Научная статья на тему 'К АКТУАЛЬНОСТИ ВОПРОСА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ИДЕОЛОГИИ'

К АКТУАЛЬНОСТИ ВОПРОСА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ИДЕОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СПОРТ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климов Михаил, Мильхин Валерий, Воронков Иван, Лашкевич Александра

В статье рассматривается важность профессионально-прикладной физической подготовки, идеологическая составляющая и значение для современной молодежи. Даны различные подходы физической культуры. Предложен авторский взгляд на важность государственных программ по здоровому образу жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климов Михаил, Мильхин Валерий, Воронков Иван, Лашкевич Александра

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE RELEVANCE OF THE ISSUE OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL TRAINING AS AN IDEOLOGY

The article deals with the issue of professionally applied physical training, the ideological component and importance for modern youth. Various approaches to physical culture are given. The author's view of the importance of state programs for a healthy lifestyle is proposed.

Текст научной работы на тему «К АКТУАЛЬНОСТИ ВОПРОСА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ИДЕОЛОГИИ»

УДК 796:37

DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2021)2.02

К АКТУАЛЬНОСТИ ВОПРОСА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КАК ИДЕОЛОГИИ

Климов Михаил Юрьевич^^

Кандидат философских наук, доцент кафедры физического воспитания, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия). E-mail: michailklimov@yandex.ru. Мильхин Валерий Андреевич^^

Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия). E-mail: milchin22@mail.ru. Воронков Иван ФилипповичABC

Старший преподаватель кафедры физического воспитания, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия). E-mail: vk.univer@mail.ru. Лашкевич Александра Александровна^

Студентка, Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия). E-mail: sanimav22@gmail.com.

ON THE RELEVANCE OF THE ISSUE OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL

TRAINING AS AN IDEOLOGY

Klimov Mikhail YurievichABCD

PhD, Associate Professor of the Department of Physical Education, Altai State University (Barnaul, Russia). E-mail: michailklimov@yandex.ru. Milkhin Valery AndreevichABCD

Senior Lecturer, Department of Physical Education, Altai State University (Barnaul, Russia). E-mail:

milchin22@mail.ru.

Voronkov Ivan FilippovichABC

Senior Lecturer, Department of Physical Education, Altai State University (Barnaul, Russia). E-mail: vk.univer@mail.ru.

Lashkevich Alexandra AlexandrovnaCD

Student, Altai State University (Barnaul, Russia). E-mail: sanimav22@gmail.com.

Следует цитировать / Citation:

Климов М.Ю., Мильхин В.А., Воронков И.Ф., Лашкевич А.А. К актуальности вопроса профессионально-прикладной физической подготовки как идеологии // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2021. 22 (2). С.14-17 24-29. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh. DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2021)2.02.

Klimov M.Yu., Milkhin V.A., Voronkov I.F., Lashkevich A.A. (2021) On the relevance of the issue of professionally applied physical training as an ideology. Health, Physical Culture and Sports, 21 (2), рр. 14-17 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh. DOI: https://doi.org/10.14258/zosh(2021)2.02.

Поступило в редакцию / Submitted 23.01.2021

Принято к публикации / Accepted 30.04.2021

Аннотация. В статье рассматривается важность профессионально-прикладной физической подготовки, идеологическая составляющая и значение для современной молодежи. Даны различные подходы физической культуры. Предложен авторский взгляд на важность государственных программ по здоровому образу жизни.

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, здоровый образ жизни, спорт, физическая культура.

Abstract. The article deals with the issue of professionally applied physical training, the ideological component and importance for modern youth. Various approaches to physical culture are given. The author's view of the importance of state programs for a healthy lifestyle is proposed.

Keywords: professionally applied physical training, healthy lifestyle, sports, physical culture.

Введение. Профессионально-прикладная физическая подготовка — специализированный вид физического воспитания, направленный на

формирование и совершенствование свойств и качеств личности, имеющих существенное значение для конкретной профессиональной деятельности (Свирид В. В., 2013).

Подходы. Этот раздел теории физической культуры появился вместе с зарождением и развитием данной научной дисциплины в начале 30-х гг. ХХ в. Напомним, что сама теория физической культуры как научная дисциплина, получившая широкое практическое применение, возникла и получила свое развитие только в СССР, за пределами нашей страны такой или подобной дисциплины не было. В дальнейшем, после Второй мировой войны, с распространением влияния СССР на ряд стран, у них появляются схожие теории физической культуры.

СССР и страны Запада декларировали различный идеологический подход, имеющий непримиримые противоречия по всем основополагающим вопросам бытия и познания, и, соответственно, ко всем теориям гуманитарного характера, опирающимся на эти фундаментальные постулаты. Теория физической культуры представляет собой специфическую научную дисциплину, опирающуюся на объективные научные факты и законы из различных областей научных знаний — физиологии, биологии, химии, физики, психологии, медицины и т.д., объединенные в единую систему гуманитарного характера, имеющего широкое прикладное воплощение.

Именно профессионально-

прикладная физическая подготовка несла в ТФК основную идеологическую нагрузку, собственно, она и возникла на основании различного подхода прежде всего к самой физической культуре, ее роли в человеческом обществе и ее месте в государственном устройстве.

Возьмем такой фундаментальный вопрос, как происхождение спорта и физической культуры. В странах Запада он

имел несколько различных гипотез, оставаясь в рамках научных дискуссий:

1. Эстетическая теория игры Шиллера: спорт возник из чистого наслаждения «игрой ради игры».

2. Теория магии Рейнака: состязания возникли из магических обрядов

3. Теория излишней энергии Спенсера: человек выплескивал в соревновании излишек биологической энергии.

В СССР, как стране победившего марксизма, была принята единая точка зрения, опирающаяся на теорию трудовой деятельности Плеханова: «игра есть дитя труда», через физические упражнения и игры человек приобретает необходимые навыки для труда и охоты. Опираясь на данный постулат, в СССР и была создана теория физической культуры,

объединяющая разрозненные прежде области научных знаний в стройную, единую дисциплину. Именно ППФП отражала в ТФК практическое, «прикладное» применение теоретических знаний в реальную жизнь.

На Западе потому и не было единой теории физической культуры и общей системы физического воспитания, поскольку считалось, что физические упражнения и физическое развитие — индивидуальное дело каждого члена общества и государство не несет за это никакой ответственности.

Необходимо отметить, что появление ППФП диктовалось той исторической обстановкой, в условиях которой существовал Советский Союз. С самим возникновением СССР страна была окружена враждебно настроенными государствами, а к 30-м гг. ХХ в. стало очевидно, что вся Европа готовится к большой войне, и от того, как встретит эту войну СССР, зависело само выживание нашего государства. Отсюда и ППФП на этапе своего возникновения несла в основном военно-прикладной характер, отвечая за систему физического воспитания будущих защитников Родины. Именно в рамках ППФП был разработан и получил широкое распространение

Всесоюзный комплекс «Готов к труду и обороне». В рамках ППФП появилось немало новых видов спорта, таких как самбо, военное троеборье, многоборье ГТО, пожарно-прикладной спорт. Вполне может быть, что и ППФП внесла свой вклад в общую победу в Великой Отечественной войне.

После победы в русле мирного строительства происходит и творческое развитие ППФП. Сохраняя прежние традиции подготовки подрастающего поколения теперь уже просто к военной службе, необходимо было подготовить молодежь и к овладению мирными профессиями, физическому воспитанию с прицелом на будущую профессиональную деятельность. Через широкую сеть общедоступных спортивных секций юноши и девушки развивались физически, повышали свои кондиции. Также существовало немало спортивных секций, культивирующих виды спорта, схожих по своей специфике с будущей профессиональной деятельностью. Как правило, они функционировали в системе спортивных обществ, таких как «Водник», «Трудовые резервы», «Динамо», СКА.

Важно вспомнить, что в середине ХХ в. физический и механический труд в нашей стране имел существенную долю в трудовой деятельности. Для того чтобы снизить негативное воздействие тяжелых физических нагрузок на организм, однообразие и монотонность

производственных процессов, была разработана и широко внедрялась целая система комплексов восстановительных мероприятий: физкультпаузы,

физкультминутки, гигиеническая и производственная гимнастика..

К 80-м гг. прошлого века в нашей стране, как и во всем мире, происходит коренное изменение характера и условий труда, можно сказать, победила так называемая научно-техническая

революция. Более того, кардинальные изменения затронули само существование нашего государства. Теперь мы живем в другой стране и при другом общественном строе, поменялось многое, однако удалось сохранить и немало достижений советского строя. Единая система физического воспитания — это важный и необходимый элемент существования и развития нашей страны, поскольку данная система

является неотъемлемой частью любого социального государства.

С момента возникновения и развития ППФП как системы физического воспитания в нашей стране, как и во всем мире, произошли глобальные изменения в характере и условиях труда. Доля физического труда в общем производственном процессе существенно снизилась, соответственно упала роль и значение ППФП в системе профессионального обучения, овладения трудовыми навыками, оставаясь прерогативой таких специфических профессий, как военная служба, правоохранительные органы, МЧС. С другой стороны, им противостоит великое множество различных профессий из самых разных отраслей экономики со схожими условиями труда: малоподвижный характер трудовой деятельности, привязанный, как правило, к обслуживанию компьютера. На первый взгляд кажется, что ни физическая подготовка, ни, соответственно, ППФП такому работнику не нужны. Однако труд остается трудом — независимо от характера трудовой деятельности, он вызывает схожие физиологические процессы: физическое и умственное утомление, нервные и психологические перегрузки. В этих условиях важное значение приобретают восстановительные процессы. Только теперь, в современных условиях меняется сам подход к содержанию физической нагрузки. Если раньше при напряженном физическом труде применяли физические упражнения разгрузочного характера, то теперь на первый план выходит задача нагрузить организм, восполнить недостаток двигательной активности, неизбежный при малоподвижном труде.

Крепкое здоровье, хорошая физическая форма и устойчивая психика позволяют лучше овладеть любой профессией, независимо от характера производственных процессов, в полной мере реализовать свои возможности, добиться успеха в жизненной борьбе. Здесь ППФП тесно смыкается с разделом теории физической культуры, касающимся здорового образа жизни. Необходимо выработать общий подход и единые методические рекомендации к обширному списку профессий малоподвижного характера. Важны комплексный подход и разнообразие физической деятельности,

разнообразных программ и передач на телевидении, начиная от чисто методических и вплоть до ток-шоу, посвященных единой оздоровительной теме. Также могут быть приняты законы, вводящие экономические льготы различного характера для предприятий и отдельных работников — активных приверженцев здорового образа жизни. Долгосрочный экономический эффект все равно перекроет сиюминутные траты и издержки, неизбежные при внедрении предложенной программы. Подобные предложения поддерживают и другие исследователи (Симонян, 2018).

Вывод. Таким образом, возвращается прежнее идеологическое значение профессионально-прикладной физической подготовки, наполненное новым смыслом и новым содержанием, как идеология здорового образа жизни и активной жизненной позиции.

не зацикливаясь на каком-то одном виде физической нагрузки. Можно

ориентироваться и на педагогический подход (Суворов, 2003).

Однако современные реалии таковы, что государство уже не выступает общим работодателем и не вправе заставить частный бизнес следовать единым методическим рекомендациям и внедрять у себя на предприятиях и фирмах нечто подобное производственной гимнастике или заставлять своих работников получать дополнительную физическую нагрузку, чтобы бороться с негативным воздействием гипокинезии на организм. И вот здесь мы можем предложить разработать и ввести единую государственную программу по широкой пропаганде здорового образа жизни и общим мерам поощрения и стимулирования населения для занятий различными оздоровительными системами (Журбина, 2014). Это может быть обширная социальная реклама, появление

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Свирид В.В., Катников О.А., Кулумаева Т.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка // Мир современной науки. 2013. № 4 (19). С. 50-52. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalno-prikladnaya-fizicheskaya-podgotovka (дата

обращения: 04.06.2021).

Журбина А.Д., Антипас В.В., Грязнова В.В. Профессионально-прикладная физическая подготовка студента // Научный вестник МГТУ ГА. 2014. № 202. C. 101-105.

Симонян А.А. Перспективы профессионально-прикладной физической подготовки педагогов // Kant. 2018. № 1 (26). C. 86-89.

Суворов Ю.А., Платонова В.А. Педагогические основы профессионально-прикладной физической подготовки // Научно-технический вестник информационных технологий, механики и оптики. 2003. № 7. С. 207-217.

REFERENCES

Svirid V.V., Katnikov O.A., Kulumaeva T.V. (2013). Applied physical training. The world of modern science, (4 (19)), 50-52.

Zhurbina A.D., Antipas Vl.V., Gryaznova V.V. (2014). Professional applied physical training of a student. Scientific Bulletin of the Moscow State Technical University of Civil Aviation, (202), 101-105.

Simonyan A. A. (2018). Prospects for professionally applied physical training of teachers. KANT, (1 (26)), 86-89.

Suvorov Y.A., Platonova V.A. (2003). Pedagogical foundations of professionally applied physical training. Scientific and technical bulletin of information technologies, mechanics and optics, (7), 207-217.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.