Научная статья на тему 'К анализу температурных напряжений в бетонных покрытиях'

К анализу температурных напряжений в бетонных покрытиях Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
199
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАТУРНЫЕ НАПРЯЖЕНИЯ / БЕТОННАЯ ПЛИТА / МЕТОД КОНЕЧНОГО ЭЛЕМЕНТА / TEMPERATURE STRESSES / CONCRETE PLATE / FINITE ELEMENT METHOD

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Зотов Алексей Валерьевич, Ляпин Александр Александрович

Рассмотрена задача о температурных напряжениях в плитах бетонных покрытий при различных условиях температурного воздействия. Рассмотрены условия контакта с основанием с различным коэффициентом трения. Моделирование проведено методом конечного элемента в среде Ansys. Приведены примеры конкретных расчетов полей напряжений при изменении параметров задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Зотов Алексей Валерьевич, Ляпин Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About temperature stresses in concrete revetments

The problem of temperature stresses in revetments of concrete plates taking in the account various conditions of temperature impact is considered. Contact conditions for various friction coefficient are considered. The simulation is made using finite element method in Ansys © software. The examples of exact simulations for stress fields are given for different parameters of problem

Текст научной работы на тему «К анализу температурных напряжений в бетонных покрытиях»

К анализу температурных напряжений в бетонных покрытиях

А.В. Зотов, А.А. Ляпин

Наблюдения за состоянием бетонных покрытий в условиях естественного прогрева, например дорожных или аэродромных, показывает существенное влияние теплофизических процессов на трещиностойкость и долговечность данных конструкций. Существующие методики [1,2] и современные исследования [3-6] по расчету температурных полей бетонных покрытий основываются на необходимости учета толщины покрытия, конструктивных особенностей строения слоев, включая армирование, характера распределения температуры по толщине плит, контакта покрытия с основанием, условий укладки бетона.

В данной работе анализ температурных полей проводился путем моделирования конструкции покрытия на основе связанной задачи термоупругости методом конечного элемента с использованием программного комплекса ЛиБуБ. Базовая конструкция выбрана в виде плиты покрытия на двухслойном основании: прокладка полиэтиленовая (ППА), слой основания. Трение моделировалось введением контактных элементов между ППА и бетонным покрытием. Геометрические параметры плиты определялись характером нарезки деформационных швов расширения и сжатия.

Получено, что при выполнении рекомендаций [7] равномерный прогрев или прогрев с уменьшением температуры при удалении от поверхности плит вглубь покрытия даже при превышении температуры обжатия прокладок в швах расширения не может привести к каким-либо существенным растягивающим напряжениям в конструкции покрытия, влияющим на появление трещин. Вместе с тем, учитывая климатические условия некоторых регионов, возможно достаточно быстрое охлаждение дневной поверхности покрытия в результате, например, дождя в условиях, когда

температура покрытия превышает температуру обжатия прокладок (более 40 0С). Это приводит к возможности обратного распределения температур по глубине покрытия. В этом случае можно считать, что наибольшие растягивающие напряжения на дневной поверхности плит приближенно можно определить по формуле [8]

а =С аЕАТ, где ЛТ - расчетный перепад температур,

а - коэффициент линейного расширения бетона, Е - модуль упругости,

С - экспериментальная константа (при численном моделировании получено С=1.27) .

Неравномерность распределения температуры по глубине плиты с ее линейным увеличением вглубь среды может являться источником возникновения трещин на поверхности плит покрытия. Фактором, определяющим процесс создания обратного распределения температур является низкая теплопроводность прокладки ППА, значительно уменьшающая отток тепла в слои основания конструкции [9]. Наличие прокладки с уменьшенным коэффициентом трения в области ее контакта со слоями конструкции имеет положительное значение для обеспечения независимой работы каждого из конструктивных слоев (покрытия и основания). В условиях же существенного температурного воздействия наличие прокладки приводит к увеличению подвижности плит и создании условий неоднородного обжатия их краев.

Полученные результаты в целом согласуются с результатами, например работы [10], и иллюстрируются диаграммами, отражающими напряженно-деформированное состояние конструкции.

Обратный перепад температур в 10 0С приводит к росту напряжений растяжения на поверхности плиты до 4 МПа. (Рис.1).

При этом возможно обламывание кромок швов за счет неоднородности поведение полных деформаций вблизи них. (Рис. 2).

Рис. 1 - Интенсивность напряжений, Па в плите покрытия 3.5х5 м при обратном перепаде температур 10 иС в условиях образования трещин в швах сжатия

Рис. 2 - Полные деформации

Рис. 3 отражает зависимость максимальных растягивающих напряжений на поверхности плиты в зависимости от обратного перепада температур от поверхности до слоя ППА. При образовании трещин в области ложного шва данная зависимость становится нелинейной.

5000000 4500000 4000000 3500000 3000000 2500000 2000000 1500000 1000000 500000 о

0 2 4 е 8 10 12

Рис. 3 - Зависимость максимальных растягивающих напряжений в покрытии от обратного перепада температур.

Линия И=0.03 - шов сжатия без трещины, Ь=0.1 в условиях образования трещины.

Литература:

1. Методические рекомендации по расчету температурных полей, напряжений и деформаций в цементобетонных покрытиях. СОЮЗДОРНИИ. Москва, 1976.

2. Методические указания по расчету температурных и усадочных напряжений в железобетонных цилиндрических опорах мостов. ВНИИТС. Москва, 1979.

3. Гольденберг А.Л. Влияние периодического воздействия знакопеременных температур на структуру и эксплуатационные свойства

высокопрочных бетонов [Текст] // Вестник МГСУ. - 2011. - №2. - С .93104.

4. Armaghani J. M., Larsen T. J., Smith L. L. / Temperature response of concrete pavements // Transportation Research Record. 1987. -№1121. -P. 23-33.

5. Thompson M. R., Dempsey B. J., Hill H., Vogel J. / Characterizing temperature effects for pavement analysis and design // Transportation Research Record. 1987. - № 1121. - P. 14 - 21.

6. Осипов А.М. Бетонирование при низких температурах [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №4. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n4y2012/1306 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

7. Кричевский, А.П. Расчет железобетонных инженерных сооружений на температурные воздействия [Текст]: Монография / А.П. Кричевский -М.: Стройиздат, 1984. - 148 с.

8. Руководство по проектированию аэродромных покрытий. Аэропроект. Москва, 1983.

9. Кулинич И.И., Литвинов В.В., Языев С.Б. Исследование устойчивости неоднородных полимерных стержней в условиях термовязкоупругости [Электронный ресурс] // «Инженерный вестник Дона», 2012, №3. - Режим доступа: http://ivdon.ru/magazine/archive/n3y2012/951 (доступ свободный) - Загл. с экрана. - Яз. рус.

10. С.А. Буянов, О.В. Кантур Моделирование температурных напряжений в железобетонных плитах покрытия аэродромов средствами SCAD [Текст] // CADMaster. - 2011. - №4 - С. 108-111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.