Научная статья на тему 'К биографии Л. Г. Раменского серафима Давидовна рубашевская'

К биографии Л. Г. Раменского серафима Давидовна рубашевская Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
184
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Л. Г. РАМЕНСКИЙ / С.Д. РУБАШЕВСКАЯ / БИОГРАФИЯ / ИСТОРИЯ НАУКИ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Голуб В. Б.

Настоящее сообщение является продолжением серии статей, посвященных биографии Леонтия Григорьевича Раменского. Ранее были опубликованы его письма своему учителю академику В.Л. Комарову и комментарии к ним (Голуб, Николайчук, 2012), переписка В.П. Савича и Т.А. Работнова с воспоминаниями о Л.Г. Раменском (Голуб, 2013а), его родословная (Голуб, 2013б), некоторые факты биографии, относящиеся к годам "Большого террора" в СССР (Голуб, 2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К биографии Л. Г. Раменского серафима Давидовна рубашевская»

Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии.

2015. - Т. 24, № 2. - С. 262-265.

УДК 01+09.2

К БИОГРАФИИ Л.Г. РАМЕНСКОГО -СЕРАФИМА ДАВИДОВНА РУБАШЕВСКАЯ

О 2015 В.Б. Голуб

Институт экологии Волжского бассейна РАН. г. Тольятти (Россия)

Поступила 11.03.2015

Настоящее сообщение является продолжением серии статей, посвященных биографии Леонтия Григорьевича Раменского. Ранее были опубликованы его письма своему учителю академику В.Л. Комарову и комментарии к ним (Голуб, Николайчук, 2012), переписка В.П. Савича и Т.А. Работнова с воспоминаниями о Л.Г. Раменском (Голуб, 2013а), его родословная (Голуб, 20136), некоторые факты биографии, относящиеся к годам "Большого террора" в СССР (Голуб, 2014).

Ключевые слова: Л. Г. Раменский, С.Д. Рубашевская, биография, история науки.

V.B. Golub. Additions to the biography of l.g. ramensky (S.D. Rubashevskaya) - The

present paper is continuation of the series of the publications devoted to Leonti Grigoryevich Ramensky's biography. Earlier his letters to the teacher academician V.L. Komarov, V.P. Savich and T.A. Rabotnov's correspondence with memories of L.G. Ramensky, the family tree, some facts relating to years of "Great Terror" in the USSR were published (Голуб, Николайчук, 2012; Голуб, 2013a; Голуб, 20136; Голуб, 2014). Key words: L.G. Ramensky, S.D. Rubashevskaya, biography, science history.

Талантливые люди нередко оказываются, как говорят, не приспособленными к жизни. Это мнение в полной мере относится к великому российскому ученому Леонтию Григорьевичу Раменскому.1 Для нормальной его деятельности рядом с ним должен был находиться помощник, выполняющий одновременно и роль секретаря, и роль человека, обеспечивающего ему уход и внимание. Причем с возрастом необходимость в этом возрастала. Такую роль для Л.Г. на протяжении его жизни выполняли женщины, которые волею судьбы оказывались рядом с ним. Это рассказ об одной из них.

В письме Леонтия Григорьевича Раменского, отправленному своему другу Всеволоду Павловичу Савичу весной 1941 г., имеются трагические строки. "Дорогой Всеволод Павлович!2

Что до меня, то я год назад похоронил близкую душу, женщину, которая любила меня, как только может любить человек. С тех пор я стал почти неработоспособным калекой: прошлый год был вовсе непродуктивен, сейчас немного оправился, но душевное состояние все еще исключительно тяжелое. Ваш JI. Раменский. 24IV1941.

Ст. Луговая, Савеловская ж. д. Институт кормов".

В письме не названо имени умершей. Но понять, о ком идет речь, оказалось не сложно. Это Серафима Давидовна Рубашевская.

Серафима Давидовна родилась в 1903 г. в Украине в г. Екатеринославле (ныне Днепропетровск) в семье типографского рабочего. В своей автобиографии она ука-

Голуб Валентин Борисович, доктор биологических наук, vbgolub2000@mail.ru Существует немало воспоминаний о трагикомичных ситуациях, в которые попадал Л.Г. из-за своей "неприспособленности к жизни".

2 Сверху письма сделана отметка рукой В.П. Савича: "ответил 5. V. 41".

зала, что в 1916 г. окончила школу «для бедных евреев», в 1920 г. - городскую гимназию. В 17-летнем возрасте ушла добровольцем в Красную армию и два года служила сестрой милосердия в полевом госпитале. С 1921 г. по 1926 г. училась на агробиологическом отделении Днепропетровского института народного образования. Совмещала учебу с преподаванием естествознания в окружной партийной школе. По окончании вуза была оставлена при кафедре ботаники в качестве ассистента. На этой должности проработала до 1931 г. Одновременно прошла курс аспирантуры (1928-1932 гг.) при Украинском институте растениеводства. В 1927 г. принимала участие в обследовании растительности низовьев Днепра, а в следующем году вместе с Леонтием Григорьевичем Раменским - долины Нижней Волги.

Надо сказать, что экспедиция в низовья Волги была первой, которую совершил Л.Г. Раменский, начав работать в Луговом институте, который позже был переименован в Институт кормов. Этот институт располагался в поселке Качалкино, в Подмосковье.4 Вместе с женой Верой Михайловной он переехал сюда из Воронежа в 1928 г. Обремененная тремя детьми, В.М. уже не могла выезжать с мужем на полевые работы, как это бывало раньше.

В последующие три года Л.Г. ежегодно добивался зачисления на временную работу Серафимы Давидовны в Институт кормов. В 1932 г. С.Д., конечно, не без помощи Л.Г., устроилась сотрудником в Научно-исследовательский институт организации территории, который находился в Москве. Там она занималась методическими вопросами изучения растительного покрова лугов и пастбищ под руководством Л.Г. в различных регионах страны. Существует рукопись статьи С.Д., посвященная этим исследованиям, которая хранится в Российском государственном архиве экономики.5 В ней приводится интересный факт, что в 1933 г. в полевых работах, проводимых С.Д. и Л.Г. на юге Московской области, приняла участие дочь Л.Г. от первого брака,6 будущий известный ботаник и эколог, - Марианна Рамен-ская. Ей в ту пору было 18 лет. Может эта поездка и определила будущую профессию Марианны Леонтьевны. Не исключено, что это была не единственная совместная экспедиция Марианны с Л.Г. и. С.Д.

Наконец, в марте 1936 г. Л.Г. удалось устроить С.Д. на постоянную работу в Институте кормов, с условием, которое поставила дирекция: рабочее место новой сотрудницы должно находиться в Москве. Поскольку С.Д. и Л.Г. проживали в это

время в соседних квартирах в одном и том же доме в Москве на ул. Большая Росу

токинская, то это позволяло С.Д. редко появляться в пос. Качалкино и, в то же время, постоянно общаться с ЛГ.

Однако через некоторое время ситуация изменилась. От С.Д. потребовали регулярного появления в Институте кормов. В феврале 1938 г. она уволилась из института. В заявлении об уходе по собственному желанию свое решение С.Д. мотивировала большой тратой времени на дорогу от дома до Качалкино и обратно. Она перешла на работу в Совет по изучению производительных сил (СОПС), где опять продолжила исследования под руководством Л.Г.

3 Автобиография С.Д. Рубашевской хранится в ее"личном деле" в архиве Всероссийского институ-

та кормов (ВНИИ кормов). Сейчас это Всероссийский институт кормов, располагающийся в черте г. Лобня Московской обл.

5 Ф.32. Он. 2. Ед. хр. 1168. Л. 9.

6 Первой женой Л.Г. Раменского была Екатерина Александровна Мохначева.

7 В настоящее время эта улица в Москве не существует. В 50-х годах прошлого века большинство домов на ней было снесено и она вместе с рядом других улиц стала частью «Проспекта Мира»

263

О том, что значила С.Д. для научной деятельности Л.Г., можно судить по его просьбам к своему учителю и другу президенту АН СССР В.Л. Комарову: найти для него место в академическом учреждении. Переход туда он подразумевал вместе с С. Д. В письме от 4.12.1937 г. он пишет: «для сохранения преемственности в работах, иметь хотя одного старого сотрудника (персонально - С.Д. Рубашевскую, кандидата с.х. наук: она 9 лет работает со мной и для меня, у нее на руках основной материал

£

по нашим работам, еще далеко неполно использованный)». Спустя полтора года (16.04.1939 г.) - «Мне нужно признание моей темы в стенах АН, сохранение минимальной рабочей силы - хотя бы в лице сотруднгщы (С.Д. Рубашевской), в течение 11 лет помогающей мне, ведугцей основную методическую работу, болеюгцей ею, нмеюгцей на руках наш основной исследовательский материал»9

Упомянутая в письме В.П. Савичу депрессия, вызванная кончиной С.Д., продолжалась у Л.Г. несколько лет. Из нее Л.Г. не вывели даже такие события, как нападение на СССР фашистской Германии, уход на фронт его сыновей. Тогда мало кто понимал, что это серьезная болезнь, требующая медикаментозного лечения.

Институт кормов в 1941 г. эвакуировали на Валуевскую мелиоративную станцию в Сталинградскую область. Но подавленность и безразличие к жизни не оставляли Л.Г. и здесь. Сохранился фрагмент письма Веры Михайловны, написанного в апреле 1942 г. своему бывшему мужу, который находился в районе г. Камышина, где он занимался обустройством военных аэродромов. В письме она пыталась по-своему вытащить Л.Г. из навалившейся на него болезни.10

"Относительно твоего душевного состояния хочу тебе сказать, что право же Лева сейчас кругом столько горя, столько прекрасных молодых жизней прекрагцается, такие видишь и слышишь раздирающие драмы, что, прости, я не могу, как раньше, сочувствовать твоему личному горю. Я отдала 2-х своих сыновей и чувствую, я бы не уважала Алю11, если бы он был здесь. Все притупилось - так нужно, необходимо одно: все силы отдать на пользу, на служение Родине. Ты не должен так замыкаться в себе, и поверь, люди все же со всеми их слабостялги лучше, чем ты о них думаешь....

Ты в своем письме никого и ни ком не вспомнил, но тебя тут все жалели и провожали в лаборатории, смотрели, как ты ехал на возу.... Все тебе шлют привет. И я от тебя передала, хоть ты и не вспомнил никого. Ну, кончаю, хочу, с оказией послать скорей. Твоя В.

Женя12 шлет тебе привет".

Надо отдать должное уважительному отношению В.М. к чувствам, которые Л.Г. испытывал к женщине, которая в его жизни заменила ее.

Нам кажется, что лекарством от депрессии для Л.Г. оказалась тяжелая физическая работа, связанная с поиском мест размещения аэродромов для военной

1 3

авиации. В своих воспоминаниях А.Р. Чепикова пишет ."...несмотря на свой преклонный возраст, он пешком, часто очень плохо одетый, плохо питаясь, переутомляясь, обследовал обширные территории в районах реки Волги, в районе Саратова, у переправы Камышина.... Помнится мне очень хорошо, как летом 1942 года Л.Г. пришел к нам пеш-

8 Личный архив академика В.Л. Комарова в архиве РАН. Оп. 4. Ед. хр. 1230. Л. 29.

9 Там же. Л. 33.

10 Фрагмент этого письма хранится в музее ВНИИ кормов.

11 Аля - Алексей - младший сын В.М. и Л.Г. Погиб 2-го марта 1942 г. Вероятно, в момент написания данного письма В.М. этого еще не знала.

12 Женя - дочь В.М. и Л.Г., которая тоже находилась в 1941 г. на Валуевской мелиоративной станции.

13 Анастасия Романовна Чепикова - работала в Институте кормов с 1926 г. по 1965 г. Ее воспоми-

нания хранятся в музее ВНИИ кормов.

ком на Валуевскую мелиоративную станцию имени Костычева, где тогда размещался наш эвакуированный институт. Л.Г. пришел в сильно запыленном военном костюме, усталый, сильно загоревший от летнего жаркого солнца, пришел к нам после бомбежки камышинской переправы и прннес на себе экспедиционное оборудование, включая тяжелые почвенные буры..."

Как видно из переписки со старшей сестрой Ксенией, В.М. в первой половине

40-х годов старалась восстановить семейные отношения с Л.Г., с которым она была

тт 14

уже разведена. Но ничего из этого не получилось.

В 1944 г. Леонтия Григорьевича приняли в коммунистическую партию (ВКП(б)), в которую он пытался вступить еще в 1930 г. Но особенности его личной жизни, не вписывающиеся в нормы партийной морали, в сочетании с его непролетарским происхождением, долгое время не позволяли это сделать. После смерти С.Д. по крайней мере одно из этих препятствий было устранено. Однако на научном творчестве это трагическое событие сказалось крайне отрицательно. Единственной публикацией Л.Г. в 40-х годах, имеющей теоретическое значение и которая вероятно была подготовлена еще при жизни С.Д., была «Учение о типах природной кормовой площади» (Раменский, 1941). Следующие работы, которые относятся к теоретическому наследию Л.Г., вышли лишь в 1950 г. (Раменский, 1950 а, б).

Причину смерти Серафимы Давидовны в возрасте 37-и лет установить не удалось.

БЛАГОДАРНОСТИ

Автор выражает благодарность за помощь в сборе материалов о жизни и деятельности Л.Г. Раменского работникам ВНИИ кормов Н.Ф. Пастушенко, A.A. Лавровой, Е.П. Яковлевой, внукам Л.Г. Раменского - О.Л. Романовой, Е.Л. Авдеевой, а также И.Л. Клячкиной и Н.Б. Клячкиной, подготовившим и предоставившим в распоряжение автора «родословец» семьи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Голуб В.Б. Штрихи к биографии Л.Г. Раменского (Дополнения и комментарии к письму В.П. Савича ТА. Работнову) // Растительность России. 2013 а. № 23. С. 104-114. -Голуб В.Б. Л.Г. Раменский. Факты биографии // Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии. 20136. Т. 22, № 4. С. 210-214. Голуб В.Б. Некоторые факты биографии Л.Г. Раменского (30-е годы XX века) // Растительность России. 2014. № 25. С. 117-127. - Голуб В.Б., Николайчук Л.Ф. Эпистолярное наследие Л.Г. Раменского в личном архиве В.Л. Комарова // Самарская Лука: бюллетень. 2012.Т. 21, № 3. С. 175-187.

Раменский Л.Г. Учение о типах природной кормовой площади // Сенокосы и пастбища. М., 1941. С. 49-95. - Раменский Л.Г. Вопросы классификации, типировки и характеристики пастбищ и сенокосов при их паспортизации // Бот. журн. 1950 а. Т. 35. №3. С. 254-262. - Раменский Л.Г. Классификация земель по их растительному покрову // Проблемы ботаники. 1950 б. Вып. 1. М.: Изд-во АН СССР. С. 484-512.

14 Данные из личных архивов внуков Л.Г. - А.Л. Раменского и О.Л. Романовой.

265

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.