А.А. Дульзон К дискуссии о преподавании прикладной этики
Этические принципы могут и должны быть положены в основу многих дисциплин, преподаваемых в вузе. В особенности это касается дисциплин гуманитарного, социально-экономического и естественнонаучного модулей, в которых взаимодействие людей между собой и с окружающей средой является значимым фактором. Это положение кажется очевидным, однако реализовать его на практике совсем не просто.
Хотя большинство преподавателей не только на словах, но и в своей деятельности пытаются реализовать этические принципы, реальная обстановка в стране, и в сфере высшего образования в частности, не способствует особому оптимизму. Одним из мощных факторов демотивации ППС является противоречие между объявленными высокими целями и лозунгами, в частности о повышении качества подготовки специалистов, и реальной жизнью вуза. Примером может служить вымогательство повышенных оценок студентами, доходящее до обвинений типа: «Я теряю из-за вас стипендию. Вы залезаете ко мне в карман». Причем такое вымогательство иногда сопровождается давлением среднего и даже высшего менеджмента вузов. Министерство образования сделало свой крупный вклад в эту тенденцию, сокращая фонд заработной платы пропорционально числу отчисленных студентов. Тем не менее и в этих условиях возможно и необходимо бороться за примат нравственного поведения будущих руководителей.
1. Об этических проблемах курса «Основы ресурсоэффективности»
Несколько месяцев назад руководством Томского политехнического университета (ТПУ) было принято решение о введении в основные образовательные программы подготовки бакалавров всех направлений курса «Основы ресурсоэффективности». Для подготовки программы и соответствующего учебника была создана рабочая группа из семи профессоров (5 инженеров, философ и юрист). За три месяца периодических встреч мы не только не смогли до конца согласовать основное содержание курса, но и договориться об уровне этических принципов, которые будут положены в основу рассмотрения проблем ресурсоэффективности. Если «планка» ус-
тановлена слишком высоко, то через нее не только не будут прыгать, но могут снизу даже и не заметить. Не случайно отцы христианской церкви дополнили Десять заповедей, исполнять которые никому из грешных земных людей оказалось не под силу, механизмом отпущения грехов.
Если определить ресурсоэффективность как образ действий, которые обеспечивают максимальное удовлетворение потребностей при минимально возможном использовании ресурсов, мы сразу же упираемся в несколько проблем. Потребности людей ограничиваются только полетом их фантазии. Можно ли говорить об эффективном использовании ресурсов для производства предметов роскоши, наркотиков? Одним из наиболее ярких примеров расточительного использования ресурсов Земли является производство оружия. В то же время пока нет даже намека на возможность всеобщего разоружения, и все страны стремятся обзавестись все более эффективным оружием.
Казалось бы, в основу рассмотрения проблем ресурсоэффек-тивности следовало бы положить «золотое правило нравственности» и/или категорический императив Канта. Но на деле человечество не руководствуется этими правилами: «Образно говоря, в последнее время человечество напоминает пассажиров поезда, все заботы которых заключаются в том, чтобы поудобнее, с комфортом устроиться внутри вагона, но совершенно забывших, куда и зачем они едут. То есть произошла утрата человечеством более дальних -духовных ориентиров своей жизни»1.
В последние десятилетия этот поезд, пассажиры которого в основном составляют общество потребления, движется все быстрее к пропасти, которая символизирует неготовность и неспособность человеческой популяции обеспечить динамическое равновесие между собой и планетой. Условием существования и развития этого общества, как наглядно проиллюстрировал З. Бауман (Z.Bauman)2, является постоянное ускорение пути от разработки и производства нового продукта/услуги до свалки. Это общество крайне расточительно и угрожает самому существованию человеческой популяции. Философы, социологи и вообще здравомыслящие люди ищут пути выхода из этого тупика, на сегодня представляющего собой реальность. Остановить и даже замедлить движение поезда невозможно и нера-
1 Баныкин Н.П. Семь лекций о Живой Этике / Н.П. Баныкин. Новосибирск, 1991.
2 Bauman Z. Lebeninder Fluechtigen Moderne / Z. Bauman. Frankfur-tamMain, 2007.
зумно. Необходимо перевести стрелки на неизвестный пока путь устойчивого развития. Реализация теории «золотого миллиарда» аморальна и потому неприемлема. Но поскольку надежный путь, так же, как и время до возможного крушения, нам пока неведом, стоит воспользоваться известным из теории прикладного системного анализа принципом улучшающего вмешательства, предполагающим «такое изменение проблемной ситуации, которое положительно оценивается хотя бы одним из ее участников и неотрицательно - всеми остальными»3.
Такой подход позволяет избавиться от паралича деятельности и, не упуская из виду проблемы в целом, активно заняться ее ограничением. Соответственно в курсе «Основы ресурсоэффективности» предполагается после рассмотрения основных проблем с ресурсами выявить их основных участников/стейкхолдеров и определить возможные улучшающие вмешательства.
2. Пример занятия по прикладной этике образования
В курсе «Прикладная этика» одной из тем, которые, казалось бы, должны вызывать живой интерес студентов и слушателей системы повышения квалификации, является «Прикладная этика образования».
На обсуждение темы было запланировано 4 часа аудиторных семинарских занятий и 6 часов самостоятельной работы с литературой. Предварительно (за две недели) студентам было предложено выбрать десять вопросов, которые им кажутся наиболее доступными и интересными, из следующего списка:
1. Как бы Вы оценили состояние школьного и высшего образования в России в настоящее время?
2. Основные стейкхолдеры образования и их цели.
3. Как стейкхолдеры могут, должны и практически участвуют в формировании политики в области образования?
4. Считаете ли Вы необходимым и целесообразным проведение массового дискурса по проблемам образования в стране и последующего референдума?
5. Ценность образования вообще и высшего в частности.
6. Доступность высшего образования.
7. Массовость и качество высшего образования.
8. Доводы «за» и «против» платы за обучение.
о
3 Тарасенко Ф.П. Прикладной системный анализ (Наука и искусство решения проблем): учебник / Ф.П. Тарасенко. Томск, 2004.
9. Стипендия: надо ли ее платить? Каков должен быть ее размер?
10. Приведите основные доводы «за» и «против» выборности ректоров в российских условиях.
11. Как бы Вы отнеслись к использованию методики «адвоката дьявола» на разных уровнях управления в Вашем вузе?
12. Как должна строиться учебная работа со студентами, которые пришли в вуз только за дипломом, а не за компетенциями?
13. Каково должно быть соотношение добровольности и принуждения в учебном процессе?
14. Считаете ли Вы существующую в ТПУ технику приема экзаменов и зачетов валидной и справедливой? Что должно быть изменено и что для этого нужно?
15. В какой степени целесообразно привлекать студентов к участию в принятии управленческих решений в вузе? Преимущества и проблемы.
16. Какие преимущества дает и какие проблемы создает периодическая оценка ППС со стороны студентов?
17. Клиенты служб управления вуза. Дружелюбие к клиенту. Содержание понятий. Каким образом создавать и поддерживать дружелюбие к клиенту?
18. В каких подразделениях вуза нарушается норма управляемости. Как это нарушение можно устранить?
19. В чем состоит польза и ограниченность кодекса этики вуза? Какими способами можно увеличить его действенность?
20. Следует ли сохранять в вузах подготовку бакалавров менеджмента?
21. Нужно ли бороться с лженаукой или достаточно ее просто игнорировать?
22. Как соотносится свобода научных исследований ученого с ответственностью за соблюдение моральных и правовых норм?
23. Коррупция в вузе. Критические области проявления. Пути уменьшения вероятности коррупционного поведения.
Несмотря на то, что все студенты имеют за плечами собственный пятнадцатилетний опыт взаимодействия с системой образования, занятие без предварительной подготовки, даже если удается их «расшевелить», напоминает обсуждения в «Гайд-парке» (gide-park.ru). Поэтому необходимо, чтобы все студенты группы прочитали некоторую подборку серьезных публикаций по теме. Поскольку в реальных условиях, когда большинство старшекурсников работает,
гарантии, что они подготовятся к занятию, нет; приходится распределять часть публикаций между студентами. Соответственно часть занятия посвящается кратким докладам студентов по прочитанным работам с выделением основных моментов. Для конкретного занятия было предложено подготовить сообщения на основе следующих источников:
1. Пока ещё не слишком поздно. Доклад Национальной комиссии Соединённых Штатов Америки по преподаванию математики и естественных наук в 21-м веке // Образование, которое мы можем потерять [Электронный ресурс] : сб. / под общ.ред. ректора МГУ акад. В. А. Садовничего. - 2-е изд., доп. - М., 2003. - С. 205-286. -Электрон.версия печат. публ. - Режим доступа: http://reslib.com/bo-
ok/Obrazovanie_kotoroe_mi_mozhem_poteryatj, свободный (только
чтение) (дата обращения: 28.02.2011).
2. Золотухина-Аболина Е. Большая имитация [Электронный ресурс] / Елена Золотухина-Аболина, Валерий Золотухин // Свобод. мысль. 2008. № 2. С. 87-94. - Электрон. версия печат. публ. - Режим доступа: http://inozemtsev.net/ doc/vert/1222083099_SM_02_ 2008.pdf.
3. Фомин Д. Высшая школа: поиск растраченного смысла [Электронный ресурс] // Свобод.мысль. 2008. № 2. С. 95-112. - Электрон.версия печат. публ. - Режим доступа: http://inozemtsev.net/ doc/vert/1222083099_SM_02_2008.pdf ; № 3. - С. 81-94. - Режим доступа: http://inozemtsev.net/doc/ vert/1222083223_SM_03_2008.pdf.
4. Ауров О. Реформа высшего образования: взгляд из Москвы [Электронный ресурс] // Свобод. мысль. 2008. № 2. С. 111-124. -Электрон. версия печат. публ. - Режим доступа: http://inozemtsev.net/ doc/vert/1222083099_SM_02_2008. pdf.
5. Высшее образование в Европе [Электронный ресурс] : электрон.архив журн. «Высшее образование в Европе». 2000-2006. -Электрон.версия печат. публ. - Режим доступа: http://www.aha.ru/ ~moscow64/educational_book/, свободный (дата обращения: 28.02.2011).
6. Global Education Digest. 2010: [Electronic resource] : Comparing Education Statistics Across The World / UNESCO Inst. for Statistics. Montreal, 2010. 277 p. - Mode of access: http://www.uis.unes-co.org/template/pdf/ged/2010/GED_2010_EN.pdf, free (Date of access: 28.02.2011).
7. Сендеров В. А. Просуществует ли российское образование до 2004 года? [Электронный ресурс] // Новый мир. 2002. № 4. - Элек-
трон.версия печат. публ. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/ novyi_mi/2002/4/send.html, свободный (дата обращения: 28.02.2011).
8. Кронгауз М. А был ли кризис? [Электронный ресурс] // Там же. - Режим доступа: http://magazines.russ.ru/novyi_mi/ 2002/4/kron-pr.html, свободный (дата обращения: 28.02.2011).
9. Образование, которое мы можем потерять [Электронный ресурс] : сб. / под общ.ред. ректора МГУ акад. В. А. Садовничего. - 2-е изд., доп. М., 2003. - Электрон. версия печат. публ. - Режим доступа: http://www.mccme.ru/edu /index.php?ikey=msu-book, свободный (дата обращения: 28.02.2011).
10. Наука о науке [Электронный ресурс] // Персональный сайт Виктора Овчаренко. - Загл. с экрана. - Режим доступа: http://sit es.google.com/site/viktorovcharenko/nauka-o-nauke, свободный (дата обращения: 28.02.2011).
К сожалению, из всей группы магистрантов только одна студентка подготовилась к занятию. Она не только сделала хороший доклад по одной из публикаций, но и представила ее анализ в виде презентации в формате PowerPoint. Настоящей дискуссии не получилось, поскольку все остальные не только не были к ней готовы, но и не проявляли интереса.
Магистранты, имеющие за плечами пятнадцать лет личного опыта взаимодействия с системой образования, в определенной степени могут рассматриваться как эксперты. Тем не менее интереса к дискуссии не наблюдается.
Одна из причин такого положения заключается в том, что большинство магистрантов, чтобы оплатить свою учебу, работают полный рабочий день. Результат наглядно описан Д. Фоминым: «Плохо выспавшиеся или вообще не спавшие, хронически усталые, плохо подготовленные к занятиям и прогуливающие пары охранники и официанты, продавцы, администраторы - такие студенты знакомы каждому преподавателю. С одной стороны, плохо устроенное, работающее и приносящее свои тяжело добытые заработки в вузы студенчество. С другой - коррумпированное вузовское сообщество, постоянно имплицирующее ради собственного благополучия идеи о ценности высшего образования и непрерывности обучения»4.
Кроме отсутствия времени на подготовку к занятиям, слабый интерес к обсуждению этических проблем связан с тем, что многие студенты, признавая свое желание жить в соответствии с высокими
4 Фомин Д. Высшая школа: поиск растраченного смысла // Свободная мысль. 2008. № 3. С. 81-94.
моральными нормами, рассматривают этическое поведение скорее в качестве препятствия к успеху в реальной жизни. Особенно ярко это проявляется при работе со студентами не технических направлений. К примеру, студенты направления «менеджмент» к третьему курсу понимают, что специальности у них не будет. Для любого инженера, да и специалистов других направлений, компетенции в области менеджмента действительно необходимы, но подготовка бакалавров менеджмента непосредственно после школы - это рыноч-но ориентированный конвейер, «штампующий людей с максимальными претензиями к обществу и минимальными возможностями их удовлетворения»5.
Опыт преподавания курса прикладной этики как отдельной дисциплины на протяжении 7 лет показал, что большая эффективность может быть достигнута, если рассмотрение этических проблем будет «встроено» в тематическое поле специальных дисциплин. Это сложная и трудоемкая задача, но ее решение вполне реально при условии искренней заинтересованности руководства вуза.
5 Фомин Д. Высшая школа: поиск растраченного смысла.