Научная статья на тему 'К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.М. ГРОМБАХА'

К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.М. ГРОМБАХА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.М. ГРОМБАХА»

соответственно). Менее выражено его влияние на заболеваемость пневмониями (коэффициент 11,38), болезнями нервной системы и органов дыхания, органов пищеварения и мочеполовой системы (коэффициенты 6,56, 6,36, 6,2 и 6,34 соответственно) и т. д. Как видно из значений коэффициентов, влияние аммиака на различные нозологические единицы подчиняется экспонен-^ циальным законам. Этому же закону подчиняется фактор пыли и сернистый газ.

Для прогнозирования заболеваемости рассмотрим влияние вредных факторов окружаю-г щей среды на заболевание кожи и подкожной клетчатки (Уи). Подставляя в уравнение данные загрязнения окружающей среды (X), получим расчетную заболеваемость:

К14 = 83,2 —(79,02-0,3) +(14,85-0,16) + (2,76-0,6) + + (1,71-0,08) -(0,1-0,24) + (143-0,006) = 64,5.

Сведение наиболее значимых факторов Хъ (аммиак) и (двуокись азота) к нулю приво-Т дит к снижению заболеваемости кожи и подкожной клетчатки па 5,2% (Уи = 61,2).

Однако полученные результаты не всегда согласуются с истинной картиной реакции организма на воздействие тех или иных факторов.

Это объясняется перекрестным воздействием вредных факторов (простое, дополнительное, си-нергическое и антагоническое) [4, 5].

Резюмируя изложенное, следует отметить, что использование системного анализа позволило количественно установить степень значимости отдельных ксенобиотиков в распространении той или иной нозологии болезней. При этом математическое моделирование дает возможность прогнозировать процесс оздоровления населения при поэтапном снижении концентрации отдельных или комплекса факторов, негативно воздействующих на организм людей.

Литература

1. Антамонов Ю. Г. Синтез математических моделей биологических и медицинских систем.— Киев, 1974.

2. Дубинская И. Д. // Вести. АМН СССР — 1981,— № 1,— С. 45—46.

3. Мерешок Г. В. Загрязнение окружающей среды и здоровье населения. — Кишинев, 1984.

4. Серенко А. Т., Александрова О. А. НТР: Здоровье: Здравоохранение.— М., 1984.

5. Соколов Д. /(., Гедымин М. Ю., Осипян В. А. и др. Изучение здоровья населения в связи с экономико-гео-графическими особенностями региона: Метод, рекомендации.— М., 1987.

Поступила 31.01.89

© В. Н. КАРДАШЕИ КО. 1989 УДК 613:92 Тромбах

В. Н. Кардашенко (Москва) К 80-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С. М. ГРОМБАХА

В феврале 1989 г. исполнилось 80 лет со дня рождения видного советского ученого-гигиени-щ ста Сергея Михайловича Громбаха, всю свою жизнь отдавшего служению гигиенической науке.

Только первые 4 года по окончании в 1930 г. I Московского медицинского института С. М. Громбах занимался лечебной деятельностью. В 1934 г. он был приглашен в Институт охраны здоровья детей и подростков им. десятилетия Октября (ИОЗДиП), где состоялась его встреча с основателями советской школыю-гигиени-ческой науки проф. А. В. Мольковым и доц. П. М. Ивановским. Это было время становления науки об охране и укреплении здоровья детей, трудный и сложный период в развитии школь-ной гигиены. Начало научной деятельности Сер-тгея Михайловича совпало с проведением первых научных исследований по гигиеническому обоснованию условий воспитания и обучения советских детей. В стенах ИОЗДиП в санитарно-ги-гиеническом отделе ученым были выполнены первые работы по гигиене чтения и гигиене детских книг, представленные в 1939 г. в его кандидатской диссертации «Гигиенические критерии внешнего оформления детских книг». В ИЗОДиП

С. М. Громбах формировался как школьный гигиенист под непосредственным влиянием идей П. М. Ивановского. Именно здесь он заинтересовался применением физиологических методик в разработке гигиенических проблем. Ему было доверено возглавить кабинет учебно-воспитательной работы учащихся.

В годы Великой Отечественной войны С. М. Громбах был терапевтом в рядах Советской Армии; в 1943 г. приказом Наркомздрава РСФСР он был отозван из армии для продолжения научной работы.

К этому времени ИОЗДиП был реорганизован в Институт педиатрии Минздрава РСФСР, где С. М. Громбаху предложили возглавить и организовать разработку гигиенических проблем, направленных на восстановление здоровья подрастающего поколения. На протяжении 8 лет Сергей Михайлович и руководимый им немногочисленный коллектив школьных гигиенистов осуществлял научные исследования по гигиеническому обоснованию температурного режима для детей раннего, преддошкольного и школьного возраста. В условиях естественно-гигиенического эксперимента были научно обоснованы нормы

2 Гнгиена и саиитарня № 11

— 33 —

температуры воздуха в помещениях детских яслей, домов ребенка и детских садов.

С. М. Громбах был разносторонним исследователем, проявлял большой интерес к исторической науке. Он много занимался историей отечественной медицины XVIII века, известны его работы об отечественных ученых-энциклопедистах М, В. Ломоносове, С. Г. Зыбелине, И. Е. Дядьковском, Даниле Самойловиче, П. И. По-горецком и др. Им было опубликовано 25 работ по истории отечественной медицинской науки, а в 1953 г. ученый защитил докторскую диссертацию «Передовые черты русской медицины

XVIII века». В этом фундаментальном исследовании С. М. Громбах раскрывает истоки профилактической медицины России, получившей дальнейшее развитие в отечественной гигиене

XIX — начале XX веков.

1956 г. был переломным в развитии школьной гигиены. Решением Всесоюзного общества гигиенистов она была переименована в гигиену детей и подростков. Содержание и объем научных исследований в области гигиены детства вышли за рамки своего названия; данная дисциплина охватывала вопросы гигиены всех возрастных контингентов детей и подростков. В НИИ гигиены союзных республик создаются отделы гигиены детей и подростков. В Московском НИИ гигиены и санитарии им. Ф. Ф. Эрисмана значительно расширяется отдел школьной гигиены, руководство которым поручается С. М. Гром-баху. В стенах этого института были начаты исследования по гигиене учебного процесса и политехнического обучения учащихся, связанные с изменениями школьного образования. В 1959 г. в нашей стране в системе Академии медицинских наук СССР открывается НИИ гигиены детей и подростков. С. М. Громбах приглашается на должность заместителя директора института по науке, которую он занимает на протяжении всей своей последующей жизни, т. е. в течение 27 лет. С полной отдачей таланта и сил работал Сергей Михайлович, много сделал для развития научных исследований в области гигиены детей и подростков, для подготовки научных кадров. В этот период своей научной деятельности он разработал и обосновал основные теоретические и методологические положения гигиены детей и подростков. В работе «Гигиена детей и подростков как отрасль гигиенической науки» [1] ученый определил гигиену детей и подростков как «возрастную гигиену». Он писал: «Гигиена детей и подростков, вобрав в себя основные источники, от которых она возникла, — школьную гигиену, гигиену детей Дошкольного возраста и гигиену труда подростков, синтезировала их и приобрела новое качество — возрастной гигиены» [1]. В этой работе С. М. Громбах показал грань между гигиеной детства и педиатрией. Он подчеркивал, что у гигиены детства и педиатрии общая задача — воспитание здорового, гар-

монически развитого ребенка, но различаются они по своему отношению к ребенку и среде, окружающей его. «И та, и другая наука включает в сферу своего внимания обе взаимодействующие стороны — и среду, и ребенка. Но педиатрия лишь учитывает внешнюю среду, а объектом ее воздействия является ребенок. Гигиена же, учитывая реакции ребенка, воздействует на среду». #

С. М. Громбахом были обоснованы методы исследования, применяемые в гигиене детей и подростков. Он был неизменно привержен физиологическому направлению в гигиенических исследованиях. Им было высказано чрезвычайно важное положение о том, что степень взаимодействия организма с факторами среды определяется достигнутым уровнем морфофункцио-нального развития ребенка и подростка. Поэтому узловой проблемой гигиены детей и подростков является проблема функциональной зрелости растущего организма, соответствия влияющим на него условиям и требованиям жизни, ф В последующем им были сформулированы ос- * иовные принципы гигиенического нормирования в гигиене детей и подростков. «Обязательной предпосылкой допустимости (нормы) воздействия любого фактора внешней среды служит функциональная готовность (зрелость) растущего организма к этому воздействию. Нормы в гигиене детей и подростков непостоянны, они сменяются на разных возрастных этапах. Смена норм должна происходить неодновременно для различных факторов. Задача гигиенического нормирования заключается в том, чтобы не только сохранить и укрепить здоровье, но и обеспечить благоприятное развитие [2]. Эти постулаты являются в настоящее время основополагающими в методологии гигиенического нор- Ф мирования различных видов деятельности детей и факторов среды, окружающей их.

В последние годы С. М. Громбахом были проработаны, а затем испытаны во многих научных исследованиях новые методические способы оценки работоспособности учащихся в зависимости от характера и степени трудности учебных занятий. В совместной научной работе с гигиенистами социалистических стран ученый определил место и значение психогигиены в сохранении здоровья и работоспособности учащихся. В проблему изучения здоровья детского и подросткового населения Сергей Михайлович внес весьма существенный вклад. Им совместно со специалистами клинического профиля было предложено деление детей и подростков по состоянию здоровья на 5 групп здоровья. Эта классификация получила широкое распространение в практическом здравоохранении.

С. М. Громбах был требовательным и вместе с тем внимательным учителем. Им подготовлено свыше 20 кандидатов и докторов наук, работающих в различных уголках нашей страны. На

протяжении последних 25 лет он возглавлял секцию гигиены детей и подростков Московского отделения Всесоюзного общества гигиенистов и санитарных врачей, был почетным членом Чехословацкого медицинского общества им. Пур-кинье, Научного общества гигиенистов Болгарии, Венгерского медицинского общества Жозе-фа Фодора.

% Сергей Михайлович Громбах был талантливым, широко эрудированным человеком, при-

знанным исследователем пушкинского наследия, ученым с высокими нравственными принципами, преданно и беззаветно служившим советской науке.

Литература

1. Громбах С. М. Гигиена детей и подростков как отрасль гигиенической науки.— М., 1965. — Вып. 1.

2. Громбах С. М. Гигиена детей и подростков в СССР за 50 лет. — М., 1970. — Вып. 2.

Поступила 31.10.88

Методы исследования

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 1989 УДК 614.777:015.91-074:543.426

Г. Н. Красовский, В. И. Жуков, Л. А. Бондаренко, Т. С. Дергачева

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА БИОХЕМИЛЮМИНЕСЦЕНЦИИ В САНИТАРНО-ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

НИИ общей и коммунальной гигиены им. А. Н. Сысина, Москва; Харьковский медицинский институт

В последние годы биохемилюминесценция (БХЛ) привлекает все более пристальное внимание представителей медицины. В Советском Союзе начальным этапом в исследовании сверхслабого свечения явилось создание в конце 60-х годов установки для его регистрации [1].

Энергия спонтанного сверхслабого свечения образуется за счет неферментативного сзободно-радикального процесса окисления липидов орга-нов и тканей организма. Как известно, низкий ^ уровень БХЛ обусловлен тем, что процессам неферментативного окисления противопоставлена совокупность тканевых биоантиокислителей. Установлена прямая зависимость между уровнем окислительных процессов в органах и тканях и концентрацией в них свободных радикалов. Физиологическому состоянию метаболизма соответствует определенный уровень свободнорадикаль-ного окисления липидов и соответственно определенный уровень БХЛ [4]. Отклонения во внутреннем состоянии биологических объектов вызывают нарушения стационарности и изменения интенсивности свечения [6].

Цель настоящей работы — обоснование приме-нения метода БХЛ в санитарно-токсикологиче-ских исследованиях при установлении безвредных уровней содержания химических веществ в воде водоемов. Для изучения использованы два класса химических соединений: органические — простые полиэфиры (полиэтиленоксид мол. м. 400, полиоксипропилентриол мол. м. 500, по-лиоксиэтиленоксипропилендиолы мол. м. 1500 и 2500) и неорганические — сильные окислители

(персульфаты калия и аммония). Изучено влияние этих соединений на организм теплокровных животных в соответствии с «Методическими указаниями по разработке и научному обоснованию предельно допустимых концентраций вредных веществ в воде водоемов» [5].

В остром опыте на белых крысах и мышах определяли интенсивность сверхслабого свечения внутренних органов и тканей при пероральном введении простых полиэфиров марок Л-402, Л-503, Л-1502 и Л-2502 в летальных и сублетальных дозах. На этом этапе выполнены 2 серии исследований. В I серии определяли уровни интенсивности БХЛ органов и тканей белых крыс, выживших после однократного введения веществ. Сыворотку крови, гомогенаты печени, почек, надпочечников, сердца и селезенки изучали на 16-й день эксперимента. Во II серии исследовали интенсивность сверхслабого свечения органов и сыворотки белых мышей в динамике через 1, 3, 6, 9 и 12 ч после затравки заведомо смертельными дозами простых полиэфиров. 12 ч — среднее время гибели животных в остром опыте (ЁТ50). Интенсивность БХЛ индуцировали 3 % перекисью водорода [7]. Вызываемый ею первый максимум подъема кривой отражает содержание в системе гидроперекисей, перекисей и супероксидов; второй максимум связан с концентрацией антиокси-дантов [3]. Результаты оценивали по величине интенсивности свечения (вспышки) в момент добавления перекиси и кинетики протекания реакции [2].

Для изучения динамики БХЛ при тех же усло-

2*

- 35 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.