Научная статья на тему 'К ДИСКУССИИ ОБ ЭПИГРАФИЧЕСКИХ СВИДЕТЕЛЬСТВАХ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИЗАНТИИ В ГОРНОМ КРЫМУ В VI ВЕКЕ'

К ДИСКУССИИ ОБ ЭПИГРАФИЧЕСКИХ СВИДЕТЕЛЬСТВАХ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИЗАНТИИ В ГОРНОМ КРЫМУ В VI ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
59
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИЗАНТИЯ / КРЫМ / ЮСТИНИАН I / ДОРИ / ДОРОС / МАНГУП / ЭСКИ-КЕРМЕН / ГОТЫ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Айбабин Александр Ильич

В базиликах, открытых на плато Мангуп (рис. 3), в начинающейся у его подошвы балке Каралез (рис. 1) и на Эски-Кермене (рис. 2, 1) нашли надписи, интерпретация и датировка которых вызвала многолетнюю дискуссию. Одни ученые считали их свидетельствами деятельности Восточной Римской империи в регионе в VI в., тогда как другие специалисты усомнились как в таком истолковании надписей, так и в их датировке. Для обоснования хронологии упомянутых надписей важно рассмотреть содержащиеся в них формулы и лингвистические особенности, а также зафиксированную при раскопках храмов стратиграфию и выявленные датированные закрытые комплексы керамики. Текст надписи с именем Юстиниана I коррелируется с информацией Прокопия о строительстве по повелению императора «Длинных стен» в области Дори. Скорее всего, надпись сообщала о возведении одной из «Длинных стен» в балке Каралез у подножия Дороса. Не исключено, что камень (рис. 1) с типичными для Византии граффити с формулой ΦΩС ΖΩΗ и с формулой κ(ύρι)ε βοήθ(ει...) вставили в стену апсиды базилики сразу после ее сооружения в балке Каралез во второй половине VI века. На камне поверх граффити ΦΩС ΖΩΗ вырезаны буквы второго граффити «Ἰς νικᾷ», означающие Ἰ(ησοῦ)ς (Χριστὸς) νικᾷ - Иисус Христос побеждает. В Византии изображения креста с формулой IC XC NI ΚΑ (Ἰ(ησοῦ)C Χ(ριστὸ)C Ν(ικ)Α) появились при императоре иконоборце Льве III (717-741) и были распространены в более позднее время. Бесспорным свидетельством деятельности Византии в регионе в VI в. является только найденный в поздней плитовой могиле у базилики на Мангупе обломок плиты со строительной надписью с упоминанием императора Юстиниана I. Судя по стратиграфии, выявленной в 1938 г. в процессе раскопок крещальни на Мангупе, вызвавшее длительную дискуссию граффити (рис. 3) вырезали на обратной стороне карниза во II строительный период не раннее IX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOR A DISCUSSION ABOUT EPIGRAPHIC EVIDENCE OF THE ACTIVITIES OF BYZANTIUM IN THE MOUNTAINOUS CRIMEA IN THE 6TH CENTURY

Introduction. In the basilicas discovered on the Mangup plateau (fig. 3), in the Karalez valley (fig. 1) that begins at its foot and on Eski-Kermen (fig. 2, 1 ), inscriptions were found, the interpretation and dating of which caused many years of discussion. Some scientists considered them as evidence of the activities of the Eastern Roman Empire in the region in the 6th century, while other specialists doubted both such an interpretation of the inscriptions and their dating. Methods. To substantiate the chronology of the mentioned inscriptions, it is important to consider the formulas and linguistic features contained in them, as well as the stratigraphy recorded during the excavation of temples and the revealed dated closed ceramics complexes. Analysis. The text of the inscription with the name of Justinian I is correlated with the information of Procopius about the construction of the “Long Walls” in the Dory region at the behest of the emperor. Most likely, the inscription reported the construction of one of the “Long Walls” in the Karalez valley at the foot of Doros. It is possible that the stone (fig. 1) with the typical Byzantine graffiti with the formulas ΦΩС ΖΩΗ and κ(ύρι)ε βοήθ(ει...) was inserted into a wall of an apse of the basilica right after its construction in the Karalez valley in the second half of the 6th century. On a stone over the graffiti ΦΩС ΖΩΗ letters of the second graffiti “Ἰς νικᾷ” are cut out which means Ἰ(ησοῦ)ς (Χριστὸς) νικᾷ - “Jesus Christ wins”. In Byzantium the images of a cross with the formula IC XC NI ΚΑ (Ἰ(ησοῦ)C Χ(ριστὸ)C Ν(ικ)Α) appeared at the iconoclast emperor Leo III (717-741) and were distributed in later time. Results. Undisputed evidence of Byzantium’s activity in the region in the 6th century is only the fragment of a plate with a building inscription that means the emperor Justinian I found in a late slab grave at the basilica on Mangup. According to the stratigraphy, revealed in 1938 during the excavations of the Baptistry on Mangup, the graffiti (fig. 3) that caused a long discussion was carved on the back of the cornice in the second construction period not earlier than in the 9th century.

Текст научной работы на тему «К ДИСКУССИИ ОБ ЭПИГРАФИЧЕСКИХ СВИДЕТЕЛЬСТВАХ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИЗАНТИИ В ГОРНОМ КРЫМУ В VI ВЕКЕ»

www.volsu.ru

ВИЗАНТИИСКАЯ ТАВРИКА

DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2021.6.1

UDC 902(653): 930.271 Submitted: 08.06.2021

LBC 63.444(2)-428 Accepted: 25.10.2021

FOR A DISCUSSION ABOUT EPIGRAPHIC EVIDENCE OF THE ACTIVITIES OF BYZANTIUM IN THE MOUNTAINOUS CRIMEA IN THE 6th CENTURY 1

Aleksandr I. Aibabin

V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Simferopol, Russian Federation

Abstract. Introduction. In the basilicas discovered on the Mangup plateau (fig. 3), in the Karalez valley (fig. 1) that begins at its foot and on Eski-Kermen (fig. 2, 1), inscriptions were found, the interpretation and dating of which caused many years of discussion. Some scientists considered them as evidence of the activities of the Eastern Roman Empire in the region in the 6th century, while other specialists doubted both such an interpretation of the inscriptions and their dating. Methods. To substantiate the chronology of the mentioned inscriptions, it is important to consider the formulas and linguistic features contained in them, as well as the stratigraphy recorded during the excavation of temples and the revealed dated closed ceramics complexes. Analysis. The text of the inscription with the name of Justinian I is correlated with the information of Procopius about the construction of the "Long Walls" in the Dory region at the behest of the emperor. Most likely, the inscription reported the construction of one of the "Long Walls" in the Karalez valley at the foot of Doros. It is possible that the stone (fig. 1) with the typical Byzantine graffiti with the formulas Ф^С ZQH and K(upi)e po^0(et...) was inserted into a wall of an apse of the basilica right after its construction in the Karalez valley in the second half of the 6th century. On a stone over the graffiti Ф^С ZQH letters of the second graffiti "'Ig vik&" are cut out which means 'l(noou)^ (Хрготбд) viKg - "Jesus Christ wins". In Byzantium the images of a cross with the formula IC XC NI KA (I(noou)C X(picx6)C N(ik)A) appeared at the iconoclast emperor Leo III (717-741) and were distributed in later time. Results. Undisputed evidence of Byzantium's activity in the region in the 6th century is only the fragment of a plate with a building inscription that means the emperor Justinian I found in a late slab grave at the basilica on Mangup. According to the stratigraphy, revealed in 1938 during the excavations of the Baptistry on Mangup, the graffiti (fig. 3) that caused a long discussion was carved on the back of the cornice in the second construction period not earlier than in the 9th century. Key words: Byzantium, Crimea, Justinian I, Dory, Doros, Mangup, Eski-Kermen, Goths.

Citation. Aibabin A.I. For a Discussion About Epigraphic Evidence of the Activities of Byzantium in the Mountainous Crimea in the 6th Century. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 4. Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2021, vol. 26, no. 6, pp. 6-18. (in Russian). DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2021.6.1

УДК 902(653): 930.271 Дата поступления статьи: 08.06.2021

ББК 63.444(2)-428 Дата принятия статьи: 25.10.2021

К ДИСКУССИИ ОБ ЭПИГРАФИЧЕСКИХ СВИДЕТЕЛЬСТВАХ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВИЗАНТИИ В ГОРНОМ КРЫМУ В VI ВЕКЕ 1 ^ Александр Ильич Айбабин

§ Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, г. Симферополь, Российская Федерация

ю л

Аннотация. В базиликах, открытых на плато Мангуп (рис. 3), в начинающейся у его подошвы балке Каралез (рис. 1) и на Эски-Кермене (рис. 2, 1) нашли надписи, интерпретация и датировка которых вызвала

2 0 2

многолетнюю дискуссию. Одни ученые считали их свидетельствами деятельности Восточной Римской империи в регионе в VI в., тогда как другие специалисты усомнились как в таком истолковании надписей, так и в их датировке. Для обоснования хронологии упомянутых надписей важно рассмотреть содержащиеся в них формулы и лингвистические особенности, а также зафиксированную при раскопках храмов стратиграфию и выявленные датированные закрытые комплексы керамики. Текст надписи с именем Юстиниана I корре-лируется с информацией Прокопия о строительстве по повелению императора «Длинных стен» в области Дори. Скорее всего, надпись сообщала о возведении одной из «Длинных стен» в балке Каралез у подножия Дороса. Не исключено, что камень (рис. 1) с типичными для Византии граффити с формулой Ф^С 20Н и с формулой к(ирг)е Ро^0(а...) вставили в стену апсиды базилики сразу после ее сооружения в балке Каралез во второй половине VI века. На камне поверх граффити Ф^С вырезаны буквы второго граффити «1^ vlкa», означающие 1(поои)^ (Хрюто^) vlкg - Иисус Христос побеждает. В Византии изображения креста с формулой 1С ХС N1 КА (!(поои)С Х(рюто)С ^гк)А) появились при императоре иконоборце Льве III (717-741) и были распространены в более позднее время. Бесспорным свидетельством деятельности Византии в регионе в VI в. является только найденный в поздней плитовой могиле у базилики на Мангупе обломок плиты со строительной надписью с упоминанием императора Юстиниана I. Судя по стратиграфии, выявленной в 1938 г. в процессе раскопок крещальни на Мангупе, вызвавшее длительную дискуссию граффити (рис. 3) вырезали на обратной стороне карниза во II строительный период не раннее IX века.

Ключевые слова: Византия, Крым, Юстиниан I, Дори, Дорос, Мангуп, Эски-Кермен, готы.

Цитирование. Айбабин А. И. К дискуссии об эпиграфических свидетельствах о деятельности Византии в горном Крыму в VI веке // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионове-дение. Международные отношения. - 2021. - Т. 26, №> 6. - С. 6-18. - DOI: https://doi.Org/10.15688/jvolsu4.2021.6.1

Введение. Историк Прокопий Кесарий-ский в созданном в 560 г. сочинении поместил в горном регионе между Херсоном и Боспором населенную готами область Дори - «Aópu». В годы правления Юстиниана I (527-565 гг.) ее жители были энспондами (evonovSoi) - союзниками империи [36, III, VII, 10-15; 4, с. 311-312; 8, с. 6-7]. В первой трети VI в. в грамматике Присциана упомянут укрепленный город Дори «Dory... nomen oppidi и Dory... nomina civitatiu» [35, VI, 1, p. 195; VII, 1, p. 283]. Несомненно, civitâtis или oppidum Dory из грамматики При-сциана следует отождествить с укрепленным городом Дорос на плато Мангуп в области Дори [1, с. 111, 114, 117, 119; 4, с. 311, 314]. В правление императора Маврикия (582-602 гг.) область Дори присоединили к Херсонскому дукату и разделили на архонтии. В них не ранее 590 г. возвели для алан и готов крепости на плато Мангуп, Эски-Кермен, Бакла и Чуфут-Кале. Во второй половине VII в. архонтии также называли климатами [5, с. 42]. В перечисленных крепостях византийские инженеры одновременно с укреплениями соорудили большие базилики [1, с. 123]. В базиликах, открытых на плато Мангуп, в начинающейся у его подошвы балке Каралез и на Эски-Кермене, нашли надписи, интерпретация и датировка которых вызвала многолетнюю дискуссию. Одни ученые считали их свидетельствами деятельности

Восточной Римской империи в регионе в VI в. [17, с. 18-19; 39, р. 71-72; 28, с. 215; 37, S. 313; 11, № V 171], тогда как другие специалисты усомнились как в таком истолковании надписей, так и в их датировке [19, с. 25-26; 1, с. 123-124; 11, № V 183, 186, 193; 13, с. 169-178].

метод. В новом корпусе византийских надписей А.Ю. Виноградов датировал многие упомянутые надписи по палеографическим признакам. С точки зрения рецензентов корпуса М.А. Курышевой и Б.Л. Фонкича, содержащаяся в корпусе аргументация хронологии средневековых надписей методологически и прагматически неубедительна. Они констатировали, что греческие маюскульные и курсивные надписи могут быть отнесены к любому промежутку времени с VI в. н. э. вплоть до позднего Средневековья [13, с. 169-178]. Для обоснования хронологии упомянутых надписей важно рассмотреть содержащиеся в них формулы и лингвистические особенности, а также зафиксированную при раскопках храмов стратиграфию и выявленные датированные закрытые комплексы керамики и других находок.

Анализ. Подтверждением строительства по повелению Юстиниана I в Доросе считают надпись на обломке известняковой плиты из раскопок в 1913 г. базилики на плато Мангуп, опубликованную В.В. Латышевым: «[I ouoтlvlav[ou...] Аитократо[род... ЕеРа]

отои - Юстиниана... императора... августа» [17, с. 18-19]. Плита перекрывала позднесредне-вековую могилу, открытую слева от центрального нефа базилики [18, с. 74-75]. По словам А.А. Васильева, доверившегося недостоверным сведениям в «Путеводителе по Крыму» об обстоятельствах находки плиты, в надписи идет речь о постройке по повелению императора Юстиниана I базилики на Мангупе [39, р. 71-72]. По определению А.Л. Якобсона, это ктиторская надпись, находившаяся над входом в базилику [28, с. 215]. По утверждению В.А. Сидоренко, плита с надписью первоначально находилась в обнаруженной им византийской стене, защищавшей вход в балку Каралез под Мангупом [21, с. 115]. А.Ю. Виноградов отнес надпись к 547-548 годам. По его уверению, так как в ней идет речь об описанной Прокопием программе Юстиниана I, то надпись происходит из юстиниановской стены у главного въезда на плато [11, № V 171]. Правда, в повествовании о деяниях императора в области Дори Проко-пий подчеркнул: «16 nöliv цеу oüv ^ 9pot»piov т^; х®ра; о ßaoi^eug sSsi^aTO таитп;, KaTsipysoBai nspißöAoi; uoiv oük avsxo^evrav Ttöv rfiSs äv9paOT®v, all' sv ns5i® ао^еотата фкпметог asi. 17 onn лоте 5s rav ¿Ksiv^ x^piov ßaoi^a sü^sto; тоТ; smouoiv sSöksi sivai, таита; 5^ тslxíоцaоl цакроТ; та; sioöSou; гарфаМм, та; sk т^; 8ф05ои фpovтí5a; av8отslAs Г0т9ог;. таита цеу oüv tflSe nn sxsi - Император не построил ни города или крепости ни в какой части этой земли, так как люди страны не терпят сами, чтобы быть заключенными в каких-нибудь укрепленных местах, но всегда жили наиболее счастливо на открытой равнине. Но везде, где область казалась легкодоступной для нападавших, он преградил эти подступы длинными стенами и таким образом освободил готов от страха перед вторжением» [36, III, VII, 16-17; 4, с. 312]. Судя по цитате, стену в балке Каралез могли соорудить по приказу Юстиниана I, однако в Доросе на плато Мангуп его администрация не строила. Очевидно, плиту с надписью взяли из руин этой стены и использовали вторично на плато Мангуп для перекрытия поздней могилы у базилики [1, с. 114; 4, с. 312-313].

В.А. Сидоренко раскрыл в балке Каралез, в нескольких сотнях метрах от оборонительной стены, трехнефную базилику. В вывале камней из внешней кладки северо-восточной стены ее

центральной апсиды найден круглый известняковый камень с вырезанным равноконечным крестом и несколькими граффити (рис. 1). На лучах креста и в его центре В.А. Сидоренко прочитал вырезанные тонкими линиями буквы, образующие формулу «фю; - - Свет -жизнь» (рис. 1, 3-5), в левой верхней части камня - пять строк граффити «К(г>р1)е РоЛ9п1 т6v оои К[о(г)а]тоа'т'фО' ацартоАб' -

Господи, помоги рабу твоему Константину грешнику» (рис. 1, 2), в правой верхней части продолжение надписи - ка! т6v (и), а вверху окружающего крест ободка - частично уничтоженное сколом камня имя второго обращавшегося к богу лица. В.А. Сидоренко отнес ко второй половиной VI в. как базилику, так и камень с граффити лишь по наличию в нескольких сотнях метров от базилики грунтового могильника со склепом с некими вещами второй половины VI века. По словам В.А. Сидоренко, около XI в. на основаниях стен центрального и одного из боковых нефов разрушенной базилики соорудили храм [37, S. 313]. К сожалению, руководитель раскопок не завершил камеральную обработку керамики из раскопок Каралезской базилики и поэтому не обосновал ее хронологию. Могильник в балке Каралез оставлен жителями неисследованного поселения. На некрополе раскопаны лишь несколько склепов и могил, не связанных с базиликой.

А.Ю. Виноградов по сделанной Т.А. Ма-танцевой протирке камня скорректировал чтение граффити. На лучах креста поверх формулы «фю; - ^й"» он прочел «!(поои); vlкg -Иисус побеждает» (рис. 1, 3-5), на верхней части рамки - «[Eюaov т6v] Алом аои - Спаси людия твоя» и в левой верхней части камня -«К(г>р1)е, Ро"9п т6v 5ouА6v оои К[ш^отауг^тоу ацартоА^ - Господи, помоги рабу Твоему Константину грешнику» (рис. 1, 1-2) [11, № V 186]. Не прочитав публикацию В .А. Сидоренко, А.Ю. Виноградов придумал условия находки камня и безосновательно назвал его «стелой -закладкой окна в алтаре». Он усмотрел в написанных разными людьми на протяжении определенного времени буквах граффити не особенности почерка авторов, а палеографические признаки вырезанных одним резчиком нацписей 1Х-Х1 веков. Выше приводился вывод специалистов о невозможности обосновывать дату граффити по палеографии [13, с. 169-178].

По мнению П. Пердризе, в VI-VII вв. «ФЮ ^Л» использовали для символического обозначения Христа вместо изображения распятого Иисуса [34, р. 235]. Украшения с подобной формулой привозили в Юго-Западный Крым со второй половины VI века. Формулы «Ф^С выгравированы на щитках сде-

ланных в Константинополе перстней из захоронений второй половины VII в., зачищенных на некрополях Лучистое и Эски-Кермен [25, с. 88-94, рис. 1, 1-2; 2, 2-3]. Высеченные на камне кресты с надписью «Ф^С найдены в Херсоне на некрополе [15, № 38, с. 123-124; 16, № 28, с. 32-33], а фрагмент мраморной плитки с врезанным крестом с буквами формулы «Ф^С (2)^Н» обнаружен в помещении 22 в квартале XVII в слое с инвентарем ¡Х-Х вв. [10, с. 125, рис. 18, б]. Буквы такой же формулы [11, № V 220] вырезаны и на престольной плите из квартального храма Х-ХШ вв., раскопанного в 1936 г. на плато Эски-Кермен у западной оборонительной стены [20, с. 5; 9, с. 312, ил. 1, 1, 3]. Приведенные факты указывают на длительный период использования формулы в регионе.

На рассматриваемом камне формула «фю<; - сочетается с граффити с формулой «Кирш Ро^081...» (рис. 1). Взятая из молитвы формула «Кирш Ро^081...» была популярна в Византии [32, р. 69, 72-73, 76-79, 142, 148, 193, 246; 31, р. 31, 8; 30, р. 288-289, № 168-169; 29, р. 485-486; 12, с. 98]. Готы и аланы Юго-Западного Крыма использовали данную формулу также в Х!-ХШ вв., например, на плато Эски-Кермен на наличнике окна квартального храма (+К(ирг)8, Poí9l цovаxog...) [7, с. 428, рис. 24], и позднее.

В Византии надписи с формулой «Ф^С 2^Н» и обращением «Кирш Ро^981...» известны с VI в., например, на процессионном кресте последней четверти VI в. из Эмеза (Сирия), хранящемся в Кабинете медалей Национальной библиотеки Франции. Его верхняя ветвь завершается круглым медальоном с вырезанным внутри небольшим крестом с выгравированной надписью «Фюд + К(6рг)8 Ро^9г Г8wa5íav - Свет, Жизнь! Господи, приди на помощь Геннадию!» [31, р. 31, № 8]. На мраморном надгробии, найденном в 1853 г. в Хер-сонесе у южной стены Уваровской базилики, построенной в начале VII в. [3, с. 359-360],

поверх рельефного изображения римского периода также вырезали «Фо~д Zo"H. Kupis Po^Bsi tov ukov xomov, a^v - Свет, Жизнь. Господи, помоги дому сему. Аминь». По предположению В.В. Латышева, надпись вырезали в первой половине X в. [14, с. 23-24, № 12].

На каралезском камне поверх граффити Ф^С ZQH вырезаны буквы второго граффити «'Ig viKa», означающие «'Цпоо^д (Хрштод) viKa - Иисус Христос побеждает» (рис. 1, 3-5) [11, № V 186]. В Византии изображения креста с формулой IC XC NI КА (I(noou)C Х(ршто) C N(ik)A) появились при императоре иконоборце Льве III (717-741) [40, p. 194-196] и были распространены в более позднее время. Очевидно, тогда же крест с легендой 'Inooug Хрштод v^Ka и с ее монограммой IC XC NI KA изображали и в надписях в Юго-Западном Крыму. 'I(noou)g Х(ршто)д v^Ka [11, № V 226] вырезано на строительной надписи конца VIII - первой половины IX в., обнаруженной, скорее всего, на Эски-Кермене (рис. 2, 2-4) [2, с. 219-220]. Легенда 'I(noou)C X(pioxo)C viKa вырезана и на арке из помещения XII-XIII вв., раскопанного Д.Л. Талисом на Бакле [22, с. 173-174].

Несомненно, камень из Каралезской базилики был вставлен во внешнюю кладку стены апсиды [37, S. 313]. Граффити на камне разновременные. Не ранее второй половины VI в. на камне могли вырезать формулу Ф^С ZQH и граффити с формулой K(upi)s Po^9(si...), а не ранее середины VIII в. - граффити «'Ig viKa».

В 1938 г. М.А. Тиханова раскопала на Мангупе напротив северной галереи базилики половину крещальни с крестообразной, отштукатуренной розовой цемянкой купелью. Согласно М.А. Тихановой, крещальню соорудили в Доросе одновременно с базиликой в VI веке. Она издала трехстрочное граффити из крещальни, вырезанное в центре обратной стороны обломка карниза с двойным рядом листьев острозубчатого аканфа из местного известняка, лежавшего на плитовом полу: «+0 ©ITI ПР01ВЕ1А TOY AriOY IQANNOY IftlON TONЛOYЛON IOY ПАПАЧ ГПШРЕЧ АЧАГЧ01 THN АМАРТОЛОЧ AMHN (рис. 3) - О, Боже, [услышь] просьбу святого Иоанна и спаси его, отца Григория, чтеца грешника. Аминь». По ее атрибуции, граффити «на-

писано унциальным письмом V-VI вв.» [23, с. 386]. В.П. Яйленко, основываясь на своем ошибочном чтении надписи «о son npsoPsía тои áyíou | Iraávvou. E&oov tóv Sou^óv | oou nanav rpiy(ó)piv, ávayv(á)o |x^v á^apxo^óv. A^v - Эта [крещальня] - честные дары святого Иоанна. Спаси раба твоего попа Григория, грешного чтеца. Аминь», счел надпись строительной и утверждал, что возведенную в VI в. крещальню посвятили св. Иоанну Крестителю [27, с. 163]. В монографии 1999 г. я обратил внимание на сочетание лексем nanág и ávayvág, позволяющее судить о дате надписи и крещальни. В соответствии c авторитетным «Лексиконом» Е.А. Софоклеса, с XI в. церковного чтеца стали называть лексемой «поп» [38, p. 839], как, например, в новелле 1057-1059 гг. Исаака Комнина (1057-1204): «...Xixóv nanav ^xoi ávayváoxnv - простой поп, то есть чтец» [33, Col. 4, Nov. I, p. 322]. Возражая мне, М.А. Курышева и Б.Л. Фон-кич, не приводя каких-либо аргументов, декларировали использование обеих лексем с глубокой древности (равно как и обозначаемые ими социальные роли) [13, с. 175-176]. Было бы интересно узнать, где «в глубокой древности» лексемами nanág и ávayvág именовали клириков?

К сожалению, при раскопках крещальни и базилики как в 1938 г., так и проводившихся с 1967 г. не выделялись комплексы керамики и не выяснялась их хронология. Поэтому о дате нанесения граффити на обломки карниза следует судить по зафиксированной М.А. Тиха-новой стратиграфии строительных остатков. Как явствует из опубликованного ею отчета [23, с. 382-386], в крещальне зафиксированы остатки двух строительных периодов. В I период в VI в. в здании сделали пол из мозаики красного, черного и белого цветов и вырубили в скале две гробницы IV-V, а позднее - гробницу VI. Дату захоронения в гробнице V она определяет по единственной находке - золотой серьге с тремя зернинками, отнесенной к VI-VII векам. Во II период поверх мозаики на слой известкового раствора уложили новый пол из хорошо обтесанных прямоугольных плит [23, с. 382-386]. К этому периоду необходимо причислить гробницы, прорезающие мозаичный пол и накрытые плитами вторичного пола. В заполнении

гробниц содержались кубики мозаики и фрагменты штукатурки стен крещальни со следами фресок. Извлеченная из гробницы V золотая серьга типична не для VI-VII вв., а для VII-IX вв. [24, с. 98].

Возможно, крещальню и базилику построили одновременно в конце VI в. в результате византийской реформы системы управления области Дори [5, с. 42]. Крещальню могли разрушить при захвате Дороса хазарским отрядом, подавившим восстание готов под руководством епископа Иоанна Готского после 784, но до 787 г. [2, с. 218-221]. В конце VIII в. крещальню перестроили в храм. В нем поверх мозаичного пола сделали новый пол из больших плит и вырубили гробницы. В результате новой перестройки храма его стену не декорировали карнизом с листьями аканфа, а использовали его обломки в кладке в качестве обычных камней. Впоследствии на обратной заглаженной стороне фрагментов карниза врезали граффити. А.Ю. Виноградов в фондах Бахчисарайского заповедника на втором фрагменте того же карниза прочел другое граффити: «[K(upi)s, Po^9si (e.g.)] Aya[ni]o ava£,(i)o лр(ю)хо[л]а[л]й (?) - [Господи, помоги (?)] Агапию, недостойному протопопу» [11, № V 183].

Неизвестно, когда разрушили новый храм и обломки карниза упали на плиты вторичного пола. Поскольку храм на руинах крещальни построили не раньше конца VIII в., то граффити на обломках карниза могли вырезать либо в IX в., либо позднее.

Ф.И. Шмит опубликовал фотографию обломка прямоугольной известняковой плиты с надписью из вымостки пола Эски-Керменской базилики (рис. 2, 1). По его мнению, византийцы построили базилику «в порядке государственного мероприятия» в VI в. вместе с оборонительными стенами и жилыми зданиями [26, с. 242]. На камне вырезаны прямая линия, а под ней «д стигма» (лигатура греческих букв сигма и тау, используемая для обозначения греческой цифры 6), п или X и открытое р (рис. 2, 2-4) [26, с. 224, рис. 63]. А.Ю. Виноградов увидел в «дХр'» число 136 с обратным порядком знаков, характерным, например, для боспорской эпиграфики [11, № V 225]. Правда, он не обосновал столь вольное предположение об использовании в средневековом городе на

плато Эски-Кермен именно боспорского счета. Условия находки ограничивают дату надписи временем функционирования базилики - конец VI в. - 1298/9 г. [6, с. 5-6, 9-11].

Результаты. Как явствует из вышесказанного, бесспорным свидетельством деятельности Византии в регионе в VI в. является только найденный в поздней плитовой могиле у базилики на Мангупе обломок плиты со строительной надписью с упоминанием императора Юстиниана I. Ее текст коррелируется с информацией Прокопия о строительстве по повелению императора «Длинных стен» в области Дори. Скорее всего, надпись сообщала о возведении одной из «Длинных стен» в балке Каралез у подножия Дороса. Не исключено, что камень с типичными для Византии граффити с формулой Ф^С 2ПН и с формулой к(ир1)е Ро^9(в1...) вставили в стену

апсиды Каралезской базилики сразу после ее сооружения во второй половине VI века.

Судя по стратиграфии, выявленной в 1938 г. в процессе раскопок крещальни на Ман-гупе, вызвавшее длительную дискуссию граффити вырезали на обратной стороне карниза во II строительный период не ранее IX века.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Работа выполнена при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках госзадания № FZEG-2020-0029 по теме «Влияние Византийской империи на исторические процессы в средневековом Крыму».

The work was carried out within the framework of the state assignment No. FZEG-2020-0029 supported by the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Рис. 1, 1-5. Камень с вырезанным крестом и граффити из базилики в балке Каралез Fig. 1, 1-5. Stone with the carved cross and graffiti from the basilica in the Karalez valley

+ к £ ft О !

Рис. 2, 1-4. Эски-Кермен. Камни с надписями:

1 - из раскопок базилики в 1930 г.; 2 - фотографии фрагмента наличника окна с граффити из храма в квартале 1; 3 - рисунок того же камня; 4 - граффити +K(tipi)s, Pol9i ^ova%og... (рис. В.А. Сидоренко)

Fig. 2, 1-4. Eski-Kermen. The stones with the inscription:

1 - from the excavation of the basilica in 1930; 2 - photos of a fragment of a window platband with the graffiti from the temple in the quarter 1; 3 - drawing of the same stone; 4 - graffiti +K(tipi)s, Pol9i ^ova%og... (by V.A. Sidorenko)

Рис. 3. Камень с граффити из раскопок на Мангупе в 1938 г. (фото Д.А. Шалыги) Fig. 3. Stone with the graffiti from the excavations on Mangup in 1938 (photo by D.A. Shalyga)

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айбабин, А. И. Этническая история ранне-византийского Крыма / А. И. Айбабин. - Симферополь : Дар, 1999. - 352 с.

2. Айбабин, А. И. Городище на плато Эски-Кермен в период господства хазар в Крыму / А. И. Айбабин // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - 2010. -Вып. XVI. - С. 214-239.

3. Айбабин, А. И. Ранневизантийский Хер-сонес - Херсон / А. И. Айбабин // Труды Государственного Эрмитажа. - 2010. - Т. 51 : Византия в контексте мировой культуры. - С. 353-379.

4. Айбабин, А. И. О локализации области Дори / А. И. Айбабин // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - 2015. - Вып. XX. -С. 311-332.

5. Айбабин, А. И. О реформе системы управления владениями Византии в Крыму в последней четверти VI века / А. И. Айбабин // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. - 2017. - Т. 22, № 5. - С. 38-45. -DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2017.5.4.

6. Айбабин, А. И. Изучение центральной части города / А. И. Айбабин // Итоги археологических исследований центральной части города на плато Эски-Кермен в 2018-2020 гг. - Симферополь : Антиква, 2021. - С. 5-25. - (Материалы Эски-Керменской экспедиции ; вып. I).

7. Айбабин, А. И. Позднесредневековая часовня на плато Эски-Кермен / А. И. Айбабин, Э. А. Хайрединова // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - 2011. -Вып. XVII. - С. 422-457.

8. Айбабин, А. И. Крымские готы страны Дори (середина III - VII в.) / А. И. Айбабин, Э. А. Хайрединова. - Симферополь : Антиква, 2017. - 366 с. -(Крым в истории, культуре и экономике России).

9. Айбабин, А. И. Квартальные храмы средневекового города на плато Эски-Кермен / А. И. Ай-бабин, Э. А. Хайрединова // Античная древность и средние века. - 2020. - Т. 48. - С. 310-326.

10. Белов, Г. Д. Квартал XVII (раскопки 1940 г.) / Г. Д. Белов, А. Л. Якобсон // Материалы и исследования по археологии СССР. - 1953. - № 34 : Археологические памятники Юго-Западного Крыма. - С. 109-159.

11. Виноградов, А. Византийские надписи Северного Причерноморья / А. Виноградов. -Лондон : Кингс Колледж, 2015. - (Inscriptiones antiquae Orae Septentrionalis Ponti Euxini graecae et latinae ; vol. V). - Электрон. текстовые дан. - Режим доступа: https://iospe.kcl.ac.uk/5/toc-ru.html (дата обращения: 13.03.2021). - Загл. с экрана.

12. Евдокимова, А. А. Византийские надписи Крыма, формулы и лингвистические особенности / А. А. Евдокимова // Исторические, культурные, межнациональные, религиозные и политические связи Крыма со Средиземноморским регионом и странами Востока. - М. : Пробел-2000, 2019. -С. 95-104.

13. Курышева, М. А. К палеографической интерпретации греческих граффити Мангупской базилики / М. А. Курышева, Б. Л. Фонкич // Средние века. - 2017. - Т. 78, № 3. - С. 167-179.

14. Латышев, В. В. Сборник греческих надписей христианских времен из Южной России / В. В. Латышев. - СПб. : Тип. Имп. акад. наук, 1896. - 143 с.

15. Латышев, В. В. Эпиграфические новости из Южной России / В. В. Латышев // Известия Археологической комиссии. - 1906. - Вып. 18. -С. 95-137.

16. Латышев, В. В. Эпиграфические новости из Южной России / В. В. Латышев // Известия Археологической комиссии. - 1908. - Вып. 27. -С. 15-41.

17. Латышев, В. В. Эпиграфические новости из южной России / В. В. Латышев // Известия Археологической комиссии. - 1918. - Вып. 65. -С. 9-21.

18. Моисеев, Л. А. Раскопки в Мангупе / Л. А. Моисеев // Отчет Археологической комиссии за 1913-1915 годы. - Петроград : Девятая гос. тип., 1918. - С. 72-84.

19. Равдоникас, В. И. Пещерные города Крыма и Готская проблема в связи со стадиальным развитием Северного Причерноморья / В. И. Равдоникас // Известия Государственной академии истории материальной культуры. - 1932. - Вып. XII. -С. 5-106.

20. Репников, Н. И. Отчет о работах на Эски-Кермене в 1936 г. / Н. И. Репников // Рукописный архив ИИМК РАН. - Ф. 2. - Оп. 1, 1936. - Д. 268. - 66 с.

21. Сидоренко, В. А. «Готы» области Дори Прокопия Кесарийского и «длинные стены» в Крыму / В. А. Сидоренко // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - 1991. - Вып. II. -С. 105-118.

22. Соломоник, Э. И. Новые греческие лапидарные надписи средневекового Крыма / Э. И. Со-ломоник // Византийская Таврика. - Киев : Наукова думка, 1991. - С. 172-179.

23. Тиханова, М. А. Базилика / М. А. Тиха-нова // Материалы и исследования по археологии СССР. - 1953. - № 34. - С. 334-389.

24. Хайрединова, Э. А. Женский костюм с южнокрымскими орлиноголовыми пряжками / Э. А. Хай-рединова // Материалы по археологии, истории и этнографии Таврии. - 2000. - Вып. VII. - С. 91-133.

25. Хайрединова, Э. А. Византийские перстни с надписью «Ф^С ZŒH» из погребений крымских готов / Э. А. Хайрединова // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4, История. Регионоведение. Международные отношения. -2018. - Т. 23, № 5. - С. 88-104. - DOI: https://doi. org/10.15688/jvolsu4.2018.5.8.

26. Шмит, Ф. И. Эски-Керменская базилика / Ф. И. Шмит // Известия Государственной академии истории материальной культуры. - 1932. -Вып. XII. - С. 213-254.

27. Яйленко, В. П. О корпусе византийских надписей в СССР / В. П. Яйленко // Византийский временник. - 1987. - Т. 48. - С. 160-173.

28. Якобсон, А. Л. Из истории средневековой архитектуры в Крыму. II. Мангупская базилика / А. Л. Якобсон // Советская археология. - 1940. -№ 6. - С. 205-226.

29. Asdracha, С. Inscriptions protobyzantines et byzantines de la Thrace Orientale et de l'Île d'Imbros (IIIe-XVe siècles) / C. Asdracha. - Athènes : Ministère de la Culture, Caisse des Recettes Archeologiques, 2003. - 521 p.

30. Byzantine Women and Their World / ed. I. Ka-lavrezou. - New Haven ; London : Yale University Press, 2003. - 335 p.

31. Feissel, D. Trois donations byzantines au Cabinet des Medailles / D. Feissel, C. Morrisson, J.-Cl. Cheynet. - Paris : Bibliothèque Nationale De France, 2001. - 56 p.

32. Guillou, A. Recueil des inscriptions grecques médiévales d'Italie / A. Guillou. - Rome : École française de Rome, 1996. - 257 p.

33. Jus Graeco-Romanum. Ps. III / ed. C.E. Zachariae a Lingenthal. - Lipsiae : T. O. Weigel, 1857. - 748 p.

34. Perdrizet, P. Recueil des inscriptions grecques chrétiennes d'Égypte par G. Lefebvre, 1907 / P. Perdrizet // Revue des études anciennes. - 1911. - T. 13, № 2. -P. 233-236.

35. Prisciani Grammatici Caesariensis Institutio-num grammaticarum libri XVIII / ed. M. Hertzii. -Lipsiae : B. G. Teubner, 1855. - 288 p.

3 6. Procopius. On Buildings / transl. by H. B. Dewing, G. Downey. - Cambridge, MA : Harvard University Press, 1940. - P. 3-363. - (Loeb Classical Library).

37. Sidorenko, V. Funde aus dem Umfeld des Mangup / V. Sidorenko // Byzanz. Pracht und Alltag. Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland. Bonn, 26. Februar bis 13. Juni 2010. -München : Hirmer, 2010. - S. 313-314.

38. Sophocles, E. A. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods / E. A. Sophocles. - Cambridge : Harvard University Press, 1914. - 1188 p.

39. Vasiliev, A. A. The Goth in the Crimea / A. A. Vasiliev. - Cambridge, MA : The Medieval Academy of America, 1936. - 292 p.

40. Walter, C. IC XC NI KA the Apotropaic Function of the Victorious Cross / C. Walter // Revue des études byzantines. - 1997. - T. 55. - P. 193-220.

REFERENCES

1. Aibabin A.I. Etnicheskaya istoriya rannevizantiyskogo Kryma [Ethnic History of the Early Byzantine Crimea]. Simferopol, Dar Publ., 1999. 352 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Aibabin A.I. Gorodishche na plato Eski-Kermen v period gospodstva khazar v Krymu [Site on the Plateau of Eski-Kermen During the Period of Khazars' Predominance in Crimea]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria], 2010, iss. 16, pp. 214-239.

3. Aibabin A.I. Rannevizantiyskiy Khersones -Kherson [Early Byzantine Chersonesos - Cherson]. Trudy Gosudarstvennogo Ermitazha [Works of the State Hermitage], 2010, vol. 51: Vizantiya v kontekste mirovoy kul'tury [Byzantium in the Context of World Culture], pp. 353-379.

4. Aibabin A.I. O lokalizatsii oblasti Dori [On the Location of the Region of Dory]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria], 2015, iss. 20, pp. 311-332.

5. Aibabin A.I. O reforme sistemy upravleniya vladeniyami Vizantii v Krymu v posledney chetverti VI veka [On the Reform of the Administrative System of Byzantium's Possessions in the Crimea in the Last Quarter of the 6th Century]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 4, Istoriya. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniya [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2017, vol. 22, no. 5, pp. 38-45. DOI: https://doi.org/10.15688/ jvolsu4.2017.5.4.

6. Aibabin A.I. Izuchenie tsentralnoy chasti goroda [Research of the Central Part of the City]. Itogi arkheologicheskikh issledovaniy tsentralnoy chasti goroda na plato Eski-Kermen v 2018-2020 gg. [Results of Archaeological Research of the Central Part of the City on the Eski-Kermen Plateau in 2018-2020]. Simferopol, Antikva Publ., 2021, pp. 5-25. (Materialy Eski-Kermenskoy ekspeditsii [Materials of the Eski-Kermensky Expedition]; iss. 1).

7. Aibabin A.I., Khairedinova E.A. Pozdnesrednevekovaya chasovnya na plato Eski-Kermen [Late Medieval Chapel on Eski-Kermen Plateau]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria], 2011, iss. 17, pp. 422-457.

8. Aibabin A.I., Khairedinova E.A. Krymskie goty strany Dori (seredina III - VII v.) [Crimean

Goths in the Region of Dory (Mid-Third to Seventh Century)]. Simferopol, Antikva Publ., 2017. 366 p. (Krym v istorii, kul'ture i ekonomike Rossii [Crimea in the History, Culture and Economy of Russia]).

9. Aibabin A.I., Khairedinova E.A. Kvartalnye khramy srednevekovogo goroda na plato Eski-Kermen [Quarter Churches of the Medieval Town atop Eski-Kermen Plateau]. Antichnaya drevnost i srednie veka [Antiquity and the Middle Ages], 2020, vol. 48, pp. 310-326.

10. Belov G.D., Yakobson A.L. Kvartal XVII (raskopki 1940 g.) [Quarter 17 (Excavations of 1940)]. Materialy i issledovaniya po arkheologii SSSR [Materials and Research on Archaeology of the USSR], 1953, no. 34: Arkheologicheskie pamyatniki Yugo-Zapadnogo Kryma [Archaeological Monuments of Southwestern Crimea], pp. 109-159.

11. Vinogradov A. Vizantiyskie nadpisi Severnogo Prichernomorya [Byzantine Inscriptions of the Northern Black Sea Region]. London, Kings Kolledzh, 2015. (Inscriptiones antiquae Orae Septentrionalis Ponti Euxini graecae et latinae; vol. 5). URL: https://iospe. kcl.ac.uk/5/toc-ru.html (accessed 13 March 2021).

12. Evdokimova A.A. Vizantiyskie nadpisi Kryma, formuly i lingvisticheskie osobennosti [Byzantine Greek Inscriptions from Crimea, Formulas and Their Linguistic Features]. Istoricheskie, kulturnye, mezhnatsionalnye, religioznye i politicheskie svyazi Kryma so Sredizemnomorskim regionom i stranami Vostoka [Historical, Cultural, Interethnic, Religious and Political Ties of Crimea with the Mediterranean Region and the Countries of the East]. Moscow, Probel-2000 Publ., 2019, pp. 95-104.

13. Kurysheva M.A., Fonkich B.L. K paleograficheskoy interpretatsii grecheskikh graffiti Mangupskoy baziliki [Towards a Paleographic Interpretation of the Greek Graffiti of the Mangup Basilica]. Srednie veka [Middle Ages], 2017, vol. 78, no. 3, pp. 167-179.

14. Latyshev VV Sbornik grecheskikh nadpisey khristianskikh vremen iz Yuzhnoy Rossii [Collection of Greek Inscriptions of Christian Times from Southern Russia]. Saint Petersburg, Tipografiya Imperatorskoy akademii nauk, 1896. 143 p.

15. Latyshev V.V. Epigraficheskie novosti iz Yuzhnoy Rossii [Epigraphic News from Southern Russia]. Izvestiya Arkheologicheskoy komissii [News of the Archaeological Commission], 1906, iss. 18, pp. 95-137.

16. Latyshev V.V. Epigraficheskie novosti iz yuzhnoy Rossii [Epigraphic News from Southern Russia]. Izvestiia Arkheologicheskoy komissii [News of the Archaeological Commission], 1908, iss. 27, pp. 15-41.

17. Latyshev V.V. Epigraficheskie novosti iz yuzhnoy Rossii [Epigraphic News from Southern

Russia]. Izvestiia Arkheologicheskoy komissii [News of the Archaeological Commission], 1918, iss. 65, pp. 9-21.

18. Moiseev L.A. Raskopki v Mangupe [Excavations in Mangup]. Otchet Arkheologicheskoy komissii za 1913-1915 gody [Report oftheArchaeological Commission 1913-1915]. Petrograd, Devyataya gosudarstvennaya tipografiya, 1918, pp. 72-84.

19. Ravdonikas VI. Peshchernye goroda Kryma i Gotskaya problema v svyazi so stadialnym razvitiem Severnogo Prichernomorya [Cave Cities of Crimea and the Gothic Problem in Connection with the Stadial Development of the Northern Black Sea Region]. Izvestiya Gosudarstvennoy akademii istorii materialnoy kultury [Bulletin of the State Academy of the History of Material Culture], 1932, iss. 12, pp. 5-106.

20. Repnikov N.I. Otchet o rabotakh na Eski-Kermene v 1936 g. [Report on Work on Eski-Kermen in 1936]. Rukopisnyy arkhiv IIMKRAN [Manuscript Archive of the Institute for the History of Material Culture of the Russian Academy of Sciences], f. 2, inv. 1, 1936, d. 268. 66 p.

21. Sidorenko VA. «Goty» oblasti Dori Prokopiya Kesariyskogo i «dlinnye steny» v Krymu [Procopis of Caesarea's "Goths" in the Region of Dory and the "Long Walls" in the Crimea]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria], 1991, iss. 2, pp. 105-118.

22. Solomonik E.I. Novye grecheskie lapidarnye nadpisi srednevekovogo Kryma [New Greek Lapidary Inscriptions of Medieval Crimea]. Vizantiyskaya Tavrika [Byzantine Taurica]. Kiev, Naukova dumka Publ., 1991, pp. 172-179.

23. Tikhanova M.A. Bazilika [Basilica]. Materialy i issledovaniya po arkheologii SSSR [Materials and Research on Archeology of the USSR], 1953, no. 34, pp. 334-389.

24. Khairedinova E.A. Zhenskiy kostyum s yuzhnokrymskimi orlinogolovymi pryazhkami [Woman's Costume with Southern-Crimean Eagle-Headed Buckles]. Materialy po arkheologii, istorii i etnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria], 2000, iss. 7, pp. 91-133.

25. Khairedinova E.A. Vizantiyskie perstni s nadpis'yu «FWC ZWH» iz pogrebeniy krymskikh gotov [Byzantine Finger Rings with the Inscription FWC ZWH from Burials of the Crimean Goths]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 4, Istoriia. Regionovedenie. Mezhdunarodnye otnosheniia [Science Journal of Volgograd State University. History. Area Studies. International Relations], 2018, vol. 23, no. 5, pp. 88-104. DOI: https://doi.org/10.15688/jvolsu4.2018.5.8.

26. Shmit F.I. Eski-Kermenskaya bazilika [Eski-Kermen Basilica]. Izvestiya Gosudarstvennoy

akademii istorii materialnoy kultury [Bulletin of the State Academy of the History of Material Culture], 1932, iss. 12, pp. 213-254.

27. Yaylenko V.P. O korpuse vizantiyskikh nadpisey v SSSR [On the Corpus of Byzantine Inscriptions in the USSR]. Vizantiiskii vremennik [Byzantina Chronika], 1987, vol. 48, pp. 160-173.

28. Yakobson A.L. Iz istorii srednevekovoy arkhitektury v Krymu. II. Mangupskaya bazilika [From the History of Medieval Architecture in the Crimea. 2. Mangup Basilica]. Sovetskaya arkheologiya [Soviet Archaeology], 1940, no. 6, pp. 205-226.

29. Asdracha C. Inscriptions protobyzantines et byzantines de la Thrace Orientale et de l'Ile d'Imbros (IIIe-XV siècles). Athens, Ministère de la Culture, Caisse des Recettes Archeologiques, 2003. 521 p.

30. Kalavrezou I., ed. Byzantine Women and Their World. New Haven, London, Yale University Press, 2003. 335 p.

31. Feissel D., Morrisson C., Cheynet J.-Cl. Trois donations byzantines au Cabinet des Medailles. Paris, Bibliothèque Nationale De France, 2001. 56 p.

32. Guillou A. Recueil des inscriptions grecques médiévales d'Italie. Rome, École française de Rome, 1996. 257 p.

33. Zachariä a Lingenthal C.E., ed. Jus Graeco-Romanum. Ps. 3. Lipsiae, T. O. Weigel, 1857. 748 p.

34. Perdrizet P. Recueil des inscriptions grecques chrétiennes d'Égypte par G. Lefebvre, 1907. Revue des études anciennes, 1911, vol. 13, no. 2, pp. 233-236.

35. Hertzii M., ed. Prisciani Grammatici Caesariensis Institutionum grammaticarum libri XVIII. Lipsiae, B.G. Teubner, 1855. 288 p.

36. Procopius. On Buildings. Cambridge, MA, Harvard University Press, 1940, pp. 3-363 (Loeb Classical Library).

37. Sidorenko V. Funde aus dem Umfeld des Mangup. Byzanz. Pracht und Alltag. Kunst- und Ausstellungshalle der Bundesrepublik Deutschland. Bonn, 26. Februar bis 13. Juni 2010. München, Hirmer, 2010, S. 313-314.

38. Sophocles E.A. Greek Lexicon of the Roman and Byzantine Periods. Cambridge, Harvard University Press, 1914. 1188 p.

39. Vasiliev A.A. The Goth in the Crimea. Cambridge, MA, The Medieval Academy of America Publ., 1936. 292 p.

40. Walter C. IC XC NI KA the Apotropaic Function of the Victorious Cross. Revue des études byzantines, 1997, vol. 55, pp. 193-220.

Information About the Author

Aleksandr i. aibabin, Doctor of Sciences (History), Professor, Director of the Research Centre of History and Archaeology of Crimea, V.I. Vernadsky Crimean Federal University, Prosp. Akademika Vernadskogo, 4, 295007 Simferopol, Russian Federation, aleksandraibabin@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4116-8198

Информация об авторе

Александр Ильич Айбабин, доктор исторических наук, профессор, директор Научно-исследовательского центра истории и археологии Крыма, Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского, просп. Академика Вернадского, 4, 295007 г. Симферополь, Российская Федерация, aleksandraibabin@rambler.ru, https://orcid.org/0000-0002-4116-8198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.