Научная статья на тему 'К. А. Неволин о законе'

К. А. Неволин о законе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
223
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PHILOSOPHY OF LAW / LAW / JURISPRUDENCE / HISTORY OF LEGAL THOUGHT / K. A. NEVOLIN / ФИЛОСОФИЯ ПРАВА / ЗАКОН / ЮРИСПРУДЕНЦИЯ / ИСТОРИЯ ПРАВОВОЙ МЫСЛИ / К. А. НЕВОЛИН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Пыльцина М. В.

Анализируется концепция закона, разработанная русским правоведом К. А. Неволиным, ставшая фундаментом для отечественной философско-правовой школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

K. A. Nevolin about the law

The article analyzes the concept of law developed by the Russian jurist K. A. Nevolin and became the foundation for the Russian philosophical and legal school.

Текст научной работы на тему «К. А. Неволин о законе»

УДК 343

М. В. Пыльцина К. А. НЕВОЛИН О ЗАКОНЕ

Анализируется концепция закона, разработанная русским правоведом К. А. Неволиным, ставшая фундаментом для отечественной философско-правовой школы. К л ю ч е в ы е с л о в а: философия права, закон, юриспруденция, история правовой мысли, К. А. Неволин.

K. A. NEVOLIN ABOUT THE LAW

The article analyzes the concept of law developed by the Russian jurist K. A. Nevolin and became the foundation for the Russian philosophical and legal school. K e y w o r d s: philosophy of law, law, jurisprudence, history of legal thought, K. A. Nevolin.

Поступила в редакцию 5 сентября 2019 г.

Проблемы, стоящие перед современной российской юриспруденцией, обусловлены, прежде всего, отсутствием теоретически проработанной парадигмы законотворчества, адаптированной к отечественным правовым реалиям. В связи с этим актуальна необходимость поиска в истории отечественных учений о законе решений текущих проблем российского законотворчества либо их теоретически обоснованных прототипов.

Традиционно считается, что расцвет идеалистической философии права в России связан с творчеством Константина Алексеевича Неволина (1806-1855), который оставил после себя мощнейший корпус правовых, в том числе зако-новедческих, исследований.

Научная деятельность К. Неволина началась в 1828 г., когда он в числе лучших студентов был рекомендован для последующего прохождения обучения законоведению. Знакомство в стенах Петербургского университета с А. П. Куницыным, К. И. Арсеньевым, В. В. Шнейдером и другими известными учеными-правоведами предопределило дальнейшие научные приоритеты К. Неволина1. В 1829 г. по рекомендации М. М. Сперанского К. А. Неволин был направлен в Берлинский университет, где под руководством Ф. Савиньи, основателя исторической школы права, не только изучал правовые науки, но и знакомился с организацией преподавания на юридическом факультете. Тогда же он познакомился с Ф. Гегелем, «и определенное влияние гегелевской философии затем проявилось в его трудах»2.

Защитив в 1835 г. докторскую диссертацию «О философии законодательства у древних», ученый продолжил свою карьеру в качестве профессора энциклопедии права и учреждений Российской империи в Киевском университете, а затем был назначен ректором того же университета.

1 См.: Лицук А. А. К. А. Неволин : вехи интеллектуальной биографии // Вестник Нижне-варт. гос. гуманитарного ун-та. 2012. № 3. С. 36.

2 Коцюба В. И. Неволин о пользе изучения философии // Вестник славянских культур. 2012. № 4. С. 5.

© Пыльцина М. В., 2019

Результаты своей научной деятельности К. А. Неволин изложил в «Энциклопедии законоведения» - первом энциклопедическом произведении по теории закона в России и Европе. Следует отметить, что двухтомный труд автора появился в годы правления Николая I, когда социально-политическая обстановка в стране и на международной арене определила консервативную направленность большинства теоретико-правовых исследований данного периода, и которая, в свою очередь, получала активную поддержку со стороны правительства. Кроме того, нельзя отрицать наследования законоведческими концепциями второй четверти XIX в. основных идей, присущих исследованиям закона рубежа XVNI-XIX столетий.

Давая оценку фундаментальному сочинению, современный исследователь А. П. Бородин пишет, что «Энциклопедия» «явилась первым оригинальным произведением в отечественной юридической литературе, содержащим как общее учение о праве, историю философии права, так и историю положительного законоведения»3.

Закон, по К. А. Неволину, есть идеальная сущность, раскрывающаяся во всем множестве различных законодательств с течением времени4. Эта сущность может быть описана с двух точек зрения - как «закон вообще» и как «внешний закон».

Понятие «закона вообще», в целом, совпадает с понятием правды5. Важно заметить здесь ключевое расхождение концепций Сперанского и Неволина: согласно первому, правда есть равенство и справедливость, согласно второму - в первую очередь, добро. Кроме того, К. А. Неволин объявляет Бога единственным источником правды.

«Закону вообще» Неволин дает два определения - широкое и узкое. Согласно первому, «закон вообще есть правило, по которому что-нибудь необходимо происходит», согласно второму - «правила, по которым должны поступать нравственные существа в обществе, если они не хотят отказаться от самой жизни общественной»6.

Понятие «внешнего закона» у Неволина во многом согласуется с концепцией позитивного права. «Внешний закон» проявляется в форме государственных установлений (собственно законов в бытовом понимании этого слова). Поскольку такая сторона сущности закона ограждается государством, т. е. со стороны, «внешней силою», исследователь и предлагает соответствующее ее характеру название.

Как уже говорилось ранее, закон по своей сути выражает правду, поэтому всякий настоящий закон, согласно К. А. Неволину, предопределен свойствами идеального порядка, присущими правде. Вслед за Гегелем (чьей методологией К. А. Неволин активно пользовался)7 исследователь отказывается от разгра-

3 Бородин А. П. Константин Алексеевич Неволин : жизнь и деятельность // Право и политика. Научные труды ин-та Моск. гос. юрид. академии. 2016. № 1. С. 7.

4 См.: Неволин К. А. Энциклопедия законоведения // Полн. собр. соч. К. А. Неволина. СПб., 1857. Т. 1.

5 См.: Там же.

6 Там же. С. 35.

7 См.: ЛицукА. А. Указ. соч. С. 36.

ничения естественного и позитивного закона, что ставит его в ряд крупнейших отечественных теоретиков естественного права. Естественное и позитивное едино в рамках сущности закона, проявляя как всеобще-необходимую ее сторону, так и случайно-ограниченную. Такая единая идея закона раскрывается в историческом развитии общества в зависимости от социальных обстоятельств.

Для К. А. Неволина важен и вопрос генезиса законов, исследуя который, автор прибегает к диалектическому пониманию развития идей. Моделируя проблему возникновения законов, он выделяет формы существования законодательства - обычай, учение законоведов и «закон в тесном смысле», который есть «прямое и непосредственное объявление властью общественной своей воли о том, как должны поступать лица, ей подчиненные, по отношению к известному роду деяний»8. Мыслитель предполагает, что естественное развитие законодательства - это постепенное раскрытие идеи закона в движении от обычая к «закону в тесном смысле» посредством учения законоведов.

Вообще К. А. Неволин уверенно наследует иерархизму в философии общества, подчеркивая, что всякое законодательство раскрывается в социуме, проходя вереницу ступеней общественной жизни. К числу таких ступеней автор относит семейство, род, гражданское общество, государство и союз народов. Проходя все эти этапы, идея законодательства конкретизируется, получает большее уяснение обществом, находит большую определенность9. Важно понимать, что К. А. Неволин элиминирует из своей теории концепцию личности как субъекта социальных отношений. Согласно концепции исследователя, индивидуальность растворена в обществе и подчинена ему, а право (в том числе субъективное) - основанная на правде иерархическая структура, выстроенная в рамках общества.

Интересно, как, исходя из описанной выше методологии, К. А. Неволину удалось построить классификацию законов? Исследователь предложил две классификации - первая основана на различении типологий структуры законов; вторая - на вариативности прав и обязанностей, диктуемых законами. Классификация первого вида представлена в работах К. А. Неволина более широко. Рассмотрим ее подробнее.

Все множество существующих или существовавших законов автор разделял на определительные (определяют права и обязанности) и охранительные (охраняют права и обязанности). В каждом из этих классов К. А. Неволин выделял три основные ветви - государственные, гражданские и международные.

Среди государственных определительных законов следует выделять:

- основные («определяют порядок, которым власть верховная пользуется, и ее права»);

- законы о состояниях (формулируют права и обязанности подданных по отношению к государству);

- законы об учреждениях (моделируют иерархию государственной власти);

- законы о силах государственных (описывают правовые механизмы деятельности вооруженных сил, фискального аппарата, казны).

8 Неволин К. А. Указ. соч. Т. 1. С. 50-51.

9 См.: Там же. С. 56.

Государственные охранительные законы делятся на полицейские и уголовные. Гражданские определительные законы делятся на семейные и имущественные; гражданские охранительные законы включают законы о производстве дел бесспорных и законы о судопроизводстве. Международные определительные законы представлены в виде международного права во время мира, международные охранительные - в виде международного военного права10.

В рамках классификации второго вида мыслитель выделял государственные законы, законы гражданские и законы союза народов.

Труды К. А. Неволина примечательны тем, что, исходя из идеалистических, а во многом и религиозных предпосылок, данному автору удалось достичь интересных и важных для развития отечественной юриспруденции результатов. Кроме того, очевидны ключевые пробелы в теории К. А. Неволина, в числе которых важно упомянуть не исчерпывающую и временами пересекающуюся классификацию, однако подобный недостаток следует оправдать отсутствием единой и общепринятой законоведческой методологии в России XIX в.

В целом работы К. А. Неволина отвечали тенденциям своего времени, занимая традиционалистские позиции, однако во многих трудах этого автора можно проследить нарастающие позитивистские настроения. При этом именно К. А. Неволина следует считать последним крупным представителем отечественной естественно-правовой традиции первой половины XIX столетия, идеи которого остаются основополагающими для современной философии права.

10 См.: Там же. С. 70.

Воронежский государственный аграрный университет

имени императора Петра I Пыльцина М. В., кандидат исторических наук, доцент кафедры конституционного и административного права

Voronezh State Agrarian University named after Emperor Peter the Great Pyltsina M. V., Candidate of Historical, Associate Professor of the Constitutional and Administrative Law Department E-mail: pmvistoria@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.