Научная статья на тему 'К 75-летию со дня рождения основателя белорусской научной школы науковедения доктора социологических наук Геннадия Александровича Несветайлова. История формирования и этапы развития белорусской науковедческой школы'

К 75-летию со дня рождения основателя белорусской научной школы науковедения доктора социологических наук Геннадия Александровича Несветайлова. История формирования и этапы развития белорусской науковедческой школы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
255
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К 75-летию со дня рождения основателя белорусской научной школы науковедения доктора социологических наук Геннадия Александровича Несветайлова. История формирования и этапы развития белорусской науковедческой школы»

К 75-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ОСНОВАТЕЛЯ БЕЛОРУССКОЙ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ НАУКОВЕДЕНИЯ

доктора социологических наук Геннадия Александровича несветайлова

ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ БЕЛОРУССКОЙ НАУКОВЕДЧЕСКОЙ ШКОЛЫ

Официальной датой организационного оформления науковедческих исследований в Беларуси можно считать 7 октября 1976 г., когда решением Президиума Академии наук Белорусской ССР в Институте физики АН БССР было создано новое структурное подразделение - сектор науковедения.

Инициатива создания этого подразделения принадлежала стоявшему у истоков зарождавшегося нового научного направления кандидату технических наук Г. А. Несветайлову (04.03.1939-28.06.1999), в те годы ученому секретарю Института тепло-и массообмена имени А. В. Лыкова АН БССР.

Неоценимую помощь в обосновании принятого начальник киевской науковедческой школы, член-корреспондент Академии наук Украинской ССР, доктор экономических наук Г. М. Добров, выступивший в декабре 1975 г. на заседании Президиума АН БССР с докладом «Науковедение как наука о науке».

Идею образования белорусской науковедческой исследовательской ячейки поддержал президент Академии наук БССР академик Н. А. Борисевич. По его предложению в Институте физики был создан сектор науковедения, а его руководителем назначен Г. А. Несветайлов.

Создание сектора науковедения с двойным подчинением - Президиуму АН БССР и Институту физики - положило начало комплексным междисциплинарным исследованиям развития науки в Беларуси.

В 1979 г. вышел из печати первый сборник научных трудов сектора «Вопросы управления исследованиями и разработками». В том же году в Минске в академическом издательстве «Наука и техника» увидела свет и первая нау-коведческая монография Г. А. Несветайлова «Наука и ее эффективность».

Процесс становления белорусского науковедения в те годы постоянно находился в центре внимания Президиума Академии наук БССР. Президиум не только регулярно заслушивал подготовленные сектором доклады о результатах анализа развития науки в республике и Академии наук, но и периодически обсуждал конкретные вопросы организации работы сектора науковедения: подготовку и повышение квалификации кадров, материально-техническое

решения оказал родо-

558

М. И. Артюхин

и информационное обеспечение, научно-методическую и коммуникационную деятельность.

В начале 1982 г. постановлением Бюро Президиума АН БССР сектор науковедения был переведен из Института физики в Институт экономики АН БССР -головную организацию по разработке прогнозных аналитических оценок республиканской Комплексной программы научно-технического прогресса (КП НТП) и его социально-экономических последствий на двадцатилетнюю перспективу. При этом сектор науковедения Института экономики был определен головным подразделением по сводному разделу «Наука» КП НТП в Беларуси.

На базе сектора (позднее отдела науковедения) Института экономики АН БССР продолжил свою работу и созданный при нем постоянно действующий открытый городской семинар по науковедению. На семинаре выступали в качестве докладчиков многие белорусские специалисты, для которых наука была объектом исследований или сферой их управленческой деятельности. В течение долгого времени, в 1970-е и 1980-е гг., семинар объединял в рамках науковедения белорусских историков и экономистов, философов и социологов, правоведов и психологов.

Процесс развития белорусской науковедческой школы сопровождался защитами диссертаций и присуждением ученых степеней кандидатов экономических наук сотрудникам и аспирантам отдела науковедения В. И. Недилько, А. А. Слонимскому, В. А. Карелиной, В. Г. Василеге, Е. В. Гуриной. Заметными вехами стал выход из печати монографических изданий: В. И. Недиль-ко «Интенсификация науки: содержание и планово-финансовые факторы» (1984), А. А. Слонимского «Региональный научный комплекс: формирование и организация управления» (1990), коллективного труда «Научный потенциал республики» (В. Г. Василега, В. Г. Гринченко, В. Ф. Ермаков и др., под ред. Г. А. Несветайлова (1991)).

Г. А. Несветайлов разработал и реализовал программу исследований по проблемам организации фундаментальных исследований в академической науке. Результаты этой работы в 1986 г. были опубликованы в его широко известной монографии «Интенсификация академической науки в условиях союзных республик».

Период так называемой горбачевской перестройки стал очередным этапом в смене направлений исследований отдела науковедения. В 1990 г. он был передан из Института экономики в созданный в структуре Академии наук БССР Институт социологии с преобразованием в отдел социологии науки. Следует отметить, что к этому времени в отделе уже был накоплен определенный опыт проведения социологических исследований в сфере науки, некоторые сотрудники имели публикации в научных социологических изданиях, являлись участниками симпозиумов, конференций и других мероприятий по социальным аспектам развития науки и проблемам эффективного использования научных кадров.

В 1990 г. Г. А. Несветайлов защитил докторскую диссертацию на соискание ученой степени доктора социологических наук на тему «Социально-эко-

История формирования и этапы развития белорусской науковедческой школы 559

номический механизм обновления академической науки», в которой раскрыл проблемы трансформации белорусской науки в условиях перестройки.

Этап зрелости белорусского науковедения как научного направления совпал с периодом становления Республики Беларусь как суверенного государства. Науковеды оказались востребованными в этом процессе. Часть из них была призвана в органы управления республики, другие остались в сфере науки и были в той или иной мере задействованы в научном обосновании законодательной и нормативной правовой базы развития научной и научнотехнической деятельности. С их участием разрабатывались Закон Республики Беларусь «Об основах государственной научно-технической политики», Закон Республики Беларусь «О научной деятельности», ряд других программных документов и концепций развития сферы науки и инноваций. Результаты нау-коведческих исследований, таким образом, получили реализацию в разработке основ государственной научной и инновационной политики республики.

С целью выявления новых подходов к преобразованиям в сфере организации фундаментальных и поисковых исследований и подготовки соответствующих предложений органам государственного управления Г. А. Несветайлов публикует целый ряд проблемных статей: «Научные кадры - что там впереди?», «Утечка умов: за и против», «Концепция выживания науки: надеяться на лучшее, готовиться к худшему», в которых рассматриваются возможные сценарии развития научно-технического потенциала республики.

Социологические исследования науковедов получили мощный импульс при реализации в 1995-1997 гг. международного проекта «Трансформация научных кадров в странах Центральной и Восточной Европы», одним из лидеров которого был Г. А. Несветайлов. С его участием как редактора был подготовлен и издан труд «Transforming Science and Technology Systems - the Endless Transition?» («Трансформация научной и технологической систем - бесконечное преобразование?»). Г. А. Несветайлов являлся членом Европейской ассоциации исследований науки и техники (EASST), в 1996 г. был избран заместителем руководителя секции «Наука и техника для развития» Европейской ассоциации исследований развития и подготовки кадров (EADI), являлся членом редколлегии международного журнала «Наука и науковедение». Биография Г. А. Несветайлова была опубликована издательством А. N. Marquis (США) в 15-м издании справочника «Кто есть кто в мире».

Признанием заслуг белорусской науковедческой школы научным сообществом стало присуждение ее представителям Г. А. Несветайлову и А. А. Слонимскому совместно с киевскими коллегами из Центра исследований научно-технического потенциала и истории науки Национальной академии наук Украины Б. А. Малицким, Е. В. Авсеневым, И. Ю. Егоровым премии президентов академий наук Украины, Беларуси и Молдовы в области гуманитарных наук 1997 года за цикл совместных социально-экономических исследований «Трансформация науки и научной политики в странах с переходной экономикой (1991-1997 гг.)».

560

М. И. Артюхин

Свидетельством продуктивности последнего этапа научной деятельности Г. А. Несветайлова стала защита кандидатской диссертации по социологии науки его учеником И. Н. Шарым (1999) с последующим выходом авторской монографии («Научная политика в переходный период» (2001)).

Посмертно, в 2004 г., вышла зарубежная монография «От системной трансформации к европейской интеграции. Наука и технология в Центральной и Восточной Европе в начале XXI века», изданная в Германии под редакцией профессора В. Меске. В этом фундаментальном труде опубликован раздел Г. А. Несветайлова и его учеников «Беларусь: трансформация научно-технической системы», в котором отражены особенности первой фазы трансформационных процессов в науке Беларуси - стратегии выживания.

После ухода из жизни руководителя отдела социологии науки Г. А. Несве-тайлова в результате ряда преобразований создан Центр мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров Института социологии НАН Беларуси. Это направление прикладных науковедческих исследований оказалось наиболее востребованным в современных социально-экономических условиях Беларуси и успешно развивается под руководством М. И. Артюхина, последователя и преемника Г. А. Несветайлова.

Другие представители минской школы науковедения реализуют свой индивидуальный научный потенциал при выполнении ряда исследований и разработок, востребованных практикой. Их взаимоотношения приобрели характер «незримого колледжа» - коммуникационной структуры интеллектуального труда, для которой первостепенное значение имеют коммуникации, недетерминированные принадлежностью к институциональной структуре. Взамен групповой активности школы, объединенной исследовательскими программами сектора науковедения, консолидация учеников и последователей Г. А. Несветайлова, работающих в разных организациях, основана на общем подходе к анализу социально-экономических факторов развития науки, сходстве сформировавшихся профессиональных интересов и используемых методик, взаимных ссылках на статьи и монографии, а также обмене копиями публикаций.

Вспоминая основателя белорусской научной школы науковедения Г. А. Не-светайлова, хочется отметить его выдающиеся лидерские качества, чувство нового, нестандартность, системность его мышления, коммуникативные качества, готовность к новаторским изменениям. В памяти своих коллег и учеников он навсегда останется как непререкаемый авторитет и научный лидер.

Воспитанники научной школы Г. А. Несветайлова: В. И. Недилько, А. А. Слонимский, В. А. Карелина, В. Г. Василега, Е. В. Гурина, О. В. Максимова, М. И. Артюхин, И. Н. Шарый.

Руководитель Центра мониторинга миграции научных и научно-педагогических кадров Института социологии НАН Беларуси, кандидат философских наук М. И. Артюхин

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.