Научная статья на тему 'К экологии оляпок cinclus cinclus и cinclus pallasii в горах Средней Азии'

К экологии оляпок cinclus cinclus и cinclus pallasii в горах Средней Азии Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
66
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Будрис Р.Р.

Второе издание. Первая публикация: Будрис Р.Р. 1981. К экологии оляпок в горах Средней Азии // Бюл. МОИП. Отд. биол. 86, 3: 41-44.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К экологии оляпок cinclus cinclus и cinclus pallasii в горах Средней Азии»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1727: 527-531

К экологии оляпок Cinclus cinclus и Cinclus pallasii в горах Средней Азии

Р.Р.Будрис

Второе издание. Первая публикация в 1981*

Обыкновенная Cinclus cinclus и бурая C. pallasii оляпки - близкие, высоко специализированные виды птиц, сходные по своей экологии. В горных районах Средней Азии их ареалы перекрываются. Мы попытались выявить закономерности распределения этих двух видов по горным рекам и ручьям и особенности экологии каждого из них в условиях симпатрии. Основное внимание уделяли изучению размещения гнездовых участков, устройства гнёзд и территориальным взаимоотношениям. Исследования проводили летом 1978 года в хребтах Терскей -Алатау и Кунгей-Алатау (Центральный Тянь-Шань), а летом 1979 года — в Фанских горах (Памиро-Алай). Использованы некоторые материалы по этим птицам, собранные в 1976 году в Шугнанском и Рушан-ском хребтах (Бадахшан).

В бассейне реки Чон-кызыл-су (Терскей-Алатау) на протяжении 40 км русла гнездилось не меньше 12 пар обыкновенных и 6 пар бурых оляпок.

Обыкновенные оляпки гнездились от альпийского пояса до нижних пределов лесного пояса. Большинство гнездовых участков было приурочено к отрезкам речек со спокойным течением и пологими берегами, в висячих долинах. Три пары занимали участки на ручьях с руслом, заваленным скальными обломками, и очень бурным течением. Из 6 найденных гнёзд два были устроены совершенно открыто, на вершинах одиночных валунов посередине русла; три — в толще нависшего над водой дёрна и одно — глубоко в щели между камнями в русле небольшого притока. В гнёздах, расположенных открыто, после продолжительного снегопада в начале июня кладки погибли; после этого одна пара построила второе гнездо в 100 м выше по течению. Оно располагалось также открыто на вершине камня.

Бурые оляпки населяли в основном лесной пояс, лишь участки обитания двух пар заходили в пояс арчового стланика. Гнездовые участки были приурочены только к отрезкам ручьёв с бурным течением и заваленным валунами руслом. Из 4 найденных гнёзд три были устроены закрыто — в щелях между валунами, на крутых берегах в толще мха, и только одно располагалось открыто, в большой нише скалы. Во время

* Будрис Р.Р. 1981. К экологии оляпок в горах Средней Азии IIБюл. МОИП. Отд. биол. 86, 3: 41-44. Рус. орнитол. журн. 2019. Том 28. Экспресс-выпуск № 1727

экскурсий по соседним ущельям были найдены ещё два гнезда бурых оляпок, расположенные на уступах и карнизах скальных круч, обрывающихся к воде. Такие гнёзда легко обнаруживаются, и поэтому может создаться впечатление, что подобный тип устройства гнезда — самый распространённый у бурой оляпки.

Рис. 1. Обыкновенная оляпка Сте1ш аж1ш. Или-Алатауский национальный парк. 21 апреля 2012. Фото А.Исабекова.

Рис. 2. Бурая оляпка Сте1ш ра1^и. Или-Алатауский национальный парк. 15 мая 2014. Фото А.Исабекова.

Одно гнездо бурой оляпки было устроено на маленьком притоке на расстоянии 1 км от русла Чон-кызыл-су. Во время насиживания самец летал за кормом для самки на основное русло, причём вниз спускался кратчайшим путём, пролетая высоко над лесом. С кормом он поднимался строго вдоль ручья, летя над самой водой, с частыми остановками. За время наблюдения (с 11 до 15 ч) интервалы между приносами корма составляли 20-25 мин.

На отрезке реки протяжённостью 11 км в пределах лесного пояса было найдено 10 гнёзд оляпок обоих видов. Расстояния между ними приведены на рисунке 3. В зоне совместного обитания обоих видов, в лесном поясе, расстояния между гнёздами были меньше, чем в верховьях ручьёв с открытыми и пологими берегами, где гнездились только обыкновенные оляпки. Больше всего гнёзд оказалось на порожистом отрезке Чон-кызыл-су с бурным течением, с многочисленными островами, валунами и обрывистыми берегами.

0 1 ' 2 ' 3 ' 4 5 ' 6 ' 7 ' В ' 9 ' ¡0 11км

Рис. 3. Расстояние между гнёздами обыкновенной оляпки (1) и бурой оляпки (2) в ущелье Чон-кызыл-су.

Высокие многоступенчатые водопады на некоторых боковых притоках не позволяли оляпкам проникнуть выше их (Будрис 1979).

В Кунгей-Алатау гнездовые участки обыкновенной оляпки иногда включали и небольшие озёра, образовавшиеся после обвалов. Птицы летали над озёрами, садились на воду, плавали, ныряли. Несколько раз мы наблюдали, как обыкновенная оляпка заходила с берега в воду, проходила мелководье и, отплыв несколько метров, начинала нырять.

В литературе приводятся разноречивые данные о способах устройства гнёзд бурой и обыкновенной оляпками. Некоторые авторы указывают на полное сходство их строения и расположения (Зарудный 1912). Л.С.Степанян (1962), по наблюдениям в Терскей-Алатау, описывает как характерный для бурой оляпки тип устройства гнёзд на вертикальных поверхностях скал, обрывающихся в русло реки. Так иногда располагают гнёзда и обыкновенные оляпки (Кыдыралиев 1973). По данным А.Ф.Ковшаря (1979), в Заилийском и Таласском Алатау гнёзда обыкновенной оляпки, как правило, расположены в нишах береговых обрывов, и вход в них закрыт водяной завесой. В Европе открытое расположение гнезда у этого вида встречается очень редко (Jost 1967). По нашим данным, места устройства гнёзд у обоих видов оляпок во всех исследованных горных районах Средней Азии очень разнообразны. Скорее всего, узких видовых стереотипов устройства гнезда у оляпок

нет, а тот или иной конкретный способ его устройства диктуется особенностями местообитания.

Бурая и обыкновенные оляпки конкурируют за удобные места для устройства гнёзд, которые в одинаковой степени подходят для обоих видов. Более крупная и сильная бурая оляпка вытесняет обыкновенную из уже занятых гнездовых участков, а иногда занимает недостроенные ею гнезда (Ковшарь 1979). В ущелье Чон-кызыл-су, если гнёзда разных видов оляпок располагались близко, мы наблюдали межвидовые столкновения. Как правило, они происходили у гнезда обыкновенной оляпки. Самец бурой оляпки своими атаками не позволял обыкновенной залететь в своё гнездо с уже отложенными яйцами. В это время в гнезде бурой оляпки тоже были яйца, которые насиживала самка. Мы ни разу не отмечали столкновений между оляпками разных видов после вылупления птенцов.

В разных горных районах вертикальное размещение обыкновенной и бурой оляпок не одинаково. На Тянь-Шане обыкновенная оляпка поднимается выше бурой; такая же картина наблюдается в Северном Афганистане (Meinertzhagen 1938). В Гималаях обыкновенная оляпка обитает только на больших высотах — от 3000 до 5300 м н.у.м. (Schäfer 1938). Однако в некоторых районах Средней Азии бурая оляпка поднимается по долинам рек выше обыкновенной (Сагитов 1962; Абдуса-лямов 1964). Нам удалось установить, что в Фанских горах высотное распределение обоих видов зависит от рельефа русла ручьёв, особенно в верховьях. Так, на реке Пасруд, текущей в широкой долине с луговыми берегами, в период размножения встречались только обыкновенные оляпки. По трём очень бурным притокам этой реки от места их впадения и выше, до ледниковых морен, обитали только бурые оляпки. Исключение составлял один приток, в верховьях которого был большой пологий цирк с галечниками вдоль русла. В этом цирке гнездились только две пары обыкновенных оляпок, а на нижнем отрезке ручья с крутым падением и множеством скальных завалов — только бурые оляпки. Такая же картина наблюдалась и в другом ущелье. Ручей Уречь втекает с Куликолонского плато, где находится система больших и малых озёр, соединённых протоками. По ручьям, стекающим с окружающих гор в эти озёра, обитали только обыкновенные оляпки. Ниже, там где ручей превращался в бурный горный поток, встречались оба вида, причём бурых оляпок было в три раза больше, чем обыкновенных. Видимо, большая сравнительно ровная площадь, занятая озёрами и протоками, не позволяла бурым оляпкам проникнуть выше её, на ручьи, впадающие в эти озёра.

Наиболее сильно отличались гнездовые участки исследуемых видов в Бадахшане. На двух притоках реки Гунт - Барсемдаре и Шарип-даре (Рушанский и Шугнанский хребты) — полностью господствовали

бурые оляпки. Пара обыкновенных оляпок гнездилась только на отрезке реки, где русло разбивалось на несколько рукавов со спокойным течением. Гнездо их было устроено в толще торфа на берегу ручья, текущего по сильно переувлажнённому лугу.

Таким образом, обыкновенная оляпка в сравнении с бурой обладает большей экологической пластичностью. Она достигает очень больших высот — в Гималаях до 5300 м н.у.м. (Schäfer 1938), на Восточном Памире — до 4200 м (Потапов 1966). Биотопы в пределах гнездовых участков обыкновенной оляпки гораздо более разнообразны, чем у бурой, и гнёзда они могут устраивать в самых разных местах. Нам кажется, что эта универсальность позволяет обыкновенной оляпке жить на Восточном Памире и в сыртах Тянь-Шаня, где отсутствует бурая оляпка (Потапов 1966; Kыдыралиев 1973). Бурая же оляпка предпочитает участки ручьёв и рек с крутым падением и завалами крупных камней; она не поднимается так высоко, как обыкновенная.

Ни тот, ни другой вид не связан строго с тем или иным высотным поясом. Размещение обоих видов в районах совместного обитания определяется климатическими условиями и особенностями микрорельефа речных долин. K этому добавляется влияние конкуренции за места гнездования, в которой бурая оляпка вытесняет обыкновенную. Места обитания последней, экологически более пластичной, как бы окружают места, населённые более сильными бурыми оляпками.

Литература

Абдусалямов И.А. 1964. Птицы горного Зеравшана. Душанбе: 1-249. Будрис P.P. 1979. Распределение гнездовых участков околоводных птиц в Тянь-Шане // Тез. Всесоюз. конф. молодых учёных «Экология гнездования птиц и методы её изучения». Самарканд.

Зарудный Н.А. 1912. Заметки по орнитологии Туркестана // Орнитол. вестн. 3, 3: 197228.

^вшарь А.Ф. 1979. Певчие птицы в субвысокогорье Тянь-Шаня: Очерки летней жизни

фоновых видов. Алма-Ата: 1-294. Kыдыралиев А^. 1973. Птицы водоёмов Центрального Тянь-Шаня. Фрунзе: 1-117. Потапов Р.Л. 1966. Птицы Памира // Тр. Зоол. ин-та АН СССР 39: 1-119. Сагитов А^. 1962. О вертикальных миграциях воробьиных птиц Зеравшанской долины

// Орнитология 4: 354-366. Степанян Л.С. (1962) 2013. Наблюдения над бурой оляпкой Cinclus pallasii в Центральном Тянь-Шане // Рус. орнитол. журн. 22 (884): 1459-1466. Jost О. 1967. «Steinnester» und andere Anpassungsformen des Nestbaues der Wasseramsel

(Cinclus cinclus aquaticus Bechst) // J. Ornithol. 1CS, 3: 349-352. Meinertzhagen R. 1938. On the birds of Northern Afghanistan // Ibis SC, 3: 480-520. Schäfer E. 1938. Ornithologische Ergebnisse zweier Forsungsreisen nach Tibet // J. Ornithol. 86, 1: 7-340.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.