Научная статья на тему 'К АВИФАУНЕ ОСТРОВА СИМУШИР (БОЛЬШАЯ КУРИЛЬСКАЯ ГРЯДА)'

К АВИФАУНЕ ОСТРОВА СИМУШИР (БОЛЬШАЯ КУРИЛЬСКАЯ ГРЯДА) Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
147
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К АВИФАУНЕ ОСТРОВА СИМУШИР (БОЛЬШАЯ КУРИЛЬСКАЯ ГРЯДА)»

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2022, Том 31, Экспресс-выпуск 2149: 127-133

К авифауне острова Симушир (Большая Курильская гряда)

М.О.Иванова, Ю.А.Бурлаков, Я.А.Редькин

Мария Олеговна Иванова. Институт биологии внутренних вод им. И.Д.Папанина РАН, пос. Борок, Некоузский район, Ярославская область, Россия. Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова. Москва, Россия. E-mail: m.ivanova3105@gmail.com Юрий Алексеевич Бурлаков. Московский физико-технический институт, Институтский переулок, д. 9., Долгопрудный, Московская область, 141701, Россия Ярослав Андреевич Редькин. Зоологический музей, Московский государственный университет им. М.В.Ломоносова, ул. Большая Никитская, д. 2, Москва, 125009, Россия. Институт биологических проблем криолитозоны СО РАН, проспект Ленина, д. 41, Якутск, 677000, Россия E-mail: yardo@mail.ru

Поступила в редакцию 6 января 2022

Фауна и флора большей части островов Курильской гряды остаётся малоизученной из-за своей труднодоступности. В связи с этим до сих пор неясно, как проводить биогеографические границы между островами, так как анализ распространения разных групп организмов даёт различные результаты (Pietsch et al. 2003). Наименее изученной остаётся, в том числе, авифауна Средних Курил — островов, с которыми нет какого-либо регулярного рейсового сообщения. По острову Симушир, расположенному в самом центре Курильской гряды, в литературе имеются лишь отрывочные сведения о находках отдельных видов птиц, поэтому любая фаунистическая информация представляет большую ценность.

Материалом для этой статьи послужили наблюдения и фотографии птиц, сделанные в ходе ботанической экспедиции Института биологии внутренних вод РАН на остров Симушир летом 2020 года. Наблюдения вели М.О.Иванова и Ю.А.Бурлаков ежедневно в ходе флористических маршрутов по всему острову c 7 июля по 14 августа 2020. Основная часть фотографий сделана в бухте Броутона и на мысе Полянского. Большинство видов птиц определено сотрудником Зоомузея Московского университета Я.А.Редькиным по фотографиям. Фаунистические материалы представлены нами в виде аннотированного списка. Распространение видов в пределах Курильской гряды указывается в основном по В.А.Нечаеву (2005). Систематика и номенклатура в данной работе приведены по сводке «Фауна птиц стран Северной Евразии...» (Коблик, Архипов 2014) с изменениями последних лет, касающимися порядка следования отрядов и семейств (del Hoyo, Collar 2014, 2016).

Каменушка Histrionicus histrionicus. На островах Курильской гряды в качестве гнездящейся птицы указывалась для Парамушира, Урупа и Итурупа (Нечаев 2005; Редькин и др. 2021; Романов и др. 2021). На Си-мушире немногочисленный вид. Группы каменушек отмечены в бухте Броутона на камнях возле скоплений макрофитовых водорослей.

Сибирский пепельный улит Heteroscelus brevipes. Для всех Курильских островов приводится как пролётный вид (Нечаев 2005). На

Симушире в период наших наблюдений эти улиты были редки. В бухте Броутона несколько птиц держались на каменистой литорали и отдельных камнях у берега.

Тихоокеанская чайка Larus schistisagus. Один из типичных гнездящихся, частично оседлых видов, встречающихся по всем островам Курильской гряды (Нечаев 2005). На Симушире встречается по всему острову, образуя скопления в устье крупных ручьёв по Тихоокеанскому побережью к югу от водопада Шумный и в заливе Мильна. Большое количество птиц держится на песчаной литорали.

Моевка Rissa tridactyla. Гнездящийся перелётный вид островов Курильской гряды от Шумшу на севере до Урупа на юге (Нечаев 2005). На Симушире спорадически встречалась по тихоокеанскому побережью с песчаной литоралью у мысов Полянского, Сухина и Крепкого.

Кайра Uria sp. Вид точно не определён. На Симушире кайры в небольшом числе наблюдались по приморским скалам и кекурам на мысе Полянского. Согласно опубликованным данным (Нечаев 2005; и др.), от острова Шумшу к югу до острова Уруп гнездятся оба вида кайр.

Топорок Fratercula cirrhata. На островах Курильской гряды распространён повсеместно, являясь одним из самых массовых видов (Артюхин и др. 2001). На Симушире наблюдался нами на обрывистых приморских берегах мысов Сторожевой, Полянского, Сухина, Козловского и Крепкий.

Глухая кукушка Cuculus optatus. В период сезонных миграций встречается на всех островах Курильской гряды (Нечаев 2005). В качестве гнездящегося вида глухая кукушка приведена, в частности, для Итурупа и Урупа (Редькин и др. 2021; Романов и др. 2021). Детали распространения вида на гнездовании в северной части гряды не ясны. На Симушире в качестве немногочисленного вида отмечена в окрестностях вулкана Уратман, на хребте к северу от горы Оленья. Птицы отмечались в кедровом и ольховом стланике.

Большая горлица Streptopelia orientalis. Населяет южную часть островов Курильской гряды к северу до Симушира (Нечаев 2005). Мы встречали отдельных особей на Симушире на восточном склоне хребта Олений и около перевала Средний в кедровом и берёзовом стланике.

Глупыш Fulmarus glacialis. Область гнездования этого вида на островах Курильской гряды простирается от острова Атласова до островов Чёрные братья. При этом для Симушира численность глупыша оценивалась в 16380 особей (Артюхин и др. 2001). Нами этот вид в небольшом количестве отмечался в бухта Броутона и у мысов Сухина и Полянского по приморским скалам и вдоль морского берега.

Берингов баклан Phalacrocorax pelagicus. В настоящее время распределение этого вида в пределах Курильской гряды неравномерно. Он гнездится почти повсеместно от острова Атласова до острова Шиашко-тан, но южнее размножается только на островах Кетой, Симушир и Чёр-

ные братья (Артюхин и др. 2001). Кроме того, в 2004 году гнездился на Итурупе (Редькин и др. 2021). Нами отмечался на Симушире по приморским обрывам и кекурам на мысах Полянского и Сухина. На фотографиях, сделанных 13 июля (рис. 1), запечатлены птицы на гнёздах около мыса Полянского.

Рис. 1. Берингов баклан РЬа1астосогах ре^кш: взрослые птицы на гнездовой колонии. Мыс Полянского. Симушир. 13 июля 2020. Фото авторов.

Большой пёстрый дятел Dendrocopos major. Для Симушира приводится нами впервые. Изредка встречался по всему острову в зарослях берёзового криволесья в долинах ручьёв (рис. 2). Ранее на Курилах был известен только для Урупа, Итурупа, Кунашира и Шикотана (Нечаев 2005; и др.).

Сапсан Falco peregrinus. По-видимому, гнездится на большинстве островов Курильской гряды (Нечаев 2005, 2016). На Симушире был отмечен нами на мысе Полянского и в бухте Броутона. Птицы держались по приморским обрывам и склонам. На приведённой фотографии взрослой птицы (рис. 3), сделанной на приморских скалах у мыса Полянского 13 июля, хорошо заметны очень широкие тёмные поперечные пестрины на нижней стороне тела, указывающие на близость окраски данного экземпляра к признакам подвида F. p. pealei Ridgway, 1874. На принад-

лежность курильских сапсанов именно к этой расе неоднократно указывалось ранее (Bergman 1935; Дементьев 1951; Редькин и др. 2021).

Кедровка Nucifraga caryocatactes. Гнездится и кочует на большинстве островов Курильской гряды (Нечаев 2005). На Симушире обычна по всему острову в берёзовом криволесье, ольховом и кедровом стланике.

Рис. 2. Взрослый самец большого пёстрого дятла Dendrocopos major. Берёзовое криволесье в нижнем течении ручья, впадающего в бухту Душная в 1 км к северу от водопала Шумный. Симушир. 15 июля 2020. Фото авторов.

Ворон Corvus corax. Оседлый вид большинства островов Курильской гряды (Нечаев 2005). На Симушире обычен. Встречается по всему острову вдоль побережья.

Пеночка-таловка Phylloscopus borealis. Гнездящийся перелётный вид Курильской гряды. Указан, в частности, для Кунашира, Итурупа, Урупа, Шикотана и Парамушира (Нечаев 2005; и др.). В коллекции Зоологического музея Московского университета хранится экземпляр слётка этого вида, добытый В.М.Гудковым 11 августа 1970 на Симушире. В период наших наблюдений таловка отмечена как немногочисленный вид, повсеместно встречавшийся в стланиковой растительности.

Поползень Sitta europaea. Для Симушира приводится впервые. Встречался в окрестностях вулкана Прево в зарослях берёзового криво-лесья с бамбучником. Достаточно обычен на соседнем острове Уруп (Ро-

манов и др. 2021) и более южных островах Курильской гряды (Нечаев 2005 и др.).

Соловей-красношейка Calliope calliope. Гнездящийся перелётный вид практически всех Курильских островов (Нечаев 2005). На острове Симушир в небольшом числе отмечался в окрестностях мысов Косякова и Палец, в берёзовом и кедровом стланике. Неоднократно наблюдались молодые птицы.

Рис. 3. Сапсан Falcoperegrinus. Взрослая птица. Мыс Полянского, Симушир. 13 июля 2020. Фото авторов.

Синехвостка Tarsiger cyanurus. Для Симушира в качестве гнездящегося вида приводится впервые. Встречалась по всему острову в зарослях ольхового и берёзового стланика. Отмечены молодые птицы (рис. 4). Ранее гнездование указывалось только для южных Курильских островов: Кунашир, Итуруп, Шикотан (Нечаев 2005) и Уруп (Романов и др. 2021).

Камчатская трясогузка Motacilla lugens. Гнездящийся перелётный вид практически всех Курильских островов (Нечаев 2005). На Си-мушире обычна. Встречалась практически по всему острову по побережью. Лётные выводки отмечались в течение всего периода наблюдений.

Рис. 4. Синехвостка Таг^ег суашигиз. Молодая птица с не доросшими рулевыми перьями. Бухта Броутона, полуостров Восточная Клешня, Симушир. 25 июля 2020. Фото авторов.

Чечётка Acanthis flammea. Для всех Курильских островов приводится как пролётный вид, гнездится только в северной части гряды, в частности, на острове Парамушир (Нечаев 2005). На Симушире в небольшом числе отмечена на хребте Олений у перевала Средний в зарослях кедрового стланика.

Щур Pinicola enucleator. Гнездится и кочует на большинстве островов Курильской гряды (Нечаев 2005). На Симушире повсеместно обычен в зарослях кедрового, ольхового и берёзового стланика, по долинам ручьёв.

Краснощёкий снегирь Pyrrhula griseiventris. На Курильских островах распространён к северу до Симушира (Нечаев 2005). В период наших наблюдений оказался обычен по всему острову. Снегири держались по приморским террасам, склонам хребтов, возле снежников.

Мы благодарим П.А.Волкову за организацию экспедиции. Полевые исследования выполнены при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 19-04-01090-a). Статья подготовлена в рамках государственной темы «Таксономический и биохорологический анализ животного мира как основа изучения и сохранения структуры биологического разнообразия (номер ЦИТИС 121032300105-0).

Литератур а

Артюхин Ю.Б., Трухин А.М., Корнев С.И., Пуртов С.Ю. 2001. Кадастр колоний морских птиц Курильских островов // Биология и охрана птиц Камчатки 3: 3-59. Дементьев Г.П. 1951. Отряд Хищные птицы Accipitres или Falconiformes // Птицы Советского Союза. М., 1: 70-341. Коблик Е.А., Архипов В.Ю. 2014. Фауна птиц стран Северной Евразии в границах бывшего СССР: списки видов // Зоологические исследования. М., 14: 1-171. Нечаев В.А. 2005. Обзор фауны птиц Сахалинской области // Растительный и животный

мир острова Сахалин. Владивосток, 2: 246-327. Нечаев В.А. 2016. Сапсан - Falco peregrinus Tunstall, 1771 // Красная книга Сахалинской

области: Животные. М.: 73-74. Редькин Я.А., Коблик Е.А., Мосалов А.А., Ганицкий И.В., Цветков А.В., Смирнов П.А., Попов И.Ю., Жигир Д.Р. 2021. Материалы по фауне и систематике птиц острова Итуруп по результатам исследований 2004 и 2019 годов // Рус. орнитол. журн. 30 (2022): 83-128.

Романов А.А., Коблик Е.А., Редькин Я.А., Кожемякина Р.В., Яковлев В.О., Мурашев

И.А. 2021. Ландшафтно-экологическая дифференциация фауны и населения птиц о. Уруп (Большая Курильская гряда) // Сиб. экол. журн. 28, 2: 127-143. Степанян Л.С. 2003. Конспект орнитологической фауны России и сопредельных территорий (в границах СССР как исторической области). М.: 1-808. Bergman S. 1935. Zur Kenntnis Nordostasiatischer Vögel. Ein zur Systematic, Biologie und

Verbreitung Kamtschatkas und der Kurilen. Stockholm: 1-268. del Hoyo J., Collar N.J. (Eds.). 2014. HBW and BirdLife International Illustrated Checklist

of the Birds of the World. V. 1. Non-passerines. Barcelona: 1-903. del Hoyo J., Collar N.J. (Eds.). 2016. HBW and BirdLife International Illustrated Checklist

of the Birds of the World. V. 2. Passerines. Barcelona: 1-1013. Pietsch T.W., Bogatov V.V., Amaoka K. et al. 2003. Biodiversity and biogeography of the islands of the Kuril Archipelago // J. Biogeogr. 30: 1297-1310. doi.org/10.1046/j.1365-2699. 2003.00956.x.

Ю ^

ISSN 1026-5627

Русский орнитологический журнал 2022, Том 31, Экспресс-выпуск 2149: 133-135

Залёт кедровок Nucifraga caryocatactes в горы Коктау в Калбинском нагорье осенью 1968 года

В.А.Егоров

Валерий Алексеевич Егоров. Восточно-Казахстанский государственный университет

им. С.Аманжолова, улица 30-й Гвардейской дивизии, д. 34, Усть-Каменогорск, 070000, Казахстан

Поступила в редакцию 2 января 2022

Кедровка Nucifraga caryocatactes macrorhynchos, населяющая горную тайгу Алтая, в неурожайные годы нередко залетает в алтайские предгорья вплоть до Иртыша (Сушкин 1938; Гаврин 1974; Березовиков и др. 2007; Прокопов 2012; Березовиков, Гусельников 2019). В Калбинском нагорье на левобережье Иртыша до 1960-х годов случаев её появлений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.