Научная статья на тему 'К 85-летнему юбилею Владимира Минина'

К 85-летнему юбилею Владимира Минина Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
311
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 85-летнему юбилею Владимира Минина»

Елена Николаевна Байкова, аспирант каф. теории музыки Российской академии музыки им. Гнесиных lena.baykowa@yandex.ru

К 85-летнему юбилею Владимира Минина

Е. Н. Байкова

Создавая более сорока лет назад Московский камерный хор, Владимир Минин создал одновременно и собственную исполнительскую стратегию, основанную на новом понимании ее задач и функций. Хор В.

Минина представляет образец нового типа исполнительского коллектива, построенного по принципу выявления индивидуальноличностных особенностей каждого певца, передающего образно-эмоциональный смысл произведения. Особо Минин оценивает и вокально-певческие возможности того или иного артиста хора, а именно — с позиций тембровой колористики звучания, разнообразия сонорного поля. Возникнув под влиянием развивающейся тенденции европейского исполнительского искусства, связанной с появлением ряда камерных исполнительских коллективов, — хор под управлением В. Минина становится национальным художественным явлением в сфере отечественной музыкальной культуры.

Собственный взгляд на задачи хорового жанра определил и творческую концепцию дирижера, что отразилось, прежде всего, на репертуарной стратегии коллектива. Сформировавшись в самостоятельную структурно-певческую единицу в начале 70-х годов — времени, когда ярко заявило о себе новое направление в сфере композиторского творчества, названное «фольклорной волной», Московский камерный хор стал пропагандистом данного рода сочинений. Так в репертуаре коллектива появились произведения современных отечественных авторов — С. Слонимского, В. Рубина, Р. Щедрина, В. Калистратова.

Ориентируясь на новые произведения хоровой музыки, В. Минин одновременно концентрирует свое внимание и на другом направлении музыкального творчества. Это широкое обращение к духовным основам национального певческого искусства: здесь и строгая форма монодии («Степенна» на слова Феодора

Студита — XVI в.), и многоголосные композиции, такие как троестрочие (Херувимская песнь), торжественный 12-голосный партесный концерт Н. Бавыкина, кант петровской эпохи «Радуйся, Росско земле».

Уже в самом начале творческого пути (первое десятилетие, 1972—1982 гг.) были определены главные ориентиры исполнительской деятельности Московского камерного хора, касающиеся и певческой специфики, и осмысления собственного исполнительского предназначения.

Поэтому основополагающими факторами творческой самореализации коллектива стали его певческо-исполнительский статус (высокий уровень вокального мастерства) и, несомненно, его музыкальный репертуар. Именно репертуар воспринимается В. Мининым в значении необходимого условия, обеспечивающего как профессиональный рост коллектива, так и раскрытие его собственного творческого кредо.

Продуманная руководителем репертуарная стратегия как художественная программа раскрывает новый взгляд на возможности, таящиеся в самом хоровом жанре. Современность, профессионализм, одухотворенность, доверительный тон в общении со слушательской аудиторией — вот те главные особенности, которые становятся заметными чертами арт-деятельности Московского камерного хора.

В репертуарной стратегии чрезвычайно важен не набор, а именно отбор произведений, характеризующихся высоким художественно-эстетическим качеством. Так, в репертуаре хора появляются сочинения Д. Шостаковича («Десять поэм» на стихи революционных поэтов), Г. Свиридова («Пушкинский венок»), Р. Щедрина («Не только любовь»).

Очевидно и то, что для маэстро В. Минина представляет собой жанр концерта как хоровой перформанс. Это всегда процесс познания, своеобразный экскурс в те или иные музыкально-стилевые сферы. Так, в одном из концертов может прозвучать и старинная русская музыка (канты, партесные концерты Н. Бавыкина, В. Титова), и произведения более поздних эпох (Семь хоров ор. 31 С. Рахманинова).

Закономерным явлением, определяющим специфичность Московского камерного хора, становится не только многообразие его репертуара, но и особая форма его прочтения. Именно в соотношении разных музыкально-стилевых эпох рождался исполнительский стиль коллектива — уникальный, благодаря диапазону своих певческих интерпретаций. Прежде всего, это русская музыка, представленная весьма широко — от ее истоков (монодические формы, партесные композиции) до сочинений советских композиторов, написанных или в виде оригинальных произведений, или партитур, возникших под влиянием народно-песенной культуры.

И в этом смысле «исполнительский портрет» хора мог изменяться кардинально: от сугубо академической манеры пения (строгая сосредоточенность, торжественность) до импровизационно-свободной формы музицирования (яркий миманс, характерность, образная многоликость, естество певческого существования — «без оглядки» на дирижера). Так, по-разному звучали образцы старинной русской музыки и произведения современных советских композиторов.

Творческий взгляд дирижера на целостную картину развития национальной певческой традиции послужил совершенствованию профессионального вокального мастерства артистов хора, формированию их художественного вкуса и вкуса слушательской аудитории. Нельзя не отметить, что в этом процессе рождения особого звукового мира Московского камерного хора заметны черты, присущие соборному духу отечественного хорового исполнительства.

Многоплановость жанрово-стилевой палитры, характерной для искусства данного коллектива, раскрывалась и в другом репертуарном ракурсе. Это образцы западноевропейской музыкальной культуры, представленные маэстро Мининым весьма широко: в обращении к хоровой миниатюре (О. Лассо, К. Монтеверди, О. Векки) или в исполнении крупной формы (Литания В. А. Моцарта, Месса И. С. Баха). Нельзя не отметить интерес дирижера и к зарубежной музыке ХХ века: в репертуаре хора имеются шедевры французских композиторов-импрессионистов К. Дебюсси, М. Равеля, Г. Форе, О. Мессиана.

Таким образом, уже на первоначальном этапе создания и становления коллектива, в течение первых 10 лет существования хора, сформировалось творческое кредо его руководителя — масштабность поставленных им творческих задач. Обширный жанрово-стилевой диапазон, представленный В. Мининым, свидетельствовал о певческом искусстве Московского камерного хора, его способности проникнуть в лабиринты различных по своему художественно-звуковому облику музыкально-стилевых эпох.

Данная тенденция оставалась приметой репертуарной стратегии коллектива и впоследствии. Рассматривая перспективу развития мининского хора в исторической динамике, необходимо отметить кристаллизацию некоторых особенностей его деятельности.

С одной стороны, это пристальное внимание к различным элементам хорового перформанса в целом, что обусловлено веянием времени. Это та часть репертуарной стратегии коллектива, в которой сосредоточено жанровое многообразие его исполнительских возможностей.

С другой стороны — это углубленное отношение к эмоционально-звуковой природе вокально-певческого жанра как носителя значительных по своему психологическому содержанию музыкальных смыслов. Примером тому могут стать произведения С. Рахманинова, С. Танеева, Г. Свиридова, В. Гаврилина — тех композиторов, чьи творческие принципы созвучны художественному мировоззрению самого маэстро В. Минина. Это духовно значимые для каждого человека и для современного общества в целом проблемы нравственного совершенствования.

Остается актуальным вопрос: является ли заявленное ранее творческое кредо выдающегося музыканта постоянным действующим фактором его исполнительского сознания или оно модифицируется с течением времени? В связи с этим важно выяснить некоторые черты, характеризующие его художественную индивидуальность впоследствии, в том числе и движение от камерности к монументальности. Имеются в виду такие новые события, как исполнение «Ивана Грозного» С. Прокофьева, «Симфонии псалмов» Ф. Стравинского, «СаШШ Сагшта» К. Орфа, <Ю1хЬ>, «Атао отЬ> Г. Канчели.

Стремление к воплощению масштабных музыкальных форм ощущается и в участии в совместных творческих проектах с коллективом БСО под управлением Владимира Федосеева. Нельзя не учесть, что начиная с 1996 г. происходят удивительные события в концертно-исполнительской практике Московского камерного хора. Это плодотворная работа в постановках оперных спектаклей как у нас в стране, так и за рубежом (Австрия, г. Брегенц). Среди произведений оперного жанра, вошедших в репертуарный список коллектива, следует назвать такие сочинения, как «Трубадур» Дж. Верди, «Богема» Дж. Пуччини, «Приключения лисички-плутовки» Л. Яначека, «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Золотой петушок» Н. А. Римского-Корсакова. Одной из последних работ в этом совместном творческом проекте стала концертная версия оперы «Русалка» А. С. Даргомыжского в сценографии В. Васильева, приуроченная к юбилею композитора (2013 г., Концертный зал им. Чайковского).

Интерес к крупной форме заметен и в несколько другом жанрово-стилевом аспекте. Речь идет о концертном исполнении знаменитого мюзикла Л. Бернстайна «Wonderful Town», представленного российскому слушателю в 2012 г. К участию в этой работе были привлечены лучшие европейские и бродвейские артисты, а также блистательный английский дирижер У. Маршалл. Данная постановка оставила неизгладимое впечатление, где хор предстал в новом эмоциональносценическом и темброво-фоническом качестве.

Интересен еще один аспект. Многогранность творческой деятельности В. Минина проявляется и в создании музыкально-литературных композиций, которые привлекают внимание слушательской аудитории. Это удивительно органичное сочетание вокально-певческого искусства Московского камерного хора с драматической экспрессией ведущих мастеров отечественной театральной сцены — А. Демидовой, С. Крючковой, О. Остроумовой, А. Филлипенко, И. Костолевского.

Безусловно, движение от камерности к монументальности раскрывается и в диапазоне собственно дирижерских возможностей Владимира Минина. Это не только сочинения, претворяемые им в сложившейся исполнительской манере, но и другой ракурс творческой индивидуальности — выход за пульт симфонического оркестра. Так, под управлением Владимира Минина прозвучали разнообразные произведения отечественной и мировой музыкальной литературы: «Stabat mater» Дж. Перголези, «Реквием» В. А. Моцарта, «Cloria» Ф. Пуленка, «Catulli Carmina» К. Орфа, «Иван Грозный» С. Прокофьева, «Симфония псалмов» Ф. Стравинского, «Dixi» Г. Канчели.

К этому необходимо добавить следующее. Репертуарный список Московского камерного хора пополняется новыми сочинениями, которые становятся заметным явлением в концертной жизни нашей страны. Это, например, «Рапсодия для мужского хора, соло альта и симфонического оркестра» Й. Брамса, «Мария Магдалина» Ж. Массне, «Креольская месса» А. Рамиреса.

Можно предположить, что творческое кредо дирижера в аспекте репертуарной стратегии строится на расширении его художественной инициативы, на ощущении изменяющегося «горизонта ожидания».

Особой строкой необходимо представить масштаб современной общественно-музыкальной деятельности В. Минина. Упомянем лишь о двух крупней-

ших событиях, получивших международный резонанс. Первое — это его участие в праздновании Дня славянской письменности, посвященного равноапостольным Кириллу и Мефодию, на Красной площади в мае 2013 г. Владимир Минин дирижировал тогда многотысячным хором, исполнявшим песню «Ах ты, степь широкая» в обработке А. Свешникова — символ национальной песенной культуры, словно олицетворяя соборную силу русского певческого искусства. Второе — это блистательное выступление Московского камерного хора под его же управлением на Олимпиаде в Ванкувере (2010 г.), где прозвучал Гимн России в формате пения а’сарре11а.

Необходимо отметить и значимость концерта к 40-летнему юбилею коллектива в апреле 2012 г. в Большом зале консерватории, где проявилось и незаурядное вокально-исполнительское мастерство артистов хора, и выдающийся талант его бессменного руководителя, которому подвластны многообразие жанровостилевой палитры и весь спектр темброво-интонационных оттенков, присущий уникальной природе хора.

Выделим и другие аспекты творческой деятельности «мининцев» в этот знаковый для прославленного коллектива период времени.

В рамках юбилейного сезона Московского камерного хора в Международном Доме музыки (2011—2012) был представлен абонемент «Исполнительское слово. Хору Минина — 40 лет». К юбилею самого маэстро телеканал «Культура» подготовил несколько фильмов: «Владимир Минин. От первого лица» (2009) и «Монолог в 4-х частях» (2014). Нельзя не отметить, что внимание музыкальной общественности и, в частности, канала «Культура» к творческой деятельности данного коллектива и его руководителя проявляется постоянно. За историю су-

ществования хора были созданы фильмы: «Русские святыни», «Русская православная музыка». Кроме того, в исполнительской практике камерного хора есть пример творческого участия в работе над художественными фильмами «Романс о влюбленных» и «Мой ласковый и нежный зверь» — запись т. н. саунд-треков, озвучивание фрагментов визуального ряда.

Многогранность творческой биографии хора и его руководителя проявляются в такой сфере деятельности, как запись на СD. Дискография хора насчитывает более тридцати единиц, в том числе на всемирно известной звукозаписывающей фирме «Deutshe Gramophone». Недавно завершилась запись нового диска «Русский дух», в который вошли русские народные песни и произведения отечественных композиторов. Художественно-стилевой диапазон музыкальных ориентаций маэстро проявился и в данной сфере: достаточно вспомнить, что в 2010 г. была осуществлена запись песенной композиции «Fragile» вместе с известным певцом Стингом.

Примечателен еще один ракурс творческой деятельности Московского камерного хора — его выступления в России и за рубежом. Имеется в виду обширная географическая карта гастрольной деятельности коллектива, побывавшего на всех континентах, за исключением Австралии. И всегда его уникальное исполнительское мастерство, вдохновленное блистательным дирижерским талантом Владимира Минина, находит горячий отклик и среди публики, и среди представителей музыкальной общественности.

В год, когда празднуется юбилей Владимира Николаевича Минина — его 85-летие, — мы становимся свидетелями немеркнущей славы Московского государственного академического камерного хора и его бессменного руководителя. Великолепное искусство дирижера и созданного им более сорока лет назад коллектива поражают, как и прежде, своим необыкновенным исполнительским мастерством, одухотворенностью, тонким проникновением в музыкальный мир исполняемых произведений.

Подтверждением сказанному явился концерт, состоявшийся 16 января 2014 г. в Большом зале Консерватории и посвященный знаменательному событию — юбилею маэстро. В нем приняли участие звезды отечественной сцены, преподнесшие свои музыкальные приношения Владимиру Минину. Среди них: Е. Образцова, А. Гиндин, И. Кобзон, оркестр «Виртуозы Москвы».

Каждый из участников подготовил и совместный номер с коллективом Московского камерного хора, символизируя тем самым свое с ним многолетнее творческое содружество. Здесь, в разнообразных ансамблях с тем или иным участником концерта, проявились, как и всегда, необыкновенная художественная гибкость «мининцев», их высокий певческий статус.

Многообразие исполнительских амплуа подтвердили участие в концерте прославленного артиста Валентина Гафта и выступление детского хора «Весна» под руководством Н. Авериной.

Программа юбилейного вечера была построена не только по принципу чередования поздравлений в адрес юбиляра с отдельными музыкальными номерами, но и имела очевидную тематическую направленность, поскольку режиссером и одним из ведущих стал сам маэстро. «Русское сердце Владимира Минина» — так

называлась программа юбилейного торжества, раскрывшая творческое кредо выдающегося дирижера нашей современности.

И потому весьма символично прозвучало в начале концерта в исполнении Московского камерного хора произведение Георгия Свиридова «Русское сердце» из его цикла «Гимны Родине» на слова Федора Сологуба. Так проявилась художническая позиция музыканта-мыслителя, посвятившего свою жизнь служению высоким идеалам отечественного хорового искусства.

Вместе с тем юбилейная программа охватила целый спектр музыкальностилевых направлений, характеризуя основные тенденции репертуарной стратегии коллектива. Среди исполненных в этот вечер произведений — фрагменты сочинений А. Вивальди («Gloria») и Ф. Шуберта (Месса G-dur). Следует заметить, что за пультом оркестра «Виртуозы Москвы» в этот вечер стоял не Владимир Спиваков, а Владимир Минин.

Интересной находкой дирижера — режиссера-постановщика концерта стало исполнение хоровой миниатюры О. Лассо «Эхо» и «Болеро» М. Равеля, прозвучавших неожиданно свежо и ярко. Для слушателя такого рода моменты — это всегда приглашение к восприятию нового художественного события, расширение картины звукового мира.

Данное исполнение стало подтверждением постоянных творческих исканий, характерных для уникального дирижерского стиля Владимира Минина. Творческий результат пройденного художником пути явился наилучшим подарком к его 85-летнему юбилею.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.