Научная статья на тему 'К 85-летию И. Ш. Алиева – основателя республиканской физико-математической школы'

К 85-летию И. Ш. Алиева – основателя республиканской физико-математической школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
669
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 85-летию И. Ш. Алиева – основателя республиканской физико-математической школы»

К 85-ЛЕТИЮ И. Ш. АЛИЕВА -ОСНОВАТЕЛЯ РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Е. С. Никитина,

кандидат физико-математических наук;

И. Н. Бочарова,

кандидат педагогических наук

В первой половине 60-х годов ХХ в., по постановлению Совета Министров СССР № 905 «Об организации специализированных школ-интернатов физико-математического и химико-биологического профиля», открылись несколько специализированных физико-математических школ-интернатов для особо одарённых детей при Московском, Ленинградском, Новосибирском, Киевском и Тбилисском государственных университетах. Республиканская физико-математическая школа (РФМШ) при Якутском государственном университете являлась шестой по счёту в нашей стране и первой профильной школой на территории Якутии. Она была основана в 1972 г. благодаря деятельности Алиева Исмаила Шахбазовича (1931 - 1987 гг.) - учёного с незаурядными организаторскими способностями.

Исмаил Шахбазович, будучи доцентом кафедры алгебры и геометрии Новосибирского государственного университета, приезжал в Якутск в качестве представителя университета на третий тур республиканской олимпиады школьников ЯАССР для отбора в физико-математическую школу при НГУ. Он с восхищением воспринимал работу якутских учителей и отношение руководства республики к подготовке будущих специалистов по точным наукам. Уже тогда он заметил, что у якутских школьников необычный склад ума. Это проявлялось в решении задач. Их можно было решать традиционным способом, но якутские школьники руководствовались другими оригинальными соображениями. Он загорелся идеей открытия школы при ЯГУ, аналогичной ФМШ при Новосибирском госуниверситете. В связи с этим Исмаил Шахбазович с удовольствием согласился на приглашение ректора И. Г. Попова работать в ЯГУ Он руководствовался словами М. В. Ломоносова: «При университете должны быть гимназии, без которых университет, как пашня без семян. Здесь следует преподавать школьные предметы, чтобы вышедшие оттуда были способны приступить к занятиям высшего порядка в университете». И. Ш. Алиев ясно отдавал себе отчёт в государственной важности этой работы и необходимости реализации на практике принципов дифференциации в обучении детей в старших классах. В то время в республике уже открылось много физико-математических классов благодаря энтузиазму будущего народного учителя СССР Михаила Андреевича Алексеева. Однако отдельной специализированной физико-математической школы в республике тогда ещё не было.

И. Ш. Алиев за работой на кафедре алгебры и геометрии ЯГУ (1972 г.)

Подготовка к открытию ФМШ началась с организации работы летнего лагеря сотрудниками кафедры алгебры и геометрии, заведующим которой работал в то время И. Ш. Алиев. Он с сотрудниками и со студентами кафедры начал готовить месячную программу обучения и отдыха детей в летнем лагере. Подбирались задачи повышенной трудности, проводились собеседования со школьниками - участниками олимпиад, велась с ними переписка.

В первый летний лагерь, созданный на базе восьмилетней школы пос. Верхний Бестях, прибыло 95 ребят почти со всех районов республики. Это были участники и призёры республиканских олимпиад, которых отличало огромное стремление к знаниям. Осенью 1972 г. восемьдесят из них стали учиться в официально открывшейся по постановлению Совета Министров ЯАССР физико-математической школе при ЯГУ. Главной задачей школы являлась подготовка абитуриентов для поступления в Якутский государственный университет на различные факультеты.

Дети разных национальностей (в основном народности Крайнего Севера) обучались в первом наборе РФМШ. Это были способные ребята, а благодаря работе летнего лагеря в пос. Верхний Бестях коллектив стал дружным.

Организаторский талант, умение увлечь ребят неординарными идеями стали стержнем, с помощью которого Исмаилу Шахбазовичу, как первому директору

Последний звонок первого выпуска РФМШ (г. Якутск, 1973 г.)

Перед выездом в г. Новороссийск на вторую физико-математическую школу (1973 г.)

школы, удалось создать работоспособный, профессионально грамотный педколлектив. Для работы с учениками были привлечены учёные из Якутского госуниверситета и институтов Якутского филиала АН СССР В разные годы в РФМШ работали такие известные якутские учёные, как Ю. Г. Шафер, Г Ф. Крымский, Е. Т. Софронов, Т. Н. Соловьёв, И. Г Егоров, А. Н. Алексеев, А. И. Гоголев, Т. Н. Селляхова, Е. С. Никитина, Н. Н. Кочмар, Т. В. Назаров, Н. С. Николаев, Н. Г. Соломонов, М. Н. Очиров, С. Н. Еремеев, Г М. Колодезников, И. Н. Николаев и др. Также к работе в школе привлекались преподаватели и учителя с большим опытом методической и воспитательной работы: Э. А. Умановская, А. К. Иванов, С. В. Бочковская, М. И. Донская, А. И. Петрова, Л. С. Дубшан, З. П. Холмогорова и др. При таком преподавательском составе школьная программа была намного шире, глубже, с выходом на вузовскую.

Исмаилу Шахбазовичу в короткий срок удалось объединить преподавателей-энтузиастов, талантливых молодых учёных и совсем юных студентов-воспитателей, которые называли себя клоншерами (клон - термин из алгебры, объединение; шер-друг с французского языка; клоншер -друг объединения). Многие из них в дальнейшем стали кандидатами и докторами наук: Е. Е. Петров, Н. Н. Павлов, Е. П. Жирков, И. Н. Николаев, И. Г. Дмитриев, М. Ф. Семёнов, Г. Г. Гурзо, Ф. И. Соловьёва, Н. Н. Алексеева, Ю. А. Коновалов, А. И. Левин, П. П. Петров и др.

Долгие годы соратником и близким другом Исмаила Шах-базовича был старший преподаватель физико-математического факультета Семён Николаевич Семёнов (именно он убедил Исмаила Шахбазовича приехать работать в ЯГУ). Честнейший,

добросовестнейший, самый старший по возрасту на кафедре человек, очень надёжный, требовательный, невозмутимый и чуточку ироничный, он увидел в Алиеве человека, который сумеет пробить брешь в тогдашней советско-партийно-бюрократической стене власти и построить первое элитарное специализированное учебное заведение в Якутии. Семён Николаевич старался помогать ему буквально во всём, делая незаметную, но необходимую и трудную работу - учить детей, ездить в дальние летние школы с учащимися и многое другое. Всё это он делал спокойно, без суеты и многословия, на очень высоком профессиональном уровне.

Исмаил Шахбазович написал пособие для учащихся РФМШ, которое отправляли каждому поступившему. В этом пособии он настраивал учеников на серьёзную работу, рассказывал о школе и её традициях, о научных институтах Якутска, об университете. Вся книга пронизана особой любовью и уважением к своим учащимся. Так, И. Ш. Алиев подчёркивал: «Главной нашей задачей является подготовка абитуриентов для поступления в ЯГУ на различные факультеты. Нет "культа" олимпиады; на подготовку к олимпиадам отводится 3 - 6 дней в предолимпийский период. Учёба основана на лекционно-практи-ческом методе обучения». Он считал, что два-три человека, составляющие команду школы, не могут дать достоверное представление об уровне знаний остальных учащихся школы. В этом Исмаил Шахбазович опирался на свой личный опыт, когда люди, которые ни разу не участвовали в олимпиадах, или, участвуя, не занимали призовых мест, становились потом известными учёными и профессорами. Якутские «фымышата» с особой ответственностью защищали

Верные друзья и коллеги С. Н. Семёнов и И. Ш. Алиев (1976 г.)

Вечер воспоминаний об И. Ш. Алиеве в Институте математики и информатики СВФУ. Выступает зав. кафедрой алгебры и геометрии ИМИ СВФУ Е. С. Никитина (г. Якутск, февраль 2016 г.)

олимпийскую честь РФМШ, поэтому их команда всегда занимала призовые места. Особенно интересными в работе школы были регулярно проводимые олимпиады (очные и заочные), которые создавали дух соревнования. Заочные олимпиады заключались в решении «100 осенних», «100 зимних», «100 весенних» и «100 летних» задач, предлагаемых каждый сезон.

Самое главное то, что учеников РФМШ учили работать и мыслить самостоятельно, делать собственные выводы из прочитанного и услышанного. Так, программа обучения по математике включала некоторые вопросы из курсов, изучаемых в университете: «Теория чисел», «Теория Галуа», «Теория графов», «Комбинаторика» и др. Постоянно среди учеников шли соревнования по решению задач. Каждый день заполнялась специальная таблица, висевшая в коридоре интерната, где было видно, кто сколько задач решил. Перед учащимися школы стояли следующие основные задачи:

- овладеть математической культурой;

- постоянно повышать свой запас знаний;

- научиться самостоятельно приобретать необходимые знания;

- проводить научно-исследовательскую работу;

- уметь слушать лекцию, правильно конспектировать, улавливая основную мысль лектора.

Исмаил Шахбазович, как директор, понимал, что школа жива своими абитуриентами, их надо скрупулёзно искать. Республиканские газеты «Бэлэм буол» и «Молодёжь Якутии» публиковали олимпиадные задачи по физике и математике. Активные участники очных и заочных республиканских олимпиад приглашались в летние физматшколы, и по результатам их работы проводился набор.

Среди выпускников школы в годы, когда её возглавлял И. Ш. Алиев (1972 - 1980 гг.), насколько нам известно, более 20 человек стали кандидатами и докторами наук: Ю. М. Григорьев, М. А. Семёнова, С. А. Гурченков, М. С. Троева, Л. А. Николаева, И. В. Павлов, Ф. Ф. По-сельский, В. Е. Михайлов, И. Н. Бочарова, О. Н. Попов, С. С. Зарипов, С. Н. Танеев, И. И. Ковлеков, Г. Г. Винокуров, С. П. Шкулев, И. В. Бубякин, И. В. Старкова, Д. К. Чахов, В. П. Ефремов, А. П. Семёнов, В. И. Слепцов и др. Многие из выпускников школы посвятили себя педагогической работе. Есть среди них и успешные бизнесмены, руководители различного уровня: А. Н. Миронова, В. Н. Максимов. Н. М. Кузьмина, Р. С. Мамаева, М. Н. Саввина, А. А. Петрова, Н. Н. Иванова, З. Н. Слепцова, И. В. Слепцова, В. В. Чулкстан, Л. И. Бочкарёв, А. Е. Софронов, В. Умановский, А. Изосимов и др.

16 февраля 2016 г. Исмаилу Шахбазовичу исполнилось бы 85 лет. Торжественные мероприятия в честь этого юбилея прошли в Институте математики и информатики СВФУ. Состоялась церемония открытия мемориальной доски, увековечивающей память И. Ш. Алиева - доцента, кандидата физико-математических наук, заведующего кафедрой алгебры и геометрии МФ ЯГУ. Его имя присвоено актовому залу школы. На этих юбилейных торжествах присутствовали выпускники РФМШ, вдова Исмаила Шахбазовича Аза Германовна, дочери Зиба и Эмилия, внуки Артур и Лиза. Добрыми словами вспомнили своего коллегу учителя школы разных лет: Н. Г. Соломонов, А. И. Гоголев, Т. Н. Соловьёв, И. Н. Николаев, Т. В. Назаров и другие. С тёплыми воспоминаниями о своём учителе выступили выпускники. На рассмотрение сегодняшнего коллектива школы было внесено предложение о присвоении ей имени И. Ш. Алиева.

Семья Исмаила Шахбазовича Алиева (Аза Германовна, дочери Зиба и Эмилия, внуки Артур и Лиза) вместе с его коллегами и учениками после открытия мемориальной доски, увековечивающей память основателя РФМШ (г. Якутск, 2016 г.)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.