Научная статья на тему 'К ДИСКУССИИ О ТЕОЛОГИИ В НАУЧНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ'

К ДИСКУССИИ О ТЕОЛОГИИ В НАУЧНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ СВЕТСКОГО И ЦЕРКОВНОГО ТЕОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / БОГОСЛОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДУХОВНОЙ ШКОЛЕ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ / ТЕОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Урбанович Любовь Николаевна

В статье поднимаются основные проблемные вопросы, связанные с интеграцией теологии в научное и образовательное пространство. Полемика затронула как светское, так и церковное сообщество. Автор предпринял попытку выявить суть полемики, причины, ее инициировавшие, основные аргументы «за» и «против» теологии в светском и церковном образовании. Особое внимание в статье уделяется перспективам теологического образования в духовной школе. Автор обращается в данном вопросе к международной практике и практическому опыту реализации стандарта теологии в Смоленской Православной Духовной Семинарии.The article raises the main issues related to the integration of theology in the scientific and educational space. The controversy has affected both secular and Church community. The author attempted to reveal the essence of the controversy, the causes of its origin, the main arguments “for” and “against” of theology in secular and religious education. Special attention in the article is paid to the prospects of theological education in a theological school. In this question the author appeals to the international practice and the practical experience of realization of the theology standard in Smolensk Orthodox Theological Seminary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К ДИСКУССИИ О ТЕОЛОГИИ В НАУЧНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ»

Теологический вестник Смоленской Православной Духовной Семинарии. 2016. С. 95-102

УДК 271.2:378 Урбанович Любовь Николаевна Смоленская Православная Духовная Семинария

К ДИСКУССИИ о ТЕОЛОГИИ в НАУЧНОМ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Ключевые слова: интеграция светского и церковного теологического образования, богословское образование в духовной школе, государственный стандарт, теология как научная специальность.

В статье поднимаются основные проблемные вопросы, связанные с интеграцией теологии в научное и образовательное пространство. Полемика затронула как светское, так и церковное сообщество. Автор предпринял попытку выявить суть полемики, причины, ее инициировавшие, основные аргументы «за» и «против» теологии в светском и церковном образовании. Особое внимание в статье уделяется перспективам теологического образования в духовной школе. Автор обращается в данном вопросе к международной практике и практическому опыту реализации стандарта теологии в Смоленской Православной Духовной Семинарии.

В настоящее время в России происходит интеграция теологии в дискурс научного знания. Этот процесс сопровождается многолетними серьезными дискуссиями, спорами от полного неприятия до статуса признания, как в светском, так и церковном сообществе. Вместе с тем полемика на тему быть или не быть теологии в российском образовательном и научном пространстве привела сегодня к конкретным положительным результатам.

Когда в 1999 году ректор МГУ академик В.А. Садовничий, академик Ю.С. Осипов, академик Н.Д. Никандров и Святейший Патриарх Алексий II обратились в Министерство образования РФ с просьбой утвердить государственный стандарт по специальности «Теология», был подписан договор о сотрудничестве между Министерством образования и Московской Патриархией. В 2000 году теология была внесена в перечень направлений и специальностей высшего профессионального образования, а в феврале 2001 года появился государственный образовательный стандарт по специальности 020500 «Теология». Как замечает А. Журавский, разработчики осознанно ввели термин «теология», а не «богословие». Данный факт связан с тем обстоятельством, что в России богословская и теологическая системы образования по существу разведены как разные системы. Такая ситуация сложилась еще в дореволюционной России. Термин «теология» употребляли исключительно по отношению к западному богословию, различая западную католико-протестантскую традицию. Богословское образование считалось внутри конфессиональным (православным) и рассматривалось в единстве и неразрывности с духовным образованием. И

когда сегодня ссылаются на европейский опыт, где теологическое образование занимает свое особое место в системе образования, то необходимо учитывать имеющиеся исторические особенности богословского образования в России. «По нашей российской методе богословие — это то, что преподается в духовно-учебных заведениях (они же — по терминологии Министерства образования — учебные заведения профессионального религиозного образования), а теология — это та светская наука, что преподается в светских вузах» [5]. В полемике о понятиях и терминах Патриарх Кирилл призвал к необходимости договориться, что теология или, по-русски, богословие — это синонимичные понятия [4]. Однако и в светских кругах, и «внутри церковной ограды» не было единства понимания в этом вопросе, что долгое время сдерживало православную академическую общественность признать возможность реализации теологического образовательного стандарта в духовных школах.

Определенной вехой в развитии теологического образования в России стало включение Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ 12 октября 2015 года в перечень научных специальностей теологии. Этот факт инициировал новый виток полемики. В данной работе ограничимся рассмотрением ключевых проблем этой дискуссии.

Принципиальными вопросами для ученых являются определение объекта и предмета теологии, статуса в образовании и науке и ее соотнесенности с религиоведением.

По мнению одних ученых, «объект изучения в теологии — Бог, т.е. по своей природе теология как область знания некоего феномена, лежащего вне пределов самого разума. Бог не может быть ни верифицируемым, ни фальсифицируемым. Поэтому, резюмирует Е.С Элбакян, теология (богословие) как учение о Боге не может быть причислена к ряду научных направлений и дисциплин и считаться наукой, так как у нее свое «поле применения» [12]. Другие отмечают, что теология апеллирует к картине мира, связанной с верой в Бога, а «сама по себе вера — это факт, несмотря на то, что существование Бога не является научным фактом» [6]. Сужение предметного поля теологии, которое большинством определяется как «система обоснования учения о Боге, комплекс доказательств истинности догматики и религиозной морали» [8] поставило острый вопрос о применяемости критических методов и подходов науки. По этому поводу протоиерей Константин Польсков замечает, что не система догматических утверждений, а специфический богословский метод позволяет исследователю получить результаты, которые могут стать предметом научной дискуссии [9].

Следует отметить, что причина серьезной научной дискуссии кроется и в вопросе определения границ между теологией и религиоведением. Теология и религиоведение — это разные специальности, и между ними существует очень тонкая грань. В связи с этим в научной среде появилось опасение, что теология «заведомо предназначена для поглощения научного религиоведения»

[12], поскольку паспорт специальности «теология» в общих чертах совпадает с паспортом «религиоведение».

Очевидно, что сложно разграничить теологию с религиоведением, т.к. в теологии как специальности немало пересечений с другими сферами знаний и предметами (философия, религиоведение, история, филология и др.). Но религиоведы настаивают, что в строгом научном смысле слова это уже область религиоведения, которое изучает историю религий, социологию, феноменологию религий и пр. Заметим одно существенное отличие теологии от религиоведения. Теология всегда конфессиональна, ее конфессиональная направленность подразумевает определенную мировоззренческую позицию, ограниченную рамками отдельного конфессионального мировосприятия. Поэтому замечает Е.С. Элбакян, «теологии вообще» не существует. Есть конкретная конфессиональная теология (христианская, иудейская, исламская и т.д.) [12]. И в связи с этим, по мнению ученых, религиоведение более отвечает критериям научности, поскольку надконфессиональность позволяет ученому объективно и беспристрастно исследовать религию как социокультурный феномен и историческое развитие конкретных религий. Опасность «взгляда извне», по мнению протоиерея Владимира Воробьева, заключается в том, что он может тяготеть и к атеизму. «Когда атеист начинает оценивать религию — это, по меньшей мере, неинтересно, а главное — необъективно, предвзято» [2].

Участники дискуссии также отмечают, что при интеграции теологии в научную область есть опасность спрофанировать высокое богословие в попытках соответствовать «ВАКовским лекалам». Если теология — некая общая неконфессиональная научная специальность, то есть риск получить абсурдные темы научных работ, например, по коррекции кармы или новое учение о Святой Троице. Для православной духовной академии и докторантуры неприем-ленность такого исследования вполне очевидна, а для «секулярной теологии» мнения богословов не будут авторитетны, и только формальное соблюдение требований, предъявляемых к данному типу научных работ, будет единственным критерием соответствия диссертаций искомым ученым степеням [11, с.120].

Резюмируя приведенную полемику, следует согласиться с А.М. Прилуц-ким, что «до тех пор, пока не будут изучены вопросы методологии и состояние предметной области теологии, решение вопроса о том, является ли теология наукой или нет, будет основываться на субъективных предпочтениях отдельных экспертов, их идеологической направленности и сформировавшихся мировоззренческих постулатах» [10].

Проблема признания теологии как отрасли научного знания осложняется еще и тем фактом, что в России долгие десятилетия богословие (теология) не развивалось. Появился ощутимый разрыв между светским академическим образованием и духовным богословским. И надо признать, что сегодня нет достаточных условий, чтобы открывающиеся кафедры теологии в светских вузах готовили кадры международного уровня.

Справедливости ради следует также указать на определенное имплицитное неприятие, которое существует между традиционным богословским образованием, осуществляемым в религиозных организациях — духовных школах, и теологическим, реализуемым в светских высших учебных заведениях. Реальность такова, что церковная общественность смотрит с недоверием на теологическое образование, полученное в светском вузе в вопросе его соответствия православной богословской традиции, в аспекте целеполагания и качестве подготовки. Высказываются опасения, что такое признание повлечет за собой подчинение церковного образования светским стандартам и, как следствие, его обмирщение. В то время как в духовной семинарии и академии главной целью было и остается укорененность в православной духовной традиции и формирование в ней личности будущего церковно- и священнослужителя. Ошибочной представляется позиция поддерживать идею изолированности светского теологического и богословского церковного образования. Как в свое время точно выразился Н.Н. Глубоковский, «...при одних Духовных Академиях «богословие» рискует сделаться замкнуто-конфессиональным, а всякая другая «внешняя» теология заранее подвергается подозрению... Только совместное существование в России университетских богословских факультетов и Духовных Академий, — резюмировал ученый, — лучше всего может обеспечить для богословской науки обязательные права и благие плоды веры и свободы» [Цит. по: 3].

Возможные риски и проблемы такой интеграции резюмировал К.М. Антонов: с одной стороны, идеологизация богословского знания, его профанация, карьеризм, возможное вытеснение религиоведения из вузов, особенно в провинции, с другой стороны — секуляризация теологии, обособление научного сообщества от сообщества церковного, конфликт теологии в духовных академиях с теологией в университетах и проч. [1].

Мы подняли далеко не весь перечень сложных вопросов, связанных с вхождением теологии в научное пространство. Вместе с тем, в стране юридически закреплена и фактически действует система вузовского теологического образования, включающая в себя все уровни: бакалавриат, магистратуру, аспирантуру, что, как нам представляется, является актуальным и обоснованным в современных условиях по ряду причин.

Во-первых, только философское и религиозное образование обеспечивает формирование целостной картины мира, целостного мировоззрения, а вместе с тем обогащения гуманитарного знания. Во-вторых, как подчеркивает Патриарх Кирилл, теология — это культурный императив для общества и противоядие от распространения в обществе религиозного радикализма [4]. В-третьих, благодаря интеграции теологии в светское образование государственные образовательные инстанции могут оказаться нужным «локомотивом» в развитии теологического образования и поучаствовать в формировании научных и педагогических церковных кадров.

В-четвертых, теология является диалоговым пространством межконфессиональной, межрелигиозной коммуникации, что находится не только в интересах традиционных религий, но и в прямых интересах государства.

И, наконец, светское теологическое образование в стратегическом отношении способно решить важную государственную задачу — «разрушить средостение, порог недоверия между государством и религиозными организациями, дать образованные верующие кадры не только религиозному сообществу, но и самому государству, испытывающему серьезный дефицит квалифицированных молодых специалистов в области церковно-государственных отношений» [5].

Однако теология вошла не только в светское высшее образование, но конфессиональное (церковное). Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению «теология» реализуется в конфессиональных (православных) институтах и университетах, а также в некоторых православных духовных семинариях. Остановимся на более близкой и знакомой нами проблеме — интеграции теологического образования в духовную школу.

Смоленская Православная Духовная Семинария первой получила государственную аккредитацию и с 2009 года реализует стандарт «Теология», органично синтезируя традиционный опыт богословского образования с достижениями современного российского высшего образования. Такая модель позволяет решать задачи, которые ставятся обществом, государством и самой Церковью перед будущим пастырем (выпускником семинарии) в области образовательно-катехизического служения и церковно-государственного взаимодействия. Выдвинутое утверждение опирается на имеющийся международный опыт.

В Польше до 1990 года богословское образование существовало только в рамках церковных учебных заведений и не признавалось государством. С ведением в школы предмета «Религия», было принято решение об открытии направления «Теология» во всех ведущих государственных университетах и одновременно проведение государственной аккредитации всех семинарий и конфессиональных вузов.

На этом пути и светские и конфессиональных учебные заведения столкнулись с рядом проблем — отсутствие кадров с богословским образованием в светских вузах, неспособность и неготовность церковных учебных заведений к выполнению всех требований государства. Возникшие трудности можно было решить только путем интеграции высшего церковного и светского образования и создания единого теологического пространства. В течение 90-х годов духовные семинарии Польши получили государственную аккредитацию, но, поскольку выполнить все требования Министерства образования небольшому образовательному учреждению, которым является семинария, практически невозможно, то на договорной основе семинарии были включены в состав государственных университетов, научные степени по теологии были ностри-фицированы, и преподаватели семинарий стали преподавателями университетов. При этом все духовные семинарии Польши сохранили свою семинарскую

идентичность и самостоятельность в вопросах воспитания и ответственность за подготовку будущих пастырей перед епархиальным архиереем. А диплом магистра теологии стал обязательным и для ведения педагогической деятельности, и для рассмотрения вопроса о рукоположении выпускника семинарии.

Таким образом, сегодня в Польше священник (это в равной мере относится к католичеству, православию и лютеранству) одновременно является и школьным учителем религии, а Церковь осуществляет конфессиональное сопровождение преподавания религии в школе через методистов-советников и епархиальных инспекторов по вопросам религиозного образования [7]. В научной же сфере выпускники теологических факультетов получили возможность обучения в докторантуре и защиты докторских диссертаций по теологии.

Описанный опыт представляется актуальным сегодня в России в связи с введением религиозно ориентированных дисциплин на разных ступенях образования — общего, среднего профессионального и высшего. Получив государственный диплом, студенты семинарии, во всяком случае, de jure, могут преподавать в школе предмет «Основы религиозных культур и светской этики» и другие дисциплины, а также заниматься научной работой, обучаясь в магистратуре и аспирантуре и защищая научные работы по теологии и смежным специальностям, привлекаться к экспертно-консультативной деятельности в области церковно-государственных и межконфессиональных отношений. Однако, справедливости ради, следует отметить, что недостаточная проработанность этих направлений профессиональной деятельности в образовательном, правовом и социальном аспектах, неготовность общества принимать священников в качестве ученых, экспертов, общественных деятелей — создают серьезные препятствия к развитию теологического образования, как в светской, так и церковной системе.

Поэтому, оставляя в стороне полемику «высокой науки», укажем на практические преимущества интеграции теологии в церковную образовательную систему.

• На государственном уровне следует отметить новый паритетный принцип сотрудничества Церкви, государства и общества, возможность Церкви открыто представлять свою позицию, взгляд и на внутрицерковную жизнь, и современную религиозную ситуацию, и внешние культурные и духовно-нравственные вызовы, оценивая, анализируя их, предлагая адекватные решения.

• Благодаря интеграции создаются условия для обеспечения высокого уровня богословского образования в России и решения образовательных и просветительских задач Церкви. Качественное теологическое образование — это то главное и, возможно, единственное, что позволит церковному образованию занять ответственное и достойное положение в российской образовательной системе.

• В общественном сознании стираются стереотипы недоверия к Церкви. Образованные верующие кадры смогут быть полезны как церковной системе, так и государству в структуре религиозно-государственных отношений.

• В практическом плане государственный стандарт «Теология» дает право на получение государственного диплома и тем самым открывает широкие возможности профессионального применения теологического образования и научного возрастания церковным кадрам.

Вместе с тем реализация ФГОС по теологии в духовных школах пока не получила широкого распространения и, скорее всего, сегодня — это лишь эксперимент. В настоящее время далеко не все духовные семинарии осуществляют образовательный процесс по аккредитованным программам теологии бакалавриата и магистратуры, и этому есть свое объяснение. Во-первых, нет однозначного понимания в Церкви, как соотнести теологическое образование с духовным. Во-вторых, реализация государственного стандарта требует достаточно серьезной концентрации административных усилий, выстраивания единой целостной, скоординированной со структурами Министерства образования и науки РФ и Учебным комитетом РПЦ системы и кадровых ресурсов, соответствующего уровня квалификации. Но на государственном уровне сегодня созданы все условия для признания правового статуса православного теологического (богословского) образования в России. А значит, предоставляется шанс вывести отечественное богословское образование на качественно новый академический уровень.

Литература

1. Антонов К. М. Теология как научная специальность // Вопросы философии Вопросы философии: научно-теоретический журнал. № 6. 2012. С. 73—84.

2. Воробьев, В. прот. Теология — древнейшая наука, с нее начинались все европейские университеты URL: http://www.sedmitza.ru/text/1098207.html (дата обращения 10.09.2016).

3. Воробьев, В. прот. Христианский университет в современном образовательном пространстве. URL: http://www.bogoslov.ru/text/1243173.html (дата обращения 09.09.2016).

4. Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на совещании «Теология в вузах: взаимодействие Церкви, государства и общества» 28 ноября 2012. URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/2619652.html (дата обращения 12.08.2016).

5. Журавский А. Проблемы религиозного образования в России URL: http://magazines. russ.ru/continent/2002/114/zhurav.html (дата обращения 10.06.2016).

6. Зачем теология пришла в большую науку URL: https://lenta.ru/articles/2015/10/19/ knorre/ (дата обращения 11.06.2016).

7. Марк Лаврешук, прот. Организация обучения православной религии в Польше в конце XX — начале XXI вв. // Вестник Екатеринбургской духовной семинарии Выпуск 1 (7). 2014. С. 182-190.

8. Овсиенко Ф.Г. Сферы изысканий религиоведения и теологии и специфика постижения ими рассматриваемых объектов // Религиоведение. 2004. № 2. С. 116-130.

9. Польсков К. О. К вопросу о научном богословском методе // Вопросы философии. 2010. № 7. С. 93-101.

10. Теология и религиоведение в современном гуманитарном дискурсе: к вопросу о преподавании теологии в ВУЗах. URL: http://comenius8.narod.ru/conferens/prilutsky.htm (дата обращения 17.09.2016)

11. Шохин В.К. О проблемах интеграции теологии в системе образования и академических наук // Теология в системе научного знания и образования. Материалы слушаний в Общественной палате Российской Федерации. — М.: Изд. Общественной палаты Российской Федерации, 2008. C. 22 —26.

12. Элбакян Е. С. И снова о теологии URL: http://religjourn.ru/stat-i/post-229 (дата обращения 16.09.2016)

Urbanovich L.N.

Smolensk Orthodox Theological Seminary

For discussions about theology in scientific AND educational sPACE

Key words: integration of secular and Church theological education, theological education in a theological school, state standard, theology as an academic specialty.

The article raises the main issues related to the integration of theology in the scientific and educational space. The controversy has affected both secular and Church community. The author attempted to reveal the essence of the controversy, the causes of its origin, the main arguments "for" and "against" of theology in secular and religious education. Special attention in the article is paid to the prospects of theological education in a theological school. In this question the author appeals to the international practice and the practical experience of realization of the theology standard in Smolensk Orthodox Theological Seminary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.