижнего Поволжья к Московскому государству в XVI веке.

Ключевые слова: ногайцы, юртовские татары, Астраханское ханство, служилость, Ногайская орда, тюрки, этнология

Ramil V Ishmukhambetov, Amir D.Musaev ON THE ETHNIC HISTORY OF THE NOGAI-YURTS

Abstract

This article is devoted to the study of a special territorial group of the Nogai people - the Yurt people. There is a discussion around this ethnic group on the issue of attributing them to the Tatar or Nogai peoples. The authors use an interdisciplinary method with a variety of materials: historical sources, archival data, ethnographic, folklore, and genetic data to determine the ethnic components involved in their formation, as well as identifying the factors that influenced the formation of their identity. An important place is given to the analysis of the tribal composition of the

Ишмухамбетов Рамиль Валитович, кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры философии, социологии и лингвистики, Астраханский государственный архитектурно-строительный университет (Астрахань, Россия), e-mail: ramil_0186@mail.ru

Ramil V. Ishmukhambetov, Cand. Sci. (History), Senior Lecturer, Department of Philosophy, Sociology and Linguistics, Astrakhan State University of Architecture and Civil Engineering (Astrakhan, Russia), e-mail: ramil_0186@mail.ru

Мусаев Амир Дамирович, член правления Астраханской региональной молодежной общественной организацииЦентр ногайской культуры «Эдиге» (Астрахань, Россия), e-mail: karaille@mail.ru

Amir D. Musaev, Member of the Board of the Astrakhan Regional Youth Public Organization Nogai Culture Center "Edige" (Astrakhan, Russia), e-mail: karaille@mail.ru

© Ишмухамбетов P.B., Мусаев А.Д., 2025

ПРОБЛЕМЫ ВОСТОКОВЕДЕНИЯ. 2025/1 (107)

Yurts in comparison with that of the states formed after the collapse of the Golden Horde. The fact of the relocation of the metropolitan uluses of the Nogai Horde to yurt settlements near Astrakhan during the collapse of the Saray-Jük was established, which is reflected in the names of rural quarters that still exist and in archival sources. The fact of incorrect interpretation of data from a number of sources regarding the Yurts has been established due to the use of external designations that were in use among the Russian people and Europeans, without taking into account self-designation. Having a common ethnic origin, but different political affiliation, the descendants of the Nogai Horde and the Astrakhan Khanate, gradually acquiring a single military status, simultaneously became a single Yurt community. In addition, the authors established that the household management inherent in this group was semi-nomadic and semi-sedentary, which makes it possible to explain the difficult moments in studying the history of the annexation of the Lower Volga region to the Moscow state in the 16th century.

Key words: Nogais, Yurt Tatars, Astrakhan Khanate, servitude, Nogai Horde, Turks, ethnology

Введение. Происхождение юртовцев как особой этнической группы уже давно является предметом дискуссии между специалистами по истории и этнологии тюркских народов. Причиной тому является отсутствие единой концепции ее появления и развития, а также наложение современных этнополитических реалий на события прошлого в русле конструирования наций [9; 10].

В задачи авторов данной статьи входит создание такой единой непротиворечивой концепции, которая заложила бы основу для дальнейших научных изысканий.

Авторы данной работы считают определение «юртовские ногайские татары» таким же устаревшим и некорректным, какими являются, например, «братские азербайджанские, черемисские, татары»1. Обращаясь к имеющимся публикациям по данному вопросу, можно заключить, что давняя дискуссия о национальной принадлежности юртовцев сводится к трем точкам зрения:

1) юртовцы - это потомки «средневековых татар», «татар Астраханского ханства», но не ногаев (Д.М. Исхаков [9], Р.Т. Алиев [1]);

2) юртовцы - это потомки ногаев Большой Ногайской орды, но не прежнего астраханского населения (В.М. Викторин [2, с. 48], В.В. Тре-павлов [27, с. 269]).

3) юртовцы - это группа, возникшая на основе смешения выходцев из Большой Ногайской орды с прежними «татарами астраханского ханства» (И.В. Торопицын, A.B. Сызранов [26, с. 115-120]).

При этом Д.М. Исхаков в своей недавней публикации, повторившей более ранние, попытался обосновать «татарскость» юртовцев опираясь на следующие предположения:

а) у юртовцев якобы изначально было татарское самосознание [9, с. 13];

б) между Астраханским ханством и Ногайской ордой, а, следовательно, их насельниками, имелась «непроницаемая» граница по р. Бузан [9, с. 14];

в) администрация и путешественники будто бы различали ногаев Ногайской орды и «астраханских татар» как две разные этнические группы, различавшиеся по социальному устройству и занятиям [9, с. 15];

г) ногайское население вело кочевой образ жизни, не переселяясь к юртовцам, которые жили оседло [9, с. 17].

К проблеме этнической преемственности юртовцев примыкает так называемая «проблема интерстадиала». Население Астраханского ханства, согласно версии В.М. Викторина [2], ушло из него при его присоединении. И действительно, известно, что город с окрестностями на некоторое время обезлюдел [7, с. 175]. Однако И.В. Зайцев с опорой на архивные данные, на наш взгляд, весьма убедительно показал, что население ханства вернулось и приняло шерть, а русский наместник им «велел жити по-старому у города у Азсторохани и дань давати» [7, с. 170-175]. Такой уход из города населения (что неоднократно бывало и ранее) и его возвращение легко объяснить полукочевым образом жизни. Авторы настоящей статьи, исходя из данных ряда восточных источников (Маджму ат-Тава-рих, Фирдавс-Аль-Икбал), считают, что ногайская идентичность зародилась в Золотой орде среди приверженцев «исламской партии» ее элит, что нашло свое отражение в принятии этнонима «ногай», «нугай» [11, с. 28]. Далее уже в Ногайской орде и Астраханском ханстве она получила свое развитие в силу службы и

1 Буряты, азербайджанцы и марийцы - соответственно.

престижности. Концепцию о сложении ногайской идентичности как появившейся в среде «мусульманской партии Золотой орды» отчасти разделяет Ж.М. Сабитов [24, с. 459]. Схожим образом объясняет возникновение этнонима ногай Р.Х. Керейтов [13, с. 39] и A.A. Ярлыкапов2.

Имея разные политические структуры, эти два этнополитических образования, тем не менее, напоминали «сообщающиеся сосуды», в которых население «перетекало» из одного в другой.

Население Большой орды после ее крушения перешло в Ногайскую орду [27, с. 102]. Население Астраханского ханства частью своей и до и после завоевания также переходило в Ногайскую орду [9, с. 13; 7, с. 56], а затем Казыев улус [7, с. 175]. А позже это население стало концентрироваться вновь уже близ русской Астрахани [7, с. 244].

В Патриаршей летописи имеется упоминание о том, что «Во Астракани сущие (проживающие в ханстве - Р.И., A.M.) нагаи убиша царя (крымского хана Мухаммед-Гирея)» [19, с. 43]. Данное уточнение позволяет говорить, о том, что слово «ногай» было эндоэтнонимом жителей Астраханского юрта, а «татар» - внешним именем. Крымский мурза Дивей, говоря о своем предке беклербеке Тахт Эли Темире б.Мансуре, сообщал: «Дед мой Темир, князь был на своем юрте в Нагаех»3 [27, с. 270]. Археологические материалы конца XIV-XV вв. также позволяют говорить о переселении в Низовья Волги и на места близ ордынской столицы Сарая населения из Мангытского юрта на Яике (ныне р. Урал) [18].

Побывавший в Астрахани уже после русского завоевания Адам Олеарий сообщал, что население прежнего завоеванного Астраханского ханства являлось ногайским, а Астрахань была их главным городом [16, с. 345]. Англичанин X. Бэрроу, увиденный им Юрт также определял как «селение ногайских татар», в котором живут «ногайцы - вассалы русского царя» [9, с. 14].

Позднее уже сами юртовцы, согласно словам старшего поколения, которые были записаны П.И. Небольсиным, сообщали, что астраханский хан Ямгурчи происходил от «другой отрасли» ногаев [15, с. 55].

Однако Д.М. Исхаков и Р.Т. Алиев, обращаясь к европейским источникам XVI-XVII вв., сделали

вывод о том, что иностранные путешественники (а по совместительству лазутчики) Тектандер, Дженкинсон, Бэрроу, Олеарий якобы «путали» живших на Нижней Волге ногаев и «астраханских татар», а русские их уверенно «различали» [9, с. 16]. Утверждая, что якобы юртовцы звались татарами, а Большие ногай ногаями, Р.Т. Алиев ссылается на записки купца Федота Котова [1, с. 42], который, однако, и Малых Ногаев (явных ногайцев по происхождению и самоназванию) называл именем «козыевских тотар» (так в источнике - Р.И., A.M.) [14, с. 32]. Из чего ясно, что он использовал не самоназвания этих этнических групп, а привычные для русского человека внешние обозначения.

Все эти видимые противоречия относительно того, что в источниках и выходцы из Астраханского юрта и выходцы из Ногайской орды одинаково называются ногаями, снимаются, если принять объяснение, что и те и другие имели единую ногайскую этническую идентичность. Важно, что В.В. Трепавлов указал, что этноним «ногай» был распространен не только у степных тюрок Мангытского юрта (Ногайской орды -Р.И., A.M.), но и в среде номадов Крымского ханства и Большой Орды [27, с. 461].

Собственно, и казанские авторы Д.М. Исхаков и И.Л. Измайлов ранее подчеркивали этническую близость насельников Астраханского ханства и Ногайской орды, которые консолидировались в «астраханских татар» [10, с. 236]. Ими же неоднократно использовался термин «кып-чакско-ногайские группы с клановым делением» при определении «татар» как служилого сословия, элиты в постордынских политических образованиях [10, с. 231]. Подытоживая, можно сказать о том, что, различаясь по социальному положению, происходившие одни из Ногайской орды, а другие из Астраханского юрта, обе этнические группы, судя по всему, имели единую ногайскую этническую идентичность, что подкрепляется вышеприведёнными доводами и объясняет кажущуюся «путаницу». При этом и тех и других русская администрация, в силу традиции, называла татарами «ногайскими, едисанскими и юртовскими», чтобы различать их по социальному статусу, в силу разной интегрированности в российское государство.

2 Личная консультация A.A. Ярлыкапова.

3 Здесь под «Нагаями» может подразумеваться и Большая орда и Астраханский юрт, в которых Темир б. Мансур поочередно занимал должность «князя», то есть беклербека - (И.Р., A.M.).

Для юртовцев место хана во властной иерархии заменил русский царь (ног. ак патша), а выходцы из Ногайской орды формально подчинялись улубию Ногайской орды. Юртовцы же долго сохраняли память о том, что подчинялись астраханским ханам, но не Сарайчику [15, с. 56].

В итоге юртовцы под именем «юртовых татар» стали служилым сословием в Русском государстве, участвуя во многих войнах, в том числе Ливонской и Северной [29].

Использование термина «татар» в отношении юртовцев не должно вводить читателя в заблуждение. Так, из документов об уральских казаках, введенных в оборот М.Н. Сдыковым, становится ясным, что слово «татарин», «татары» для русской администрации не имели конкретной этнической привязки, но указывали на сословие. Татарами в них именуются те лица, которые указывают, что по происхождению они - калмыки, горские черкасы (черкесы), ногайцы и туркмены и т.д. [25, с. 13]. Схожим образом в крымском источнике XVIII в. «Умдет-аль-Ахбар» (как и у Челеби ранее) аль-Кырыми именует и ногаев, и крымцев, и калмыков, и булгар и даже народы яджудж и маджудж татарами, в силу арабо-османской традиции [12].

Однако имели ли место переселения из Больших Ногаев к юртовцам, или они всегда жили раздельно? Для прояснения этого вопроса авторы считают целесообразным обратиться к сопоставлению данных о населении Астраханского ханства и Ногайской орды. Один из главных специалистов по истории ногаев В.В. Трепавлов отмечал, что в русских документах 1627 г. в Ногайской орде упоминаются улусы Сеит, Хоза (Ходжа, Хужа - Р.И, A.M.), Базар, Сарайчук (Сарайшык), подвластные главному бию и связанные с сеидами [27, с. 557]. К последнему из них относилось племя кенегес [27, с. 570].

Важно, что в современных юртовских селениях по сию пору имеются одноименные махалля-кварталы. В селе Татарская Башмаковка (ног. Кызан) это Базар аул, Хужа-аул и Кинегеш (Кенегес)-аул [23]. А.К. Махсутов, исследуя архивные документы, обнаружил, что в Цареве (ног. Тияк) и в г. Астрахани в середине XIX в. существовали кварталы-махалля Сеит и Сарай-шыклы, о последнем он предположил, что основали его переселенцы из столицы Ногайской орды, то есть из Сарайчика. Кроме того, в Тияке имелась махалля Кинегеш (Кенегес) [6]. Полное

совпадение названий ногайских «столичных» улусов и юртовских махалля служит доказательством верности данной версии.

Подтверждают это и архивные данные о том, что главный сеид, при дворе бия Ногайской орды Иштерека, Сейфаддин, в 1615 г. перебрался на жительство в Астрахань и в последующих документах упоминается с подвластными людьми в числе жителей юртовских поселений [27, с. 557], кроме того он же основал в Астрахани мечеть, которая, очевидно, располагалась в Тияке (рус. Царев) - главном поселении юртовцев [27, с. 553].

В Ногайской орде имелось некогда сословие сеитов и ходжей. По настоящее время один из наиболее распространенных родов у юртовцев - род хужа с фамилией Ходжаевы. Согласно шежере этого рода, основатель этого рода переселился в Астрахань в XVII в. [21]. Этот факт, очевидно, доказывает переселение населения Ногайской орды в XVI-XVИ вв. в юртов-ские поселения под Астраханью. Таким образом, утверждения Д.М. Исхакова и Р.Т. Алиева о том, что в Юрте - будущем Тияке и прочих юртовских селениях в XVII в. никаких выходцев из Ногайской орды не было, являются несостоятельными.

Кроме того, в составе карагашногаев фиксируется род сеит алтаяк, в шежере которого (было издано А.И. Умеровым в 1908 г.) встречается некто Сеид Джанкуват. Авторы настоящей статьи высказывают версию тождества его с сеидом Енгуватом, который некогда был главным сеидом Астраханского ханства и давал шерть Московскому государству [7, с. 159], однако этот вопрос нуждается в более детальном исследовании.

Родоплеменной состав юртовцев. Ногаевед Р.Х. Керейтов со ссылкой на документы Астраханского губернского правления приводит список родов «астраханских татар»: арслан-белек, ас, буркут, борлак, карамангыт, куланшы, мын, канглы, нукус, кунграт, кырк, кытай, туркмен, югур (ног. уйгур), юшун (ног. уьйсин), эсебей мангыт, тогунчи (ног. тогыншы) [13, с. 37]. Часть из них кочевала близ Астрахани на рубеже XVII в. и, очевидно, «транзитом» ушла на Северный Кавказ, прочие могли остаться.

Исходя из списка юртовских тамг, приведенных П.И. Небольсиным [15, с. 61-64], авторы статьи полагают, опираясь на материал Р.Х. Керейтова, собранный у потомков Большого Ногая ногайцев-едисанов, что тамга в виде

полумесяца (ног. ай) у юртовцев относилась к племени нокис (ног. ноькис) и уйсун [13, с. 64]; тамга в виде ковша (ног. шоьмиш) -мангытам, тамга в виде плети (ног.камшы) - асам и кыпчакам, тамга в виде гребня (ног. тарак) -найманам [14, с. 71]. Тамга порог (ног. босага) [6] - кунгратам [13, с. 87].

Ас. Асы, согласно Ибн Батуте, в Золотой орде жили в окрестностях Сарая. Асы преданнее прочих служили беклербеку Ногаю, и, очевидно, сохранили память о нем также как мангыты, кунграты и тукатимуриды [11, с. 26]. Придворный йырау из племени ас Шал-Кииз, живший при дворе бия Темира в Большой орде (Тахт эли), называл ее «моя ногайская родина» [11, с. 26]. Предку астраханских ханов Тука-Тимуру принадлежали Хаджи-Тархан, Мангышлак, вилаяты Ас и Черкес. Авторы статьи связывают область Ас с Северным Кавказом. Асы до сих пор присутствуют в составе карагашно-гаев [23] и это наиболее распространенное племя у всех групп ногайцев [13, с. 93].

Мангыт. Очевидно, что Д.М. Исхаков абсолютно неправ «изничтожая» мангытов на нижней Волге и в Золотой орде, утверждая, что их не было в составе ордынских элей ранее конца XIV в. Согласно данным Ж.М. Сабитова, предок Эдиге мангыт Янджи, вместе с его братьями пребывали в Золотой орде и поддерживали беклербека Ногая, а владения их отца Куремсы располагались в Крыму и на Днепре [24, с. 457]. Другая же группировка мангытов находилась как раз на Волге, в «Фирдавс-аль-икбал» упоминается их лидер Сонгкор мирза [11, с. 26]. Уже в конце XIV в. предок всех ногайских мурз знаменитый беклербек Эдиге правил в ордынской Астрахани, поставив в ней правителем Темир-Кутлуга. При этом в источниках Темир-Кутлуг называется ее первым правителем, а само ханство зовется «Темир-Кутлуевым царевым юртом» [7, с. 25]. Вместе с тем и Мансур б. Эдиге [27, с. 83] и сын его Темир б. Мансур были беклербеками в Большой орде [7, с. 44], предшествовавшей Астраханскому ханству. Очевидно, что мангыты играли важную роль и в Астраханском ханстве. Неслучайно и земли на реке Терек, бывшие некогда крайней границей Астраханского ханства в русских источниках 1526 г. названные «старым ногайским кочевищем» были пожалованы Нураддину [27, с. 53], хотя в последующем улус нурадына в Ногайской орде находился на левобережье

Волги, а «юрт Нурадын мирзин» бием Исмаилом в переписке XVI в. указывался конкретно по обе стороны р. Бузан [27, с. 69]. Интересно и то, что на р. Бузан на древнем местопребывании мангытов в настоящее время находятся села ногайцев-карагашей, среди которых, как и у юртовцев, сохраняется родовое объединение «мангыт» с тамгой в виде «ковша» (ног. шоьмиш).

Кунграт. Кунграты занимали во властной структуре Астраханского юрта значимое место, при этом кунграты связывали себя с Ногаем. Один из авторов настоящей статьи ранее, опираясь на сведения «Фирдаус аль-Икбал» указывал на то, что отцом Нагдая Кунграта был «Агадай, сын Ногая». Однако И.В. Зайцев в своей работе «К истории золотоордынских кунгратов в Хорезме и в Крыму: эмир Нангутай» привел убедительные сведения о том, что в действительности тот был сыном Тимур-Кутлуга кунграта, что требует уточнения родства с ногаидами и тех обстоятельств, в которых они взаимодействовали. Однако, совершенно ясно, что существовала традиция соотнесения этого рода с Ногаем. Переселение его из Крыма и сведения о том, что Ак-Хусейн был правителем ногаев, от которого «пошли ак ногаи» в «Маджму ат-Таварих», судя по всему, указывают на связь с ханом Ногаем через подчинение и преемственность подданных [11, с. 26].

Очевидно, что указанная ветвь рода кунгратов противопоставляла себя Салджидай гургэну и связывала себя с «партией Ногая» в силу того, что уже приняла Ислам, как и тукатимуриды [11, с. 28]. В Астраханском ханстве кунграты занимали посты беклербеков при ханах-тукатимуридах. Из видных деятелей ханства были кунграты Ишим и Джан-Мухаммед [7, с. 251]. Сведения об астраханских кунгратах в источнике XVI в. «Маджму ат-Таварих» появились со слов информатора, беклербека Астраханского ханства Баба Али Хытай [11, с. 26]. У поздних юртовцев существовали махал-ля Курнат (Кунграт) в Кызане и Тияке.

Алчин (алшин). Алшыны у ногаев в составе юртовцев не сохранились с этим именем, однако у ногаев-едисанов на Ставрополье есть алшины, и на Кубани проживает род Ольшуновы (алшин), а одноименный топоним фиксируется в степном Крыму. Родоплеменное объединение алшин имеется у казахов Младшего жуза, однако тождественность ногайских и казахских алшинов еще ничем не доказана.

Уйшин (ног. Уьйсин). Этот эль наличествовал в Большой орде, а ранее в Золотой орде. Известно, что герой ногайского эпоса «Арю Амет» имел реальный прототип в лице Ахмета, сына Исы, одного из эмиров хана Джанибека [23]. Согласно сведениям из ногайских и кумыкских родословных, он проживал на Северном Кавказе в районе р. Терек [8, с. 77]. Наличие племени уйсун в Астраханском ханстве можно доказать архивными данными о «князе астраханском Салчее», который, по мнению И.В. Зайцева, происходил из племени уйсун и приходился сыном вышеупомянутому Ахмету сыну Исы [7, с. 18]. Племя уйсун фиксируется у кубанских, ачикулакских ногаев и караногаев [13, с. 62].

Келечи. Племя это составляло табун ногайских князей Урусовых и имело общую тамгу шыгыр [15, с. 61]. Современное с. Килинчи Приволжского района АО носит название ногайского едисанского рода келечи, именно в такой форме название было зафиксировано у П.И. Небольсина [15, с. 53].

Кытай. К этому племени принадлежал беклербек астраханского хана Абдул-Карима Баба Али Хытай (Кытай), он был главным информатором о золотоордынской истории для авторов сочинений XVI в «Чингиз-наме» и «Маджму ат-Таварих». Племя кытай фиксировалось в Ногайской орде и ныне имеется у современных ногаев Северного Кавказа [13, с. 97]. У юртовцев в с. Татарская Башмаковка имеется атак (прозвище) Кытай.

Алаш. Встречается у части юртовцев в с. Татарская Башмаковка (ног. Кызан) и совпадает с племенем алаш у ачикулакских ногаев [13, с. 143].

Борлак. Имеется у ачикулакских ногаев-едисанов [13, с. 143]. Тогунчи (тогыншы) -у караногаев [13 с. 71].

В настоящее время родоплеменная структура у юртовцев трансформировалась в систему прозвищ (ног. атак). Часть из них происходит от прежних родоплеменных названий (алаш, тарак, кытай) прочие, по-видимому, от патронимов - имен прародителей и табунных голов. Некоторые и вовсе от бытовых прозваний [23]. Старшее поколение еще помнит родовые тамги, которые играли роль инсигний, что позволяет частично реконструировать родовую структуру или составить о ней представление.

4 Личная консультация А.К. Махсутова.

До сих пор игнорировалось влияние на юртовцев карагашногаев, переселявшихся с XVIII в. в юртовские села и ныне находящихся в их составе. Однако имелся так называемый Карагаш-аул на Тияке, карагашские семьи в большом количестве фиксируются в селах Солянка, Осыпной бугор, Три Протока и др., что отложилось в метрических книгах4. Браки между юртовцами и карагашами не считались смешанными, но считались браками внутри одного народа [20].

Бытовавшая у ногаев-карагашей «Рукопись об основании Сеитовки» также именует юртовцев ногаями, «которые не смогли переселиться» на Кубань, не отличая от прочих ногаев [22].

Общим компонентом в сложении юртовцев и карагашей оказались едисанские ногаи [11]. Представители Малого Ногая (другая часть предков карагашей) упоминаются в источниках как «крымские татары», «казыевские татары», «кочевные татары». Интересно, что в кумыкской исторической традиции, ногаев, живших между Тереком и Кумой, вплоть до начала XX в. называли хажитархан ногайлары-астраханские ногайцы [17, с. 151-166], сохраняя память об Астраханском ханстве.

Позднее этническое влияние переселенцев из казанских и мишарских татар в целом не изменило картины. Согласно нашим полевым материалам, юртовцы различают переселенцев от соплеменников.

Таким образом, юртовцы являются частью ногайского этноса, потомками Астраханского ханства и Ногайской орды, обретшими ряд региональных особенностей.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алиев Р.Т. Проблема этнической идентификации юртовских татар // Журнал Фронтирных Исследований. 2016. № 3. С. 39-51.

2. Викторин В.М. Интерстадиал (к перерыву постепенности этнического развития при присоединении Нижнего Поволжья к Российскому государству) // Материалы четвёртой краеведческой конференции. Ч. 1. Астрахань, 1991. С. 46-50.

3. Государственный архив Астраханской области (далее ГААО). Ф. 878. Оп. 1. Д. 321 (мечеть Сарайшыклы).

4. ГААО. Ф. 878. Оп. 1. Д. 264 (мечеть махалля Сеит).

5. Гмелин С.Г. Путешествие по России для исследования трех царств природы. Ч. II. Путешествие от Черкасска до Астрахани и пребывание в сём городе: с начала августа 1769 года по пятое июня 1770 года. СПб., 1777.

6. Джуманов Р. У., Мусаев А.Д. Родоплеменной состав жителей села Татарская Башмаковка в XVШ-XX вв. // Астраханские краеведческие чтения. Астрахань, 2010. С. 285-294.

7. Зайцев И.В. Астраханское ханство. М.: «Восточная литература», 2004. 303 с.

8. Идрисов Ю.М. Сословие карачи-беков на Северо-Восточном Кавказе: происхождение и функции. Историческая и социально-образовательная мысль. Т. 8. № 1 (Ч. 2). 2016. С. 75-78.

9. Исхаков Д.М., Тычинских З.А. Татарско-ногайское население Нижнего Поволжья от средневековья до первых десятилетий XX в.: к вопросу об этнической дифференциации астраханских татар и карагашей) // Туган жир. № 2. 2023. С. 10-29.

10. Исхаков Д.М., Измайлов И.Л. Этнополити-ческая история татар (Ш-середина XVI в.). Казань: РИЦ Школа, 2007. 356 с.

11. Ишмухамбетов Р.В. Этноним «Ногай» в источнике XVI в. «Маджму ат-Таварих» // Проблемы востоковедения. 2024. №4 (106). С. 23-30.

12. Ишмухамбетов Р.В. К вопросу о происхождении ногайцев-карагашей // Астраханские краеведческие чтения. Сборник статей XV Всероссийской научно-практической конференции. Астрахань: Издатель Сорокин Р.В., 2023. С. 268276.

13. Керейтов Р.Х. Ногайцы. Особенности этнической истории и бытовой культуры. Ставрополь: Сервисшкола, 2009. 464 с.

14. Котов Ф. Хожение купца Федота Котова в Персию. М.: Издательство восточной литературы, 1958. 111 с.

15. Небольсин П.И.Очерки волжского низовья. Типография МВД. СПб., 1852. 197 с.

16. ОлеарийА. Описание путешествия в Московию. Смоленск: Русич, 2003. 480 с.

17. Оразаев Г.М.-Р. Исторические сочинения Дагестана на тюркских языках XVII-нaчaлa XX в. (тексты, комментарии). Кн. 1. Махачкала: «Эпоха», 2003. 332 с.

18. Пигарев Е.М. Погребения в склепах гурхана Селитренного городища (по материалам раскопок 2004-2005 гг.) // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. Т. II. М., 2008.

19. Полное собрание русских летописей. Т. 13. М.: Издательство восточной литературы, 1965. 532 с.

20. Полевой материал авторов (ПМА) Собран в юртовских и карагашских селах АО.

21. ПМА 2. Информант Асанов Ильнур Эльдарович.

22. Рукопись об основании Сеитовки (на языке тюрки, копия), хранится в личном архиве автора.

23. Сабитов Ж.М. К вопросу об Амате, сыне Исы // Вестник Евразийского национального университета. № 3(94). Астана, 2013. С. 299-302.

24. Сабитов Ж.М., Тулеубаева С.А. Анализ достоверности «курейшитской генеалогии» Идегея из «Джами ат-таварих» Кадыр Али-бека и трактата «О роде князей Юсуповых» // Золотоордынское обозрение. 2023. Т. 11. № 2. С. 453-462.

25. Сдыков М.Н. Формирование яицкого (Уральского) казачества в XVI-XVIII веках: мифы и реальность // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья (Казань). 2019. № 9. Т. I. С. 9-14

26. Сызранов А.В. О ногайско-татарских аспектах этногенеза и этнической истории юртовцев // Ногаеведческий сборник. Вып. 2. Материалы «Джанибековских чтений». Астрахань, 2013. C.115-120.

27. Трепавлов В.В. История Ногайской Орды. Казань: Издательский дом «Казанская недвижимость», 2016. 764 с.

28. Трепавлов В.В. Степные империи Евразии: монголы и татары. М.: «Квадрига», 2015. 368 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

29. Торопицын И.В. Юртовские татары в орбите внутренней и внешней политики России в первой половине XVIII в. // Тюркологический сборник 2011-2012: Политическая и этнокультурная история тюркских народов и государств / Ин-т вост. рукописей РАН. М., 2013. С. 375-412.

REFERENCES

1. Aliyev, R.T. The Problem of Ethnic Identification of the Yurt Tatars. In: Journal of Frontier Studies. 2016. No. 3. P. 39-51. (in Russian).

2. Viktorin, V.M. Interstadial (on the Interruption in the Gradualism of Ethnic Development during the Annexation of the Lower Volga Region to the Russian State). In: Proceedings of the Fourth Regional Studies Conference. Part 1. Astrakhan, 1991. P. 46-50. (in Russian).

3. State Archives of the Astrakhan Region. Fond 878, opis 1, delo 321 (Saraishykly Mosque), (in Russian).

4. State Archives of the Astrakhan Region. Fond 878, opis 1, delo 264 (Seit Mahalla Mosque), (in Russian).

5. Gmelin, S.G. Travel across Russia to Explore the Three Kingdoms of Nature. Part II. Journey from

Cherkassk to Astrakhan and stay in the whole city: from the beginning of August 1769 to the fifth of June 1770. St. Petersburg, 1777. (in Russian).

6. Dzhumanov, R.U., Musaev, A.D. Tribal composition of the inhabitants of the village of Tatarskaya Bashmakovka in the XVIII-XX centuries. In: Astrakhan local history readings. Astrakhan, 2010. P. 285294. (in Russian).

7. Zaitsev, I.V. Astrakhan Khanate. Moscow: "Eastern Literature", 2004. 303 p. (in Russian).

8. Idrisov, Yu.M. The Karachi-bek estate in the North-East Caucasus: origin and functions. Historical and socio-educational thought. Vol. 8. No. 1 (Part 2). 2016. P. 75-78. (in Russian).

9. Iskhakov, D.M., Tychinskikh, Z.A. Tatar-Nogai population of the Lower Volga region from the Middle Ages to the first decades of the twentieth century: on the issue of ethnic differentiation of the Astrakhan Tatars and Karagash. In: Tugan fat. No. 2. 2023. P. 1029. (in Russian).

10. Iskhakov, D.M., Izmailov, I.L. Ethnopolitical history of the Tatars (3-mid 16th century). Kazan: RIC School, 2007. 356 p. (in Russian).

11. Ishmukhambetov, R.V. The ethnonym "Nogai" in a 16th century source "Majmu at-Tawarikh" In: Problems of Oriental Studies. 2024. No. 4 (106). P. 23-30. (in Russian).

12. Ishmukhambetov, R.V. On the Origin of the Nogai-Karagashi. In: Astrakhan Local History Readings. Collection of Articles of the XV All-Russian Scientific and Practical Conference. Astrakhan: Publisher Sorokin R.V., 2023. P. 268-276. (in Russian).

13. Kereytov, R.Kh. Nogai. Features of Ethnic History and Everyday Culture. Stavropol: Service School, 2009. 464 p. (in Russian).

14. Kotov, F. The Journey of the Merchant Fedot Kotov to Persia. Moscow: Publishing House of Eastern Literature, 1958. 111 p. (in Russian).

15. Nebolsin, P.I. Essays on the Volga Lower Reach. Printing House of the Ministry of Internal Affairs. St. Petersburg, 1852. 197 p. (in Russian).

16. Olearius, A. Description of a Journey to Muscovy. Smolensk: Rusich, 2003. 480 p. (in Russian).

17. Orazaev, G.M-R. Historical Works of Dagestan in the Turkic Languages of the 17th - early 20th Centuries (Texts, Comments). Book 1. Makhachkala: "Epokha", 2003. 332 p. (in Russian).

18. Pigarev, E.M. Burials in the Crypts of the Gurkhan of the Selitrenny Settlement (Based on Excavations in 2004-2005). In: Proceedings of the II (XVIII) All-Russian Archaeological Congress in Suzdal. Vol. II. Moscow, 2008. (in Russian).

19. Complete collection of Russian chronicles. Vol. 13. Moscow: Publishing house of oriental literature, 1965. 532 p. (in Russian).

20. Field material of the authors. Collected in the Yurt and Karagash villages of the Autonomous Region, (in Russian).

21. Field material of the authors. Informant Il'nur E. Asanov. (in Russian).

22. Manuscript on the foundation of Seitovka, stored in the author's personal archive, (in Old Turkic).

23. Sabitov, Zh.M. On the issue of Amat, son of Isa. Bulletin of the Eurasian National University. No. 3 (94). Astana. 2013. P. 299-302. (in Russian).

24. Sabitov, Zh.M., Tuleubaeva, S.A. Analysis of the reliability of the "Quraysh genealogy" of Idegey from "Jami at-tavarikh" by Kadir Ali-bek and the treatise "On the family of the Yusupov princes". In: Golden Horde Review. 2023. Vol. 11. No. 2. P. 453-462. (in Russian).

25. Sdykov, M.N. Formation of the Yaik (Ural) Cossacks in the 16th-18th centuries: myths and reality. In: From the history and culture of the peoples of the Middle Volga region (Kazan). 2019. No. 9. Vol. I. P. 9-14. (in Russian).

26. Syzranov, A.V. On the Nogai-Tatar aspects of ethnogenesis and ethnic history of the Yurt people. In: Nogai studies collection. Issue 2. Materials of the "Dzhanibekov readings". Astrakhan, 2013. P. 115-120. (in Russian).

27. Trepavlov, V.V. History of the Nogai Horde. Kazan: Publishing House "Kazan Real Estate", 2016. 764 p. (in Russian).

28. Trepavlov, V.V. Steppe Empires of Eurasia: Mongols and Tatars. Moscow: "Quadriga", 2015. 368 p. (in Russian).

29. Toropitsyn, I.V. Yurt Tatars in the Orbit of Russia's Domestic and Foreign Policy in the First Half of the 18th Century. In: Turkological Collection 20112012: Political and Ethnocultural History of the Turkic Peoples and States / Institute of Eastern Manuscripts of the Russian Academy of Sciences. Moscow, 2013. P. 375-412. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.