помеченных нами орланов. Помеченного нами на Курголовском полуострове в 1996 г. птенца мы наблюдали в 9 км от гнезда через год, в конце июля 1997. Птицу, окольцованную в 1994 г. птенцом в Эстонии неподалёку от Тарту, в июне 1997 нашли мёртвой на восточном берегу Чудского озера около дер. Самолва Псковской обл. Расстояние между этими двумя точками составляет около 14 км.
В настоящее время на Северо-Западе России состояние популяции ор-лана-белохвоста является стабильным. Тенденции изменения населения этих птиц в нашем регионе будут зависеть от кормовой базы и от отношения к ним человека. Плотность населения этого хищника в исследованном регионе не предельна и при благоприятных условиях возможно увеличение численности.
£0 ОЯ
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2003, Экспресс-выпуск 230: 824-826
К экологии тянь-шаньского тетерева Lyrurus tetrix mongolicus (Заилийский Алатау)
М.Д.Зверев
Второе издание. Первая публикация в 1962*
В течение многих лет нам приходится наблюдать тянь-шаньского тетерева Lyrurus tetrix mongolicus Lonnberg, 1904 в горах Заилийского Алатау на территории бывшего Алма-Атинского заповедника. Тетерева европейской части СССР [L. t. tetrix (Linnaeus, 1758)] и Сибири (L. t. viridanus Lorenz, 1891), за которыми нам также приходилось наблюдать, по образу жизни сходны между собой, но тянь-шаньский тетерев имеет ряд отличий от других подвидов.
Общеизвестно, что зимой тетерева европейской части Союза и Сибири питаются главным образом серёжками берёз. Наш же тетерев всю зиму и часть весны питается хвоёй тянь-шаньской ели Picea schrenkiana. Его зоб зимой к вечеру туго набит иглами (они мягче иголок других видов ели). Между тем почти всю зиму и в особенности весной южные склоны даже в полосе леса бывают лишены снега, и тетерев мог бы находить там пищу. Тем более, что осенью он обычно вылетает из зоны елового леса далеко вниз и кормится на земле среди яблоневых зарослей. Даже ранней весной, когда тетерева вылетают по утрам токовать на освобождённые от снега склоны ниже елового леса, они всё же не остаются там на кормёжку, а с восходом солнца улетают в ельники и кормятся всё ещё хвоёй ёлок. Зимой только несколько раз нам приходилось вспугивать тетеревов из-под нависших крон елей, где около ствола не было снега. Возможно, они кормились там, но непосредственно наблюдать или добыть именно эти экземпляры не удалось.
* Зверев М.Д. 1962. К экологии тянь-шаньского тетерева (Заилийский Алатау) ¡¡Орнитология 5: 208-210.
Характерно, что в Восточной Сибири дикуша Falcipennis falcipennis тоже зимой питается хвоёй аянской ели Picea jezoensis, которая также отличается своей мягкостью.
Вынужденное изменение зимнего питания наблюдается и у каменных глухарей Камчатки Tetrao urogalloides, которые питаются зимой берёзовыми почками и серёжками в отличие от своих сибирских и европейских сородичей.
Наш тетерев вынужден был приспособиться к питанию хвоёй тянь-шаньской ели ввиду того, что берёза в Заилийском Алатау очень редка, хотя в урочищах Аксая и в вершине Маралсая Талгарской лесной дачи имеется значительное насаждение берёзового леса (Betula tianschanica), но ни нам, ни наблюдателям заповедника ни разу не пришлось зимой наблюдать тетеревов, сидящих на берёзах.
Интересно, что опытные посевы пырейно-пшеничного гибрида с целью подкормки тетеревов высоко в горах, в зоне ельников, не дали никаких результатов. В течение ряда лет ни на одном из посевов тетерева ни разу не были обнаружены. В конце концов посевы были уничтожены кабанами.
В яблоневой зоне гор, где много посевов пшеницы, ячменя, овса и других культур, тетерева также ни разу не были обнаружены на кормёжке ни весной, ни осенью, хотя в это время они и спускаются в эту зону. Даже в годы Отечественной Войны, когда из-за недостатка рабочих рук на всю зиму остался в снопах необмолоченный хлеб, то и тогда не было отмечено ни одного случая кормёжки тетеревов зерном.
Весьма своеобразно токование тетеревов в Заилийском Алатау. Начинается оно рано, с середины марта, сначала, как обычно, на деревьях поодиночке. Но в конце марта и в начале апреля тетерева уже спускаются по утрам на землю. Однако поскольку в это время в ельниках, которые являются их обычными местообитаниями, лежит ещё глубокий снег, тетерева вылетают для токования далеко ниже зоны елового леса, иногда до 5 км (например, гора Чембулак, около Карагачевой рощи в ущелье Котур-Булак, в верховьях Широкой щели около Алма-Аты и во многих других щелях). Сюда, в зону яблоневого леса, из года в год на одни и те же места тетерева слетаются по утрам ещё в предрассветных сумерках. До начала апреля они токуют только рано утром. С восходом солнца тетерева улетают обратно в ельник. С конца, примерно, первой декады апреля (в зависимости от хода весны) токование тетеревов принимает иной характер: начав рано утром токовать внизу, тетерева затем перемещаются в зону ельников и "дотоковывают" там на полянах, освободившихся от снега к этому времени. И, наконец, со второй половины апреля тетерева совсем перестают посещать тока в яблоневой зоне и токуют только в зоне елового леса, где и заканчивают токование в конце апреля или начале мая.
Другой особенностью является большое количество токов, в вершине почти каждой щели, с небольшим количеством птиц — 2-3-10 штук на каждом току. С ежегодным постоянством ток от тока находится на расстоянии иногда 1-2 км, например в урочище Бельбулак и др.
Первоначально создаётся впечатление, будто тетерева распугиваются на токах охотниками. Подобная картина наблюдалась нами в Сибири, например, около больших городов, где под влиянием преследования охотниками тока разбиваются и тетерева начинают токовать по 2-3 штуки в разных местах. За 10 лет наших наблюдений мы не знаем ни одного случая, чтобы тетеревов стреляли здесь на токах весной. Следовательно, факт распугивания человеком
как будто бы не должен иметь места. Впрочем, возможно, что человека частично заменяет лисица. Неоднократно приходилось наблюдать этих крайне многочисленных у нас хищников, подкрадывающихся к токующим тетеревам. При неудачных попытках схватить тетерева дело заканчивается всё же распу-гиванием птиц.
Только к концу апреля в зоне елового леса тетерева собираются иногда вместе до 20-25 штук, например в Актасе, Казачке и других местах.
Воркование и чуфыканье звучат на более высоких тонах и значительно тише, чем у сибирских тетеревов.
Обращает на себя внимание также и небольшое количество птенцов в выводках при нормальных кладках яиц. К середине лета выводки нередко состоят из 1-2-3 птенцов. Причины изреживания поголовья молодняка остаются невыясненными, хотя частично мы склонны отнести это на счёт деятельности лисиц и отчасти барсуков.
При непрерывных наблюдениях в течение 10 дней за токованием тетеревов весной 1948 года замечено, что на ток тетерева прилетают не с вечера, как обычно в Сибири, а рано утром. Возможно, впрочем, что это не является отличительной особенностью данного подвида, а зависит от неблагоприятной погоды во время наблюдений или от других, невыясненных обстоятельств.
Для тетеревов лесостепных пространств большую роль играют климатические условия. Ледяная корка на снегу, образующаяся зимой во время ночных влажных снегопадов (гололедица), губит тетеревов, не имеющих возможности выбраться из-под снега после сна. Оледенение ветвей берёз в это время надолго лишает нормального питания оставшихся в живых тетеревов.
Всего этого не испытывает тянь-шаньский тетерев, так как его основной зимний корм — мягкая хвоя тянь-шаньской ели — всегда легко доступна для него. Ледяная корка на снегу свободно им преодолевается и никогда не образуется таких настов в одну ночь, как в Сибири и других местах. Во всяком случае, за десять лет наблюдений за тетеревами в горах Заилийского Алатау на территории бывшего Алма-Атинского заповедника не было установлено случаев гибели тетеревов под снегом ни автором, ни наблюдателями на 40 кордонах. Таким образом, климатические факторы зимнего времени не оказывают губительного влияния на тянь-шаньского тетерева.
Однако небезынтересно отметить, что численность тетеревов в Заилий-ском Алатау невелика. Основной причиной этого является обилие лисиц, барсуков и других хищников, уничтожающих главным образом яйца и птенцов тетеревов. В годы массового размножения грызунов в горы Заилийского Алатау зимой особенно много набегает лисиц из окрестных степей. Весной значительная часть их остаётся щениться в горах, истребляя кладки и птенцов тетеревов, кекликов и бородатых куропаток. На следующиё год после массового размножения грызунов численность всех диких куриных птиц, в том числе тетеревов, разко снижается.
Ю ОЯ