наблюдали 1 июля 2011 на перевале между Джидинским и Закамен-ским районами. Одиночный дрозд встречен 6 июля 2011 в лесу на перевале между реками Цакир и Бартой.
Полярная овсянка Emberiza pallasi. Самец встречен 11 июня 2011 в ернике на морене у северо-восточного берега озера Ильчир. Там же 12 июня 2011 насчитано 3 пары на площадке по морене у небольшого озерца и 1 пара встречена в ернике на вчерашнем месте.
Обыкновенная овсянка Emberiza citrinella. Несколько встреч зарегистрировано 1-4 июля 2011 в пойме реки Джида от Петропавловки до посёлка Хамней.
Красноухая овсянка Emberiza cioides. 3 июля 2011 на 5 км учётного маршрута по левому берегу Джиды ниже Михайловки зарегистрировано 2 поющих самца, примерно в 0.5 км друг от друга. Они же, вероятно, отмечены поющими там же на следующее утро. 6 июля 2011 самец сидел на изгороди возле дацана у посёлка Санага.
Садовая овсянка Emberiza hortulana. Самец встречен 30 июня 2011 на кусте караганы возле посёлка Иволгинск. 25 августа 2013 на окраине села Тагархай (примерно 5-6 км на юго-запад от посёлка Ар-шан, Тункинская долина) встречена стайка из 7-8 садовых овсянок.
Горная коноплянка Acanthis flavirostris. Стайка из 8-10 птиц 13 августа 2010 пряталась в кустах ерника, прижатого снегом, в верховье реки Иркут, возле перевала на посёлок Орлик.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2019, Том 28, Экспресс-выпуск 1731: 682-683
К биологии коростеля Crex crex и камышницы Gallínula chloropus
Н.С.Иванова
Второе издание. Первая публикация в 1962*
Наблюдения проводились в 1959-1961 годах в пойме реки Ворсклы в районе учлесхоза «Лес на Ворскле» в Белгородской области.
Сенокос, весенние и летние паводки оказывают существенное влияние на биологию размножения коростеля Crex crex, вызывая растянутость гнездования и вынуждая его гнездиться в более сухих, часто совершенно необычных биотопах. Самка коростеля иногда способна насиживать кладку на скошенном участке.
* Иванова Н.С. 1962. К биологии коростеля и камышницы IIМатериалы 3-й Всесоюз. орнитол. конф. Львов, 1: 154-156.
Камышница Gallínula chloropus гнездится в труднодоступных зарослях у воды, поэтому сенокос не оказывает влияния на сроки её размножения. Яйца откладываются по одному в сутки без перерывов. Насиживание начинается задолго до конца кладки, что при большом количестве яиц (9-11) приводит к сильной растянутости сроков вылупле-ния и разновозрастности птенцов одного выводка.
Яркая окраска клюва, головы и крыльев, громкий хриплый крик и своеобразные движения пуховичка камышницы служат для привлечения внимания родителей во время выкармливания птенцов. С переходом птенцов к самостоятельному питанию, что наступает в возрасте около 10 дней, краски на голове бледнеют, клюв чернеет, крылья покрываются редким пухом.
Пуховички коростеля издают один призывный птенцовый крик. У камышницы можно различить три птенцовые голосовые реакции специфического назначения, которые существуют у неё с первого дня. Эти различия можно объяснить тем, что у коростеля птенцы уже со второго дня могут самостоятельно собирать корм, в то время как молодые камышницы выпрашивают его у родителей очень долго.
Первый пуховой наряд у коростеля и камышницы уже на девятый день начинает заменяться юношеским пером. Первыми появляются опахала контурных перьев на спинных, плечевых и ушных птерилиях. Кисточки на концах пеньков первостепенных и второстепенных маховых, а также рулевых перьев начинают развёртываться лишь на 17-й день у коростеля и на 23-й день у камышницы, окончательное отрастание всех контурных перьев происходит на 30-й день, маховых — на 50-й день у коростеля и на 60-й день у камышницы. Способность к полёту наступает до окончательного отрастания маховых.
В домашних условиях осенняя линька у коростеля и камышницы протекает различно: у коростеля в сентябре меняется всё перо, кроме маховых и части рулевых, а у камышницы — только контурное перо на голове и шее. Остальное мелкое перо у камышницы меняется в период с декабря по май.
Маховые и рулевые меняются во вторую осень, в августе.