Научная статья на тему 'К чему приведет разгосударствление электроэнергетики'

К чему приведет разгосударствление электроэнергетики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
29
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никитина О.В.

В статье раскрываются последствия нынешнего курса реформирования электроэнергетики России. Оценивается влияние рыночных преобразований на дальнейшее развитие отрасли, динамику цен на электроэнергию, конкурентоспособность национальной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К чему приведет разгосударствление электроэнергетики»

- стадия жизненного цикла отрасли сферы бизнеса;

- долгосрочная привлекательность отрасли.

Анализ ресурсного потенциала (внутренних возможностей) диверсифицированного предприятия может проводиться исходя из нескольких методических подходов.

Раскладывая операции, производимые диверсифицированным предприятием, на стратегически связанные действия и направления деятельности, можно лучше понять структуру затрат фирмы и определить их основные элементы. Каждый вид деятельности в этой цепочке связан с затратами и связывает, в свою очередь, активы предприятия.

Список литературы:

1. Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. / Под ред. и с предисловием В. Д. Щетинина. - М.: Международные отношения, 2003.

2. Пярните Ю.Э., Савенкова Г.И. Стратегия и тактика гибкого управления. - М.: Финансы и статистика, 2001.

3. Стратегическое планирование и управление / под ред. проф. А.Н. Петрова. Ч. 1: Изд. 2-е, доп.: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2000.

4. Томпсон А.А., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии. - М.: «Банки и биржи», Издательское объединение ЮНИТИ, 2001.

5. Экономическая стратегия фирмы. Уч. пособие / Под ред. проф. А.П. Градова. - СПб.: Изд-во «Специальная литература», 2005.

К ЧЕМУ ПРИВЕДЕТ РАЗГОСУДАРСТВЛЕНИЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ

© Никитина О.В.

Самарский государственный технический университет, г. Самара

В статье раскрываются последствия нынешнего курса реформирования электроэнергетики России. Оценивается влияние рыночных преобразований на дальнейшее развитие отрасли, динамику цен на электроэнергию, конкурентоспособность национальной экономики.

1 июля 2008 года произойдет окончательная реорганизация РАО «ЕЭС России», которая знаменует завершение реформирования электроэнергетики. Электростанции, находящиеся сейчас в руках государства, скоро перейдут в частные руки. В стране насчитывается 44 электростанции. Они

были возведены в предыдущие десятилетия за счет государства. Строительство одной обходится от нескольких сотен миллионов до нескольких десятков миллиардов долларов.

Уже несколько лет в нашей стране продолжается реформа электроэнергетики, основная на либералистском подходе. Основной идеей проводимой реформы является демонополизация отрасли. Проведение реформы связано, во-первых, с приватизацией собственности в потенциально конкурентных сферах (генерация и сбыт электроэнергии), и, во-вторых, с их дерегулированием.

Основные цели реформирования электроэнергетики России, как их нам преподносят, - повышение эффективности предприятий отрасли и создание условий для ее развития на основе привлечения инвестиций. Предполагается, что конкурентные условия будут способствовать снижению цен на электроэнергию за счет сокращения издержек производства.

Еще в 1980-х годах в электроэнергетике страны стали проявляться признаки стагнации: производственные мощности обновлялись заметно медленнее, чем росло потребление электроэнергии. В 1990-х годах, в период общеэкономического кризиса в России, объем потребления электроэнергии существенно уменьшился, в то же время процесс обновления мощностей практически остановился.

Общая ситуация в отрасли была таковой:

- по технологическим показателям российские энергокомпании отставали от своих аналогов в развитых странах;

- отсутствовали стимулы к повышению эффективности, рациональному планированию режимов производства и потребления электроэнергии, энергосбережению;

- в отдельных регионах происходили перебои энергоснабжения, наблюдался энергетический кризис, существовала высокая вероятность крупных аварий;

- доступ на рынок был закрыт для новых, независимых игроков.

Это вызвало необходимость преобразований в электроэнергетике, которые создали бы стимулы для повышения эффективности энергокомпаний и позволили существенно увеличить объем инвестиций в отрасли. Иначе при дальнейшей интеграции России в мировое хозяйство российские предприятия стали бы неконкурентоспособны не только на зарубежных рынках, но и на внутреннем рынке страны.

Как известно, на заседании Правительства России 19 мая 2001 г. был рассмотрен и одобрен проект Минэкономразвития по реформированию электроэнергетики России. Этот противоречивый, не подкрепленный какими-либо обосновывающими аналитическими расчетами проект был одобрен, невзирая на то, что он не был поддержан Минэнерго России. Следует заметить, в Минэкономразвития был ликвидирован Департамент

электроэнергетики. Разработка реформы была монополизирована высшим менеджментом самих реформируемых структур.

Самоустранение государства от разработки реформы привело к тому, что отсутствует конкретное описания того, как будут распределяться между этими компаниями финансовые потоки, и как прибыль будет направляться на нужды остальных субъектов энергетического комплекса. Именно игнорирование этих проблем при разукрупнении крупных российских предприятий привело в 1992 - 1994 годах к уничтожению многих из них.

В условиях развития рыночных отношений в отрасли ОАО РАО «ЕЭС России» прекращает свою деятельность в качестве «государственной монополии» и будет преобразовано в ряд государственных и частных компаний. В результате реформирования генерирующие компании оптового рынка электроэнергии (ОГК) станут крупнейшими участниками оптового рынка. К настоящему времени созданы все семь ОГК, предусмотренные планами реформы. Из них шесть включают крупнейшие тепловые электростанции, а одна - гидроэлектростанции.

Насколько оправдан курс рыночных преобразований электроэнергетики и каково будет его влияние на развитие отрасли? Каковы будут социальные последствия либерализации электроэнергетики?

Начнем с того, что ходе реформы вместо прежних вертикально - интегрированных компаний создаются структуры, специализирующиеся на отдельных видах деятельности. Вместе с тем практика зарубежных стран демонстрирует наибольшую эффективность вертикально - интегрированных электроэнергетических компаний. Это объясняется тем, что они функционируют в условиях высоких барьеров для входа и реализуют «эффект экономии от масштаба». Их разделение ведет к потере надежности энергосистем. Ведь производство, передача, распределение и потребление электроэнергии - процесс физически единый, неделимый. Примерами могут послужить энергетический кризис в Бразилии в 2002 г., резкое повышение цен на электроэнергию в Норвегии в этом же году, коллапс энергетического рынка в американском штате Калифорния в 1999-2001 гг.

Далее, эффективное действие рыночных механизмов в электроэнергетике принципиально не реализуется в силу специфики этой отрасли. Электроэнергия в силу своей физической сущности не может быть запасена впрок. Поэтому при отсутствии избыточных производственных мощностей быстрое насыщение рынка невозможно. Частные генерирующие компании не заинтересованы в дорогостоящем содержании избыточных производственных мощностей.

Насколько нам известно, от новых владельцев компаний, производящих энергию, требуется построить дополнительные энергоблоки объемом всего лишь в 20 % от уже имеющихся на сегодняшний момент. После 2010 г. обязательства их владельцев по возведению новых объектов за-

кончатся, и вся прибыль от продажи электроэнергии будет идти в карман хозяев. При этом следует учитывать, что уже сегодня российская электроэнергетика характеризуется критическим износом основных фондов и низким технико-экономическим уровнем систем электро- и теплоснабжения. По разным оценкам, изношены 50-60 % производственных мощностей [4]. В связи с этим возникает вопрос: не потому ли высшее руководство РАО хочет реструктурировать его, что пытается снять с себя ответственность за производство энергии?

Ясно, что от смены собственника новые мощности не появятся. Более того, у частного инвестора энергооборудование скорее всего будет работать на полный износ, как это произошло с «Алматаэнерго» после приобретения ее бельгийской компанией «Трактебель» в 1996 г.

Существуют прогнозы специалистов относительно возникновения в ближайшее время острого дефицита генерирующих мощностей. С учетом прогнозируемого роста потребности в ней с 908 млрд. кВтч в 2007 г. до 1230 млрд. в 2015 г. ситуация выглядит очень непростой [6].

Магистральные и распределительные сети, а также крупные подстанции останутся в руках государства - под контролем Федеральной сетевой компании. От надежности (а где-то и от наличия) этих сетей зависит, будут ли, к примеру, сельские жители иметь в доме свет и доступ к телевизионным новостям. На обновление подстанций пойдет лишь часть средств, вырученная от продажи компаний - производителей. Затем деньги на поддержание и ремонт сетей будут идти из тарифов. По прогнозам, с 2008 г. по 2010 г. тарифы на электроэнергию увеличатся на 50 % [5].

Оптовый рынок сейчас контролируется государством, в июле контроль перейдет в частные руки. На нем будут действовать посредники - сбытовые компании, находящиеся в частной собственности. Именно от них будет зависеть, по какой цене потребитель получит электроэнергию.

Сейчас по рыночным ценам продается 20% электроэнергии, которую покупают предприятия. В 2012 г. вся электроэнергия будет продаваться по рыночным ценам. Это значит, что не будет фиксированных тарифов и для простых граждан [5].

Может, владельцы генерирующих компаний вспомнят о том, что надо конкурировать между собой, бороться за потребителя, и начнут снижать цены на свои услуги? Пока этим и не пахнет. Для появления рыночной конкуренции нужно порядка 30-40 тыс. МВт избыточных мощностей, которые в ближайшее время точно не появятся.

Кроме того, неэластичность спроса на электроэнергию по цене (спрос на 97-98 % определяется ростом ВВП и на 2-3 % - изменением тарифов) сделает свободные цены инструментом обеспечения диктата производителей электроэнергии [3]. Образование свободного рынка электроэнергии создает законодательную базу для расширения практики «энерготеррора».

Как это имело место в Великобритании на раннем этапе реформы, когда произошел ценовой сговор между участниками рынка электроэнергетики. Американский опыт реформирования электроэнергетики показал те же результаты. По оценкам институтов РАН, тарифы при реализации данного проекта вырастут в 2-3 раза, что приведет к неконкурентоспособности российской экономики и падению ВВП [6].

В наибольшей степени пострадают наиболее энергоемкие отрасли -металлургическая и химическая промышленность. Удорожание продукции названных отраслей в свою очередь усугубит тяжелое положение в металлообработке и машиностроении. Повышение энерготарифов для промышленных потребителей косвенно будет переложено на население.

Уже сейчас темпы роста тарифов для населения нередко превышают общую динамику потребительских цен (табл.). И это при том, что они существенно занижены по сравнению с необходимым для нормального воспроизводства уровнем.

Таблица 1

Динамика тарифов на электроэнергию для населения

Годы 1999 2000 2001 2002 2003 2007 2008

Средний тариф коп./кВтч 28 41 45 90 135 146 169

Составлено по: Тарифы/ www. promved. ru/ julay-2001-04.

Электроэнергетику России ждет два качественных перелома, а не один: сначала в ходе ее собственного реформирования, затем - в ходе реформирования «Газпрома». Одним из основных факторов предстоящего повышения тарифов на электроэнергию является рост цен на газ. В условиях присоединения России к ВТО федеральное правительство приняло программу мер по повышению регулируемых тарифов с конечной целью уравнивания доходности внутреннего и внешнего рынков газа [6].

Учитывая высокую социальную значимость электроэнергетики в России, необходимо приступить к действительно реальному улучшению положения дел в отрасли. Не следует забывать положительный мировой опыт государственного регулирования энергокомпаний. Он подтверждает теоретическое положение о невозможности исключения государственного регулирования естественных монополий. Во всяком случае, представляется необходимым прямое бюджетное финансирование инвестиций в сектор генерации или распространение на него инвестиционных гарантий.

Список литературы:

1. Антонова Е.А. Мифы рыночных преобразований российской электроэнергетики // ЭКО. - 2006. - № 10.

2. Глазьев С. Перспективы развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Российский экономический журнал. - 2007. -№ 1-2.

3. Делягин М. Реформа электроэнергетики, начало конца /www. metal-profi.ru./ library/ economy/ reforma-ielektroienergetiki. Htm.

4. Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика // Вопросы экономики. - 2006. - № 1.

5. Забота о россиянах приведет к удорожанию электричества // Аргументы и факты. - 2008. - №8.

6. Кононков П. Реформирование электроэнергетики: к оценке курса ускоренной либерализации // Российский экономический журнал. - 2007. - № 3.

7. Кузовкин А. Проект развала электроэнергетики страны Промышленные ведомости - электронная газета/ www. promved. ru./july-2001-04

8. Сайт РАО «ЕЭС России»/ www.rao-ees.ru.

9. Тарифы/ www. promved. ru/ julay-2001-04.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

© Осипова О.Н.

Ивановский государственный химико-технологический университет, г. Иваново Издание выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Формирование эффективной модели управления производственным потенциалом субъектов регионального бизнеса в рыночных условиях», № 08-02-54603а/Ц

В данной статье проведена оценка основных методических подходов к определению производственного потенциала промышленного предприятия, выделено основное направление его развития, уточнено и обосновано понятие производственного потенциала промышленного предприятия с учетом инновационного и инвестиционного факторов.

Объективная оценка реальных возможностей предприятия, как свидетельствует передовая отечественная и зарубежная практика хозяйствования, в рыночных условиях функционирования экономики России, а также - усиление процессов интеграции и глобализации мировой экономики,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.