Научная статья на тему 'К анализу места геоинформационных систем в контроллинге нефтяной компании'

К анализу места геоинформационных систем в контроллинге нефтяной компании Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
126
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Шешукова Т.Г.

В современных условиях эффективность крупной нефтяной компании, осуществляющей финансово-хозяйственную деятельность по производству и сбыту нефтепродуктов, иных продуктов переработки углеводородного или иного сырья на значительных территориях напрямую зависит от качества информационного обеспечения. Большая сложность вертикально-интегрированной нефтяной компании как объекта управления, наличие специфических рычагов для управления объемами производимой продукции и затратами на производство, усложнение экономических ситуаций на внешних и внутренних рынках сбыта товарной продукции, существенное увеличение объема поступающей информации о текущей деятельности компании и об изменениях в инфраструктуре на ближайший и отдаленный периоды и в связи с этим большая цена допускаемых ошибок для компании все это требует построения эффективной информационной системы. При этом особое значение должно придаваться системе поддержки принятия решений, обеспечивающей нефтяной компании качественное функционирование в любых экономических условиях, где на первый план выходят оперативность и качество обработки информации, наглядность предоставления информации, а также выполнение задач по анализу предоставляемой информации. Таким образом, географические информационные системы (ГИС) предназначены для поддержки принятия управленческих решений, основанных на пространственном методе решения, с учетом множества качественных и количественных факторов. Главное назначение ГИС поддержка принятия управленческих решений (анализ ситуации, идентификация проблемы, разработка альтернатив, контроль и оценка результатов) на основе географической информации с возможностью наглядной графической визуализации результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Шешукова Т.Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К анализу места геоинформационных систем в контроллинге нефтяной компании»



К АНАЛИЗУ МЕСТА ГЕОИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ В КОНТРОЛЛИНГЕ НЕФТЯНОЙ КОМПАНИИ

Т.Г. ШЕШУКОВА, доктор экономических наук Пермского государственного университета

В современных условиях эффективность крупной нефтяной компании, осуществляющей финан-сово-хозяйственную деятельность по производству и сбыту нефтепродуктов, иных продуктов переработки углеводородного или иного сырья на значительных территориях, напрямую зависит от качества информационного обеспечения. Большая сложность вертикально-интегрированной нефтяной компании как объекта управления, наличие специфических рычагов для управления объемами производимой продукции и затратами на производство, усложнение экономических ситуаций на внешних и внутренних рынках сбыта товарной продукции, существенное увеличение объема поступающей информации о текущей деятельности компании и об изменениях в инфраструктуре на ближайший и отдаленный периоды и в связи с этим большая цена допускаемых ошибок для компании — все это требует построения эффективной информационной системы. При этом особое значение должно придаваться системе поддержки принятия решений, обеспечивающей нефтяной компании качественное функционирование в любых экономических условиях, где на первый план выходят оперативность и качество обработки информации, наглядность предоставления информации, а также выполнение задач по анализу предоставляемой информации.

Разработка такой системы вызывает необходимость в инструменте передачи и визуализации информации, выполняющем функции наглядного эргономического изображения степени достижения стратегических целей сбалансированной системы показателей, поддерживая тем самым эффективный обмен информацией и процесс принятия

решений в руководящих группах на всех уровнях организации.

Для решения задач эффективного и наглядного предоставления информации аналитического характера, характеризующей параметры полного технологического комплекса по производству и реализации нефтепродуктов, расположенного на большой территории, на взгляд автора, наиболее подходит электронная географическая карта.

Применение карт для решения таких задач характеризуется использованием в базе данных пространственной системы координат, характеризующей местоположение объектов и событий на территории деятельности организации. Информационные системы, в базе данных которых хранится информация о пространственном местоположении объектов на основе единой географической системы координат, называют географическими информационными системами (ГИС).

В отличие от других средств обработки информации ГИС отражает концепцию геопространства, так как базируется на информации, привязанной к пространственным координатам, и позволяет представить ее в графическом виде для интерпретации и принятия решений по управлению, что особенно актуально для нефтяных компаний, имеющих большое число пространственно привязанных объектов (нефтеперерабатывающие заводы, нефтебазы, АЗС, транспортные коммуникации и др.).

Термин «географическая информационная система» является дословным переводом с английского «Geographical information system». В настоящее время существуют более двух десятков определений ГИС, которые отображают историю эволюции ГИС как синтеза методов и средств, перво-

10

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорш и 1Я>#хжгсм

начально развивавшихся в системах автоматизированного проектирования, картографирования, управления базами данных.

С точки зрения контроллинга наиболее удачным представляется определение, которое дал ЬШевапс!: «ГИС — это система, включающая базу данных, аппаратуру, специализированное математическое обеспечение и пакеты программ, предназначенные для расширения базы данных, для манипулирования данными, их визуализации в виде карт и таблиц и, в конечном итоге, для принятия решения о том или ином варианте хозяйственной деятельности организации».

К наиболее известным настольным ГИС относят такие системы, как АгсС18, Мар1пГо, Мкп^айоп. Рассмотрим особенности методологии использования ГИС в контроллинге нефтяной компании.

Основное отличие ГИС от других информационных систем состоит в том, что данная система объединяет в себе:

возможность пространственного (географического) анализа и полной визуализации результатов с помощью создания картографического материала;

традиционную технологию работы с различными типами баз данных, такую как анализ, проведение различных запросов, пополнение и манипулирование.

Э.то предоставляет контроллингу возможность выполнения оперативного анализа и, следовательно, более быстрого подхода к принятию окончательных управленческих решений.

Географическое разнообразие реального окружения нефтяных компаний характеризуется сложностью, но в то же время для целей контроллинга оно может быть представлено в виде отдельных объектов. Преимущество ГИС как информационной системы поддержки принятия решений ЛПР нефтяной компании состоит в том, что она позволяет рассматривать объекты организации в их географическом окружении и исследовать взаимосвязи между объектами. Действенным инструментом анализа для контроллинга при этом являются возможности ГИС для быстрого и точного совмещения различных срезов информации.

Объектом ГИС является образ (модель) действительности, реального объекта управления, для нефтяной компании это: НПЗ региона;

региональная сбытовая система (сеть АЗС и нефтебаз);

регион присутствия; системы транспортного обеспечения. При использовании контроллингом ГИС в управлении нефтяной компанией, по мнению автора, могут быть задействованы все три типа представления объектов, основанных на разных свойствах реальности:

объектно-ориентированное представление, т.е. дискретно в виде отдельных объектов: отдельные НПЗ, нефтебазы, АЗС (в том числе конкурентов) территории функционирования организации и т.п.;

сетевое (линейно-узловое) представление (для отображения связей между объектами и путей в пространстве: системы трубопроводного транспорта);

представление в виде географических полей, полигонов (регионы, снабжаемые НПЗ продуктами их нефтепереработки; оценка по областям региона месторасположения НПЗ объемов потребления светлых нефтепродуктов). Геоинформационные системы подразделяются на несколько типов, определяемых их задачами и характером используемой информации:

по проблемной ориентации (определяется научными и практическими задачами, возлагаемыми на нее пользователем); по предметной (объектной) специализации (определяется ведомственными или отраслевыми интересами, которые имеют дело с различными объектами и явлениями на определенной территории: земля, лес, население и т.д.);

по территориальному охвату (возможны глобальные ГИС, имеющие дело с информацией планетарного характера; субконтинентального, обычного государственного, национального; региональные; локальные, включающие городские или муниципальные ГИС). Поскольку формулировка проблемы контроллинга в управлении нефтяной компанией, как правило, включает объектные и территориальные аспекты деятельности, то можно отнести ГИС, используемые контроллингом, к проблемно-ориентированным. При этом ГИС может быть использована контроллингом для решения проблем отслеживания текущего состояния рынка сбыта продукции потребителям, тенденций его изменения, формирования сбытовой и инвестиционной политики, анализа и прогноза деятельности подразделений организации, находящихся в разных регионах, и т.п.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жеоръя -к пр/пжгсх*

11

Таким образом, как модель реальности нефтяной компании ГИС должна отвечать такому требованию контроллинга, как ее содержательное соответствие решаемой проблеме, т.е. научной обоснованности отражения главных особенностей внутренней и внешней среды организации. Соответственно, структуризация методики использования контроллингом ГИС определяется процессом принятия управленческих решений (см. рисунок).

Процесс принятия решений представляет собой циклическую последовательность действий субъекта управления, направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятии решения, организации его выполнения и контроля соответствующих результатов.

Одним из важнейших условий принятия правильного решения является анализ управленческой ситуации, который требует сбора и обработки информации. Данная информация о состоянии контролируемых параметров подает сигнал о внешнем или внутреннем воздействии, вызвавшем или способном вызвать отклонение от заданного режима функционирования организации. Именно надан-

Разработка и выбор

Контроль и оценка

Технические н программные средства реализации ГИС-тсхиологий

Атрибутивные

данные

Пространственные ланкыс

Компьютеры, устройства графической визуализации, ГИС-пакеты

Баш данных 1Ю объектам упралкння:

-цифровые ксцты; -табличные <кптыс: -данные других (ни данных

Технические и программные сродства

Ввод и коррекция

Геоинформационная система 1

Проблема

Вывод:

-карты

-изображения таблицы -данные для других баз данных.

Идентификация проблемы

Анализ ситуации

Схема использования ГИС как инструмента контроллинга

ном этапе осуществляется восприятие состояния внешней и внутренней среды.

Для этих целей в ГИС на основе законов информатики используется:

географическая информация, которая описывает положение объектов нефтяной компании в пространстве (геометрии), в виде двух- или трехмерных систем координат; атрибутивная информация — информация о качественных характеристиках (атрибутах) объектов управления, которая представляется в текстовой или числовой форме. Анализ данной информации позволяет идентифицировать соответствующие проблемы управления нефтяной компанией.

На следующем этапе разрабатываются альтернативные варианты решения выявленной проблемы, сравниваются достоинства и недостатки каждой альтернативы, анализируются вероятные результаты каждого альтернативного решения с их визуализацией средствами ГИС по разным регионам и объектам. В соответствии со стратегическими задачами нефтяной компании выбирается решение, способствующее достижению целей компании и соответствующее установленным ключевым показателям.

На этапе контроля и оценки результатов принятого решения осуществляются измерение и оценка его последствий, сопоставление с планируемым результатом с фиксацией состояния объекта управления на картографической основе, анализом фактической конкурентной позиции компании в конкретном регионе.

Конкретный регион функционирования нефтяной компании может служить в качестве общего признака, объединяющего информацию различных служб нефтяной компании в одно информационное поле и на основе этого получать комплексную информацию об эффективности функционирования нефтяной компании в данном регионе.

Таким образом, в результате наложения на карту региона показателей деятельности нефтяной компании и определивших их

Хранение и А нал из и

— обновление моделирование

12

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж50РЪЯ- ъ -нрлхжъх*

факторов формируется представление о пространственном и временном распределении процессов, происходящих на территории функционирования нефтяной компании.

Соответственно, основные этапы методики использования ГИС в качестве инструмента контроллинга включают:

определение состава географической и атрибутивной информации, необходимой для решения пространственных задач управления; ввод и коррекцию географической информации;

поиск, сбор и оценку атрибутивной информации;

анализ данных на основе пространственной информации;

моделирование географических объектов с помощью карт;

визуализацию пространственных данных, результатов анализа информации в виде таблиц, графиков и бумажных карт, изображений на экране, трехмерных изображений. Определим особенности проектирования контроллингом базы данных ГИС для нефтяной компании.

По типу используемой информации структуру базы данных можно условно разделить на два вида:

графический тип данных (пространственно-координированные данные об объектах нефтяной компании, цифровые изображения, цифровые карты);

атрибутивный или тематический тип данных (таблицы DBASE, Excel, ORACLE с соответствующей информацией о качественных характеристиках объекта управления). Структура таблиц атрибутивной информации об объектах управления в ГИС, называемая классификатором базы данных, формируется контроллингом исходя из решаемой проблемы управления.

При использовании ГИС в качестве инструмента контроллинга не требуется использования сложной графики с большими объемами информации, построения цифровой (трехмерной) модели местности, поддержки векторной топологии (геометрической связи между объектами), а также мощных аппаратных средств. Графическая информация не является определяющей при использовании контроллингом ГИС (в рамках рассматриваемой в данной работе концепции) и служит главным образом основой для визуализации тематических данных. Поэтому особенностью данного типа

базы данных для целей контроллинга являются относительно низкие требования к точности географического местоположения объектов, соответственно для решения задач контроллинга целесообразно использование мелкомасштабных карт (М 1:200 ООО, М 1: 500 000) с хорошей административной нагрузкой конкретного региона функционирования нефтяной компании.

Информация, содержащаяся в атрибутивной базе данных, должна наиболее точно соответствовать объектам управления и их основным характеристикам, поэтому к данному типу базы данных предъявляются высокие требования по структуре организации хранения и представления данных. С точки зрения контроллинга точность атрибутивной информации — это степень соответствия описания исследуемого объекта реальным характеристикам объекта. Разнотипные цифровые данные — их позиционная и атрибутивная составляющие — должны быть согласованы на основе учета взаимосвязей объектов и явлений. Эффективность использования ГИС зависит от качества информационной взаимоувязки различных данных. Поэтому наиболее целесообразным с точки зрения управления нефтяными компаниями представляется установление контроллингом состава атрибутивной информации ГИС на основе сбалансированной системы показателей (Balanced scorecard).

Учитывая, что измерения и выборки, содержащиеся в базе данных, должны как можно более полно и точно соответствовать объекту управления, а представление данных должно учитывать типы их возможных преобразований, выделим основные требования контроллинга к базе данных системы показателей:

согласованность по времени, достоверность и актуальность;

полнота информации и ее подробность для проведения анализа и картографо-математичес-кого моделирования объектов исследования; адекватная точность географической информации;

совместимость географической и атрибутивной информации с другими системами в целях выполнения экспорта или импорта необходимой информации;

возможность пополнения и редактирования информации;

выполнение запросов и проведение анализа информации;

логическая непротиворечивость информации по объекту, полученной из разных источников.

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръя it терактам

13

Существуют различные способы организации и управления структурами баз данных, предназначенные для хранения и управления всеми типами данных. Наиболее распространенными логическими структурами-моделями БД и СУБД являются иерархическая, сетевая, реляционная. Для целей контроллинга наиболее подходит последняя структура как обладающая следующими преимуществами: наличием возможности использования языка SQL программирования для анализа и формирования запросов к базе данных; хранением данных в табличной форме; удобством обновления и корректировки информации.

Строки таблицы соответствуют одной записи информации об объекте, столбцы-поля содержат однотипные характеристики всех объектов (DBASE, Excel, ORACLE).

Методы построения запросов к базе данных предназначены для поиска в пространственной базе данных, удовлетворяющих заданному условию. В процессе выполнения запросов возможно выполнение таких дополнительных операций, как сортировка данных, суммирование, осреднение и т.д. Условие запроса может быть представлено числом (среднегодовой объем реализации АЗС, расстояние между нефтебазой и АЗС), логическим выражением (OR, AND) или их сочетаниями, линейными функциями координат или системами линейных неравенств.

Современные реляционные системы позволяют применять и пополнять базу данных с помощью инструментов других программных приложений и выполнять следующие операции: создавать и уничтожать таблицы; добавлять и уничтожать новые строки и столбцы в таблицах;

редактировать информацию в ячейках; комбинировать и формировать новые таблицы; осуществлять поиск данных по заданным критериям;

Объекты исследований в базе данных классифицируются по типу пространственной размерности в зависимости от решаемых задач и типа представления объекта:

точка - объект, имеющий положение в пространстве, но не имеющий длины, кодирование - (х,у);

линия — объект, имеющий длину и состоящий из двух и более мерных объектов, кодирование - (xlj/l), (х2,у2),..., (хп,уп)\ полигон — ограниченный объект, имеющий

длину и ширину, кодирование — (х1,у1), (х2,у2),.., (хп,уп).

Объекты группируются в слои, количество и правила заполнения которых описываются в классификаторе базы данных. Один слой образуют объединением объектов одного типа или группы объектов, связанных между собой едиными технологическими и хозяйственными признаками. , Данные, необходимые для создания контроллингом информационного обеспечения ГИС, условно можно подразделить на данные, полученные прямыми и косвенными методами сбора информации.

В отношении географической информации применяются прямые методы сбора информации, при которых данные получают путем непосредственных измерений (выборочного обследования в полевых условиях, мониторинга, методов дистанционного зондирования земли и т.д).

Косвенные методы сбора информации применимы к обоим видам информации и представляют собой методы сбора информации по существующим картам, таблицам и базам данных организации.

Методы обработки и анализа данной информации реализуются с помощью программного обеспечения ГИС, предназначенного для решения прикладных задач при операциях с географическими данными, такими как определение расстояний и площадей, статистических характеристик, интерполяция, использование оверлея полигонов.

При проведении анализа имеющейся информации о состоянии объектов управления данные о пространственном положении служат для целей проведения анализа и синтеза всех видов атрибутивных данных по географическому признаку.

Определим основные функции, возлагаемые контроллингом на геоинформационную систему для поддержки принятия решений нефтяной компании: оценка хода реализации принятого варианта функционирования компании на текущий или перспективный период и определение его необходимой корректировки при изменении условий функционирования в целях обеспечения эффективной деятельности компании в целом; обоснование принимаемых решений по распределению консолидированных финансовых и материальных ресурсов; обоснование рациональной структуры производства в компании;

комплексное рассмотрение и оценка эффективности производственно-экономических возможностей всех входящих в компанию про-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: Ж£0РШ ъ %7>/1ЪЖгсКА

изводств, в том числе и характеризующихся различной правовой формой, и всех осуществляемых ими сфер деятельности в конкретных экономических условиях; оценка эффективности интеграционных процессов в компании, с одной стороны, региональной, маркетинговой и производственно-технической политики в компании, а с другой стороны, производственно-экономических интересов входящих в состав компании подразделений по переработке нефти и нефтепро-дуктообеспечению;

построение эффективной системы определения приоритетных направлений развития как нефтяной компании в целом, так и отдельных входящих в ее состав производств; оценка эффективности хозяйственных решений (реконструкция действующих, покупка

новых или продажа входящих в компанию производств и т.д.).

По каждому типу принимаемых решений строятся тематические карты по регионам функционирования с отображением соответствующей информации атрибутивной базы данных (см. таблицу). Соответствующие значения могут быть отображены в виде столбчатых или круговых диаграмм, комплексных графиков с наложением на карту конкретного региона либо область каждого анализируемого региона может быть выделена соответствующим цветом в зависимости от значения соответствующего показателя.

Выбор отображаемых показателей зависит от потребностей проводимого анализа и может быть осуществлен по группе показателей для всех регионов функционирования либо для отдельного, выбранного пользователем.

Атрибутивная информация для различных типов решений, поддерживаемых геоинформационной системой нефтяной компании

Тип решения Поля атрибутивной базы данных Тип тематической карты

Оценка хода реализации принятого варианта функционирования компании Сбалансированная система показателей План/конкуренты; план/факт; факт/конкуренты

Обоснование принимаемых решений по распределению консолидированных финансовых и материальных ресурсов Сбалансированная система показателей в части рабочего капитала Доступ к продукции в регионе; наличие инфраструктуры снабжения

Обоснование рациональной структуры производства в компании Макроэкономические показатели региона Нефтепереработка: спрос на продукцию в регионе и загруженность мощностей НПЗ; сравнение ассортимента вырабатываемой товарной продукции и загрузки мощностей с лидерами региона; сравнение объемов загруженности НПЗ Реализация нефтепродуктов: возможный рост объемов рынка; концентрация розничных продавцов; системы транспортировки нефтепродуктов; законодательство региона

Комплексное рассмотрение и оценка эффективности производственно-экономических возможностей всех входящих в компанию производств Сбалансированная система показателей в части процесса нефтепереработки при различных вариантах производственной программы; сбалансированная система показателей в части процесса реализации при различных вариантах производственной программы. Приоритетность различных рынков сбыта

Построение системы определения приоритетных направлений развития как нефтяной компании в целом, так и отдельных входящих в ее состав производств; оценка эффективности отдельных хозяйственных решений Сбалансированная система показателей по направлениям развития Макроэкономические показатели региона; цели конкурентов; ожидания инвесторов и аналитиков

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгоръЯ ъ т&АЪЖНМ

15

Актуальной для контроллинга в нефтяных компаниях, имеющих объекты управления в разных регионах, является также операция оверлея, представляющего собой наложение друг на друга двух и более слоев базы данных ГИС, представленных в одной системе координат, проекции и масштабе, в результате чего образуется графическая композиция исходных слоев (оверлей) или один слой, содержащий композицию пространственных объектов исходных слоев с атрибутивной информацией, арифметически и логически произведенной от значений атрибутов исходных объектов. Использование оверлеев особо значимо с точки зрения стратегического контроллинга, поскольку в данном случае географической визуализации подлежит большее количество необходимой информации.

Приведем основные типы оверлеев, применимых ГИС в отношении нефтяных компаний:

оверлей слоев географических данных, позволяющий определить географические границы региона присутствия нескольких конкурентов;

оверлей, в котором каждый площадной объект трактуется как представление нескольких множеств атрибутивных данных, позволяющий решить задачу оценки объема реализации нефтепродуктов разными конкурентами в регионе; оверлей, выполняемый путем интерполяции площадей, позволяющий решить задачу оценки численности населения, числа автомобилей, протяженности автодорог региона В, если известны указанные данные по региону А и области данных регионов перекрываются. Таким образом, географические информационные системы предназначены для поддержки принятия управленческих решений, основанных на пространственном методе решения, с учетом множества качественных и количественных факторов. Главное назначение ГИС — поддержка принятия управленческих решений (анализ ситуации, идентификация проблемы, разработка альтернатив, контроль и оценка результатов) на основе географической информации с возможностью наглядной графической визуализации результатов.

Литература

1. Ойхманн Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организации и информационные технологии. — М.: Финансы и статистика, 1997. — 336 с.

2. Сомов В.Е. Стратегическое управление нефтеперерабатывающими предприятиями. — СПб: Химиз-дат, 1999.-264 е.: ил.

3. ФольмутХ.Й. Инструменты контроллинга от А до Я: Пер. с нем. / Под ред. и с предисл. МЛ. Лукашевича и E.H. Тихоненковой. — М.: Финансы и статистика, 2001. — 228 е.: ил.

4. Хомбург К. Процесс самоутверждения контроллинга: взгляд специалиста по маркетингу // Проблемы теории и практики управления. — 2002. — № 6.

5. Шешукова Т.Г., Гуляева E.JI. Теория и практика контроллинга (на примере организаций нефтяной отрасли) / Западно-Уральский ин-т. экономики и права. — Пермь, 2003. - 248 с.

16

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ: жгорЪЯ ъ крлхтсм

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.